Эпитет в русском языке

Средство выразительности речи — эпитет. Различные стилистические приемы и выразительные средства языка применяются не только в литературных произведениях.

Какое выражение является эпитетом

Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна. Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart. По характеру обозначения признака По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением. Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес. Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье». Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном.

Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами: лошадиная сбруя и лошадиное здоровье; жуткая история и жуткая боль; гробовая доска и гробовая тишина; могучий боец и могучая гора; пламенный столб и пламенная речь. По степени устойчивости связи с определяемым словом Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца. Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные. По структуре По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

Эпитеты новейшей поэзии, согласно теории Веселовского, выросли на почве древних синкретических и метафорических эпитетов, то есть на почве такого же рода «психологических скрещиваний», что и эпитеты-метафоры черная тоска, мертвая тишина: новые необычные метафоры «предполагают такую же бессознательную игру логики», только более сложную, «потому что усложнились и исторический опыт, и спрос анализа». Так, душистые сказки у Гейне появляются из простейшей аналогии «цветок-человек», «речь цветов» — их аромат, и когда цветы наклоняются друг к другу головами, они «нашептывают» друг другу сказки; точно так же появляется и эпитет-метафора звездные сказки у К.

Современные эпитеты-атрибуты можно классифицировать с точки зрения их структуры и синтаксической позиции препозиция, постпозиция, дислокация. Платонова , слитные когда эпитеты-прилагательные образованы из двух-трех корней — ср. Толстого рассказ убедительно-лживый и неологический слитный эпитет у М. Цветаевой Девичий-свой-львиный Покажи захват! Бродского , а также сложные, передающие «слитный групповой смысл»: ср. Ритмическая структура стихотворного текста требует определенного расположения эпитетов в рамках стихотворных строк. Поэтому в поэтическом тексте часто встречается инверсия эпитета, когда он оказывается в постпозиции к определяемому слову у А. Пушкина — Твоих оград узор чугунный; И пунша пламень голубой , а также его дислокация — когда определяемое и определяющее слова разделены какими-то другими словами ср.

Томашевский считал, что такое отделение слов в стихе ведет к их обособлению и несколько утяжеляет слово, придавая ему больший вес. В этом смысле разъединение эпитета и определяемого им слова по разным рядам и расположение их по вертикали может создавать иконический эффект «разрыва звучания», как, например, у А. Блока: Все как было. Только странная Воцарилась тишина.

Как не всякий Э. Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключенный в подлежащем эта гора высока и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в подлежащем люди смертны. Перенося это различение на грамматические определения, можно сказать, что название Э.

Для логики это различение не безусловно, но для психики творящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение. Если былина всегда называет седло черкасским, то не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а прием стилистической идеализации. Как и иные приемы — условные обороты, типичные формулы — Э. Это "забвение реального смысла", по терминологии A. Вeселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия. Возможно, что в эпоху древнейшего синкретического, лирико-эпического песенного творчества этого постоянства еще не было: "лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии". Анализируя поэтические Э.

Веселовский находит возможность разбить их на две обширные категории: 1 Э. Подметив эту разницу, немецкие теоретики пытались делить Э. Должно отметить, что, "говоря о существенном признаке, как характерном для содержания пояснительного Э. Так, напр. Отсюда пристрастие к Э. Особенное внимание обращает А. Веселовский на две группы эпитетов, поверхностно сходные, но по существу и по хронологии глубоко различные: "между ними лежит полоса развития — от безразличия впечатлений к их сознательной раздельности", это Э.

Первый — как и всякая метафора — предполагает сознательное перенесение оттеняемого признака с одного из сравниваемых объектов на другой "сладкая тишина", "блестящее общество", "сонный лес". Конкретные примеры сложны, но можно утверждать, что с психологической точки зрения в таких Э. История Э. За иным Э. Так оценивая эволюцию Э.

Например, метафора: Ее серебряные волосы ниспадали с плечи - содержит сравнение волос с серебром. Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность: дело прогорело, хождение рубля, кружится голова.

В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы: Ведь уж осень на двор Через прясло глядит.

Эпитет в русском языке и литературе

это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает. это одно из средств в языке, которое используется для того, чтобы усилить выразительность как в устной, так и в письменной речи. В русском языке для создания ярких художественных образов используются художественные средства речи. Одним из таких средств являются эпитеты, о которых и пойдет речь в данной теме. Что такое эпитеты? образное, художественное определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему выразительность, поэтическую яркость Швейцарские Альпы заслуживают восторженных эпитетов по справедливости. ЭПИТЕТ. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, емкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный.

Как эпитеты насыщают и оживляют образы?

Художественный Э. часто возникает на переносном значении слова, тогда он называется метафорический Э. Разновидностью эпитетов является постоянный Э., который характерен для устного народного творчества. Узнать, в каком языке зародилось слово «эпитет», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. Где стоит ударение в слове «эпитет». В русском языке эпитет выступает в функции определения или обстоятельства и часто употребляется в переносном значении.«Золотая пора».«Трезво оценивать». Здесь вы узнаете, что такое эпитет, где он применяется и какова его роль в современном мире. Говоря, про эпитеты, стоит сказать, что это слово греческого происхождения и означает «поворот речи» или «оборот речи». Словарь эпитетов русского языка. эпитет — ЭПИТЕТ -а; м. [греч. epitheton — приложенное] Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. Что такое эпитет. С древнегреческого языка, слово «эпитет» переводится, как «приложенный». Другими словами, это своеобразное дополнение, которое помогает сделать основное слово более выразительным, а так же доступным к восприятию.

Эпитеты в русском языке: что это, примеры

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них. По сфере употребления Эту классификацию предложил советский лингвист К. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские. Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи.

И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз. Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска. Свойства народно-поэтических эпитетов: Форма прилагательного в усеченной форме сыра земля, чисто поле ; Перенос ударения зелено вино, шелковые луга ; Эпитет стоит после определяемого слова Эпитет стоит после определяемого слова ветра буйные, горе горькое. Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации.

Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance Performance Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors. Analytics Analytics Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

За пределами представленных классификаций можно выделить следующие разновидности эпитетов: Постоянные. Выражают неизменное свойство — черный ворон, косолапый мишка.

Создают настроение, атмосферу — унылая пора. Характеризуют предмет или ситуацию — чудесный вечер. Один эпитет может употребляться с разными словами — застенчивые луга, застенчивый укор. Интересно: Фразеологизм. Что такое фразеологизм, виды, происхождение, примеры, значение и функции Прилагательные в роли эпитетов Чаще всего в роли эпитетов выступают именно прилагательные.

При этом они служат в роли красочных определений. К примеру: Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Чтобы отличать их и легко находить в тексте именно тропы, следует обращать внимание на роль слова-определения. Сравним два словосочетания: теплый дом и теплые отношения.

Данные фигуры речи также называют оксюморонами. Виды эпитетов по составу: Простые. Состоят из одного слова чаще прилагательного — дремучий лес. Образованы из нескольких прилагательных, обычно пишутся через дефис — убедительно-лживый, девичий-свой-львиный авторский, М. При одном определяемом слове имеется не менее двух определений — желтый ветер маньчжурский И. Целая группа эпитетов, передающая определенный смысл. Например, у В. Маяковского — в блюдечках-очках спасательных кругов.

Это расширенная классификация эпитетов по конструкции. Некоторые авторы склоняются к более простому варианту, где тропы делятся на простые из одного слова и сложные из двух и более слов. Эпитет на примере творчества А. Пушкина По способу обозначения соответствующего признака эпитеты делятся на виды: Метафорический — указывает на признак в переносном значении, не реальный.

Эпитет – что это такое?

Русский язык /. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Значение. образное, художественное определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему выразительность, поэтическую яркость Швейцарские Альпы заслуживают восторженных эпитетов по справедливости. Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение, наподобие олицетворению. Словари: Зеленецкий А. А. Эпитеты лит. рус. речи. М., 1913; Ведерников Н. В. Краткий словарь эпитетов рус. языка. это яркие красочные определения предмета, действия или явления.

Эпитет в русском языке и литературе

Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего эпитета в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег А. Пушкин , маленький характер А. Герцен , похоронный крик Н. Некрасов , задумчивый и нежный мой край С.

Однако при определенных условиях авторитет писателя, яркость образа эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна. Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart. По характеру обозначения признака По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес. Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора — это скрытое сравнение. Например, метафора: Ее серебряные волосы ниспадали с плечи - содержит сравнение волос с серебром. Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность: дело прогорело, хождение рубля, кружится голова. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

В русском языке есть множество эпитетов, которые удачно подчеркивают красоту, мощь или особенность объекта. Например: искрометный юмор, дремучие леса, ярко-красный закат, безмятежный океан, быстрый ветер, белоснежная улыбка, жаркое солнце, мягкий ковер, прозрачная вода. Каждый эпитет делает текст более выразительным и привлекательным для читателя. Примеры эпитетов в литературе В литературе эпитеты используются для создания образов и передачи настроения. Вот несколько примеров эпитетов, которые можно встретить в литературных произведениях: Тихий, светлый и теплый вечер. Толстой, Война и мир Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Есенин, Отговорила роща золотая….

Что такое эпитет в русском языке и литературе 04 мая 2019 Комментарии: 1 Эпитет — это один из самых ярких выразительных средств в русской литературе, который мы используем ежедневно. Причем, это не только школьная программа, где учеников «мучают» правилами и попытками запомнить, что же это за страшное слово, это в первую очередь слова, без которых наша жизнь станет скудной и не интересной. Прежде чем продолжить, обязательно прочитайте, что такое Вендор , Эмпатия и Алгоритм. Определение эпитета Далее будет подробно рассказано о том, что такое эпитет и приведены примеры их использования как в русской литературе, так и в современной речи. Прежде всего, хочется привести такие примеры, которые используются как в русской классической литературе, так и в творчестве современных авторов. Без примеров нельзя полностью понять, что же это за слово. Тихий ветер. Вечер сине-хмурый. В Персии такие же точно куры, Как у нас в соломенной Рязани. Есенин Ещё пример. Дина Рубина Без использования эпитетов приведенные тексты, как и многие другие, показались бы сухими и неинтересными. Если выразить мысль более кратко, то эпитетом можно назвать определение при данном слове, благодаря которому слово приобретает выразительность и усиливает красоту произношения и восприятия. Поэтому нам всем стоит окончательно разобраться как в понятии эпитета, так и во всех сложностях на пути к тому, что же можно назвать им и как отличить его от других выразительных средств. Отличие эпитетов от метафор Порой грань между определениями «метафора» и «эпитет» является очень тонкой и практически неразличимой. Но, тем не менее, разница между этими понятиями есть. Метафора чаще всего характеризует слова в переносном смысле. Она также придает словам выразительность. Оба этих понятия входят в более широкую группу и называются тропами. Далее приведены несколько советов, которые помогут разобраться в этой проблеме: Эпитеты — это понятия, которые обозначают какую-то определенную, важную черту в том явлении, которое они описывают.

Языковые средства выразительности. Задание 26

Определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость. Словарь эпитетов русского языка. Слово или выражение, которым называют, характеризуют кого-, что-л. Нелестный эпитет в адрес певицы.

Был сыном Пелея и нереиды Фетиды Эпитеты также использовались в Древнем Риме , в частности в произведениях римского поэта Вергилия. Так в римской поэзии эпитеты использовались преимущественно для описания богов и богинь, а также иных мифологических фигур и существ. Пример: римскую богиню красоты, плодородия и процветания Венеру часто называют «Венерой, богиней любви» [9]. Публий Вергилий Марон 15 октября 70 года до н. С развитие и трансформацией литературы , как общемирового социокультурного направления, развивалось и масштабировалось направление применения эпитетов. В XXI веке данный литературный троп выступает обязательным атрибутом большинства произведений возможные исключения — техническая и справочная литература [10].

Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

Очи глаза , чело лоб , отроковица подросток , зерцало зеркало , штиль стиль , пиит поэт. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость. Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава. Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. В соседнем доме окна жолты… Блок Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой... Пушкин Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. И звезда с звездою говорит. Глухие тайны мне поручены… 4. Мы читали Пушкина. В крови горит огонь желаний.

Рассмотрим их по отдельности. Общеязыковой Общеязыковой эпитет — описание предмета, которое используют повсеместно. Определение относительно устойчиво по отношению к определяемому, в употреблении закреплено для обозначения конкретных признаков.

Прилагательное сильный употреблено в переносном значении, показывает степень проявления мороза, постоянно воспроизводится в таком контексте, поэтому его относят к общеязыковым эпитетам. Народно-поэтический Народно-поэтический эпитет — это устойчивое выражение, закрепившееся в речи благодаря народному творчеству.

Что такое эпитет?

Таким образом, правильное и грамотное использование эпитетов позволяет создавать яркие и запоминающиеся образы в тексте, делая чтение более интересным и выразительным. Что такое эпитет и почему он важен для русской речи Эпитеты позволяют усилить впечатления, передать характеристику объекта или события, оживить описание и сделать его более образным. Они раскрывают смысловые аспекты и помогают читателю или слушателю лучше представить себе описываемое. Эпитеты могут быть яркими и запоминающимися, что особенно важно в поэзии, или более нейтральными, но все равно способными обогатить текст. Они могут быть прямыми или переносными, акцентируя либо реальные, либо фантастические свойства предметов или явлений. Использование эпитетов позволяет создавать более яркую и запоминающуюся речь, богатую образами и эмоциями. Они помогают улучшить восприятие и понимание текста, делают его более интересным и эмоционально насыщенным.

Оцените статью.

Какой бы частью речи не были выражены эпитеты, все они делают текст образнее и богаче. Примеры эпитетов Даже к одному слову можно подобрать огромное количество определений. Рассмотрим на примере слова «зима».

По характеру погоды, окраске, нарядности: седовласая, серебряная, сибирская, туманная, пушистая, белая, русская, ледяная По продолжительности, характеру наступления, запахам, звукам: буйная, запоздалая, затяжная, мимолетная, молодая, ранняя Если говорить о впечатлении от зимы, эмоциях, которые она дарит: волшебная, звонкая, веселая, праздничная, чудесная, чарующая, мрачная, суровая, свирепая, лютая, искрящаяся, хрустальная Как можно заметить, всего одно слово может иметь разную эмоциональную окраску. В этом заключается одно из преимуществ эпитетов. Поэтому поэты и прозаики широко применяют их в своих произведениях: «Отговорила роща золотая» — Сергей Есенин «Сквозь волнистые туманы» — Александр Пушкин «И дерзко бросить им в глаза железный стих» — Михаил Лермонтов «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля» — Федор Тютчев «Крадучись, играя в прятки сходит небо» — Иван Бунин «Льстивые ивы и травы поклонные» — Марина Цветаева «Ветер дул с бессмысленной яростью» — Константин Паустовский «Широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов» — Антон Чехов Роль в языке и литературе Без эпитетов сложно представить любое произведение, будь то стихотворение или роман.

The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics". The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary". The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".

Основным средством выразительности являются тропы — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. Виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие. Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: задумчивый шелест, печальный туман, немая тишина. Эпитеты могут также выражаться: — существительными, которые дают образную характеристику предмета: Волга-матушка; осень-чародейка; — наречиями, выступающими в роли обстоятельств: Он горячо любит свою избранницу; — местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: -Говорят, был отличный концерт!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий