1711 22 февраля

В 1711 г. был создан Правительствующий Сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции.

Учреждение правительствующего сената Петром Алексеевичем

Во главе всего управления с 1711 г. Около 1700 г. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г. Это учреждение — Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками» государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 1 старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать», и 2 постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением, в организации которого при Петре замечают три фазиса.

С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий; с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий военной, морской, иностранной и в то же время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям. Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему, в последние годы Петра, присвоена была и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов.

Одни Петровский «О Сенате в царствование Петра Великого» полагают, что Сенат в первое время имел законодательную власть и иногда даже отменял указы самого Петра. Другие Владимирский-Буданов в критической статье «Учреждение Правит. Сената» доказывают, что законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Но все признают, что Петр, видоизменяя положение Сената в 1722 г. Поэтому, если и признавать за Сенатом законодательную функцию, то следует считать ее случайным и исключительным явлением. От разницы представлений о компетенции Сената зависит и разница в представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно высшим учреждением в государстве, объединяющим и направляющим всю администрацию и не знающим над собой иной власти, кроме государевой Градовский, Петровский. Другие полагают, что, контролируя и направляя администрацию, Сенат сам подвергался контролю и зависел от «верховных господ министров» т.

Внушительными законодательными фасадами прикрывалось общее безнарядье». Источник Сенат Российской империи: история создания и функции 5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената — высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. После того, как была принята Табель о рангах закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины , члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов. В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий центральных органов отраслевого управления в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили.

Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. С 1711 по 1714 гг. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии. В апреле 1714 г. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него несмотря на формальный запрет. Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц. В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался.

После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров ставшим высшим органом исполнительной власти. К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия; напр. Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову , то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причём военная коллегия обособляется совершенно, подчиняясь только монарху. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжёлый удар учреждением губерний 1775 и 1780 годы.

Многие дела Сената перешли из коллегий к Губернаторам, и коллегиям, с которыми у Сената выработался уже известный «modus vivendi». Сенату приходилось вырабатывать непосредственные сношения с новыми губернскими органами, которые ни формально, ни по духу своему не соответствовали Сенату. Екатерина II сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената, но осуществлены они не были [30]. Несогласованность деятельности Сената и губерний привела к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть доносимы императрице генерал-губернатором непосредственно, без Сената, и Сенат оказался среди мелких административных дел, поступавших к нему из губернских правлений и казенных палат. Герольдия из учреждения, заведовавшего дворянством, его делами обращалась к губернским книгам дворянства. Тем не менее значение Сената увеличилось в области суда; по сравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сената брала верх над судебной. Сенат стал по преимуществу судебным органом, после реформ Александра II — официально. Однако, значение сенаторов умалялось, во-первых, небывалым влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице. Хотя закон грозил наказанием за неправое челобитье на Сенат, но, по словам Сперанского , во всё это время был только один случай, когда некто Березин был отдан за то под суд самого Сената, который, подражая милосердию императрицы, испросил ему прощение.

В царствование Павла Петровича , несмотря на всю его нелюбовь к системе матери, положение Сената среди государственных учреждений не изменилось [27]. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упразднённых при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора, вместо сенатского. Генерал-прокурор князь Куракин , затем Обольянинов, сосредоточив в своей канцелярии небывалое количество дел, пользовались в этих делах властью почти монархической, разрешая их на со усмотрение. Сенат остался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией с 1799, дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената были отменены в 1797 году, вследствие чего жалобы начинают приноситься практически по каждому делу. Это вызвало, несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, большое обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами [7] [27]. Он встал — да только раком Анонимная эпиграмма Основной тип деятельности Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи [31].

Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвёл сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В ответ на указ было представлено несколько проектов всеподданнейшего доклада, написанных с необыкновенным одушевлением гр. Завадовским , Державиным, Воронцовым и выражавших стремление Сената вернуть то значение, которым он пользовался при Петре I и Елизавете. Сенат принял проект гр. По представлении его государю началось подробное обсуждение реформ Сената как в « Негласном комитете », так и в учреждённом 30 марта 11 апреля 1810 года Государственном совете точнее, « Непременном совете ». Результатом всех этих совещаний явился именной указ 8 20 сентября 1802 года о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям [32] [33]. Несмотря на то, что указ 8 20 сентября 1802 года явился результатом серьёзного стремления императора и приближённых к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умалённого в первоначальном достоинстве [33]. Нововведениями были только следующие правила: в случае протеста генерал-прокурора против определения Сената дело докладывалось государю не одним генерал-прокурором, а депутацией от Сената; Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, доносить это государю.

Одновременно с указом о Сенате был издан манифест об учреждении министерств, причём было установлено, что ежегодные отчёты министров представляются в Сенат для доклада государю. В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение [34]. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров [35] [36]. Исключение составляют сенаторы кассационных департаментов, которые могут быть назначены только из лиц, состоявших не менее трёх лет в должностях обер-прокурора, его товарища или председателя, члена или прокурора судебной палаты, причём назначение на эти последние должности также обусловлено служебным и образовательным цензом для кандидатов [38]. Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать никакой иной должности. Из сенаторов часть назначается для присутствования в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату [39]. К числу последних обыкновенно принадлежат высшие сановники, члены государственного совета, министры и т. Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих сенаторов, присутствующих в департаментах.

Это — почти всегда лица, занимавшие должности III, иногда IV класса, причём назначение их в Сенат является венцом их служебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную сенату как верховному месту империи. Сенат действует в виде департаментов, общих собраний и соединённых присутствий [1]. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената; указы его «исполняются всеми подчинёнными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или именной его указ может остановить сенатское повеление». В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены [40]. С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства II—V и межевой постепенно сокращались и были слиты в один [41]. Так Сенат состоял из следующих департаментов: первого, ведающего все дела административные, когда они могут быть приведены к окончанию не иначе, как через Правительствующий Сенат и не принадлежат по закону к предметам ведомства других департаментов; второго, учреждённого 23 июня 1882 года и ведающего крестьянские административные дела: судебного, учрежденного 2 июня 1898 года и ведающего делами старых судебных департаментов и межевого; герольдии, ведающего делами о сопричтении к дворянству и почетному гражданству, о княжеском, графском и баронском титулах, перемены фамилий, составление гербовников; двух кассационных департаментов, учрежденных по Судебным Уставам имп. Александра II гражданского и уголовного. Все департаменты, кроме кассационных, действовали на основании Учр.

Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее из сенаторов первого и второго департаментов и департамента герольдии, второе — из сенаторов судебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского по принадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела, переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием; дела, требующие пояснения или дополнения законов. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединённых присутствий см. Помимо общих собраний и соединённых присутствий, состоящих из сенаторов лишь нескольких департаментов, в определённых случаях собирается общее присутствие всего Сената [1]. Это бывает, например, при восшествии императора на престол и при принесении ему присяги Сената и в некоторых других торжественных случаях [1]. По ст. Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению [41]. По закону число их не может быть менее трёх; в действительности число сенаторов колеблется от 6—7 департамент герольдии до 18 гражданский кассационный департамент. В каждом департаменте, кроме первого, назначается с 1832 года на один год первоприсутствующий в кассационных департаментах назначение первоприсутствующих не подлежит ежегодному возобновлению [42].

Неназначение первоприсутствующего в первый департамент в высочайшем повелении 1832 года мотивировано тем, что этому департаменту вверены собственно дела распорядительные. Это высочайшее повеление не отменило того ни в чём на практике не проявляющегося начала, что единое лицо императорского величества председательствует в Сенате. Для надзора за производством дел и в старых департаментах за правильностью решений в каждом департаменте, в общем собрании кассационных департаментов, в соединённом присутствии первого и кассационных и высшем дисциплинарном присутствии правительствующего Сената состоят обер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носит название герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несёт министр юстиции. В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединённом присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединённом присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединённом присутствии первого и кассационных департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников [43]. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России [6]. Неизвестно, как должен был участвовать Сенат в руководстве страны, но в Омске при Колчаке Сенат представлял собой только высшую судебную инстанцию [44]. Участие Сената в законодательстве[ править править код ] Уже указ 1802 года не смотрит на Сенат как на законосовещательное учреждение: дела законодательные были сосредоточены в Непременном совете, учреждённом в 1801 году.

Когда значение этого совета уменьшилось, законодательство перешло к приближенным государя и к министрам, а с 1810 года — к образованному в том же году Государственному совету.

Подобная мера пополнила ряды старой аристократии наиболее честолюбивыми и деятельными людьми незнатного происхождения, которые приложили немало усилий на государственной или военной службе. Самый наглядный пример этого социального лифта — светлейший князь А. Меншиков, который вышел из низов, а добился личными заслугами высших должностей и званий в государстве.

Из Табели о рангах, 1922 г. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

Все замужния жёны поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж её был за своё преступление». Задания: Предусматривались ли в Табели о рангах какие-либо исключения из принципа выслуги лет? Какие наказания предусматривались для тех, кто занимал не подобающее своему чину место во время официальных мероприятий? Какой ранг получали жёны чиновников и военных?

Областная реформа Для удобства управления страной и централизации власти Пётр I решил изменить территориальное устройство России. За образец было взято административное деление Швеции, которое адаптировали к российским реалиям — огромным протяжённостям территорий, низкой плотности населения, жёсткой ограниченности в финансах. Учреждение губерний областная реформа проходило в несколько этапов. В 1708 г.

Во главе каждой стоял назначавшийся царём губернатор, в руках которого была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Главной обязанностью губернаторов было следить за поступлением в казну налогов, набором рекрутов и исполнением повинностей. Губерния — высшая административно-территориальная единица Российской империи, во главе которой стоял губернатор или генерал-губернатор. Генерал-губернатор также командовал войсками в подведомственных губерниях.

Деление на губернии в 1708 г. Hellerick Губернии в свою очередь делились на провинции, во главе которых стояли коменданты. Комендант подчинялся одновременно и губернатору, и Сенату. Первому — в военных вопросах, второму — в гражданских делах.

Провинции делились на ещё более мелкие единицы — дистрикты, которыми управляли земские комиссары. На Украине действовал особый режим местного самоуправления. Однако постепенно их власть слабела, а Россия всё больше пыталась полностью включить в свой состав эти территории. Предательство Мазепы в 1708 г.

Новым гетманом при поддержке России был избран верный царю Иван Скоропадский. За его деятельностью, однако, был установлен строгий надзор, при гетмане постоянно находилось несколько российских чиновников. После смерти Скоропадского в 1722 г. Пётр I назначил нового гетмана, который был во многом формальной фигурой.

Все реальные рычаги власти управления украинскими землями находились в Малороссийской коллегии. Иван Ильич Скоропадский. Неизвестный художник Итоги реформ Реформы Петра I в области государственного управления имели во многом прогрессивный характер. Они уничтожили старые учреждения и создали на их месте новые, отвечавшие духу времени.

Россия превратилась в «регулярное государство», система управления которым имела чёткую структуру, а положение каждого человека в обществе было во многом предопределено.

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определённых очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов». Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 13 марта 1711 года сказано: «И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан». Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах.

Учреждение правительствующего сената Петром Алексеевичем

Московскую губернию управлять и доносить Сенату Василью Ершову. На князь Петрова место Голицына Господин Курбатов. Вместо приказу Розрядного быть столу розрядному при вышеписанном Сенате. Також со всех губерней в вышеписанном суду для спросу и принимания указов быть по два комисара с губерний.

Именной указ о поручении Правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства от 2 марта 1711 г. Указ, что по отбытии Нашем делать. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставить. Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячу человек людей боярских грамотных для того ж.

Вексели исправить и держать в одном месте. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посведительствовать.

Один из них — Указ Петра I об учреждении Правительствующего Сената и его персональном составе, датируемый 22 февраля 1711 года. Сенат с 1711 по 1726 год — Правительствующий, с 1726 по 1730 год — Высокий стал высшим учреждением Российской империи в сфере законодательства, управления и суда. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин. Сенат изначально был создан Петром I перед отправлением в Прутский поход для обеспечения бесперебойного управления страной в отсутствие царя. На практике же действовал постоянно. К его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Он был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, 1713—1714 год, и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю.

После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. К 19 веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора.

В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом советской власти он был упразднен.

Долгоруков , князь П. Голицын и др. Также вводилась должность обер-фискала и учреждались должности фискалов. Их функционал состоял в надзоре за всеми государственными делами. Особенно это касалось казнокрадства.

310 лет назад в России появился Правительствующий Сенат

1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). В начале правления Петра верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда по-прежнему оставалась Боярская дума. Один из них – Указ Петра I об учреждении Правительствующего Сената и его персональном составе, датируемый 22 февраля 1711 года. 22 февраля 1711 г. Язык оригинала: русский. Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления Господин граф Мусин Пушкин Господин Стрешнев Господин князь Московскую губернию управлять и. 22 февраля 1711 года Петр Первый упразднил Боярскую Думу, поскольку более не нуждался в ее помощи (и отношение к боярам у него было испорчено) и создал новый орган – Сенат.

История в лицах

До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. В самом конце царствования Петра — в 1722 году — Сенат был реорганизован, и работа его упорядочена. Были учреждены должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера, герольдмейстера. Тогда же учреждаются и конторы Сената — сенатская, ревизионная, раскольничья.

Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Расширение дворянских привилегий. В 1714 г. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти на военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г.

Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле Политика меркантилизма. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма - поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства.

Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.

Появлялись новые виды ремесла. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. В 1754 г. К концу правления Петра изменений в области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину. Судебная реформа. Судебная реформа, проведенная в 1719г. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела.

Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства.

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства. Военные реформы. Как уточнялось ранее, Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными среди иностранцев. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. В 1694 г. Военные преобразования ХVШ в. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

Полномочия правительствующего сената Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский в своих трудах отмечал, что сенат был наделен весьма обширными полномочиями. Генерал-прокурору правительствующего сената было предоставлено право законодательной инициативы. Ключевский выделяет следующие полномочия Сената при Петре: Сенат обладал большими, но только распорядительными полномочиями; возбуждение законодательных вопросов оставалось делом одного царя. В выработке законов Сенату оставлена была довольно страдательная роль. Генерал-прокурор, усмотрев дела, не разъясненные законом, предлагал Сенату учинить на них ясные указы. Генерал-прокурору предоставлена была законодательная инициатива. Сенат ККлючевский считал, что были стеснены были и другие полномочия Сената. При нем в одно время с прокуратурой учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правление дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на медленное или неправое решение их дел в коллегиях, понуждал решать дела в указные сроки и сам проведовал о судейском пристрастии, ходатайствуя за обижаемых. Сенат был высшим блюстителем правосудия; но апелляция на коллегии шла мимо Сената, через рекетмейстера прямо к государю и только по его надписи на апелляционной жалобе переходила в Сенат. Герольдмейстер был преемником Разрядного приказа, вошедшего потом в состав сенатской канцелярии как один из ее столов, и заведовал дворянством и его службой; между прочим, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят», для замещения должностей и исполнения поручений. Сенат замещал много должностей, начиная с очень высоких, но только выбирая из двух или трех кандидатов, которых представлял на каждое дворянское место герольдмейстер как достойных. Так учреждения, пристроенные к Сенату как будто со значением вспомогательных его орудий, на деле стесняли его и заслоняли от общества, служили для него валами, оборонявшими эту «фортецию правды», но вместе и мешавшими ее расширению. Введение должности генерал-прокурора Новая должность генерал-прокурора, которая была учреждена в 1722 году, должна была, согласно планам Петра Первого, служить реальной связью между центральными органами управления и окружением царя. При этом, правитель неоднократно испытывал другие способы контроля, набирающего силу Сената.

Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учрежден Сенат 5 марта 2016 10:55 2 марта 1711 года именным указом Петра Великого учрежден Сенат, как высший орган государственной власти и законодательства. Сенат был задуман и создан Петром именно как высший государственный орган с царскими полномочиями. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие царя. Необходимость в этом возникла из-за частых отлучек Петра в связи с войной и реформами, которые лишали государя возможности заниматься текущими делами управления страной. Новый государственный орган возник как раз накануне очередной царской «командировки» — Петр с армией отправлялся в несчастный Прутский поход.

Сенат (в России)

высший орган в России по делам законодательства и государственного управления. Как говорилось в указе, он был учрежден "вместо его царского величества Радио Sputnik. В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената. Урок по теме Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.

История России. Все органы власти. Консилия министров.

Июль 1711 года - Поражение Петра I у реки Прут. Заключение мирного договора с Турцией. Обнародование регламента Духовной коллегии. Учреждение генерал-прокуратуры. Замена подворной подати подушной. Присоединение к России западного и южного побережья Каспийского моря.

Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. В конце правления Петра Алексеевича — в 1721-1722 гг. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий — Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений. До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности «писание в чины» , заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование - дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям.

Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы. Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего Сената. С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». Этот указ устанавливал основные обязанности прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности". Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат». Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке».

Но в 1711 г. Это учреждение — Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками» государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 1 старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать», и 2 постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением, в организации которого при Петре I замечают три фазиса. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий; с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий военной, морской, иностранной и в то же время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям. Заседание Сената при Петре I Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему, в последние годы Петра, присвоена была и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов. Одни Петровский «О Сенате в царствование Петра Великого» полагают, что Сенат в первое время имел законодательную власть и иногда даже отменял указы самого Петра. Другие Владимирский-Буданов в критической статье «Учреждение Правит. Сената» доказывают, что законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Но все признают, что Петр I, видоизменяя положение Сената в 1722 г. Поэтому, если и признавать за Сенатом законодательную функцию, то следует считать ее случайным и исключительным явлением. От разницы представлений о компетенции Сената зависит и разница в представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно высшим учреждением в государстве, объединяющим и направляющим всю администрацию и не знающим над собой иной власти, кроме государевой Градовский, Петровский.

300 лет Правительствующему Сенату

Несколько месяцев шла активная работа по обсуждению переформатирования Сената. В дискуссии принимали участие члены Негласного комитета - молодые аристократы, друзья и соратники Александра в его либеральных начинаниях. Ход работы Сенаторы назначались на свою должность лично императором. Ими могли стать только чиновники первых трех классов согласно Табели о рангах. Теоретически сенатор мог совмещать свою основную должность с какой-нибудь другой. Например, эта поправка часто использовалась в случае с военными. Непосредственные решения по тому или иному вопросу принимались в стенах определенного департамента.

В то же время периодически созывались общие собрания, на которых присутствовали все члены Сената. Указ, принятый в этом государственном органе, мог отменить только император. Функции Давайте вспомним, в каком году был создан Правительствующий сенат. Правильно, в 1711, и с тех пор этот институт власти регулярно принимал участие в законодательстве. В ходе своих реформ Александр I создал для этой цели специальное учреждение - Государственный совет. Однако Сенат по-прежнему мог разрабатывать черновики законов и предлагать их на высшее рассмотрение через министра юстиции, который с XIX века также совмещал старую должность генерал-прокурора с новой.

Тогда же на месте коллегий были созданы министерства. Первое время существовала некоторая путаница в отношениях между новыми исполнительными органами и Сенатом. Полномочия всех ведомств, наконец, были определены к концу правления Александра I. Одной из самых важных функций Сената стала его работа с казной. Именно департаменты сверяли бюджет, а также сообщали верховной власти о недоимках и недостатке денег. Кроме того, Сенат был поставлен над министерствами в решении межведомственных споров об имуществе.

Этот государственный орган регулировал внутреннюю торговлю, назначал мировых судей. Сенаторы вели гербовник империи для этого даже был создан специальный департамент. Значимость Сената и его упразднение Петр I нуждался в государственном учреждении, которое могло бы подменить его на время отсутствия в столице. В этом императору помогло создание Правительствующего сената. Дата появления должности генерал-прокурора 1722 год также считается днем рождения Прокуратуры в современной России. Однако со временем функции Сената изменились.

Исполнительная власть чиновников была невелика, но они оставались важной прослойкой между многочисленными коллегиями а позднее министерствами. Заметную важность Сенат имел в делах судебных. Сюда стекались апелляции со всей страны. В Сенат писали недовольные губернские прокуроры, а также губернаторы. Этот порядок был установлен после Александра II в 1860-е гг. Когда в России к власти пришли большевики, они одним из первых своих законов запретили деятельность Сената.

Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления Сенат, коллегии, органы государственного контроля и надзора. Табель о рангах Петровские государственные преобразования сопровождались коренными изменениями в сфере высшего управления государством. На фоне начавшегося процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. Ближней канцелярией, заседания которой, превратившиеся с 1708 г. Этому новому учреждению, включавшему в свой состав глав важнейших государственных ведомств, Петр I первоначально нору-чал ведение всех государственных дел во время многочисленных своих "отлучек". В 1711 г.

Учрежденный перед отъездом Петра I в Прутский поход вместо упраздненной Консилии министров первоначально как временный правительственный орган, указы которого Петр I повелевал исполнять так же беспрекословно, как решения самого царя, Сенат со временем превратился в постоянно действующий высший административный и контрольный орган в системе управления государством. Состав Сената с момента его создания претерпел ряд изменений. Сначала он состоял из назначаемых государем знатных особ, которым вверялось управление государством во время отсутствия царя. Позже, с 1718 г. Однако вскоре выявились неудобства такого положения дел. Будучи высшим административным органом в государстве, Сенат должен был контролировать деятельность коллегий, однако делать этого он в действительности не мог, поскольку включал в свой состав президентов этих же коллегий "ныне сами будучи в оных, как сами себя могут судить".

Указом от 22 января 1722 г. Президенты коллегий были выведены из состава Сената, их заменили специально назначаемые, независимые по отношению к коллегиям лица право заседать в Сенате было оставлено лишь за президентами Военной коллегии, Коллегии иностранных дел и на время - Берг-коллегии. Присутствие Сената собиралось три раза в неделю понедельник, среда, пятница. Для производства дел при Сенате существовала канцелярия, первоначально возглавляемая до учреждения должности генерал-прокурора обер-секретарем названия должностей и званий большей частью были немецкими. Ему помогал экзекутор, следивший за порядком в здании, рассылавший и регистрировавший указы Сената. При сенатской канцелярии находились нотариусу актуариус хранитель документов , регистратор и архивариус.

Такие же должности были и в коллегиях, они определялись одним "Генеральным регламентом". При Сенате также состояли: генерал-прокурор, генерал-рекетмейстер, герольдмейстер и обер-фискал. Учреждение этих должностей имело принципиальное значение для Петра I. Так, генерал-рекетмейстер 1720 должен был принимать все жалобы на неправильное решение дел в коллегиях и канцелярии Сената и в соответствии с ними либо понуждать подведомственные Сенату государственные учреждения к справедливому решению дел, либо докладывать о жалобах Сенату. В обязанность генерал-рекетмейстера вменялось также строго следить, чтобы жалобы на низшие органы управления не поступали прямо в Сенат, минуя коллегии. Основными обязанностями герольдмейстера 1722 были сбор данных и составление именных послужных списков дворянского сословия, внесение в родословные дворянские книги лиц нижних чинов, дослужившихся до унтер-офицерского чина.

В своей основной деятельности Правительственный Сенат осуществлял практически те же функции, которые в свое время принадлежали Боярской думе. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней, исполнял законосовещательные и исполнительные функции. В конце правления Петра I Сенату были также присвоены судебные функции, сделавшие его высшей судебной инстанцией в государстве. В то же время положение Сената в системе государственного управления существенным образом отличалось от той роли, которую играла в Московском государстве Боярская дума. В отличие от Боярской думы, являвшейся сословным органом и делившей власть с царем, Сенат изначально был создан как чисто бюрократическое учреждение, все члены которого назначались лично Петром I и ему были подконтрольны. Не допуская самой мысли о самостоятельности Сената, Петр I стремился всемерно контролировать его деятельность.

Первоначально за Сенатом смотрел генерал-ревизор 1715 , позже для этого назначались штаб-офицеры гвардии 1721 , дежурившие в Сенате и следившие как за ускорением прохождения дел в канцелярии Сената, так и за соблюдением порядка в заседаниях этого высшего государственного органа. В 1722 г. Не доверяя сенаторам и не надеясь на их добросовестность в решении дел государственной важности, Петр I этим актом, по сути, устанавливал своего рода двойной контроль "контроль над контролем" , ставя Сенат, являвшийся высшим органом контроля над администрацией, в положение поднадзорного учреждения. Генерал-прокурор лично докладывал царю о делах в Сенате, передавал Сенату волю верховной власти, мог остановить решение Сената, в его подчинении находилась канцелярия Сената. Все указы Сената получали силу только с его согласия, он же следил за исполнением этих указов. Все это не только ставило генерал-прокурора над Сенатом, но и делало его, по мнению многих, первым лицом в государстве после монарха.

В свете сказанного спорными представляются утверждения о наделении Сената законодательными функциями. Хотя первоначально Сенат имел некоторое отношение к законотворчеству издавал так называемые "генеральные определения", приравниваемые к законам , в отличие от прежней Боярской думы он не был законодательным органом. Петр I не мог допустить существование рядом с собой учреждения, наделенного правом творить законы, поскольку считал себя единственным источником законодательной власти в государстве. Став императором 1721 и реорганизовав Сенат 1722 , он лишил его всякой возможности заниматься законодательной деятельностью. Пожалуй, одним из наиболее важных нововведений петровской административной реформы стало создание в России действенной системы государственного надзора и контроля, призванной контролировать деятельность администрации и блюсти государственные интересы. При Петре I начинает формироваться новый для России институт прокуратуры.

Высшие контрольные функции принадлежали генерал-прокурору Сената. В его подчинении находились другие агенты правительственного надзора: обер-прокуроры и прокуроры при коллегиях и в губерниях. Параллельно с этим создавалась разветвленная система тайного надзора за деятельностью государственной администрации в виде учреждаемых па всех уровнях управления должностей фискалов. Введение института фискалов явилось отражением полицейского характера петровской системы управления, стало олицетворением недоверия правительства к органам государственной администрации. Уже в 1711 г. В 1714 г.

При Сенате состояли обер-фискал и четыре фискала, при губернских правлениях - четыре фискала во главе с провинциал-фискалом, при каждом городе - по одному или по два фискала, при каждой коллегии также были учреждены должности фискалов. В их обязанность входило тайно проведывать обо всех нарушениях и злоупотреблениях чиновников, о взятках, разворовывании казны и доносить обер-фискалу. Доносительство поощрялось и даже вознаграждалось материально часть штрафа, накладываемого на нарушителя или мздоимщика, доставалась донесшему на него фискалу. Таким образом, система доносительства возводилась в ранг государственной политики. Даже в Церкви была введена система фискалов инквизиторов , а священников специальным царским указом обязывали нарушать тайну исповеди и доносить властям на исповедуемых, если в их исповеди содержалась та или иная "крамола", угрожающая интересам государства. Выше уже говорилось, что проводимая Петром I модернизация государственного аппарата не отличалась систематичностью и строгой последовательностью.

Однако при внимательном рассмотрении петровской реформации нетрудно заметить, что при всем этом две задачи оставались для Петра I всегда приоритетными и неоспоримыми. Такими задачами были: 1 унификация органов государственного управления и всей системы администрации; 2 проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой явного прокурорского и тайного системы фискалитета контроля, должно было, по убеждению царя, обеспечить законность в управлении. В 1718-1720 гг. Они заменили собой старые приказы и были построены по западноевропейским образцам. За основу было взято шведское коллегиальное устройство, которое Петр I считал наиболее удачным и пригодным для условий России. Созданию коллегий предшествовала большая работа по изучению европейских бюрократических форм и канцелярской практики.

Для организации новых учреждений из-за границы были специально выписаны опытные специалисты-практики, хорошо знакомые с канцелярской работой и особенностями коллегиального устройства "в правостах искусных". Приглашались и пленники-шведы. Как правило, в каждой коллегии из иностранцев назначались по одному советнику или асессору, по одному секретарю и шрейберу писарю. В то же время на высшие руководящие посты в коллегиях президентов коллегий Петр I стремился назначать только русских людей; иностранцы обычно выше вице-президентов не поднимались. Учреждая коллегии. Петр I исходит из мысли, что "правление соборное в государстве монаршеском есть наилучшее.

Преимущество коллегиальной системы виделось в более оперативном и в то же время объективном решении дел "одна голова - хорошо, две - лучше. Считалось также, что коллегиальное устройство государственных учреждений позволит существенно ограничить произвол высших чиновников и, что не менее важно, изжить один из главных пороков прежней приказной системы -повсеместное распространение взяточничества и казнокрадства. Свою деятельность коллегии начали в 1719 г. Всего было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская морская , Штатс-конторы ведомство государственных расходов , Камер-коллегия ведомство государственных доходов , Ревизион-коллегия осуществлявшая финансовый контроль , Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия промышленность , Берг-коллегия горное дело , Комерц-коллегия торговля , Вотчинная и Духовная коллегии. Формально коллегии были подчинены Сенату, контролировавшему деятельность коллегий и посылавшему им свои указы. С помощью назначенных в коллегиях прокуроров, находившихся в подчинении генерал-прокурора Сената, Сенат надзирал за деятельностью президентов коллегий.

Однако в действительности какого-то четкого единообразия в субординации здесь не было: не все коллегии одинаково подчинялись Сенату Военная и Адмиралтейская коллегии обладали значительно большей самостоятельностью по сравнению с другими коллегиями. Каждая коллегия составляла свой регламент, определявший крут ее действий и обязанностей. Указ от 28 апреля 1718 г.

Он, как и обер-прокурор, мог быть назначен только монархом. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступающие с мест, назначение и выборы высших государственных чинов. Сенат при тайном совете и кабинете. При верховном тайном совете становится одной из коллегий, непосредственно подчиненных совету. Наравне с ним стояли военная, адмиралтейская, иностранная, духовая коллегии.

Сенату были подчинены лишь гражданские коллегии судебные и административные , которые, таким образом, образовали третью ступень государственных учреждений. При кабинете царствование Анны сенат получает несколько большее значение. Он часто действует в смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветви управления. Сенат разделен на 5 департаментов духовных дел, военных, финансовых, судебных, торгово-промышленных. Но дела по-прежнему решались общим собранием. Но по существу всеми делами управлял кабинет. Сенат при Елизавете. При Елизавете сенат достиг наивысшего развития прав и значения во всей его истории. В эту эпоху сенату принадлежит несколько законодательных актов, что свидетельствует о его законодательном характере.

Лишь в конце царствования Елизаветы сенат уступает значительную долю своей власти.

С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления».

Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин[2]. Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета 1726—1741 Учрежденный 8 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось.

Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 марта 1726 года , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — Меньшиков, морской — гр.

Апраксин и иностранной — гр. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи.

Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство.

При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий».

Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели.

Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен 1 июня 1730 года на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось.

Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. В 1731 году 6 ноября официально появляется новое учреждение — кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции.

Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается; 9 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получают силу именных. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения.

После указа 9 июня 1735 года фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 октября 1740 года в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.

В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.

Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Учреждение конференции при высочайшем дворе 5 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления.

Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 года учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение.

Были учреждены должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера, герольдмейстера. Тогда же учреждаются и конторы Сената — сенатская, ревизионная, раскольничья. После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров.

Текст:Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе

(с 04.02.1831 на суммы свыше 50 000 р.), кроме военных поставок; разрешал споры по подрядам, поставкам комиссиям и по обязательствам частных лиц, данным государственным учреждениям. Судебная система уже представляла собой определенную структуру: высшей надзорной и апелляционной инстанцией указом Петра I от 22 февраля 1711 г. стал Сенат, он же мог. Судебная система уже представляла собой определенную структуру: высшей надзорной и апелляционной инстанцией указом Петра I от 22 февраля 1711 г. стал Сенат, он же мог. Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Указом 22 февраля 1711 г. Об учреждении Правительствующего Сената. Именной указ. 22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу.[1]. 22 февраля 1711 г. Россия объявила войну Турции.

Текст:Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе

22 марта 1700 г. Указ Именной — О допросе в съезжих Избах самих владельцев, давших крепости, и свидетелей, бывших при совершении оных. Правительствующий Сенат был учреждён в осени 22 февраля 1711 года Петром Великим. Учреждение правительствующего сената состоялось 5 марта 1711 года. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей.22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Указом от 22 февраля 1711 года был учрежден новый орган — Правительствующий сенат, членов которого назначал сам Пётр. Правительствующий Сенат был учреждён в осени 22 февраля 1711 года Петром Великим.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий