Будет или нет укрупнение регионов если да покажите примерный проект

К примеру, межрегиональное управление Россельхознадзора по Калужской, Брянской и Смоленской областям прекрасно справляется с обязанностями, перебравшись в 2022 году в Калугу. Несостоятельны и доводы об "устоявшихся" границах регионов, удобных для экономики. Около 6 млрд рублей предусмотрено на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие дорожной инфраструктуры», направленных на модернизацию всей дорожной сети региона.

«Губернаторы не пикнут»: эксперт заявил о возможном слиянии нескольких российских регионов

В самой Башкирии слова Хуснуллина встретили словами «татары совсем охренели» и «он бы еще Башкирию с Татарстаном объединить предложил». Более дипломатично выразился спикер башкирского Курултая Константин Толкачев. Национально-исторические отсылки здесь тоже не работают. Да, на заре создания нашей республики часть башкирского населения оказалась вне ее границ.

Среди этих регионов Пермский край — самый экономически развитый субъект Федерации. Кроме того, у него уже был успешный опыт объединения с Коми-Пермяцким автономным округом.

Здесь насчитывается немало городов, где уровень жизни не выше, чем в Кургане. Поэтому в случае слияния Курган рискует стать просто ещё одним таким городом. Выгоды от подобного объединения, которое обсуждается в коридорах региональных властей, весьма сомнительны. Она напомнила, что последний в современной истории референдум об объединении состоялся в 2007 году, когда Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ образовали Забайкальский край. Как после свидетельствовали местные социологи, да и сами жители, бурятам это объединение навязали, а последствия в виде нелёгкой межэтнической обстановки до сих пор сказываются на внутренней политике региона.

Например, кампания по легитимизации губернатора Александра Осипова была одной из самых тяжёлых в стране, — указала она. В то же время, считает Жестовская, если конструкция объединения позволяла бы использовать формат некоего ненасильственного аншлюса, то представители титульных наций как минимум двух республик РФ с удовольствием расширили бы границы своих владений. Например, те же башкиры давно и без особой секретности обсуждают объединение с ними Челябинской и Оренбургской областей, — отметила она. Жестовская, ссылаясь на свои источники, признаёт: те, кто действительно нуждается в присоединении и жаждет этого — Курганская, Псковская, Ивановская и Смоленская области. Они представляют собой экономические «чёрные ямы», куда рискнувшие «усыновить» нищих соседей будут долгие годы безвозвратно вваливать средства, сокращая собственные расходы, — отмечает политолог.

Ивановскую область могла бы поглотить по аналогичной схеме Нижегородская. Смоленской области было бы комфортно слиться с Тверской и совместно развивать машиностроение, обработку металла и дерева, аграрный сектор. Скорее, говорит он, федеральный центр может убрать «регионы-матрёшки» на Урале. Мне представляется очень странной конструкцией, когда одна территория — самостоятельный субъект РФ, но при этом входит в состав другого и ему подчиняется. На федеральном уровне укрупнение регионов позволит провести контролируемую ротацию местных элит, сформировав новые, более понятные и управляемые федеральным центром, сообщил NEWS.

Помимо этого, говорит эксперт, процедура укрупнения, которая может затянуться на несколько лет, даёт возможность сфокусировать внимание на местной повестке, снизив значение федеральных тем в информационном пространстве.

Это некий фундаментальный закон, как закон всемирного тяготения, и его надо принимать во внимание при политических решениях. Он ослабевает только на территориях, чрезвычайно плотно заселенных и инфраструктурно освоенных, где начинают работать иные, более тонкие механизмы — уникальность места, природное окружение и т. Но при нашем уровне освоенности и заселенности этот закон будет работать как часы. По формуле министерства финансов, распределяющего финансовую помощь регионам, наибольшую добавку к своим бюджетам получили слабейшие территории.

В принципе это справедливо. Но вот пример — слаборазвитый Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Он — часть Иркутской области, но сейчас и самостоятельный субъект Федерации. Теперь душевые бюджетные расходы в Усть-Ордынском округе в полтора раза выше, чем в Иркутской области. При этом область — крупный поставщик ресурсов в федеральный бюджет, и те финансовые потоки, которые она получает обратно, несопоставимы с теми, что у нее изымаются.

Кормить слабых, безусловно, надо, но с каких пор те, кто кормит, сами едят меньше, чем те, кого они кормят? Да, автономные округа, с начала 90-х годов существующие в сомнительном двойном статусе — как самостоятельные субъекты федерации и как части других регионов, по большей части надо объединять с материнскими территориями. Я была бы очень осторожна в отношении нефтегазовых округов Тюменской области, где много своих сложностей, но для остальных я проблем не вижу. Это можно сделать вполне безболезненно, тем более что финансовые перечисления в эти крошечные округа для федерального центра не так уж и велики. Но больше всего меня беспокоит нарастающий зуд вокруг идеи тотального укрупнения регионов.

Смесь политики по удвоению ВВП и уполовиниванию бедности я обычно сравниваю с одновременным приемом касторки и снотворного. Потому что удвоение достигается усилением сильных, а уполовинивание — серьезным перераспределением в пользу слабых, что естественным образом тормозит развитие сильных. Это две противоположные стратегии. Да, мы должны смягчать неравенство. Но надо понимать свое место в историческом и экономическом контексте и свои возможности пространственного развития и пространственного социального выравнивания.

Нам очень не хочется сравнивать себя с Китаем, Индией, Бразилией, но эти страны развиваются поляризованно. Есть прибрежный Китай, с феерическими темпами развития, и есть глубинный Китай, еще полуфеодальный. То же самое происходит во всех странах, которые догоняют. Мы же предпочитаем смотреть на Швейцарию и Германию и говорим: «Мы хотим так же». Я — сторонница эволюционного развития и корректировки — везде и всегда говорю, что мы не умеем вслушиваться в жизнь.

Жизнь сама создает инновационные узлы и зоны. Помочь, подправить, убрать барьеры, поддержать в какой-то мере слабых — это один вариант. Нас же сейчас подталкивают к тому, чтобы быстро поломать территориальный каркас развития, сложившийся в Европейской России в течение двухсот лет.

Непродуманная реформа сверху может только усугубить ситуацию и усилить существующие противоречия. Во-вторых, новая модель, если она появится, может привести к дальнейшей политической централизации.

Нынешнее устройство и так является федеративным лишь отчасти, а реформа, проводимая в директивном порядке, может привести к еще большей унитаризации и политической подчиненности регионов центру. В-третьих, есть риск, что с экономической точки зрения регионы от укрупнения могут больше потерять, чем приобрести. Это произойдет в том случае, если не будет пересмотрена нынешняя бюджетная и налоговая политика, при которой львиную долю доходов регионы отдают в центр, после чего эти деньги в административном порядке перераспределяются между субъектами. Эта система выгодна именно федеральному уровню, и пока нет признаков того, что власти хотят от нее отказаться. В-четвертых, велик шанс, что федеральный центр не решится отказаться от советского наследия в части деления регионов по национальному признаку.

Действительно, если попытаться сделать это в директивном порядке без учета мнения национальных республик, то пересмотр границ субъектов может привести к этническим конфликтам. Но, с другой стороны, если в этой части оставить «всё как есть», то весь смысл укрупнения в принципе теряется. Это, пожалуй, самое важное препятствие на пути к реформе, и как его преодолеть, похоже, никто пока не понимает. Подводя итог, можно сказать следующее. Тема если не укрупнения регионов, то как минимум модернизации схемы регионального устройства действительно назрела и в экономическом, и в политическом плане.

Но реформа регионального устройства не может проходить отдельно от реформы остальных составляющих политической системы. Если же проводить реформу в рамках нынешней политической конфигурации, то есть все шансы, что станет только хуже. Алексей Шабуров Реклама.

В России обсуждается возможное укрупнение регионов

Они разные по численности населения. Дифференциация огромная в экономических, социальных условиях развития регионов Валентина Матвиенко, Председатель СФ Она напомнила, что из 85 регионов только 13 являются донорами. При этом глава государства поставил задачу максимально задействовать возможности каждого субъекта РФ и за счёт этого выравнивать и уровень жизни людей, и финансовой обеспеченности бюджетов.

По ее словам, президент РФ поставил задачу максимально задействовать возможности каждого региона, и за счет этого выравнивать условия проживания людей, финансовую обеспеченность и так далее.

Ранее Валентина Матвиенко уже поднимала эту тему. Есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин», — заявила она в 2016 году ТАСС. Чиновница подчеркнула, что регионы следует укрупнять, «имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования».

Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы«, — сказал Хуснуллин. В качестве примера он привел и Татарстан: «Я вырос в городе Чистополь, это 100 км от Казани. А ровно через 30 км начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет.

Вот в муниципальном поселке за счет того, что нефть есть, они не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все — заасфальтировать улицы, водопровод, школы построить. А ровно через 3 км нет ни одной тонны нефти и жители в городе с населением 60 тыс. Они что, заложники что ли, что здесь нефть есть, а здесь нету«.

В период избирательной кампании никто ставить вопрос о слиянии Курганской и Тюменской областей не будет, уверен эксперт. В случае постановки его в дальнейшем без референдума не обойтись, как и без экспертной дискуссии.

Перспективы трансформации Об идее укрупнения регионов на своей ежегодной пресс-конференции еще в декабре 2012 года говорил и президент Владимир Путин. Между тем идеи объединения несвязанных административно регионов, напоминает политолог Михаил Нейжмаков, «хотя и обсуждались в последующие годы, так и не были реализованы». Кроме того, в период экономических неурядиц сопротивление элит территории, присоединяемой к региону-локомотиву, может быть более активным, в том числе с вовлечением в этот процесс более широкой общественности и протестных групп», — поясняет Нейжмаков и приводит в пример скандальные процессы укрупнения муниципальных образований в Подмосковье. Политолог Евгений Минченко полагает, что Россия вполне могла бы состоять не из 85, а из 50—60 субъектов. Перекройка карты страны, если она начнется, не пройдет безболезненно.

Тут, скорее, больше против, чем за. Потому что по своему финансовому и экономическому потенциалу это будет слишком. Там как раз местный патриотизм сильно развит, и, более того, он имеет под собой очень четкие, мощные финансовые основания», — поясняет Минченко. Между тем политолог Илья Гращенков видит в создании макрорегионов ущербность, так как «необходимая логика вертикали власти» вынуждена будет создавать «более габаритные агрегаты управления в ущерб эффективности». И в такой логике макрорегион — это масштабный проект.

С одной стороны, это дает слабым регионам шанс войти в орбиту экономически успешных территорий. С другой — почувствуют ли они на себе эффект такого проекта? Эксперт уверен, что «политических задач макрорегионы не решат». Но «помогут создать ту самую корпоративную модель России, где макрорегионы будут в статусе «управлений», а входящие в них субъекты — «отделов» корпорации». Тем не менее, «попытка административными методами решить проблему экономического неравенства между субъектами федерации», может дать сбой, говорит политолог Дмитрий Еловский.

Но теоретически «за счет объединения можно добиться более равномерного распределения избирателей и более предсказуемого голосования». Административная логика куда проще: «контролировать и управлять 30—40 губернаторами проще, чем 80—85. Сложности могут быть вызваны тем, что суперконструкторами управлять будет сложнее и муниципальных образований больше, и больше элитных групп и избирателей. Кроме того, нужно понимать, что в момент слияния регионов «младшему» соседу, как правило, очень много обещают. Впоследствии эти противоречия становятся постоянной козырной картой в руках местных элит», — предостерегает Дмитрий Еловский.

В России началось объединение первых 8 регионов

Между тем в пресс-службе вице-премьера заявили, что укрупнение регионов РФ не рассматривается правительством как рабочий вариант и не обсуждается в практической плоскости. Цифровизация используется как инструмент централизации и оптимизации затрат государства на бюрократический аппарат, отмечает политолог Дмитрий Михайличенко. В перспективе цифровизация ускорит укрупнение районов и регионов. "Кубань рассматривается как часть Украины. Доказательств, что Кубань является историко-этнографическим регионом Украины, нет. Но тем не менее детям подается такая неверная информация", – показывает украинский учебник учитель. То, что вы предлагаете, это фактически и есть укрупнение регионов. То есть, часть полномочий от нацреспублик переходит к федеральным округам (то есть, укрупнённым регионам), а остальное на уровень местного самоуправления. В этой статье вы узнаете, что такое укрупнение регионов и зачем оно нужно, какие регионы планируется объединить в 2024 году, как будет проходить процесс укрупнения и какие последствия ожидают регионы после реформы.

В России началось объединение первых 8 регионов

Тем не менее, по словам депутата Заксобрания Красноярского края Анатолия Амосова, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов дало положительные результаты и ускорило освоение недр бывших округов. Первым прецедентом объединения регионов в современной России после принятия в 1993 году Конституции РФ стал Пермский край образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа , новую историю регион ведет с 2005 года. Губернаторы призывают учесть мнение жителей, комментируя идею об объединении регионов Вслед за Пермским краем последовало появление Камчатского края - в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ. В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области - Пермская, Камчатская, Читинская - сменили название на края. По мнению Климанова, те объединения, которые произошли с 2005 по 2008 год, вряд ли могут служить каким-то ориентиром на дальнейшее развитие этого процесса. Тогда произошло объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Усть- Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Плюсы и минусы реформ Среди положительных моментов объединения регионов, по словам Климанова, могут быть сокращение дифференциации в развитии регионов, снижение числа объектов управления со стороны государства и, как следствие, повышение скорости доведения решений федерации и реакции центра на импульс, идущий снизу. Межрегиональная дифференциация сократится и перераспределение ресурсов будет меньшим", - пояснил Климанов. Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается Леонид Давыдов председатель фонда "Петербургская политика" Председатель фонда "Петербургская политика" Леонид Давыдов отметил, что в перспективе объединение регионов необходимо, однако для этого нужна политическая воля. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается", - сказал ТАСС Давыдов.

Однако, по мнению экспертов, реальных предпосылок для объединения регионов пока нет, на данном этапе это может дестабилизировать ситуацию и привести к противостоянию региональных элит. Читайте также Матвиенко: вопросы об укрупнении регионов нужно решать на референдуме Президент: укрупнение регионов - прерогатива региональных властей и местного населения "Объединение регионов - это достаточно большие издержки по администрированию процесса.

Это треть всего жилья, которое в Татарстане должны ввести до 2030 года. А вот с развитием инфраструктуры возникали проблемы. Любое упорядочивание процесса было бы выгодно Казани. С другой стороны, встает вопрос — не испортим ли мы развитие агломераций.

Почему люди строят дома в районах? Там жилье дешевле, чем квартира в городе. Если все эти районы подчинят Казани, там тоже подорожает жилье, люди поедут в следующий пояс. Например, не в Куюки, а за Лаишево или в Верхний Услон. Если сохраняем дешевое жилье в пригороде, закон нужен, чтобы создавать совместную инфраструктуру, транспорт. Так, сейчас по закону городской автобус не может ехать в пригородный район, — говорит активист «Казан Урбанче» Тимур Ямашев.

Перевозчик из-за этого даже получал предписание. Однако у жителей Осиново это вызывает возмущение.

Некоторые жители регионов выступают против слияния, ссылаясь на возможность потери самобытности, ухудшения условий жизни и потерю рабочих мест. Таким образом, изменения границ регионов — это сложный процесс, который требует тщательного изучения экономических, социальных и политических аспектов ситуации и учета интересов всех заинтересованных сторон. Как изменится политическая карта России? В связи с укрупнением регионов России, политическая карта нашей страны также может измениться. Возможно, некоторые регионы будут объединены, чтобы улучшить экономическое и социальное развитие территории. Это может повлиять на распределение власти между губернаторами и правительством на федеральном уровне. Новые регионы будут иметь своих представителей, которые будут бороться за интересы своих сопредельных территорий.

Также укрупнение регионов России может привести к крупным изменениям в избирательной системе. Новые регионы могут получить больше голосов в государственной Думе, что позволит им иметь больший вес в принятии решений на федеральном уровне. В целом, изменения в политической карте России в рамках укрупнения регионов могут повлиять на систему управления страной и на ее развитие в целом. Однако, нужно учитывать интересы всех регионов и народов России, чтобы создать сильную и устойчивую страну. Экономические последствия укрупнения регионов У жителей отдаленных регионов России часто возникает мнение, что экономическое укрупнение регионов может привести к росту цен на продукты и услуги в таких субъектах. Однако, эксперты утверждают обратное: укрупнение регионов может привести к увеличению экономической эффективности и устойчивости. Во-первых, большие регионы имеют более развитую инфраструктуру и лучше оборудованы для привлечения инвестиций и ведения бизнеса. Это может привести к улучшению экономического климата в регионе и стимулировать рост бизнеса и увеличение рабочих мест. Во-вторых, укрупнение регионов может привести к уменьшению административной нагрузки на местных предпринимателей, поскольку уменьшается количество органов местного самоуправления, с которыми нужно взаимодействовать.

Это может также привести к упрощению процесса получения лицензий и разрешений на ведение бизнеса и достижению эффективности общения между бизнесом и властями.

Наш сосед Казахстан недавно разделил свои области — создал несколько новых. Потому что управлять большими неудобно». Для справки: 8 июня 2022 года на карте Казахстана появились три новые области: Абайская выделена из Восточно-Казахстанской , Жетысуская из Алматинской и Улытауская из Карагандинской. Александр Кынев напомнил также, что последняя предпринятая в России попытка регионального укрупнения — объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа — закончилась полным провалом. Это действительно весьма поучительная и показательная история. Началась и закончилась она в мае 2020 года: столкнувшись с массовым неприятием «инициативы сверху» — проявившимся в первую очередь, конечно, в НАО, население которого восприняло перспективу слияния с соседним гигантом в округе проживает 41 тысяча человек, в Архангельской области — один миллион как насильственное поглощение, — власть сочла за благо отступить.

Дело тогда едва не дошло до «деединоросизации» Ненецкого автономного округа: члены одной первички «Единой России» за другой начали выходить из партии по причине несогласия с генеральной линией. Вероятно, именно это стало переломным моментом противостояния. Эхо этой вчистую проигранной федеральным центром битвы докатилось даже до голосования по поправкам к Конституции. Один-единственный регион в России не поддержал предложенные президентом изменения, и этот регион — Ненецкий автономный округ: за — 43,77 процента проголосовавших, против — 55,94. Последнее же успешное укрупнение произошло без малого 15 лет назад: 1 марта 2008 года на карте России появился Забайкальский край, родившийся путем слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Всего же насчитывается пять осуществленных объединительных проектов. Чуть ранее Усть-Ордынский Бурятский автономный округ был присоединен к Иркутской области объединение завершилось 1 января 2008-го.

А в 2010 году Институт современного развития на тот момент основной «мозговой центр» президентской команды выпустил доклад, в котором анализировались результаты той первой объединительной волны. Кстати, одним из экспертов, участвовавших в этой работе, был Александр Кынев. Выводы авторов доклада таковы: «Осуществленные на сегодня слияния имели суммарно нулевой эффект… Слияния не повысили управляемость пространством страны, еще раз продемонстрировав необходимость построения адекватной потребностям страны региональной политики и реформы в сопредельных сферах… Поставленные задачи не выполнены, престиж Центра в регионах особенно в затронутых реформой АО сильно пострадал… Объединение — это ошибка, которую очень сложно исправлять. Для этого нет ни условий, ни кадров. Надо пожалеть и население… Проблемы Центра связаны не с многочисленностью субъектов, а со стремлением «федералов» регулировать все и вся… Де-юре страна наша — федерация с независимым местным самоуправлением , де-факто унитарное государство с вертикалью власти, которая пронизывает все территориальные уровни … Продолжение политики укрупнения чревато всеми видами конфликтов — от экологических до этнических». Похоже, власть вняла тогда предупреждению экспертов-регионоведов: объединительный процесс был остановлен. Но, как видно, остановлен не на всегда, а лишь на время.

И перерыв подходит к концу. Настрой высокопоставленных слуг народа, ратующих за сокращение числа субъектов Федерации, ничуть не изменился даже после архангельско-ненецкого провала. Судя по всему, фиаско было списано на недостаточно активную и качественную «разъяснительную работу», сиречь пропаганду, и противодействие — явное и скрытое — местных элит.

В России началось объединение первых 8 регионов

Конечно, взаимодействие Петербурга и Ленинградской области можно только приветствовать. Наконец-то главы регионов стали обсуждать общие инфраструктурные проекты, появился общий оператор по утилизации отходов. Опубликовано в Фотобанк 9 admin. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 28 апреля заявил, что в Кремле не исключают возможное объединение регионов в случае, если жители субъектов Федерации на это согласны. По мнению Пескова, далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения. Один из главных доводов сторонников укрупнения российских регионов – восстановление «бедного» региона за счет «богатого». Но понятие «бедных» и «богатых» регионов в определенной степени зависит от проводимой экономической политики. Как считает политолог Константин Калачев, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, открыв дискуссию об укрупнении регионов, «разворошил муравейник». Если хотя бы в одном регионе граждане будут против — новое голосование будет возможно провести лишь через год. Если жители проголосовали «за», президент вносит в Госдуму проект конституционного закона о новом регионе, где указывается название и границы субъекта РФ.

В России началось объединение первых 8 регионов

Одной из приоритетных программ государственной политики в сфере совершенствования территориального устройства Российской Федерации является преобразование укрупнение субъектов РФ. Оценивая итоги состоявшихся слияний и перспективы дальнейшего объединения регионов России, эксперты указывают, в первую очередь, на то, что необходимо определение четких критериев, на основе которых должно приниматься решение о необходимости объединения регионов. Эти критерии должны учитывать: экономические показатели региона; территориальную обособленность, либо, наоборот, общность; наличие этнической и религиозной компоненты. Необходимо решить главный вопрос — каков механизм реализации проектов укрупнения. Если сейчас острейшей проблемой, прежде всего для федерального уровня управления, является социально-экономическая дифференциация субъектов Федерации, то при укрупненном территориальном устройстве эта проблема смещается в основном на региональный уровень внутрисубъектные различия и становится преимущественно его заботой, а материальные включая финансовые возможности для этого ощутимо расширяются. Поэтому наряду с федеральным центром инвестиционную поддержку бедствующим территориям укрупненного субъекта могут оказывать его развитые территории. Реализация этого проекта возможна только при результативной государственной поддержке, осуществляемой в условиях нового территориального устройства. Освоение бедствующих территорий сильными центрами внутри укрупненных регионов можно почти повсеместно и эффективно проводить по традиционным путям: развитие существующих и привлечение новых производств, создание филиалов крупных предприятий фирм , в том числе с высокооплачиваемыми рабочими местами, обновление структуры экономики, включая инфраструктуру, строительство и ремонт жилья, экологическая реконструкция и т.

Взглянем на политическую практику укрупнения регионов в современной России через призму рассмотренных подходов. При создании нового региона за счет укрупнения существующих в России используется принцип народного волеизъявления. Во всех заинтересованных субъектах Федерации обязательно проводятся всенародные референдумы по вопросу об объединении. В случае отрицательного результата в одном из субъектов Федерации, референдумы опять повторяются во всех заинтересованных регионах не ранее чем через год. Активную роль в данном процессе играют власти заинтересованных субъектов. Они должны подготовить мотивированное предложение Президенту страны об объединении и его последствиях. Право окончательного решения принадлежит федеральному центру.

Новый субъект Федерации создается через принятие федерального конституционного закона, поскольку его создание влечет за собой внесение поправок в Конституцию. Как видим, законодательство препятствует приобретению процесса укрупнения регионов обвального характера, поскольку предполагает ступенчатую схему объединения регионов при согласовании интересов всех участников объединительного процесса. Механизм референдума обеспечивает высшую степень легитимности проводимого процесса и страхует власти от большей части возникающих политических рисков от объединения. Во всех случаях укрупнения одним из объединяющихся субъектов был автономный округ АО. Чукотский АО в официальном порядке вышел из состава Магаданской области в 1992 г. Остальные же округа, с одной стороны, остались в составе края областей , то есть сохранили черты внутрирегиональных автономий, каковыми являлись в советское время.

Контакты Губернаторов отодвинут в сторону. Как будет проходить слияние регионов в 2023 году Долгожданное объединение регионов предвосхищается массированной информационной кампанией в федеральных СМИ. То, о чем эксперты "Акцентов" знали и говорили еще летом прошлого года, теперь звучит из уст инсайдеров разной величины. Идея укрупнения территорий со ставкой на агломерации принедлежит вице-премьеру Марату Хуснуллину.

Прикормленные губернаторами эксперты восприняли реформу в штыки.

Тем более Херсон и вся правобережная часть Херсонской области — конституционно закреплена как территория РФ. Она сейчас считается как оккупирована, временно оккупирована. Оккупация — это та вещь, которая не навсегда». Позиция Киева В июле этого года Зеленский во время пресс-конференции сказал о том, что Украина будет готова к дипломатическому урегулированию конфликта, если ее войска выйдут на международно признанные границы 1991 года, то есть вернут Крым , Донбасс, Запорожскую и Херсонскую области. Американская газета The Washington Post со ссылкой на источники написала, что в июне этого года директор Центрального разведывательного управления ЦРУ США Уильям Бернс обсудил с украинскими властями планы по возвращению указанных регионов.

С точки зрения разумного подхода, если это сделать правильно, а не с точки зрения интересов отдельных групп, то, безусловно, это имеет смысл», — заявил Сурайкин. Задача объединения субъектов РФ требует тщательной предварительной проработки и комплексного изучения, поскольку в каждом регионе ситуация практически уникальна, подчеркнул политик. Санкт-Петербург проиграет от возможного слияния с Ленинградской областью, если субъекты Федерации в будущем будет решено укрупнить по предложению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Перераспределение бюджетных доходов города в этом случае пойдет на поддержку соответствующих бюджетных секторов Ленобласти», — пояснил Заостровцев. Таким образом, в случае гипотетического объединения регионов, на одного петербуржца в среднем будет приходиться меньше средств, в то время как на одного жителя Ленобласти — больше, чем сейчас, считает эксперт. Северная столица же рискует не получить практически никакой выгоды от подобных реформ, уверен Заостровцев. Ленобласть не другое государство и таможенные барьеры не ставит», — добавил он. Укрупнение субъектов РФ — шаг в правильном направлении, поскольку он снизит управленческие издержки регионов. Укрупнение регионов снизит управленческие издержки. Эту меру можно рассматривать в рамках экономии бюджетных средств, она улучшила бы процесс управляемости», — говорит он. В целом укрупнение — «шаг в правильном направлении», подчеркивает Суверов. Улучшатся возможности направлять инвестиционные средства для ряда крупных проектов, которые затрагивали бы несколько регионов, в межрегиональные проекты», — говорит эксперт. У Матвиенко одна задача — рассматривать законопроекты. Вот пусть этим и занимается. Пусть даже не думает, что в этом вопросе есть какая то новизна — ее нет, все это уже было. Взять хотя-бы создание Восточно-Казахстанской области. Ведь там сейчас сплошь разруха: едешь и видишь заколоченные крест-накрест окна домов. А все потому, что объединять регионы нельзя, это основа структурной составляющей нашего общества, и серьезнейшая ошибка нарушать эту структуру. Не избежать проблем и в Алтайском крае, где объединили Камень-на-Оби и Каменский район: будет один «недоданный бюджет», — считает уроженец Алтайского края Александр Назарчук. Вместе с тем, он подчеркнул, что если бы речь шла не об объединении, а об устранении последствий ельцинского призыва к регионам «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», то такую инициативу он бы поддержал. Ну, а что сегодня? Где развитие? Сидит на приличном государственном обеспечении, ничего не производит, и получает деньги из других регионов. Тема эта непростая, и сейчас объединение, наверное уже невозможно, но в туризме «двум Алтаям» было бы проще быть в одном регионе. Не пришлось бы соревноваться — кто дальше прыгнет с завязанными ногами», — считает бывший министр Александр Назарук. Не видит экономической целесообразности запускать сейчас такие длительные процессы, как объединение регионов, и политический обозреватель, главный редактор ИА «ПолитСибРу» Дмитрий Негреев. Далее создается единый государственный орган, выбирается новый губернатор, — на все-про все уходит не менее 2 лет. Во вторых — у нас регионы по своей инициативе уже давно не объединялись. Это говорит о том, что все, кто хотел, уже это сделали раньше. Но это было 25 лет назад, а сейчас политические и управленческие элиты выступают против, — время для объединения ушло», — отметил Дмитрий Негреев. Перед принятием решений о слиянии регионов следовало бы изучить опыт уже состоявшихся объединений. Важно посмотреть, какие это принесло эффекты экономические и политические», — указал Бабак. Практика укрупнений регионов в России имеет место далеко не первый год, напомнил политик, так, есть примеры объединения Камчатской области и Корякского автономного округа и целый ряд других. В то же время «сама по себе идея несет здравое зерно, потому что это означает более эффективное распределение средств, сокращение чиновничьего аппарата, который сейчас растет очень большими темпами, а также более оптимальное управление территорией, которая имеет свои экономические проблемы», — прокомментировал он. Укрупнение российских регионов ученый Александр Чибилёв считает необходимостью, которая диктуется временем. Из регионов происходит отток населения, возникают агломерации вокруг крупных городов, например, Санкт-Петербурга и Москвы. Однако при укрупнении субъектов России необходимо действовать грамотно: с учетом культуры, самобытности населения, географического положения территорий и их экономики. При этом Чибилёв подчеркнул, что современные федеральные округа «нарезаны» безграмотно: «Например, Нижний Новгород не может быть центром для субъектов, расположенных на Южном Урале! Нельзя кроить по несуществующим границам, надо знать историко-культурные и социально-экономические предпосылки».

В правительстве заявили, что не собираются обсуждать слияние регионов РФ

Важно посмотреть, какие это принесло эффекты экономические и политические», — указал Бабак. Практика укрупнений регионов в России имеет место далеко не первый год, напомнил политик, так, есть примеры объединения Камчатской области и Корякского автономного округа и целый ряд других. В то же время «сама по себе идея несет здравое зерно, потому что это означает более эффективное распределение средств, сокращение чиновничьего аппарата, который сейчас растет очень большими темпами, а также более оптимальное управление территорией, которая имеет свои экономические проблемы», — прокомментировал он. Укрупнение российских регионов ученый Александр Чибилёв считает необходимостью, которая диктуется временем. Из регионов происходит отток населения, возникают агломерации вокруг крупных городов, например, Санкт-Петербурга и Москвы. Однако при укрупнении субъектов России необходимо действовать грамотно: с учетом культуры, самобытности населения, географического положения территорий и их экономики. При этом Чибилёв подчеркнул, что современные федеральные округа «нарезаны» безграмотно: «Например, Нижний Новгород не может быть центром для субъектов, расположенных на Южном Урале! Нельзя кроить по несуществующим границам, надо знать историко-культурные и социально-экономические предпосылки».

Вопрос укрупнения регионов — очень непростой, там, где этот процесс мог пройти безболезненно, объединение уже состоялось. Бурков обратил внимание на то, существует большая территориальная диспропорция регионов, с одной стороны, и, с другой стороны, есть регионы, которые де-факто тесно интегрированы. Как ни странно, при наличии двух губернаторов в округах есть тюменский губернатор, который избирается и округами в том числе», — отметил он. Она является самодостаточной как в экономическом, так и территориальном плане», — отметила в разговоре с корреспондентом Заведующий кафедрой региональной экономики, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ Мария Лапаева. Она отметила, что Оренбуржье — это исторически сложившейся регион России. С 1743 года Оренбургская губерния была форпостом России на ее юго-востоке, выполняла роль «ворот в Азию». В современный период социально-экономическое положение региона отличается стабильностью, экономика области усиленно развивается, область является донором.

Из года в год растёт внешнеторговый оборот Оренбуржья, экспорт товаров превышает их импорт. Оренбургская область является привлекательной для вложения иностранного капитала, она занимает одно из ведущих мест по этому показателю в Приволжском федеральном округе. Область обладает значительным природно-ресурсным, человеческим, инвестиционным и инновационным потенциалом, использование которого обеспечивает ее самодостаточность и в перспективе. По всей стране, например, сейчас «оптимизируют» вузы, библиотеки, музеи и больницы, хотя к слову «оптимизация» то есть, — «улучшение» это в реальности не имеет никакого отношения. Напротив, вреда от таких сокращений часто бывает гораздо больше, чем пользы», — такое мнение ИА REGNUM высказал доктор исторических наук, профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов в ответ на недавнее заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко по поводу необходимости укрупнить регионы. Сегодня Валентина Матвиенко предложила вслед за укрупнением регионов России провести еще и ревизию всех министерств. А чуть ранее она, прямо по Оруэллу, предложила создать «Министерство Счастья».

Чем в реальности это может обернуться — чиновникам нового министерства дадут новые кабинеты, добавят оклады и представят это в СМИ как процесс достижения народного счастья? Он напомнил, что в истории такое бывало уже не раз. Так, в течение последних лет в качестве периодически всплывающих тем использовались темы захоронения тела Ленина, тема смены часовых поясов, тема укрупнения российских регионов. Каждый раз при очередном инициировании этих дискуссий оживляются сторонники и противники предлагаемых изменений. Своим шумом они отвлекают внимание общества от действительно назревших проблем бюрократизация, коррупция, сокращение социальных расходов, падение жизненного уровня и так далее. При этом в итоге весь пар уходит в свисток, а «паровоз» остается стоять и ржаветь примерно на том же месте», — приводит довод Юрий Чернышов. В целом руководство всех российских регионов работает в одинаковых условиях, и говорить о каком-либо приоритете одного региона перед другим по вопросу возможного объединения — затруднительно.

В же то время оценку конкретной экономической ситуации в том или ином регионе сложно, по крайней мере все администрации работают примерно одинаково в рамках существующего экономического курса, пояснил он. Ну, может, чуть где-то лучше, где-то хуже», — говорит он. В Чувашии считают, что прежде, чем укрупнять регионы, нужно «10 раз подумать». Вопрос этот «спорный, неоднозначный» и, прежде всего, «дело населения регионов». Но, как показывает практика, численность чиновников впоследствии зачастую опять начинает расти, поэтому отсылки инициаторов укрупнения регионов к сокращению административных расходов не всегда можно назвать состоятельными». Инициатива объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так же как и любых других регионов, в период кризиса — идея несвоевременная. Однако Юрий Светов не разделяет мнение о необходимости заниматься этим в нынешних условиях.

А отвлекаться на проведение референдумов, потом слияние и прочее — это значит остановить созидательные процессы в каждом из этих регионов на два-три года», — считает Юрий Светов. При этом политолог отметил, что «пока нет никаких доказательств того, что мы получили эффективные результаты от создания Забайкальского края или других» укрупненных регионов. Насколько я помню, разговоры об этом идут уже лет двадцать.

Глава Херсонской области Владимир Сальдо тоже призвал «повторить путь Потемкина и Суворова, дойти до Измаила и вернуть все эти земли в Российскую Федерацию». Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале поздравил россиян с Днем воссоединения новых регионов с Россией. По его словам, год назад во время проведения референдумов местные жители решили «быть со своим Отечеством».

Медведев утверждает, что этот выбор стал символом «единства русского народа, его колоссальной воли и самоотверженности». Кроме этого, чиновник высказался о сроках окончания СВО: «Специальная военная операция будет продолжаться до полного уничтожения нацистского киевского режима и освобождения от врага исконно русских территорий».

И может, это произойдет раньше, чем мы думаем — возможно, перед выборами в Госдуму возникнет идея мобилизовать тот же архангельский электорат на такое объединение. Есть ли все-таки смысл в объединении других регионов России? Навскидку вспоминаю идею объединить Удмуртию с Кировской областью, Псковскую область с Ленинградской, Курганскую с Тюменской.

Принцип тут понятен — подтянуть слабые регионы к более сильным, чтобы сформировать качественно другое бюджетное распределение. Правда, я не знаю, чем такая идея может помочь — деньги-то в любом случае федеральные и бессмысленно считать, что если Курган объединят с Тюменью, то он станет получать больше федеральных средств. Что мешает сейчас федеральному Минфину направить в Курган больше денег? Сейчас же нет такого правила, что область получает в бюджет столько, сколько заработала — самый дотационный регион типа Чечни может получать денег больше всех, а донор типа Иркутской области — меньше всех. И ни у кого не возникает вопрос, почему так — просто так решили в Москве.

Деньги-то в любом случае федеральные и бессмысленно считать, что если Курган объединят с Тюменью, то он станет получать больше федеральных средств — Но могут быть положительные примеры? Де-факто это один большой регион, но из-за огромных денег, которые там вращаются, администрации этих двух субъектов постоянно находились в состоянии войны и конкуренции. Все это мешало распределять трудовые силы, правильно развивать логистику — каждый просто тянул на себя одеяло финансирования. И хотя после Лужкова и Громова Собянин и Воробьев стали более федерально ориентированными, осталась всепоглощающая любовь Москвы к присоединению территорий. Хотя та же Новая Москва развивается хуже, чем отдаленные территории старой Москвы.

Кроме того, расширение производств и числа людей на территории города бессмысленно — это рождает коллапсы с транспортом, рост цен на парковки и прочее. Если бы Москва и область стали единым регионом и распределяли бы жилье, финансы, инфраструктуру так, чтобы разгрузить Москву, — это было бы благим делом. Есть еще территории Ленинградской и Псковской областей, которые объединившись, могли бы задать тонус вот какого плана: на территории Псковской области очень мало производств, там большие проблемы с рабочими местами, а Ленинградская область могла бы вынести свои производства именно туда и решить проблемы той же логистики. Другой вопрос — что это объединение даст с административной точки зрения. Захочет ли губернатор вновь образованной территории заниматься развитием дальней окраины и что его подстегнет к этому?

Если для этого будет выделен федеральный транш — конечно, он будет это делать. А если это будет касаться средств от внутренней экономики, то не уверен — я не думаю, что у нас сейчас в регионах такие губернаторы, которые в кровь руки сотрут, чтобы поднять новую территорию: они лишь исполнители приказов из центра и чаще всего не имеют инициативы. За что уважают элиты Татарстана — Возможно ли объединение Татарстана с кем-то из небогатых соседей? Скажем с Марий Эл? И, конечно же, при вхождении в Татарстан Марий Эл могла бы нарастить свой производственный потенциал за счет многочисленных татарстанских предприятий — в Казани, как в Москве и в Петербурге, есть переизбыток необязательных для этих городов производственных территорий, а современная инфраструктура позволяет перенести их с организацией жилья тех же рабочих на другие территории.

По сути, конечно же, это была бы госплановская практика — начальник планирует, где у нас и что будет производиться, что для этого нужно, где люди будут жить и так далее. Но Россия своего рода империя — тут никуда от этого не денешься.

Как мы показали, большинство исследований в вопросах административно-территориального устройства поддерживает выделение надрегионального управленческого уровня, каким могут стать федеральные округа, и сокращение числа субъектов Федерации, находящихся в подчинении у единицы этого уровня, что достигается циклом объединительных референдумов. Вместе с тем ограничение реформы сложносоставными субъектами Федерации даст лишь локальный эффект, не изменив качества региональной политики федерального центра. Эффект федерального масштаба может быть достигнут при более решительном сокращении числа субъектов Федерации либо формировании нового уровня административно-территориального деления уровня вкупе с разработкой стратегического плана развития территорий. Отсутствие такого плана делает реформу по укрупнению регионов бессмысленной, так как неизбежные издержки, возникающие от изменения структуры административно-территориального деления, не получают должного обоснования своей необходимости. А его наличие дает возможность оценить потенциал и эффективность реформы. Российская система государственно-территориального устройства не просто дробная, а нерационально дробная. В самом деле, в 20 федеративных государствах мира среднее соотношение в системе «федеральный центр — субъекты Федерации» составляет 1:22. Возьмем такой важнейший показатель, как средняя численность населения субъекта Федерации.

У нас средняя величина населения республики, края, области — 1,9 млн. Это значительно меньше, чем в более или менее сопоставимых по населению государствах. Так, в Японии средняя величина административно-территориальной единицы высшего уровня составляет 2,7 млн. То есть примерно в 3 раза выше, чем в России. На основе анализа социально-экономического положения субъектов можно выделить четыре типа моделей объединения регионов: Объединение большого и сильного региона с маленьким и экономически слабым как правило, субъекты-«пазлы» Федерации. Главным препятствием для объединения в таких случаях является национальный фактор. Степень успешности объединительных процессов зависит от пассионарности и степени сопротивления национальных элит. К примеру, активное противодействие национальных элит Адыгеи отсрочило ее объединение с Краснодарским краем. Объединение большого региона с маленьким и экономически сильным. Как правило, это субъект-«пазл» с округом, имеющим серьезный экономический потенциал.

Из числа осуществленных проектов к подобным субъектам относится Красноярский край, объединившийся с входившими в него Таймыром никель и Эвенкией нефть. Для реализации подобных проектов необходим консенсус элит, переговоры экономически заинтересованных субъектов. В Красноярском крае вопрос был решен достаточно легко, поскольку у руководства краем и Таймырским округом находились ставленники «Интерроса», а в Эвенкии влияние только что разгромленного Юкоса резко упало и «Роснефть» еще не успела включиться в местный контекст.

Объединение регионов: кому ждать, а кому - бояться

Поэтому обычно укрупнение регионов сопровождается объединением каких-то активов. То есть прежде всего нужно смотреть на бюджеты регионов: что можно объединить и кто будет этим консолидированным бюджетом распоряжаться. В статье рассмотрена проблема «укрупнения» субъектов Российской Федерации посредством объединения нескольких регионов в единый. Сделан вывод о том, что фактически в практике российского федерализма имеет место не «объедение» регионов. По убеждению учёного, при объединении двух политических и административных регионов возникает «пагубное соперничество между их центрами, обычно приводящее к упадку „побеждённого“ или к восстановлению прежней ситуации после ухода нынешних чиновников». Мероприятие организовано Высшей школой экономики, сообщает РБК. «Нам 85 регионов не нужно.

Цифровизация ускорит укрупнение регионов России?

В статье рассмотрена проблема «укрупнения» субъектов Российской Федерации посредством объединения нескольких регионов в единый. Сделан вывод о том, что фактически в практике российского федерализма имеет место не «объедение» регионов. Процесс укрупнения российских регионов набирает обороты. Конечно, взаимодействие Петербурга и Ленинградской области можно только приветствовать. Наконец-то главы регионов стали обсуждать общие инфраструктурные проекты, появился общий оператор по утилизации отходов. Осенью 2021 года статус «тюменской матрешки» оказался под угрозой из-за нового закона о принципах формирования публичной власти в регионах. В законопроекте, принятом в первом чтении, был пункт, фактически уничтожающий независимость регионов Большой Тюмени. Цифровизация используется как инструмент централизации и оптимизации затрат государства на бюрократический аппарат, отмечает политолог Дмитрий Михайличенко. В перспективе цифровизация ускорит укрупнение районов и регионов. К слову, укрупнение регионов в современной истории России уже было. Во второй половине 2000-х с политической карты страны исчезли сразу шесть автономных округов. Их присоединили к соседним областям по итогам референдумов (см. графику).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий