Когда состоялся первый концерт мусоргского

Первым учителем Мусоргского был его брат, Арангель Мусоргский.

Оперное творчество мусоргского - фото сборник

Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году , переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков , где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки. Окончив школу в 1856 году , Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку в эти годы познакомился с А. Даргомыжским , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом».

Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки. Игре на фортепиано Мусоргский учился с 1849 у А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном , он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г.

В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо , из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её один хор был исполнен в концерте К. Лядова в 1861 г. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях. Следующий крупный замысел — оперу « Борис Годунов » по одноимённой трагедии А.

Пушкина — Мусоргский довёл до конца.

Даргомыжским 1856—57 гг. Балакиревым под руководством которого он начал серьезно заниматься композицией и В. Эстетические взгляды композитора неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 1860-х гг. Мусоргский становится постоянным участником кружка «Могучая кучка», провозгласившего своей целью борьбу за самобытное национальное искусство. Уже в сочинениях конца 1850-х—начала 1860-х гг. К середине 1860-х гг. Некрасова, А.

Островского и др.

Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик". В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк.

Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А. Даргомыжским, а через него и с М. Балакиревым и Ц. Кюи, затем с братьями В.

Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни. В июне 1858 года он вышел в отставку.

Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому.

Переживания Для Мусоргского крайне болезненным являлся развал «Могучей кучки». Тенденции, бродившие тогда в содружестве, он расценивал как уступки музыкальному конформизму. Вдобавок собственное творчество композитора не было понято официальной академической средой. Последовало пристрастие к алкоголю.

В дальнейшем, во второй половине 1870-х, характерной чертой игры Мусоргского на немногочисленных концертах была импровизация.

Мусоргский впервые выступил перед публикой как пианист в юном возрасте

русского композитора, члена «Могучей кучки». В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. B 1858 г. Mycopгcкий нaпиcaл двa cкepцo — B-dur и cis-moll, oднo из кoтopыx (B-dur) былo им opкecтpoвaнo и в 1860 г. иcпoлнeнo нa кoнцepтe Pyccкoгo мyзыкaльнoгo oбщecтвa. Однако первый публичный концерт Мусоргского состоялся лишь в его 16 лет. Это было выступление в Николаевском дворце в Петербурге. В этом концерте Мусоргский презентовал свои сочинения для фортепиано, арпеджио и импровизацию.

«Мне становится близким всё русское…»

Первый концерт Мусоргского состоялся в 1858 году, когда ему было 19 лет. На этом концерте Мусоргский исполнил свои собственные произведения на фортепиано. Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 21 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии, в 400 км от Санкт-Петербурга. (1839-1881 Г.). Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881). ский композитор м. Мусоргский Модест Петрович краткая. Первая опера Мусоргского.

21 марта 1839 года родился гениальный русский композитор - Модест Петрович Мусоргский!

Произведения одобрил Ференц Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгаться ею». В 1867 году за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. В 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца». Первые попытки написать оперы остались незавершенными — это и «Саламбо» по Г. Флоберу, и «Женитьба» по Н. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы — «Бориса Годунов». Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.

По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица — народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы — две редакции, а по смыслу — две оперы на один сюжет. Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом». Однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, песни из него распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии. Это было великое торжество Мусоргского.

Старики, индиференты, рутинисты и поклонники пошлой оперной музыки дулись и сердились это тоже торжество! Но зато молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусоргского на щитах. Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж — Марина Мнишек, великолепная партия для меццо-сопрано, добавлен польский акт и любовная линия Лжедмитрия и Марины, переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Ситуация складывалась неоднозначной — многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю. Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года. В заглавной партии выступил И. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени. Публика неистовствовала и вызывала композитора около 20 раз на поклоны.

В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, абсолютно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз. Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем [либретто «Бориса Годунова»] нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных». Однако Мусоргский не оставил творчества. В том же 1874 году композитор закончил цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», в который среди прочих вошли «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках Баба-яга » и другие. Произведение Мусоргский посвятил своему умершему другу — архитектору Виктору Гартману. Под впечатлением от сочинения Ференца Листа «Пляска смерти» композитор написал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям.

С 1876 года оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре начали исполнять в урезанном виде. Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу! Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе». Идея создать еще одно масштабное произведение, посвященное российской истории XVII века, появилась у Модеста Мусоргского во время работы над оперой «Борис Годунов». Однако к написанию «Хованщины» композитор приступил только в середине 1870-х. В работе над новой оперой ему помогал Владимир Стасов. Он изучал исторические летописи в библиотеках, собирал факты для либретто. Композитор писал Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период». Либретто композитор полностью создавал сам, без опоры на литературные первоисточники.

В его основе — реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы — и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями — любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью. Работа растянулась на долгие годы — болезни, депрессии, периоды запоев. Римский-Корсаков сразу после кончины ее автора. В 1883 году он предложил ее Мариинскому театру, но получил категорический отказ.

Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Модест Петрович Мусоргский родился 9 21 марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда. Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием — психологией, философией, литературой, — пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861—1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо» около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

На момент вступления в «Могучую кучку» содружество русских композиторов, сформировавшееся на рубеже 1850—1860-х годов Модест Петрович представлял собой эрудированного и прекрасно образованного русского офицера, успевшего представить на суд слушателя несколько собственных композиций. Творчество У творчества Мусоргского масса особенностей. Оно повлияло на дальнейшее развитие музыки в мире. Отчасти это связано с тем, что композитору удалось проявить себя в самых разных жанрах: от опер, оркестровых пьес и хоровой музыки до романсов, песен, вокальной и фортепианной музыки. Другая особенность творчества великого композитора — пристальное внимание к национальным чертам и глубочайший реализм.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями - членами "Могучей кучки" Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями. Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы. В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из "лесного ведомства" и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание. Последнее выступление Последний публичный концерт в биографии М. Мусоргского состоялся 4 февраля 1881.

Оперное творчество мусоргского - фото сборник

В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. ский. Сегодня, в день первого весеннего праздника, наш рассказ пойдёт о самобытнейшем русском композиторе, который родился 9 марта. Его именем названа Уральская государственная консерватория, а также одна из улиц нашего города. Модест Мусоргский принадлежал к старинному дворянскому роду, уходящему своими корнями к династии первых русских правителей Рюриковичам. Все Мусоргские, хоть и были музыкальны, посвящали свою жизнь военной службе.

Модест Петрович Мусоргский

Все они горячо отстаивали передовые в понимании российской интеллигенции 1860-х годов воззрения на искусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось. В 1865 году у него случился первый серьезный запой возможно, это была реакция на смерть матери , в 1867 году он был отчислен со службы. Редактировать «Борис Годунов» Лето 1867 года Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского — «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Н.

Гоголя написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой. Сцена из оперы «Борис Годунов» В начале 1869 года он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по А. Пушкину и Н. После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 году опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке.

Голенищева-Кутузова ; «Трепак» — картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой «музыкальной драмой». Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» 1869 и 1872 гг. Новаторская опера Мусоргского сильно отличалась от господствовавших в его времена романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке — «многие шероховатости и промахи». Для Мусоргского особенно болезненной была негативная реакция его друзей-«кучкистов» — всех за исключением А. Резко и бестактно высказывался о «Борисе» Балакирев, причём делал он это публично [22]. Римский-Корсаков утверждал, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок [23].

Больше всех из «друзей» отличился Кюи, опубликовавший вскоре после премьеры «Бориса» разгромную рецензию. По его мнению, либретто оперы …не выдерживает критики. В нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных. Утверждения о дилетантизме и необоснованном «оригинальничаньи» Муоргского встречаются до сих пор в научной литературе, в том числе в западных учебниках и эссе по истории русской музыки. В действительности не только инструментовка, драматургия, техника композиции, но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни. Модест Мусоргский в 1876 году Ещё более скептически современники отреагировали на следующую оперу Мусоргского жанр её обозначен автором как «народная музыкальная драма» «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века раскола и стрелецкого бунта. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия , а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного центрального персонажа характерного для оперной драматургии того времени , раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада.

Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина « Ночь на Лысой горе ». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны Скерцо B-dur с «восточной» серединой, на сплошном органном пункте ; 1858 , Интермеццо сочинено для фортепиано в 1862 г. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны специфически русской темой архаика стилизована с использованием переменного метра и доминирующей пентатоники , отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её «Богатырские ворота» , теперь преображаясь в гимн России и её православной вере. Признание[ править править код ] За 10 лет «Борис Годунов» был дан в Мариинском театре 15 раз и в 1882 году, вскоре после смерти автора, снят с репертуара [27]. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора на его надгробном камне изображён нотный фрагмент из хора «Поражение Сеннахериба», известного и по сей день только знатокам. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как «неаутентичные», поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил «из лучших побуждений» и гармонию , и ритмику , и форму оригинала.

Римский-Корсаков [28] Борис Годунов фрагмент. Последнее созвучие квартоктаву на слове «безмолвно» Римский-Корсаков истолковал как «неграмотность» Мусоргского поскольку кварта в басу без последующего разрешения в академическом контрапункте невозможна, «неправильна» и поменял её на «более обоснованную» квинтоктаву. Афиша первой постановки «Хованщины» в Москве 1897. В партии Досифея обозначен на афише как Василий Корень был занят Ф. Шаляпин Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова, историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и грамотно оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси , Равеля , Стравинского , членов так называемой « Шестёрки », а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева , который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих « Русских сезонов » в Париже. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. В конце ноября 1896 г.

Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова [29] , силами любительского Музыкально-драматического кружка. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897 г. Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции. Программность и колорит фортепианных «Картинок с выставки» вдохновили композиторов на создание оркестровых в последнее время также «электронных» их обработок; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки Д. Шостаковича, М.

Равеля, В. Шебалина, И. Маркевича, Э. Денисова и многих др. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. Ламм , в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора — в авторской редакции. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века [30].

Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского повлияла на творчество Л. Яначека , И. Стравинского , Д. Шостаковича, А. Берга драматургия его оперы « Воццек » по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову» , О. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк [31]. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. Денисов , Н.

В 1863-1865 годах он работал над либреттои музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера. В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Все они горячо отстаивали передовые в понимании российской интеллигенции 1860-х годов воззрения наискусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось. В 1865 году у него случился первый серьезный запой возможно, это была реакция на смерть матери , в 1867 году он был отчислен со службы. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского — «Женитьба» на полный прозаический текст комедииНиколая Васильевича Гоголя написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой. В начале 1869 года он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкинуи Николаю Михайловичу Карамзину.

После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 году опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 года и прошла с большим успехом. В последнее десятилетие жизни Мусоргского В 1870 году Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова, а два года спустя начал работать над своей второй оперой на сюжет из российской истории. Оригинальное либретто «Хованщины» посвящено событиям раннего периода царствования Петра I. Монументальное по замыслу произведение Мусоргский назвал его «народной музыкальной драмой» осталось неоконченным.

В октябре 1870 г. Направника который был членом комитета , причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента.

Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. Бессель опубликовал оперу в клавире. В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу «народную музыкальную драму» « Хованщина » по плану В. Стасова , одновременно работая и над комической оперой на сюжет « Сорочинской ярмарки » Гоголя. При жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась. Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада» , Думку Параси и Гопак. Стасову, 19-20.

Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова:На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались. Голенищеву-Кутузову 10. Портрет композитора М. Мусоргского Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. П. МУСОРГСКОГО

Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни «Калистрат», «Сиротка». Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» 1874-1880, окончена Цезарем Антоновичем Кюи, 1916 , фортепианный цикл «Картинки с выставки» 1874 , вокальные циклы «Детская» 1872 , «Без солнца» 1874 , «Песни и пляски смерти» 1877. Творческие метания Мусоргского и житейские перипетии Модест Мусоргский родился 9 марта 21 марта 1839 года, в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Занимался игрой на фортепьяно со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт ирландского пианиста Джона Филда для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 году он поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852 — в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась первая публикация Мусоргского — фортепианная полька«Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. В 1856 году, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго. В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым которого уговорил преподавать ему основы композиции и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».

В 1858 году, после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии. Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859 году, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичныхконцертов, его творческая деятельность продолжала носить нестабильный, лихорадочный характер. В течение двух лет после освобождения крестьян 1861 он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Начатая было симфония осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский — «почти идиот».

В центре его творчества - народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. Однако музыкальный язык Мусоргского , продолжателя традиций М. Глинки и А. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западно-европейской классики в т. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Proudly created with Wix.

Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская Чирикова. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем в возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда. Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора. В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик". В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А. Даргомыжским, а через него и с М. Балакиревым и Ц. Кюи, затем с братьями В. Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом.

В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» на сюжет известной картины В. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» текст принадлежит композитору. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» 1875-1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» - картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой «музыкальной драмой». Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» 1869 и 1872 гг. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция, сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке - «многие шероховатости и промахи». Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это - колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны «Интермеццо» сочинено для фортепиано в 1862 г. Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано - цикл пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её «Богатырские ворота» , теперь преображаясь в гимн России и её православной вере. В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» - тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства» где с 1872 г. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе и часто исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора хотя и ненадолго , что путь его «к новым берегам» избран верно. Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 года. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1972 году в деревне Наумово Куньинского района Псковской области в усадьбе Чириковых материнская линия Мусоргского открыт Музей-заповедник М.

МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

Мусоргский в Консерватории имени Мусоргского. На Урале возродили последнюю, незаконченную оперу великого композитора. В Екатеринбурге состоялось центральное из череды событий, которыми Уральская консерватория отметила свое 85-летие. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. Творчество. Творческая биография Модеста Мусоргского началась в 1852. Юноше не было и 14 лет, когда он сочинил свое первое самостоятельное произведение — пьесу для фортепиано.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий