Файзулла ходжаев семья

ИнтернетМузей находится в доме, где проживала семья Файзуллы Ходжаева. Дом расположен в центральном историческом районе Бухары – Гозиён. Автобиография ва. Ходжаев, Файзулла [1896-1938], родился в 1896 г. в богатой бухарской купеческой семье. Узбекскую грамоту изучил в мактабе (старая туземная школа). Реферат: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев (узб. Родился в Бухаре в семье купца. Изучал узбекскую грамоту в мактабе. Fayzulla Gubaydullovich Xo'jayev, 1896 (1896) — 15 мapтa 1938, тaкжe имeнoвaлcя Фaйзyллa Xoджaoглы) — yзбeкcкий [1] coвeтcкий пapтийный и гocyдapcтвeнный дeятeль, пpeдceдaтeль.

Азам Ходжаев — известный блогер и предприниматель

  • Ещё одно чудо Бухары — дом Файзуллы Ходжаева — Письма о Ташкенте
  • Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Файзулла Ходжаев

Узбекистан за 9 дней. День 5#6. Бухара: Дом богатого купца.

После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б.

Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой.

С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным, А.

Отправить сообщение Оставить отзыв Описание: Мемориальный дом-музей Файзуллы Ходжаева в Бухаре посвящен жизни и работе партийного и политического деятеля Узбекистана. Имя Файзуллы Ходжаева было известно любому борцу за демократию Узбекистана, он боролся за равные права, за что и был репрессирован и казнен в 1938 году. Его отец был богатым купцом, и стремился дать сыну достойное образование. Файзулла Ходжаев долгое время учился в России.

С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного восстания 20 сентября 1920 г. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 г. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 - декабрь 1924 до момента ее вхождения в состав Узбекской ССР. В марте 1938 г.

Файзулла Ходжаев (1896-1938)

Он присоединился к движению джадидиста Кастрюли-Turkist аналогично мыслящих реформаторов в 1916, и, с состоянием его отца, основал Партию Янга Бахарана. Видя российскую Революцию 1917 как возможность, Сторона Янга Бахарана пригласила Большевиков Ташкента, советского захватить Эмират Бухары силой в 1917. Когда это предпринятое вторжение потерпело неудачу, Ходжаев сбежал в Ташкент и только смог возвратиться после того, как Эмир Бухары сбежал в сентябре 1920 после того, как Красная армия свергла его администрацию 2 сентября 1920, бомбила город Бухару и заняла его. Правительственные годы После вступания в российскую коммунистическую партию об июле-августе 1920 Файзулло Ходжаев был назначен главой Народной советской республики Bukharan в сентябре 1920. В течение его срока он только избежал убийства лидером Восстания Basmachi Енвером Пашей.

Ходжаева судили в Москве как «правого троцкиста » и 13 марта 1938 года казнили. В ходе судебного процесса Ходжаев заявил, что его целью было достижение территориальной независимости в Туркестане , но отверг антироссийские или антибольшевистские мотивы. Загробная жизнь В 1966 году по случаю 70-летия Ходжаева официально реабилитировали. В современном Узбекистане о его творчестве напоминают несколько памятников, его именем названа станция ташкентского метрополитена.

Что в отцовском доме , где он жил до 1925 года, находится музей. Новое издание. Том В. Лейден, Э.

Семеновское — новый дом, построенный перед самой войной возле старой усадьбы с большими прудами, выкопанными еще крепостными, с обширным лесом. Соколовка, — мрачный, темный дом, куда мы все стали ездить этой осенью вместо нашего милого Зубалова…» Это все под Москвой, дальше: 6. Осенью 1941 года в Куйбышеве было подготовлено жилье и для отца. Ждали,что он сюда приедет. Отремонтировали несколько дач на берегу Волги,выстроили под землей колоссальные бомбоубежища…. Поехал он на машине. Огромная процессия потянулась по плохим тогда еще дорогам, —после этого и начали строить автомагистраль на Симферополь. Останавливались в городах, ночевали у секретарей обкомов, райкомов. Отцу хотелось посмотреть своими глазами, как живут люди, — а кругом была послевоенная разруха.

После этой поездки на юг там начали строить еще несколько дач, —теперь они назывались «госдачи». Формально считалось, что там могут отдыхать все члены Политбюро, но обычно, кроме отца, Жданова, Молотова, ими никто непользовался…» Бывает, расстроился Иосиф Виссарионович послевоенной разрухой, и решил подсластить пилюлю… 10…Построили дачу под Сухуми, 12…целый дачный комплекс на Рице, 13 …а также дачу на Валдае. Дача в Боржоми…» Итого 14. Ничего не скажешь, скромно. И ведь не только сам так жил и родственников не забывал. Возьмем к примеру сына Василия: «…Жил он в своей огромной казенной даче, где развел колоссальное хозяйство, псарню, конюшню… Ему все давали, все разрешали — Власик стремился ему угодить, чтобы Василий смог в должную минуту выгородить его перед отцом…. Я не знаю, была ли у него сберегательная книжка, — наверное нет. Денег он сам не тратил, их некуда и не на что было ему тратить.

После окончания училища в 1976 году Алишер Ходжаев был принят в труппу Московского театра имени Маяковского, где он сыграл множество ролей в спектаклях разных жанров и направлений. Алишер Ходжаев также известен как киноактер, снявшийся в более чем сорока фильмах и сериалах. Его дебют в кино состоялся в 1977 году в фильме «Семнадцать мгновений весны», где он исполнил роль советского разведчика. Среди его наиболее популярных киноработ — роли в фильмах «Тегеран-43» Али-Хан , «Москва слезам не верит» Гоша , «Место встречи изменить нельзя» Шарапов , «Покаяние» Абуладзе , «Сибириада» Николай Устюжанин , «Белое солнце пустыни» Саид и многих других. За свои творческие достижения Алишер Ходжаев был удостоен многих наград и почетных званий. Алишер Ходжаев продолжает активно работать в театре и кино, а также принимает участие в различных социальных и культурных проектах. Он женат и имеет двух детей и четырех внуков. Вот некоторые интересные факты из жизни и творчества Алишера Ходжаева: Он владеет пятью языками: русским, таджикским, узбекским, английским и французским. Он является родственником известного узбекского писателя и поэта Абдуллы Кадири. Он был другом и коллегой по сцене выдающегося актера и режиссера Анатолия Соловьева. Завещание» 2011. Он участвовал в создании мультфильма «Маша и Медведь», озвучив роль Деда Мороза. Известные представители семейства Ходжаевых 1. Кто такие Ходжаевы и откуда они родом? Ходжаевы — это семья, которая происходит из города Бухара, который в прошлом был столицей Бухарского эмирата, а сейчас является частью Республики Узбекистан. Ходжаевы были богатыми и влиятельными торговцами, которые занимались торговлей шелком, хлопком, золотом и другими ценными товарами. Они также были образованными и просвещенными людьми, которые поддерживали культуру и искусство своего региона. Какие достижения имеет Жамшид Ходжаев в сфере государственного управления и финансов? Жамшид Ходжаев — один из самых известных потомков семьи Ходжаевых. Он работал в различных международных организациях, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Азиатский банк развития. Он также занимал различные посты в правительстве Узбекистана, такие как министр иностранных экономических связей, министр финансов и заместитель премьер-министра. Он считается одним из ключевых реформаторов узбекской экономики, который способствовал ее модернизации, либерализации и интеграции в мировую систему. Эммануил Ходжаев — другой знаменитый потомок семьи Ходжаевых.

Ходжаев Файзулла

Файзулла́ Губайдуллович Ходжа́ев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). Библиотека рефератов и сочинений. Наименование работы: 'Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич'. Работа находится в категории: 'История'. Жанровая скульптура «Файзулла Ходжаев» по адресу Самаркандская область, Самарканд, улица Анкабай, 6. Читать 6 отзывов, смотреть 2 фото, часы работы. март 1938 г., Москва) был бу.

Первые годы

  • Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева - Читайте на IA-CENTR
  • файзулла хужаев / Новое видео - 2024
  • Меню сайта
  • фотографии >>

Ходжаев Файзулла

Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узб. Fayzullo Ubaydulloyevich Xo'jayev, 1896 (1896) — 15 марта 1938, также именовался Родился в Бухаре в семье купца. Этнический узбек[2]. У Файзуллани ўз меросхўри сифатида танлаб, 12 ёшида Москвага олиб боради. Файзулла Хўжаев Москвада 1907–1912 йилларда хусусий ўқитувчилар қўлида таълим олади. Файзулла Губайдулаевич Ходжаев Родился в 1896 г., г. Старая Бухара; узбек; образование низшее; член ВКП(б) (бывший член младобухарской партии); председатель СНК Узбекской ССР. Дом-музей Файзуллы Ходжаева, Бухара является ярким образцом архитектуры девятнадцатого века, доступный к посещению ежедневно (кроме воскресенья), с 09:00 по 17:00. Родился в Бухаре, в семье Убайдуллы (Губайдуллы) Ходжа Насим Ходжаева – одного из крупнейших купцов Бухары. Его дяд Латиф Ходжа был в хороших отношениях с эмиром Бухары. FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский.

Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев р. 1896 ум. 15 март 1938

Узбекистан за 9 дней. День 5#6. Бухара: Дом богатого купца. | Николай Соков: Всюду Вместе | Дзен Файзулла Ходжаев родился в 1896 году в Бухаре в семье купца.
Файзулла Хўжаев – бойлик ва зодагонликни эл-юрт ғамига алмашган арбоб Биография. Файзулла Ходжаев родился в 1896 году в Бухаре в семье купца. Этнический узбек[2].
Ходжаев Файзулла великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века - разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в.
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева. Он получил базовое обучение на Мактабе, учились в течение двух лет в медресе в Buxora и узнал.
Председатель Совнаркома Узбекистана Файзулла Ходжаев В Бухаре до сих пор почитают память Файзуллы Ходжаева. Об этом свидетельствует и то, что дом, принадлежащий его семье, стал музеем им. Файзуллы Ходжаева.

Великий комбинатор из Коканда и громкое разоблачение в Гомеле

Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров.

Он присоединился к движению джадидиста Кастрюли-Turkist аналогично мыслящих реформаторов в 1916, и, с состоянием его отца, основал Партию Янга Бахарана. Видя российскую Революцию 1917 как возможность, Сторона Янга Бахарана пригласила Большевиков Ташкента, советского захватить Эмират Бухары силой в 1917. Когда это предпринятое вторжение потерпело неудачу, Ходжаев сбежал в Ташкент и только смог возвратиться после того, как Эмир Бухары сбежал в сентябре 1920 после того, как Красная армия свергла его администрацию 2 сентября 1920, бомбила город Бухару и заняла его. Правительственные годы После вступания в российскую коммунистическую партию об июле-августе 1920 Файзулло Ходжаев был назначен главой Народной советской республики Bukharan в сентябре 1920. В течение его срока он только избежал убийства лидером Восстания Basmachi Енвером Пашей.

Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным, А.

Статуэтка вместе с девочкой — подростком прошла все этапы сталинских лагерей, холод, голод, болезни. Она была её талисманом и оберегом все 28 лет. Даже в самые голодные дни мытарств Вилоят сберегла её, не обменяв на хлеб. Статуэтка была свидетелем становления девочки, превращения её в личность, в женщину-мать, ответственную за свою судьбу и судьбу своих детей. По структуре выставка состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена мирной, безмятежной жизни семьи начала 30-х годов, когда глава семьи, находясь в руководстве Узбекистана, встречался и дружил со многими руководителями партии и государства. На стенде, используя художественные приёмы, воссозданы образы эпохи, представлены уникальные фотографии начала 30-х годов, копии документов, подлинные газеты. Вторая часть выставки построена на антитезе с мирным периодом жизни семьи.

Гомельский след Остапа Бендера

В наши дни дом, принадлежащий его семье, стал музеем имени Файзуллы Ходжаева… Важно отметить, что на этой улице исконно проживали представители дворцовой знати, ювелиры, богатые купцы и торговцы. Поэтому не удивительно, что дом является прекрасным образцом бухарской жилой архитектуры XIX века. Дом состоит из трех частей: хозяйственной, мужской и женской. Жилые помещения состоят из большой гостевой - "мехмонхона", летних и зимних комнат с замечательными росписями, выполненными лучшими бухарскими мастерами — усто Гаффором, усто Рахимом, усто Каримом и другими. При строительстве они учитывали все климатические условия местности — жаркое лето и ветреную холодную зиму. Дом имеет два двора — внешний и внутренний. Внешний берун занимает большую часть, имеет отдельный вход и предназначался для проживания мужской части семьи. Здесь несколько жилых помещений и большая гостиная мехмонхона для приема гостей. Внутренний двор дарун предназначен для женщин, детей и служанок.

Он был скрыт от мужского глаза и имел отдельный вход с улицы Гозиён. Каждая из комнат имела свое название и назначение. Комнаты в доме украшены резьбой по ганчу алебастру , придающей особую легкость и свежесть интерьеру. Стены расписаны яркими красками, отображая окружающую среду — деревья, кустарники, цветы, которых так недоставало в скудной природе Бухары.

Место захоронения: Московская обл. Дата ареста: 9 июля 1937 г. Осуждение: 13 марта 1938 г. Статья: дело право-троцкистского блока ст. Этнический узбек.

В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А.

Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г. Высшие органы власти и управления и их руководители. Все права защищены.

Он присоединился к пан-тюркскому движению джадидов подобных- в 1916 году были настроены реформаторами и на состояние своего отца основали Партию молодых бухарцев.

Увидев русскую революцию 1917 года как возможность, Молодобухарская партия предложила большевикам из Ташкентского Совета захватить Бухарский эмират силой в 1917 году. Когда эта попытка вторжения провалилась, Ходжаев сбежал в Ташкент и смог вернуться только после того, как эмир Бухары бежал в сентябре 1920 года после Красной Армии. Годы правления После вступления в Коммунистическую партию России примерно в июле-августе 1920 года Файзулло Ходжаев был назначен главой Бухарской Народной Советской Республики в сентябре 1920 года.

Великий комбинатор из Коканда и громкое разоблачение в Гомеле

Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г.

Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев - представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39].

Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г.

Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г. В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде.

Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф.

Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности.

С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М.

Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона». С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф.

Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р.

Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг.

Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г.

Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан.

Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38].

Any mimicry in the colonial situation is ambivalent, contradictory, multifaceted, and at the same time extremely stable in the constant repetition of the same relations of colonial power. Khodjaev was based on such mutually exclusive concepts as "exclusivity" and "involvement" which required peculiar equality from the colonial system - political identity and ideological autonomy within the framework of the Soviet system. I Alimdjanov Bakhtiyor A. Историю советской Центральной Азии 1917-1991 гг. Начало этой «мозаичной» мимикрии заложил Файзулла Ходжаев, который своими речами, книгами и деятельностью создал образ настоящего коммуниста и государственника. В современной узбекистанской историографии Ф. Ходжаев рассматривается как «жертва сталинизма», «лидер младобухарского движения», а его «приспособленчество» трактуется как борьба за «национальные интересы» [Alimova, 1999; Qosimov, 2008]. Я постараюсь рассмотреть взгляды и идеи Ф. Ходжаева в моем понимании напоминает «мимикрию» и «гибридность» Х. Баба Homi K. По мнению Х. Баба, «гибридность» выступает в качестве понятия для характеристики культурных объектов, возникающих на пересечении колониальной и местной традиции, а «мимикрия» - это специфический способ сопротивления, который порождает идентичности колонизированного как «почти такого же, но не совсем», что и колонизатор [Bhabha, 1994, pp. В отличие от Х. Баба, я считаю, что мимикрия Ф. Ходжаева была скорее добровольной, чем навязанной извне рамками колониальной ситуации. Одним из самых успешных историков, который изучил бухарский джадидизм, в том числе и деятельность Ф. Ходжаева, считается А. Халид [Khalid, 1998; 2015, рр. Интересно, что в своей книге «Making Uzbekistan», он в основном уделяет свое внимание А. Фитрату, а не Ф. Ходжаеву [Khalid, 2015, рр. В отличие от А. Халида, который считает, что «его главным активом было знание русского языка» «his main asset was his knowledge of Russian» [Khalid, 2015, р. Ходжаев обладал и другими «активами», которые поспособствовали его блестящей политической карьере при советской власти. Ходжаева была особенной и своеобразной, но вполне в духе 20-х гг. Любая мимикрия в колониальной ситуации двойственна, противоречива, многолика и одновременно крайне устойчива. Ходжаева опиралась на такие взаимоисключающие понятия, как «исключительность» и «включенность», что требовало от колониальной системы своеобразного равенства - политической самобытности и идеологической автономии в рамках советской системы. После Февральской революции 1917 г. Понятие джадидизм - широкое понятие, и политизация этого движения сыграла значительную роль в нашем понимании политических процессов в центрально-азиатском регионе. В начальный период своего становления Советская власть активно использовала интеллигентские слои населения для укрепления своей позиции в регионе. Большевики были прагматичными политическими деятелями, которые приступили к активному преобразованию облика Центральной Азии, в частности Узбекистана. К административной работе были привлечены и местная интеллигенция, обучавшаяся в русско-туземных школах, и специалисты, обучавшиеся за границей в Турции, Германии. В основном все административные посты заняли русскоговорящие и симпатизирующие советской власти молодые «революционеры» в возрасте от 20 до 30 лет. Например, Ф. Ходжаеву к 1917 г. Икрамову - 19. У многих из них отсутствовало высшее и даже среднее образование, и во многих случаях они были выдвинуты благодаря личным способностям. Таким образом, молодая советская власть опиралась на «революционную» молодежь, которую она наделила частично властью. В противовес «национальным» кадрам в молодой советской республике вели свою деятельность и «европейские» местные пролетарские кадры, которые во многих случаях противостояли «местным» кадрам. Таким образом, в правительстве оказались две силы: местные и «европейские» кадры, которые по-разному понимали «революционные» задачи советской власти в регионе. Файзулла Ходжаев 1896-1938 родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства. В конце Х1Х-начале XX в. Отец Ф. Ходжаева был купцом-миллионером, сделавшим состояние на экспорте каракуля. В 11 лет Файзулла вместе с отцом выехал в Россию и до 1911 г. В 1912 г. Уже в 1913-1915 гг. Это было культурно-просветительское движение либеральной, прежде всего духовной, интеллигенции, идеалом которой был просвещенный и «справедливый амир, обладающий светлым разумом». Они выступали за модернизацию просвещения и открытость достижениям мировой культуры. Проводниками идей джадидов были «новометодные» мактабы и издания джадидской ориентации. С 1916 г. Фитрата и Ф. Ходжаева стало оформляться политическое движение младобухар-цев - молодых прогрессистов, получивших образование в России, Турции, Европе. Февральская и октябрьская революции 1917 г. Конечно, не вся элита была вовлечена в политические процессы, на раннем этапе советской власти в Центральной Азии активно включились только те, которые воспринимали революцию как новый этап всемирного исторического развития, а мимикрия воспринималась как «нормальность». Нужно учитывать, что в революционной ситуации мимикрия воспринимается как норма, а кто не хочет «меняться» или «учиться» у революционеров, считается врагом революции. Но следует учесть, что мимикрия на начальных этапах подразумевает не слепое копирование, а «вольное подражание», пока не выработаны догмы.

Германия и Британия. О захвате душанбинского гарнизона писатель Джалол Икроми написал драму «Гарнизон не сдается». Одним из персонажей драмы является мой отец Усмон Ходжаев. Но этот восстание было подавлено, отец перебрался сначала в Афганистан, а в 1923 году в Турцию». Ходжа-Угли считает, что восстание было следствием разногласий между «джадидами». По его словам, одна группа джадидов одобрила марксизм, другая отвергла его. Они были националистами. Кстати, впервые словосочетание «Советская Бухара» появилась лишь в 1923 году»-говорит наш собеседник. Грезы по «Великому Туркестану» Камолиддин Абдуллаев, живущий в США таджикский историк, говорит, что Файзулла Ходжаев и другие политики того времени так и не поняли, что разделение Средней Азии на пять самостоятельных республик может серьезно ослабить регион. Сейчас, по его словам, страны Центральной Азии не могут прийти к согласию в решении даже, казалось бы, не очень сложных проблем Но Файзулла Ходжаев и его соратники-пантюркисты сумели очертить проект «Великого Туркестана». После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. Камолиддин Абдуллаев говорит, что Ходжаев использовал русских, чтобы превратить в жизнь идеи пантюркизма в Узбекистане. Пантюркисты с помощью Москвы сумели завоевать для Великого Туркестана огромные территории. Файзулло Ходжаев - таджик или узбек? Ряд таджикских историков считает Файзулла Ходжаева таджиком, а его Тот самый памятник деяния «предательством нации». Но Темур Ходжа-Угли со ссылкой на своего отца говорит, что они принадлежали к карлукской племени. По его словам, во времена Бухарского эмира многие владели и таджикским и узбекским языками. Жители Бухары все говорили на двух языках. Он спросил, почему вы считаете себя узбеком, ведь Файзулла Ходжаев, Усмон Ходжаев, Абдурауф Фитрат — все они были таджиками? Я сказал, что у нас дома в обиходе были два языка, но отец говорил, что наши предки были карлуками» - говорит Темур Ходжа Угли. Но по словам Мухаммаджона Шакури, существует множество исторических доказательств того, что Файзулла Ходжаев не был узбеком и тем более карлуком, которые антропологически сильно отличаются от других жителей региона. Но то что он был таджиком, по словам академика Шакури, не умаляет, а наоборот, еще больше усугубляет меру его вины перед таджикским народом. Сам он писал, что таджики являются одной из тюркских племен.

Уже во 13 второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, 15 что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо... У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, ч сознавая, где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы [17]. Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны». Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов. Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А. Создание Бухарской Народной Советской Республики 1920-1924 гг.

Файзулла Хўжаев – бойлик ва зодагонликни эл-юрт ғамига алмашган арбоб

Файзулла Ходжаев родился в 1896 году в Бухаре в семье купца. Когда волна политических чисток достигла узбекского SSR, 7-й Конгресс узбекской коммунистической партии Большевиков объявил, что Ходжаев был врагом народа. Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узб. Fayzullo Ubaydulloyevich Xo'jayev, 1896 (1896) — 15 марта 1938, также именовался Родился в Бухаре в семье купца. Этнический узбек[2]. Из истории Узбекистана выкидывают неугодных исторических персонажей. Одним из них стал "Советский президент" Бухары Файзулла Ходжаев. Explore historical records and family tree profiles about Файзулла Ходжаев on MyHeritage, the world's family history network.

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

Выставка, посвященная судьбам женщин и детей семьи Ходжаевых, расположена в доме купца XIX века, в старинном бухарском квартале Гозиен. Дом-музей Файзуллы Ходжаева, Бухара: просмотрите отзывы (48 шт.), статьи и 44 фотографий Дом-музей Файзуллы Ходжаева, с рейтингом 23 на сайте Tripadvisor среди 83. У Файзуллани ўз меросхўри сифатида танлаб, 12 ёшида Москвага олиб боради. Файзулла Хўжаев Москвада 1907–1912 йилларда хусусий ўқитувчилар қўлида таълим олади. Explore historical records and family tree profiles about Файзулла Ходжаев on MyHeritage, the world's family history network. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Биография Ходжаев Файзулла. Ходжаев Ф. (1896-1938; автобиография) — родился в богатой бухарской купеческой семье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий