Стратегические направления укрепления финансовой безопасности рф

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Вопросы: 1. Угрозы финансовой безопасности страны 2. Цели стратегии и политики обеспечения финансовой безопасности. Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны. Одним из важнейших направлений контроля за финансовой безопасностью Российской Федерации в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Теория и стратегия финансовой безопасности

Сверхдоходы, полученные страной в условиях благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков, существенно ускорили рост производства, обеспечили рекордное увеличение доходов населения включая зарплату во всех отраслях экономики, в том числе в бюджетном секторе, пенсии и т. В ближайшие годы нельзя надеяться на возвращение идеальных условий, в которых сформировалась «модель импортированного роста». Необходима новая модель, которая поможет российской экономике выйти из стагнации. Кризис, затронувший экономику России, показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры. Анализ современного состояния основных социально-экономических факторов, в качестве реальных и потенциальных угроз экономической безопасности России показал, что наиболее значительными угрозами должны считаться: поляризация доходов и благосостояния населения; рост бедности; незаконная миграция; деградация человеческого капитала, негативные тенденции на рынке труда, которые носят ярко выраженный региональный характер. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения. Кроме этого, следует обратить внимание на то, что рост общественного производства, повышение эффективности экономики, достижение высокого уровня правопорядка, что при прочих равных условиях обеспечивает постоянный уровень потребления, являются обязательными экономическими условиями развития страны. Снова обратимся к мерам повышения финансовой безопасности государства. В современных условиях на первый план необходимо выдвинуть со88 здание действенных механизмов, препятствующих, с одной стороны проникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой незаконному оттоку ресурсов из страны.

Банковская сфера является наиболее привлекательным каналом для осуществления подобных незаконных операций во всем мире. Соответственно, процесс создания данных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу. Далее, необходимо разработать четкую концепцию сдерживания государственных расходов. Нынешняя политика не может эффективно контролировать завышенные расходы, соответственно, они становятся дополнительной причиной формирования финансовой нестабильности [7]. В условиях финансовых кризисов, а также при разработке антикризисных мер, долгосрочная перспектива и оценка всех возможных последствий принимаемых решений должны находиться в преимущественном положении перед краткосрочными, временными мерами урегулирования той или иной сложившейся ситуации, так как недостаточные недооцененность рисков и угроз могут повлечь за собой рост неэффективных расходов, возникновение экономического дисбаланса, рост как внешнего, так и внутреннего долга государства. И в заключение, напомним, что фундаментальным условием устойчивого развития экономики является поддержание макроэкономической стабильности. Ее нарушение приводит к замедлению экономического роста по целому ряду причин: удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции, возрастания рисков для предпринимательской деятельности. Тяжелым последствием нарушения макроэкономической стабильности может стать неисполнение государством принятых обязательств, необходимость повышения налоговой нагрузки, масштабное увеличение заимствований.

Стратегическими целями такой политики являются: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения; повышение доступности и качества медицинской помощи; совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются возникновение эпидемий и пандемий, массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм, увеличение случаев травм и отравлений, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления. Факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, являются недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в части, касающейся обеспечения доступности медицинской помощи и реализации гарантий ее оказания населению, несовершенство действующей системы медицинского страхования, недостаточное финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи и низкий уровень квалификации медицинских работников, не полностью сформированная нормативно-правовая база в указанной сфере. Цели государственной политики в сфере охраны здоровья граждан заключаются в профилактике заболеваний, предотвращении роста заболеваний, представляющих опасность для окружающих, повышении доступности для населения медицинской помощи, повышении эффективности и качества медицинских услуг, снижении уровня инвалидности, разработке и внедрении новых медицинских технологий и лекарственных средств. Для реализации государственной политики в этой сфере необходимо сформировать долговременную стратегию развития системы охраны здоровья граждан, усовершенствовать организационные основы здравоохранения и управления им, уточнить полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья граждан федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определить порядок взаимодействия органов управления здравоохранением, а также создать национальные научно-практические медицинские центры для профилактики и лечения социально значимых заболеваний. Культура 76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры , пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики. Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции. Экология живых систем и рациональное природопользование 83. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и "хищнического" природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления, а также в связи с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств.

Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения. Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство 87. Обеспечению национальных интересов способствует активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций. В качестве центрального элемента такой системы международных отношений Россия рассматривает Организацию Объединенных Наций и ее Совет Безопасности. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия является для Российской Федерации одним из ключевых направлений внешней политики. Россия развивает потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств в рамках самого Содружества, а также Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Союзного государства, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию , а также угрозам в информационной сфере. Формирование Евразийского экономического союза открыло новый этап интеграции на евразийском пространстве.

Российская Федерация всемерно способствует укреплению Союза в целях дальнейшей интеграции, стабильного развития, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик государств - членов Союза в рамках глобальной экономики, а также в целях повышения жизненного уровня их населения, обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; 2 повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; 3 обеспечение экономического роста; 4 поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; 5 поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны; 6 повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2 обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3 создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4 устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5 сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6 повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7 обеспечение безопасности экономической деятельности; 8 развитие человеческого потенциала.

Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1 совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2 совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3 сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4 расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5 приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области; 6 развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1 совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2 развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 3 развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; 4 профессиональная ориентация граждан; 5 снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6 содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; 7 совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды. Оценка состояния экономической безопасности 24.

В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. Основными задачами системы управления рисками являются: 1 выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; 2 оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности; 3 планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер; 4 выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и или физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Поэтому текущая Концепция финансовой безопасности Российской Федерации России опирается на Стратегию-2030, где определены вызовы и угрозы экономической безопасности РФ, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Любое явление, включая и финансовую безопасность РФ, требуется уметь оценивать. Применительно к финансовой безопасности РФ нет чётко установленного перечня группы индикаторов, по которым можно бы было произвести оценку. В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» утверждены 40 показателей, требуемых для процесса наблюдения и мониторинга [1]. Поэтому именно Стратегия экономической безопасности РФ позволяет выделить ряд ключевых показателей, относящихся к финансовой стороне вопроса. Кроме того, индикаторы состояния финансовой безопасности РФ требуется оценивать в сравнении с количественными параметрами пороговых значений, т. Далее перейдём непосредственно к оценке индикаторов финансовой безопасности РФ и их пороговых значений, сделав это с использованием целевой группировки макроэкономических индикаторов, а именно: 1 Группа «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики»; 2 Группа «Ценовые индикаторы»; 3 Группа «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета и долговую устойчивость»; 4 Группа «Индикаторы банковской деятельности».

Как Россия будет финансировать свое развитие в 2022-2024 годах?

Основные угрозы экономической безопасности РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Рисунок 3. Внешние угрозы экономической безопасности РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Направления деятельности по обеспечению экономической безопасности РФ Решение проблем экономической безопасности государства предполагает выбор определенных методов и средств, направлений экономической политики, позволяющих продуктивно нейтрализовать угрозы внутренней и внешней экономической безопасности страны. Основными направлениями деятельности государства по обеспечению экономической безопасности являются: Проведение продуктивного, рационального и целесообразного экономического анализа.

Он позволяет оценить экономическую ситуацию, выявить слабые, уязвимые места в экономике, сравнить параметры развития предыдущих периодов и выработать концептуальные основы деятельности по созданию условий стабильного экономического развития, снижению финансовых угроз. Прогнозирование параметров экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Формируются прогнозы возникновения различных угроз экономической стабильности и прогнозы развития экономики при данных обстоятельствах. Разработка стратегических направлений деятельности государства.

Они определяют проведение конкретной деятельности, конкретных мероприятий по устранению угроз экономической безопасности. Нормализация международных отношений. Предполагается приведение в норму международного взаимодействия, налаживание отношений со странами-партнерами и иными государствами, от деятельности которых зависит Россия. Улучшение законодательной экономической базы.

Законодательство должно ориентироваться на устранение угроз ухода доходов в теневой сектор, антимонопольное регулирование, рациональное решение проблем занятости. Обеспечение финансовой независимости. Оно сводится к снижению уровня внешнего долга и формирования экономической деятельности без дополнительных кредитных средств.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны; повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; развитие человеческого потенциала. В соответствии с текстом указа об утверждении Доктрины, Правительству Российской Федерации поручено в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативного-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение [5].

Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии 32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа: 1 I этап до 2019 года - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; 2 II этап до 2030 года - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии. Основным содержанием энергетической безопасности является устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения. В интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе развиваются конкурентоспособные отрасли экономики и расширяются рынки сбыта российской продукции, повышается эффективность топливно-энергетического комплекса, расширяется использование инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры, особенно в Арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Российской Федерации. Развитие науки и современных технологий. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего, профессионального начального, среднего и высшего образования. Одним из главных направлений на среднесрочную перспективу Российская Федерация определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны. Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности. На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и или санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208

Стратегические направления развития и укрепления финансовой безопасности региона должны основы-ваться на государственных проблемах и стратегических задачах, закрепленных в Бюджетном послании Прези-дента Российской Федерации о бюджетной политике. До недавнего времени в российской практике вопросы стратегического управления не имели однозначного опреде-ления. С введением терминологии в области экономической безопасности стратегические основы данной области науки и практики и вовсе отсутствовали. УДК 332.025ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСинявская Ксения Витальевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа. Согласно указу, объектами экономической безопасности Российской Федерации являются физические лица, общество, государство и основные элементы экономической системы, в том числе системы институциональных отношений.

О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года

  • Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Ключевые слова
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Защита документов

3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.

УДК 332.025ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСинявская Ксения Витальевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа. В 2000 году в условиях стабилизации экономики страны и изменения внешнеэкономической ситуации возникла необходимость в совершенствовании направлений стратегии – разработана и утверждена Концепция экономической безопасности. На основании проведенной количественной оценки уровня финансовой безопасности были оп-ределены мероприятия, способствующие снижению влияния выявленных угроз и укреплению фи-нансовой безопасности Российской Федерации. Одной из основных составляющих экономической безопасности России в современных условиях является финансовая безопасность (ФБ).Кратко остановимся на понятие ФБ и начнем решать задачи, поставленные в нашей работе. В таблице ниже приведены прогнозные показатели финансовой стратегии России на 2022-2024 годы по данным Министерства финансов РФ.

Защита документов

Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1 совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2 развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 3 развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; 4 профессиональная ориентация граждан; 5 снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6 содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; 7 совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

Развитие научно-технического потенциала и инновационных технологий, позволяющих увеличить эффективность экономической деятельности, а также выполнить промышленную и научную революцию. Создание системы предупреждения и реагирования на возможные угрозы экономической безопасности и конкурирование с угрозами. Образование и развитие культуры экономической безопасности, формирование устойчивой психологии успеха и предпринимательства в государственных и корпоративных структурах. Оптимизация налоговой, бюджетной и финансовой политики, что позволит укрепить финансовую устойчивость страны и ее экономики. Обеспечение экономической безопасности является одним из ключевых приоритетов в стратегическом планировании развития любой страны и является делом национального масштаба. Консолидировать усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России призван Совет Безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности участвует в разработке стратегии экономической безопасности страны и координирует деятельность органов государственного управления в области экономической безопасности.

Он также принимает меры по защите экономических интересов России в международных экономических отношениях [2, п. В документе отмечается, что экономическая безопасность является ключевым элементом общей национальной безопасности и обеспечивает гармоничное и устойчивое развитие экономики России, а обеспечение экономической безопасности страны является одним из ключевых приоритетов государственной политики [3, пп. Для достижения этой цели необходимо укреплять экономическую стабильность, обеспечивать эффективное функционирование национальных финансовых рынков, развивать отечественную промышленность и транспортную инфраструктуру, совершенствовать систему национальной безопасности в области информационных технологий и т. Вместе с тем документ отмечает, что экономическая безопасность РФ подвергается значительному влиянию факторов внешней среды, в том числе усложнению международной конъюнктуры, усилению экономических санкций и других ограничений со стороны зарубежных государств, а также росту мировых цен на энергоносители и продовольствие. Экономическая безопасность имеет огромное значение для развития и процветания страны. Угрозы экономической безопасности могут нанести значительный ущерб экономике и инфраструктуре страны, а также породить социально-экономические проблемы. Угрозы экономической безопасности могут быть разнообразными и их перечень зависит от конкретных условий и масштабов экономической системы. Однако можно выделить общие угрозы, которые могут нанести значительный ущерб экономической безопасности физических и юридических лиц, а также государства в целом.

В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации далее - экономическая безопасность , а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации далее - органы государственной власти , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Вызовы и угрозы экономической безопасности 8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции.

Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности.

Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов государств, ТНК, субгосударственных группировок и др. Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи их полный перечень довольно широк , которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами.

Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности. В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами. При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.

Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. Анализируя действующую систему учета и контроля привлечения и использования иностранных займов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что она не в полной мере отвечает необходимым требованиям полноты и достоверности раскрытия соответствующей информации и нуждается в существенной доработке и в совершенствовании. Можно даже утверждать, что адекватная система учета и контроля иностранных займов у нас пока отсутствует. При разработке системы финансовой безопасности РФ особый акцент нужно сделать именно на это обстоятельство. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене в глобальной экономике и жизненно важные интересы ее граждан снижение уровня бедности в стране. Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Органы экономической разведки по своей сути являющиеся частью национальных систем ГФК занимаются контролем за экономической активностью на национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран.

Мощные экономические акторы в первую очередь ТНК и ТНБ , действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства "денационализировать" территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов. Достаточно сказать, что многие сферы государственного управления, относящиеся к макроэкономическому уровню, - налогообложение, валютные курсы, учетная ставка и т. Воздействие ТБС на макроэкономическую ситуацию может проводиться как в прямой форме немало примеров тому, когда ТБС проводят активное лоббирование своих интересов в правительствах стран, а в ряде стран "третьего мира" были случаи их участия и в государственных переворотах , так и в косвенной - через планирование своего бизнеса влияния на объемы и структуру экспорта и импорта а от этого зависят и курсы национальных валют, и темпы роста национального дохода, и инвестиционная привлекательность стран и т. Принципиальная модель предполагаемого финансового воздействия ТБС на отдельную страну может быть представлена следующим образом рис. В связи с вышесказанным контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т. Проанализируем основные вопросы формирования организационных структур ГФК, обеспечивающих финансовую безопасность России.

В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима система контрольных органов, так как вряд ли геофинансовую проблему эффективно сможет разрешить какая-то одна служба при этом оптимален вариант именно направляющей, координирующей и систематизирующей роли какой-либо спецслужбы. Например, в США такими органами являются Совет экономических консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности, в Германии - Отдел принципов экономической политики в составе Министерства экономики. В России создана Межведомственная комиссия по экономической безопасности при Совете Безопасности. Принимаемые этой службой решения носят рекомендательный характер и порой остаются без внимания соответствующих исполнительных органов. При этом отсутствует орган, который бы ежедневно отслеживал вопросы экономической безопасности, оперативно реагировал на изменение ситуации, регулярно готовил документы правительству для принятия решений по тем или иным проблемам и контролировал их исполнение. Естественно, анализируя вопросы наделения каких-либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности. Например, в свете важности затронутой проблемы, возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений деятельности Счетной палаты РФ направлением деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации.

Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности РФ. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту а также доводить информацию до широкой общественности. В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности а также для контроля за соблюдением финансовых интересов РФ. Кроме этого должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Для разработки вопросов финансовой безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мероприятий потребуется особо высокая квалификация.

Следует также добавить, что контролеры должны будут заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Поэтому, вполне очевидно, что для грамотного качественного выполнения всех этих задач потребуются кадры, квалификация которых как минимум выше контролируемых работников остальных государственных структур. В качестве второго варианта первый вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно организации органа, контролирующего обеспечение финансовой экономической безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно взаимодействовать со Счетной палатой РФ ее соответствующими структурами.

ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Также Банк России собирается привлечь к борьбе с телефонным мошенничеством операторов связи и наладить между ними и банками обмен информацией об абонентах. Кроме того, Банк России предлагает предоставить пострадавшим от злоумышленников возможность подать через портал «Госуслуги» и онлайн-сервисы банков заявление в полицию о хищении. Это позволит быстрее сообщать о мошенниках в правоохранительные органы, а банки смогут оперативно учитывать такую информацию в своих антифрод-системах. Будет расширен и усложнен сценарий атак для киберучений, которые регулятор проводит с банками ежегодно с 2019 года.

Каждые шесть лет стратегия будет корректироваться с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. Дата публикации на сайте: 15.

В то же время он также является и угрозой для экономической безопасности, так как угрожает устареванию материальных ресурсов и создает новые риски, например, кибербезопасности и технологической зависимости. Поэтому проблема экономической безопасности требует постоянного внимания и усилий со стороны государственных и коммерческих организаций, а также общественности в целом.

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. Экономическая безопасность включает в себя следующие аспекты: Защита экономики государства от внешних угроз экономических санкций, дискриминации на мировых рынках. Защита экономической системы от внутренних угроз коррупционных схем, незаконного оборота финансовых ресурсов, монополизации рынков. Обеспечение экономической стабильности и предотвращение кризисов в экономике. Развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности. Развитие инновационной экономики и повышение уровня технологий. Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо принимать комплекс мер, которые включают в себя экономическую политику, налоговую политику, меры по борьбе с коррупцией, развитие инновационной экономики и т.

Обеспечение экономической безопасности — это комплекс мероприятий, направленных на защиту экономической системы от возможных внутренних и внешних угроз, обеспечение стабильности экономического развития и поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны и отраслей экономики. В рамках обеспечения экономической безопасности необходимо решать множество задач: быть готовым к неожиданной смене экономических условий, повышение инновационности экономической системы, сокращение уязвимых мест, улучшение механизмов защиты национальных интересов на рынках мировой экономики, сокращение рисков от финансовых кризисов и т. Ключевыми направлениями обеспечения экономической безопасности являются: Государственное регулирование экономических отношений и создание эффективной правовой базы, гарантирующей сохранение экономических интересов страны и защиту прав субъектов экономической деятельности. Развитие инфраструктуры, укрепление отраслей экономики, позволяющих обеспечить независимость от импорта, получение положительных результатов на международном рынке. Развитие научно-технического потенциала и инновационных технологий, позволяющих увеличить эффективность экономической деятельности, а также выполнить промышленную и научную революцию. Создание системы предупреждения и реагирования на возможные угрозы экономической безопасности и конкурирование с угрозами.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; 2 повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; 3 обеспечение экономического роста; 4 поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; 5 поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны; 6 повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2 обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3 создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4 устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5 сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6 повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7 обеспечение безопасности экономической деятельности; 8 развитие человеческого потенциала. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1 совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2 совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3 сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4 расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5 приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области; 6 развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1 совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2 развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 3 развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; 4 профессиональная ориентация граждан; 5 снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6 содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; 7 совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды. Оценка состояния экономической безопасности 24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. Основными задачами системы управления рисками являются: 1 выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; 2 оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности; 3 планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер; 4 выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и или физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основные направления деятельности Совета безопасности Российской Федерации в 2024 году

стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Президент Российской Федерации санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и. 105. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности на основе показателей состояния национальной безопасности, определяемых Президентом Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Это должно повысить эффективность и конкурентоспособность российских предприятий, а также улучшить качество жизни граждан за счет удобных и безопасных цифровых сервисов. Финансовая стратегия России ориентируется на диверсификацию экспорта и расширение географии торговых партнеров. Это должно снизить уязвимость от внешних шоков и санкций, а также открыть новые рынки сбыта для российских товаров и услуг. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества с азиатскими и африканскими странами, которые имеют большой потенциал роста. Финансовая стратегия России включает в себя поддержку малого и среднего бизнеса , который является важным источником создания рабочих мест и инноваций. Для этого предусмотрены меры по снижению административных и финансовых барьеров, упрощению налогового режима, предоставлению льготных кредитов и грантов, а также по повышению квалификации и консультационной поддержке предпринимателей.

Финансовая стратегия России направлена на укрепление финансовой безопасности и защиту национальных интересов в условиях глобальной нестабильности и конфронтации. Для этого предпринимаются шаги по совершенствованию национальной платежной системы, развитию собственных финансовых инструментов и рынков, а также по участию в международных финансовых инициативах, направленных на сотрудничество и диалог. Какие риски и неопределенности сопровождают финансовую стратегию России и как с ними бороться? Финансовая стратегия России на 2022-2024 годы направлена на обеспечение стабильности и устойчивости экономики в условиях внешних и внутренних вызовов. Однако, реализация этой стратегии сопряжена с рядом рисков и неопределенностей, которые могут осложнить достижение поставленных целей и задач.

В этой части статьи мы рассмотрим основные факторы риска и неопределенности, а также способы их преодоления. Основные факторы риска и неопределенности можно разделить на три группы: Внешние факторы.

Оценка состояния экономической безопасности 24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. Основными задачами системы управления рисками являются: 1 выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; 2 оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности; 3 планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер; 4 выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и или физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии 32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа: 1 I этап до 2019 года - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; 2 II этап до 2030 года - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1 совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2 совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3 сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4 расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5 приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области; 6 развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1 совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2 развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 3 развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; 4 профессиональная ориентация граждан; 5 снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6 содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; 7 совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются. Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как , , и др. При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства.

Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов — , — экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов государств, ТНК, субгосударственных группировок и др. Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи их полный перечень довольно широк , которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Заказать работу Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами. Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности.

Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства называемого глобализацией ; постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне бюджетные системы государств и международных организаций , так и на глобальном уровне межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую ; растущая автономизация субгосударственных субъектов ТНК, ТНБ и др. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности. В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами. При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. Поиск по базе При этом следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание в современных условиях: установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций; отраслевые ограничения ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства ; меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. Анализируя действующую систему учета и контроля привлечения и использования иностранных займов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что она не в полной мере отвечает необходимым требованиям полноты и достоверности раскрытия соответствующей информации и нуждается в существенной доработке и в совершенствовании. Можно даже утверждать, что адекватная система учета и контроля иностранных займов у нас пока отсутствует.

При разработке системы финансовой безопасности РФ особый акцент нужно сделать именно на это обстоятельство. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене в глобальной экономике и жизненно важные интересы ее граждан снижение уровня бедности в стране. Заказать работу "4" Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Органы экономической разведки по своей сути являющиеся частью национальных систем ГФК занимаются контролем за экономической активностью на национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран. Мощные экономические акторы в первую очередь ТНК и ТНБ , действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства " денационализировать " территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов. Достаточно сказать, что многие сферы государственного управления, относящиеся к макроэкономическому уровню, - налогообложение, валютные курсы , учетная ставка и т. Воздействие ТБС на макроэкономическую ситуацию может проводиться как в прямой форме немало примеров тому, когда ТБС проводят активное лоббирование своих интересов в правительствах стран, а в ряде стран "третьего мира" были случаи их участия и в государственных переворотах , так и в косвенной - через планирование своего бизнеса влияния на объемы и структуру экспорта и импорта а от этого зависят и курсы национальных валют, и темпы роста национального дохода , и инвестиционная привлекательность стран и т. Принципиальная модель предполагаемого финансового воздействия ТБС на отдельную страну может быть представлена следующим образом рис.

В связи с вышесказанным контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т. Проанализируем основные вопросы формирования организационных структур ГФК, обеспечивающих финансовую безопасность России. В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима система контрольных органов, так как вряд ли геофинансовую проблему эффективно сможет разрешить какая-то одна служба при этом оптимален вариант именно направляющей, координирующей и систематизирующей роли какой-либо спецслужбы. Например, в США такими органами являются Совет экономических консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности, в Германии - Отдел принципов экономической политики в составе Министерства экономики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий