Башкирские праздники коротко

В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством. В народе активно отмечаются такие национальные праздники башкир, как Сабантуй (общий с татарами). Этот праздник признан на официальном уровне.

Библиотека

  • Праздники Башкортостана — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Башкирские праздники
  • Какие праздники отмечают башкиры?
  • Численность
  • Национальные праздники башкирского народа. Башкирские праздники
  • Праздники Башкортостана — Википедия Переиздание // WIKI 2

Башкиры праздники и традиции. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Каждый может почувствовать атмосферу национальных традиций и насладиться яркими выступлениями и веселыми гуляниями. Сабантуй объединяет людей разных национальностей и культур и является символом многообразия российского народа. Ураза-байрам — праздник окончания поста Рамадан Ураза-байрам, также известный как Ид аль-Фитр, — это главный религиозный праздник мусульманства, отмечаемый в конце месяца Рамадан. Рамадан — священный месяц для мусульман, в течение которого они постятся с рассвета до заката. Пост в Рамадане считается одним из пяти столпов ислама, и это время представляет собой испытание верующих, связанное со строгой дисциплиной, воздержанием от пищи, питья, курения и других похотей. Ураза-байрам является праздником, который отмечает окончание этого поста. В этот день мусульмане собираются в мечетях для совместной молитвы и встречи с родственниками и друзьями. Во время Ураза-байрама мусульмане надевают новую или чистую одежду, распространяют подарки и благотворительность, и готовят особые праздничные блюда. Дети часто получают подарки и деньги от старших родственников. Ураза-байрам также является временем прощения и примирения.

В этот день мусульмане обменяются поздравлениями, просят и предоставляют прощение, и заключают мир после месяца отшельничества во время Рамадана. Ураза-байрам — это важный культурный и религиозный праздник для башкир и других мусульман Башкортостана. Этот день отмечается большими семейными праздниками, публичными мероприятиями и торжественными церемониями. Празднование Ураза-байрама выпадает на первый день месяца Шавваль по исламскому календарю, который рассчитывается по фазам Луны и отличается от Григорианского календаря. Дата праздника каждый год сдвигается на около 11 дней, поэтому она не состоится в одни и те же дни. Кул-шариф — день памяти героя обороны Казани Кул-шариф — это день памяти героя обороны Казани в Республике Башкортостан. В этот день башкирская нация отмечает подвиг и сопротивление казанских башкир и татар против Московского царства в 16 веке. Казань была оккупирована Московским царством в 1552 году после продолжительной осады и захвачена войсками Ивана Грозного. Кул-шариф, местный башкирский муфтий и герой народа, отказался сдаваться и предал свою жизнь защите своего народа и веры.

Каждый год 21 июля, национальный праздник Кул-шариф отмечается в Казани и других городах Башкортостана.

Начало праздника определяется появлением новой луны. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду в пруд, озеро, реку , в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе. Праздник - это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения Зачем все таки нужны нам праздники?

Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания. Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание! Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть. Способ приготовления кумыса Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом. Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс.

Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий. По времени созревания с момента заквашивания кумыс подразделяют на слабый одни сутки , средний двое суток и крепкий трое суток. Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока считается натуральным кумысом. Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Науруз наурыз. Праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик Урал , Сакмара примерно в 7 в.

В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе курэш , скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения узляу. В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения фатиха. Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями.

В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич. Возможна двойная интерпретация праздника: "воронья свадьба", "воронья каша", так как возникновение связано с культом вороны, и "грачиная свадьба", "грачиная каша", что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны. За талой водой.

Проводится в апреле. Принимались все, джигиты притаптывают тропинку за водой, бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, растирались до пояса, лицо, снимает нездоровье, колдовские чары бальзам. Девушки с коромыслами идут за талой водой. Пили чай, ели блины. Кукушкин чай. Башкирский обряд весенне-летнего цикла. На востоке Башкортостана Учалинский р-н известен под названием «йома сэйе» "чай, в пятницу" , в северных районах РБ и в Пермской области - «сэйесмэ» "чаепитие". Описание работы У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовного-морального общинного строя. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Проводился в осеннезимний период,... Бишектуй бишек туйы, от баш. Двунадесятые праздники , 12 важнейших наряду с Пасхой православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа 8 Господских и Божией Матери 4 Богородичных. Отличаются особой торжественностью... Игры народные , исторически сложившиеся занятия забавы, зрелища, увеселения, спорт. Устраивается на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребёнка;... Йыйын , башкирский традиционный праздник. Восходит к нар. Проводился летом после сева до уборки урожая на поляне или на возвышенном месте.

Помочь по... У башкир размер К. Проводился на стороне жениха после гл.... Курбан-байрам тюрк. Начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа 12-й месяц мусульманского календаря в день завершения хаджа, длится 3-4... Проводился в весенне-летний период с... Проводился в конце мая после посевных работ на поляне или возвышенном... Международный фестиваль балетного искусства им. Проводится ежегодно с 1993 кроме 1996-97 в Уфе.

В 2003 фестиваль включён в федер. Среди участников фестиваля - труппа «Юрий Григорович балет» худ. Мусульманские праздники , знаменательные дни мусульманского календаря. Хиджра ; Маулид - рождение пророка Мухаммада дата неизвестна, поэтому приурочен ко... Солнцу нар, перс. Проводился 2 раза в год. Зимний Н. Науруз перс. Происхождение праздника, предполож.

Начинался 21 марта, в день весеннего... Пасха греч. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, связана с ожиданием Мессии, в... Погребальные обряды , комплекс традиц. Аул , стр-ву дорог и... Посиделки ултырма, кис ултырыу , у башкир традиц. Обычно П. Православные праздники , дни, установленные в честь святых, чудотворных икон, значит. По времени проведения подразделяются на неподвижные имеют определ.

Праздники байрам, туй , торжества, посв. Различают П. Праздничные дни. К традиц. Родинные обряды , комплекс традиц. У башкир считалось, что проведение Р.

Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны с такими торжествами, как Tпоказ гостяL kунаk курhэтеу , имевшими свои особенности как в обществ. Элементами праздника были наполнены молодежн. Семейные праздники, связанные с рождением ребенка см. Родинные обряды , свадьбой см. Свадьба башкирская , также выходили за рамки одной семьи.

Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры — очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Читать еще: Мотивируем мужчину. Способы и советы. Как мотивировать мужчину, мужская точка зрения Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости.

Народные праздники и игры

На севере Башкортостана обычай украшать деревья сохранился не везде. Одним из главных ритуалов здесь считалось пожелание дождя. В отдельных местах горной Башкирии празднество сохраняло древние черты поклонения духу горы: женщины оставляли на горе еду, серебряные монеты и лоскутки тканей. У юго-восточных башкир оно справлялось за день-два до выезда на летнее кочевье. Обычно праздник проводился в форме ответных гостеваний двух деревень.

В некоторых местах за несколько дней до празднества 2 — 3 женщины собирали по дворам крупу, масло, яйца. Остальные продукты каждая семья брала с собой. Ритуальным блюдом в большинстве районов считалась пшенная каша тары буткасы , у башкир Челябинской области — каша из пшеничной муки, сваренная на сметане. В некоторых южных районах Хайбуллинский, Зилаирский кашу варили из дробленой пшеницы.

После совместной трапезы женщины угощали птиц. Большое значение на празднике имела культурная программа: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы сочинялись из поколения в поколение самими женщинами. Сабантуй Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее.

Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимая на майдане самые почетные места, возле собранных подворно призов и пышно убранных юрт. Батыры приносили на праздник лоскутки тканей, каждый из которых был получен на различных сабантуях раньше. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям.

Так велся счет победам.

Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру.

Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру.

Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода.

Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения.

Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями.

У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой.

Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода.

Вот список этих дней: 8 марта пятница — Международный женский день. В этот день многие люди отмечают Женский день и делают подарки женщинам. Праздник дает возможность насладиться уикендом в начале марта и провести его в кругу близких. Весь мир отмечает этот день, поэтому многие люди могут быть свободными в эти дни. Если вы планируете посетить мероприятия или выезжать за город — это отличный выбор. День Победы — один из самых важных праздников в России. В этот день отмечается победа Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В этом году этот праздник выпадает на четверг, поэтому можно взять еще один выходной день и сделать удлиненный уикенд. День России отмечается в память о провозглашении суверенитета Российской Федерации. Этот праздник позволяет насладиться началом лета и провести время на свежем воздухе. В этот день отмечается праздник, посвященный событиям 1612 года, когда войска народного ополчения под руководством Минина и Пожарского освободили Москву от польских интервентов. Этот праздник дает возможность отдохнуть и зарядиться патриотическим духом. Это лишь небольшая часть праздничных уикендов, которые можно отметить в Башкортостане в 2024 году. Несколько выходных дней позволят отдохнуть и провести время с семьей и друзьями. Праздничные дни весенних каникул Башкортостана на 2024 год В 2024 году весенние каникулы в Башкортостане будут проходить с 24 по 31 марта.

В течение этой недели учащиеся и студенты смогут насладиться отдыхом и развлечениями.

Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью. После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр. Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута.

Однако решение принимает сама девушка. Уклад башкирской семьи В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины — хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки. Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался.

Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом. Измена является самых страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жёны несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой.

Национальные праздники татар, башкир, казахов, бурятов, удмуртов

Башкирские народные праздники. СӨМБӨЛӘ БАЙРАМЫ. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Башкиры являются коренным народом Республики Башкортостан, поэтому наибольшее число представителей этной национальности проживает именно на этой территории. Ураза-байрам — это главный мусульманский праздник в башкирской культуре. Он отмечается в конце месяца Рамазан и является своеобразным завершением поста. Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. В народе активно отмечаются такие национальные праздники башкир, как Сабантуй (общий с татарами). Этот праздник признан на официальном уровне.

Национальная культура Башкирии в других праздниках

  • Календарь праздников
  • Традиции и Обычаи Башкирского Народа
  • Основные башкирские праздники в октябре 2023 года
  • Башкирские национальные праздники список
  • Башкиры праздники и традиции. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
  • Башкирские национальные праздники. Башкирские праздники

Сегодняшний башкирский праздник: история, традиции и особенности

Kachkin2korov Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник. Башкирские праздники воплощают в себе богатое наследие и культуру этноса. Башкиры, являющиеся одним из народов России, отмечают ряд традиционных. В этой статье мы расскажем о самых популярных и значимых национальных праздниках башкир: Сабантуй, Навруз, Курбан-байрам и День государственности Башкирии.

Праздники.docx

  • Праздники.docx
  • История башкирского народа
  • Энциклопедия Башкирии → ПРАЗДНИКИ
  • Традиционные башкирские праздники осенью
  • Форма поиска

Праздники Башкортостана

Поэтому его устилали мехами, расписными коврами и покрывалами. Стены украшали паласами с национальным рисунком. Мебель распределялась по боковым сторонам. Основными занятиями является земледелие и разведение животных. Широко развито пчеловодство. Башкиры имеют свои национальные праздники, которые выпадают на весну и лето. Открывает народный календарь «Каргатуй» или «праздник грачей». Знаменует пробуждение природы от зимнего сна. Грачи являются символом весны. Этот день — повод обратиться к матушке-природе с просьбой о хорошем урожае.

На празднике водят хороводы, поют песни и едят ритуальную кашу. Остатки каши разбрасывают по земле для грачей.

Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран.

В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники. Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры — мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции.

Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит. Семейные праздники Так как семья — это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий. Башкирские народные обычаи Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью.

И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов. При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры — очень дружелюбный и гостеприимный народ.

В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений. Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое.

Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи. Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода.

Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком. Еда Башкирская кухня предлагает искушенному гурману простые блюда. Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.

Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран. Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи. Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием.

Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много. Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами.

Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной. Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе.

Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом. Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций.

Данное условие сохраняется если за жену до её смерти мужем был полностью уплачен выкуп калым. Юноши и девушки, достигшие половозрелого возраста, как правило, должны знать свой род вплоть до седьмого колена, чтобы избежать брака с родственниками. Существует ещё одно правило, которого должны придерживаться в каждой семье. Молодожены должны избегать встречи с родителями жены, при этом учитывалось оплачен калым или нет. Женщины соблюдали и жили как положено по мусульманским традициям.

С малых лет девочек учат скромности, терпению и умению контролировать свои эмоции быть доброжелательной и учтивой. Измена мужу считалась очень страшным грехом. Замужнюю молодую женщину можно было определить по платку, так как после свадьбы он совершенно отличается от того, который был ранее. Разговоры с незнакомыми мужчинами строго воспрещены, также нельзя было настойчиво интересоваться делами мужа. Почитание старших в семье тоже было обязательным правилом.

Старейшины разрешали семейные конфликты, а также давали свое благословение молодым на удачный исход дела. Порядок передачи наследования был определенный. После смерти родителей, все их имущество переходило во владение старшей дочери или сына. Традиции, связанные с запретом Существует ряд обязательных правил, которые данному народу следует соблюдать — это обусловлено исторически. Самые распатроненные и главные из них: зимой категорически запрещается работать на земле, ибо этот период считается временем покоя; любое занятие, в том числе приготовление пищи и подача угощений на стол совершается только правой рукой, так как она является «чистой»; подобное правило касается и при входе в мечеть — только правой ногой, а на выходе можно переступать левой и не разрешается приводить с собой маленьких детей на молитву; женщинам не рекомендуется находиться в мечетях и даже молиться дома, приходить на кладбище тоже строго воспрещается; в еде не должно быть ни грамма спиртного, также запрет накладывается на свинину; важный и испытательный период для каждого башкира — это пост, в течении которого весь световой день запрещено поглощение пищи и питье.

Исключение касается людей, находящихся в болезненном состоянии в данный период, и детей. Свадебный обычай На данную тематику у башкир есть следующие пословицы: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и другие. К свадьбе родители готовят своих детей ещё в раннем возрасте, начиная с 5 лет до достижения подросткового периода. Между будущими сужеными проводится обряд помолвки именуемый как «сыргатуй». Традиционно обряд проводился дома.

Приглашенный Мулла священнослужитель из мечети официально регистрировал брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон.

Календарь башкирских праздников на 2023 год

Мужчины-башкиры Южного Урала в танцах подражали джигитовке, езде на коне, скачкам, выслеживанию добычи, повадкам животных и птиц. Последнее отчетливо проявилось в танцах «Голубь» Баймакский район , «Глухариное токование» деревня Утяганово Абзелиловского района. Своеобразие мужских танцев определялось их полетностью, стремительностью, чередованием легких ходов по кругу с дробью в центре площадки. Женские пляски построены на подражании таким их повседневным делам, как теребление шерсти, прядение, наматывание ниток в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса, айрана. Наиболее популярными у башкир были танцы с подражанием поведению всадника на коне. Подобные танцы исполнялись под разными названиями : «Всадник», «Пастух», «Охотник». В них плавные движения чередовались с едва заметными колебаниями корпуса, стремительными и резкими, а также быстрыми дробями. Исполнитель непрерывным движением передавал чувство удалой настороженности, постоянной готовности к броску, действию.

В танцах проявлялось тяготение башкир к сюжетности, изобразительности. Структура как мужских, так и женских танцев идентична: в первой половине мелодии исполнялся переменный ход, во второй - дро-бушки. Это основное движение ног во всех башкирских танцах. Начиная с XVI века - присоединения Башкирии к России - происходили существенные изменения в развитии народной хореографии. С одной стороны, происходил постепенный отрыв башкирской пляски от обрядового содержания, древних языческих представлений народа, с другой, на ее хореографию все большее влияние оказывало русское творчество. К концу XIX - началу XX веков пляски «Круговая игра», «Кукушка», «Голубь» и другие исполнялись не только в связи с тем или иным обрядом, но и на всех общественных празднествах, девичьих играх. Пляски явно утрачивали связь с обрядами.

Служба башкир в российской армии , совместные военные походы, тесное общение их с русскими в быту подготовили почву для восприятия башкирами таких плясок, как «Трепак», «Казачок» и пр. Как объект изучения и познания народные обычаи всегда имели приоритетное значение для этнографической науки. Сегодня народными обычаями и обрядами традиционными и новыми занимаются не только этнографы и фольклористы, но и социологи, историки, демографы, философы, искусствоведы, культурологи, специалисты других наук. Обычай - это общепринятый порядок, традиционно сложившиеся правила поведения, а обряд - это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь бытовые традиции или религиозные представления. В обиходной речи эти понятия употребляются часто как идентичные. Правильнее все же рассматривать обряд как такую разновидность обычая, цель и смысл которой - выражение по большей части символическое какой-то идеи, чувства, действия, либо замена непосредственного влияния на предмет воображаемым символическим воздействиям. Другими словами, всякий обряд - это тоже обычай, но такой, который обладает свойством выражать некую идею или заменять некое действие.

Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Из национальных праздников башкир особым почетом пользовался сабантуй праздник плуга , который справлялся с языческих времен и сохранился до наших дней. Он устраивался как широкое празднество перед пашней и отправлением на коши. Праздник длился несколько дней. Во время него происходили азартные состязания сильных и ловких, бешеные скачки, разные игры , пение, пляски. Все, от малых до стариков, бегали наперегонки, прыгали по-лягушачьи, в мешках, вытворяли прочие зрелищные увеселения. Главное же - представлялся удобный случай плотно поесть; дело, по словам М.

Круковского, доходило до обжорства. В дни сабантуя башкиры ходили друг к другу, поздравляли с праздником. Всюду - самое обильное угощение. У каждого хозяина зарезан баран, приготовлены вкусные кушанья, заготовлено много кумыса, который лился рекой. Проникало и вино, запрещенное мусульманской религией. Объем съедаемой каждым поселянином пищи, писал тот же М. Круковский, достигал неимоверно большого количества.

После окончания сева начинался летний цикл земледельческих работ и связанных с ними обрядов. Чтобы защитить посевы от засухи, башкиры прибегали к различным магическим обрядам «вызывания дождя». В определенный день по решению стариков вся деревня собиралась у речки. Варили в общем котле обед, молились Аллаху, прося у него дождя. Моление сопровождалось, как и у нагайбаков, жертвоприношением. Потом обливались водой, бросали, кроме стариков и старух, друг друга в речку. Башкиры справляли и так называемое сабанное празднество.

Происходило оно довольно оригинально. Опять же перед началом пашни молодые люди в вечернее время садились верхом на лучших лошадей, объезжали деревню и, возвращаясь, останавливались перед каждым домом и громогласно требовали какой-нибудь подачи. Хозяин не мог отвергнуть их требования - дать им круту, айрану, бузы или меда. Объехав всю деревню, молодые люди возвращались в свои дома и на другой день поутру выезжали в поле верст за пять от жительства. После этого они пускались вскачь назад - в деревню, где по обеим сторонам улицы их с нетерпением ожидало все деревенское население. Один молодой мужчина или одна молодая девушка держали в руках шест, к которому прикреплялся белый платок, расшитый разноцветными шелками. Кто быстрее всех прискакивал к шесту и срывал платок, получал его в награду.

Раздавались громогласные восклицания зрителей - «браво! Тогда между ними разгоралась борьба. Тот, кто побеждал, получал платок из рук самой молодой замужней женщины. После окончания церемонии мужчины шли в мечеть молиться Аллаху и просить его об изобильном урожае хлеба. Затем начинался общественный пир, на котором веселились по-разному: пели, плясали, играли на национальных музыкальных инструментах , боролись, состязались в стрельбе по цели. Обычаи и обряды, как своеобразный кладезь, вмещали в себя множество самых разных компонентов. Они характеризовали степень развития культуры того или иного народа, эпоху его жизни.

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов. При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры — очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций. Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих — одаривают подарками.

Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными. Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния. Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, — праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2023 году это станет 28 июня. Ему предшествует День Арафат 27 июня в 2023 г.

Курбан-байрам начинается с утренней молитвы намаза в соборах, далее проходит обряд самого жертвоприношения — из выбранного для этой цели животного готовятся традиционные блюда, которыми угощаются не только родственники, но и бедные, нуждающиеся люди, для которых и отводится основная часть праздничного обеда. Посещение близких и друзей, молитвы и соблюдение обрядов, благотворительность — вот как проходят три дня праздника. Это время означает для верующих возможность духовно очиститься, сблизиться с людьми и отдать дань уважения Всевышнему. Памятные даты К таким датам, которые не являются нерабочими, однако не менее важны для жителей Башкортостана, есть, к примеру, День Государственного флага Республики, одного из самых значимых атрибутов политической и общественной жизни Башкирии, отмечаемый 25 февраля ежегодно. Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии 20 марта ; День образования территориально-национальной автономии Башкортостана 29 ноября и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее.

В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат.

В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич.

Возможна двойная интерпретация праздника: "воронья свадьба", "воронья каша", так как возникновение связано с культом вороны, и "грачиная свадьба", "грачиная каша", что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны. За талой водой. Проводится в апреле. Принимались все, джигиты притаптывают тропинку за водой, бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, растирались до пояса, лицо, снимает нездоровье, колдовские чары бальзам. Девушки с коромыслами идут за талой водой. Пили чай, ели блины. Кукушкин чай. Башкирский обряд весенне-летнего цикла. На востоке Башкортостана Учалинский р-н известен под названием «йома сэйе» "чай, в пятницу" , в северных районах РБ и в Пермской области - «сэйесмэ» "чаепитие". Описание работы У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовного-морального общинного строя.

Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены. В жизни каждого народа значительное место занимают празднества. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеоб-разие культуры. Сущность социальных инсти-тутов и социальной жизни у пародов, находя-щихся на одной или примерно одинаковой стадии исторического развития , однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от условий исторического разви-тия, географической среды, форм хозяйствен-ной деятельности и культурно-бытовых тради-ций народа всегда разнообразны. В этом плане общественная жизнь так же неповторима, как и национальный язык и культура. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством. Было известно несколько видов таких празд-неств. Празднества, общие для населения одной волости или группы деревень, объединенных между собой в прошлом принадлежностью к од-ной родоплеменной общности, назывались во внутренних районах Башкирии, в ее северо-за-падной окраине и Пермской области джнин йы-йын , в северо-восточной Башкирии, Свердлов-ской, Челябинской и Курганской областях — майдан мащап , а в южных районах — байге бэйге. Праздники этого типа проводились один раз в год в промежутках между весенним севом и сенокосом.

В далеком прошлом, в усло-виях безраздельного господства в хозяйствен-ном укладе башкир кочевого или полукочевого скотоводства, проведение джиииов приурочива-лось ко времени, когда скот для убоя достигал нужной упитанности. Круг деревень, объединен-ных традицией совместного празднования джи- ина, а также место проведения джиина были строго определенными. Часть деревень группирова-лась вокруг села Барда, другая — вокруг села Сараши. Сначала джиин проходил в Бардымском ок-руге бардащиен , через несколько времени — в Сарашском сарашщиен. Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае — в роли хозяев, устроителей праздника, в другом — в роли гостей. Для джиннов выбиралась красивая и ровная поляна у реки или озера. На подводах и пешком со всем домашним скарбом сюда перекочевыва-ло все население округи. Каждая семья устраи-валась в шалаше или переносной юрте. Здесь прятались от жары и потчевали гостей. Программа состязаний включала националь-ную борьбу, скачки и бег взапуски.

Большой по-пулярностью пользовались также состязания, рассчитанные на юмористический эффект: бег в мешках, бег мужчин, связанных попарно за но-ги, перетягивание друг друга веревкой, бег с ложкой с яйцом в зубах женщины , бой горш-ков с завязанными глазами и т. После состя-заний молодежь устраивала массовые игры, во-дила хороводы. На джиннах, майданах и байге юноши и де-вушки разных деревень заводили знакомство друг с другом, которое впоследствии поддержи-валось перепиской и редкими встречами. Роди-тели встречались с друзьями и родственниками, сговаривались о бракосочетании своих детей и заключали торговые и иные сделки. Нередко к этим массовым праздникам приурочивались и свадебные торжества туй. В северо-западных районах во время джи-ннов устраивались ярмарки, на которые съезжа-лись торговцы с отдаленных мост. Надо думать, что праздники типа джинн бе-рут начало с народных собрании племени и вос-ходят к глубочайшей древности. Об этом говорит как название праздника иыйыи — собрание, сборище , так и содержание самих праздников. По-видимому, на джиннах члены племени, вы-являя наиболее сильных, смелых н ловких пред-ставителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры. Позднее, но мере утраты этими институтами своих первоначальных функций, они постепен-но превращались в обычные, правда яркие и са-мобытные, формы массовых развлечений.

Празд-нества эти настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие из-менения в политических, экономических и пра-вовых отношениях, ни вторжение и многовеко-вое господство ислама. И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок. Карта бутъакы, а в ряде районов и тгартатуй выступали как празднества женщин и детей. На традиционном ж ен ском празднике карга туй. К унашак с к ий район, Челябинская область. Существовал также целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. На северо-востоке они называ-лись ъъц? В летние месяцы молодые жен-щины и девушки деревни собирались на берегу реки Тили на склоне горы, сообща готовили тра-диционные кушанья, пели, веселились, устраи-вали игры. Выходили на игрища также и пожилые женщины с детьми, но в массовых раз-влечениях они не участвовали, а занимались прядением, вязкой и т. Обычно к концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись юно-ши, и день заканчивался совместными играми де-вушек и юношей.

На празднества приглаша-лись девушки из других деревень. Гостить у родственников в других деревнях, ездить на каргатуй и игрища поощрялось обычаем, и девуш-кам родители в этом не отказывали. По всей вероятности, в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди которых занимали женские празд-ники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества — туй, ко-торые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а об-щественным праздником. Убедительно свидетельствует об этом как сама свадебная обряд-ность, насыщенная массовыми сценами и про-никнутая духом родовой солидарности, так н двоякий смысл термина туй свадьба, празд-ник. Постепенно социальная и идеологическая подоплека этих праздников и вытекающие отсю-да функциональные их различия были забыты и в период, предшествующий Октябрьской ре-волюции, мы уже не обнаруживаем в их прове-дении прежней четко организованной системы. Мусульманское духовен-ство делало попытки придать этим древним праздникам религиозную направленность в частности, внести сцены публичных молений об урожае и плодородии скота и привести орга-низационные принципы их проведения в соот-ветствие с нормами и установлениями шариата запретить женщинам участие в состязаниях и пресечь совместные игры юношей и девушек. В какой-то мере духовенству это удалось, но празднества в целом сохраняли первоначаль-ную народную основу. Женщины по-прежнему проявляли в них большую активность, принима-ли деятельное участие как в сценах массовых развлечений, так и в состязаниях, особенно в беге. В Курганской и отчасти в Челябинской об-ласти еще в первые десятилетия нашего века можно было наблюдать борьбу среди женщин.

Что касается молений, то эти религиозные но-вовведения соблюдались лишь эпизодически и далеко не всюду. Однако в течение столетий ислам влиял на дореволюционный общественный быт башкир-ского села. Праздники мусульманского календаря, будучи, как и всякая религиозная об-рядность, явлением общественным, проникли в сферу семейной жизни и стали одновременно семейными торжествами. В сущности, сугубо об-щественный официальный момент в этих празд-нествах сводился в основном к публичным моле-ниям п проповеди вдтэз в мечети. Основное содержание мусульманских праздников у баш-кир заключалось в том, что каждая семья заби-вала скот и принимала гостей, делала подноше-ния представителям духовенства, а также людям пожилым и бедным. Поэтому все праздники соп-ровождались массовым убоем скота. За день од-ни и те же лица успевали побывать в гостях у 5—7 хозяев и так в течение нескольких дней, иногда недели. Муллы, муэдзины и другие ду-ховные лица были обязательными и постоянны-ми участниками трапез, хотя сами они гостей у себя не принимали. Если лето было временем ярких и многолюд-ных народных празднеств, игрищ и состязаний на лоне природы, проводимых в промежутки между отдельными циклами сельскохозяйствен-ных работ, то зимой, особенно в ее второй по-ловине, в жизни деревни наступало относитель-ное затишье. Правда, в начале зимы после убор-ки и обмолота хлебов, после перевода скота в зимние загоны, наблюдалось заметное оживле-ние в общественной жизни села.

Каждый заби-вал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих род-ственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов "кунакла- шыу , твердо вошедших в обычай. Не составля-ли исключения и бедняки, поскольку существо-вало поверье, что человека, пренебрегшего за-коном гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли пригла-шать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кух-не, присмотреть за скотом и т. В условиях ка-питализма, резкого социального и имуществен-ного расслоения и ослабления родственных свя-зей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же. Небольшие отклонения от этого неписаного пра 7 вила не меняли общей"жартины. Поэтому в се-зон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную гра-дацию ее населения. С началом зимы связано и такое обществен-ное явление, как ка? На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном сче-те, выливалось в своеобразный праздник с пес-нями и шутками, со смехом и весельем.

Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева уго-щали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями деву-шек и юношей. Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом. Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т. Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости ашыъ сагыу. Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудря-лась тем или иным способом усыпить ее бди-тельность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи. Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов.

После урнаша девушки обычно оставались ночевать в до-ме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии. Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, ма-ло обращало внимания на молодежь. Классическим сезоном свадеб у башкир бы-ло лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в ос-новное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. В ряде районов, главным об-разом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась прави-лом. Поэтому первая половина зимы, характе-ризующаяся относительным достатком, изобило-вала в этих районах свадьбами, которые сопро-вождались публичными торжествами, играми и состязаниями. Немалую роль в общественной жизни дорево-люционной деревни играли осенне-зимние яр-марки и базары. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав"ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, са-хар, одежду и предметы хозяйственного и бы-тового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сдел-ки и сговоры, завязывались товарищеские и де-ловые связи. Заканчивались эти встречи взаим-ными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состоя-ние.

Так или иначе поездки на ярмарки и база-ры и связанные с ними события составляют ха-рактерные штрихи в картине зимней жизни до-революционного села. Примерно с середины зимы в деревне уста-навливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник, меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю, приходил-ся на конец зимы или раннюю весну. Но это бы-ло сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скуд-ных запасов продовольствия.. С нетерпением до-жидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного бла-гополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников. Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогод-ние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края. С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник. Сейчас в каждом клубе, Доме культу-ры проводятся новогодние вечера , балы-маскара-ды и утренники с елкой, а Дед-Мороз Кыш ба-бай стал у башкирских детей таким же люби-мым и желанным гостем, как и у русских.

Клубные и школьные новогодние вечера про-водятся по типу городских и мало чем отлича-ются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллиген-ции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на ориги-нальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. Ши-рокое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, мест-ная речь, местная обстановка, местные особен-ности культуры в целом. Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встреча-ют Новый год за праздничным столом у елки. В таких семьях детям делают подарки от име-ни Деда-Мороза, нередко обмениваются подар-ками и взрослые. Входит в обычай обмен позд-равительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника елки, Деда-Мо-роза, подарков , а ограничиваются лишь празд-ничной трапезой и приемом гостей. Как и Ок-тябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств.

На эти дни назнача-ются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празд-нества длятся несколько дней и сопровождают-ся многолюдными увеселениями. Одновременно и старым, и новым праздни-ком деревни является сабантуй. Старым пото-му, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге. Сформировавшись на основе древ-них праздников, он вобрал в себя все те их эле-менты, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современ-ный сабантуй в то же время существенно отли-чается от старых праздников. Во-первых, он синкретичен, он заменил со-бой целую систему массовых сборищ и увесе-лений, соответствовавшую в прошлом много-ступенчатой родоплеменной организации кочев-ников и полукочевников; во-вторых, освободив-шись от религиозного налета, образовавшегося в народных празднествах в результате вековых усилий мусульманского духовенства, сабаптуй обогатился совершенно новыми элементами, проникшими в жизнь деревни в советский пе-риод. Иными словами, сабантуй —. Формирование сабантуя было процессом в известной мере стихийным, проис-ходившим, главным образом, в силу глубокой и прочной связи летних празднеств с народным бытом и народной психологией. В пылу борь-бы со старыми обычаями были сделаны попыт-ки отказаться от старых названий, переимено-вать эти массовые летние торжества в спарта-киаду или массовое гулянье. Но ни то, ни дру-гое не привилось, ибо под новыми неудачными названиями слишком четко -вырисовывались контуры древнего народного праздника, вклю-чающего громадный комплекс игр и развлече-ний.

В настоящее время процесс вживания са-бантуя в общественную жизнь современной социалистической деревни вполне завершился. Он хорошо гармонирует с новыми обществен-ными празднествами и мало чем отличается по своему характеру от таких праздников у дру-гих народов, как праздник урожая, праздник Песни и т. Нельзя не отметить, что всюду утверждается название сабантуй, вытеснив та-кие старые наименования, как джиин, майдан и другие.

Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими. Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск. Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.

В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями. Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось. Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым. В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения. В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция.

В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией. Жизнь Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Приверженность к исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому мужчина остается главным. Также для башкир характерны следующие особенности жизненного уклада: Родство четко делится на материнскую и отцовскую части, чтобы можно было определять наследство. Имущество и дом переходили по наследству к младшим сыновьям. Старшие сыновья и дочери получали часть наследства при вступлении в брак. Парни женились в 16 лет, а девушки становились женами уже в 14. Ислам позволял иметь несколько жен, хотя подобной привилегией пользовались лишь богатые. За невесту по сей день дают калым, который всегда зависит от статуса родителей новобрачных.

Раньше калым выплачивали скотом и лошадьми, нарядами, расписными платками, лисьими шубами. Культура Праздники Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей. Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом.

Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок. Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии. Фольклор Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.

Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни. Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом. Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы.

Календарь башкирских праздников на 2023 год: список дат и традиций

Будь с нами в социальных сетях: ВКонтакте: Телеграм: Наш сайт. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке. В таблице ниже приведен календарь башкирских праздников на 2024 год с указанием даты, названия и краткого описания. Праздники Башкортостана (башк. Башҡортостан байрамдары) — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты.

Сегодняшний башкирский праздник: история, традиции и особенности

Собравшись, хозяюшки, с песнями, шутками и прибаутками ощипывают гусей, уток, заготавливают гусятину, утятину праздник символизирует осенние дары. Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее название праздника – туй. Обряд обозначается термином йола. Kachkin2korov Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник. “Узнай по описанию”. ская народная игра “Белый клен, синий клен”. ы детям: “Какие праздники проводили башкиры?” и т.д. Одним из главных праздников татарского и башкирского народов является Нәрәкле йорт (Нарыкле юрт) — праздник весны и обновления. АНОНС СТАТЬИ! В статье пойдет речь о традициях и обычаях, а также главных праздниках башкирского народа.

Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда. Когда будет Сабантуй и сколько. башкир праздник - Курбан-байрам. Башкирские народные праздники.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий