Этический аспект публичного выступления не распространяется на

Культура речи содержит три составляющих компонента: • нормативный • коммуникативный • этический • Культура речи предполагает прежде всего правильность. Следует отметить, что основные правила риторики являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления. 1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

Каковы основные этические принципы публичных выступлений?

К основным навыкам оратора относятся следующие: 1 навык отбора литературы; 2 навык изучения отобранной литературы; 3 навык составления плана; 4 навык написания текста речи; 5 навык самообладания перед аудиторией; 6 навык ориентации во времени. Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь: 7 самостоятельно подготовить выступление; 8 доходчиво и убедительно излагать материал; 9 отвечать на вопросы слушателей; 10 устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; 11 применять технические средства, наглядные пособия и т. Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др. Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений.

Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать. Заключение Я выбрала тему «Культура речи и публичное выступление» в связи с тем, что сейчас повсеместно наблюдается снижение культуры речи, причем не только на уровне бытового общения, но и в выступлениях политиков и чиновников, статьях, литературных произведениях. Слушать корреспондентов местных телеканалов практически невозможно - допускаемые ими ошибки «режут» слух, создают эмоциональный дискомфорт. Я осознаю, что знать, как правильно произнести или поставить ударение, это необходимое требование современности. Но в силу крайней сложности русского языка, а также лености и безграмотности населения языковые нормы остаются жить только на страницах специализированных изданиях. Если верить изученной литературе по культуре речи, языковые нормы изменяются в силу объективных исторических языковых процессов и являются понятием, которое постоянно развивается и изменяется, становится страшно от того, к чему может привести сегодняшнее наплевательское отношение к родному языку.

Изучение избранной темы еще больше укрепило меня в осознании необходимости в случае затруднений обращаться к словарям, как основным на сегодня носителям русского литературного языка.

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий. Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно.

Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код. Русский язык как и любой другой язык представляет собой систему.

Получайте удовольствие Первые шаги в публичных выступлениях — это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони — это не навсегда. Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности. Избавьтесь от синдрома самозванца В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам. Чтобы оценить свой уровень сомнений, воспользуйтесь чек-листом. Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи.

Будьте экспертом в теме выступления Недостаточно сохранять достигнутый уровень профессионализма. Чтобы побеждать в конкурентной борьбе с другими, важно постоянно расти «вглубь и вширь». Повышение квалификации, наращивание экспертности, развитие в нескольких смежных профессиональных сферах — залог интересных, ярких и полезных для слушателей выступлений. Готовьтесь к вопросам Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие — еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается пять типов вопросов: Уточняющие — человек хочет получить больше информации по конкретному моменту выступления.

Если вы сами готовили презентацию и владеете материалом, проблем с ответами на эти вопросы не должно быть. Применительные — вопрос нужен, чтобы человек мог понять, как основные идеи вашего выступления могут быть применены к его сфере деятельности, компании, задаче и т. В этом случае можно ограничиться общими рекомендациями, так как за пару минут сложно вникнуть в специфику деятельности оппонента, а также предложить продолжить общение в кулуарах. Несогласные — эти вопросы задаются при несогласии человека с вашей точкой зрения. Важно рассматривать их не как жесткую критику, а как желание оппонента донести до вас и участников мероприятия свое мнение. Чтобы перевести общение в конструктивную плоскость, сохраняя спокойствие, попросите обосновать точку зрения и приведите несколько аргументов в пользу своих идей. Дежурные — такие вопросы бывают редко, они встречаются на мероприятиях, формат которых предполагает обязательное обсуждения.

Например, защита диплома, совещание, на котором ведется протокол. Провокационные — человек пытается вывести вас из равновесия и даже «утопить», подставив под вопрос ваш профессионализм. Если никто из модераторов не может вам помочь, важно не отмалчиваться и не игнорировать выпад. Сохраняйте спокойствие и в идеале отвечайте шуткой. Все вопросы, кроме провокационных — это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, поэтому понятие типа речевой культуры представляется исключительно важным для современного состояния общества и его культуры. Типы речевых культур по О. Сиротининой : Полнофункциональный элитарный - носитель максимально полно и целесообразно использует возможности языка, в зависимости от ситуации и адресата речи свободно переходит от одного стиля к другому, всегда соблюдает все виды норм культуры речи. Неполнофункциональный - носитель умеет пользоваться не всеми функциональными стилями, но четко разграничивают в зависимости от обстановки и своей профессии два-три стиля, допускает больше ошибок, чем представитель элитарной культуры. Среднелитературный - носитель "самоуверенно безграмотен": носители этого типа, допуская большое количество ошибок, не сомневаются в своих знаниях, уверены в правильности своей речи, никогда не проверяют себя по словарям и даже "поправляют" специалистов. Литературно-жаргонизирующий - носитель намеренно снижает и огрубляет речь. Обиходный - носитель всегда использует обыденно-бытовую литературную речь, не переключаясь с одного стилистического регистра на другой в зависимости от ситуации общения. Просторечный - носитель не ориентируется в стилевых разновидностях языка и допускает большое количество грубых ошибок. В России большинство населения - носители типов речевой культуры, занимающих разные участки переходной зоны между двумя полюсами: полнофункциональным и обиходным. Последние годы в рамках культуры речи выделилось особое направление - лингвистика хорошей речи мелиоративная лингвистика , связанное с изучением качеств "хорошей речи", которые, в свою очередь, зависят от коммуникативных качеств речи. Эти качества выявляются на основе соотношения речи с такими "неречевыми структурами", как сам язык как устройство, порождающее речь, а также мышление и сознание говорящего, окружающая его действительность, человек - адресат речи, условия общения. Учет этих "неречевых структур" определяет следующие обязательные качества хорошей речи: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, уместность. Этика речевого общения Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения включая общение , этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности. При общении, в первую очередь, учитываются особенности речевого этикета. Этический компонент культуры речи проявляет себя в речевых актах - целенаправленных речевых действиях, таких, как выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветливости, поздравления и т. Таким образом, этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определённых ситуациях некоторых правил языкового поведения. В речевом общении также необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Начинается речевой этикет с соблюдения условий успешного речевого общения. Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т. Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению.

Этический аспект устной и письменной речи

Надо не забыть поблагодарить, поздравить, одобрить какое-либо высказывание, идею и т. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», надо быть скромным в самооценках, не навязывать категорично свое мнение. Предписывается ставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность, осведомленность в теме разговора, следует смотреть на собеседника, постоянно поддерживая контакт внимания. Необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации. Говорящий должен помнить, что в устном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику, позы. Следует ограничить свою жестикуляцию, сохранять определенную дистанцию. Этикет проявляется в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией.

Этот аспект изучается специальной наукой — проксемикой. Общие правила здесь таковы: расстояние между говорящим и слушающим определяется родом и жанром речи наибольшая дистанция 3-4 м в ситуации официальной речи ; превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи; уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется и как стремление навязать чужое мнение. Все аспекты риторики сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Вопросам этики и этикета письменной речи уделялось большое внимание еще в письмовниках России 18-19 вв.

Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст. С годами видоизменялись категории морали и нравственности, этические нормы и формы выражения, что не могло не коснуться этикета письменной речи. После второй мировой войны в этике письменной речи западных стран произошли значительные изменения, выразившиеся в актуализации форм изложения от третьего лица, в отказе от многих традиционных формул вежливости, в демократизации и упрощении языка текста. Веселов в книге «Современное деловое письмо в промышленности» пишет: «Давно пора и в отечественной деловой переписке преодолеть скептицизм в отношении словесных «формул вежливости» и ввести в деловую письменную речь аспект содержания, посвященный речевому этикету». Далее он формулирует некоторые правила речевого этикета.

Формы обращения. Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый». Категории одушевленности неодушевленности. Иногда составители текста не различают эти категории, что может привести к нарушению этики. Например, текст следующего объявления: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются» — может нанести обиду тем, кому он адресован. Местоимение «я» в деловой переписке.

Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Для обозначения лиц и предметов употребляется местоимение «он». Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, - объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения, не допускается иронизирование, проявление грубости и т. Не следует впадать и в другую крайность — использование чрезмерной вежливости. Роль вида глагола.

Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии - несовершенный вид. Более подробно о деловой документации мы поговорим в семнадцатой лекции. Лекция 12. Оратор и аудитория. Виды полемики. Правила ведения полемики.

Психологическая культура оратора. Взаимодействие оратора и аудитории. Основные каналы влияния оратора на аудиторию. Спор, виды спора. Основные приемы ведения полемики. Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей.

Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решать психология, таков: как организовать и привлечь внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; каковы социально-психологические особенности различных аудиторий; как должен оратор учитывать эти особенности аудитории и многие-многие другие. Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями по общей и социальной психологии, а также уметь на практике их использовать. Другими словами, психологическая культура оратора — это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми. Главная цель оратора — передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.

Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы: Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта: знания, практика; воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества. Опосредованные: б научная и научно - популярная литература; в художественная литература; г статьи газет и журналов; д передачи радио и телевидения; е справочная литература: энциклопедии, словари; ж результаты социологических опросов. Следует помнить, что "живой" опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят. Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным.

Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления. Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки.

Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Способы выступление с речью Существует три способа произношения речи: Чтение текста; Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов с опорой на текст ; Свободная импровизация экспромт. Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания. Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Речевая культура подразумевает не только владение живым словом, искусством произнесения публичной речи, но и умение составлять письменные тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям. Поэтому в рамках курса «Русский язык и культура речи» изучаются также основы стилистики — науки о системе функциональных стилей русского языка, о языковых единицах, характерных для каждого из этих стилей.

Умелый выбор языковых средств, уместное и целесообразное их употребление в текстах определённого стиля свидетельствуют о высокой речевой культуре носителя языка. Таким образом, культура речи — наука, соединяющая основы многих лингвистических дисциплин и направленная на выработку практических навыков владения устной и письменной речью. Культура речи — сложное и многоаспектное понятие. Чтобы уяснить суть данного предмета, следует, видимо, рассмотреть некоторые точки зрения, существующие в лингвистике по этому поводу. Различные мнения высказываются учёными о происхождении данной отрасли науки о языке. Большинство лингвистов считает, что корни этого учения имеют длительную историю, зародившись в риторических традициях Древней Греции и Древнего Рима. Другие здесь можно вспомнить труды В. Соколова, В. Аннушкина, М.

Горбаневского полагают, что термин нов, как молода и данная область науки о языке. По их мнению, эта наука, активно развивающаяся и оказывающая влияние на современную культурно-речевую практику, появилась в 20-е годы ХХ века вместо науки риторики. Мнения не бесспорны, но каждый из учёных приводит свои веские аргументы в защиту выдвинутых положений. Первые публикации на эту тему появились в начале 30-х годов, когда лингвисты начали заниматься изучением факторов, разрушающих нормы языка, и описанием языковой системы, где возможно возникновение речевых проблем. Культурой речи тогда называли науку, изучающую речевую жизнь общества в определённую эпоху и устанавливающую на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей Д. Розенталь, М. Теленкова и особый раздел науки о языке, «контуры которого неясны, а возможности и методы только прорисовываются» Б. Головин , а также область лингвистических знаний о совокупности и системе коммуникативных качеств речи А. За последние несколько лет в отечественной лингвистике опубликовано более 800 статей и монографий по вопросам культуры речи.

Не удивительно, что в науке сформировалось несколько толкований понятия «культура речи». Вкратце эти определения можно свести к следующему: под культурой речи понимается а нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период; умение правильно говорить и писать; б совокупность всех качеств речи, свидетельствующих о её коммуникативном совершенстве; в способность употреблять языковые средства в соответствии с целями общения; г раздел науки о языке, изучающий систему наиболее эффективных вербальных то есть словесных средств общения; д лингвистическая дисциплина, имеющая своим предметом языковую сторону речи в её коммуникативном воздействии; е учебная дисциплина, предметом которой является изучение различных типов норм современной языковой системы с целью целесообразного их использования в речи. Как видим, многообразие определений отражает как теоретический, так и прагматический подход к предмету культуры речи. В рамках наших занятий мы будем исходить из того, что культура речи — учебный предмет, позволяющий изучить литературные нормы языка и развивающий навыки использования средств языка в целях эффективного общения с учётом речевой ситуации. Известные лингвисты, занимавшиеся изучением проблем культуры речи, уточняли и детализировали и сам термин, и подходы к его определению. Так, Г.

В настоящее время главным учреждением, занимающимся кодификацией языка, является Институт русского языка Академии наук РФ им. В нём составляются самые авторитетные толковые, орфографические, орфоэпические и другие словари, готовятся переиздания словарей. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кодификаторы сейчас, это «вымирание» элитарного типа речевой культуры. Именно на элитарный тип привыкли ориентироваться специалисты при установлении норм. В наше время носителей языка элитарного типа — единицы. Большинство культурных, грамотных людей, даже тех, кого мы безоговорочно готовы признать языковыми авторитетами, принадлежат к среднелитературному типу речевой культуры. Такие люди не делают грубых ошибок в произношении, употреблении, образовании форм слов и в построении предложений, обладают достаточно богатым словарём, умеют говорить и писать правильно, понятно, выразительно, понимать сложные тексты, следовать речевому этикету. Но в речи таких говорящих, особенно спонтанной, неподготовленной, многие кодифицированные нормы заменяются на узуальные не узаконенные, но частотные. Создаётся разрыв между кодифицированной нормой предписаниями справочников и словарей и нормой узуальной сложившейся в употреблении. Возникает, соответственно, вопрос: не следует ли отказаться от «мёртвых» кодифицированных норм и узаконить нормы «живые», узуальные? Это невозможно. Невозможно точно определить, что значит «большинство образованных, грамотных людей». Как его подсчитать? Каких людей признать «образованными, грамотными» - всех, кто имеет высшее образование? Как быть с невольными ошибками в спонтанной речи, описками, оговорками? Кроме того, радикальная замена кодифицированной нормы на узуальную нежелательна потому, что она резко увеличит разрыв между языком поколений, что затруднит передачу информации и породит культурные конфликты. Поэтому кодификаторы языка, по самой сути своей специальности, обязаны быть консерваторами, обязаны чутко прислушиваться к новым тенденциям в языке и при этом немного «притормаживать» их легализацию. Это вполне объяснимо: представьте, что было бы, если бы правила орфографии и пунктуации менялись несколько раз за время вашего обучения в школе или если бы каждые пять-десять лет резко менялись нормы произношения! Таким образом, кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей русского языка, фиксируются специалистами-филологами и отражаются в справочниках и словарях. В речевой практике образованных носителей языка складываются также узуальные нормы, которые могут конкурировать с кодифицированными. Широко распространённые узуальные нормы, не противоречащие духу языка и здоровым тенденциям его развития, могут со временем кодифицироваться. Речь — это нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Как мы уже говорили выше, речь — это человек в целом, так как она является неотъемлемой частью характера и самым широким образом определяет личность. В речи отражаются тип мышления, интеллект, темперамент, характер и остроумие человека. Не нужно никого убеждать, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волю, эстетические переживания человека. Очень точно заметил К. Чуковский: «Многие у нас полагают, будто стоит только людям, говорящим на плохом языке, усвоить такие-то и такие-то правила, устранить из своей речи такие-то и такие-то обороты и заменить их такими-то, - и задача будет решена: наступит золотой век безукоризненной, идеально-правильной речи. Думающие так заблуждаются. Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарный запас и множество разнообразных интонаций... Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта» [12, 802]. Как видим, речь не только выражает, но и участвует в формировании эмоционального мира личности, а значит, эмоциональный и эстетический потенциал речи, если он создан автором, произведёт соответствующее воздействие на сознание тех, кто эту речь воспринимает. Если речь, захватывая различные области сознания, подчиняет автору слушателя, то это действенная, эффективная с точки зрения коммуникации речь. К коммуникативным качествам речи обычно относят точность, доступность, логичность, чистоту, богатство и выразительность. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.

Лекция 7. Этический аспект культуры речи

Этический аспект общения выступает на первый план. Вам, например, неудобно идти молча со своим знакомым, с которым вас, однако, связывает не слишком многое, и вы начинаете разговор о погоде, хотя вам и вашему собеседнику она в этот момент безразлична. В Англии, женщина на улице, как правило, первая приветствует мужчину, т.к. ей представляется право решать, желает ли она публично подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. В статье рассматривается тема этического аспекта культуры речи на примере такого распространенного явления, как ассимиляция звуков. Анализируется влияние правильного произношения на восприятие говорящего, дается определение понятию “речевой этикет”. Цель речи – более конкретный образ результата общения, соответствующий коммуникативным и этическим нормам. Написание и овладение текстом выступления. Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подготовить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на него». Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный,‌ коммуникативный, этический. Нормативный аспект предполагает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка.

Другие вопросы по предмету Русский язык

  • Реферат.docx
  • Этическая культура оратора.
  • Этический аспект культуры речи
  • Оратор и аудитория
  • Содержание
  • Какой аспект культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический) нарушается в

«Этические и культурные требования к выступлению в аудитории»

Согласно античным теоретикам риторики, ритор должен быть прежде всего «философски образованным человеком», «истинным же оратором может быть только мудрец». Таким образом, в теории Платона самым важным считался этический аспект риторического произведения. Два наиболее важных аспекта этического общения включают вашу способность оставаться честным, избегая при этом плагиата, и ставить перед собой ответственные речевые цели и достигать их. Какова важность этики в публичных выступлениях? Ментальные факторы 1. Простота в поведении выступает как бессознательный эталон. Популярная установка «будь проще» распространяется и на речь, и это в конечном счете оборачивается языковой бедностью и невыразительностью. В публичном выступлении не допускается: следить за правильностью речи в соответствии с грамматической нормой языка. придавать речи живость, оптимистичный тон. говорить точно, логично и кратко. начинать речь заявлением: «Я не оратор». Специфика моральных отношений, возникающих в ходе публичной речи, раскрывается через основные понятия и принципы этики оратора. Термин «этика оратора» обычно употребляется для обозначения своеобразного нравственного кодекса людей данной категории. публичному выступлению.

Вопрос № 1188191 - Русский язык

Первый — реальную ситуацию приветствия, вторая — ответы на воображаемые вопросы о цели и результате выхода из дома. Таким образом, общение — это взаимодействие субъектов в процессе выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Общение и его функции рассматриваются с разных позиций. Мы будем основываться на классификации А. Он выделяет четыре основные функции общения: 1. Инструментальную, так как общение — вспомогательный компонент какой-либо деятельности. Синдикативную объединения , так как предполагается создание единства участников общения. Самовыражения, ориентированного на взаимопонимание, контакт. Трансляционную, то есть передачу конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. В ходе общения человек выполняет ряд функций: коммуникативную взаимосвязь , информационную самовыражение , когнитивную взаимопознание , эмотивную переживание , конативную управление , креативную преобразование.

Выберите один или несколько ответов: Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные слова и выражения. Вы встречаете коллегу, у которой недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих успехах. Вы преподаватель, приходите с лекцией к студентам и вместо лекции рассказываете им веселые истории из своей жизни.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Роль словарей и справочников Важным подспорьем для поддержания высокого уровня речевой культуры служат различные словари и справочники. Они фиксируют нормы литературного языка, дают толкование слов, приводят примеры правильного употребления различных языковых единиц. Регулярное обращение к таким источникам помогает избежать ошибок в устной и письменной речи. Культура речи общественных деятелей Особое внимание стоит уделить речевой культуре людей, чьи выступления транслируются широкой аудитории. Это политики, журналисты, ведущие теле- и радиопередач. От того, насколько грамотна, логична и убедительна их речь, часто зависит успех в профессиональной деятельности и доверие слушателей. Конкурсы ораторского мастерства Хорошим стимулом для совершенствования навыков устной речи могут стать конкурсы ораторского мастерства. Участие в таких соревнованиях заставляет тщательно продумывать содержание и композицию выступления, отбирать удачные речевые обороты, отрабатывать технику речи. Это отличная школа для всех, кто стремится повысить собственную культуру речи. Принципы этики в речевой культуре В заключение еще раз отметим, что речевая культура неотделима от этики. Говорящий несет моральную ответственность за свои слова, которые могут нести как позитив, так и разрушительный посыл. Уважение к собеседнику, искренность, правдивость, вежливость - эти принципы должны лежать в основе общения, чтобы наша речь способствовала взаимопониманию, а не конфликтам. Речевые ошибки и их исправление Даже при самых благих намерениях любой человек может допускать ошибки в речи. Это могут быть описки, оговорки, неправильное произношение слов. Важно уметь замечать такие ошибки и исправлять их. Для этого полезно перечитывать написанное, анализировать сказанное, прислушиваться к замечаниям окружающих по поводу своей речи. Языковые нормы в динамике Несмотря на кажущуюся стабильность, язык постоянно развивается. Появляются новые слова, меняются нормы произношения, пересматриваются правила правописания. Этот естественный процесс необходимо учитывать, избегая языкового консерватизма. То, что считалось ошибкой вчера, завтра может стать нормой. Например, недавно слова "блогер" и "принтер" появились в орфографических словарях. Значит, их рекомендуется писать так, а не через "е".

Свежие записи

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство -- вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Ораторское искусство -- явление историческое, то есть оно меняется.

Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был. Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления.

Культура речи как элемент воспитания подрастающего поколения Очень важно прививать навыки грамотной речи детям с самого раннего возраста. Этому должны уделять внимание как родители дома, так и педагоги в детских садах и школах. Организация конкурсов чтения, поощрение словарного запаса, исправление ошибок - эти методы помогут вырастить поколение с высокой культурой речи. Роль словарей и справочников Важным подспорьем для поддержания высокого уровня речевой культуры служат различные словари и справочники. Они фиксируют нормы литературного языка, дают толкование слов, приводят примеры правильного употребления различных языковых единиц. Регулярное обращение к таким источникам помогает избежать ошибок в устной и письменной речи. Культура речи общественных деятелей Особое внимание стоит уделить речевой культуре людей, чьи выступления транслируются широкой аудитории. Это политики, журналисты, ведущие теле- и радиопередач. От того, насколько грамотна, логична и убедительна их речь, часто зависит успех в профессиональной деятельности и доверие слушателей. Конкурсы ораторского мастерства Хорошим стимулом для совершенствования навыков устной речи могут стать конкурсы ораторского мастерства. Участие в таких соревнованиях заставляет тщательно продумывать содержание и композицию выступления, отбирать удачные речевые обороты, отрабатывать технику речи. Это отличная школа для всех, кто стремится повысить собственную культуру речи. Принципы этики в речевой культуре В заключение еще раз отметим, что речевая культура неотделима от этики. Говорящий несет моральную ответственность за свои слова, которые могут нести как позитив, так и разрушительный посыл. Уважение к собеседнику, искренность, правдивость, вежливость - эти принципы должны лежать в основе общения, чтобы наша речь способствовала взаимопониманию, а не конфликтам. Речевые ошибки и их исправление Даже при самых благих намерениях любой человек может допускать ошибки в речи. Это могут быть описки, оговорки, неправильное произношение слов. Важно уметь замечать такие ошибки и исправлять их. Для этого полезно перечитывать написанное, анализировать сказанное, прислушиваться к замечаниям окружающих по поводу своей речи. Языковые нормы в динамике Несмотря на кажущуюся стабильность, язык постоянно развивается. Появляются новые слова, меняются нормы произношения, пересматриваются правила правописания. Этот естественный процесс необходимо учитывать, избегая языкового консерватизма.

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта целенаправленного речевого действия , их социальный статус, характер отношений между ними официальный, неофициальный, дружеский, интимный , время и место речевого взаимодействия и т. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах». Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство -- вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Ораторское искусство -- явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал.

К теме:Модуль 3. Культура научной и профессиональной речи. Тема 10. Этические особенности устной и письменной речи. Научная беседа. Этический аспект культуры речи. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя непринужденно, уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий. Важно, что следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия оставляет благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда XI — XII вв. Ряд профессий, имеющих жизненно-важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, были известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к созданию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная этика регулирует также нравственные отношения людей в трудовой сфере. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов. К видам профессиональной этики относятся: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, издателя, редактора и т. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, личная честность и патриотизм. Говоря о морально-этических проблемах, возникающих в процессе экономической деятельности корпораций, можно выделить несколько крупных областей, где эти проблемы возникают: это отношение к природе, к качеству продукции, к власти, к персоналу рабочим и сотрудникам , к социальным проблемам, к глобальным проблемам, к своим партнерам по деловому общению. К основным характеристикам делового общения, которые предопределяют и правила поведения в процессе общения, относятся: 3.

16 правил успешного публичного выступления

это этика публичных выступлений, которую нельзя игнорировать. Это этический вопрос не только потому, что уровень подготовки определяет уровень вашего успеха, но и потому, что он показывает ценность, которую вы придаете своей аудитории. Этический аспект общения выступает на первый план. Вам, например, неудобно идти молча со своим знакомым, с которым вас, однако, связывает не слишком многое, и вы начинаете разговор о погоде, хотя вам и вашему собеседнику она в этот момент безразлична. Наиболее явно этический аспект проявляет себя при выполнении контактоустанавливающей функции. Данная функция – это сам факт общения, тема при этом не имеет большого значения. Здесь этический аспект общения выступает на первый план. Раздел 4. Этический аспект культуры речи 1. Речевой этикет и речевая этика в профессиональной деятельности. 2. Особенности русского речевого этикета. 3. Этикетные нормы в сфере профессиональной коммуникации. Следует отметить, что основные правила риторики являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления. 1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

Этика ораторского выступления

сложное мастерство, которое не многим удается. Apple - известный бренд, глава и сотрудники которого умеют позиционировать себя и свою продукцию, а в соответствии трендам им почти нет равных. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. Нормативный аспект культуры речи. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. 2.1. Академическая публичная речь: риторический, коммуникативно-прагматический, просодический аспекты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий