Национальные чеченские игры

Игра в башню. Чиж (Кул). Народные игры.

Запрашиваемый вами сайт временно заблокирован

Национальные игры | Спортивный дух вайнахского народа | Коммуникационное агентство «Партнёр плюс» 1. Какие игры популярны у взрослых в Чечне?
Национальная игра «Чилик-хекгал» популярна у детей в Туркменистане | Культура 3. Чеченцы — Народ России, основное население Чечни. Особое внимание уделяется играм, соревнованиям на силу, ловкость, быстроту. (слайд 9).
Роль Чеченских народных игр в активизации познавательного интереса младших школьников. В качестве главного правила, которым руководствовался педагог, при проведении национальных чеченских игр явилось то, что в игре дети должны себя чувствовать свободно.
Роль игры в традиционной системе воспитания у чеченцев чеченская национальная игра скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

Чеченская игра «Выбей альчики из круга»

Палочка для игры Кхъуэп Игра эта имеет несколько разновидностей, включая сложные многоборья. Ниже приводится сравнительно простая разновидность. Играют чаще всего подростки, 20-40 человек. Для игры нужна площадка длиной 30 м, шириной не менее 10 м.

Палочка для игры Описание. Выбрав двух вожаков тамада , играющие делятся способом сговаривания на две команды по 10-20 человек в каждой. Какой команде начинать игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак.

Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь. Отошедший опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку.

Команда получает гладкую прочную палочку длиной 20-30 см или связанную кольцом прочную веревку длиной 1 м и отходит вместе с другой командой на 30 м от своих вожаков на другой конец площадки. Обе команды строятся на исходной линии в общую шеренгу через одного, а впереди, в 2 м от них, становится самый быстрый и сильный член команды, начинающий игру рис. В руках у него палочка или веревка.

По сигналу своего вожака играющий с палочкой бежит к нему, стараясь донести до него палочку. Игроки другой команды стараются отнять палочку и принести ее своему вожаку. Команда, владеющая палочкой, защищает ее, не допуская соперников к игроку, бегущему с палочкой.

Побеждает команда, сумевшая овладеть палочкой и донести ее до своего вожака тамады. Для овладения палочкой разрешается силовая борьба, но запрещаются грубые, болевые и опасные приемы. Нельзя задерживать соперников на исходной линии.

Вожаки находятся на одинаковом расстоянии от шеренги. Расстояние между ними - 5 м. Им не разрешается сходить с места.

Крутить кубарь В Кабардино-Балкарии проводят с кубарями такие игровые состязания: Два-три человека запускают свои кубари, соревнуясь, у кого дольше провертится кубарь при одинаковом числе ударов кнутика. Иногда число ударов не учитывается, а фиксируется только время вращения. Участники стремятся провести кубарь, подстегивая его кнутиком, по лабиринту из палок, камней или нарисованному.

Участники стараются загнать кубарь на возвышение, а затем заставить его скатиться по лабиринту. Если кубарь сойдет с пути, то его хозяин считается проигравшим. Участники бьют по кубарю кнутиком так, чтобы он перевернулся в воздухе т.

Для этого используется кубарь, заточенный в форме конуса с обоих концов. Участники стремятся провести кубарь через преграды преградой может быть палка, камень и т. Иногда запускают по желобу 2 кубаря с двух сторон: чей кубарь остановится при столкновении первым, тот и проиграл.

Участники стараются провести крутящийся кубарь по неглубокому снегу до установленного места. Это соревнование требует особой ловкости, силы и тренированности. Катание на шереже Старинная игра катание на горных лыжах с поручнями известна в Кабардино-Балкарии и в наше время.

Встречается она также в Чечено-Ингушетии и других местах Кавказа. Подросток, становясь на лыжи с поручнями, может управлять ими не только ногами, но и руками, всем телом. Лучший материал для изготовления шереже - заготовки из чинары, клена.

Эти твердые, легко полирующиеся породы дерева не набухают от влаги, обеспечивают хорошее скольжение. Размеры бруска для каждой лыжи - 60x7x5 см. Спереди делается закругленный срез рис.

Поручни изготовляются из гнутых палок. Концы палок закрепляются в просверленных сверху отверстиях на таком расстоянии, чтобы между ними поместилась стопа ноги. Высота поручней зависит от роста человека.

Катающийся держится за поручни, чуть-чуть сгибаясь. Шереже как средство спуска с горы позволяет соревнующимся продемонстрировать высокую скорость, маневренность, ловкость и удаль. Катание на шереже Описание.

Лыжню для шереже прокладывают заранее. Если склон достаточно широк, прокладывают несколько параллельных лыжней и соревнуются в том, кто быстрее спустится с горы или кто проедет дальше всех. Для шережистов устраивают небольшие трамплины с последующей лыжней для скольжения на определенное расстояние.

При этом учитывается дальность прыжка и дальность последующего скольжения. Шережисты Верхней Балкарии, Баксанского и Чегемского ущелий устраивают состязания на местности с препятствиями. Например, шережист должен объехать дерево или валун.

В ЧР 29 сентября стартует ежегодная военно-патриот... В ЧР 29 сентября стартует ежегодная военно-патриотическая игра «Наша сила - в единстве! Целью игры является военно-патриотическое воспитание молодежи, укрепление здоровья, получение молодыми людьми навыков начальной военной подготовки. В рамках игры осуществляется решение следующих задач: формирование у старшеклассников мотивации к военной службе и последующему выбору профессии; формирование у старшеклассников навыков здорового образа жизни; получение старшеклассниками навыков начальной военной подготовки; вовлечение старшеклассников в занятия военно-прикладными видами спорта. В игре принимают участие команды старшеклассников городов воинской славы в возрасте от 15 до 17 лет.

Появляется щенок: «Вот идет лохматый пёс: гав - гав - гав, А зовут его Барбос: гав - гав - гав. Тут котята все шалят? Напугаю всех котят! Игра повторяется 2-3 раза.

Он выходит из своего «дома», ходит по площадке и три раза кукарекает. Дети, гуляя по полянке, в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок. Маслена головушка, шёлкова бородушка. Что так рано встаёшь, детям спать не даёшь? Задача последних - найти убежище у себя в домике. Если петух никого не поймает, его заменяют. Победитель - водящий тот, кто больше всех поймал ребят. Дети - «козлята» выходят на лужайку и веселятся под стихи. Весело играют козлята на траве, всюду, всюду слышно: ме - ме - ме!

Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетали, зернышки клевали». Раздается гудок, появляется "автомобиль" при словах: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в гудок гудит: тра-та-та, тра-та-та, берегись, посторонись! Посередине сидит зайчик. Дети ходят по кругу и проговаривают слова: «Зайчик в норке сидит, крепко - крепко он спит. Зайчик прыг, зайчик прыг, зайчик прыг! Ребёнок выполняет движения согласно тексту, потом подскакивает к другим детям и они тоже становятся зайчиками.

Фестиваль проводится в целях содействия сохранению традиционной культуры и национальных видов спорта, укрепления дружбы и дальнейшего развития межнациональных отношений народов. Напутствуя наших атлетов, Глава региона Махмуд-Али Калиматов напомнил, что Ингушетия по праву гордится тем, что у истоков культурно-спортивной традиции стоит Ингушетия, где впервые были организованы состязания, прообразом которых и является фестиваль. Отметим, что сборная команда республики будет участвовать в 10 спортивных дисциплинах: легкая атлетика, перетягивание каната, армрестлинг, борьба на поясах, перенос тяжестей, поднятие тяжестей, силовое двоеборье, стрельба из лука, мини-футбол, шахматы. Кроме того, во второй раз в рамках фестиваля будет проводиться Всероссийский форум национальных коллективов «Многонациональная Россия».

Игротека «Игры народов мира»

Длина его четыре-пять пальцев, толщина — 1,5-2 см. Палочка должна доставать до пояса самого высокого мальчика. Сначала «чижика» выбрасывают на расстояние пяти метров. Участники игры бросают на него свои палочки.

Тот, чья палочка ляжет ближе всех к «чижику», является обладателем первого разящего удара. Происходит это так: «чижик» подбрасывается ударом палочки по одному из его кончиков, и, если получается, сильным ударом отбрасывается в сторону, до того как он вновь коснется поверхности поля. Если при прыжке «чижика» удается его еще раз подбросить снизу палочкой, а потом уже ударом той же палочки отбросить его на определенное расстояние, то расстояние до места его падения считается шаг за два.

Если ударов подбрасывающих было два, то шаг за пять шагов, если их было три, то шаг за десять. Шаги считают громко так: два, четыре, шесть, или пять, десять, пятнадцать, или десять, двадцать, тридцать. Каждую двадцатку шагов озвучивают так: двадцать, двадцать — сорок, двадцать — шестьдесят, двадцать — восемьдесят, двадцать — сто и т.

Побеждает тот, кто наберет больше очков-шагов. Нужно провести черту и на расстоянии 50-60 метров друг против друга отметить старт и финиш. Дети-игроки разбиваются поровну на две команды.

У каждой команды свой капитан. Право первого удара палкой по мячу определялось жребием. Мальчик по одну сторону поля ударом по мячу бросал его мальчикам с противоположной стороны, которые имели право двух ударов.

Капитан имел право трех ударов по мячу. Тот, кто промахивался, должен был выйти из игры. Если от удара мяч летел в сторону противника, противник должен был нестись к финишу до тех пор, пока мяч не заденет кого-то из бегущих.

В том случае, если мяч попадал в «цель», команды менялись местами. Местами менялись и в том случае, если кто-то из противной стороны успевал схватить летящий мяч до того, как он коснется поверхности поля. Эта игра дошла до нас из далеких времен.

Чем больше детей играют, тем лучше, но главное, чтобы их было не меньше пяти. Двое мальчиков, отобранных по жребию, садятся у финиша. Шапку, скользящим узлом, привязывают к ремню.

Она якобы принадлежит односельчанину, который хорошо знаком игрокам. Правда, имя владельца не разглашается и известно оно только тем двоим, что сидят у финиша. Мальчики подходят по очереди.

Если кто-то из опрошенных ответит правильно, те, кто сидят, отпускают шапку. Тот, кто дал правильный ответ, быстро хватает шапку и бьет ею по одному из мальчиков. Тот, в свою очередь, в другого, и так по кругу, до тех пор, пока все не окажутся пораженными ударами.

После этого все возвращается к началу игры. Если вдруг обнаружится мухлеж со стороны сидящих у финиша, остальные по очереди бьют их этой шапкой. Также у каждого игрока должна быть своя заточенная, как карандаш, палка, по длине равная размеру его вытянутой руки.

Заточенный конец должен быть обожжен на огне, чтобы при втыкании в землю у нее не появлялся «чуб». В него заостренным кончиком вперед, словно копье, прицельными ударами кидают палки.

На противоположной стороне квадрата на расстоянии десяти шагов чертится линия. Играют четыре человека, по два в каждой группе. У одной из сторон квадрата стоят двое играющих, двое других располагаются с противоположной стороны на линии в десяти шагах от квадрата. По договоренности те дети, которые стоят у квадрата, начинают игру, то есть дважды выбивают палочку из ямки. Затем дети бросают палочку обратно в квадрат. Если попадают в квадрат, засчитывается одно очко, если не попадают, очко не засчитывается. Развивает: внимательность, ловкость, меткость Утушка Бобешк Две девочки садятся друг против друга на стульчики.

Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается утка, остальные дети утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Чеченская игра «Бобешк» Игра проводится вместе с детьми и родителями. Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше девочки ставят ногу на ногу и соединяют их. Играть могут от 10 до 12 человек. Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги. Утка позвала утят и поставила всех в ряд. Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.

И пошли тропою важно мама с детками отважно. Впереди стоит мосток через быстрый ручеек. Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.

Тот, кого медведь запятнает, становится водящим. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего. Впереди садится водящий.

Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим.

В игре устанавливается строгая очередность. На ровной площадке на расстоянии 3—5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка диаметр и глубина ее чуть больше мяча. Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Играющие договариваются о границах площадки указывают деревья, кусты или другие предметы, дальше которых во время игры нельзя убегать. По считалке выбирают водящего «морта» - человека. Остальные - «олени» «кэрэн» - разбегаются по всей площадке. Первый вариант. Водящий начинает догонять кого-нибудь из «оленей». Если сумеет осалить коснуться рукой убегающего игрока, то последний должен остановиться и ответить на вопрос водящего: «Человек или олень? Осаленный, ответивший: «Человек» «морт», становится вторым водящим и начинает вместе с первым водящим салить других «оленей». Если же осаленный ответит: «Олень» «кэр», то водящий старается удержать его силой, считая до 10.

Игрок, вырвавшийся до конца счета «десять», остается «оленем», а игрок, удержанный водящим, становится еще одним водящим. Игра продолжается, пока не будет осален и удержан последний «олень», который и признается самым быстрым, ловким игроком - «оленем». Осаленному игроку не разрешается убегать до ответа на вопрос водящего. Второй вариант. Для девочек и мальчиков 7-10 лет больше подходит игра без элементов борьбы с водящим: осаленный игрок, ответив: «Кэр» «олень» на вопрос водящего, старается убежать, а водящий стремится осалить его еще раз. Третий вариант. Можно продолжать игру не до последнего осаленного и пойманного «оленя», а до 3, 5, 8 осаленных при большом количестве играющих. Игроки приседают в них на корточки.

Запрашиваемый вами сайт временно заблокирован

Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. В национальном чеченском танце, если партнёр преграждает партнёрше путь, что она должна сделать? Конкурс «Национальные праздники и игры народов России».

Чеченцы бегают по кругу: что это такое?

Региональные праздники Чеченской Республики: традиции и особенности РОО «Чеченская национально-культурная автономия Республики Татарстан «Вайнах»».
Национальные игры - Картотека игр - Каталог статей - Персональный сайт Целью игры на знание чеченского языка среди учащихся старших классов является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала и привития любви к.
Роль Чеченских народных игр в активизации познавательного интереса младших школьников. Так, в национальных играх отражается образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая.
Эталон чеченской культуры Все игры — «ловзар» (слово, обозначающее на чеченском и ингушском языках во что-либо или на чем-либо иг¬рать) проводились главным образом на лошади.

Национальные игры

Чеченские народные игры. Анализ исторических, этнографических, фольклорных и литературных источников дает. О чеченцах. Чеченцы живут на Северном Кавказе, большей частью в Чеченской республике, но также в соседних Дагестане и Ингушетии. Народные подвижные игры. Русская народная подвижная игра. Чеченская народная игра «Подними платок». Чертится большой круг, в центр кладут платок. Участники стоят за кругом и танцуют национальную лезгинку. Чеченцы очень любили игры, особенно коллективные. Одна из чеченских игр напоминала по содержанию современное регби. Это «сырная игра».

Национальная игра «Чилик-хекгал» популярна у детей в Туркменистане

Каталог «Игры разных национальностей» В частности, пользователям доступны модули по изучению осетинского, ингушского, чеченского языков, а также.
Роль Чеченских народных игр в активизации познавательного интереса младших школьников. При повторении игры они вновь включаются в игру.
Чечено-ингушские игры для детей Скачать материал "ЧЕЧЕНСКИЕ И АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ (к уроку по физической культуре по национальным играм)".

В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру

Они создают атмосферу радости, общения и единения народа. На праздниках можно увидеть выступления профессиональных танцоров и музыкантов, а также участие всего населения в общем танце и пении. Таким образом, музыка и танцы играют важную роль в праздничной жизни Чеченской Республики. Они служат не только средством развлечения, но и способом сохранения и передачи национальной культуры и традиций чеченского народа. Религиозные праздники и обряды в Чеченской Республике Чеченская Республика, как и многие другие регионы России, отличается своим богатым религиозным наследием. Ислам является основной религией среди жителей республики, и религиозные праздники и обряды играют важную роль в жизни чеченского народа. Он приходится на девятый месяц исламского календаря и является месяцем поста для мусульман. В течение всего месяца верующие воздерживаются от пищи, питья, табака и сексуальных отношений с рассвета до заката солнца. В конце Рамадана наступает праздник Ураза-байрам, который отмечается торжественными молитвами в мечети и семейными праздничными ужинами. В этот день мусульмане обмениваются поздравлениями, дарят подарки близким и помогают нуждающимся. Он отмечается во втором месяце исламского календаря и является памятью об Абрахаме, который был готов приносить в жертву своего сына Исмаила по воле Аллаха.

В этот день мусульмане совершают жертвоприношение и делятся мясом с близкими и нуждающимися. Курбан-байрам включает в себя молитвы в мечети, общение с родственниками, походы к могилам предков и традиционные блюда, приготовленные из мяса жертвенного животного. Этот праздник объединяет чеченский народ и приносит в жизнь верующих духовную радость и сопричастность к исламским традициям. Религиозные праздники и обряды в Чеченской Республике являются неотъемлемой частью культуры и истории этого региона. Они помогают сохранять и передавать поколениям священные традиции и ценности, собирать семью вместе и обретать духовную силу и вдохновение. Современные изменения и развитие праздничной культуры Чеченской Республики В последние годы праздничная культура Чеченской Республики претерпела существенные изменения и продолжает активно развиваться. Одним из ярких примеров таких изменений является восстановление и популяризация традиционных праздников и обрядов. Благодаря усилиям правительства и общественных организаций, многие праздники, которые были забыты или запрещены в период конфликта, вновь стали частью жизни республики. Так, например, Майская аллея почета, посвященная памяти погибших воинов Чеченской войны, стала популярным местом для проведения массовых праздников. Важным аспектом развития праздничной культуры является активное привлечение молодежи.

Множество молодежных организаций и клубов занимаются организацией и проведением праздников, которые отражают современные интересы и потребности молодежи. Такие мероприятия как «Молодежный фестиваль», «Танцевальные битвы» и «Рэп-баттлы» стали популярными среди молодежи и собирают тысячи участников. Современные изменения и развитие праздничной культуры Чеченской Республики также отражаются на традиционной одежде и украшениях, используемых во время праздников.

В игре принимают участие команды старшеклассников городов воинской славы в возрасте от 15 до 17 лет.

Игра будет проводится на базе Российского университета спецназа. Участники будут состязаться в 15 номинациях. Команды-победительницы игры награждаются медалями, кубками и дипломами Союза городов воинской славы, Мэрии г. Грозного, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Повороты обозначались шестами с привязанными цветными лоскутами. Участники стартовали и финишировали на возвышении, что позволяло зрителям видеть ход соревнований. Если бегун во время забега бросал оружие, он дисквалифицировался. Победитель получал в награду свинец для пуль, башлык , бурку, оружие, порох. Среди детей также проводились соревнования по бегу с различными предметами с палкой, стоящей на ладони, с куриным яйцом в ложке , бегу в мешках, бег под гору и в гору [1].

Проводились соревнования по ходьбе на ходулях , метанию и толканию камней различными способами и из различных положений, поднятию и переноске тяжестей, подтягивание на сучьях деревьев. Зимой горцы соревновались в катании на лыжах, салазках, верчении волчков [1]. Конные соревнования[ править править код ] Конные соревнования были одним из наиболее древних видов состязаний среди чеченцев. Одним из таких были скачки, в которых разыгрывались оружие, лошадь, сбруя и одежда погибшего джигита. Примерно с середины XIX века на поминальных скачках стали разыгрывать такие же призы, но специально приобретённые для этой цели.

Но постепенно поминальные скачки прекратили своё существование [1]. Была распространена борьба на лошадях, где участники пытались стащить соперника с лошади или своей лошадью свалить лошадь соперника. В так называемой конной борьбе коней поднимали на дыбы и направляли друг на друга. Борьба проходила в круге диаметром 13-17 метров. Целью игры было сбросить соперника с лошади [1].

Ещё одним конным соревнованием была борьба между всадниками. Всадники делились на две группы. Лошади одной группы накрывались покрывалами. Команды разъезжались. После начала состязаний одна команда стремилась вырвать покрывала у своих соперников, а другая — ускакать от преследователей [1].

Советский период[ править править код ] В 1918 году был принят Декрет ВЦИК , по которому обучение военному искусству объявлялось обязательным. Всевобуч стал первым государственным органом, который руководил развитием физкультуры и спорта в стране. На III съезде РКСМ были сформулированы задачи советской системы физвоспитания, которая должна была готовить всесторонне физически развитых трудящихся. В 1920 году в Грозном было создано 8 спортивных кружков, в которые были вовлечены 84 человека [1].

Финно-угорская группа мордва, марийцы, удмурты, ханты, манси, коми , абхазско-адыгская адыгейцы, кабардины, черкесы, чеченцы, ингуши декабрь 2018 г. Подвижные игры группы: Чертят круг диаметром 3 — 4 м.

Два участника встают в этот круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнутую в колене, захватывает кистью одноименной руки за голень. Подпрыгивая на одной ноге, «петухи» толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому удастся это сделать, выигрывает. Запрещаются толчки в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения. Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч.

На ровной площадке на расстоянии 3 - 5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка диаметр и глубина ее чуть больше мяча. Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков. Мяч надо катить, а не бросать в ямку.

Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч. Правила игры: игроки-олени, с веточками-«рогами», бегают стоят по кругу. Ведущие пастухи за кругом. В руках у них маут картонное кольцо с длинной веревочкой. Пастухи стараются накинуть маут на рога оленей. Кто больше?

Игра повторяется 2 раза со сменой пастухов. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. Расстояниемежду нартами 1м, количество по 2 на команду. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается утка, остальные дети — утята.

Утушка зовет своих утят скороговоркой: Быстрей, быстрей, утятин, Быстрей, быстрей, дикие перышки. Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше девочки ставят ногу на ногу и соединяют их. Играть могут от десяти до двенадцати человек. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них - старт для «охотников», вторая - старт для «зверей», третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. По сигналу начинается бег на руках и одной ноге, волоча вторую ногу «охотников» и «зверей».

Каждый «охотник», крича: «Лови! Непойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние. Ловить можно только до линии финиша. Игрок, изменивший во время бега положение упор присев одна нога в сторону, считается проигравшим. О писание.

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на лицевых линиях площадки.

Галг1ожмех ловзар — народная игра чеченцев

Так, игрок должен будет построить генеалогическое древо главного героя, соотнести названия цветов с правильными картинками, собрать башню из цифр и так далее. Кроме того, игра включает в себя элементы культуры и истории Чеченской Республики. По словам разработчиков, это поможет пользователям не только выучить слова и выражения, но и лучше понимать менталитет народа. Также одним из главных преимуществ игры является то, что ее можно будет использовать для преподавания языка в школах. Благодаря своей интерактивности «Берашна а, бегашийна а» с легкостью заинтересует учеников, что позволит максимально вовлечь их в образовательный процесс. Более того, проект станет полезным инструментом для тех, кто хочет познакомиться с чеченской культурой и глубже погрузиться в языковую среду.

Колоцца, Е. Покровский, К. Ушинский и другие, призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, народные морально-этические воззрения, ценности и идеалы. Не вызывает сомнения, что народные игры должны выступать важной и неотъемлемой частью воспитания и развития ребенка.

В процессе включения в игровую деятельность ему передаются духовные и морально-этические ценности дружелюбия и открытости к людям, гостеприимства и уважения к старшим, поклонение родителям. В играх у ребенка формируются двигательные навыки, развиваются высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно, объективно оценивать поступки других.

Например, в чеченских играх - драматизациях «Предательство» «Тешнабехк» , «Верблюд» «Эмкал» , «Обжорство» «Суттаралла» , «Лиса и ворона» «Цхъогаллий, къиггий» показано, как хитрая лиса несправедливо, обманным путем добывает себе пищу и всегда остается сытой. После этих игр дети осознают, что нужно быть доброжелательным, честным, правдивым, уметь и делиться с другими и. Выражая чувство негодования и неприязни по отношению к хитрой лисе, они стремятся продемонстрировать чувство уважения к тем, кто честным путем добывает себе пищу. А к тем животным, которые становятся жертвами хитрой лисы, дети проявляют сострадание и жалость.

Прочитав и обыграв с детьми чеченские сказки «Мы села не обоснуем», «Про чору», «Как мулла доказал свою правоту», «У каждого свои заботы», «Сытая лиса», «Мудрый старец и жестокий правитель», «Белкина расплата» и другие, можно показать детям, как добро побеждает зло, как ум и мудрость помогают человеку побеждать в разных ситуациях и что справедливость всегда восторжествует; и тот, кто любит трудиться, будет вознагражден за свой труд; и то, что, если ты контролируешь свои поступки и объективно оцениваешь поступки других, ты можешь быть в коллективе и бесконфликтно жить в обществе. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Он принимает на себя роль «транслятора» возможных игровых сюжетов.

И, что тоже важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Например, в играх «Залам-зилам» «Прятанье камушка» , «Туьшнехь ловзар» «Игра в ямочки» , «Сиха хьала миг г1отта» «Кто быстрее встанет» , «Х1аваан г1аж» «Воздушная палка» , «Золотые ворота» и.

Масленица — это семидневный праздник перед Великим постом, во время которого горожане собираются на площадях, чтобы погулять, поиграть и попрощаться с зимой. Курбан-Байрам — это один из главных праздников мусульман, во время которого совершаются религиозные обряды и проводятся благотворительные акции. Об этих и других праздничных событиях Чеченской Республики можно сказать, что они раскрывают национальный характер и культуру региона. Они являются важными событиями для жителей и гостей республики, представляют собой возможность узнать больше о традициях и обычаях чеченского народа. Традиционная кухня и гастрономические праздники Чеченской Республики Чеченская кухня считается одной из самых вкусных и разнообразных в Кавказском регионе. Она отличается богатством ароматов и использованием свежих натуральных продуктов.

Гастрономические праздники в Чеченской Республике отражают эту богатую кулинарную традицию и являются важной частью местной культуры. Один из самых популярных гастрономических праздников в Чеченской Республике — «День Пирога». Он проводится каждый год и собирает множество гостей и участников. В этот день многие семьи готовят разнообразные виды пирогов, используя различные начинки и теста. Главным символом праздника является круглый пирог, который считается символом богатства и счастья. Участники делятся своими рецептами и секретами приготовления пирогов, а также проводят мастер-классы для желающих. В Чеченской Республике также проводятся гастрономические фестивали, на которых представляются различные блюда местной кухни. Один из таких фестивалей — «Хинкал та Нохчийчоь» Хинкал и Чечня.

На нём можно попробовать настоящие чеченские хинкалы, которые отличаются особой сочностью и ароматом. Также на фестивале можно познакомиться с другими блюдами чеченской кухни, такими как черкесский шашлык, цухчолма суп из квашеной капусты и многое другое. Кроме того, в Чеченской Республике проводятся мастер-классы по приготовлению традиционных чеченских блюд, на которых можно научиться готовить пирожки, супы, мясные и овощные блюда. Эти мероприятия позволяют сохранить и передать следующему поколению рецепты и традиции чеченской кухни. Традиционная чеченская кухня и гастрономические праздники являются важной частью культуры Чеченской Республики и позволяют гостям познакомиться с богатством ароматов и вкусов местных блюд. Они также способствуют сохранению и продвижению традиций чеченской кулинарии. Национальные костюмы и народные игры в праздничной культуре Чеченской Республики Чеченская Республика обладает богатым наследием народного костюма, который играет важную роль в праздничной культуре этого региона. Национальные костюмы Одежда в Чеченской Республике является не только элементом украшения, но и символом национальной идентичности.

Традиционный национальный костюм мужчин состоит из плотных брюк, наголенников, рубашки с узором, пояса и халата. Женщины носят яркие платья с красочными вышивками и национальными узорами, а также головные уборы, украшенные бисером и пайетками.

На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов клоунов, артистов. Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом. В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню. Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной.

Богатый стол в новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток. Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти. С новогодним праздничным циклом был связан обряд наречения именем новорожденного, который бытовал в недавнем прошлом среди горных ингушей. Накануне нового года из дома, где имелся новорожденный мальчик, отправлялась процессия во главе со жрецом к колодцу или роднику. Мать несла ребенка и гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам, находящимся на кости, предсказывали, какой будет год, урожайный или нет, какая будет погода в предстоящем году, дождливая или засушливая, будет ли голод, повальная болезнь, свадьба, рождение ребенка, похороны. Новогодние гадания касались не только урожая, но и семенных событий, в первую очередь женитьбы и замужества. Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под новый год считалась особенно благоприятной для таких гаданий. Верили, что тот, кто подаст во сне девушки воду; и будет суженым.

С большим трепетом наблюдали девушки за тем, как испекутся «ольги», ибо от этого во многом зависела их судьба, — если, хорошо испекутся, подрумянятся, замужество будет удачным, если, подгорят — девушка будет несчастлива, а если сгорят, то существует опасность, что она умрет. В новогоднюю ночь девушке надо было ложиться в постель, ни с кем не разговаривая, при этом — в комнате, где она еще не спала: у родственников или у соседей. Не полагалось во сне поворачиваться с боку на бок. Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженою в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Зеркало же помещала на трубе I платок, старательно смотрела в воду, где и должна была у своего суженого. Такие гадания устраиваются и сейчас в время года: весной, глубокой осенью и обязательно в но Празднование нового года сопровождалось у вайнахов различными игрищами и увеселениями, хождением ряженых и скачками.

Важное обрядовое и игровое значение придавалось ряжению. Накануне нового года чеченцы, например, устраивали хождение ряженых «джухургаш». Маска дополнялось бородой. Те, на которых не было масок, надевали шапку наизнанку, а лицо обмазывали сажей. Колядники ходили с большим шумом, чтобы изгнать злых духов. Во время подворного обхода они желали своим односельчанам увеличения семьи, скота и птицы. Широко было распространено высмеивание тех, кто отказывал им в подарке. Важным компонентом празднования нового года у вайнахов являлись скачки, которые устраивались на третий день празднования нового года лень праздника. Ингуши и кистины устраивали скачки в случае совпадения нового года с понедельником, что считалось счастливым предзнаменованием. Скачки, в основном, проводились за счет общества, с обязательным участием каждой семьи, но иногда их мог устроить кто-нибудь из сельчан за свой счет, в честь своего родственника, умершего в этом году.

На скачки, о которых извещали заранее, приглашались наездники и из соседних обществ до пяти человек, от осетин, грузин, народов Дагестана, что ярко свидетельствует о добрых отношениях вайнахов с соседними народами. Количество -частников колебалось от 6 до 50 человек. Для первых трех наездников выставлялись призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды — бархатный костюм из домотканого сукна, хлопчатобумажный костюм, каракулевая шуба, черкеска, ичиги. Наиболее почитаемыми были скачки в честь погибшего на поле боя. Скачки могли устраивать в честь женщин, тогда призы были: корова, телушка, теленок. Весенние праздники Весенние праздники у чеченцев и ингушей, как и у многих народов мира, были связаны с началом весенних крестьянских хлопот. День весеннего равноденствия воспринимался земледельческими народами начальной датой одного из важнейших периодов времени, даже более существенного, чем возрождение солнца. Приготовления ко дню весеннего равноденствия делались заблаговременно. При этом большое значение придавали чистоте в доме и дворе. Женщины все тщательно чистили, мыли, скребли, белили дом изнутри и снаружи, во дворах сгребали и убирали мусор.

Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди, соответствующий цвету солнца, призывает его. Не меньшее значение придавали и обилию пищи: столы в домах ломились от обилия заранее припасенной еды. Не оставляли без внимания сирот, одиноких стариков и старух. Кормили сытно скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердак и во все темные углы дома бросали крошки, Все живое должно было быть в этот день сытым. Считалось также обязательным сделать какую-нибудь обнову в одежде, веря, что это поможет весь год ходить в новом. Накануне весеннего равноденствия, как и накануне Нового года, дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии этот праздник часто сопровождался скачками, различными состязаниями и игрищами. Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть: разжигание костров, символизирующих солнце. Костры бывали семейные, обще-квартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был, как можно, больше и чтобы лучше горел.

Через костры прыгали юноши и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем. До наступления весеннего равноденствия вайнахи воздерживались от начала полевых работ, что имело определенную рациональную основу, так как с этого дня зима полностью теряет свою силу и уступает весне. Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. День выхода плуга считался всенародным праздником и отмечался в прошлом вайнахами в течение двух дней. Приготовления к этому важнейшему весеннему празднику начинались еще с зимы. Та семья, которая имела возможность, накануне праздника резала барана, козу или птицу. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родстенников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: запрягание волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть. Не всякий человек соглашался делать первую борозду, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами он должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты, волосатым.

По народным представлениям, эти признаки обеспечивали удачную судьбу урожая. Таким признакам придавали значение и другие народы. Например, карачаевцы считали, что пахарь должен быть среднего роста. Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Особенно украшали вайнахи молодого вола, которого запрягали впервые. Интересно, что этот обычай был широко известен у народов Дагестана: даргинцы называли такой калач «нанви», аварцы — «агьур», агулы — «барту». Карачаевцы же навешивали на рог вола пирог. Волов же кормили всю ночь. Из тех же соображений жена пахаря заводила в дом первого прохожего и кормила его досыта.

После того, как были проведены соответствующие приготовления, пахарь запрягал волов в плуг и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца. Нередко известного такой репутацией человека просили даже не выходить из дома в это утро. Напротив, хорошим признаком считались полные ведра, поэтому жена пахаря еще раньше процессии выходила из дому, чтобы встретить их с полными кувшинами. Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря, который просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Под влиянием ислама, в прошлом столетии, молитву перед пахотой читал мулла, специально приглашенный на праздник. Однако и его молитва носила чисто светский характер. Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой, с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, как правило, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева.

Чаще всего это происходило по истечении двух — трех недель. Сигналом к началу пахоты и сева часто служил прилет весенних птиц. Существовал и ряд других примет. В это же время рекомендовалось закончить и сев. Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу — в середине мая. Интересно, что в некоторых плоскостных районах Чечни и Ингушетии сеяли только после русской пасхи — если приступить к севу раньше, урожай будет плохой. В среде некоторой части населения такое поверье существует и в настоящее время. Не нужно глубоко искать смысл этого поверья, ведь только после пасхи наступает время устойчивого тепла. Решение приступать к пахоте и севу принималось всеми односельчанами. Старшие тщательно обсуждали, в какой день следует приступать к работе.

Кроме того, значительное внимание уделялось, расположению звезд созвездия Скорпиона. В обратном случае считалось, что она находится в земле — следовательно, пахать не следует. Местоположение этой звезды определялось муллой. Подобное поверье было известно и другим народам. Например, таджики в день весеннего равноденствия старались смотреть на несчастливую звезду Скорпиона Акраб, а пахоту, сев и другие полевые работы начинали только с ее появлением на небе, ведь иначе она находилась в земле. Праздник Тушоли Следующим земледельческим праздником весеннего цикла был праздник, посвященный богине весны, плодородия и деторождения Тушоли, почитание которой было широко распространено у вайнахов. По свидетельству Б. Далгата, это одно из древних главных божеств чеченцев и ингушей. Ей поклонялись в прошлом не только ингуши, но и все чеченцы без исключения, а имя Тушоли фигурировало во всех их молитвах, даже если молились они у святилища какого-нибудь другого божества. О широком распространении в прошлом культа Тушоли по всему вайнахскому нагорью и даже Хевсуретии свидетельствует топонимия Чечено-Ингушетии.

Места, урочища, хребты с названием Тушоли можно встретить по всей указанной территории. Семенов сближает образ Тушоли с вавилонской богиней Иштарью и сопоставляет ее с фригийской богиней Кибелой. Такое сопоставление он делает на основе их основных атрибутов и функций: они являлись божествами плодородия, символизирующими неиссякаемые силы природы, особо почитались женщинами, которые просили о даровании им детей, вместе с тем их чтили за мужество. Ежегодное празднование в честь Тушоли проходило в одноименный месяц, начало которого совпадало с весенним равноденствием. С ним связывался и такой важный момент годового круга скотоводческого хозяйства, как выгон скота на летние пастбища. Она являлась вестницей весны. Большим грехом было убить ее, это можно было делать только с разрешения жреца и в лечебных целях, при этом предварительно нужно было зарезать жертвенное животное. Удода считали вестником весны многие народы. По представлениям грузин, первый крик удода означает приглашение весны.

Календарные праздники вайнахов

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов. Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа. О чеченцах. Чеченцы живут на Северном Кавказе, большей частью в Чеченской республике, но также в соседних Дагестане и Ингушетии. игр» Игры Предков», посвященный 100-летию со дня образования Чеченской Республики. чеченская национальная игра. Видео чеченская национальная игра канала Adam Alan.

История чеченского спорта

прохождение игры Medal of honor (чеченцы?). Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа. Аннотация. В данной статье рассматривается значение чеченских. Национальные костюмы и народные игры в праздничной культуре Чеченской Республики.

ЧЕЧНЯ. Национальные игры и обряды средневековых чеченцев

Чеченская игра «Игра в башню» ЧЕЧЕНСКИЕ И АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ (к уроку по физической. мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух. нохчий, народ в Российской Федерации (1 431 тыс. человек), основное население. Обучающая игра призвана популяризовать чеченский язык.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий