Сравнительный анализ директивного и индикативного планирования в систематизированном виде

Индикативное и директивное планирование. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания.

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Директивное планирование достоинства и недостатки. Директивное и индикативное планирование Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.
Индикативное планирование 4.2. Директивное и индикативное планирование: Первые народнохозяйственные планы в СССР носили преимущественно индикативный характер.
Директивное индикативное и стратегическое планирование. Директивное экономическое планирование Система государственных закупок на основе контрактов является переходом от директивного к индикативному планированию (принятие управленческих решений на основе рыночных отношений).
Индикативное и директивное планирование 15 -ГУ-7 А Сравнительная характеристика директивного и индикативного планирования. Директивное и индикативное планирование.

Формы и виды индикативного планирования в мировой практике

В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное. Директивное планированиеявляется атрибутом централизовано-плановой экономики с ее административно-командной системой управления. Назовите сущность индикативного планирования и виды индикаторов. По-скольку основной признак директивного планирования – это «обязательность для выполнения», то «индикативное планиро-вание» в научной и исследовательской ли-тературе интерпретируется, как противо-положное директивному.

Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике

Индикативное и директивное планирование. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях. контрольная работа. Формы планирования и виды планов. По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число заданий обязательного плана. Он является практическим инстру-ментом развития экономики на краткий и среднесрочный период.

В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок. Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования. В Республике Беларусь на этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы включают, кроме собственно прогноза, систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, то есть выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно в Японии и Франции. Опираясь на государственный сектор, оно придает ускорение развитию национальной экономики. Формирование стратегии - это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой государственного стратегического планирования является определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование влияют как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов а это характерно для любого государства выбор главных целей сопровождается ранжированием приоритетов. Целью стратегического планирования является формирование на основе выбранных приоритетов достаточного экономического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Реализуется стратегическое планирование в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10-15 лет.

По периоду действия выделяют долгосрочные 10 и более лет , среднесрочные как правило, 5 лет и текущие годовые планы. В практике планирования используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и достижение целей, разноудаленных по времени. В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям планирование претерпевает существенные изменения. Это определяется его принципиально новой ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана. На сегодняшний день нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 год, а также национальная стратегия устойчивого развития РБ. Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования.

Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые. Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона. Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.

Для их реализации широко используются средства административного воздействия. Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии после присоединения ГДР к ФРГ. В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса 1994-1995 гг. По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой так называемое скользящее программирование. Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др.

Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, то есть рекомендательно-регулирующий характер. В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу пять лет , программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам. Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать 45474. База данных может быть определена как совокупность взаимосвязанных данных используемых несколькими пользователями и хранящихся с регулируемой избыточностью. Банк данных система представляющая определенные услуги по хранению и поиску данных определенной группе пользователей по определенной тематике.

Система баз данных совокупность управляющей системы прикладного программного обеспечения базы данных... Основной задачей операции представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе человек компьютер. При этом осуществляется преобразование информации в форму удобную для восприятия пользователя. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации. Такие значительные объемы при реализации аудио и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации видеопамяти и скорости передачи информации. Основные области использования ГИС: электронные карты ; городское хозяйство; государственный земельный кадастр; экология; дистанционное зондирование; экономика; специальные системы военного назначения.

Технология защиты информации 430. В силу этих причин в настоящее время наибольшее распространение получил объектноориентированный подход. Под CSEтехнологией будем понимать комплекс программных средств поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения включая анализ и формулировку требований проектирование генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества конфигурационное управление и управление... На основе распределения перечисленных компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют следующие модели архитектуры клиент сервер: модель доступа к удаленным данным; модель сервера управления... Аспекты информатизации образования 43 KB Компьютерные программы и обучающие системы представляющие собой: компьютерные учебники предназначенные для формирования новых знаний и навыков; диагностические или тестовые системы предназначенные для диагностирования оценивания и проверки знаний способностей и умений; тренажеры и имитационные программы представляющие тот или иной аспект реальности отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков; лабораторные комплексы в основе которых... Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства.

Благодаря реализации проектного подхода в 2020 г. Политическая нестабильность общества, невозможность сколько- нибудь определенного прогнозирования политической ситуации в будущем; 2. Низкая степень общественного согласия в стране, низкий уровень консолидации между государством и частным сектором; 3. Стремление предприятий частного сектора скрыть свои возможности объем реализации продукции, объем прибыли, дохода , чтобы избежать высоких налогов и уберечься от рэкета как частного, так и государственного ; 4. Отсутствие необходимой интеграции общественно-экономических процессов, вследствие чего оказывается невозможным вести полный учет их взаимосвязей и разрабатывать соответствующие модели планирования; 5.

Неопределенность в политике банкротств и санации предприятий; 6. Кризисные явления, вызванные пандемией covid-19, а также специальной военной операцией на Украине. Работа по формированию индикативных планов должна осуществляться «снизу-вверх», то есть от малых предприятий к крупным. Следует обратить особое внимание на планирование в федеральных округах и субъектах Федерации. Это ключевое звено в обеспечении сбалансированности индикативных планов в условиях децентрализации экономики.

С общенациональными окружными и региональными индикативными планами должны корреспондироваться федеральные целевые программы. Совершенствование системы честного бизнеса, то есть вывода предприятий их теневой экономики. Планирование в современных условиях должно иметь четко выраженную социальную направленность, то есть на повышение уровня жизни российских граждан. Для разрешения всех направлений совершенствования индикативной системы планирования в РФ необходимо выстраивание иерархии стратегических целей с широкой декомпозицией этой иерархии, позволяющей добиваться достижения стратегических целей федерального, регионального и муниципального уровней, а также стратегических целей развития отдельных отраслей экономики. В сложившейся на сегодняшний день социально — экономической ситуации система государственного планирования требует внесение изменений, а приоритетные направления развития экономики.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что в качестве одного из основных факторов роста отечественной экономики можно выделить повышение эффективности государственного управления за счет перехода от планирования ресурсов к планированию результатов. Результатами реализации эффективного государственного управления должны стать: 27 1. Целостность, скоординированность и взаимодополняемость деятельности субъектов стратегического планирования РФ, направленные на реализацию комплексного подхода к реализации экономического, социального и экологического развития России ; 2.

В этих условиях все большее значение приобретает общегосударственный план-прогноз, ибо проблемы производства все больше отходят в сферу крупных корпораций, но приобретают особую остроту проблемы распределения и перераспределения ВНП, структурные глобальные проблемы, проблемы законности и вопросы рационального землепользования. Впервые принципы индикативного планирования были раскрыты в 1944 г. Ландауэром в книге "Теория национального экономического планирования", где дается следующее определение государственного планирования: "Планирование основывается на сознательной координации деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Эта сознательная деятельность должна осуществляться какой-либо организацией общества. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов. Даже если план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем проявляется приоритет решений, принятых в общих интересах, а не решений отдельных агентов. Для достижения основной цели плана будущие производственные процессы должны быть выбраны и определены таким образом, чтобы обеспечивалось полное использование имеющихся ресурсов и исключались противоречивые требования.

Выполнение этих условий создает возможность поддержания устойчивых темпов роста". Индикативный план в литературе называют также план-прогнозом, поскольку индикативный план должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, чтобы объединения предприятий, крупные корпорации соизмеряли свои будущие действия с предполагаемым прогнозируемым наличием ресурсов. Однако ввиду того что реальный баланс иногда неосуществим из-за нехватки ресурсов, баланс допускается в индикативном плане, если предполагается, что есть большая вероятность изыскания ресурсов в будущем. Индикативный план имеет прогнозный характер еще и потому, что он юридически не является директивным документом законом для корпораций кроме казенных предприятий в отличие от планов самих корпораций. Само название плана "индикативный" имеет два различных толкования. Поскольку английское "indicate" означает "указывать", считается, что индикативный план в отличие от директивного плана выполняет указательные функции, то есть указывает, в каком направлении следует продвигаться, действовать всем экономическим агентам и стране в целом, иначе говоря, он носит рекомендательный, советующий характер. Довольно распространено в литературе второе толкование: план называется индикативным, так как в процессе его разработки формируется комплекс важнейших показателей - индикаторов, характеризующих развитие социально-экономической системы страны. В то же время любой план включает в себя комплекс важнейших показателей развития объекта - индикаторов, поэтому второе определение не раскрывает отличительную особенность индикативного плана от других видов плана. Основные признаки индикативного плана, отмеченные в 1944 г. Нужно, чтобы план стал результатом широкого общественного обсуждения и представлял собой документ, основанный на общественном согласии.

Поэтому к разработке плана должны привлекаться представители различных организаций, учреждений, комитетов, занимающихся отдельными аспектами и областями планирования производство, финансы, социальные вопросы, торговля и т. Кроме ученых-экономистов и производственников в разработке плана должны участвовать политологи, юристы, психологи, социологи, специалисты по экологии, военные. Пользуясь основными показателями долгосрочного прогноза, обмениваясь информацией, разработчики плана вырабатывают согласованное решение. Вся сумма планов, выработанная отдельными комитетами, соотносится с величинами агрегированных показателей, включенных в план центральным плановым органом. Процесс корректировки и устранения неувязок идет до тех пор, пока не будет выработана более или менее общая точка зрения на предстоящее экономическое развитие. Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления: vна макроэкономическом уровне - в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ; vна региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов; vна мезоэкономическом уровне - в виде разрабатываемых метакорпорациями межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов; vна микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц. Решениями, зависящими от государственных органов и включаемыми в индикативный план, являются следующие: планы казенных предприятий; государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности, включаемые в целевые федеральные или региональные программы; бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции; инвестиции иностранные на основе заключенных с другими странами межправительственных договоров; данные планов государственных внебюджетных фондов; данные по развитию социальной сферы. Если процесс разработки плана является достаточно открытым, и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану. Итак, индикативное планирование - это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: vналичие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами; vобеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.

Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса.

Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представите лей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. На саморегулирование как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства. Итак, по изученному материалу делаем вывод: индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо - и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.

Глава 2. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Примерами могут служить "Десятилетний план удвоения национального дохода" на 1961 - 1970 гг. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей индикаторов призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т. Конструктивная роль индикативных планов и проявляется именно в том, что, не сковывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, областях, состоянии рынка рабочей силы и т. Без них нельзя обосновать инвестиции, они в какой-то мере влияют на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок. Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями.

Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются соответствующие механизмы стимулирования. На данном этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы содержат наряду с собственным прогнозом систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, то есть выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно таких стран, как Япония, Франция. С опорой на государственный сектор оно способно придать ускорение развитию национальной экономики. Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой в рамках государственного стратегического планирования является правильное определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Как правило, стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы.

Формы и виды индикативного планирования в мировой практике

Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях. Государственное индикативное планирование в качестве метода управления экономикой представляет собой систему мероприятий по составлению прогнозов и планов, расчету макроэкономических показателей за конкретный временной период. Формы планирования и виды планов.

Индикативное планирование за рубежом: подходы и эволюция развития

Мелкие фирмы такие привилегии не получают. В России госзаказы выделяются ежегодно и финансируются преимущественно из федерального бюджета. Но ассигнования обозначаются, а выделяются не всегда и не полностью, что порождает цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. Один рубль, невыплаченный из федерального бюджета исполнителям госзаказа, автоматически вызывает 6—7 рублей неплатежей.

В последние десятилетия обозначилась тенденция сокращения или стабилизации государственного заказа на исследования и разработки в корпорациях. Заказов не хватает сегодня на всех предприятиях атомной промышленности. Указанная тенденция сокращения оборонного государственного заказа является отражением общей тенденции сокращения прямого государственного участия в финансировании, установления новой структуры приоритетов бюджетного финансирования.

Однако относительное снижение объема государственного финансирования оборонных, космических и энергетических исследований не означает ухода государства из инновационной сферы. Роль государственного заказа науке заключается в выборе и поддержке только крупных приоритетных разработок и не сводима к искусственному поддержанию слабых научных организаций. Постепенно на смену государственному заказу приходит косвенное государственное регулирование, заключающееся в создании благоприятных условий для предпринимательства в научно-технической сфере.

Усиливается партнерство государства и частного сектора в реализации государственных программ в области ведомственных исследований. На основе госзаказа заключаются контракты. США называют «контрактным государством», поскольку это страна с высоким качеством этих институтов.

Здесь функционирует федеральная контрактная система ФКС. Контрактная система — второй по значимости институт, регулирующий взаимодействие экономических субъектов, продукт современного НТП и возросшей роли государства в области экономического регулирования. Федеральные контракты применяются для выполнения заказов на главных направлениях НТП или создания систем вооружения.

Это инструменты долгосрочного планирования развития науки, техники промышленного производства. С контрактами связаны такие крупнейшие научно-технические и военно-технические программы в США, как «Паларис», «Апполон», «Шатл», Интернет-2, создание трансконтинентальных бомбардировщиков В-2 и «Стелс». В России также предполагается создать федеральную контрактную систему, основанную на рыночных началах, договорных отношениях.

Особое значение имеют долгосрочные контракты на осуществление научно-технических программ. Не менее важной проблемой является соблюдение контрактных правил.

Кроме того, в условиях интернационализации и глобализации рынков государствам приходится иметь дело с очень мощными субъектами, например многонациональными компаниями. Принцип обусловленности: нормативы можно подразделить на безусловные, действительные для всех случаев и субъектов данного типа, и обусловленные, определяемые выполнением субъектами определенных требований. Такими требованиями могут быть, например, превышение фондом оплаты труда уровня, определяемого установленным законодательством минимальным размером заработной платы более чем в некоторое число раз, что влечет взимание налога на прибыль с суммы превышения.

Государственные закупки представляют собой один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики, поскольку государство выступает крупнейшим заказчиком, покупателем на рынке продукции, работ и услуг. Для нормального функционирования государства и удовлетворения общественных потребностей за счет бюджета обеспечиваются закупки определенных товаров и услуг. Объемы и условия закупок должны планироваться. Решение задач планирования государственных закупок может осуществляться на основе сочетания макроэкономического прогнозирования, а также процедур поэтапного согласования крупных срочных контрактов по государственным программам. Процедуры согласования контрактов могут включать следующие этапы: определение диапазонов допустимых значений целевых индикаторов программ, для которых осуществляются закупки на основе предварительных тендеров, на которых поставщики дают свои предложения по поставкам с указанием их стоимости при различных объемах поставляемых товаров; проведение законодательными органами предварительного отбора финансируемых программ с конкретными объемами финансирования; определение по установленному объему финансирования конкретных параметров закупок - объемов, цен, сроков, поставщиков; предоставление участникам прошедших тендеров возможности улучшить характеристики предложений, не исключается и вступление в борьбу новых участников, способное повысить конкуренцию и облегчить закупки; окончательное определение условий и утверждение плана закупок и ассигнований законодательным органом.

После этого могут быть заключены контракты между уполномоченными государственными органами и поставщиками. Это означает, что предприятия должны каким-то образом поделить рынок между собой, не руководствуясь четким указанием, как это сделать. Когда представителям предприятий предлагаются такие показатели увеличения суммарных мощностей, которые ниже цифр, намеченных ими, то, конечно, чтобы остаться лояльными, они должны урезать планы своего роста. Однако в практике планирования случалось также, что некоторые из них, наоборот, пытались ускорить выполнение своих планов, надеясь первыми выйти на рынок, где согласно имеющейся у них информации ожидаются избыточное предложение и сильная конкуренция. Очевидно, что такое поведение приведет к весьма неустойчивому развитию и подорвет чувство лояльности и желание принять участие в процессе совместной адаптации с тем, чтобы согласовать свое поведение с наметками центрального плана.

Другой проблемой является олигополистический сговор. Основным средством согласования планов отдельных предприятий с планом центра являются переговоры, обмен информацией и участие в работе отдельных комиссий. Как известно, сговор в олигополистической унии - явление ординарное, обычное, но тесные контакты между корпорациями под руководством правительственных органов, несомненно, усиливают тягу к консолидации у корпораций с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от диктата государства. На этот предмет имеется немало спорных точек зрения, однако пока не разработана теория, которая объяснила бы, как объединить эти два желательных, но взаимно противоположных свойства системы. Третья проблема - определение побудительных мотивов представления различными компаниями необходимой информации в достоверной форме.

Когда все предприятия, вместе взятые, намереваются увеличить производство в большей мере, чем оговорено в центральном плане, центр пытается сократить плановые объемы предприятий более или менее пропорционально. Учитывая это, предприятия дают завышенные планы расширения производства, с тем чтобы в результате сокращения фирма получила желаемое. Отношение к представлению плановой информации стимулируется надеждой как-то повлиять на отношение к себе со стороны центра. Предприятие по тактическим соображениям может согласиться принять завышенный темп роста, надеясь за счет этого подкрепить свои претензии на кредит из источников, контролируемых центром госбюджет, внебюджетные фонды. Отрасль может также преуменьшить свои возможности в надежде убедить центр в том, что она нуждается в финансовой помощи как для улучшения производственной структуры, так и для решения социальных задач это относится в первую очередь к предприятиям государственной собственности.

Индикативное планирование может быть действенно в системе с частичным регулированием внешней торговли. В слишком открытой экономике, когда величина воздействия, оказываемая на экономику из-за рубежа, сравнима с воздействием внутри страны, результаты переговоров в комитетах, где отсутствуют центральные экспортеры и импортеры, могут оказаться очень далекими от поставленной цели. Индикативное планирование опирается на согласованность и гармонию интересов. Но если в стране возникают и долго держатся социальные и политические конфликты, экономические кризисы, приводящие к спаду производства и безработице, то доверие к планам и методам планирования падает. И последний немаловажный недостаток в том, что индикативный план плохо поддается контролю и корректировке.

Это объясняется глобальностью экономической системы, трудностями центра в реальном масштабе времени получать информацию от локальных органов управления, в особенности от предприятий частного сектора. Кроме того, в реальном масштабе времени очень сложно обработать собранную информацию, получить на основе заранее разработанной системы мультипликативных моделей скорректированный план и обеспечить необходимой информацией все локальные органы управления. Проблема усложняется тем обстоятельством, что крупные предприятия наукоемких отраслей частной собственности, как правило, скрывают важнейшую информацию о перспективах роста, считая ее своего рода ноу-хау. Глава 3. При этом проблема планирования социально-экономического развития России стала весьма актуальной в настоящее время.

Во-первых, за период реформ мы убедились: нельзя уповать на то, что рынок сам все расставит по местам. Страна уже потеряла очень многое, руководствуясь в 90-х годах рекомендациями псевдолибералов, отрицающих необходимость определенной степени государственного регулирования в условиях перехода к рынку. Что было и остается очевидным и претворяется в практику в других странах с рыночным хозяйством, для нас оказалось под запретом. Между тем без вмешательства государства в России невозможно решить такие жизненно важные экономические проблемы, как структурная перестройка народного хозяйства, насыщение инвестиционными ресурсами перерабатывающих отраслей промышленности, выравнивание уровня развития регионов. Во-вторых, мировой опыт доказывает, что планирование в том или ином варианте - обязательный инструмент выхода стран из социально-экономических кризисов.

Многими учеными и политиками неоднократно ставился вопрос о необходимости разработки стратегии развития России, способной задать нации ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу. В создавшихся условиях представляется необходимым учесть следующее: Общенациональная стратегия должна базироваться на индикативной методологии планирования, которая, в отличие от директивной, носит рекомендательный характер, но в то же время представляет собой систему показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экономического, внешнеэкономического характера, на которые должно выйти общество за определенный период времени. При этом необходимо предусматривать комплекс мер по линии государственных органов - нормативные, финансовые, налоговые, - которые задавали бы нужный вектор и темп экономической жизни. Начинается она с внутрифирменного планирования на уровне предприятий и организаций, независимо от формы собственности. За рубежом повсеместно - от крупнейших корпораций до небольшой компании - все вопросы внутрифирменного планирования решаются в рамках треугольника: бизнес - местная власть - профсоюзные организации.

На следующем муниципальном уровне к формированию планов подключаются предпринимательские союзы и объединения. Следует обратить особое внимание на планирование в федеральных округах и субъектах Федерации. Это ключевое звено в обеспечении сбалансированности индикативных планов в условиях децентрализации экономики. И обнадеживает наблюдаемое здесь продвижение. Индикативное планирование завершается созданием Общенациональной стратегии.

Ее вариантом могли бы стать 5-летние индикативные планы с условием их ежегодного анализа и корректировки. С общенациональными окружными и региональными индикативными планами должны корреспондироваться федеральные целевые программы. Представляется, что следовало бы прежде всего детально проанализировать ход выполнения уже принятых многочисленных программ, обратив внимание на их реалистичность, ресурсное обеспечение и приоритетность. Если говорить о приоритетности, то думается, например, что главенствующее положение в иерархии федеральных программ должна занимать долгосрочная программа инновационной модернизации отечественной промышленности, но никак не Энергетическая стратегия России, сориентированная на ускоренное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса. Известно, что начальный этап индикативного планирования - это прогноз.

Еще более удручающую картину выявили исследования ученых Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Следовательно, усилия по достижению высокого качества и реализма прогнозов и индикативных планов должны идти рука об руку с борьбой за чистоту, прозрачность и легальность российской экономики. Наконец, последнее, но далеко не по важности: планирование в современных условиях должно иметь четко выраженную социальную направленность. Говоря иными словами, квинтэссенцией индикативных планов должно быть не побитие мировых рекордов по выплавке стали или выпуску тракторов, а постоянное и ощутимое повышение качества жизни наших граждан. Очевидна необходимость продуманной долгосрочной стратегии решения наболевших социальных вопросов, начиная, естественно, с проблемы ликвидации бедности.

Заключение На основе выполненного анализа в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы: 1 Значение планирования в современном хозяйстве обусловлено необходимостью достижения оптимальных результатов воспроизводственного процесса и макроэкономической сбалансированности. Система индикативных планов объединяет макро-, региональный и микро - уровни. Актуальность применения индикативного планирования в условиях экономики рыночного типа связана с его особенностями, позволяющими сочетать государственное регулирование и рыночное саморегулирование. Индикативное планирование в государственном регулировании экономики занимает особое место, о чем свидетельствует опыт индустриально развитых стран Франции, Италии, США, Японии.

Объективно требовалась ее замена более современными формами планового управления, обеспечивающими сочетание целенаправленности развития воспроизводственного процесса с широкой самостоятельностью отраслей, предприятий, регионов.

Но в силу ряда причин создать такую новую систему планового управления не удалось. Те попытки реформирования плановой системы, которые предпринимались в 60-х годах и последующие годы, не дали результатов, а лишь обострили объективно существовавшие противоречия между интересами отдельных предприятий и интересами общества в целом. В результате реально была утрачена централизованная управляемость советской экономики. Планово-директивная форма управления постепенно выродилась в совокупность бюрократических процедур, сохранявших лишь видимость централизованного управления. На деле она утратила способность обеспечить динамичное развитие экономики, учитывать многообразие индивидуальных и коллективных потребностей общества, поддерживать необходимую пропорциональность воспроизводственного процесса.

Консервация изживших себя планово-директивных форм управления в сочетании с рядом других стратегических ошибок советского руководства в конечном счете привела к распаду СССР и его социально-экономической системы. Что такое рыночная экономика Разрушение социально-экономической системы Советского Союза проходило под флагом перехода к рыночной экономике. Для определенного круга лиц это было лишь идеологическим прикрытием, преследующим конкретные политические цели. Однако для большинства этот лозунг казался разумным и привлекательным и не утратил своей привлекательности по сей день. Попробуем разобраться, что же такое рыночная экономика и может ли она в перспективе решить проблемы, стоящие перед нашей страной.

Обмен существовал и будет существовать в любом обществе, где есть разделение труда. Рынок, или рыночная форма обмена — это лишь одна из форм обмена, которая имеет определенные свойства. При рыночной форме обмена производитель, предлагающий свой товар для обмена, не знает заранее, соответствует ли он существующему спросу, и узнает об этом лишь в процессе обмена. Равновесие между спросом и предложением при рыночной форме обмена устанавливается с помощью цен через их направленное отклонение от общественно необходимых затрат. В силу этого рыночная форма обмена оказывает регулирующее воздействие на производство.

Рыночная экономика — это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса. И в советской экономике существовал рынок. Однако в системе обмена он занимал ограниченный сектор и не влиял на процесс воспроизводства в целом. Поэтому вряд ли кто-то рискнет назвать советскую экономику рыночной. Товарно-денежные отношения, товарный характер производства, такие категории, как стоимость, деньги, цена и т.

Если согласиться с таким содержанием указанных понятий, то многое становится на место. Действительно, в первой половине ХХ в. Однако в современной высокоразвитой экономике, базирующейся на крупной машинной индустрии, все менее эффективно для производителей работать на неизвестного потребителя без гарантии получить за свою продукцию определенную цену. Поэтому рыночная форма обмена стала все более уступать место заранее согласованной на перспективу контрактной форме, при которой производитель и потребитель заблаговременно и надежно договариваются о масштабах и условиях поставки продукции, а также об уровне цены. Этому способствовало усиление государственного регулирования экономики, развитие государственного программирования и государственных заказов.

Поэтому сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации. В то же время в условиях кризиса советской планово-директивной системы управления, вместе с другим залежалым товаром, не пользующимся спросом на западном рынке, нам была подброшена в качестве панацеи идея перехода к примитивной рыночной экономике. Самое удивительное, что не только обыватель, ослепленный витринным изобилием заграничных магазинов, но и многие отечественные ученые-экономисты клюнули на эту удочку. Как известно, попытка исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в.

Все социально-экономические процессы идут у нас задом наперед, как в плохом кинотеатре, когда подвыпивший киномеханик пустит пленку в обратную сторону. Стали быстро разрушаться производительные силы, дробиться крупные предприятия, началась обвальная деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб нанесен по высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства.

Отсюда начавшееся вымирание российского населения, устойчивое превышение смертности над рождаемостью. Скорейшему вымиранию страны активно содействует происходящее резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождающееся абсолютным обнищанием большинства населения. По сравнению с 1990 г. Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Резко усилилась неоднородность экономического ландшафта.

Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Разрушена не только система хозяйственных связей России с другими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей. В последнее время в экономике РФ появились признаки стабилизации, а промышленное производство начало увеличиваться. Однако даже правительственные эксперты вынуждены признать, что эта ситуация вызвана в основном благоприятной конъюнктурой мирового рынка. В целом все острейшие экономические и социальные проблемы страны остаются нерешенными.

Сегодня в российском обществе уже созрело понимание, что происходит что-то не то. Однако вера в рыночный фетиш еще сохраняется. Квазирыночная современная российская экономика не поддается трансформированию в экономику, аналогичную развитым странам Запада, прежде всего потому, что она возникла не естественно-историческим путем, как в других странах, а путем насильственного разрушения принципиально более совершенной социально-экономической системы. В отличие от Китая, который сумел найти формы и методы хозяйствования, адекватные уровню своих производительных сил и конкретным особенностям и условиям своего развития, мы не попытались понять действительные дефекты нашей прежней хозяйственной системы и, устранив их, двигаться вперед. Вместо этого мы захотели воспользоваться чужими готовыми рецептами, которые отбросили нас далеко назад.

Как известно, первые паровозы и первые автомобили двигались медленнее лошади, часто ломались и даже взрывались. Но человеческий гений сумел преодолеть дефекты ранних конструкций и создать современную высокоразвитую технику. Мы же после первых неудач управляемого развития поспешили отказаться от него, пересев на клячу квазирыночной экономики, и надеемся догнать на ней цивилизованный мир. Только полный отказ от курса не оправдавших себя реформ и поворот политики на создание качественно новой системы хозяйственных отношений может обеспечить возрождение страны, ее дальнейший экономический, социальный и духовный прогресс. Если говорить об управленческом аспекте проблемы, то речь должна идти о радикальном повышении экономической роли государства с целью восстановления управляемости воспроизводственного процесса.

Это отнюдь не означает возврата к прежней исчерпавшей себя планово-директивной системе управления. Будущая система управления экономикой должна радикально отличаться не только от нынешней, но той ее конкретной формы, которая существовала раньше в СССР. Сущность и основные черты планово-договорной системы управления В самом общем виде новая система управления может быть охарактеризована как планово-договорная, или планово-контрактная система. Она предполагает достаточно высокий уровень индустриального развития страны, господствующее положение в ее экономике крупных предприятий. Прежде всего она может сформироваться в странах с высокой степенью самодостаточности экономики.

Суть планово-договорной системы в том, что при ней целенаправленное управление процессом воспроизводства в соответствии со стратегическими целями и конечными потребностями общества органически соединяется с развитием прямых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, которые строятся на базе общей стратегии, но вместе с тем наполняют ее конкретным содержанием с учетом своих локальных интересов. От ранее существовавшей планово-директивной практики планово-договорная система отличается прежде всего объектом управления. Если при планово-директивном управлении объектом управления являлась производственно-хозяйственная деятельность предприятий и, следовательно, централизованно регламентировались конкретные внутриотраслевые, внутрирегиональные и внутрипроизводственные пропорции, то при планово-договорной форме объектом централизованного управления остаются только общеэкономические, межотраслевые и межрегиональные пропорции воспроизводственного процесса. Что касается частных — внутриотраслевых, внутрирегиональных и внутрипроизводственных пропорций, то они формируются непосредственно хозяйствующими субъектами, их отраслевыми и региональными ассоциациями путем заключения прямых хозяйственных договоров между ними. Меняется и субъект управления.

В условиях планово-директивной системы основным субъектом управления являлись государство и прежде всего его верхние эшелоны. Остальные звенья хозяйственной системы, включая предприятия, выполняли лишь функцию поставщиков информации для принятия решений и исполнения централизованно установленных заданий государственного плана. При планово-договорной системе субъектами управления считаются все звенья хозяйственной системы, включая предприятия. Все они участвуют в принятии решений в соответствии со своим уровнем компетенции. Равноправие различных уровней хозяйственной системы обеспечивается принципом приоритета договора над планом.

Это значит, что при наличии взаимного согласия заинтересованных хозяйствующих субъектов их решение является окончательным, даже если оно расходится с централизованно разработанными показателями. Вместе с тем в отличие от индикативного планирования при отсутствии согласия между заинтересованными хозяйствующими субъектами решения, установленные плановыми индикаторами, становятся обязательными для исполнения. Такая полудирективная система означает реальную демократизацию хозяйственных отношений в процессе управления и позволяет обеспечить целенаправленное развитие экономики при широком учете интересов всех хозяйствующих субъектов. В условиях планово-договорного управления коренным образом меняется система ответственности. При планово-директивном управлении господствующее положение занимала вертикальная ответственность хозяйствующего субъекта перед вышестоящей инстанцией за выполнение спущенного сверху директивного плана.

При планово-договорной основной становится горизонтальная ответственность, то есть ответственность производителя перед потребителем за полное удовлетворение его потребностей в соответствии с заключенным договором. Планово-договорная система управления требует качественной трансформации структуры отношений собственности. При безусловном многообразии форм собственности общенародной, коллективной, частной, индивидуальной и их полном юридическом равноправии доминирующее положение должна занимать общенародная собственность. В ней должны находиться основные природные богатства страны, крупные и средние предприятия всех общественно значимых секторов экономики. Однако при этом общенародная собственность должна принципиально отличаться от той ее государственной формы, которая существовала в советское время.

Суть этого отличия в том, что если в СССР общественная собственность предполагала сосредоточение в руках государства всех основных функций — владения, распоряжения и пользования, то в будущей общенародной собственности эти функции должны быть рассредоточены по различным субъектам собственности. Верховным собственником, то есть владельцем общенародного достояния, является все общество. Распоряжаться, то есть принимать стратегические решения по поводу общенародного достояния, общество уполномочивает сформированное им государство. Следовательно, государство является не собственником, а лишь управляющим менеджером. Непосредственным пользователем определенных частей народного достояния предприятиями становятся трудовые коллективы.

Между государством и предприятиями складываются отношения арендного типа. Это значит, что государство передает трудовым коллективам предприятий общенародные средства производства в пользование на определенных условиях. В рамках этих условий предприятия обладают широкой хозяйственной самостоятельностью. Их трудовые коллективы становятся собственниками созданного хозрасчетного дохода, то есть валового дохода за вычетом стоимости потребленных материальных ресурсов и налогов государству. При этом качественно меняется экономическое содержание налогов.

Если сейчас, как и в советское время, базой налогообложения являются результаты производства объем добавленной стоимости, прибыль, и т. Весь хозрасчетный доход трудовой коллектив распределяет по своему усмотрению на оплату труда, материальное поощрение , социальные и производственные нужды. Государство не вмешивается в распределение хозрасчетного дохода и не может никоим образом его регламентировать. Такой механизм создает экономическую заинтересованность предприятий в максимально эффективном использовании производственных ресурсов. Рассмотрим содержание управления отдельными аспектами воспроизводственного процесса в условиях планово-договорной системы.

Управление производством и распределением продукции. Государство исходя из поставленных конечных целей социально-экономического развития определяет потребность в производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции по 250-300 укрупненным позициям и на этой основе формирует индикаторы межотраслевых и межрегиональных поставок этой продукции. Данные индикаторы доводятся до отраслевых ассоциаций, регионов и крупных предприятий в качестве рекомендательных ориентиров. На основе этих индикаторов производители и потребители продукции заключают между собой хозяйственные договоры, уточняющие и корректирующие соответствующие показатели. При взаимном согласии поставщика и потребителя эти показатели могут быть скорректированы по общей величине в любую сторону.

Однако в случае отсутствия такого согласия разработанные индикаторы становятся обязательными как для поставщика, так и для потребителя. Управление инвестициями. Государство осуществляет межотраслевое и межрегиональное распределение инвестиционных ресурсов, формируемых за счет средств государственного бюджета. Средства амортизационного фонда остаются в полном распоряжении предприятий. Однако они могут использоваться исключительно на цели прямого инвестирования в основной капитал.

Свободные остатки амортизационных средств аккумулируются в банках на специальных счетах и могут использоваться банками также исключительно на прямое инвестирование в основной капитал. Если предприятию не хватает этих источников на осуществление достаточно эффективных инвестиционных проектов , оно имеет право на получение кредита в банке или может использовать на инвестиционные нужды часть своего хозрасчетного дохода. Ценовое регулирование. Государство устанавливает прейскурантные цены на основные виды продукции и услуг. Эти цены используются для учета и планирования производства и калькулирования затрат.

Однако при этом предприятиям предоставляется право при заключении хозяйственных договоров устанавливать надбавки или скидки к прейскурантной цене в определенных пределах. Эти надбавки не включаются в себестоимость продукции предприятия-потребителя, а выплачиваются из его хозрасчетного дохода. Таким образом достигается сочетание целенаправленной ценовой политики с гибким товарно-денежным механизмом. Финансовое регулирование. Государство аккумулирует часть национального дохода в своих руках главным образом в форме платежей за ресурсы.

Эти средства используются государством для финансирования социальной сферы, государственных инвестиционных программ, оборонных и других общегосударственных нужд. Через ставки налогообложения ресурсов государство регулирует уровень хозрасчетного дохода предприятий. Вместе с тем оно не вмешивается в распределение хозрасчетного дохода и, в частности, в организацию системы заработной платы, что является компетенцией трудовых коллективов. Внешнеэкономическое регулирование. Государство формирует в составе индикаторов межотраслевых и межрегиональных поставок квоты на экспорт и импорт важнейших видов продукции.

Эти квоты могут корректироваться предприятиями в том случае, если такие коррективы не ущемляют интересы контрагентов — других потребителей продукции и поставщиков ресурсов. Валютное регулирование. Вводится государственная валютная монополия, полное исключение обращения иностранной валюты на внутреннем рынке. Кроме того, предоставляются дополнительные валютные средства за сверхплановую экспортную выручку. Устанавливается твердый валютный курс на уровне паритетов покупательной способности отечественной и иностранной валюты.

Инновационное регулирование. По наиболее важным направлениям научно-технического прогресса разрабатываются государственные научно-технические программы, финансируемые из государственного бюджета. По другим инновационным направлениям государство избегает прямого вмешательства, ограничиваясь лишь косвенным стимулированием повышения эффективности производства через налогообложение ресурсов. Управление региональными пропорциями. Помимо формирования индикаторов межрегиональных поставок важнейших видов продукции государство осуществляет целенаправленные межрегиональные перераспределения национального дохода, призванные обеспечить постепенное сближение уровней экономического развития регионов и выравнивание уровня жизни населения.

Такое перераспределение происходит через бюджетную систему путем нормативного установления для каждого субъекта федерации размера доходных поступлений в консолидированный бюджет в зависимости от ресурсного потенциала того или иного региона. Кроме того, нормативно рассчитываются размеры расходов регионального бюджета. Разница между этими величинами определяет сальдо взаимоотношений между федеральными и региональными бюджетами. Планово-договорная система предполагает коренное совершенствование методологии планового управления на народнохозяйственном уровне. В отличие от советского планирования необходимы принципиальное усиление целостного народнохозяйственного подхода к формированию перспективных показателей и пропорций, полный учет объективного единства воспроизводственного процесса.

Развитие отдельных отраслей, производств, регионов рассматривается как часть общего стратегического замысла будущего развития экономики страны. При этом усиливается целевая ориентация. Развитие отдельных секторов экономики подчиняется общим целям социально-экономического развития, задачам наиболее полного удовлетворения конечных потребностей общества. Важнейшей особенностью методологии планово-договорной системы управления является более полный учет потребностей общества и прежде всего его конечных потребностей. Рост производства рассматривается не как самоцель, а как средство наиболее полного удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей, иными словами, как средство решения конкретных социально-экономических проблем.

Инструментом реализации этих главных направлений совершенствования методологии планового управления является широкое использование современных экономико-математических методов и моделей, в том числе народнохозяйственных межотраслевых моделей. Они отражают процесс общественного воспроизводства в разрезе конкретных отраслей и позволяют учесть взаимодействие отраслевых и общеэкономических факторов, зависимость структуры производства от структуры конечных потребностей общества, влияние научно-технического прогресса на динамику и структуру экономики. Планово-договорная система управления — не изобретенная социальная конструкция, а объективно необходимый результат исторического развития цивилизации. Вместе с тем для ее реального становления требуются политические, экономические и другие предпосылки. К политическим предпосылкам прежде всего относится создание сильного демократического государства, защищающего интересы всего общества, а не его отдельных слоев.

Сейчас в этом отношении предпринимаются некоторые шаги, однако они наталкиваются на огромные препятствия, связанные со сложившейся системой производственных отношений. Основной экономической предпосылкой является формирование мощного общественного сектора. Пока в этом направлении не делается ничего, хотя уже сегодня назрела необходимость национализации так называемых естественных монополий. Это могло бы послужить хорошим началом дальнейших социально-экономических преобразований. Мы считаем, что главной причиной низкой эффективности планового управления и вместе с тем основным источником большей части недостатков нашей экономики является директивный характер централизованного планирования.

Именно обязательная внеэкономическая необходимость выполнения заданий по выпуску продукции, получаемых предприятием от вышестоящих органов, непосредственно ответственна за преобладание экстенсивных путей развития, неудовлетворительные темпы научно-технического прогресса, формирование неэффективных хозяйственных структур и других негативных экономических и социальных явлений. Характерной чертой директивного централизованного планирования является с точностью до несущественных деталей взаимодействие хозяйственных субъектов трех типов: органа, дающего задание и контролирующего его выполнение, предприятия работника, отрасли, народного хозяйства в целом -исполнителя и предприятия лица, коллектива -потребителя результатов. Так как орган, дающий задание, в подавляющем большинстве случаев не является и не может являться потребителем продукции, то он вынужден судить о ее количестве и качестве по косвенным признакам. Косвенные признаки — это неизбежно значения тех или иных наборов показателей. Система показателей при директивной форме планирования с необходимостью превращается в центральный момент всего механизма планирования и оперативного управления народным хозяйством.

И с этой точки зрения ситуацию, при которой в центре планового механизма оказывается утверждение системы обязательных экономических нормативов типа доли прибыли, отчисленной в бюджет , неестественно считать элементом директивного планирования и мы этого делать не будем. Экономический норматив не предписывает предприятиям какой бы то ни было определенной программы производственной деятельности, он лишь может если выбран разумно стимулировать выпуск той или иной продукции, эффективную организацию работы и т. Выделим основные направления, по которым попытка управлять развитием большой экономической системы на основе набора показателей неизбежно трансформирует всю хозяйственную жизнь. Принципиальное значение для понимания возникающих при этом коллизий имеет существенная агрегированность показателей, в которых экономический центр не только планирует определенный ход развития производства, но и, желая выполнения плана, так или иначе пытается контролировать процесс его реализации. Попробуем оценить, сколько нужно показателей, чтобы адекватным образом отразить реальную народно-хозяйственную ситуацию.

Согласно явно неполному классификатору в нашей стране производится приблизительно 25 млн. К каждому из 25 млн. В результате получатся миллиарды параметров. Очевидно, что центр не может оперировать таким информационным массивом. Для того чтобы осуществлять повседневное управление, набор показателей должен быть обозримым, проще говоря, достаточно небольшим.

Если учесть, что следить нужно не только за значениями отдельных показателей, но и за возникающими их сочетаниями, то не будет преуменьшением оценить информационные возможности центра в 10 тыс. Вместе с тем ясно, что при таком огромном разнообразии реальных ситуаций и столь относительно ничтожном количестве наблюдаемых «наверху» параметров многие разные ситуации отобразятся в одинаковый набор значений показателей, то есть не будут различаться «верхом». Интуиция в этом случае не обманывает. Более того, опираясь на некоторые известные математические теоремы и сделав самые естественные предположения о свойствах отображения векторов параметров, описывающих ситуацию «внизу», в векторы показателей, рассматриваемых «наверху», можно доказать, что «склеивание» разных реальных состояний в одно наблюдение неизбежно будет происходить даже если вектор «верха» будет всего на единицу короче вектора «низа». Следовательно, неоднозначность отображения никак не связана с конкретным способом агрегирования экономической информации, с конкретным набором показателей или способом обработки их значений.

Поскольку для целей хозяйственного управления агрегирование необходимо, то оно обязательно сопровождается подобного рода неоднозначностью. При любой системе показателей любому директивному заданию, выданному верхним уровнем управления, соответствуют огромные области «безразличия», состоящие из неразличимых «верхом» состояний. Конкретное состояние из данной области выбирается исключительно в соответствии с экономическими интересами объектов низшего уровня. С этих позиций нет, в частности, никакой разницы между стоимостными или натуральными показателями, поскольку когда мы говорим о производстве миллионов тонн стали в народном хозяйстве, то подразумевается такое разнообразие ее марок, что измеритель — «тонна» неизбежно превращается в некоторый условный агрегат.

Виды планов.

Что нужно знать экономисту? Отличия знаете этих видов планов? Вот они: Это все виды планов по характеру плановой деятельности 1. Индикативные планы, соответственно вид планирования — индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ. Любой субъект хозяйствования ставит перед собой самые смелые планы, прогнозы и целевые программы развития.

Развитие может быть экономическим и социальным.

Национальная экономика (стр. 14 )

🗊Презентация Индикативное и директивное планирование Ядро индикативного планирования – комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ Различия директивного и индикативного планирования. Список использованных источников и литературы.
3.Индикативное и директивное планирование Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число заданий обязательного плана. Он является практическим инстру-ментом развития экономики на краткий и среднесрочный период.
В системе государственного регулирования экономики Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено.
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование в контексте менеджмента 1. Понятие индикативного планирования. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.

Индикативное планирование и прогнозирование национальной экономики

Сравнительная характеристика директивного и индикативного планирования. Директивное и индикативное планирование. ИнтернетСравнительный анализ директивного и индикативного планирования. Система государственных закупок на основе контрактов является переходом от директивного к индикативному планированию (принятие управленческих решений на основе рыночных отношений). Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий