Темы выступлений по функциональной грамотности

Как применять задания по функциональной грамотности в учебном процессе? • Задания могут быть использованы как с формирующей, так и с диагностической целью. Важно правильно организовать учебный процесс. Какие виды или компоненты функциональной грамотности бывают и как их измеряют. Поскольку с самого начала концепция функциональной грамотности была довольно размытой, способов её оценки долго не существовало.

Все говорят о функциональной грамотности: что это за зверь и как его приручить

Слайд 2 Необходимость новых решений в меняющемся мире 1. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Беспрецедентны инновации в науке и технике, особенно в биотехнологии поднимают фундаментальные вопросы о том, что значит быть человеком. Взаимозависимость на местном, национальном, региональном уровнях создала глобальные производственно-сбытовые цепочки и объединённую экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возник вопрос о кибербезопасности и защите конфиденциальности.

По мере того, как население планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее социальное и культурное разнообразие меняют страны и сообщества. В мире повсеместно увеличивается неравенство в уровне жизни. Возрастает угроза войны и терорризма. Новый словарь методических терминов и понятий теория и практика обучения языкам Слайд 5 Функционально грамотный человек — Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Педагогика здравого смысла» Источник: Слайд 6 Функциональная грамотность — 1. Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма 2. Направлена на решение бытовых проблем 3.

Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации 4. Связана с решением стандартных, стереотипных задач 5. Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения. Новый словарь методических терминов и понятий теория и практика обучения языкам Слайд 7 Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Слайд 8 1. Осмыслить и оценить -содержание текста -форму текста Слайд 9 осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов информационного и прикладного характера, литературные тексты ; уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. Навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: Слайд 10 Отрывок из рассказа М. Шукшина «Чудик» В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились.

Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде.

Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т. Приемы мотивации и постановки темы урока: Удивляй! Приём «Я возьму тебя с собой» Кроссворды и ребусы Приемы «Удивляй! Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит: - А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки прием «Яркое пятно». Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся. Приём «Я возьму тебя с собой» Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы. Различные ребусы по предметам. Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо.

Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Учительские университеты

Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – КОМПЕТЕНЦИИ, готовность и способность ДЕЙСТВОВАТЬ с опорой на уже полученные знания по РАЗНЫМ предметам и жизненный опыт. Функциональная грамотность современного школьника: Ф79 сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. Настоящий сборник составлен по материалам выступлений учителей начальных классов на школьном методическом объединении по теме: «Формирование разных видов функциональной грамотности», состоявшегося 1 декабря 2022 г. в городе. Включение в план методической работы образовательной организации серии семинаров-практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллективапо формированию функциональной грамотности. В целях реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников, для работы по самообразованию учителей. Иными словами, функциональная грамотность – это не просто новое направление, а важнейшая тенденция развития образования в России и мире, которую уже сейчас должны учитывать все современные учителя-профессионалы.

Список публикаций по ключевому слову: «функциональная грамотность»

Элементарная ональная грамотность как показатель качества образования. Виды ФГ.С чего начать формирование ФГ? Формирование и оценка функциональной грамотности школьников. Подробнее о проекте. Зачем реализуется? Методические рекомендации для учителей начальных классов «формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности. Функциональная грамотность современного школьника: Ф79 сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом

Рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности, ее место и роль во внеучебной деятельности. В статье описаны практические примеры работы с интерактивными формами и методами, а также предлагаются конкретные задания и упражнения, которые могут быть использованы педагогами и преподавателями во внеурочной деятельности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Во ФГОС прописано: изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход; характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход; доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся; характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам личностные, предметные, метапредметные. В общем Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным. Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности учащихся : содержание образования национальные стандарты, учебные программы ; формы и методы обучения; система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся: программы внешкольного, дополнительного образования; модель управления школой общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана ; наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей 4. Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели: Индикаторы функциональной грамотности.

Именно над этим умением она скрупулезно работает со своими учениками: следит за количеством слов, которое ребенок читает в минуту, за правильностью прочтения, интонацией. Также она проводит опросы по содержанию текста — причем об информации, которая дана не только в прямой, но и в косвенной форме. Но функциональная грамотность развивается и на других уроках. Как именно проходят занятия? Это работа в команде, реализация 4К, о которых мы уже говорили. В каждой группе есть генератор идей, другие дети предлагают свои варианты, распределяются роли. Например, если мы говорим о разборе слова, то каждая группа пишет транскрипцию, называет орфограммы, изучает слово в толковом словаре и словаре синонимов.

Также им предлагается проиллюстрировать это слово. Групповая работа — часто на уроках ИЗО изготовление пальчиковых кукол или декораций к спектаклю и технологии изготовление бумажных цепей к Новому году. А инструкцию по изготовлению цепей писали на уроках русского языка. За правильные ответы ребята получают деревянные фишки, которые в конце урока подсчитываются. Подытожила выступления учителей-словесников Ольга Гвиджилия, учитель высшей категории, лауреат Государственной премии РФ в области образования, «Отличник Просвещения», автор учебно-методических пособий. Она рассказала о том, как выглядит работа с заданиями по функциональной грамотности с точки зрения психологии, проиллюстрировав свою речь примерами из карточек Яндекс. Она отметила, что читательская грамотность — это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи информации в реальном общении.

При этом чтение — это сложнейший когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается даже от тех, кто приходил к учителям 10 лет назад. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате — потеря интереса к процессу познания. Что же с этим делать? Прежде всего, формировать у ребенка интерес к чтению, который будет подразумевать внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом — то есть задавать правильные вопросы, активность воображения, умение «читать между строк».

Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. Почему «функциональная грамотность» и исследования PISA? Международные исследования PISA оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования.

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Programme for International Student Assessment — это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Мониторинг проводится с 2000 года. С периодичностью раз в три года. Последний мониторинг прошел в 2018 году. В разные годы в нем принимали участие более 60 стран мира. Итак, целью мониторинга PISA является оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это и называется «функциональной грамотностью». Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.

Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам. Новый цикл исследования PISA пройдет в 2021 году, основное внимание в нем будет уделено математической грамотности, а в качестве дополнительного направления впервые будет исследоваться креативность мышления учащихся. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др. В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Чтение — это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта Л. Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения сканирования и аналитического чтения выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц.

Функциональная грамотность — почему без неё не выжить в XXI веке

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся как важнейшее условие повышения качества образования». Цель: Обобщение педагогического опыта учителей школы по формированию навыков функциональной грамотности. учитель начальных классов МКОУСОШ №1. Выступление на семинаре. Доклад и презентация. Тема: «Современные приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения». Элементарная ональная грамотность как показатель качества образования. Виды ФГ.С чего начать формирование ФГ? Функциональная грамотность в сфере образования становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: в Министерстве просвещения, в Совете по науке и образованию, в образовательных организациях. Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности обучающихся. Потенциал предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности младшего школьника. Присутствовало 33 человека из 33 Место проведения: кабинет №23. ТЕМА: «Организация работы на уроке по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках обновленных ФГОС».

Доклад «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы. Заместитель директора ФИПИ Ольга Котова об изменениях в экзаменах Как начать формирование функциональной грамотности школьников на уроках? Самый беспроигрышный вариант — включать соответствующие задания в ваши уроки. Это можно сделать так: в начале любого урока как работы-пятиминутки или небольшие проверочные или в конце урока, если осталось время; дополнить подходящими к теме заданиями для актуализации, повторения или закрепления материала; использовать в начале урока как задание-прогнозирование новой темы. Где брать задания на формирование функциональной грамотности школьников? Разрабатывать задания с нуля не придется, существуют авторитетные ресурсы с готовыми заданиями на формирование функциональной грамотности школьников. Бесплатные ресурсы, не требующие регистрации Банк заданий Института стратегии развития образования РАН — задания по различным видам функциональной грамотности в PDF-формате с комментариями для преподавателя. Открытые задания PISA на сайте Федерального института оценки качества образования — здесь есть ссылки на реальные задания тестирования для решения в онлайн-формате, поэтому их можно вывести на проектор или интерактивную доску.

Ресурсы, требующие регистрации Банк заданий для оценки функциональной грамотности от РЭШ — здесь представлены готовые варианты тестирований по функциональной грамотности для учеников 8-9 классов; ресурс бесплатный. Банк заданий издательства «Просвещение» — платформа с качественными и красочными заданиями, к каждому из них есть методическая карточка для учителя; ресурс платный, но есть тестовый период.

Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

Сопоставьте описание степи в повести Н. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А. Куинджи «Степь Нива ». Функциональная грамотность на уроках русского языка.

В 7 классе мы пишем сочинение «Известный телеведущий». После написания сочинения дети читают свои тексты, а одноклассники должны угадать о ком идет речь. В таком виде деятельности развивается креативность мышления каждого обучающегося. Выполняя на уроке русского языка орфографическую минутку встречается слово «сгущенка». СЛ 16 — Какую букву напишем после шипящей?

По правилам русского языка у сущ. Но существительное сгущенка образовано от глагольной формы сгустить. Поэтому «сгущённый» будем писать через «ё». Причастие, как глагольная форма, правильно пишется с буквой «ё» после шипящего. В суффиксах слов, образованных от глаголов, после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» пишется буква «ё».

Эта тема привела нас к этикеткам, которые встречаются на продукции в магазинах. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров. А сгущённое молоко, которое сделано по ГОСТу имеет в составе только молоко и сахар. Так на простом примере обучающиеся понимают, что в повседневной жизни нужно читать то, что написано на этикетках. Работа с текстом.

СЛ 18 В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается на примере работы с текстом: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: 1. По ходу чтения предлагается подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?

Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю. Подробно изложи текст публицистического стиля. Сравним два задания: СЛ 19 Традиционное задание.

С чего? Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Рассмотрим один из простых, но важных приёмов, которые помогают развивать креативность мышления. Это : 2.

СЛ 6 «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ чаще это «да» или «нет» , а «толстый» проблемный требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Если речь идёт о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать? Озвучу различные виды вопросов, которые я задаю после прочтения текста: СЛ. Простой Говорят ли родители с сыном? Уточняющий Как конкретно они разговаривают? Объясняющий Почему именно такой тон в разговоре? Творческий Как вы понимаете слово «бережно»?

Оценочный Почему И. На уроках родной литературы я задаю как часть домашнего задания: «Составьте 5-7 вопросов к прочитанному тексту». Вопросы при разборе романа И. Тургенева «Отцы и дети» — Как Базаров относится к родителям? В данных заданиях развивается умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее по-своему. Обратимся к приему «Работа с цитатой» СЛ 8 Предлагаем обучающимся сначала прочитать цитату известного английского писателя Бернарда Шоу, а затем просим задать к ней вопросы. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи».

После прочтения цитаты, какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности. Затем начинаем вместе составлять вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание. Такое задание подразумевает самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Развитие читательской грамотности на уроках литературы. Приведу пример развития «креативного мышления» на уроке литературы в 5 классе Изучая стихотворение «Н. Некрасова «Крестьянские дети», СЛ 9 мы проводим игру «Ассоциации».

Обучающиеся подбирают ассоциации к слову «детство». Дети с интересом выполняют это задание, записывая ассоциации в виде кластера в тетрадь, а затем озвучивают. Игра вызывает интерес даже тех обучающихся, которые не проявляют активности на уроке. Игру «Ассоциации» можно проводить, изучая различные темы, так как она развивает творческий потенциал, мышление. Завершая работу над рассказом Л.

Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся: - компетентность разрешения проблем;.

Функциональная грамотность — почему без неё не выжить в XXI веке

Как они характеризуют героиню поэмы? Можно ли назвать княгиню Трубецкую трагической героиней, которая преодолевает все препятствия? Подберите синоним к слову «нищенский». Нищий, убогий, мизерный. Составить кластер, подобрав прилагательные, характеризующие героинь поэмы Н. Некрасова «Русские женщины». Подготовить историческую справку о событиях восстания 14 декабря 1825 года.

Подготовить презентацию «Княгиня Волконская и княгиня Трубецкая». Что объединяет женщин? Расскажите о сайтах в Интернете, посвященных истории движения декабристов, восстанию и следствию по их делу. Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за его рамки. А это отвечает требованиям развития функциональной грамотности. Задание на умения осмыслить и оценить содержание и форму текста.

СЛ 14 тип-описание, повествование и рассуждение, стиль жанр. Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания …Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.

Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою.

Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; - информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; - деятельностная грамотность - это проявление организационных умений регулятивные УУД и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания , выявляющие функциональную грамотность. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку. Сначала важно было определить уровень сформированности функциональной грамотности четвероклассников. Для диагностики сформированности функциональной грамотности мной были использованы тестовые материалы, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация; - Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня: Репродуктивный уровень — действие по образцу, ориентация на внешние характеристики. Рефлексивный уровень — действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия Функциональный уровень — компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия Первый уровень — репродуктивный 1 Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

Ученик — учение. Приём «Хорошо - плохо». Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег. Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Кроме этого формируются: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Приемы активизации мыслительной деятельности. Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например: Кто быстрее летает- собака или мышь? Что растет на осине — шишки или орехи? Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи? Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"? Столица России — Рязань или Лондон? Приём «Да - нет».

Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия. Незнакомые слова. Мы должны признать и констатировать, что словарный лексический запас современного ребёнка очень серьёзно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад. Это не плохо и не хорошо — просто это факт. Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу. Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко. Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми. Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная. Вот ее основные принципы: Быть внимательным к слову Обладать активным воображением Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним. Правда или ложь: практика критического мышления Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей. Инна Торботряс, методист по словесности из «Хорошколы»: Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными. Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика. Читайте также: Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример. В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным? Пример: неизвестное стихотворение А. Пушкина «С великим праздником весны» Итак, давайте попробуем узнать, фейк ли предложенное стихотворение Пушкина или нет. Первое: поздравление с «великим праздником весны». Смотрим на подпись — Болдино.

Список публикаций по ключевому слову: «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. грамотных людей. Формирование функциональной грамотности у обучающихся – это сложный, многосторонний и длительный процесс. 4. Познакомиться с типами заданий по формированию функциональной грамотности, используя банк открытых заданий. 5. Провести в марте контрольное мероприятие в 8 классе с целью определения уровня функциональной грамотности. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий