31 марта 1992 федеративный договор

25 декабря 1991 года – Верховный Совет РСФСР утвердил закон «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».

Новый федеративный договор

Этот протест находил сочувствие и среди многих представителей центральной правящей элиты. По сути своей заложенный в договоре принцип неравноправия субъектов отражал идеологию господствовавшего тогда в российском политическом процессе радикально-либерального направления, демонстрировавшего своего рода «большевизм наизнанку», при котором идеи либерализма воспринимаются как стоящие выше, чем национальные и государственные интересы. Чертов А. Заложенное в договоре неравноправие его участников могло послужить основой для противоречивых оценок самого договора. Договор должен был способствовать федерализации государства, однако на деле он лишь обозначил тенденцию к последующей федерализации России. Россия при этом, преобразуясь и формально, и фактически из унитарного государства, становилась, однако не полноценной федерацией, а лишь полуфедерацией, или квазифедеративным государством. Поскольку из всех составных частей России, подписавших договор, только республики получили статус субъектов Российской Федерации, то все остальные подписанты области, края, города, автономная область и округа , не являясь формально субъектами федерации, становились при этом де-факто автономиями. Исходя из этого, к России после подписания Федеративного договора были вполне приложимы те же определения, что и к современным Италии, Испании и Великобритании децентрализованное унитарное государство, государство автономий, региональное государство, квазифедерация, федерализм de facto. Привилегированное положение республик подтверждалось протоколом к Федеративному договору с республиками, который подчеркивал, что «необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик в составе Российской Федерации, автономных областей и округов».

Поскольку же договор по своей структуре являлся трехчленным представляя собой, по сути, отдельные договоры для национально-государственных, административно-территориальных и национально-территориальных образований , то каждый из элементов его структуры несколько по иному трактовал проблемы территориального управления. Так, в частности, в первом договоре для суверенных республик статья 1. Статья 3. Следовательно, внутреннее территориальное устройство республики, ее деление на составные части и изменение внутренних границ не могло, согласно договору, принадлежать к федеральному уровню ответственности. В то же время второй договор для краев, областей и городов федерального значения к ведению федеральных органов государственной власти относил, в том числе, и утверждение образования новых краев, областей, утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а к совместному ведению - установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в вышеназванных субъектах. Протокол к договору дополнял, что к совместному ведению относится также и изменение границ краев и областей. Правда, Федеративный договор не внес никаких изменений в территориальный состав Российской Федерации: количество субъектов и их границы остались неизменными. Договор трактовал скорее вопросы уровня полномочий субъектов и разграничения предметов их ведения.

В то же время именно Федеративный договор породил ситуацию так называемой «матрешечной» структуры, при которой автономные округа признавались субъектами федерации и могли входить в Российскую Федерацию непосредственно, в то время как соответствующие края и области продолжали числить их в своем составе - ситуацию, которая перетекла затем и в ныне действующую Конституцию и продолжает порождать многочисленные конфликты. Проблемы «матрешечности» территориальной структуры Российской Федерации, порожденные «парадом суверенитетов» и, в особенности, подписанием Федерального договора, пытался разрешить принятый 17 июня 1992 г. Закон Российской Федерации «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». Значение закона даже не в том, что он урегулировал конкретный конфликт между Чукотским округом и Магаданской областью, а в том, что он фактически остановил вакханалию выходов автономных округов из состава областей и края и самопровозглашения себя в качестве суверенных территорий. В результате Чукотский округ так и остался единственным, который получил статус «непосредственного вхождения», остальные же продолжают, по крайней мере юридически, пребывать в составе соответствующих областей и края. Признание Федеративным договором деклараций о государственном суверенитете, принимавшихся автономными республиками в ходе так называемого «парада суверенитетов» в 1990-91 гг. Такая предельно расширительная трактовка понятия «суверенитет», означающего, как известно, независимость, верховенство власти, была, безусловно, юридически некорректна: либо республика является автономной, входит в состав единого государства, и тогда она несуверенна; либо она суверенна, но это подразумевает выход из состава единого государства. Концепция «двойного суверенитета», представляя собой юридический нонсенс, имела, тем не менее, глубокий политический смысл.

Нормы права становились здесь жертвой политической целесообразности, а придворные юристы, соответственно, обслуживали интересы этноэлит.

Статья IV. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республик в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам,отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

При этом законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, в случае возникновения противоречий, действуют положения Конституции РФ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности. В ведении РФ находится: установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономический службы, включая федеральные банки. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единая денежная единица РФ- рубль. Денежная эмиссия осуществляется только Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Субъекты РФ вправе устанавливать собственные налоги и сборы только в соответствии с федеральным законом. Общие принципы налогообложения и сборов определены в Налоговом кодексе РФ. Обязательными атрибутами государства являются флаг, герб, гимн, а также столица. Статус столицы устанавливается Закон РФ от 15. В соответствии с Федеральным Законом от 01. Государственный язык РФ подлежит обязательному использованию: в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления , организаций всех форм собственности , а также в их постановлениях; при подготовке и проведении выборов и референдумов ; в судопроизводстве ; при официальном опубликовании международных договоров РФ, законов и иных нормативных правовых актов; во взаимоотношениях федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан , лиц без гражданства , общественных объединений ; при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожных знаках; при подготовке документов, оформление которых в соответствии с законодательством осуществляется на государственном языке РФ; в иных определенных федеральными законами случаях. В органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития ч. Это право конкретизировано в Федеральном Законе от 25. Все они являются равноправными субъектами РФ. Их конституционно-правовой статус определяется Конституцией РФ и конституциями самих республик. Он характеризуется следующими особенностями: 1 республики являются государствами в соответствии с ч. Такой статус республик вовсе не означает, что это суверенные государства и субъекты международного права. Субъекты РФ, включая республики, государственным суверенитетом не обладают. Он принадлежит только РФ в целом; 2 республики обладают собственной территорией. Их границы могут быть изменены только с согласия республик ч. Территории республик, как и других субъектов в РФ, делятся на административно-территориальные единицы районы, города, сельские поселения и тп ; 3 республики имеют собственные конституции и законодательство ч. Порядок принятия конституций определяется республиками самостоятельно ч. В случае противоречия между ними действует федеральное законодательство ст. Ее образуют: глава республики, законодательный орган государственной власти - парламент республики, исполнительный орган государственной власти республики - ее правительство , другие органы исполнительной власти - республиканские министерства и ведомства, иные республиканские органы государственной власти, в частности - конституционные суды и мировые судьи. В пределах исключительного ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного с субъектами ведения органы исполнительной власти РФ и республик образуют единую систему ч. Вопрос наименования собственных органов государственной власти республики решают самостоятельно; 5 республики имеют государственную символику, ее установление относится к исключительному ведению республик; 6 республики обладают собственной компетенцией ст. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др. Поскольку согласно ст. Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения В составе РФ имеются 9 краев, 46 областей и 3 города Федерального значения. Это субъекты РФ , образованные по территориальному принципу.

17 лет назад был подписан Федеративный договор

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья IV 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI 1.

В этом случае пределом договорного регулирования являются конституционные нормы и предписания федеральных законов. Что же касается передачи осуществления части полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти Российской Федерации, то пределы договорного регулирования не установлены федеральным законодательством. Отсюда следует, что региональные органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление любого полномочия, отнесенного к их компетенции. Главное при этом - достичь согласия по вопросу о передаче осуществления полномочий. Конституцией РФ устанавливается единственное ограничение для передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления своих полномочий федеральным органам исполнительной власти - это указание на возможность передачи части своих полномочий.

В Приложении к Федеративному договору от РБ закрепляется юрисдикция республики в области правового регулирования владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, др.

Еникеев Дата последнего обновления публикации: 17.

Органы государственной власти автономных округов в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами с краями, областями, в которые входят автономные округа. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации. Статья III 1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, определяются законами Российской Федерации об автономной области, отдельных автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации по представлению соответствующих автономной области, автономных округов, другими правовыми актами Российской Федерации и осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях. Введение чрезвычайного положения на территории автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Статья IV 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Федерализм не идентичен демократии, но развиваться без него недемократично

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются со всей страны по смешанной связанной избирательной системе сроком на 4 года 250 по одномандатным округам, 250 по партийным спискам. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России сроком на 4 года. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Сенаторы не создают фракций и партийных объединений. Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражные суды, также возглавляемые Верховным судом.

В субъектах Российской Федерации действуют конституционные уставные суды. В судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи. Административно-территориальное устройство[ ] Россия — является симметричной федерацией. В составе Российской Федерации 78 равноправных субъектов федерации, в том числе 17 республик, 9 краёв, 45 областей, 2 города федерального значения.

Основным документом, создавшим современное административно-территориальное устройство страны стал Федеративный договор от 1992 года. История[ Президентство Бориса Ельцина 1991-1996 гг. Ельцина и Бурбулиса поддержали демократические и антикоммунистические силы в стране. Основными лозунгами избирательной кампании Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР.

Это были первые в истории России всенародные выборы президента. Впервые в тысячелетней истории России президент торжественно присягает своим согражданам.

Статья III. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, определяются законами Российской Федерации об автономной области, отдельных автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации по представлению соответствующих автономной области, автономных округов, другими правовыми актами Российской Федерации и осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях. Введение чрезвычайного положения на территории автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статья IV. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

Смотри также.

Договорная федерация

Советское наследие, попытки заключения федеративного договора Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года, VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и постановил включить его как составную часть в текст Конституции Российской Федерации.
Советское наследие, попытки заключения федеративного договора — Мегаобучалка 31 марта 1992 года в Москве были подписаны три Федеративных договора, объединенных после их включения в качестве Приложения к Конституции (Основному Закону) Российской Федерации под общим названием Федеративный договор.

Договорная федерация

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992). Федеративный договор. это соглашение двух или нескольких государств или территориально-государственных образований, оформляющее создание федерации; соглашение федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения, полномочий органов государственной власти. Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года, VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и постановил включить его как составную часть в текст Конституции Российской Федерации.

2.1 Краткая характеристика Федеративного договора 1992 г.

Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. Он способствовал сохранению России как целостного государства, положил начало дальнейшему ее развитию на принципах подлинного федерализма. Хасбулатов, с одной стороны, и руководители 86 из 88 субъектов Российской Федерации - с другой. Под ним не были поставлены подписи представителей Республики Татарстан и Чечено-Ингушской Республики. Подписанный в марте 1992 г. Федеративный договор является триединым документом. Словосочетание "суверенные республики" в первом Договоре было применено в связи с тем, что к моменту заключения Федеративного договора все республики в составе России провозгласили себя суверенными государствами; это, конечно же, противоречило общепризнанным принципам федеративного устройства государства. Также в Договоре впервые к числу субъектов Федерации были отнесены края, области, города Санкт-Петербург и Москва, которые считались лишь административно-территориальными единицами и отношения российского центра с которыми строились по унитарной схеме.

Федеративный договор: Документы. Хотя в тексте Договора его сторонами и названы органы государственной власти Российской Федерации и ее республик, краев, областей и автономных образований и говорится главным образом о разграничении полномочий между этими органами, но фактически в нем подразумевалось регулирование отношений между Российским государством и его составными частями, то есть субъектами. В то же время следует отметить, что это не союзный договор, стороны которого создавали бы федерацию, а договор Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий, причем с учетом особенностей каждого их вида. Федеративный договор после его подписания стал документом конституционного значения. Поэтому не случайно 10 апреля 1992 г. Отношение к Федеративному договору было неоднозначное. На тот момент возникал вопрос: считать ли его основополагающим документом конституционного значения или же рассматривать как временную уступку национальным государственным образованиям и территориям в целях сохранения целостности Российского государства? На наш взгляд, здесь имеются элементы и того и другого. Прежде всего нужно исходить из того, что Федеративный договор - это политико-юридический документ.

В условиях политической нестабильности и углубления экономического кризиса, необходимости сохранения государственности и целостности России на основе качественного обновления федеративных отношений он имел принципиально важное значение для стабилизации конституционного строя Российской Федерации. Подписание Федеративного договора во многом способствовало сглаживанию политической остроты отношений России с ее составными частями. Оно ознаменовало начало крупной государственно-правовой реформы. Принятый документ оценивался как Договор, имеющий самостоятельное конституционное значение. Договорной принцип в Федеративном договоре главным образом распространялся на разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти республик, краев, областей и автономных образований. Такой подход к разграничению предметов ведения и полномочий в какой-то степени косвенно подтверждал добровольность вхождения прежде всего республик и автономных образований в состав Российской Федерации. Наиболее четко это выражено в первом документе - Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Таким образом, подписание Федеративного договора свидетельствует об отказе федерального центра от определения правового статуса субъектов Федерации в одностороннем порядке. Однако после подписания Федеративного договора существенных изменений в организации отношений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации не произошло.

В результате действие большинства из них прекращено. Современный этап развития российского федерализма характеризуется усилением централизации государственной власти. Федеративная реформа началась с образования в 2000 году федеральных округов и введения в них института полномочных представителей Президента РФ. Была проведена реформа Совета Федерации. Из его состава вывели региональных лидеров высшие должностные лица субъектов РФ и руководители их законодательных органов , заменив их фактически назначаемыми представителями законодательной власти субъектов РФ. Был усилен федеральный контроль за региональной властью, создан институт федерального вмешательства, приняты меры по обеспечению верховенства Конституции РФ и федеральных законов, приведению в соответствие с ними регионального законодательства. В этом вопросе кратко коснемся экономического федерализма. Федеративное устройство — это способ территориальной организации государства, который определяется характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также другими территориальными образованиями, обладающими в определенных сферах самостоятельностью, в частности, в экономической сфере. В литературе классическим определением экономического федерализма является внутренняя система и механизм взаимодействия федерации и ее субъектов в сфере экономической деятельности и их экономических интересов, регулируемых Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, или иными нормативными актами.

Россия обладает значительным опытом согласования центральных и региональных интересов в рамках своих конституционных рамок. С принятием поправок и вступлением их в силу 4 июля 2020 года многие исследователи прогнозировали серьёзные изменения в уже сложившейся системе правового регулирования и практики федеративного устройства Российской Федерации. Учитывая повышенный динамизм экономических и политических изменений в России, отношения между центром и субъектами с трудом поспевают за политической жизнью и меняющимися политическими тенденциями. Любое обсуждение развития федерализма в целом или в рамках конкретной страны в большинстве своём были связаны с экономическими вопросами и финансированием. Экономическая ситуация и кризисы, связанные с пандемией, до сих пор оказывают сильное влияние на федерализм в России. Российский федерализм можно было бы охарактеризовать как асимметричный, что обусловлено различием во многих сферах жизни общества. В регионах, где преобладают разные этносы, заметна тенденция к более широкой автономии, чем в регионах с русским большинством. Но проблема асимметрии не была исправлена или юридически указана конституционной реформой 2020 года. Важнейшими изменениями, согласно поправкам, является появление общей тенденции к централизации, что выражается в повышении роли Президента РФ и усилении его воздействия на Государственную Думу.

Об этом нам говорят многие статьи, в которые были добавлены поправки. Существует множество оправданий централизации. Например, предполагается, что это повышает ответственность глав субъектов РФ. Однако некоторые исследователи исторически выражают опасения в дальнейшей поддержке иерархической оси власти, и прогнозируют стеснение демократических устремлений, что в конце концов приведёт к нейтрализации любой оппозиции и народным волнениям. Другими изменениями, влияющими на федеративные отношения, является введение в статью 67 так называемых федеральных территорий. Организация государственной власти на этих федеральных территориях будет устанавливаться федеральным законом. Таким образом, статья 71 устанавливает федеральные полномочия, а статья 72 — совместные полномочия Федерации и ее субъектов. Давайте сначала рассмотрим дополнения, внесенные в статью 71 Конституции. Начнем с того, что «организация государственной власти» теперь относится к федеральной юрисдикции.

Это означает, что федерация взяла на себя вопросы организации обоих государственные и муниципальные органы власти, поскольку именно они в совокупности и являются государственной властью. Это положение противоречит статье 12 Конституции, которая предусматривает, что местные органы власти не входят в систему государственных органов. Это вызвало довольно оживленную дискуссию в юридическом научном сообществе. Так, Председатель Конституционного суда В. Зорькин еще до начала процесса внесения изменений в Конституцию писал, что конструкция статьи 12 Конституции Российской Федерация порождает противостояние местных органов власти государственным органам включая представительные органы государственной власти , в то время как местные органы власти по своей природе являются лишь низшим, местным звеном государственной власти в Российской Федерации. В федеральную юрисдикцию теперь также входят: установление основ федеральной политики и федеральных программ в области научно-технического развития Российской Федерации; создание единой правовой базы для системы здравоохранения, системы воспитания и образования, включая непрерывное образование; обеспечение безопасности личности , общества и государства при применении информационных технологий, обращении цифровых данных; и метрологическое обслуживание нынешние проблемы федеративного устройства России связаны с огромным количеством субъектов и с большими размерами территории государства. Рассмотрев блок поправок, можно сказать, что целью их принятия было укрепление суверенитета и единства страны.

На наш взгляд, здесь имеются элементы и того и другого. В условиях политической нестабильности и углубления экономического кризиса, необходимости сохранения государственности и целостности России на основе качественного обновления федеративных отношений он имел принципиально важное значение для стабилизации конституционного строя Российской Федерации. Подписание Федеративного договора во многом способствовало сглаживанию политической остроты отношений России с ее составными частями. Оно ознаменовало начало крупной государственно-правовой реформы. Принятый документ оценивался как Договор, имеющий самостоятельное конституционное значение. Однако в силу ряда причин: в связи со сложностью установления правовой природы Федеративного договора многие субъекты Федерации на тот момент настаивали на том, чтобы Федеративный договор рассматривался как исключительно договорный акт, стоящий над Конституцией и близкий по своему духу к классическим международным договорам , с трудностями определения его места в системе актов федерального законодательства, отсутствием нормативно прописанного механизма внесения изменений и дополнений в Федеративный договор, неопределенностью применения на практике положений Договора, в котором существуют дублированные в части исключительных и совместных полномочий формулировки, а также в связи с интенсивной работой над проектом новой Конституции РФ, обладающей учредительным характером — указанные законопроекты не были официально рассмотрены на законодательном уровне. Учредительный характер конституции означает, что её правовые нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, создают уникальные по своей структуре государственные институты, благодаря которым реализуется государственная власть, так же обуславливают новый порядок формирования правовой системы[5]. Несмотря на то, что Федеративный договор явился важным политико-правовым актом, способствовавшим сохранению государственности и целостности России, он не стал основополагающим документом, на основе которого в последующем осуществлялось бы реформирование государственного устройства России. Анализ дальнейших событий в стране показывает, что тогдашнее политическое руководство страны, составители проекта новой Конституции Российской Федерации относились к Федеративному договору как к временному документу, фактически отрицая его самостоятельное конституционное значение, принижая его роль и сводя его к материалу, который может быть учтен или не учтен при принятии новой Конституции. В настоящее время трудно говорить о нем как о документе, имеющем конституционное значение. К тому же нужно учитывать тот факт, что в соответствии с заключительными и переходными положениями действующей Конституции РФ в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции ч. Федеративный договор закрепил общие принципы федеративного устройства России и установил разграничение полномочий по ряду вопросов осуществления государственной власти. Но он не установил такого же разграничения по многим другим вопросам осуществления этой власти, и прежде всего в части хозяйственно-экономической компетенции субъектов Российской Федерации. Отсутствие в Федеративном договоре указания на конкретную хозяйственно-экономическую компетенцию, а также механизма реализации его положений сделало Федеративный договор труднореализуемым на практике. Ситуация усложнялась и тем, что в условиях перехода на рыночные отношения, отказа от централизованной плановой системы управления возникла острая необходимость выработки новых форм и механизмов реализации хозяйственно-экономической компетенции субъектов Федерации. Особенно острая необходимость выработки новых механизмов наблюдается в сельском хозяйстве. Механизм взаимоотношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами в агропромышленном комплексе должен быть чрезвычайно гибким, четким и эффективным, чтобы соответствовать требованиям не только правовых и экономических, но и естественных законов и обеспечивать стабильное функционирование самостоятельных производственных элементов, находящихся в разных природно-климатических и метеорологических условиях[6]. В целом анализ становления и развития договорного процесса в федеративных отношениях показывает, что он имел большое политико-правовое значение на начальных этапах формирования новой обновленной Федерации в России. В процедурном плане конечное решение вопроса о начале действия соглашения, внесении в него изменений и дополнений, а также о прекращении его действия передано Правительству РФ. Федеральный центр и субъекты РФ осуществляют взаимодействие при принятии решений, имеющих огромное значение для развития федеративных отношений все эффективнее. В основу взаимодействия законодательных и исполнительных органов России и её субъектов заложены элементы договорных начал. Федеративный договор в сфере регулирования федеративных отношений играет огромную роль в качестве одного из основных источников государственного права РФ. Даже после этого, Федеративный договор, как самостоятельный конституционно-правовой документ, не прекратил своего существования. В Конституции РФ 1993 г. Договорно-согласительная процедура разработки концепции федеративного устройства России, воплощенная в Конституции 1993 г. Соответствующие проблемы уже на протяжении 20 лет неизменно, но уже с новыми аспектами их постановки поднимаются в федеративной практике и являются предметом обсуждения на научных и научно-практических конференциях, чем и объясняется обращение к теме настоящего исследования. Таким образом, на относительно большой территории в России нужно учитывать не только административно территориальный принцип, но и особенности национального сосуществования на одной территории множества национальностей. Но существуют и другие пути решения проблем в развития федерализма. На сегодняшний день существует и прекрасно осуществляет свои функции Федеральная программа «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307. Целью указанной программы является обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации. Задачи данной целевой программы представляют нам современные проблемы в области развития федерализма с направленным решением. Учитывая изложенное выше, мы можем сделать вывод, что Федеративный договор 1992 года имел несколько важных причин для его создания, а также соответствующие последствия его применения на практике. Безусловно, договор имеет важнейшее место в истории развития современной России, её федерализма. Но время не стоит на месте, развитие идет своим чередом, а значение и роль Федеративного договора сегодня постепенно удаляется на задний план. На сегодняшний день практически со всеми республиками подписаны Соглашения подобные Федеративному договору 1992 года, в которых обозначены основные вопросы содействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. И, наконец, недавние события по поводу присоединения Крыма к Российской Федерации свидетельствуют о развитости федерализма в России. Таким образом мы можем наблюдать развитие сильного государства через подписание таких договоров. При сохранении целостности государственного конституционного строя, смело можно говорить о том, что Российская Федерация — это демократическая страна, способная к дипломатическим методам решения важных вопросов федерализма. Список литературы Селезнева А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации Авакьян С. Конституционное право России.

Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья VI. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. В случае издания органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при несоответствии правовых актов автономной области, автономных округов федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов, применяются федеральные законы. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации. Статья VII.

Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)

avex • Вся власть субъектам. Как в России менялись федеративные отношения Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ и Приложение к Федеративному договору были подписаны 31 марта 1992 в Москве.
В каком году произошло подписание Федеративного договора? :: Ф.д. был подписан 31 марта 1992 г. в Кремле полномочными представителями субъектов РФ, а от имени Федерации — Председателем ВС РФ Р.И. Хасбулатовым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным.
2.1 Краткая характеристика Федеративного договора 1992 г. Федеративный договор, заключенный в 1992 году, получил огромное значение не только в юридическом, но и в социально-политическом смысле. Благодаря этому договору была закреплена сущность федеративного устройства России и права и обязанности ее субъектов.
Федеративный договор — Википедия с видео // WIKI 2 Полномочные делегации республик, краев, областей, автономных округов Российской Федерации собрались здесь, в историческом Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, чтобы скрепить своими подписями Федеративный Договор.
Федеративный договор и национально-государственное Федеративный договор (от лат. foederatio — союз, объединение) — источник конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений; договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной.

Законодательная база Российской Федерации

Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы а при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ ым, Председателем Верховного Совета РФ. Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года, VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и постановил включить его как составную часть в текст Конституции Российской Федерации. Википедия: Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор». Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., имеет важное историческое значение для Российского государства. Он способствовал сохранению России как целостного государства, положил начало дальнейшему ее развитию на принципах подлинного федерализма. Федеративный договор от 31.03.1992. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Полномочные делегации республик, краев, областей, автономных округов Российской Федерации собрались здесь, в историческом Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, чтобы скрепить своими подписями Федеративный Договор.

Федеративный договор 1992 страны

На разработку нового правового оформления взаимоотношений республиканского центра Российской Федерации со своими субъектами оказали значимое влияние националистические настроения, имевшие место с конца 1980-х гг. в ряде автономий России. Федеративный договор от 31.03.1992. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Содержание: 5 апреля 1991 года на III Съезде народных депутатов РФ был принят к рассмотрению проект Федеративного договора, предложенный редакционной комиссией, который был опубликован для обсуждения 24 мая 1991 года. 31 марта 1992 года центр и. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР найдено 7 значений слова договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О р. Краткая характеристика Федеративного договора 1992 г Освещение договорных отношений в Российской Федерации не было бы полным без упоминания о Федеративном договоре. Федеративный договор 1992 г. Статус республик получили и автономные области (кроме Еврейской АО). В этих условиях 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор. Он включает три самостоятельных договора, заключенных между федеральными органами государственной власти субъектов РФ.

Советское наследие, попытки заключения федеративного договора

суверенных республик в составе Российской Федерации и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписаны 31 марта 1992. В 1993 основные положения Федеративного договора внесены в Конституцию РФ и Конституцию РБ. Состоит из преамбулы и 8 статей. суверенных республик в составе Российской Федерации и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписаны 31 марта 1992. В 1993 основные положения Федеративного договора внесены в Конституцию РФ и Конституцию РБ. Состоит из преамбулы и 8 статей. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР найдено 7 значений слова договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О р. быстро начала работу над разработкой нового договора о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации. Новый федеративный договор (рис. 3) был подписан в марте 1992 г. большинством субъектов РСФСР, кроме Татарстана и Чеченской республики. Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации". Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года.

Почему федеративный договор не утрачивает силу на данный момент?

Федеративный договор 1992 года был принят высшим органом государственной власти Российской Федерации, которым по Конституции 1978 года являлся Съезд народных депутатов. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года, стал одним из основных источников реализации конституционных прав граждан. ПРОТОКОЛ от 31 марта 1992 года К ФЕДЕРАТИВНОМУ ДОГОВОРУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ. Правовую основу российского федерализма составляют: а) Федеративный договор от 31 марта 1992 года, особенность которого состоит в том, что он обеспечивает только разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, не касаясь вопроса структурирования. Тексты договоров сброшюрованы и помещены в кожаную папку коричневого цвета; на верхней обложке – изображение Российского флага, надпись золотым тиснением «Федеративный договор», «Москва, Кремль, 31 марта 1992 г.». Проект договора был рассм. отрен на III (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР в марте 1991 г., где было принято решение о его доработке совместно с представителями субъектов РФ и подготовке к тивный Договор был подписан 31 марта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий