При каком правителе новый год в россии стали праздновать 1 января

Указ Петра Первого утвердил новую дату начала Нового года на Руси. Согласно повелению царя, Новый год стали отмечать 1 января, а время вести от Рождества Христова. В восемнадцатый век Россия вступила 1 января 1700 года. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января). Новогодние традиции. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ.

История Нового года в России

Именным указом от 1699 года он велел вести летоисчисление с 1 января, по примеру не только европейских государств, но и славянских народов и греков, «от которых вера наша православная принята». Об этом рассказывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу», размещенной в коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки. Петр I, понимая, что празднование Нового года по иностранному образцу идет вразрез с обычаями русского народа, решил провести невиданное по размаху празднество в Москве. Накануне нового 1700 года во всех церквях началось полночное бдение. Петр со своим двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». К началу литургии к Кремлю были привезены пушки, которые громкими выстрелами сопровождали многолетие после молебна. Народ пировал на площадях пред дворцом и угощался выставленными ему яствами, винами и пивом», — писал Божерянов.

Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас.

Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны.

Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее. Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима.

Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни. Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины. Хотя «сельскохозяйственное» значение Нового года уже было утеряно, новогодние торжества, как и прежде, имели религиозный характер — только религия была уже другой; христианство активно переваривало язычество, адаптируя и переосмысляя старые ритуалы.

Праздник имел религиозный подтекст: таким образом люди отдавали дань уважения богам, которые, по верованиям древних славян, имели власть над погодой, урожаем и другими жизненно важными явлениями. Как утверждают исследователи, на Руси Новый год отмечали в день осеннего равноденствия 22 марта, он совпадал с Масленицей. Праздник после принятия христианства 28 июля 988 г. Именно в этот год начинаются грандиозные «перестановки» в повседневной жизни людей, которые не могли не коснуться и культурной сферы. Основное событие — изменение летоисчисления. С этого момента все даты стали рассчитываться от сотворения мира, а общий для всех календарь поменялся на юлианский. Ранее он брал свое начало в марте. В 1492 году последовали очередные перемены: Новый год на Руси стали праздновать 1 сентября.

Петр I и его нововведения Петр I — последний царь всея Руси и первый Всероссийский император — после восхождения на престол основным курсом развития государства объявил ориентацию на европейские страны. Он прорубил так называемое окно в Европу, заимствовал у зарубежных государств многие традиции и старался постепенно просвещать общество и прививать ему новые культурные ценности, которые брал в пример у иностранцев. Это не могло не коснуться и праздников. В конце декабря 1699 г. Так из разрозненных общественных традиций праздник официально перешел в статус государственного. К тому же правитель указал, что новогодние гуляния должны быть массовыми: с украшением жилища хвоей, запуском пиротехники и всевозможным декором. Особенности Нового года в СССР История празднования Нового года в нашей стране имеет еще одну знаменательную страницу — изменения, которые произошли после основания Союза Советских Социалистических Республик.

В другой куртине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причём корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибываеть. Значит сие какую благость впредь государству чрез сие привлечёт». Таким образом, в представлении подчёркивалось значение Петербурга и строившегося здесь флота. Появление декорации, изображавшей Петербург, сопровождалось действием расположенных на ней изделий увеселительной пиротехники. В описании фейерверка далее говорится: «Потом как сие скончается, начнёт крепость вновь из себя выпущать патроны и гранаты беспрестанно, при том ракеты и многие разные люсты-кугели со беспрестанною пушечною пальбою». План проведения праздника. Красочные и пышные фейерверки настолько уверенно вошли в нашу жизнь, что и сегодня без них не обходится ни один Новый год. И, несмотря на то, что в начале 18-го века некоторых приходилось буквально палками загонять на праздничное веселье, сегодня уже радоваться этому празднику никто не заставляет — все и сами ждут его с нетерпением!

Новый год в России

Самая удачная реформа большевиков: как Новый год вытеснил Рождество и стал главным российским праздником. В Тюмени, как и во всей стране, его отмечают с большим удовольствием в ночь с 31 декабря на 1 января. В связи с этим в нашей стране сместилась и дата другого не менее важного события: в то время как в большинстве других христианских стран Рождество празднуют 25 декабря, в России этот праздник выпадает на 7 января. Многих нововведение царя ввело в смятение, ведь они уже отметили наступление следующего, 7209-го года 1 сентября. 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января.

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

Самая удачная реформа большевиков: как Новый год вытеснил Рождество и стал главным российским праздником. В Тюмени, как и во всей стране, его отмечают с большим удовольствием в ночь с 31 декабря на 1 января. В конце 1699 года самодержец повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а наступление нового года отмечать 1 января. В результате после 7208-го в Россию пришел 1700 год. Если говорить о праздновании Нового года на территории Древнего Рима, то в первую очередь следует отметить, что праздник был посвящен богу Янусу (именно от его имени и берется название зимнего месяца «январь»). Россия стала использовать григорианский календарь в 1918 г., а новогодний праздник 1 января справляется здесь начиная с 1700 г., когда русский царь Пётр I установил новую дату Нового года 1 января вместо прежней – 1 сентября. 20 декабря 1699 г. вышел Указ Петра I о переносе празднования Нового года в России с 1 сентября на 1 января./Фото: Нововведения первого российского императора коснулись и сферы летоисчисления.

Царь и ёлка. Зачем Пётр I перенёс Новый год на 1 января

То есть даже сам календарь говорит о том, что Декабрь был изначально не 12-м месяцем в году, а 10-м. Вот и получается, что наши предки жили по правильному календарю по нему же жили и другие народы. Именно поэтому история Нового года изначально у всех народов начиналась 1 марта кстати, у современного Китай этот праздник очень приближен именно к этой дате. Перенос Нового года на 1 сентября В 1492 году Иван 3 издает указ, согласно которому празднование переносится на 1 сентября. Так начинается новая история Нового года в России. Этот указ был обусловлен тем, что на Руси уже давно было принято христианство и юлианский календарь. Этот календарь использовался и другими странами Европы, которые давно уже отмечали праздник 1 сентября.

Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями. Примечательно, что формальный переход на празднование Нового года 1 сентября произошел сразу после принятия христианства. Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января.

Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы.

Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января 1 января по Юлианскому стилю , после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Празднование Нового года в языческой Руси Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке.

Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц.

В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта.

Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Россияне считают, что задобренное животное принесет в дом удачу и благополучие. Празднование Нового года начинается вечером 31 декабря. Хозяева дома и их гости собираются за роскошным столом и провожают уходящий год.

В 00 часов и 00 минут под бой курантов они пьют шампанское, смотрят по телевидению новогоднее обращение президента, поздравляют друг друга и загадывают желание. Особо азартные люди записывают свое желание на клочке бумаги, который поджигают в полночь. Пепел опускают в бокал с шампанским и выпивают. Они верят, что этот ритуал приведет к исполнению желания. В царские времена его отмечали целых семь дней.

Знатные семьи ставили перед своими домами нарядные хвойные деревья, зажигали смоляные бочки и запускали ракеты. Перед Кремлем палили из пушек. Он стал настоящим семейным праздником, с его неотъемлемыми атрибутами: салатом «Оливье», боем Кремлевских курантов, Дедом Морозом и Снегурочкой. В 1993 году было объявлено нерабочим также 2 января. С 2005 года были установлены новогодние каникулы с 1 по 5 число.

С 2013 года их продлили до 8 января. Новогодние украшения За несколько недель до праздника россияне украшают улицы городов, витрины магазинов, торговых центров и дома гирляндами и новогодними композициями. В каждом доме устанавливается елка, которая декорируется шарами, гирляндами. Под хвойную красавицу ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Популярным украшением являются снежинки, вырезанные из бумаги или фольги.

И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток. Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день — на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния, выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия. Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы, связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним — 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно. Ievgenii Meyer Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру. Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу. Последней на эту более совершенную систему счисления дней перешла Саудовская Аравия. Произошло это совсем недавно — в 2016 году.

Новый год в России Несмотря на тот факт, что всё, как сейчас принято говорить, прогрессивное человечество начало добровольно-принудительно переводиться на григорианский календарь с 1582 года, в России праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали лишь в 1700 году. Соответствующий указ издал Петр I, ориентируясь на другие страны Европы. Однако и тогда Россия продолжала жить по юлианскому календарю. Использовать григорианский календарь Россия начала уже в статусе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Новый год в России

Из многих древних песен и обычаев1 славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада – бога солнца, или с летнего солнцеповорота. Впервые в России Новый год начали отмечать во времена Петра I. В 1699 году, по инициативе Петра, Новый год стал официальным праздником в Российской Империи. На этот день проводились различные гуляния, костюмированные представления и балы. Но главное — стараниями Петра I в России в 1700 году впервые появились многодневные новогодние каникулы, ибо, согласно указу, празднествам надлежало длиться до 7 января. А непосредственно празднование наступления Нового Года с 1 января началось в 153 году до н. э. — с этого дня вступали в должность римские консулы. Сегодня большинство стран отмечает начало Нового Года 1 января (по григорианскому календарю). История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году, времени правления Петра Первого.

Кто придумал Новый год

Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января. Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы.

Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января — значит и в России нужно было сделать точно также. По традиции Петра навязывание нового праздника шло с большой жестокостью — наказать могли любого, кто ослушался бы приказа царя. Именно в это время впервые начинаются использоваться такие атрибуты Нового года, как: Салюты. Как известно Петр 1 лично запустил первый салют на праздник.

Массовые застолья и пьянство, которое так одобрял царь. Очень хорошо об этих событиях рассказывается в романе Алексея Толстого «Петр первый». Рекомендую почитать. Там, конечно, много субъективизма, но общие процессы описаны очень даже объективно.

Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка — по-прежнему символ новогоднего праздника. Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе — сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника.

Некоторые из обрядов и традиций сохранились почти в неизменном виде и сопровождают нашу жизнь. Интересно, что раньше славяне жили только в зиме и лете. Смена двух времен года и знаменовала торжественный переход. Они продолжались 12 дней и означали конец зимы и года — Комоедица. На зимнее солнцестояние принято вспоминать умерших и проводить масленичные обряды. В день весеннего равноденствия русские выходили во дворы, встречая Солнце Ярило, в честь него пекли блины и устраивали уличные гуляния. Поговорка «первый блин комом» пришла именно от древних славян, которые приносили первый блин Медведю покровителю бога скота. Ну а «новогодней елкой» для славян было дерево вишни, вокруг нее водили хороводы. Второй новогодний праздник наши предки отмечали в конце декабря во время зимнего солнцестояния — на Коляду. В эти сутки была самая длинная ночь, когда уходило «старое» солнце Световит и рождалось молодое. Люди поклонялись Велесу, подарившему календарь «Кола дар». На торжество было принято разжигать костры и устраивать гуляния, во время которого зажигали дерево и носили его по всей деревне. От него у каждого дома зажигался новый огонь. В избах гадали на будущее и призывали предков. Посещал славян и Дед Мороз Корочун , его угощали кутьей. Дома украшали еловыми ветками, символизирующими мироздание. Празднование Нового года после Крещения Руси С Крещением в 988 году на Руси кардинально поменялись традиции и праздники. Появляется новое исчисление времени и юлианский календарь, каждый месяц носит определенное название. Новоиспеченные христиане праздновали новый год 1 марта по расчётам православной церкви. Несмотря на позднее начало посева на севере, и там торжество стали праздновать 1 марта. Проводились и не ушедшие в прошлое январские гуляния с обрядами и традициями.

А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году. Источник Метаморфозы одного праздника: когда в России начали праздновать Новый год 1 января и почему с этой традицией боролись Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, в чём в СССР провинилась ёлка и почему Новый год пережил свой «ренессанс». Новый год был и остаётся самым популярным и любимым праздником в постсоветской России. Эта дата кажется чем-то естественным и неотрывным от российской действительности, хотя на деле Новый год в привычном понимании появился относительно недавно. Для жителей дореволюционной России эта дата имела смысл только в привязке к православному Рождеству об этом подробно рассказано в этом тексте TJ , а в СССР начала 1930-х годов с этим праздником сурово боролись. И только в Советском Союзе времён «оттепели» и «застоя» Новый год стал приобретать знакомые черты. Праздновать Новый год в России 1 января установил император Пётр I в 1699 году, вместе с привычным летоисчислением от Рождества Христова. До этого было привычно справлять праздник по византийской традиции 1 сентября. А ещё раньше, до 15 века, наступление нового года встречали в соответствии со славянскими традициями вместе с приходом весны — 1 марта. Во время дипломатической миссии в Европу «Великого посольства» Петру I понравилось, как празднуют Новый год в западных странах: с ёлками и «огненными потехами» — фейерверками. Правитель пытался приучить к подобному своих подданных, но это не всегда получалось безболезненно. Русское общество не сразу приняло немецкий обычай украшать дома и дворы хвойными ветками — у восточных славян этот элемент декора ассоциировался с погребальными обрядами. В то время ёлки наряжали не дома, а только украшали их ветвями фасады домов. После кончины Петра I эта практика трансформировалась: ёлки в основном ставили владельцы кабаков у входов в заведения. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение 18-го и 19-х веков», — пишет исследователь Елена Душечкина. Труды Петра I по внедрению нового праздника не оказались пустыми. Наступление нового года стала регулярно праздновать европеизированная знать, собираясь на балах-маскарадах по западному образцу. А у крестьян из разных регионов России сложился обычай «Васильева вечера», справляемого каждый последний вечер уходящего года. В этот вечер, предшествующий современному так называемому «Старому Новому году», считалось хорошим собраться с близкими за богатым столом в новой одежде. Исследователь быта жителей Сибири 19-го века Алексей Макаренко фиксировал нехитрые приметы: «В Новый год одеть хорошую, новую одежду — будешь хорошо одеваться круглый год, сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» кушаний ». Однако всё это было ещё неизмеримо далеко от современного Нового года. В обществе тех времён господствовали не светские, а религиозные традиции. Поэтому и наступление нового года неизбежно оказывалось в тени куда более важного для жителей 18-19 веков Рождества Христова. Современный российский историк Дмитрий Володихин писал: «Праздновали и Новый год, но без того размаха. Встречали-то его по старому [юлианскому] календарю, несколькими днями позднее Рождества, уже после того как отгремели главные торжества. Замечание насчёт календаря — немаловажное. До 1918 года в России Церковь и общество вместе жили по юлианскому календарю. Рождество отмечали не 7 января, а 25 декабря. Наступление нового года для обывателя прежде всего означало конец празднования «отдание» Рождества. Поэтому всё, что считается «новогодним», для подданных Российской империи было «рождественским». К примеру, подарки, праздничные гуляния и публичные ёлки для детей — первую подобную открыли в Петербурге в 1852 году. Дореволюционная традиция празднования Нового года и Рождества долгое время не знала персонажа, аналогичного западному Санта-Клаусу. Только на рубеже 19-20 веков участником рождественских ёлок начинает становиться Дед Мороз. По всей видимости, этот образ скорее основан на Морозе Ивановиче из «Сказок дедушки Иринея» полузабытого ныне писателя пушкинской эпохи Владимира Одоевского, чем на сказочном фольклоре восточных славян. Начало 20 века — время войн, смуты и революций — сильно ударило по празднованию Рождества и Нового года. Во время Первой мировой войны с рождественскими ёлками пытались бороться наиболее консервативные представители духовенства — из-за немецких корней обычая. Однако широкой поддержки это начинание не встретило. После революции за рождественские традиции взялась новая советская власть. В 1920-е годы верующим формально ещё не запрещали праздновать религиозные праздники. Большинство храмов, как и в старое время, оставались открыты, а преследования священнослужителей и мирян носили ещё единичный характер. Большевики полагали, что народ сам оставит «поповский дурман» и традиционные праздники, если провести с ним разъяснительную работу. Однако это не сработало. Историк-культуролог Наталия Лебина приводит показательный пример в монографии «Советская повседневность: нормы и аномалии». Зимой 1929 года на ленинградском заводе «Электросила» для сотрудников провели «безбожный бал-маскарад». Но после мероприятия большинство участвовавших в нём рабочих — судя по доносам их «бдительных» товарищей — справили по традиции Рождество в семейном кругу. В конце 1920-х советские власти отказались от былой «снисходительности» к верующим и перешли к более решительным мерам в борьбе с «наследием царизма». По времени это совсем неслучайно совпало с окончанием внутрипартийной борьбы, установлением единоличной власти Иосифа Сталина и взятием курса на форсированную индустриализацию. В 1929 году Рождество, как и остальные православные праздники, становится обычным рабочим днём до этого они носили признаваемый государством статус «особых дней отдыха». Началась кампания по закрытию и уничтожению действующих храмов. На собраниях партийных и комсомольских организаций разного уровня обстоятельно разъясняли: для строителя коммунизма заигрывание с религией недопустимо в любом виде. Будь то поход в церковь или ёлка дома в честь «старорежимного» праздника. Удары по Рождеству рикошетом «били» и по Новому году, также лишенному статуса выходного дня. Ведь для выросших в царской России людей Новый год был не светским всенародным праздником, а своего рода «спутником» Рождества Христова. Опосредованная борьба с Новым годом проявилась в «антиёлочной кампании» конца 1920-х — начала 1930-х годов. Украшать дом хвойным изделием стало «политически некорректным». Наиболее убеждённые члены партии и комсомольцы специально ходили в рождественские дни по домам: смотреть, не поставил ли кто ёлку, не празднует ли кто де-факто запрещённый праздник. На страницах газет регулярно появлялись коллективные письма пионеров и октябрят, призывавших взрослых не ставить ёлку и не праздновать Рождество и Новый год. В детских изданиях печатались незамысловатые «антиёлочные» стихи. В одном из номеров ленинградской газеты «Чиж» за 1931 год опубликовали такие строки: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов». В советском обществе даже обсуждались идеи перехода к новому летоисчислению и началу календарного года, привязанным уже ко Дню Октябрьской революции. Однако воплощены в жизнь они не были. Советскую политику в отношении Нового года ждал внезапный поворот. Это было характерно для сталинской эпохи: когда на свет вновь появлялся тот или иной атрибут «старых времён», но уже в нужной режиму идеологической «обёртке». Один из наиболее авторитетных зарубежных историков-советологов, Роберт Чарльз Такер называл эту линию сталинской политики «популистским традиционализмом».

Прямые эфиры

  • История Нового года от Древнего Египта до наших дней
  • Новый год, история появления празднования Нового года
  • Новый год в России не всегда встречали 31 декабря
  • Новый год, история появления празднования Нового года
  • История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник
  • Когда впервые в России начали праздновать Новый год, и Кто подарил шампанское русскому народу

История Нового года от Древнего Египта до наших дней

Когда в стране отмечали начало нового года? При этом принять григорианский календарь, распространенный в католических странах Европы, Петр не мог. Это могло привести к бунту духовенства и православного населения страны. Какие новогодние традиции ввел Петр I? Новый год 300 лет назад отмечали не в ночь с 31 декабря на 1 января, как это принято сейчас, а 1 января. Петр Алексеевич даже регламентировал праздник тем же указом "О праздновании Нового года". Правда, указ этот распространялся только на жителей Москвы. Как встречали Новый год в других частях большой страны — точно неизвестно. Жителям "царствующего града" было велено в этот день поздравлять друг друга, благодарить Бога молебным пением и украшать дворы еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями.

Даже бедняки должны были хотя бы "по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить". Хвойные украшения должны были стоять всю следующую неделю. Именной указ Петра I "О праздновании Нового года", 20 декабря 1699 года 31 декабря 1724 года Петр издал еще один указ с новыми правилами: теперь столичные жители должны были украшать дворы фонарями. В тот год как раз появились фонарики "голландского образца". Это были камеры из редкого и дорогого в те времена материала — стекла, которые заправляли маслом и ставили на специальные столбы. Горели они тускло и еле-еле освещали путь во тьме. Лампы, по предписанию Петра, зажигали в ночь с 1 на 2 января. Композиция К.

Брожа, гравер Э. Первые "огненные потехи", как их тогда называли, появились на Руси еще при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче стали регулярными. Уже тогда фейерверк был не просто яркой вспышкой в небе, а грандиозным действом c надписями и движущимися фигурами. Правда, сюжеты новогодних представлений были отнюдь не сказочными, а в основном военными. Петр приглашал на новогодние празднества зарубежных дипломатов, и фейерверк был удобным способом донести до иноземцев и народа свои военно-политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях. Когда начинался фейерверк, его приветствовали залпами из мелких ружей. Предписание касалось в большей степени знати, находящейся на службе у царя.

Чиновников, входивших в Боярскую думу бояр, окольничих, думных , военных и купцов. А как сам Петр Алексеевич отмечал Новый год? И кто был на пирах вместе с царем? Петр отмечал по-разному. Например, благодаря дневникам датского посла Юста Юля, бывшего на службе в России в 1709—1711 годах, доподлинно известно, как царь встретил 1710 год.

Начиная с юбилейного 7000 года от С. Во время празднования Нового Года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Начиналась церемония около 9 часов утра. Он же заменил летоисчисление «от Сотворения Мира» на «от Рождества Христова»: «в 7208 году 1699 г. Также Пётр I установил и новые традиции празднования: «В знак веселия друг друга поздравляя Новым Годом и Столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же». Примечательно, но немного видоизменившись, эти новогодние традиции сохраняются и в современной России. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней. При Петре I и ёлка впервые становится новогодним символом в России — царь вводит обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями. Однако после смерти императора этот обычай забылся и возродился в XIX веке, но уже как рождественский.

Известен, так же как Мороз Иванович, с 1840 года — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода. Российская дореволюционная новогодняя открытка Созданный Владимиром Одоевским образ был ещё не слишком похож на знакомого нам новогоднего персонажа. А календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый Год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а они к нему. Никаких подарков к какой-то дате Мороз Иванович не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.

Однако, образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется». Живёт в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает, как Морозко старухину дочь в известной сказке, а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. А в Педагогической сказке Владимир Одоевский «превратил» и обрядового Мороза, и сказочного Морозко, в доброго, но справедливого, воспитателя и наставника. Их объединение произошло во второй половине XIX века. Тогда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Санта-Клаус у их иностранных сверстников. Это были единичные попытки, которые не прижились.

Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа российского Деда Мороза. В 1886 году впервые упоминается Морозко. А уже к началу XX века складывается знакомый нам сегодня образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомым и англоязычным читателям. В английском переводе Морозко выступает под именем Tsar Frost с англ. Начиная с 1910 года Дед Мороз стал «живьём» появляться на ёлках.

А на дореволюционных праздничных открытках появляются его изображения. Надпись на открытке: «Поздравляю съ праздникомъ Рождества Христова! Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года, когда Рождество было объявлено рабочим днём до этого 7 января был выходным днём , а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна — не вздумал ли кто готовиться к праздникам. В частности, в те времена уездные комитеты комсомола активно критиковали тех, кто хотел организовывать танцы и иные увеселительные мероприятия на Новый Год в сельских клубах. Наступление Нового Года предлагалось «отмечать» в беседах и на оргсобраниях. Тогда же и произошло окончательное завершение создания образа Деда Мороза. В ней партработник предлагал организовывать для детей празднование Нового Года с ёлкой: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый Год своим детям ёлку.

Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской Страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый Год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино- и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек.

Именно потому в годы Первой мировой войны император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество. Попытки отмечать праздник вызывали критику среди населения и в прессе. Запрет отменили после Октябрьской революции. Тогда же страна перешла на новый стиль. Первый Новый год, совпавший с европейским календарно, пришелся на 1919 год. Традиции отмечать Рождество и Новый год сохранялись до 20-х годов. Отменить их было решено в 1929 году в рамках масштабной кампании по борьбе с религиозными предрассудками. Праздновать Рождество официально запретили, а Новый год признали рабочим днем.

Как вернулся Новый год Возрождение Нового года началось в декабре 1935 года. Он обратился к людям с призывом организовать новогодние елки для детей.

В 1993 году было объявлено нерабочим также 2 января. С 2005 года были установлены новогодние каникулы с 1 по 5 число. С 2013 года их продлили до 8 января. Новогодние украшения За несколько недель до праздника россияне украшают улицы городов, витрины магазинов, торговых центров и дома гирляндами и новогодними композициями.

В каждом доме устанавливается елка, которая декорируется шарами, гирляндами. Под хвойную красавицу ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Популярным украшением являются снежинки, вырезанные из бумаги или фольги. Их клеят на окна в квартирах, домах, офисах, школах и детских садах. В последнее десятилетие россияне переняли некоторые американские и европейские традиции. Одна из них — украшение входной двери новогодним венком из еловых веток.

Праздничный стол Празднование Нового года в России отличается изобилием блюд на столе. Хозяйки проводят весь день 31 декабря на кухне за подготовкой праздничных угощений. Неотъемлемыми блюдами являются салаты «Оливье» и «Сельдь под шубой», мясной студень холодец. Российские хозяйки также готовят запеканки, пироги, различные десерты. На некоторых столах присутствуют пирожки с пожеланиями, внутрь которых кладут сладкую или соленую начинку и кусочек бумаги в фольге. На бумаге пишут приятное пожелание на следующий год.

Ни один новогодний стол не обходится без мандарин. Их запах является неотъемлемым атрибутом зимних праздников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий