Содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный надел

Условия выкупа излагались в специальном «Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий». обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам кредит); утверждение переходного («срочнообязанного») состояния. Выкупные платежи – сумма выкупа за помещичью землю, которую крестьяне должны были погасить государству за 49 лет. Сельский сход – распорядительный орган сельского общества; состоял из домохозяев и выборных должностных лиц, возглавляемых старостой.

Вопрос о земле и выкупная операция в реформе 1861 г. в России.

1) Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный участок (за выкуп). Около четверти суммы крестьянин должен был единовременно заплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. Выкупные платежи – сумма выкупа за помещичью землю, которую крестьяне должны были погасить государству за 49 лет. Сельский сход – распорядительный орган сельского общества; состоял из домохозяев и выборных должностных лиц, возглавляемых старостой. Размеры выкупа земли в каждом регионе были разными. Государство помогало крестьянину совершить выкуп: оно оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % выкупной суммы крестьянин выплачивал помещику сам (сразу или в рассрочку, деньгами или отработками). Помещики сохраняли собственность на свои земли, но были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За это пользование крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи. Реформа 1861 года наделила помещиков правом при определении земельных участков отбирать у крестьян, так называемые «излишки». В результате у крестьян осталось только по 3,5 десятины(1) земли на ревизорскую душу(2). До реформы земли было 3,8 десятины.

Система выкупа бывших крепостных в 1861 году

Реформа 1861 года наделила помещиков правом при определении земельных участков отбирать у крестьян, так называемые «излишки». В результате у крестьян осталось только по 3,5 десятины(1) земли на ревизорскую душу(2). До реформы земли было 3,8 десятины. Согласно двум последним «Положениям», при определённых условиях (выкуп крестьянами части надела в собственность по соглашению с помещиком и т. д.), допускался отказ бывших крепостных от надела (или его части) в течение 9 лет. При освобождении они получали земельный участок, размер которого рассчитывался в зависимости от региона проживания, по установленным законом нормам (около 3-12 десятин). Землю крестьяне получали не безвозмездно, а на условии откупа ее у помещика. Крепостное право — это система зависимости крестьян от помещиков, закрепленная комплексом правовых норм и которая была отменена лишь в 1861 году Александром II.

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

Выкупная сделка крестьян: путь к свободе или государственная афера? ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫКУПЕ КРЕСТЬЯНАМИ, ВЫШЕДШИМИ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, ИХ УСАДЕБНОЙ ОСЕДЛОСТИ, И О СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К ПРИОБРЕТЕНИЮ СИМИ КРЕСТЬЯНАМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЕВЫХ УГОДИЙ (1861 г., февраля 19).
Выкупная операция | это Что такое Выкупная операция? Размеры выкупа земли в каждом регионе были разными. Государство помогало крестьянину совершить выкуп: оно оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % выкупной суммы крестьянин выплачивал помещику сам (сразу или в рассрочку, деньгами или отработками).
Отмена крепостничества: сколько денег на этом заработала Россия Собственность на земельные наделы переходила к общине, а расплачивались за нее крестьянские семьи. 80% стоимости земли оплачивало государство, кредит крестьянин должен был погасить за 49 лет. В год он должен был платить около 6% от суммы займа.
Выкупная сделка крестьян: путь к свободе или государственная афера? :: [HOST] Для упрощения этой операции правительство компенсировало помещикам 75-80% стоимости земли, а крестьяне становились должны уже государству. Данные выплаты совершались не одномоментно.
Крепостное право — что это такое, кто и когда его отменил предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли.

§ 21. РЕФОРМА 1861 Г. И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Крестьянам обещали землю, но не бесплатно. В процессе выкупа участка участвовали три стороны: крестьянин, помещик и государство в качестве гаранта. Первый платил помещику 20% от нужной суммы. За получение земли в собственность крестьяне платили выкуп: 20% — помещику, а 80% — государству, возвращая тому ссуду, которую оно за них заплатило помещикам-землевладельцам. К 1861 г. дворяне умудрились заложить 2/3 своих владений под обеспечение взятых у государства ссуд. Это означало, что в любой момент на совершенно законных основаниях может быть запущен процесс принудительного выкупа заложенных земель и крепостных душ. невозможность единовременной финансовой операции для государства в случае обязательного выкупа. Третий - форма выкупа, принятая Комиссиями, должна обеспечить удержание за всеми крестьянами существующих наделов.

Выкупная операция

Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временно-обязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1 губернское по крестьянским делам Присутствие; 2 уездные мировые съезды, 3 мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действия сих учреждений определяются в особом о них Положении». Реформа юридически упраздняла личную зависимость крестьян от помещиков. Крепостное право отменялось навсегда. Крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в России имело государственный характер. В результате юридического освобождения крестьянин становился гражданином общества. Крестьяне получали право иметь собственность и распоряжаться имуществом, заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения например, в брак , менять место жительства, переходить в другие сословия и т. В «Общем положении» эти права закреплены следующим образом: «23.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право, наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением, установленных в общих законах и в сем Положении, правил: 1 производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин Свода Зак. Правила об открытии вновь разного рода промышленных заведений в усадьбах, еще не выкупленных крестьянами, излагаются в местных положениях. Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду: 1 по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинать иски и тяжбы и ответствовать за себя, лично или чрез поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц посторонних; 2 по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и чрез поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных; 3 быть свидетелями и поручителями на общем основании». На основании этой статьи крестьяне, с обнародования данного Положения, получают право иска и жалобы, как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены; но по таким действиям и распоряжениям помещиков, которые совершились до обнародования Положения, в силу существовавших крепостных отношений, начинать иски и тяжбы крестьянам воспрещается. Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору, или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей». Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или передать свою землю, уйти из деревни. Создание сельской общины закреплено следующими положениями: «40. Через общину в определенной степени сохранилась и власть помещика над крестьянством.

Помещик имел также право отвода неугодных ему старост и других выборных лиц в общине, без его согласия нельзя было изменить севооборот или распахать пустырь. Община несла круговую поруку за уплату податей каждым крестьянином. Существование общины было выгодно помещикам, которых община обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала поступление налогов. Для крестьян община стала серьезным ограничителем юридической свободы. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Вместе с тем реформа освобождала крестьян с землей. Для того, чтобы гарантировать продолжение аграрного процесса в России, получать налоги с крестьян, избежать всеобщего крестьянского возмущения была установлена взаимная обязанность помещика — дать землю, а крестьянина — взять землю, на основе «добровольных» соглашений, за выкуп. Крестьянам предоставлялись в пользование а не в собственность их приусадебные участки и некоторое количество полевой земли и других угодий «полевой надел», или просто «надел». Собственником выделяемой крестьянам земли становилась община «мир».

Дворовые же люди, находившиеся в личном услужении у помещиков и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела и по прошествии двух лет временнообязанного состояния могли приписаться к какой-либо общине. Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Были определены нормы наделов для губерний великороссийских, юго-западных малороссийских и западных. Великороссийские губернии по нормам наделов делились в свою очередь на три группы, в зависимости от того, в какой полосе они находились: в черноземной, нечерноземной или степной Приходилось учитывать разнообразные местные условия для каждой зоны государства, а также для отдельных губерний и даже уездов. Размеры надела на душу на члена семьи мужского рода составили в нечерноземной полосе 3-7 десятин, в черноземной зоне 1-4 десятины, в степной зоне 6 десятин. В среднем по России величина крестьянского надела составила 3,3 десятины на душу. При определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически — только из интересов помещиков. В большинстве случаев до реформы у крестьян было больше земли, чем это предусматривалось высшей нормой надела по «Положению». Разницу помещики получили право отрезать в свою пользу.

В том случае, если после выделения наделов крестьянам у него оставалось меньше этого количества земли, то наделы уменьшались. Если дореформенный крестьянский надел был больше предусмотренного реформой, то излишки отходили помещику. Отрезанная в результате реформы 1861 года земля получила название отрезков. Создавалась лоскутная путаница крестьянских наделов и помещичьих угодий «чересполосица». Крестьянам приходилось просить у помещика разрешение на проезд через его землю или арендовать у него эти участки за различные отработки. Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и «месячники». Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли «клином» в крестьянские, что создавало затруднения для крестьянских хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по ростовщическим ценам.

До выкупа земли у помещика крестьяне оставались «временно обязанными» и должны были по-прежнему выполнять барщину и платить денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и колебалась в зависимости от местности. Земля передавалась сельским общинам не бесплатно, а за выкуп. Остальную сумму помещик получал от государства. Выкупная ссуда выдавалась ему в виде ценных бумаг и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг. Крестьяне должны были погасить этот долг в рассрочку, в течение 49 лет, выкупными платежами.

За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему. Поделиться: Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права.

И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю. Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии.

Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись. Освобождение крестьян. Pinterest Правда, государство не оставило крестьян один на один с огромной суммой. Власть взяла на себя обязательства по выплате процентов и капитала, отталкиваясь от процентных бумаг, выданных помещикам. От крестьян же требовалось вернуть государству деньги в течение 49 лет.

Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Кутлере были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ [1] , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб. Было сложено 1. В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера. Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат. Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера самая дорогостоящая из всех принятых не достигла главной цели — аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой см. Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения , в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности [4]. В других странах Выкупной операцией в российской литературе назывался выкуп земельных прав у помещиков в разных странах, в том числе: выкуп прав копигольдерами в Англии в середине XIX века [5].

Если на крестьянах состоит казенная или помещичья недоимка, то они могут приступить к выкупу усадебной оседлости не прежде, чем по уплате недоимки. Право крестьян на выкуп их усадебной оседлости распространяется только на те крестьянские усадьбы, которые находятся на земле, отведенной крестьянам в постоянное пользование, на основании Местных Положений о крестьянах. Глава II. Об определении размера выкупной суммы за усадебную оседлость 11. Определение размера выкупа за усадебную оседлость на основании соглашения, засвидетельствованного Мировым Посредником в присутствии посторонних добросовестных в числе от 3-х до 6-ти, зависит вполне от договаривающихся сторон. От сего соглашения зависит также постановление всех условий относительно порядка и рассрочки платежей. Если же добровольных соглашений не состоится, то выкуп производится на основании правил, изложенных в нижеследующих статьях. В местностях, на которые распространяется Местное Положение о поземельном устройстве крестьян в губерниях Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, выкупная сумма за усадебную оседлость определяется соответственно количеству причитающегося за оную в пользу помещика оброка… 14. Для определения сей доли, усадьбы каждого селения причисляются к одному из четырех разрядов, установленных в означенном местном Положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, относится собственно на усадебные земли: первого разряда — не более 1 р. В четвертом разряде, к коему причисляются усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, возвышенным оброком за представленные крестьянам особые выгоды, денежная повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том Положении, и свыше 3 р. Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитающуюся с нее, по уставной грамоте часть оброка помножается на шестнадцать и две трети. Таким образом, за каждый рубль ежегодного оброка, падающего на усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб.

Выкупные платежи: цена свободы крестьян

История крестьянской реформы показывает, какое участие сыграли в этом деле землевладельцы например, кн. Гагарин, гр. Панин и др. Из этого видно, что закон, написанный при их участии и под их влиянием, принял интересы землевладельческого дворянства под свою защиту. Подобным же образом, произошла переплата и под видом процента за рассрочку крестьянам их выкупного долга. Но, говорит Д. Оно лишь напечатало процентные бумаги и гарантировало их.

Но зато, из всей суммы выкупного долга в 900 миллионов, около одной трети 315. Таким образом, выкупная операция оказалась не только доходной землевладельческому дворянству, но и правительству, в состав которого входило, особенно в верхних слоях его, главным образом оно же. Ежегодный избыток поборов в пользу чиновников, ведущих дела, над расходами, составлял круглым счетом 2. Значить, и здесь за все 15 лет было переплачено крестьянами более 38 миллионов.

По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим. В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу.

Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы. В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья , ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян. В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом. Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры.

Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк. Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов. Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.

Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров. По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло.

Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко. Реформаторы считали, что освобождённая энергия крестьянства даст возможность стране окрепнуть социально и экономически в совершенно новых условиях. Однако результаты реформы стали сказываться не сразу, а через поколение. Именно эффект от реформ Александра II позволил России сделать экономический рывок при его сыне, Александре III, и войти в пятёрку наиболее развитых стран мира», — резюмировал Леонид Ляшенко. Выкупные платежи: цена свободы крестьян Отмена крепостного права не сбросила с крестьян оковы рабства. За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему.

Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права. И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю.

Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии. Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись. Правда, государство не оставило крестьян один на один с огромной суммой.

Власть взяла на себя обязательства по выплате процентов и капитала, отталкиваясь от процентных бумаг, выданных помещикам. От крестьян же требовалось вернуть государству деньги в течение 49 лет. Крестьяне, которые смогли уложиться в срок, становились крестьянами-собственниками. А те, кто не сумели, переходили в категорию «временнообязанных». Они продолжали трудиться на земле помещика, отплачивая оброк или барщину.

Опасаясь крестьянских волнений, в разных губерниях о даровании воли объявляли в разное время и при этом передислоцировали войска из одного региона в другой. Жандармы в 1861 г. Многие крестьяне были уверены, что чиновники и помещики подменили царский манифест. Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили. Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают! Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам! Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян? Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа? Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой. Фотография неизвестного автора Но крестьяне оставались членами общины, то есть сельского общества, и выйти из неё могли только при соблюдении определённых условий. Они должны были: отказаться от земельного надела, который относился к общинной, или «мирской», земле; уплатить все недоимки, то есть долги, по налогам и повинностям; не состоять под судом; получить разрешение на выход из общины от своих родителей, если они ещё живы; предоставить обеспечение малолетним детям или иным иждивенцам, если они оставались в общине; в первые девять лет после реформы дополнительно нужно было получить увольнительное свидетельство от волостного старшины. Крестьяне, став свободными, выходили из-под власти помещиков. Поэтому создавалась новая система управления деревней. Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Сельские общества одного или нескольких уездов объединялись в волость. На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния. Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости. Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения. Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг. Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян. Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика. Словами источника Из пьесы А. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. Перед каким несчастьем? Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»? Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г. За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй. Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода. Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства. Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы. Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах. Бородко; отв. Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян. Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян. Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год.

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я. Ростовцев рис. Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте.

Крестьянская реформа в России

1) Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный участок (за выкуп). Около четверти суммы крестьянин должен был единовременно заплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений. Для упрощения этой операции правительство компенсировало помещикам 75-80% стоимости земли, а крестьяне становились должны уже государству. Данные выплаты совершались не одномоментно. В основе своей аграрный вопрос все-таки удалось решить до 1917 года. Власти империи обратили силы к разрешению болезненной ситуации, чреватой социальным взрывом. В 1907 году выплаты крестьян за землю прекратились по всей империи. Для погашения этой суммы крестьяне ежегодно должны были выплачивать 6 % от выкупа. В нашем примере, когда сумма выкупа составляла 166,66 руб., размер ссуды государства составил 80 % или 133,33 руб.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий