Выступление старообрядцев дата и участники

В числе участников выступления были представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах.

Наша Антарктида. Антарктида - наша

  • Идеологический церковный кризис в XVII в.
  • История старообрядчества — Википедия. Что такое История старообрядчества
  • Информация
  • Как жили староверы перед революцией

Выступление старообрядцев 1. Дата2. Участники3. Событие4. Результат

Корзухина «Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», 1882. В 1698 году дезертиры, участвовавшие в Азовских походах, организовали восстание в нескольких полках. Мятежники не хотели воевать — они хотели увеличить себе жалованье и свергнуть Петра I, который им очень не нравился за попытки модернизировать армию. Вместо молодого царя стрельцы собирались возвести на престол царевну Софью, которая в то время находилась в заточении в Новодевичьем монастыре. Реализацию этого проекта сорвали верные Петру I Преображенский и Семёновский полки. Силы бунтовщиков были наголову разбиты. В ходе начавшегося потом следствия перед кельями царевны Софьи повесили 195 стрельцов. Всего были казнены более 2000 человек, пятерым из них Пётр I собственноручно отрубил голову.

Итоги восстания: Пётр I распорядился расформировать стрелецкое войско. Правда, после «Нарвской конфузии» император понял, что несколько погорячился. Наиболее боеспособные стрелецкие полки вернули в строй. Постепенно они были поглощены регулярной армией. Утро стрелецкой казни. Картина В. В 1704 году в Уфу на собрание башкирских родов прибыли царские чиновники, которые объявили о введении 72 новых налогов. При этом значительную часть податей корыстные прибыльщики выдумали сами.

Так, вводились сборы на каждое колесо в телеге, проруби, хомуты, мечети и даже на глаза: со светлоглазых следовало взимать по шесть копеек, а с черноглазых — по восемь. В довершении ко всему этому чиновники потребовали выставить на нужды армии 5 тысяч лошадей. Степная знать на эти поборы ответила бунтом: прибыльщики были избиты, а царские бумаги брошены в реку. Начавшееся восстание подогревалось слухами о том, что Пётр I собирается насильно крестить местное мусульманское население. Поэтому вполне логичным выглядит то, что за поддержкой башкиры решили обратиться к могущественной Турции. Но единоверцы помочь бунтовщикам либо не захотели, либо не успели. В 1711 году восстание было подавлено. Итоги восстания: Власти снизили в башкирских степях размеры оброчных платежей, освободили от сдачи на оброк некоторые угодья.

Астраханское восстание Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба. Чашу терпения народного, впрочем, переполнили не эти поборы, а то, с каким рвением Ржевский бросился исполнять указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороды. По свидетельствам современников, воевода «обрезывал бороды прямо с мясом». Поэтому неудивительно, что свежепобритые бунтовщики первым делом бросились искать именно Ржевского, но найти его долгое время не удавалось. Восставшие начали гадать, где воевода, и даже предположили, что Ржевский мог пойти на сговор с колдуном, который с помощью своих чар помог ему покинуть город неузнанным. На деле, впрочем, всё оказалось куда прозаичнее: с самого начала бунта хитрый управленец скрывался в курятнике. Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном.

Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года. Предводителей восстания колесовали. Итоги восстания: Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён. Восстание Булавина Огонь астраханского бунта поджёг Дон. В 1707 году группа казаков под руководством Кондратия Булавина уничтожила царский отряд, который прибыл для сыска беглых крестьян. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Впрочем, на новом посту он продержался недолго.

Видя бесперспективность дальнейшей борьбы, казаки убили атамана Булавина. Памятник Кондратию Булавину в Луганской области. Фото: wikimapia. Центром восстания стал остров Кижи. Мятежники требовали улучшения условий труда и снижения налогов. За считанные месяцы армия бунтовщиков выросла до 40 тысяч человек. Мужики, вооружённые «кольём и дубьём», несколько лет эффективно противостояли местным представителям власти. Для того, чтобы промышленность в Карелии полностью не остановилась, Екатерине II пришлось отправить в регион серьёзные силы.

На подавление восстания в 1771 году были направлены войска, которые расстреляли бунтовщиков из пушек. Итоги восстания: Власти незначительно улучшили условия труда карельских рабочих и приписанных к заводам крестьян. Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года. Власти предпринимали меры для того, чтобы препятствовать распространению моровой язвы: создавались принудительные карантины, были запрещены массовые мероприятия. Но этого было недостаточно — эпидемия продолжала выкашивать население в московском регионе болезнь унесла жизни более 200 тысяч человек. Тогда жители города решили, что спасти их от чумы может только икона Боголюбской Богоматери. Десятки тысяч человек потянулись в Китай-город, чтобы приложиться к чудотворному образу. Архиепископ Амвросий, понимая, что такое паломничество способствует распространению заразы, приказал убрать икону.

Христос учил активной борьбе. Современное политическое движение, направленное на освобождение от произвола нашей родины, не задается целью мстить за прежнее насилие, оно стремится к правде. Освободительное движение есть святое дело, дело Христа. Где свобода, там дух Божий. Не может быть свободы там, где существует самодержавный режим, при котором царь объявляет себя главою церкви, присваивает себе Божьи права и на этом основании распоряжается жизнью и смертью своих подданных; не может быть свободы там, где символ распятия кощунственно превращен в меч, призывающий к братоубийственной войне. Если признать принцип подчинения существующим властям, то выйдет, что первыми революционерами всегда были старообрядцы, которые в течение 250-ти лет не подчинялись незаконным требованиям Императорского правительства. Наконец, каким властям сейчас подчиняться: правительственной власти теперь в сущности нет, мы чувствуем лишь власть народа.

К правительству, как неоднократно мы видели, бесполезно обращаться с жалобами; мы должны лишь апеллировать к обществу и народу. Власти народа мы и будем подчиняться, а не той власти, которая нас угнетала в течение веков, а теперь угнетает все русское общество. Таким образом, принцип, — «повинуйтесь предержащим властям», — сохранится. Самодержавную власть наши предки признавали лишь в смысле национальной независимости... Собрание всецело присоединяется к современному освободительному движению, которое должно повести нашу родину по пути свободы и благоденствия». Резолюция была покрыта шумными одобрениями, но в виду заявленных протестов со стороны некоторой наиболее консервативной части старообрядцев, присутствовавших на собрании, заявившей, что под понятием «освободительного движения» можно подразумевать и работу крайних террористических партий, действующих насилием, и что к такому освободительному движению нельзя присоединяться, резолюция была несколько видоизменена в смысле более мягкой формулировки. Собрание выражает горячее пожелание, чтобы Государственная Дума была созвана в скорейшем времени для проведения в жизнь начал, возвещенных манифестом 17-го октября».

Старообрядческий съезд Приведенный выше отчет о созванном по частной инициативе собрании московских старообрядцев, на котором присутствовало неcколько сот представителей различных фракций, несомненно до известной степени дает представление о настроении московского старообрядчества. Здесь определенно наметились три течения: одно, рассматривающее политические вопросы с узко-сектантской точки зрения, клонилось к тому, чтобы устранить старообрядцев, как представителей известной религиозной общины от активного участия в освободительном движении, другое умеренно-прогрессивное и третье, которому можно дать общее название революционного. Но знаменательно то, что в среде, которую в широких слоях общества принято считать наиболее консервативной, не раздалось ни одного голоса в защиту старого порядка. Происходивший затем вскоре чрезвычайный всероссийский съезд старообрядцев австрийского согласия в Москве дал новый богатый материал для суждения о политических симпатиях большинства старообрядческого общества. Материал тем более ценный, что он исходил уже от уполномоченных всего старообрядчества. На съезде присутствовали и представители беспоповцев. Еще 11-го декабря совет съезда, приветствуя акт 17-го октября, долженствующий, по его мнению, обновить русскую жизнь, обратился ко всем старообрядцам с воззванием, в котором доказывал, что умиротворение России может быть достигнуто лишь немедленным созывом Государственной Думы с законодательным голосом представителей народа, правильно избранных от всего населения России.

Съезд выработал также избирательную платформу для старообрядцев. Напомним основные положения этой программы. Старообрядцы «ни в коем случае не станут голосовать за тех кандидатов в Государственную Думу, которые хотят возврата к прежнему приказному строю, причинившему столько зла всему русскому народу», не будут они голосовать и за представителей крайних партий, так как считают, что благо России не может быть куплено ценою кровавой борьбы. Старообрядцы всецело должны поддерживать на выборах в Государственную Думу только тех граждан, которые будут в Государственной Думе поддерживать: 1 единство России; 2 сохранение в государстве царской власти, опирающейся на решения народных представителей в лице Государственной Думы. Думе должна принадлежать законодательная власть. Избрана она должна быть от всего народа, т. Старообрядцы примиряются с изданными ныне правилами о выборах потому, что дальнейшее развитие избирательного права будет всецело зависеть от усмотрения самой Думы.

Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов. Они стоят за демократическое местное самоуправление; находят, что в первой уже очереди своих работ Государственная Дума должна наделить крестьян землей при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые подлежат передаче крестьянам; вопрос фабричного и рабочего быта Государственная Дума должна решить сообразно справедливым желаниям рабочих и применительно к тем порядкам, которые уже существуют в благоустроенных государствах с развитой промышленной жизнью. Чтобы дать справедливую оценку постановлениям съезда, будем иметь в виду, что по постановлению совета никто из «посторонних», т. Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий. Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву. Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам.

Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение». Теперь точно такая же истиннорусская верноподданность проявилась со стороны самого «архиепископа московского Иоанна Картушина». Архиепископ произнес речь о том, что «старообрядцы ни в каком случае не могут сочувствовать, а тем паче участвовать в ограничении Верховной Власти». Манифест 17-го октября Картушин «объявил не добровольным, а вырванным из рук Державного Вождя нерусскими стремлениями нерусских людей, прибегших ради этого к братоубийственному кровопролитию. Поэтому Картушин потребовал, чтобы его паства, не только не участвовала в проведении в жизнь этого насильственного распоряжения, а, наоборот, всячески противодействовала всякому попранию и ограничению Богоучрежденной и Богоставленной власти». Речь эта, как заявляют «Моск. Принимая во внимание, что «большинство старообрядческой интеллигенции, хватившей верхушек европейской цивилизации, не прочь полиберальничать» и что такое настроение можно найти «даже среди начетчиков и духовенства австрийского согласия», «Моск.

Насколько справедливы заявления органа г-на Грингмута, видно уже из приведенных выше постановлений съезда. Недоразумение газеты основывается на неправильной оценке ухода со съезда некоторого числа депутатов. Этот уход не был демонстрацией. Большинство ушло, конечно, не потому, что сочувствовало так называемым «истиннорусским людям», группирующимся вокруг органа г. Грингмута, — против этого союза старообрядцы, как мы уже знаем, в свое время решительно протестовали: ушли депутаты потому, что они индифферентно относились к общественным вопросам и, считая себя представителями лишь религиозной организации, далекой от мирских интересов, желали, чтобы на съезде трактовались лишь вопросы духовного быта старообрядческой общины; ушли, быть может, потому, что, сочувствуя в душе идеям освободительного движения, не считали возможным принимать какое-либо активное в нем участие. К сожалению, такую точку зрения разделяет большинство даже наиболее прогрессивных наших сектантов. С другой стороны, индифферентизм известной части съезда будет понятен, если принять во внимание его состав, — значительное число депутатов являлось представителями старообрядческого духовенства.

Это духовенство, хотя и стоит в значительной степени выше иерархии государственной церкви, являющейся за весьма малым исключением оплотом реакционных течений, в политическом отношении не представляет благодарного материала, — служитель алтаря всегда останется им, тем более при господствующих в старообрядчестве взглядах на необходимость полного разграничения сфер государственной и церковной жизни. Однако уже самый факт, что на этом съезде были подняты политические и общественные вопросы и разрешены в известном смысле, является довольно знаменательным. Решения съезда отнюдь не представляются продуктом либеральных затей некоторой части старообрядческой интеллигенции, не имеющих прочного основания в самой старообрядческой массе; с большей уверенностью можно было бы сказать, что решения съезда, отражающего преимущественно интересы старообрядческой буржуазии, недостаточно еще ярко выразили настроение низших слоев старообрядческого общества, настроенного, несомненно, радикально. Прошлое и настоящее старообрядчества Чтобы получить ясное представление о брожении, которое теперь наблюдается в старообрядчестве, нельзя упускать из виду той эволюции, которую пережило старообрядчество за двухстолетний период своего существования. Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста. С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна.

Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей. Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей. При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс.

Другие, в том числе патриарх Иосиф, утверждали, что раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии. Портрет патриарха Никона с клиром. Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц преимущественно духовного звания, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия». В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие. Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни.

Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств. Протопоп Аввакум Реформа патриарха Никона Новгородский митрополит Никон, которому покровительствовал царь Алексей Михайлович, в 1652 г. В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца. Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус. Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались. Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г.

Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть. Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе. Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г. Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву. Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана.

Более того, мятежные астраханцы отправляли в Россию порох пудами.

Все помнят фразу «С Дона выдачи нет», но и здесь Петр I решил пойти против традиций. На Дон был отправлен отряд вельможи Долгорукого, чтобы вернуть беглых, так как нужны были новые рекруты для армии. Это настолько возмутило казаков, что реакция на это действие была самая жёсткая и агрессивная. Отряд Долгорукого был окружен казаками под предводительством атамана К. Булавина и уничтожен. Рисунок памятника Ю. Долгорукому Источник Начавшееся в 1707 году восстание Кондрата Булавина будет подавлено в 1708 году.

Как рассказывали очевидцы, еще долго по Дону плыли плоты с повешенными казаками. Еще одно восстание произошло в 1705-1711 годах — восстание в Башкирии. В Уфу был отправлен отряд, который должен был собирать налоги, но, кроме этого, призывать местное население на воинскую службу. В ответ на это начались антирусские настроения и очень длительное и тяжелое для России восстание. Отношения старообрядцев и Петра I При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1716 году старообрядцы получили право жить наравне с остальными в общих поселениях. Но приходилось платить двойную пошлину.

Открытых притеснений действительно стало меньше, хотя старообрядческая литература по-прежнему уничтожалась. Среди сибирских старообрядцев существует легенда, что из кострищ как-то раз выгребли 40 пудов медных застежек. Так это или нет — неизвестно, но книги жгли. На притеснения старообрядцы отвечали уже привычным им способом — массовыми самосожжениями. По мере развития мануфактурной промышленности, усиливалось движение среди работных людей, крестьяне оказывались оторванными от семьи на долгие месяцы; условия их жизни были далеки от идеального.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Восстания старообрядцев и работников мануфактур — урок. История, 8 класс. Укажите даты когда были Вавилон ниневия Иерусалим и определите сколько лет прошло между Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог).
Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог) Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.

Восстание старообрядцев дата - фото сборник

Преследования старообрядцев. В состав участников выступлений входили представители большинства категорий населения России того периода. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Лидером движения старообрядцев выступил протопоп Аввакум.

Движение старообрядчества. Основные даты

Соловецкое восстание монахов в 17 веке - причины и итоги Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев.
11 вопросов о старообрядцах Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. состав участников выступления старообрядцев. вопрос по История от NikaFelice_zn (66 баллов) 13 Март, 18. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское.

Выступления петра 1

Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог) В числе участников выступления были представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва.
Выступление старообрядцев В бунте приняли участие и старообрядцы.
Главные события выступления старообрядцев Выступления старообрядцев.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Выступление против реформ Петра 1 Дата.
История России В 1762 году Екатерина Великая приняла закон, разрешавший старообрядцам исповедовать свою веру открыто, без помех.В 1905 году царь Николай II подписал акт о свободе вероисповедания, положивший конец преследованиям всех религиозных меньшинств в России.

Народные движения в XVII веке

Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. Сюда стали отовсюду приходить тысячи обездоленных. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, где он обещал «всех князей и бояр и все шляхетство дворянство российское побить». Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие с ходу захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком т.

Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек. В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован. Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года , царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек.

Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала. Выступление старообрядцев Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма социального протеста. Только за 20 лет 1675-1695 в ходе массовых самосожжений погибло до 20 тысяч старообрядцев. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668-1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70-80-х годах. Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря.

Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича, умершего в 1676 году. Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I.

Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов. Они стоят за демократическое местное самоуправление; находят, что в первой уже очереди своих работ Государственная Дума должна наделить крестьян землей при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые подлежат передаче крестьянам; вопрос фабричного и рабочего быта Государственная Дума должна решить сообразно справедливым желаниям рабочих и применительно к тем порядкам, которые уже существуют в благоустроенных государствах с развитой промышленной жизнью.

Чтобы дать справедливую оценку постановлениям съезда, будем иметь в виду, что по постановлению совета никто из «посторонних», т. Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий. Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву.

Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам. Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение». Теперь точно такая же истиннорусская верноподданность проявилась со стороны самого «архиепископа московского Иоанна Картушина». Архиепископ произнес речь о том, что «старообрядцы ни в каком случае не могут сочувствовать, а тем паче участвовать в ограничении Верховной Власти».

Манифест 17-го октября Картушин «объявил не добровольным, а вырванным из рук Державного Вождя нерусскими стремлениями нерусских людей, прибегших ради этого к братоубийственному кровопролитию. Поэтому Картушин потребовал, чтобы его паства, не только не участвовала в проведении в жизнь этого насильственного распоряжения, а, наоборот, всячески противодействовала всякому попранию и ограничению Богоучрежденной и Богоставленной власти». Речь эта, как заявляют «Моск. Принимая во внимание, что «большинство старообрядческой интеллигенции, хватившей верхушек европейской цивилизации, не прочь полиберальничать» и что такое настроение можно найти «даже среди начетчиков и духовенства австрийского согласия», «Моск.

Насколько справедливы заявления органа г-на Грингмута, видно уже из приведенных выше постановлений съезда. Недоразумение газеты основывается на неправильной оценке ухода со съезда некоторого числа депутатов. Этот уход не был демонстрацией. Большинство ушло, конечно, не потому, что сочувствовало так называемым «истиннорусским людям», группирующимся вокруг органа г.

Грингмута, — против этого союза старообрядцы, как мы уже знаем, в свое время решительно протестовали: ушли депутаты потому, что они индифферентно относились к общественным вопросам и, считая себя представителями лишь религиозной организации, далекой от мирских интересов, желали, чтобы на съезде трактовались лишь вопросы духовного быта старообрядческой общины; ушли, быть может, потому, что, сочувствуя в душе идеям освободительного движения, не считали возможным принимать какое-либо активное в нем участие. К сожалению, такую точку зрения разделяет большинство даже наиболее прогрессивных наших сектантов. С другой стороны, индифферентизм известной части съезда будет понятен, если принять во внимание его состав, — значительное число депутатов являлось представителями старообрядческого духовенства. Это духовенство, хотя и стоит в значительной степени выше иерархии государственной церкви, являющейся за весьма малым исключением оплотом реакционных течений, в политическом отношении не представляет благодарного материала, — служитель алтаря всегда останется им, тем более при господствующих в старообрядчестве взглядах на необходимость полного разграничения сфер государственной и церковной жизни.

Однако уже самый факт, что на этом съезде были подняты политические и общественные вопросы и разрешены в известном смысле, является довольно знаменательным. Решения съезда отнюдь не представляются продуктом либеральных затей некоторой части старообрядческой интеллигенции, не имеющих прочного основания в самой старообрядческой массе; с большей уверенностью можно было бы сказать, что решения съезда, отражающего преимущественно интересы старообрядческой буржуазии, недостаточно еще ярко выразили настроение низших слоев старообрядческого общества, настроенного, несомненно, радикально. Прошлое и настоящее старообрядчества Чтобы получить ясное представление о брожении, которое теперь наблюдается в старообрядчестве, нельзя упускать из виду той эволюции, которую пережило старообрядчество за двухстолетний период своего существования. Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста.

С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна. Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей. Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей.

При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс. Такова была судьба поповцев. В этой среде скоро исчезли и последние намеки на социально-политическую оппозицию; эти люди замерли в своей патриархальной оболочке представителей Московского государства XVII века. Только в области религии они сумели сохранить во всей чистоте свои взгляды и здесь остаться в оппозиционном лагере, не желая подчиниться государственной церкви и признать совершившуюся переписку Божьего царства на государево имя.

Другая часть старообрядческой массы, сделав неизбежный логический вывод и отвергнув священство и царство, разбилась в свою очередь на несколько течений. Беспоповцы не скованные в своих мыслях святыней церковного авторитета и церковной организации, предписывающих религиозные догматы как ненарушимые истины, разбились на бесчисленное множество фракций. И каждая из этих фракций в свою очередь пережила самые разнообразные эволюции. В беспоповщине живая мысль не угасала, — здесь была свобода творчества.

С первых же пор люди, свободные от церковного авторитета, должны были самостоятельно создать себе новые формы вероучения. И, конечно, народная мысль, не привыкшая к самостоятельному творчеству, предоставленная в своем развитии только самой себе, часто шла по ложному пути и выливалась в уродливую форму религиозного фанатизма Политическая мысль здесь отсутствовала или, вернее, замерла на долге годы, как замерла она во всем русском народе; о непоколебимую твердыню культурной закорузлости должны были неизбежно разбиваться все прогрессивные течения. Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу.

Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки. Дух времени отразился и на поповцах, — они стали выходить из своего состояния вечного покоя. Непосредственно соприкасаясь с правительственной политикой преследования, старообрядцы не могли в конце концов оставаться безучастными зрителями хода общественной жизни.

Эта жизнь непосредственно затрагивала их интересы, и в сомкнутый круг старообрядчества стали проникать новые веяния. Эти новые веяния среди старообрядческой интеллигенции можно характеризовать словом, пущенным в обиход П. Боборыкиным, — обмирщение: руководители старообрядчества соприкоснулись с европейской цивилизацией. Параллельно этой европеизации в среде старообрядчества шла другая внутренняя работа, выразившаяся в пробуждении религиозного самосознания.

Этот перелом в старообрядческой сфере вызван был, конечно, общим переломом в русской жизни за последние годы. Прогрессивные начинания в старообрядческой среде проявились прежде всего в оживлении старообрядческой прессы. Вынужденные печатать в России свои произведения в тайных типографиях, старообрядцы перенесли свою печатную деятельность за границу и основали в Пруссии, Австрии и Румынии ряд старообрядческих типографий. Отсюда книги и другие печатные произведения расходились по России.

В 1878 г. Чернышева Старообрядец. На место Старообрядца в 1892 г. Мельниковым, который должен был бежать за границу от преследований русского правительства.

За новой газетой был учрежден бдительный надзор со стороны гражданских и духовных властей.

Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило , через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания.

Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке.

Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674—1675 стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки.

Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [4]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Нападавшие проникли в монастырь через тайный ход в сушило. Темной снежной ночью 1 февраля 22 января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их.

Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [4] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Собор 1677 года 12—21 февраля 1677 года, в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со староверием и для утверждения «правильности» вышесказанных соборных решений была отправлена новая комиссия Иосиф митрополит Рязанский ; Симеон архиепископ Тверской ; Варсонофий, игумен Доброго монастыря ; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев , осмотревшая мощи княгини Анны Кашинской и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно. Осмотр 1677 года, согласно протоколу, показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи» [6]. Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями всего 13 расхождений : так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. Нужен был любой повод, даже придуманный, для того, чтобы убрать мощи и ликвидировать ясное свидетельство древности и православности двоеперстия. Собор 1681 года В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви, собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа.

В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Восстание старообрядцев 1681 года Согласно описанию профессора А. Панченко , 6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Стрелецкий бунт 1682 года В время стрелецкого бунта 1682 года старообрядцы собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам.

Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились, в конце концов, на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся.

Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Ветка Ещё начиная с 1660-х годов на землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочисленные слободы.

Религиозные выступления

Одновременно всех российских граждан призывали «забыть вековые розни и рука об руку идти бодро вперед для создания новой жизни, новых устоев… К свободному союзу народа, государства и церкви» [2, 184]. В марте 1917 года в журнале «Слово Церкви» был опубликован манифест, посвященный «отречению государя от престола», а также «правительственное сообщение о государственном перевороте». В каждом из последующих номеров содержатся публикации о политике. Более того, под статьи этой тематики отводится отдельная рубрика «Политическая жизнь», в которой освещаются актуальные вопросы политической жизни, деятельность, осуществляемая старообрядцами, а также содержится информация о важных правительственных решениях и толкование политических вопросов. Практически сразу после отречения от престола Николая II, а именно через три дня после этого события, 5 марта 1917 года, состоялось «политическое собрание московских старообрядцев». Мероприятие проходило в помещении Московского политехнического музея, и среди выступавших на нем были преимущественно представители белокриницкого согласия, в частности, Н. Пушков, М. Бриллиантов, А. Зайцев, С.

Фомичев и Ф. Собравшиеся поприветствовали созданное правительство, а также инициировали образование «комитета старообрядцев, который бы руководил политической жизнью старообрядцев всей России наподобие Совета рабочих депутатов» [3, 197]. Еще одно примечательное событие состоялось 8 марта, когда было организовано собрание столичных старообрядцев. На нем обсуждался, в частности, вопрос о том, какая форма правления является наиболее подходящей, и в качестве таковой было выбрано вечевое правление, подобное действовавшему в древнем Новгороде. При этом участники собрания рассматривали в качестве возможного вечевого князя Михаила Александровича, великого князя. Очередное собрание старообрядцев Москвы состоялось 14 марта. На проведенном в этот день организационном совещании присутствовали представители белокриницкого, беспоповского и беглопоповского согласий, которые обсуждали, «за какой образ правления стоят старообрядцы: за монархический или республиканский». Присутствовавшие отдали свои голоса преимущественно за «парламентарную монархию», однако «постановлено это считать не окончательным и ни для кого не обязательным».

На упомянутом собрании был также сформирован Исполнительный комитет с целью подготовки политической программы, организации собраний и разного рода выступлений. В состав новообразованного органа вошли страрообрядцы каждого из трех согласий. Совещание завершилось тем, что его участники «отметили печальный факт вмешательства Совета рабочих депутатов в распоряжения Временного правительства, чем создается опасное двоевластие» [5, 244]. На 26 марта пришлось проведение общего собрания членов Братства Святого Креста, которые отказались от рассмотрения годового отчета в пользу вопросов политического характера. Присутствовавшие на собрании пришли к выводу, что «в России должно быть парламентское управление во главе с князем, пожизненно избираемым народом». Кроме того, было принято решение «совершить крестный ход со всех московских храмов на Красную площадь и произнести там ряд речей на темы, выдвинутые переживаемым временем», то есть фактически было продемонстрировано намерение организовать митинг в традициях старообрядчества. Массовое собрание старообрядцев столицы было проведено и 23 марта на территории биржи. Его участниками были представители беглопоповского, белокриницкого, беспоповского согласий, федосеевцы, поморцы и другие старообрядцы.

В роли председателя выступил П. Рябушинский, заместителем которого был беспоповец В. В процессе проведения собрания были рассмотрены актуальные политические вопросы. Выступило несколько докладчиков, после чего присутствовавшие обменялись мнениями. Все ораторы, за исключением только двух, решительно высказались за республику. Погибшая династия Романовых—Голштинских так много сделала зла России, что никто из ее граждан не стоит за эту династию. Даже самый принцип монархический, будь он в лучшей парламентарной форме, вызывает отвращение и ужас. Вопрос об образе правления не был поставлен на голосование, вследствие того что решено созвать Bcepoccийский съезд старообрядцев, где он будет поставлен на обсуждение, но и без голосования было ясно, что огромное большинство собравшихся старообрядцев, во главе со своими известными деятелями, стоит за учреждение в России республиканского образа правления… Относительно предыдущих собраний московских старообрядцев, на которых голосовался вопрос о монархии и республике, было выяснено, что эти собрания, совершенно случайные, состояли из незначительного числа лиц человек 20—25 и их голосования ни для кого необязательны.

Он категорически возражал против мнения о том, что в период возникновения старообрядческого движения то есть в период раскола Русской Церкви оно в значительной мере выражало интересы феодальной реакции. Вопрос о соотношении раскола и старообрядчества неразрывно связан с оценкой их места в русской истории, с определением их социальной роли и характеристикой их социальной сущности. Основная трудность для исследователей заключается прежде всего в необычайной пестроте социального состава этих религиозно-общественных движений, в известной противоречивости и неоднозначности политических и экономических требований их участников, завуалированных к тому же религиозной оболочкой. Раскол — явление конкретно-историческое, ограниченное рамками XVII столетия. Под этим термином в религиозном его значении следует понимать процесс разделения русского православия на два самостоятельных направления, поводом для которого явилась церковная реформа Патриарха Никона. В роли зачинателей и идеологов раскола выступала определенная часть русского духовенства, недовольная как самой церковной реформой, так и тем, что она явилась результатом единоличного решения Патриарха Никона, нарушившего таким образом принцип соборности Церкви. Немалая часть защитников «старой веры» и притом наиболее влиятельная — ее «идеологи» выступала против нового этапа в развитии русского феодализма с позиций защиты феодальной «старины».

Представители духовенства, боярства и стрельцов, пытаясь повернуть ход истории вспять, внесли в раскольническое движение реакционные, консервативные настроения и тенденции. В этой связи можно говорить о том, что в расколе находила свое выражение и феодальная реакция. Движение в защиту «старой веры» охватило значительные массы крестьян и городских низов. Для них протест против церковной реформы означал фактически протест против усиления крепостнического и самодержавного гнева. К расколу примкнула также некоторая часть зарождающейся буржуазии, недовольная экономической политикой дворянского государства. Именно эти слои стали главной социальной силой раскола, придали ему известную демократическую окраску, определили основные тенденции его дальнейшего развития, которое привело к возникновению старообрядчества, ставшего преемником и наследником раскольнического движения. Следует также иметь в виду, что раскол по своему содержанию был значительно шире, чем вышедшее из его недр старообрядчество.

Как отмечал российский историк А. Клибанов, было бы «заблуждением сводить к староверию все формы религиозной оппозиции, составившей во второй половине XVII в. История религиозного сектантства в России. Раскол как таковой, как конкретно-историческое явление завершился в конце XVII в. Старообрядческое движение, вышедшее из недр раскола, было порождено социальными противоречиями самодержавно-крепостнической системы и явилось формой религиозно-общественного протеста различных слоев русского общества. Середина и вторая половина XVII в. Произошло юридическое оформление крепостного права.

На смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная монархия. В недрах феодального строя постепенно развивались буржуазные отношения. Этому переходному этапу русской истории были свойственны острейшие классовые противоречия. Весь XVII в. Недаром некоторые дореволюционные историки именовали его «бунташным» веком. Представители каждой социальной группы, примкнувшей к старообрядчеству, преследовали собственные цели, выступали против некоторых сторон складывавшейся самодержавно-крепостнической системы, однако чаще всего эти цели были довольно туманными и неопределенными. Идейный вождь старообрядческого движения протопоп Аввакум первоначально выступил против изменения обрядов и самовластия Никона.

В дальнейшем его протест приобрел значительно более широкое социальное звучание. Социально-политические взгляды Аввакума были чрезвычайно противоречивыми: в какой-то мере они отражали цели и устремления почти всех социальных слоев, вовлеченных в старообрядческое движение. По этой причине при оценке взглядов этого наиболее яркого идеолога «старой веры» следует иметь в виду как присущую ему противоречивость, так и эволюцию его мировоззрения. Катунский, например, полагал, что Аввакум «стоял на позициях реакционного боярства и высшего феодального духовенства, отстаивавших в связи с созданием централизованного государства и ликвидацией раздробленности свои сословные привилегии» Катунский А. Такая оценка представляется односторонней, а потому и неточной. С другой стороны, нельзя полностью согласиться со столь же односторонним мнением о том, что Аввакум был выразителем интересов демократических слоев русского общества. Необходимо отметить, что к концу жизни бунтарские и демократические тенденции в мировоззрении и деятельности Аввакума усилились.

Объективно его послания «грамотки» способствовали снятию «священного» ореола как с представителей царской власти, так и с высших сановников Русской Церкви. Материалы, обнаруженные В. Малышевым, свидетельствуют о том, что Аввакум был вдохновителем выступления старообрядцев в Москве в январе 1681 г. Как выяснилось, Аввакум призывал своих приверженцев вымазать дегтем гробницу царя Алексея Михайловича в Архангельском соборе Малышев В. После этого становится более ясной формулировка вынесенного Аввакуму и его «соузникам» приговора: он был сожжен не за верность старым обрядам, а за «великие на царский дом хулы», основной его виной объявлялся «мятеж», неповиновение государственной и церковной власти. Немало сторонников «старой веры» вышло и из представителей феодальной аристократии — боярства. Можно даже считать, что едва ли не большая часть боярства испытывала тайные или явные симпатии к «старой вере», пыталась использовать старообрядческое движение в целях сохранения своих былых привилегий.

Характерной попыткой такого рода являлась, например, «хованщина» 1682 : князь Иван Хованский, назначенный начальником стрелецкого войска, попытался для осуществления своего авантюристического плана опереться на старообрядческое движение, заручиться поддержкой сторонников «старой веры» среди стрельцов и посадского населения Москвы Буганов В. Московские восстания конца XVII в. Однако Хованский, опасавшийся взрыва народного возмущения в случае победы народного восстания, вскоре предал старообрядцев. В события 1682 г. Однако различие их интересов было так велико, что, как оказалось, и общая религиозная платформа — «старая вера» — не смогла послужить объединяющим фактором. Роль духовенства — и «черного», и «белого» — в старообрядчестве постепенно также сошла на нет. Для посадского населения и для крестьянства старообрядчество являлось религиозной формой социального протеста против самодержавно-крепостнического строя, однако социальная неоднородность и в данном случае обусловила различие в характере этого протеста.

Путь активной социальной борьбы не был чужд старообрядческому движению того времени, однако в вооруженных выступлениях участвовала лишь сравнительно небольшая часть старообрядчества. Кроме того, следует учесть, что, примыкая к тому или иному народному восстанию, старообрядцы руководствовались не своей религиозной доктриной, для которой был характерен отказ от активной классовой борьбы, а классовыми или сословными интересами. Вооруженные народные выступления и старообрядческое движение были параллельными течениями, которые частично сливались между собой и протекали порой, в определенный отрезок времени, в общем русле. Реакционные и консервативные лозунги возврата к «старине», характерные для идеологов раскола, сохранялись и в дальнейшем, придавая старообрядчеству специфическую окраску. Однако буквально эти лозунги воспринимались лишь представителями патриархального крестьянства и частью купечества. Зарождающаяся буржуазия, примыкая к старообрядчеству, усматривала в них иное, буржуазное содержание. В свою очередь те слои крестьянства и городских низов, которые постепенно втягивались в процесс развития капиталистических отношений, вносили в идеологию старообрядческого движения демократические тенденции, отражавшие их требования и интересы.

Для характеристики старообрядчества как формы социального протеста чрезвычайно показательны мелкие радикальные течения, возникшие на Урале главным образом в Пермской губернии в связи с реакцией некоторых слоев рабочих и крестьян на буржуазную реформу 1861 г. Для этих течений — немоляков, неплательщиков, лучинковцев — была характерна пассивная форма политического протеста, форма непротивления злу насилием. Они отвергали царскую администрацию, отказывались платить налоги и подати, отбывать воинскую повинность, но не оказывали никакого сопротивления, когда у них отбирали имущество, подвергали их телесным наказаниям и т. Их протест был политическим протестом гораздо более высокого порядка, чем протест староверов-бегунов, но он не выходил за рамки пассивного религиозно-политического протеста. Как известно, А. Герцен и Н. Огарев пытались использовать оппозиционность старообрядчества в интересах революционного движения.

Однако их попытки не увенчались успехом.

Главная УЗИ конечностей Крупнейшие выступления старообрядцев таблица. Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений Первый этап выступления отрядов Разина 1667-1669 обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России - Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. Сюда стали отовсюду приходить тысячи обездоленных. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, где он обещал «всех князей и бояр и все шляхетство дворянство российское побить». Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина.

Восставшие с ходу захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком т. Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек. В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован.

Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года , царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала. Выступление старообрядцев Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма социального протеста.

Только за 20 лет 1675-1695 в ходе массовых самосожжений погибло до 20 тысяч старообрядцев.

После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель.

Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска.

Выступления петра 1

И хотя реформа была поддержана царем Алексеем Михайловичем, у нее были и свои противники — они получили название «старообрядцы». XVII век ознаменовался несколькими их выступлениями. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона.

Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом.

Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов.

Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря.

Следует также иметь в виду, что раскол по своему содержанию был значительно шире, чем вышедшее из его недр старообрядчество.

Как отмечал российский историк А. Клибанов, было бы «заблуждением сводить к староверию все формы религиозной оппозиции, составившей во второй половине XVII в. История религиозного сектантства в России. Раскол как таковой, как конкретно-историческое явление завершился в конце XVII в. Старообрядческое движение, вышедшее из недр раскола, было порождено социальными противоречиями самодержавно-крепостнической системы и явилось формой религиозно-общественного протеста различных слоев русского общества. Середина и вторая половина XVII в.

Произошло юридическое оформление крепостного права. На смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная монархия. В недрах феодального строя постепенно развивались буржуазные отношения. Этому переходному этапу русской истории были свойственны острейшие классовые противоречия. Весь XVII в. Недаром некоторые дореволюционные историки именовали его «бунташным» веком.

Представители каждой социальной группы, примкнувшей к старообрядчеству, преследовали собственные цели, выступали против некоторых сторон складывавшейся самодержавно-крепостнической системы, однако чаще всего эти цели были довольно туманными и неопределенными. Идейный вождь старообрядческого движения протопоп Аввакум первоначально выступил против изменения обрядов и самовластия Никона. В дальнейшем его протест приобрел значительно более широкое социальное звучание. Социально-политические взгляды Аввакума были чрезвычайно противоречивыми: в какой-то мере они отражали цели и устремления почти всех социальных слоев, вовлеченных в старообрядческое движение. По этой причине при оценке взглядов этого наиболее яркого идеолога «старой веры» следует иметь в виду как присущую ему противоречивость, так и эволюцию его мировоззрения. Катунский, например, полагал, что Аввакум «стоял на позициях реакционного боярства и высшего феодального духовенства, отстаивавших в связи с созданием централизованного государства и ликвидацией раздробленности свои сословные привилегии» Катунский А.

Такая оценка представляется односторонней, а потому и неточной. С другой стороны, нельзя полностью согласиться со столь же односторонним мнением о том, что Аввакум был выразителем интересов демократических слоев русского общества. Необходимо отметить, что к концу жизни бунтарские и демократические тенденции в мировоззрении и деятельности Аввакума усилились. Объективно его послания «грамотки» способствовали снятию «священного» ореола как с представителей царской власти, так и с высших сановников Русской Церкви. Материалы, обнаруженные В. Малышевым, свидетельствуют о том, что Аввакум был вдохновителем выступления старообрядцев в Москве в январе 1681 г.

Как выяснилось, Аввакум призывал своих приверженцев вымазать дегтем гробницу царя Алексея Михайловича в Архангельском соборе Малышев В. После этого становится более ясной формулировка вынесенного Аввакуму и его «соузникам» приговора: он был сожжен не за верность старым обрядам, а за «великие на царский дом хулы», основной его виной объявлялся «мятеж», неповиновение государственной и церковной власти. Немало сторонников «старой веры» вышло и из представителей феодальной аристократии — боярства. Можно даже считать, что едва ли не большая часть боярства испытывала тайные или явные симпатии к «старой вере», пыталась использовать старообрядческое движение в целях сохранения своих былых привилегий. Характерной попыткой такого рода являлась, например, «хованщина» 1682 : князь Иван Хованский, назначенный начальником стрелецкого войска, попытался для осуществления своего авантюристического плана опереться на старообрядческое движение, заручиться поддержкой сторонников «старой веры» среди стрельцов и посадского населения Москвы Буганов В. Московские восстания конца XVII в.

Однако Хованский, опасавшийся взрыва народного возмущения в случае победы народного восстания, вскоре предал старообрядцев. В события 1682 г. Однако различие их интересов было так велико, что, как оказалось, и общая религиозная платформа — «старая вера» — не смогла послужить объединяющим фактором. Роль духовенства — и «черного», и «белого» — в старообрядчестве постепенно также сошла на нет. Для посадского населения и для крестьянства старообрядчество являлось религиозной формой социального протеста против самодержавно-крепостнического строя, однако социальная неоднородность и в данном случае обусловила различие в характере этого протеста. Путь активной социальной борьбы не был чужд старообрядческому движению того времени, однако в вооруженных выступлениях участвовала лишь сравнительно небольшая часть старообрядчества.

Кроме того, следует учесть, что, примыкая к тому или иному народному восстанию, старообрядцы руководствовались не своей религиозной доктриной, для которой был характерен отказ от активной классовой борьбы, а классовыми или сословными интересами. Вооруженные народные выступления и старообрядческое движение были параллельными течениями, которые частично сливались между собой и протекали порой, в определенный отрезок времени, в общем русле. Реакционные и консервативные лозунги возврата к «старине», характерные для идеологов раскола, сохранялись и в дальнейшем, придавая старообрядчеству специфическую окраску. Однако буквально эти лозунги воспринимались лишь представителями патриархального крестьянства и частью купечества. Зарождающаяся буржуазия, примыкая к старообрядчеству, усматривала в них иное, буржуазное содержание. В свою очередь те слои крестьянства и городских низов, которые постепенно втягивались в процесс развития капиталистических отношений, вносили в идеологию старообрядческого движения демократические тенденции, отражавшие их требования и интересы.

Для характеристики старообрядчества как формы социального протеста чрезвычайно показательны мелкие радикальные течения, возникшие на Урале главным образом в Пермской губернии в связи с реакцией некоторых слоев рабочих и крестьян на буржуазную реформу 1861 г. Для этих течений — немоляков, неплательщиков, лучинковцев — была характерна пассивная форма политического протеста, форма непротивления злу насилием. Они отвергали царскую администрацию, отказывались платить налоги и подати, отбывать воинскую повинность, но не оказывали никакого сопротивления, когда у них отбирали имущество, подвергали их телесным наказаниям и т. Их протест был политическим протестом гораздо более высокого порядка, чем протест староверов-бегунов, но он не выходил за рамки пассивного религиозно-политического протеста. Как известно, А. Герцен и Н.

Огарев пытались использовать оппозиционность старообрядчества в интересах революционного движения. Однако их попытки не увенчались успехом. Оказались безуспешными и усилия народников, которые рассчитывали на сектантов и старообрядцев как на союзников в своей революционной борьбе. В массе своей старообрядцы были противниками открытой вооруженной борьбы с царизмом. Была выработана религиозная доктрина, в основе которой лежали эсхатологические в частности, антихристологические идеи. В соответствии с различной трактовкой эсхатологических идей происходило разделение самого старообрядчества на два основных течения: поповщину и беспоповщину.

В дальнейшем выделились и другие направления в старообрядчестве — толки и согласия. Эсхатологические идеи в старообрядчестве были выражением бессилия участников этого религиозно-общественного движения в борьбе за осуществление своих политических и социальных требований собственными силами, путем открытой политической борьбы. Старообрядчество было порождением бессилия широких слоев русского общества в их борьбе с самодержавием и крепостничеством. Вместе с тем оно закрепляло это бессилие, уводило социальный протест в религиозное русло, делало его пассивным, облеченным в иллюзорную форму. Остается в силе меткое замечание Г. Плеханова о том, что «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность собственными силами победить царящее зло и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпадавших на долю народа крупных поражений» Плеханов Г.

Начиная с конца XVII в. Характерной чертой старообрядчества того перио да стало резкое противопоставление «истинно ве рующих христиан» то есть старообрядцев «миру», в котором якобы воцарился антихрист. Для того чтобы не быть причастным к «миру» антихриста и тем избежать «вечной погибели», наиболее фанатичные и последовательные сторонники староверия избрали такую крайнюю форму религиозного протеста, как массовые самосожжения.

Соловецкое сидение (восстание)

Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. Московским старообрядцам было отведено для погребения чумных покойников место за Рогожской заставой. ое восстание. Движение старообрядцев (с 1653г.) движения. Восстания, самосожжения.

Восстание старообрядцев дата - фото сборник

Вскоре было разрешено открытие конфессиональных учебных заведений, создание общественных организаций, печать религиозной литературы. Первой ласточкой наступивших перемен стал выпуск старообрядческого журнала «Церковь» тиражом 650 000 экземпляров. Однако, это было первой и последней акцией старообрядчества, замеченной в информационном пространстве Российский Федерации. В то время как РПЦ развивало активную просветительскую, образовательную и информационную деятельность, старообрядчество как будто «уснуло». К концу девяностых годов сложилась парадоксальная ситуация, о старообрядчестве можно было узнать лишь из многочисленной, распространившейся по всей стране новообрядческой литературе, переполненной тенденциозными оценками и явной клеветой. Не лучше обстояли дела и со старообрядческими общественными объединениями. Робкая попытка возрождения Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия была предпринята в духовном центре РПСЦ 17-18 мая 2000 года.

Несмотря на то, что на съезд прибыли более 120 представителей общин из более чем 70 приходов России, Украины, Молдовы, Беларуси, Австралии, а благословение на создание организации дал предстоятель РПСЦ митрополит Алимпий Гусев , работа съезда была сорвана группой влиятельных священников. Под угрозой анафемы съезд был распущен. В начале 2000-х годов была предпринята попытка воссоздания Союза старообрядческих начетчиков, но и она оказалось не очень успешной, хотя организация и просуществовала несколько лет. Не клеились и отношения с властями. В 90-е, начале 2000-х годов о старообрядчестве практические ничего не было известно. Государственные и муниципальные чиновники рассматривали старообрядцев как каких-то чудиков, выползших из леса, «таежных робинзонов», сектантов-раскольников.

Это происходило потому, что в большинстве случаев чиновники черпали информацию о староверии от духовенства РПЦ или из соответствующей синодальной литературы. По этой причине старообрядческим согласиям чрезвычайно сложно было решать разные имущественные и прочие вопросы. Дело дошло до того, что в 2005 году, когда на Рогожском центре РПСЦ намечалось празднование столетия указа Николая II об укреплении начал веротерпимости и распечатания алтарей старообрядческих храмов, приглашенный на торжества президент РФ В. Путин не смог найти адекватной информации о старообрядчестве и, посоветовавшись с представителями Московской Патриархии, отложил свой визит на неопределенный срок. Стало совершенно очевидно, что без развития информационной структуры о дальнейшем развитии старообрядчества и его интеграции в общественную жизнь страны не может быть и речи. В этой связи в 2013 году и был создан портал « Русская вера ».

Главной задачей этого информационного проекта стал рассказ обществу о богатейшем наследии и современном дне старообрядчества, создание межстарообрядческого культурного, научного и медийного пространства, медийного поля для сотрудничества как самих староверов, так староверия с одной стороны, а общества и власти — с другой. Более того, отталкиваясь от феномена старообрядчества, это СМИ начало говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова. Более того, сайт стал единственным в стране ресурсом, публикующим материалы, посвященные всем без исключения старообрядческим согласиям, включая самые небольшие. Результат не заставил себя ждать. В феврале 2015 году состоялся первый круглый стол, на котором обсуждались перспективы межстарообрядческого сотрудничества и возможности создания общественного движения. В январе 2016 года состоялось первое заседание рабочей группы, сформированной официальными представителями старообрядческих церквей для координации сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством.

В марте 2016 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России.

Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьяне Основные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск. Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили. Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство.

Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего К. Иевлева и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата, В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена.

Основные события:протест в виде церковного непослушания,пропаганда других религиозных норм. Результат:продолжаются акты самосожжения. Состав участников:работные люди и крестьяне Основные события:волнения на Уральском заводе,побег с Екатеринбургского завода,побег солдат которых приставили охранять Результат:рабочие написали челобитную на директора Тиммермана а затем обратились к самому царю во время посещения мануфактур. Сказать спасибо 1.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий