Февраль 1990 душанбе что было с русскими

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Следствие закончено, забудьте

Свидетельства очевидцев и документальная хроника Вторник, 13 февраля 2024 00:00 Прочитано 173 раз Геноцид русских в 90-е. Свидетельства очевидцев и документальная хроника Никогда мы не должны забывать массовых убийств русского населения в 90-е, на национальных окраинах. Геноцид русских должен быть признан официально, как бы против этого ни выступали представители западной агентуры, именуемые 5-й колонной, при поддержке таджикских, казахских, киргизских и других представителей нацреспублик. Читайте по теме геноцида обзорную статью «Фашизм возродился. И как положено любым борцам против оккупантов они обрушали всю свою ярость на государствообразующую нацию. Пик погромов пришёлся на февраль 90-е. Погромы и записки из прошлого На момент данных событий коммунисты окончательно потеряли хоть какой-нибудь контроль над ситуацией в стране. Ответственность за массовую резню русских полностью лежит на местных властях и некоторых представителях коренного населения страны. О произошедшем в феврале 1990 года впервые написала газета «Пульс Тушина», опубликовавшая серию писем очевидцев. Письмо душанбинца Андрея Мигунова: «Первый звонок прозвенел в 1989-м.

Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведёт. Потом было много всего. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, — погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранатомёта школьного автобуса с детьми российских офицеров. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах… Теперь точно известно, что это была целенаправленная кампания по вытеснению русских из Памира. На днях, например, в военной коллегии Верховного суда Таджикистана начинается слушание дела над бандой в 35 человек. С 1995 по 2001 годы она орудовала в Душанбе и его окрестностях, на севере страны, где издавна проживало немало русских. Её лидеры мнили себя «политиками».

Чтобы запугать русских в республике, осложнить отношения Душанбе с Москвой, были убиты шесть российских солдат и офицеров, восемь славян в Ходженте. Понятно, что за бандитами стояли идейные вдохновители, которым мерещился зелёный флаг над Памиром, где «неверным» не было места…» Владимир Клёнов, Душанбе. Молодёжь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооружённые толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями. Было много убитых и раненых. Милиция охраняла только здание ЦК, остальные сотрудники, которых в обычное время в городе было очень много, разбежались по домам и переоделись в национальные одежды. Руководители предприятий вместо того, чтобы сразу утром отпустить людей домой, успокаивали, что ничего страшного не происходит, работайте спокойно. Сами же в момент опасности на персональных машинах разъехались по домам.

Общественный транспорт был полностью парализован. Моя сестра Алёна в тот день возвращалась домой из школы с подругой, в них начали кидать камнями местные подростки. Им помог мальчик из старших классов». Вячеслав Зыков, бывший душанбинец: «В тот день, когда всё началось, все морги города Душанбе были переполнены телами русских людей, по этой причине был даже организован дополнительные полевые морги. На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить. Нашу семью тоже затронула трагедия… Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков… — Русский? Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установили, что его пронзали заточенными арматуринами.

Тело рвали мастерски… он умирал в течение двадцати минут». История и хронология Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана — Душанбе. К сожалению участие принимали не только радикальные банд формирования, но и обычные граждане Таджикистана. В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков! Наблюдая сейчас за теми событиями из прошлого можно понять на кого смотрели русские националисты, придумывая лозунг: «Россия для Русских, Москва для Москвичей». Убивали всех без разбора, в том числе и детей. Наверное, это самые кровавые страницы в истории Таджикистана. На сегодняшний день известно, что это была целенаправленная акция для вытеснения Русских.

Люди смогли, наконец, дать отпор агрессору. Тем не менее, порядок удалось восстановить только к 23 февраля. Всё это время власти Таджикистана бездействовали. Возможно, это было связано с неготовностью столкнутся со столь экстремальной ситуацией. Полагаю, это ещё один аргумент в пользу того, что присутствие войск Российской Федерации должны находиться в регионе. Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога, русские буквально хлынули из страны. Основной отток жителей был из столицы Таджикистана Душанбе, где из 700 000 жителей Душанбе 300 000 были Русскими. Кстати именно столица была главным центром погромов. Вскоре после оттока оккупантов в стране стала ощущаться нехватка врачей, учителей и других специалистов.

Именно тогда осознав свою неправоту жители Таджикистана создали знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте — нам нужны рабы! Он украшал заборы во всех городах Таджикистана. После развала СССР иммиграция только усилилась. В цифрах это будет около 8 миллионов человек. После отъезда Русских ситуация в стране окончательно покатилась, в результате чего случилась гражданская война. В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. Фразы вроде «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», «Великая Отечественная война это российской мясорубка, куда загнали таджиков», «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». Ну и как это обычно бывает, во время гражданской войны она обосновалась в Москве и стала печатается в газетах и выступать с творческими вечерами.

Безусловно не смотря на столь страшные страницы прошлого, мы не должны испытывать ненависти к кому бы то ни было. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что её интересы должны быть превыше «братских народов». Так же любой приезжающий на территорию России должен понимать, что он тут всего лишь гость и не более. Если же он хочет остаться тут жить, то он обязан принять русскую культуру, наши духовные и моральные ценности. Кыргызстан Всеми любимые настроения подогревались, в том числе и старыми знакомыми, — российской «либеральной» интеллигенцией. Правильное название для такого контингента граждан — предатели своего народа. Такие как Новодворская и ей подобные. Но, в каждой стране свои герои — в Кыргызстане таким героем стала Роза Отунбаева, всячески подстрекавшая свой народ к войне. Из книги В.

Тюпенского «Исход». Отрывки: «Жёсткое межнациональное противостояние превратилось в катастрофу, но как это ни странно, началось всё внутри собственно киргизской среды. Виновный в бедствиях должен быть назначен. И он был найден. Это был уникальный городской русскоговорящий без акцента киргиз, частично утративший за ненадобностью словарный запас киргизского языка, учившийся в общеобразовательной школе, чьи бабушка и дедушка умудрились в своё время перебраться с гор «к русским в город».

И порой эта незаметность и показывает успешно проведенную работу. Но чтобы понять банальную истину, необходимо хотя бы на мгновение представить, что могло бы быть если бы не… Одно такое негромкое задание группа «А» выполняла в далеком феврале 1990 года в столице Таджискской ССР городе Душанбе. Нарыв назревал годами. С конца 1980-х наша Советская Родина трещала по швам и Центральную Азию это тоже коснулось. В 1989 году произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии. Между населением двух советских республик возник территориальный спор. В том же 1989 году произошел территориально-этнический конфликт между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана — не поделили пастбища. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе.

Формальной причиной для протестов послужили слухи о переселении в Душанбе более 2,5 тыс. К вечеру активисты захватили и подожгли здание ЦК КП Таджикистана, а также устроили серию погромов по всему городу. Силы правопорядка не смогли помешать демонстрантам, протесты с погромами продолжились и на следующий день.

Зачем они нам, после русских погромов? Там все одновременно забыли о дружбе народов и кто-то дал сигнал к беспорядкам и резне. Внешний налет цивилизации слетел при небольшом дуновении национализма. Во времена СССР бывали случаи проявления национализма, об этом никто не скрывал. И такие случаи властям удавалось мгновенно купировать, предотвращать распространение. То под конец существования Советского Союза жесткий государственный контроль пропал, что вылилось в неспособность на местах принимать быстрые решения и гасить вражду в зародыше. Для многих была чужда мысль о том, что в наших соседних советских республиках может проявиться средневековой национализм и геноцид, будут жуткие погромы и расправы над простыми людьми. Февраль 1990г. Средняя Азия. Грабежи, убийства и изнасилования. Погромы русских кварталов. Основные погромы происходили в столице Таджикистана — Душанбе и пригородах. Все события в Душанбе происходили при поддержке из Вашингтона , экстремисты под руководством ЦРУ, подстрекаемые фанатично настроенным духовенством, чинили погромы и вели расправы над русскоязычным населением. Молодежь громила и поджигала магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями.

Февраль 1990: судьба русских в Душанбе

Заверения местных властей о том, что это всё лож игнорировались, а возмущённые горожане группировались и 11 февраля, численностью около 4 тыс. человек собрались на площади Ленина у здания ЦК КП Таджикистана. На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. В середине февраля 1990 года национал-исламис ты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала. Начался отток русского населения из Таджикистана – до 1990 года в Душанбе проживало около 80% русских, потом многим пришлось уехать, оставив все.

Геноцид русских в бывших республиках СССР

Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Армяне и русские покидали город, стараясь навести порядок в имущественных делах. 13-14 января 1990 пострадали те, кто не смог уехать — из-за почтенного возраста, из-за больных престарелых родственников. Судьбы русских в феврале 1990 года. Февраль 1990 года стал переломным моментом для русского населения Душанбе. В это время начались массовые выступления, вызванные национальными конфликтами и требованиями независимости от Советского Союза. Конфли́кт в Душанбе́ — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Грабежи, убийства и изнасилования. Погромы русских кварталов. 12 Февраля 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе и пригородах.

Новости Центральной Азии

  • Горячий февраль 1990 года в Душанбе
  • Геноцид русских в бывших республиках СССР - Развитие
  • Горячий февраль 1990 года в Душанбе: dervishv — LiveJournal
  • Войти на сайт

12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки

Русские погромы в душанбе. Что бы помнили Днем 12 февраля 1990 года в городе начались беспорядки: запылали ограбленные магазины, прозвучали первые выстрелы — подвергшиеся нападениям милиционеры пытались отогнать нападавших выстрелами в воздух.
Горячий февраль 1990 года в Душанбе О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Геноцид русских в бывших республиках СССР Начался отток русского населения из Таджикистана – до 1990 года в Душанбе проживало около 80% русских, потом многим пришлось уехать, оставив все.
Резали ли таджики русских? Можно по разному считать был он или это просто ошибка Но я лично считаю что он был д русских и других национальностей грянул в 1990-м. В течение трех дней, по Душанбе прокатилась чудовищная волна погромов русскоязычных.
Кровавый февраль 1990 года в Таджикистане | Новости Центральной Азии Дискуссии по этому поводу не утихают ни в России, ни в Таджикистане. В 1990 году в Таджикистане проживали 580 тысяч этнических русских, после гражданской войны в стране осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан.

Горячий февраль 1990 года в Душанбе

Повод извне Поводом для выхода толп душанбинцев на улицы города стали слухи о том, что правительство выдаст нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартиры в Душанбе. В то время в городе ощущалась острая нехватка жилья, поэтому информация всколыхнула общественность. Таджикистан на выход: как страна обретала независимость 9 сентября 2017, 12:59 В действительности же из Баку в Душанбе бежали всего около 50 человек. К тому же, местные власти не планировали предоставлять им жилье.

На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают. И даже если информация — всего лишь слух, то она имеет реальные последствия, если в эту неофициальную информацию поверили.

Под влиянием слухов о несуществующих в Душанде тысячах армян и выдумках о предоставлении дефицитного для города жилья, в столице Таджикской ССР начались акции протеста. На следующий день у здания Центрального комитета Коммунистической партии ЦК КП Таджикистана прошел митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы. Первые лозунги: «Долой армян! Те несколько армянских семей, которые действительно приехали в республику за убежищем, спешно покинули город. Но реальные причины у конфликта были, скорее всего, не совсем этнические.

Местная номенклатура, глядя на ситуацию в столице, на Михаила Горбачева и нарастающие сепаратистские настроения в Прибалтике, хотела получить кусочек власти, собственный надел в виде советской республики и вассалов, в лице граждан на её территории проживающих.

В итоге с городом было прервано транспортное сообщение и заблокирована телефонная линия. Порядок в Душанбе навели военные, которых направили в город с приказом стрелять на поражение. В результате столкновений между силами правопорядка и активистами погибли 25 человек, а еще 565 получили ранения.

Офицер сказал также, что женщины и дети из нашего микрорайона могут быть временно — до нормализации обстановки — размещены в казармах, где их накормят. Тем не менее наше предложение по взаимодействию с военными подействовало: по-видимому, майор доложил командиру дивизии, и вокруг нашего микрорайона начали регулярное патрулирование солдаты на БТР, что намного облегчило нам охрану своей территории, особенно ночью. Не только я, но и ряд моих коллег-журналистов и экспертов убеждены, что основные причины «черного февраля» лежат намного глубже, чем можно было подумать 30 лет назад. Одной из двух главных причин, создавших благоприятные условия для вспышки недовольства населения властями, я считаю высокие темпы прироста населения республик Центральной Азии и, в частности, Таджикистана. И вот почему. К концу 1980-х годов в республике обострилась проблема распределения участков земли для жилищного строительства в сельских районах с растущим населением. Мало кто знает, что в конце 1989 года в Октябрьский районный комитет Компартии поступило и было засекречено письмо от жителей кишлаков, расположенных в пригороде Душанбе, в Варзобском ущелье, административно входивших в состав городского района. Люди возмущались ростом территорий, выделяемых под строительство зон отдыха для работников столичных предприятий и организаций, которые приезжают туда из своих городских квартир на выходные дни и нарушают нормы поведения, принятые в мусульманской стране, распитием спиртного и хождением в купальниках. Но, главное, авторы письма жаловались на дефицит пригодной для жизни земли. Ко второй глубинной причине, способствующей возникновению недовольства населения и активизации оппозиции, я отношу произошедший в результате горбачевской перестройки рост национального самосознания, которое разными политическими силами истолковывалось неоднозначно. В конце 1980-х годов в Таджикистане возникло оппозиционное движение «Растохез» «Возрождение» , которое открыто заявляло о придании статуса государственного таджикскому языку и сотрудничало с не имевшей официального статуса и ныне запрещенной в республике Партией исламского возрождения ПИВТ. Понятные простым людям и во многом справедливые обсуждения вопросов сохранения языка, национальной самобытности и культуры и проблемы доступа к земле довольно быстро перешли из кухонных разговоров в открытые выступления с трибун коммунистических партийных собраний и конференций. Так, осенью 1989 года на отчетно-выборной партийной конференции Октябрьского района в душанбинском театре имени Лахути один из лидеров таджикской интеллигенции выступил перед делегатами с немыслимой для того времени речью: «Товарищи депутаты, посмотрите на ваши мандаты: тексты на них на русском и на таджикском языках почти ничем не отличаются. Мы, таджики, забываем свой язык, свою национальную культуру…» Таким образом, к февралю 1990 года в столице республики создались все предпосылки для громкого заявления оппозицией своих претензий на власть в Таджикистане — в митинговой обстановке для переговоров с официальными властями в Душанбе был создан «Комитет-17», в который вошли члены «Растохеза», ряд высоких должностных лиц, деятели науки и культуры республики и представители митингующих. Военные в здании ЦК Компартии Таджикистана.

Кровавый Душанбе

Они вносили свой вклад в строительство и архитектуру, торговлю и промышленность. Русские школы, культурные и научные учреждения существовали в городе и оказывали значительное влияние на развитие образования и культуры. Однако, события 1990 года привели к резкому уменьшению численности русского населения в Душанбе. Многие русские были вынуждены покинуть город из-за угрозы насилия и интолерантности. Это сильно повлияло на культурную и экономическую жизнь города. В настоящее время, русские граждане Душанбе стараются сохранить свою культуру и традиции.

Существуют многоязычные школы, клубы и организации, которые предоставляют возможности для сохранения русской идентичности и обмена опытом между различными этническими группами. Русские в Душанбе продолжают играть важную роль в общественной жизни города, их вклад в экономику, образование и культуру несомненно значим. Несмотря на исторические трудности и испытания, русские остаются частными гражданами, которые также вносят свою лепту в развитие Таджикистана и его столицы. Политическая обстановка в начале 1990 года В феврале 1990 года были запланированы массовые митинги и демонстрации в центре Душанбе, куда собрались как таджики, так и русские, выражая свои противоположные политические взгляды и требования. Но вместо мирных акций на улицах города разгорелась насилие.

Русские и таджики столкнулись в уличных боях, которые привели к жертвам с обеих сторон и большому количеству раненых. Эти события стали началом серии вооруженных столкновений между различными этническими группами и сторонниками разных политических сил, которые глубоко раздробили общество Таджикистана и привели к политическому кризису. Русские в Душанбе в то время испытывали страх и тревогу за свою безопасность и будущее в стране. Они стали жертвами националистических выступлений и нападений. В результате многие русские были вынуждены покинуть Душанбе и Таджикистан в поисках безопасности в других регионах.

Те, кто остался, столкнулись с ограничением своих прав и свобод, их национальные и гражданские права были подорваны. Таким образом, политическая обстановка в Душанбе и во всем Таджикистане в начале 1990 года была крайне напряженной. Русские столкнулись с угрозой своей безопасности и правам, что привело к серии столкновений и привело к политическому кризису в стране. Первые признаки напряженности в Душанбе Февраль 1990 года стал временем, когда начались первые серьезные признаки напряженности в Душанбе, столице Таджикской ССР. Эти признаки говорили о грядущих событиях, которые повлияли на судьбы многих русских, проживающих в этом городе.

Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись. Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта. Потом лишь следствие и опрос свидетелей установило, что его пронзали заточенными арматуринами. Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу. А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений.

Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска.

Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя. Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни. Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города.

Во всяком случае, описывая события давно минувших дней, он отмечает, что «во многое просто трудно поверить». А правда заключается в том, что в те дни, после расстрела митингующих сотрудниками «Альфы» КГБ СССР, действительно толпа стала бить, громить все, что попадалось на пути. Причем били даже таджичек, которые были одеты в европейскую одежду. Но никаких погромов и убийств русского населения не было. В мае 1990 года сотрудник КГБ В. Пономарев, автор статьи «Колокола надежды», описал эпизод растерзания русского мальчика на Путовском мосту. Но в ходе расследования по данному эпизоду он не смог предоставить доказательства. Газета «Правда», опубликовавшая его клеветническую статью, отвернулась от него. Кстати, В. Поездка в Душанбе с «Альфой» была его очередной командировкой. Петкелю, и описал этот эпизод. Относясь с большим подозрением к воспоминаниям бывшего инженера, Ф. Хабибов с сарказмом пишет: «Блин, фигею, режут, по словам Старикова, всех русских, а он с 1989 по 1994 годы, спокойно ходит по Душанбе, и его ни разу не прирезали, за пять-то лет, значит, может, не очень резали-то, а? Стариков и продолжая свои измышления утверждает, что «именно в эти дни родился знаменитый лозунг: "Русские, не уезжайте - нам нужны рабы! Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана». Вступая в полемику со В. Стариковым, Ф. Хабибов уличает его во лжи и пишет, что согласно переписи населения Таджикской ССР от 1989 года, в г. Душанбе проживало 598 тысяч человек, из них 194 тысячи составляли русские. Поэтому он удивляется и спрашивает: откуда В. Стариков взял еще 106 тысяч русских? Честно говоря, все годы гражданской войны я находился в Душанбе, но лозунг, о котором говорит В. Стариков, я ни разу не видел. Но даже если бы такой лозунг существовал на самом деле на каком-то заборе, разве можно считать его мнением таджикского народа? Да мало ли всяких лозунгов на российских заборах? По утверждению В. Старикова, вирус национализма, который появился в феврале 1990 года, распространился не только в Таджикистане, но и по всей Средней Азии и остальным государствам ближнего зарубежья. Но его оппонент Ф. Хабибов подвергает сомнению эти цифры.

Но есть масса исторических событий, в которых «Альфа» участвовала почти незримо и где наша служба, которая действительно и опасна, и трудна, непрофессиональному взгляду совершенно не видна. И порой эта незаметность и показывает успешно проведенную работу. Но чтобы понять банальную истину, необходимо хотя бы на мгновение представить, что могло бы быть если бы не… В рублике «Люди А» я как правило рассказываю о героических или детективных историях, связанными с нашей группой. Но чтобы понять банальную истину, необходимо хотя бы на мгновение представить, что могло бы быть если бы не… Одно такое негромкое задание группа «А» выполняла в далеком феврале 1990 года в столице Таджискской ССР городе Душанбе. Нарыв назревал годами. С конца 1980-х наша Советская Родина трещала по швам и Центральную Азию это тоже коснулось. В 1989 году произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии. Между населением двух советских республик возник территориальный спор.

Русские погромы в душанбе. Что бы помнили

Как оказалось, те услышанные выстрелы были направлены не в собравшихся людей, а по окнам рядом расположенных рядом зданий. Погибли ленинградский оператор Никита Матросов и сотрудница министерства сельского хозяйства Светлана Набиуллина. В фильме смоделирована траектория пули, влетевшей в окно, за которым стоял Матросов. Она была выпущена стрелком, находящимся на крыше здания ЦК. Именно там находилось спецподразделение КГБ. В те дни об участии спецподразделений никто из собравшихся не знал, но слышали версию ЦК и КГБ - митингующие требуют выслать приехавших после январских событий в Баку армян. В городе началась паника, особенно после того, как стало известно о первых погибших этнических русских, расстрелянных спецназом КГБ. Слухи о том, что власти хотят предоставить беженцам-армянам квартиры распространялись распространялись спецслужбами и будоражили людей, ждавших очередь на жилье.

Одновременно в городе начались погромы. Я был свидетелем странной схемы, по которой грабились магазины в центре города — выборочно и по принадлежности к разным криминальным группировкам. В один из дней говорил и с двумя известными рэкетирами, чьи группировки и грабили магазины, которыми владели конкурентами. Через два года оба — Якуб Салимов и Гаффор Мирзоев надели форму и стали - один министром внутренних дел, второй командующим президентской гвардией. Спустя несколько лет оба оказались в тюрьме — так пророссийским властям Таджикистана было легче контролировать людей, обладающих конфиденциальной информацией. Город замер — в течении недели не работали предприятия и школы, не выходили газеты, многие магазины были закрыты. Панику усиливали слухи среди русскоязычного население, которое по призыву Каххора Махкамова начало создавать отряды самообороны.

Спустя годы мне стыдно читать статьи людей, которые пишут о том, как «резали русских», «насиловали русских девочек». Русские, бежавшие из Таджикистана в те дни, до сих пор пытается разжалобить российские власти сказками об антирусском восстании. В те дни КГБ необходимо было оправдать ситуация и взять под контроль тех, кто приходил на митинги. Против создателей «комитета 17-ти», представителей интеллигенции и депутатов парламента, которые предлагали себя в качестве переговорщиков с властью, были возбуждены уголовные дела. В одном из своих интервью Михаил Горбачев сказал, что стрельба по демонстрантам у здания ЦК в Душанбе не могла быть стихийной, необходим был приказ высокопоставленного чиновника. Именно по приказу Крючкова в Душанбе было отправлено 790 бойцов группы «Альфа» и «З», которыми командовали генералы Галаватов и Воротников. Они распространяли слухи вокруг «армянского» вопроса, сложность общественно-политической обстановки и социальные проблемы республики, умело использовали недовольных людей, реакционную часть духовенства, а также преступные элементы», - рассказывал Джураев.

Спустя 23 года я прочел много разных версий о случившемся, большинство из них имеют выгодную для советского руководства оценку. Однако цепочка событий — Сухуми, Тбилиси, Баку, а раньше - события в Оше и Фергане преследовали определенную цель — сохранить Советский Союз во что бы то ни стало. У каждого из событий был свой повод. В Фергане, в Оше, а Баку и Сухуми использовали межнациональные противоречия, в Тбилиси и Душанбе — политическое и социальное напряжение. И если в Грузии уже были традиции политической культуры, то в Таджикистане только зарождался интерес.

Многие душанбинцы, независимо от национальности, переживали за будущее города и страны. Февраль 1990 года в Душанбе оставил ощущение волшебства и надежды. Было страшно, но одновременно и удивительно интересно жить в эту пору перемен. Русские на перекрестке истории оставались верными своим убеждениям и идеалам, готовыми принять вызов новой эпохи.

Распределение судебных решений В феврале 1990 года, в период кровавых столкновений в Душанбе, судебная система города оказалась на грани хаоса. Большинство судебных процессов проходило без должного учета и соблюдения законов, что привело к серьезным нарушениям прав человека и неравномерному распределению судебных решений. Судебные решения в этот период можно условно разделить на две категории: Политически мотивированные решения, которые были направлены на подавление русского населения и укрепление власти нового националистического режима. Эти решения часто основывались на предвзятых свидетельских показаниях и отсутствии убедительных доказательств. Решения, которые были объективными и справедливыми, основанными на законе и фактах дела. Однако такие судебные решения были редкостью, и их процентное соотношение было незначительным. Судебная система того времени не смогла обеспечить русским гражданам адекватную защиту и справедливость. Большинство судебных решений были результатом политического давления и массового психоза, что привело к серьезным последствиям для русского населения в Душанбе. В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом.

Насилие и его последствия Под давлением националистической атмосферы и антирусских настроений, русская община стала объектом нападок, погромов и угроз. Многие русские семьи подвергались насилию и вынуждены были покинуть свои дома и родные города. Однако, даже уехав, они столкнулись с новыми проблемами — потерей работы, жилья и социальной опоры. Насилие оставило глубокий след в их жизни и судьбах. Последствия насилия ощущаются и по сей день. Многие русские жители Душанбе до сих пор страдают от травм, полученных во время конфликта.

В городе не было каких-то обособленных "русских", "еврейских" или "армянских" кварталов — в каждом многоквартирном доме жили представители всех национальностей. Собственно, именно это самое жилье и стало причиной случившегося конфликта. Дело в том, что с ним в Душанбе было особенно тяжело.

Новых домов строилось мало, и в очереди на получение квартиры стояли десятки тысяч жителей. Люди возмущались, а с 1989 года, когда влияние Центра и местной власти существенно ослабло, стали выходить на митинги. Требовали не только улучшения жилищных условий, возмущались качеством жизни, отсутствием продуктов в магазинах, задержками зарплаты. Да, беженцы в Душанбе действительно приезжали — всего в Таджикистан переселилось около двух тысяч человек не одномоментно, а с 1988 по 1990 год. Армянская диаспора им помогала — кого-то приютили родственники, кому-то выделяли деньги. Но власти никакого участия в процессе релокации не принимали. Горисполком лишь выделял денежные средства прибывшим — далеко не всем и лишь по 50 рублей на семью меньше половины среднемесячной зарплаты. Однако народная молва увеличила число беженцев в разы. Говорили о "богатых армянах", которые "скупили все начальство" и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья.

Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры. Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней. Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи. Не душанбинской, нет. Это были так называемые "кишлачники" — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно.

Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе.

В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков! Наблюдая сейчас за теми событиями из прошлого можно понять на кого смотрели русские националисты, придумывая лозунг: «Россия для Русских, Москва для Москвичей».

Убивали всех без разбора, в том числе и детей. Наверное, это самые кровавые страницы в истории Таджикистана. На сегодняшний день известно, что это была целенаправленная акция для вытеснения Русских. Люди смогли, наконец, дать отпор агрессору.

Тем не менее, порядок удалось восстановить только к 23 февраля. Всё это время власти Таджикистана бездействовали. Возможно, это было связано с неготовностью столкнутся со столь экстремальной ситуацией. Полагаю, это ещё один аргумент в пользу того, что присутствие войск Российской Федерации должны находиться в регионе.

Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога, русские буквально хлынули из страны. Основной отток жителей был из столицы Таджикистана Душанбе, где из 700 000 жителей Душанбе 300 000 были Русскими. Кстати именно столица была главным центром погромов. Вскоре после оттока оккупантов в стране стала ощущаться нехватка врачей, учителей и других специалистов.

Именно тогда осознав свою неправоту жители Таджикистана создали знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте — нам нужны рабы! Он украшал заборы во всех городах Таджикистана. После развала СССР иммиграция только усилилась. В цифрах это будет около 8 миллионов человек.

После отъезда Русских ситуация в стране окончательно покатилась, в результате чего случилась гражданская война. В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. Фразы вроде «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», «Великая Отечественная война это российской мясорубка, куда загнали таджиков», «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь».

Ну и как это обычно бывает, во время гражданской войны она обосновалась в Москве и стала печатается в газетах и выступать с творческими вечерами. Безусловно не смотря на столь страшные страницы прошлого, мы не должны испытывать ненависти к кому бы то ни было. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что её интересы должны быть превыше «братских народов». Так же любой приезжающий на территорию России должен понимать, что он тут всего лишь гость и не более.

Если же он хочет остаться тут жить, то он обязан принять русскую культуру, наши духовные и моральные ценности. Кыргызстан Всеми любимые настроения подогревались, в том числе и старыми знакомыми, — российской «либеральной» интеллигенцией. Правильное название для такого контингента граждан — предатели своего народа. Такие как Новодворская и ей подобные.

Но, в каждой стране свои герои — в Кыргызстане таким героем стала Роза Отунбаева, всячески подстрекавшая свой народ к войне. Из книги В. Тюпенского «Исход». Отрывки: «Жёсткое межнациональное противостояние превратилось в катастрофу, но как это ни странно, началось всё внутри собственно киргизской среды.

Виновный в бедствиях должен быть назначен. И он был найден. Это был уникальный городской русскоговорящий без акцента киргиз, частично утративший за ненадобностью словарный запас киргизского языка, учившийся в общеобразовательной школе, чьи бабушка и дедушка умудрились в своё время перебраться с гор «к русским в город». Этих бедолаг начали отлавливать массово.

Человек 10 «настоящих кыргызов» подходили к одинокому пареньку и задавали невинный вопрос на «родном языке», если отвечал, то свободен, а если нет, то кровавая расправа была быстрой и беспощадной. Милиция постепенно заполнилась «новыми кадрами». Традиционно милицейский патруль «запаздывал» и приезжал уже к «телу». Тут же вспомнилась «вековая вражда».

С юга волны ненависти докатились до столицы. Сожжённые дома, изнасилованные девочки, младенцы на вилах, тысячи беженцев. Но были и российские десантники и «расстрельные бригады генерала Кулова», за что им мой поклон. Воспоминания разные.

Идёт колонна «джигитов», вот какой-то паренёк быстро перебегает от подъезда к другому подъезду. От колонны отделяются несколько «инициативных», догоняют, волокут по асфальту. В массе ничего не видно. Колонна проходит.

На дороге длинный кровавый след. Вечерами иногда раздаются истошные крики. Кто и откуда непонятно. Введён комендантский час, после 21ч.

В небе вертолёты. В центральных газетах ни слова о нас, Москва занята собой. И слухи, и.... На братьев, на Россию».

Новые хозяева жизни уже кое-чему научились. Во-первых, они поняли, что Фрунзе, переименованный в Бишкек гораздо интересней, во-вторых, что никакая ельцинская Россия на помощь к русским не придёт. Ельцин в ответ на собственную самостийность предложил и «новый формат» и место в ООН, и много чего ещё. Прибыв в Чолпон-Ату на курорт, заявил, «Как же здесь хорошо», а в нескольких километрах в это время шло побоище.

К этому времени русские в столице уже стали «нетитульным национальным меньшинством». Начался очередной ещё более страшный виток насилия. На этот раз все силы погромщики бросили на нас, не размениваясь на Юг. Корейская диаспора через определённых людей предложила нам жёсткий вариант сопротивления.

Им-то точно деваться было некуда. Мы через свой Славянский фонд отправили делегацию в Москву по вопросу «полной эвакуации русского населения в малонаселённые области России». Кремль показал нам фигу. Консульства Германии и Израиля запустили свои программы по репатриации.

Ивановы, Ложкины, Зайцевы в один миг стали Раппопортами, Зальцманами и прочими. Те, кто не нашёл соответствующей мамы или не оформил нужный брак, косяками на свой страх и риск, продав за копейки жильё, потянулись в Польшу, Бельгию, Канаду и много ещё куда. А в столице уже не Фрунзе , Бишкеке, русских на улицах почти не видно. У всех страх.

На площадях кочевые юрты с кумысом. Во дворах многоэтажек режут баранов. Слышу истошный крик. Стали вынимать кишки.

Что было с русскими в Таджикистане после 1991-го

10 февраля 1990 года группа молодых людей устроила «армянский погром». 07:15HD. Русские в Душанбе! ǀ Русҳо дар Душанбе! تاجیکستان in Tajikistan. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомёта школьного автобуса с детьми российских офицеров.

Таджикистан: неизвестная революция

Но отток «оккупантов» вызвал нехватку врачей, инженеров, учителей и других специалистов. После их отъезда ситуация в стране окончательно покатилась под откос - началась гражданская война, еще больше загнавшая процветающую республику в средневековье. Бакинский погром Досталось русским и в Азербайджане. Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!.. Следующими жертвами стали офицеры и их семьи. Тюркские банды захватили детский сад, затем в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку на которые удалось отбить. В судах на все претензии заявляли откровенно: «Кто захватил? Правильно сделали!

Езжайте в свою Россию и там командуйте, а здесь мы хозяева! Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе. Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы! Я их азбуке учила. Ведь моя родина - Баку, - рассказывала в 1990 году в интервью « Учительской газете » одна из беженок.

Узбекский плов Спровоцированная западными спецслужбами русофобская пропаганда проявилась и в Узбекистане. Тут все началось с резни турок-месхетинцев. После их отъезда ненависть перенеслась на другие национальные меньшинства - в основном на русскоязычных. В 80-е уже было страшно ходить по городу в ночное время, а по местам компактного сосредоточения узбеков - и в дневное. Группы молодежи могли оскорбить, унизить и даже избить одинокого прохожего, что зачастую сопровождалось грабежами. Были и попытки изнасилований прямо в метро. А уж случаи, когда водитель автобуса останавливался и «просил» всех русских выйти, чтобы автобус смог продолжить движение, были просто штатными, - пишет бывший житель Узбекской ССР, писатель Андрей Чиланзарский.

Здесь выбрали тактику их постепенного выдавливания. Эту идеологию придумал этнограф Макаш Татимов, которого поддержал Нурсултан Назарбаев. Пользуясь беззащитностью наших соотечественников в 90-е, власти молодого государства спешно устроили казахизацию.

Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков. Казнь была демонстрационной, на площади, чтоб боялись. Вообще, когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений, что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта. Потом лишь следствие и опрос свидетелей установило, что его пронзали заточенными арматуринами. Никто не пытался остановить эту кровавую вакханалию. Милиционеры, по свидетельству очевидцев, разбежались по домам, где скидывали форму и переодевались в гражданскую одежду с непременной тюбетейкой, как знаком принадлежности к народу.

А военные так же как и в Баку, не вмешивались, а лишь охраняли здание ЦК и несколько правительственных учреждений. Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска.

Так это или нет, неизвестно. Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя. Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни. Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города. Начался массовый отток некоренных жителей.

Этот первоначальный период протестов и конфликта был одним из самых напряженных и опасных для русского населения.

Многие русскоязычные жители Душанбе столкнулись с массовым изгнанием, угрозами и дискриминацией. Они были вынуждены покинуть свои дома и бежать из города, чтобы спастись от опасности и насилия. Русские вынуждены покинуть Душанбе: бегство и эвакуация Февраль 1990 года оставил глубокий след в истории Душанбе и всех ее жителей. Это был месяц, когда начался массовый вынос русского населения из города. Насилие и ксенофобия вспыхнули на улицах Душанбе, ставя русских в опасность. Поводом для этой вспышки стали националистические пропагандистские кампании и антироссийские настроения, раздуваемые региональными политическими силами. Тысячи русских были вынуждены спасаться бегством, оставив свои дома, работу и имущество. Кто-то уехал в другие регионы Советского Союза, кто-то переселился в другие страны, и некоторые русские покинули Душанбе, ставший непригодным для них местом проживания. Многие семьи оказались разлучены, а жизнь резко изменилась для всех, кто остался.

Организация эвакуации русского населения стала важной задачей властей и органов правопорядка. Однако, далеко не все русские смогли покинуть Душанбе в безопасности. Они столкнулись с преградами на своем пути, включая отсутствие средств на переезд и сложности с получением разрешений на выезд. Во время бегства и эвакуации русских происходили многочисленные истории героизма и взаимопомощи. Люди делали все возможное, чтобы помочь тем, кто оказался в беде, предоставляли свои машины и места вездеходов, делились собственными запасами пищи и другими ресурсами. Это позволило многим выжить и найти временное убежище. Бегство и эвакуация русских из Душанбе стали символом трагических событий того времени. Они напоминают нам о важности мирного сосуществования на разных этнических и культурных основах. Эти события должны помочь нам учиться на ошибках прошлого и строить более справедливое и гармоничное общество в будущем.

Насилие и распространение слухов: страх и неопределенность Февраль 1990 года оставил глубокий след в истории Душанбе и русского населения, проживающего в этом таджикском городе. Возникновение национальных напряжений и противостояние между таджиками и русскими стали причиной насилия и массовой неопределенности. Насилие по отношению к русским жителям города стало страшной реальностью. Разрушение и грабежи их домов, нападения на улицах, похищение и убийства создали атмосферу страха и тревоги. Русские граждане столкнулись с необходимостью защищать свои жизни и имущество, принимать экстренные меры для выживания. Однако, помимо физического насилия, массовое распространение слухов стали дополнительной причиной страха и непредсказуемости. Слухи о планах и масштабах насилия, информация о предстоящих нападениях и запугиваниях заполнили улицы Душанбе и сердца его обитателей.

Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после. А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок. Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих «демократических сил». В конце января муллы во всех мечетях Душанбе вдруг в один голос стали рассказывать о том, что руководство республики собралось раздавать квартиры беженцам-армянам. Это взбудоражило народ, а 10 февраля в городе начались армянские погромы, зачинателями которых стали уголовники и члены местных ОПГ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий