Почему мы должны читать гоголя

Зачем читать ребенку при свечах, можно ли в 16 лет понять Наташу Ростову, что нам самим стоит перечитать – в рамках лектория «Живое общение» обсуждают филолог, учитель Михаил Павловец и радиоведущий, преподаватель Леонид Клейн. Еще одной причиной, по которой мы читаем Гоголя, является его умение глубоко проникать в душу героев и изображать их психологический мир. В его произведениях мы видим не только внешние поступки героев, но и их внутренние мысли, чувства и мотивы. Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов. Свободолюбие, героизм, показанные Гоголем в «Тарасе Бульбе», общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народнопоэтическая основа рассказов были восприняты от Гоголя и молодым Горьким в романтических произведениях.

Десять правил Гоголя

Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется ролью, которую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества. Наконец, значительный вклад Гоголя в литературу — тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы.

Да, это уж не «придворный менуэт», а «Нравы Растеряевой улицы…». Розанов очень любил свою жену вторую, мать его детей , с которой он вынужден был жить вне церковного брака, потому что первая жена, Аполлинария Суслова, более известная, как любовница Достоевского, не давала ему развода.

Жена, пожалуй, была для Розанова идеалом человечности, и у нее был очень добрый характер. И все же она очень не любила читать Гоголя, ненавидела его за то, что он осмеивал «подлецов» Чичикова и др. Если и бывают подлецы, — говорила она, «вы их и не знайте. Если я увижу, тогда и… скажу «подлец».

Но зачем же я буду говорить о человеке «подлец», когда я говорю с вами. Когда мы здесь, когда мы что-нибудь читаем или о чем-нибудь говорим, и — слово «подлец» на ум не приходит, потому что вокруг себя я не вижу «подлеца», а вижу или обыкновенных людей, или даже приятных». Мне хотелось бы добавить одно замечание к следующему заключению Михаила Саяпина: «Выполнив отрицательную часть своей работы по «исправлению» Великороссии на украинский манер, Гоголь решил приступить к части положительной: созданию идеала русского человека. Но… во время этой работы он с ужасом понял, что привычка к измельчению стала его второй натурой, что он безнадежно заземлил свой талант… и в страшных мучениях умер».

А мне думается, что трагедия Гоголя не в том, что он заземлил свой талант привычкой к измельчению создаваемых им образов. Гоголь как человек, естественно, с годами менялся, но как художник оставался таким же, каким впервые приехал в Петербург. У него был именно такой талант, какой он полностью и реализовал, нарисовав полные бесовщины картины жизни украинцев и пытаясь обратить анекдот из русской жизни в высокое художественное произведение. То есть он замахнулся на творения, к которым у него таланта от роду не было, и никакая «работа над собой» с постами и молитвами этого таланта дать ему не могла.

Андрей Белый так определял значение Гоголя: «Тот, кто осознал себя «великим», был мал, мелок, малокультурен; тот же, кто в Гоголе себя «великим» не сознавал, — тот огненно сотрясал проходящим сквозь него током, взрывавшим все, защищаемое «мещанином во дворянстве»; тот открыл глаза всей России на ее действительность; и тот учил до желания «поучать». Довгочхунов изобразил Гоголь-художник в их настоящей, мещанской участи; Герцен уже был близок к формуле мирового мещанства. Гоголь же до него в образе дворянина дал образ… мирового мещанина…» И вот его понимание образа Чичикова: «Чичиков приколот к Наполеону, выразителю господства сословия, передовой фалангой которого оказались приобретатели-спекулянты. Чичиков вынесся во второй том из первого: получить науку жизни у безродного Костанжогло, имеющего миссию: оборвать в провал ту Россию, которую хотел спасать Гоголь; Гоголь не понял для него страшной динамики капиталистического процесса, сметающего помещиков, пролетаризирующего крестьян, перерождающего его генерал-губернатора в куклу, которую за ниточку дергают: Костанжогло и миллионщик Муразов.

Гоголь ощупал лишь в Чичикове голодного червя-солитера, метающегося и туда и сюда между «все» и «ничто» со своей страшной тройкой в поисках за его ожидающим «колдуном», способным научить выгону деньги из рыбьих чешуй» как это делал Костонжогло … «бред вмешался в прогноз роли капитализма, который, по Гоголю, спасет-де Россию; от гибнущего и пепельного переднего плана — к фону, воспринимаемому и с ужасом, и с восторгом «поперечивающее себе» «бесовски-сладкое» чувство отщепенцев Гоголя — полет русской тройки: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Дадим ответ мы: от Плюшкина к… Костанжогло; такова диалектика образов независимо от четкого сознания, которого в Гоголе нет… И мечта Гоголя во всей второй половине его жизни — совершенное отречение от мира, монашество».

О Гоголе можно писать всю жизнь и так и не исчерпать этой темы.

Говорили, что якобы Гоголь не умер, а впал в летаргический сон, и его похоронили заживо. В произведениях Н. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира.

На волне успеха в 1831 году Гоголь издает свой первый сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». А местами какая поэзия, какая чувствительность! Вот это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился! Гоголь, воспитанный в традициях русской культуры, как выяснилось, совершенно не знал обычаев и быта крестьян Малороссии. Поэтому, работая над «Вечерами», он забрасывал письмами мать и просил ее рассказать ему все сведения из жизни Полтавщины, которая в его произведениях стала напоминать буколическую волшебную страну.

Равным образом и названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты…» Помимо этого он просил прислать ему комедии отца «Овца-собака» и «Роман и Параська», написанные тем самым живым малороссийским языком, что потом зазвучит в произведениях его сына. Правило 6: имидж — все! Гоголь в одночасье стал желанным гостем на всех литературных салонах — тем более что по столице разумеется, с подачи самого Гоголя пошли самые невероятные слухи о новом и чрезвычайно эпатажном малороссийском гении. Критик Павел Анненков так вспоминал яркую внешность модного писателя: «Он надевал обыкновенно ярко-пестрый галстучек, взбивал высоко свой завитый кок, облекался в какой-то белый, чрезвычайно короткий и распашной сюртучек, с высокой талией и буфами на плечах, что делало его действительно похожим на петушка. Он необычайно дорожил внешним блеском, обилием и разнообразием красок в предметах, пышными, роскошными очертаниями, произведенным эффектом…» И рекламная стратегия Гоголя работала — в то время все завсегдатаи литературных салонов только и говорили, что о новых нарядах «этого Гоголя». В то же время Гоголь категорически запрещает издателям публиковать какие бы то ни было свои портреты — ведь настоящий «кумир молодежи» должен сохранять инкогнито и не давать обывателю повода обсуждать свою внешность. Правило 7: позови на помощь дьявола В 1833 году все столичные круги захлестывает волна мистики. Пушкин записал в своем дневнике: «17 декабря 1833 г. В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству.

Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно». Слухи о «танцующих стульях» стали даже предметом разбирательства Жандармского управления, что еще больше подстегнуло интерес публики ко всякого рода чертовщине. Гоголь тут же реагирует на новые запросы публики и выпускает вторую часть «Вечеров» — сборник жутких и мистических новелл, готических сказок в малороссийских декорациях с колдуньями и ожившими утопленницами. Конечно, нынешнему читателю, воспитанному на триллерах и ужастиках, трудно понять восторги публики начала XIX века, но тогда так не писал практически никто. Следом выходит сборник повестей «Миргород», среди которых — знаменитый «Вий», может быть, самая странная повесть Гоголя. Всего полтора десятка строк посвятил Н. Гоголь в своей повести Вию, но странный образ владыки подземного мира — с железным лицом и огромными длинными веками на долгие годы захватил воображение читателей. Но Гоголь никогда бы не стал Гоголем, если бы он и дальше стал бы эксплуатировать провинциальный малороссийский колорит — вскоре бы эти хуторские шутки приелись, и имя Гоголя навсегда бы стерлось из литературной истории. Да, «малоросская тема» стала удачным приемом для приобретения популярности, но нужно было идти дальше, выходить на российские темы.

В 1835 году выходит «Тарас Бульба» — последнее произведение Гоголя на «малороссийскую» тематику, ставшее хрестоматийным произведением как для изучения истории Малороссии, так и для воспитания русского патриотизма. В том же году Гоголь оставляет службу в университете и начинает работать над «Женитьбой» и «Ревизором». Дома или в гостях нам приходилось нередко вступать в горячие прения с разными пожилыми людьми, негодовавшими на нового идола молодежи и уверявшими, что никакой натуры у Гоголя нет, что это все его собственные выдумки и карикатуры... Схватки выходили жаркие, продолжительные, до пота на лице и на ладонях, до сверкающих глаз и глухо начинающейся ненависти или презрения, и наше фанатическое обожание Гоголя разрасталось все только больше и больше... Всем досталось, а мне больше всех! Казалось бы, весь план Гоголя блестяще претворился в жизнь: ему 27 лет, он самый модный автор в Петербурге, «властитель дум» и «новая звезда», обласканная вниманием критики и власти. Чего еще желать? Правило 9: уехать из России Лубочную Малороссию, которые многие принимают за описание реальной Украины, Гоголь придумал в тесной съемной квартирке стылого имперского Петербурга. Теперь перед писателем стояла куда более сложная задача — он взялся написать эпическое полотно о российской провинции. Что ж, большое, как известно, видится на расстоянии, и Гоголь неожиданно уезжает за границу.

Из Гамбурга он пишет Жуковскому: «Я буду терпеть и недостаток, и бедность, но ни за что в свете не возвращусь скоро. Долее, долее, как можно долее буду в чужой земле. И хотя мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России, но сам я, но бренный состав мой будет удален от нее».

Гоголь - творческий путь, патриотизм (вопросы и ответы, примеры сочинений)

Зрители узнают, какими приемами пользовался Гоголь, работая над "Носом", об особенностях чувства юмора и о мировосприятии автора "Ревизора" и "Мертвых душ", а также о том, за что Гоголя так не любил известный философ Василий Розанов, и какое прозвище он дал писателю. Показать больше.

Он не только поражал своим уникальным стилем и острым юмором, но и передавал в своих работах глубокие ценности. Гоголь своими произведениями, в первую очередь, передавал ценность русского народа. Он изображал реалии жизни обычных людей, их быт, проблемы и радости. В его произведениях можно встретить различные группы общества: крестьян, горожан, дворянство и т. Гоголь не боялся выдвигать на передний план несовершенства русской действительности и показывать множество противоречий, но в то же время он никогда не унижал своих персонажей.

Своими работами Гоголь показывал богатство души и национальный характер русского народа. Важной ценностью, которую Гоголь передавал своим произведениям, является справедливость. В его работах можно увидеть борьбу добра и зла, честности и коррупции, правды и ложи. Гоголь часто высмеивал корысть и эгоизм, возвышая важность моральных ценностей. Он учил людей быть честными, справедливыми и открытыми во всех сферах жизни, несмотря на сложности и искушения. Еще одной важной ценностью, которую Гоголь поднимал в своих произведениях, была вера.

Он глубоко уважал религию и рассматривал ее как неотъемлемую часть русской культуры. В произведениях Гоголя можно найти множество образов священников, монахов и простых верующих людей. Он передавал значимость духовного развития и морального самосовершенствования. Наконец, Гоголь передавал ценность свободы. Он высмеивал тиранию, абсолютизм и другие формы деспотии, показывая важность индивидуальной свободы человека. В его произведениях можно найти героев, которые надеются на перемену, освобождение от уз ярма и возвышение личности.

В целом, Гоголь передавал в своих произведениях глубокие и универсальные ценности, которые актуальны и сегодня. Он показывал важность национального характера, справедливости, веры и свободы. Его работы до сих пор заполняют наши души знанием и вызывают в нас желание быть лучшими. Популярность и признание Гоголя в современном обществе Николай Васильевич Гоголь — один из величайших русских писателей XIX века, автор таких знаменитых произведений, как «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» и многих других. Его творчество, проникнутое гениальностью и глубоким пониманием человеческой души, оказало огромное влияние на развитие русской литературы и стало предметом изучения и толкования для многих поколений читателей и исследователей. В современном обществе Гоголь по-прежнему пользовался широкой популярностью и признанием.

Его произведения продолжают быть актуальными и глубокими, обращаясь к вечным человеческим проблемам и образам. Гоголь смог воссоздать реальность русской жизни своего времени, полную противоречий, лицемерия и житейских невзгод. Важной особенностью Гоголя является его изящный и остроумный стиль письма, который даёт возможность читателям наслаждаться яркой и оживлённой картинкой русской жизни и поражаться уникальной манерой описания обычных событий. Его произведения дают людям возможность сопереживать героям, а иногда и отражаться в них. Гоголь стал ярким представителем романтизма и реализма в русской литературе, и его творчество оставалось объектом интереса и изучения для многих поколений литературоведов и исследователей. В своих произведениях Гоголь поднимал актуальные вопросы человеческой природы, моральности, социальной несправедливости и роли искусства в обществе.

Сегодня Гоголь по-прежнему остается источником вдохновения для многих писателей и художников. Его образы и идеи продолжают влиять на развитие искусства и литературы. В актуальности его произведений можно увидеть бесконечный поиск смысла жизни и размышление о ценностях, которые по-прежнему остаются актуальными для современного общества. Вопрос-ответ Какую историческую роль сыграл Гоголь в литературе? Гоголь является одним из величайших русских писателей, его работы имеют огромное значение в литературе. Он стал одним из основателей русской поэзии и раскрыл новые горизонты в романтике.

Также Гоголь внес большой вклад в развитие русского драматического искусства и сказок. Какое влияние оказал Гоголь на современную литературу? Гогольская традиция впитала в себя множество авторов и жанров, его стиль и манера повествования считаются уникальными и несравнимыми. Многие современные писатели и поэты вдохновляются его творчеством и усваивают его методику.

Если при этом был какой-нибудь гость, то: участвовал такой-то... Разве это не герои нашего, современного общества?! Только они "покрупнее" и "покруче". Пустым ничтожным их существование язвительно изображает Гоголь: в них нет ничего человеческого. Такая же пустая жизнь и героев повести "Старосветские помещики", только юмор писателя добродушнее. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения этого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении". Мы видим "скромных владетелей", добрых и радушных, их взаимную любовь, основанную на одной привычке, но "ведь и привычка все же человеческое чувство; но ведь всякая любовь, всякая привязанность, на чем бы она ни основывалась, достойна участия". Но мы их жалеем: они ничтожны и жалки, "небокоптители". Тихая и безмятежная жизнь героев словно застыла на месте, лишена всякого движения. Несмотря на то, что Гоголь в какой-то степени умиленно рисует их, он убеждает читателя в бессмысленности и невозможности такой жизни: ведь человек "рожден, как птица, для полета". Близка нашей действительности повесть "Портрет", в которой писатель показал трагедию художника в современном ему обществе, враждебном искусству: развращает и губит художника власть денег, искушение стать модным живописцем, продажа своего таланта. А карьера Чичикова?! Это же карьера современного пройдохи-чиновника.

Три человека знакомы с «Выбранными местами из переписки с друзьями», являющимися последней книгой писателя… На третий вопрос, какая книга Н. Гоголя вам особенно близка и почему, для многих опрошенных, как оказалось, интересны все книги писателя, в них они находят много поучительного. Но были и противоположные ответы: «Ни одну из книг Гоголя не могут назвать любимой: одни вообще не читали, другие читали, но не поняли, то есть творчество великого писателя им не нравится. Возможно, именно эти читатели помнят Гоголя со школьной скамьи и потому больше не раскрывали его книги. Однако 36 человек назвали «Мертвые души» не просто любимой, а одним из величайших произведений мировой литературы. Поэма Гоголя раскрывает русский национальный характер, выведенные типы можно встретить и сегодня. В этом и состоит злободневность творчества писателя, которое за десятилетия после его смерти не утратило своей актуальности. Выведенные им мастерски типические черты свойственны и современным политикам и чиновникам с их пороками и недостатками.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Пушкин высоко оценил творчество Гоголя. Однако это были уже его зрелые произведения. Выход в 1831 — 1832 гг. Как и Пушкин Белинский поддержал Гоголя. Это тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. В произведении патетика народного и национального чувства, выраженная с исключительной проникновенностью, становится близкой, общедоступной любому читателю в любое историческое время. Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь?.. Вторая часть навеяна романтикой особенно в описаниях пейзажа. Но мысль автора одна: мысль о возможностях человеческого духа, о счастье жить по законам высокого дома, объединяющем людей и о несчастье, нелепости, бессмысленности существования. Повести отразили совершенно противоположные результаты развития человека.

Постоянно, живя в Петербурге, в письмах к матери он обращается с просьбой написать побольше народных песен, любопытных фамилий, прозвищ, преданий и сведений о том, как проводятся свадьбы, колядки, как одеваются парубки и девушки на гулянья, гадания. И вот, Гоголь решает ответить на потребность в украинской тематике своими художественными произведениями. Но при этом христианское воззрение Гоголя постепенно меняется растёт. Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой страшной силе противопоставляется православная религия.

Говорили, что якобы Гоголь не умер, а впал в летаргический сон, и его похоронили заживо. В произведениях Н. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира.

Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы... Жизнь в столице очень дорогая, приходится жить как в пустыне и даже отказывать себе в лучшем удовольствии — в театре…» В конце концов он по протекции известного в ту пору журналиста Фаддея Булгарина устраивается на работу — в канцелярию III Отделения его императорского величества. То есть в тогдашний аналог ФСБ. Оттуда он уходит в департамент уделов Министерства внутренних дел — вначале писцом, потом помощником столоначальника. Кто знает, может быть, Гоголь и сделал бы карьеру чиновника, но все изменил Пушкин. Однажды, блуждая по присутственным местам, он пришел к дому Пушкина. Поэт был дома, но несмотря на полуденное время, крепко спал, как рассказал молодому Гоголю дружелюбный швейцар у входа в особняк. Действительно, зачем надрываться на службе, если можно вести сытую и разгульную богемную жизнь?! А ведь он приехал в город огромных возможностей, где любой литератор может получать столько, сколько не снилось и городскому голове Миргорода! И Николай решает заниматься литературой. Правило 4: стань манипулятором Нестор Кукольник, школьный товарищ Гоголя, вспоминал, что Николай с самых ранних лет овладел нехитрыми приемами манипулирования людьми. Например, однажды какой-то учитель в лицее решил посадить Николай в дисциплинарный карцер, но тот изобразил эпилептический припадок, упав на пол в страшных судорогах. В итоге вместо карцера Коленьку отправили в больницу, где он пролежал две недели. Впоследствии этот способ разжалобить педагогов стал у Гоголя любимым, и он стал каждую неделю скрываться в больнице от уроков. Позже нытье на свое якобы плохое здоровье настолько прочно вошло в привычку, что потом даже самые близкие люди писателя никогда не могли точно сказать, в какой момент Николай Васильевич действительно болел, а когда притворялся. Другой любимый прием Гоголя — лесть. Вот несколько фрагментов из его писем к матери: «Целую бесценные ручки Ваши, имею честь быть с сыновьим моим к Вам высокопочитанием, ваш послушный сын... Ежели можно прислать и сделать несколько костюмов, — сколько можно, даже хоть и один, но лучше, если бы побольше; также хоть немного денег». Не стеснялся он и мелких подарков. Сохранилось его письмо к матери, в котором просит прислать ему какие-нибудь вещи-антики: «Я хочу прислужиться этим одному вельможе, страстному любителю отечественных древностей, от которого зависит улучшение моей участи». Античные монеты, что крестьяне в изобилии находили на Украине, возможно, предназначались для Петра Плетнева, ректора кафедры русской словесности в Санкт-Петербургском университете. Вскоре Гоголь поступает учителем истории в Патриотический институт с жалованием 400 рублей в год. Там он сводит знакомство с влиятельнейшим Василием Жуковским много лет спустя выяснится, что Гоголь некоторое время работал у Жуковского «литературным негром» — в частности, он разработал для мэтра, занятого воспитанием наследника престола, синхронистические таблицы для преподавания истории. Критик Павел Анненков писал: «Он Гоголь смело вступал во все круги, заводил себе знакомых и зорко открывал в них те нити, которыми мог привязать к себе. Искусство подчинять себе чужие воли изощрялись вместе с искусством направлять обстоятельства так, что они переставали быть препонами и помехами, а обращались в покровителей». Правило 5: не стесняйся подражать модным авторам Первый опыт Гоголя — поэма «Ганц Кюхельгартен» — оказался неудачным. В расстроенных чувствах он неожиданно срывается из Петербурга и отплывает в Германию, в Любек — специально, что бы прикупить последних книжных новинок, недоступных в России. Из поездки он возвращается с новым кумиром — теперь он намерен подражать Эрнсту Гофману и его «народно-романтическому» стилю. И уже в феврале 1830 года в журнале «Отечественные записки» издателя журнала, Павла Петровича Свиньина, он тоже подкупил античными монетами выходит первый гоголевский рассказ «Вечер накануне Ивана Купала» — явное подражание Гофману, но с малоросским колоритом. Следом выходит и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как потом вспоминал критик Владимир Стасов, «новое поколение читателей подняло писателя на щитах с первой же минуты его появления»: «Тогдашний восторг от Гоголя — ни с чем несравним. Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще неизвестный никому юмор — все это действовало просто опьяняющим образом. Даже любимые гоголевские восклицания: «чорт возьми», «к чорту», «чорт вас знает», и множество других, вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодежь пошла говорить гоголевским языком». На волне успеха в 1831 году Гоголь издает свой первый сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». А местами какая поэзия, какая чувствительность! Вот это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился!

Стоит отметить, что издания с рисунками Лаптева продолжают выходить уже в современной России, в 2018 г от петербуржского издательства «Речь» и от издательства «Махаон». Правда, в последнем случае издатели урезали книгу до трех повестей, но на обложке красовалась надпись «Вечера на хуторе близ Диканьки» и узнаваемый рисунок Лаптева, изображающий кузнеца Вакулу и Оксану. К сожалению, издание 1960 г мне упорно не давалось в руки. То его продадут с Авито до того, как я успею договориться с продавцом, то оно в таком состоянии, что я понимаю: перевозки книга не перенесет, то продавец просто отказывался высылать экземпляр. Это прекрасный четырехсотстраничный том в твердой обложке с плотными кремовыми страницами и закладкой-ляссе. В книгу входит полный цикл повестей «Вечеров» и четыре повести цикла «Миргород». Последний включает в себя в том числе знаменитые повести «Вий» и «Тарас Бульба». Главное достоинство этого увесистого томика — иллюстрации. Они воспроизведены по изданию А. Девриена в типографии А. Бенке, 1911 г. То, о чем пишет Гоголь в «Вечерах», кажется одновременно сказочным и реалистичным. Веселые истории и поэтические описания соседствуют с хтоническим и жутким злом. Причем это зло имеет разный вид — глуповатое и жалкое, как в «Сорочинской ярмарке» и «Ночь перед Рождеством», жуткое и бесконтрольное, как в «Вечере накануне Ивана Купала», где ведьма заставляет юношу принести в жертву младенца. Либо колдун из «Страшной мести», чьи мотивы мы понимаем только к концу повести. Сам писатель позже упоминал, что во время написания повестей «находили припадки великой тоски, мне самому необъяснимой. Наверное, происходила она от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого я придумывал все смешное, что только мог выдумать». В «Вечерах» Гоголь проводит красной линией через большинство повестей тему противоборства между христианством и нечистой силой за душу. На ум приходит все тот же колдун из «Страшной мести», который совершил настолько страшные вещи, что его не могут отмолить в этой жизни, либо кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством» — он прямо говорит черту, что ему «не видать души христианской». В повести же «Пропавшая грамота» казак играет на свою душу в дурака и, конечно же, выходит победителем, перекрестив карты в своей руке. В «Заколдованном месте» Гоголь показывает, что не стоит верить нечистой силе — мужик, надеясь обмануть нечистого и добыть клад, в отместку получил «сор, грязь и стыдно, что еще сказать». Вместе с тем, Николай Васильевич прекрасно, нежно и поэтично описывает быт и национальный характер малороссов. Описание Украины в повестях цикла — первый образчик чудесной яркости, юмора и лихого веселья. Наследие и экранизации С наследием писателя все непросто. Его личность и сейчас является объектом межнациональных споров, при этом сам Гоголь четкого ответа на этот каверзный вопрос никогда не давал, говоря, «что сам не знаю, какая у меня душа: хохлацкая или русская». На данный момент не найдено ни одного сочинения прозаика на украинском языке, но в тоже время нельзя отрицать его привязанности к малороссийской родине, что ярко выражается в особенности построении текста, употреблении большого количества малороссийских слов и выражений. В поздних письмах Николай более глубоко понимал особенности русско-украинских отношений и выступал за синтез славянских культур. По мотивам повестей и романов Николая Васильевича снято более пятидесяти фильмов, первый из них датирован 1907 годом, последний — 2018. К сожалению, большинство фильмов периода 1907 по 1937 гг. Настоящий расцвет гоголевщины начался в 60-х гг.

Гоголь – наш современник

Значение творчества Гоголя Николай Васильевич Гоголь.
Зачем мы читаем Гоголя? Роль писателя в формировании нашего литературного вкуса Эти проблемы взаимоотношений людей повторяются из века в век, а вопрос деградации, то есть обеднения внутреннего мира человека – вообще вечен. На примере героев Н.В. Гоголя можно научиться многому.
Значение Гоголя для современной культуры и литературы Николай Васильевич Гоголь — один из самых важных и влиятельных писателей в истории русской литературы. Его произведения, олицетворяющие собой сатиру, фантазии и гротеск, имеют исключительное значение не только для литературы, но и для русской культуры в целом.
Гоголь – наш современник : Новость : ПКПБ им. А. М. Горького : До сих пор у нас доминирует советский подход, согласно которому литературное образование нужно, чтобы прочитать заданный набор канонических текстов. Потому что ты, мол, уже не будешь читать Гоголя или Достоевского, когда выйдешь из школы.

«Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы»

Гоголь стал основателем такого жанра, как психологическая проза, и его произведения прославились своим уникальным стилем и острыми социальными комментариями. Наиболее известные произведения Гоголя: Повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» — веселые и живописные истории, проникнутые традициями и фольклором малороссийского края. Роман «Мертвые души» — потрясающий образец психологической прозы, где автор раскрывает глубину души и моральный кризис общества. Трагикомедия «Ревизор» — яркая сатира на бюрократическую систему и коррупцию. Влияние Гоголя на русскую литературу и культуру: Гоголь стал великим наставником для многих писателей своего и последующих поколений. Он внес огромный вклад в развитие русской прозы и оказал существенное влияние на таких авторов, как Федор Достоевский и Лев Толстой. Сочетание реализма и фантастики в произведениях Гоголя повлияло на развитие магического реализма как литературного жанра. К тому же, его острые и злободневные социальные комментарии провокировали писателей и мыслителей к обсуждению проблем общества. Таким образом, Гоголь оставил неизгладимый след в русской литературе и культуре в целом. Его произведения продолжают вдохновлять и провоцировать читателей к размышлениям о национальной идентичности, смысле жизни и социальных проблемах.

Гоголь и его влияние на формирование русской культуры Николай Васильевич Гоголь — выдающийся русский писатель XIX века, чьи произведения оказали значительное влияние на формирование русской культуры.

Ближайший» Натальи Бондарчук 2009-го. Начало», картина снятая в 2017 году режиссёром Егором Барановым по мотивам произведений Н. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». К документальным фильмам о писателе относится созданный к 200-летию Николая Васильевича биографический фильм Леонида Парфенова «Птица - Гоголь». Фильм призван донести больше информации о личности Гоголя и его душевных терзаниях, а также рассказать множество увлекательных и мистических историй, связанных с писателем и его произведениями. Постановки по пьесам Гоголя начали выходить еще при жизни писателя.

Так премьера «Ревизора» состоялась в Александринском театре еще в 1836 году. Сейчас театральные постановки по произведениям Гоголя проходят во многих театрах России. Не смогли обойти стороной мистические сюжеты Гоголя и создатели компьютерных игр. В 2004, 2005 и 2006 годах вышли игры — квесты «Вий: История, рассказанная заново», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вечер накануне Ивана Купала». В жанр квеста вписывается загадочная атмосфера произведений Гоголя. Книги Гоголя и саму личность писателя можно разгадывать бесконечно, постоянно находя новые ответы и новые задачи.

Как жил Гоголь, страдающий с детства болезненными припадками, и как он умер — правда ли, что при жизни он был колдуном и мистиком, а после уснул летаргическим сном и был похоронен заживо? Как жил и творил писатель? Какие секреты он оставил читателям в своих произведениях?

Что было во втором томе «Мертвых душ»?

Бенке, 1911 г. То, о чем пишет Гоголь в «Вечерах», кажется одновременно сказочным и реалистичным. Веселые истории и поэтические описания соседствуют с хтоническим и жутким злом. Причем это зло имеет разный вид — глуповатое и жалкое, как в «Сорочинской ярмарке» и «Ночь перед Рождеством», жуткое и бесконтрольное, как в «Вечере накануне Ивана Купала», где ведьма заставляет юношу принести в жертву младенца. Либо колдун из «Страшной мести», чьи мотивы мы понимаем только к концу повести. Сам писатель позже упоминал, что во время написания повестей «находили припадки великой тоски, мне самому необъяснимой. Наверное, происходила она от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого я придумывал все смешное, что только мог выдумать».

В «Вечерах» Гоголь проводит красной линией через большинство повестей тему противоборства между христианством и нечистой силой за душу. На ум приходит все тот же колдун из «Страшной мести», который совершил настолько страшные вещи, что его не могут отмолить в этой жизни, либо кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством» — он прямо говорит черту, что ему «не видать души христианской». В повести же «Пропавшая грамота» казак играет на свою душу в дурака и, конечно же, выходит победителем, перекрестив карты в своей руке. В «Заколдованном месте» Гоголь показывает, что не стоит верить нечистой силе — мужик, надеясь обмануть нечистого и добыть клад, в отместку получил «сор, грязь и стыдно, что еще сказать». Вместе с тем, Николай Васильевич прекрасно, нежно и поэтично описывает быт и национальный характер малороссов. Описание Украины в повестях цикла — первый образчик чудесной яркости, юмора и лихого веселья. Наследие и экранизации С наследием писателя все непросто. Его личность и сейчас является объектом межнациональных споров, при этом сам Гоголь четкого ответа на этот каверзный вопрос никогда не давал, говоря, «что сам не знаю, какая у меня душа: хохлацкая или русская». На данный момент не найдено ни одного сочинения прозаика на украинском языке, но в тоже время нельзя отрицать его привязанности к малороссийской родине, что ярко выражается в особенности построении текста, употреблении большого количества малороссийских слов и выражений.

В поздних письмах Николай более глубоко понимал особенности русско-украинских отношений и выступал за синтез славянских культур. По мотивам повестей и романов Николая Васильевича снято более пятидесяти фильмов, первый из них датирован 1907 годом, последний — 2018. К сожалению, большинство фильмов периода 1907 по 1937 гг. Настоящий расцвет гоголевщины начался в 60-х гг. Тогда вышли фильм-сказка от легендарного режиссера-сказочника А. Роу, и в 1967 г кинокомпанией «Мосфильм» был поставлен «первый советский хоррор» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей — «Вий». Фильм вызвал настоящий фурор и стал одним из лидеров советского кинопроката сезона 1967-1968 гг. Фильм провалился в прокате, и на Кинопоиске его зрительская оценка составляет 3. Как следует из описания — это «русский хоррор, снятый для американцев».

Следующей большой экранизацией стал российско-украинско-польский фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко с Богданом Ступкой в главной роли. В целом фильм следует строго сюжету книги, что важно, второй ее редакции 1835 г, имея лишь некоторые отступления: убраны многочисленные антисемисткие высказывания казаков, которые, как известно не отличались особой терпимостью; не вошла также в фильм жестокость запорожцев по отношению к пленным полякам, в то время как польские пытки казаков на экране показаны. На Украине по поводу фильма мнения разделились: одни политики говорили об откровенном политическом, даже в какой-то степени пропагандистском высказывании режиссера, другие же остались в восторге. Стоит отметить, что в 2008 году украинцами была снята своя, низкобюджетная версия «Тараса Бульбы», но в прокат она так и не вышла, оставшись достоянием телевидения и прилавков DVD-дисков. Следующим в 2014 г вышел на экраны долгострой Олега Степченко «Вий».

Поиграем в Гоголя: зажигаем свечу и читаем «Страшную месть»

Тема: Жизнь и творчество поэта Значение Н. Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно — Салтыкова-Щедрина. Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа.

Там, где упало такое зерно плодоносное, уже будет жить мысль о мире, о сотрудничестве, о геройстве и самоотвержении. Лишь бы посеялось зерно Братства. От первых классов возлюбили Гоголя, и запомнились слова Тараса Бульбы о товариществе: "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство. Вот на чём стоит наше товарищество. Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить может русская душа — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, что ни есть в тебе...

Пусть же знают, что такое значит в русской земле товарищество! Пусть ничто злое не коснётся всенародного строительства. Украйне — любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным Народам»4. Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя.

Слушаем: "Для русского теперь открывается путь, и этот путь — есть сама Россия.

Он стал не только великим писателем, но и настоящим гением, который объединил страну и оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Трансформация литературных жанров под влиянием Гоголя Гоголь вносит значительный вклад в развитие русской литературы, особенно в области литературных жанров. В своих произведениях он стремится к оригинальности и новаторству, что отражается на жанровом разнообразии его произведений. Существенное влияние Гоголя можно наблюдать в жанре романа. Первоначально романы в русской литературе были ориентированы на нравственные и социальные аспекты, основываясь на классических европейских образцах. Однако Гоголь в своих произведениях «Мертвые души» и «Вий» разработал новый подход к жанру. Он создал собственную уникальную стилистику и подошел к форме романа с сатирической и мистической точки зрения. Гоголь также внесел значительный вклад в развитие жанра пьесы. Его пьеса «Ревизор» стала символом новой эпохи в русской драматургии.

Он сочетает в ней комические и сатирические элементы, что отличает его произведение от традиционных пьес того времени. Кроме того, Гоголь оказал влияние на жанр рассказа. В своих произведениях он стремится к созданию гротескной и фантастической атмосферы, что значительно расширяет возможности жанра и делает его более разнообразным. Таким образом, вклад Гоголя в развитие русской литературы заключается в его способности трансформировать традиционные жанры и добавлять к ним свой оригинальный стиль. Его новаторский подход к литературе оказал влияние на многих современных писателей и способствовал формированию новых литературных направлений. Новаторский подход Гоголя к характеристике персонажей Гоголь не ограничивался обычными описаниями внешности своих героев, он вдохнул в них жизнь посредством психологических анализов и выразительных деталей.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Детство и юность писателя Родился 20 марта 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. В биографии Гоголя нельзя не сказать об обучении его в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Ещё в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки. Что касается его ранних литературных трудов, то судить о них мы можем только по поэме «Ганц Кюхельгартен», изданной уже в Петербурге. Других ранних произведений Гоголя не сохранилось.

Историческое наследие Гоголя

  • Гоголь: какие пользительные науки для души он может принести -
  • Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя?
  • Гоголь: как понять и полюбить
  • Биография Николая Гоголя
  • Чем близок нам Гоголь

Что значит Гоголь для меня

В итоге есть два пути: либо школьник дорастет до Гоголя и поймет, почему этот автор так значим, либо преподаватель сможет показать изощренность языковой игры писателя и втянуть его в эту игру. Может быть, читать Гоголя рано, но, думается, необходимо. Книга Г. Н. Поспелова 'Творчество Н. В. Гоголя' представляет собой краткую монографию, посвящённую основным проблемам творчества Гоголя. Она может служить пособием для преподавателя литературы старших классов средней школы и студентов педагогических вузов. 1 апреля нынешнего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя[1]. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Поэтому о современности писателя не возникает вопроса. Необходимо обязательное изучение Н.В. Гоголя в современной школе, т.к. он оказывает влияние на состояние нравственного мира наших учеников.

Зачем мы читаем Гоголя? Роль писателя в формировании нашего литературного вкуса

Гоголь является великим писателем нашей России. Его повести учат смелости, доброте, отваге. Каждый человек должен хотя бы одну повесть Гоголя прочитать, так как в них заложен огромный смысл. Еще одной причиной, по которой мы читаем Гоголя, является его умение глубоко проникать в душу героев и изображать их психологический мир. В его произведениях мы видим не только внешние поступки героев, но и их внутренние мысли, чувства и мотивы. это мастер слова. Его произведения отличаются сложной композицией, глубоким психологизмом и разнообразием языковых средств. В первом эпизоде ведущие разбирают сборник Николая Гоголя «Миргород» и рассуждают о том, чем современного читателя цепляют эти произведения. Почему в «Тарасе Бульбе» столько крови и насилия и как об этом читать сегодня? Еще одной причиной, по которой мы читаем Гоголя, является его умение глубоко проникать в душу героев и изображать их психологический мир. В его произведениях мы видим не только внешние поступки героев, но и их внутренние мысли, чувства и мотивы. На этот вопрос замечательно ответил ещё в 1934 году в своей книге «Духовный путь Гоголя» русский эмигрант К. Н. Мочульский: «Гоголь не удовлетворился одной лишь фарсовой стороной своих ранних произведений.

Зачем читать Гоголя?

Читать произведения Гоголя нужно, конечно, с большим вниманием, вчитываясь в каждое слово, чтобы точнее уловить тонкий юмор и сарказм великого писателя. Гоголь умеет заметить такие мелочи, которые у каждого постоянно на глазах, но воспринимаются, как должное. Еще одной причиной, по которой мы читаем Гоголя, является его умение глубоко проникать в душу героев и изображать их психологический мир. В его произведениях мы видим не только внешние поступки героев, но и их внутренние мысли, чувства и мотивы. Зачем читать Гоголя: польза его творчества для души. Во-первых, Гоголь как никто другой умел описывать русскую душу. В его произведениях мы находим зеркало, в котором видим отражение самих себя, наших мыслей, страстей и недостатков.

Николай Васильевич Гоголь — почему он стал классиком русской литературы?

Поэтому о современности писателя не возникает вопроса. Необходимо обязательное изучение Н.В. Гоголя в современной школе, т.к. он оказывает влияние на состояние нравственного мира наших учеников. Эти проблемы взаимоотношений людей повторяются из века в век, а вопрос деградации, то есть обеднения внутреннего мира человека – вообще вечен. На примере героев Н.В. Гоголя можно научиться многому. Гоголь написал несметное количество произведений, большинство из которых имеют мистическое и фантастическое содержание. Я думаю, что не все его произведения имеют актуальность в наши дни. Например такие произведения, как: "Ночь перед Рождеством". Цитата сообщения LediLana Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! В день 205-летия Гоголя, 1 апреля 2014 года, «» выбрала высказывания знаменитого писателя о России, которые звучат вполне современно. это мастер слова. Его произведения отличаются сложной композицией, глубоким психологизмом и разнообразием языковых средств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий