Новости российско иранские отношения

В строительной сфере Иран сейчас может конкурировать с мировыми стандартами, предоставляя продукцию высочайшего уровня по всем строительным материалам. О причинах укрепления российско-иранских отношений и перспективах развития в интервью политолога, эксперта экономического факультета РУДН Фархада Ибрагимова. Отношения между Москвой и Тегераном выходят на новый уровень, заявил министр обороны и поддержки вооружённых сил Ирана Мохаммад Аштиани. Двусторонние отношения Армении и Исламской Республики Иран продвигаются в различных направлениях.

Россия и Иран на грани разрыва отношений: почему возник кризис, и сумеем ли мы его преодолеть

Новости Ирана, обзор СМИ цитирует Аштиани РИА Новости.
Россия и Иран сверяют свои подходы в безопасности... Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан призвал Европейский союз (ЕС) действовать ответственно и ввести санкции против израильского режима.
Эксперт по Ирану: санкции одинаковые - условия разные Гендиректор «Мир бизнес клуба» Олег Акулиничев рассказал «Ведомостям» на полях ПМЭФа о новой странице в российско-иранских отношениях, обозначил перспективные направления сотрудничества и указал на основательность иранцев, сравнив их подход к формированию.
Россия начала повторное сближение с Ираном. Это неудобно для США «С обеих сторон выражено удовлетворение достигнутым высоким уровнем российско-иранских отношений», — говорится в сообщении.

Иран готов поставлять на российский рынок стройматериалы, одежду, фисташки и автомобили

Скажем, в США почти не сомневаются, что такая внезапная российско-иранская авиаактивность означает начало поставки нам из Тегерана «сотен ударных БПЛА в ускоренные сроки». Отношения России и Ирана;Россия Иран военное сотрудничество;Иран нефть Россия ;Почему Иран за Россию. Сегодня создаются предпосылки для обновления правовой базы российско-иранских отношений для выведения их на уровень стратегического партнёрства. Всё-таки со времён Грибоедова, Российско Иранские отношения, претерпели значительные изменения в лучшую сторону.

Курс на Персию: что нужно Ирану от России и может ли он стать опорой России на Ближнем Востоке

Министр обороны Ирана Мохаммад Аштиани в ходе переговоров с министром обороны России Сергеем Шойгу заявил, что российско-иранские отношения выходят на новый уровень. Об этом сообщает РИА «Новости». И дело не в том, что Иран самостоятельно закупает Су-35, а в том, что "какая-то страна осмелилась ослушаться приказов Запада и развивать нормальные отношения с Россией". Но могу сказать одно: в российско-украинском конфликте Иран в целом на стороне России. последние известия. Российские и иранские власти создают общий торговый флот. Работа по подключению иранских юрлиц к российскому аналогу SWIFT идет в плановом режиме, а 17 мая в Иране открылся первый российский банк – ВТБ.

Иран – последние новости

Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. Например, доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи Индия займёт всего около 10 суток вместо 30-45 суток, если следовать по традиционным торговым маршрутам. Заметно вырастут и объёмы грузопотоков, будет укрепляться транзитный потенциал России и Ирана, чьи товары получат более удобный и разнообразный по географическим направлениям доступ к внешним рынкам. Новую магистраль имеется в виду задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, предназначенной для потребителей в Иране и других странах Персидского залива и Африки. Этот транспортный коридор внесёт осязаемый вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана.

Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору «Север — Юг», и более интенсивная загрузка портов двух стран стимулируют становление сопутствующих видов бизнеса. Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров. А это значит, что появятся и новые рабочие места, повысится и инвестиционная привлекательность российских и иранских регионов, через которые будут пролегать новые транспортные магистрали. В ответном слове президент Ирана отметил: «Несомненно, данное соглашение является очень серьёзным шагом в стремительно развивающимся двустороннем сотрудничестве Ирана с Россией. Этот коридор и все страны, которые подключены проекту — и на западной части, и на восточной части данного коридора, — на самом деле это и есть символ дружбы многопланового характера между нашими странами.

Данный проект придаст большой импульс развитию всестороннего сотрудничества.

Говоря о России, можно вспомнить поправку Джексона—Вэника 1974 года поправка к закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека , так называемый закон Магнитского отменяющий поправку Джексона—Вэника и вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России 2012 года и санкции 2014 года. В-третьих, на иранском направлении Евросоюз и США пытались создавать санкционные шоки, например в 2012 году — тогда основной упор был сделан на эмбарго на импорт иранской нефти и отключение банков от SWIFT, а в 2018 году Вашингтон перешел к политике «максимального давления» на Тегеран.

В отношении России американцы и европейцы предприняли «санкционный блицкриг» в текущем году, но масштабы иные. Наконец, Запад начал кампанию против России в сферах культуры и спорта. Важно и то, что как в Москве, так и в Тегеране односторонние санкции западных стран считают нелегитимными.

Кстати, примечательно, что в США и Европе всерьез вели и ведут дискурс вокруг терминов «умные санкции» и «адресные санкции», которые, мол, должны быть высокоэтичными и не наносить ущерба простым гражданам стран, против которых вводятся рестрикции. Однако эффект от таких санкций против Ирана показывает, что эти санкции такие «умные», видимо, только для их разработчиков. По архитектуре санкций в отношении Ирана: с 2006 по 2010 год Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, исходя из которого Тегеран подпадал под международные санкции в связи с иранской ядерной программой.

В соответствии с заложенными в «ядерной сделке» параметрами санкции в отношении Тегерана отменены, однако с 2018-го, то есть с начала американской политики «максимального давления», Исламская Республика Иран сталкивается с новым витком санкционного прессинга со стороны США. Под удар попал экспорт иранской нефти, были заблокированы авуары Ирана за рубежом. Атомная электростанция в Бушере При этом американцы и европейцы сохраняют в действии другие свои рестрикции против Исламской Республики под предлогом нарушения Тегераном прав человека.

Евросоюз оформляет рестрикции в виде постановлений также их называют регламентами и решений Совета ЕС. Что касается Вашингтона, то решения о введении санкций оформлены в виде указов президента и, например, таких законов Конгресса, как CISADA 2010 года о всеобъемлющих санкциях против Ирана и CAATSA 2017 года о противодействии противникам Америки посредством санкций; кстати, в том числе этот закон направлен против России. В 2019 году Соединенные Штаты и вовсе объявили иранский Корпус стражей Исламской революции КСИР террористической организацией, хотя Иран известен своими усилиями и успехами в борьбе с международным терроризмом, в том числе в Сирии.

В исследованиях по тематике американских санкций обращает на себя внимание тот факт, что США помимо прочего применяют так называемые secondary sanctions санкции против третьих лиц. В рамках этого механизма в американские черные списки попадают физические и юридические лица других стран, которые не соблюдают режим американских санкций. Минфин США часто выявляет таких «нарушителей».

Так, за нарушение введенного в 2008 году запрета на операции по схеме U-turn штрафы были наложены в отношении крупных европейских банков. Что такое U-turn и запрет на него? Если кратко, то это случай, когда американцы запретили американским банкам взаимодействовать с иранскими и сами же допустили вариант, при котором можно проводить операции с этими иранскими банками из черных списков.

U-turn предполагает, что операции в долларах США могут быть осуществлены с подпавшими под санкции банками, но через третьи страны, то есть через банки-посредники. Такой вариант, кстати, действовал не только для Ирана, но и, к примеру, для Кубы. Сейчас, к слову, эту схему минфин США разрешил для работы с российскими банками, которые уже внесены в американские санкционные списки.

Возвращаясь к иранской тематике, после 2008 года, когда и схему U-turn запретили, Соединенные Штаты выявили, что некоторые крупные европейские банки все равно продолжали сотрудничество с Ираном и в итоге столкнулись со штрафами. Другой пример secondary sanctions: действует американское торговое эмбарго в отношении Ирана. Громкие дела в этой области были связаны с Китаем: так, американцы наложили штрафы на крупные китайские IT-гиганты, которые, несмотря на запреты, все же определенные товары в Иран поставили.

Исламская Республика за долгие годы действия разного рода рестрикций настроила экономику таким образом, что развитие страны продолжается и при внешнем санкционном давлении. На государственном уровне применяются сформулированные верховным лидером Ирана главой государства принципы «экономики сопротивления». Тегеран стремится развивать свои технологии, свою национальную платежную систему, производство внутри страны, причем как собственными силами, так и с привлечением иностранного капитала.

Например, налажено отечественное производство целой линейки отечественной бытовой техники, а также медикаментов. Несмотря на санкционный режим, целый ряд транснациональных корпораций ТНК продолжает функционировать в Иране. В местных магазинах на прилавках можно увидеть известные бренды минеральной воды, газированных напитков, детского питания, бытовой химии, причем заводы, которые это производят, находятся на территории Ирана.

Более того, ярким примером того, что санкции не помеха развитию, стало то, что Исламская Республика разработала собственные вакцины от COVID-19. Жители Тегерана на одной из центральных улиц Санкционный нажим западников не знает границ: если они ставят себе целью заниматься ущемлением экономики другого независимого государства, то применяется широкий инструментарий. Например, американская политика «максимального давления» предполагала сведение экспорта иранской нефти к нулю.

Поначалу запрет на покупку энергоносителей из Ирана допускал некоторые изъятия, оформлялись так называемые вейверы временное освобождение от обязательств. Затем и вейверы перестали давать. В итоге страны, которые покупали иранскую нефть, были вынуждены от нее отказаться.

Имеется и весьма заметный пример жестких мер: в 2020 году США сообщили о задержании четырех танкеров, которые, как там посчитали, перевозили иранское топливо в Венесуэлу. Американцы груз конфисковали и перепродали. В Тегеране на это отреагировали в том ключе, что Соединенные Штаты действовали как пираты Карибского моря.

Отключение от SWIFT означает, что банки, которые оказались лишены возможностей проводить операции через эту ставшую для них привычной сеть обмена межбанковской информацией, переориентировались на другие опции с транзакциями. На национальном уровне имеются местные наработки. Для международных расчетов могут быть задействованы в том числе варианты с оплатой в национальных валютах или по известной на Ближнем Востоке схеме «хавала».

Проблемным моментом для Ирана стала блокировка по указке США его активов за рубежом, к примеру тех средств, которые были получены за поставки нефти. В частности, в Южной Корее и Японии. Несмотря на санкции, в Иране динамично функционируют фондовая и товарная биржи.

Кстати, на товарной бирже совершают сделки по нефти и нефтехимическим продуктам. Для Ирана характерны волатильность валютного курса и инфляция. Что касается нескольких валютных курсов, следует обратить внимание на такие понятия, как субсидированный валютный курс, «Нима» и «Сана».

Субсидированный валютный курс устанавливается Центральным банком Ирана: 42 тыс. По нему импортеры могут получить валюту для ввоза отдельных важных для страны товаров. По нему же граждане Ирана могут получить ограниченную сумму для совершения зарубежных поездок примерно 2400 долларов или 2200 евро в год.

Регулируется Центральным банком. Ей пользуются предприятия для покупки или продажи валюты. Сейчас это примерно 244 тыс.

Рассчитывается как средний для операций в течение дня. На него ориентируются операционные кассы, другими словами, пункты обмена валюты. На данный момент курс примерно 250 тыс.

Вокруг денежной реформы в Иране разворачивались жаркие дискуссии. Был разработан план перехода от риала к туману таким образом, что туман будет эквивалентен 10 тыс. Даже уже начали выпускать новые риаловые купюры, на которых последние четыре нуля выделены не так контрастно, как раньше.

Кстати, на данный момент в стране самая крупная купюра — это 1 млн риалов, то есть примерно 4 доллара. В повседневной жизни для удобства, чтобы не носить при себе большие пачки денег, большинство иранцев пользуются банковскими картами национальной платежной системы. Борис Подопригора — переводчик, не раз бывавший в Иране последний — в 2018 году : Скажу сразу: цельную картину жизни этой страны составить непросто.

Хотя бы потому, что сосуществуют как минимум три оценочных ракурса. Первый скорее оптимистический. Он характерен для должностных лиц Ирана.

Второй, не без признаков вынужденного стоицизма, у рядовых граждан.

Рассматриваются возможности сотрудничества в области автомобилестроения, судостроения, железнодорожного транспорта, сельскохозяйственного и энергетического машиностроения, фармацевтики. Активно развиваются прямые хозяйственные связи российских регионов с иранскими провинциями. В них вовлечено около двадцати субъектов РФ. В финансовой сфере прорабатываются планы гармонизации системы передачи финансовых сообщений, поскольку многие иранские и российские банки отключаются от системы SWIFT, а также сопряжения платёжных систем «Мир» и «Шетаб», осуществления взаиморасчетов в национальных валютах.

Иран, конечно, не заменит высокотехнологичные, но сегодня закрытые для России западные рынки. Однако он наработал серьёзный опыт импортозамещения, параллельного импорта и обхода западных санкций, который может пригодиться России. Закрытие для Москвы западных рынков и слом логистических цепочек на европейском направлении увеличивают привлекательность Ирана как важного транспортного хаба. Предпринимаются шаги по совершенствованию железнодорожной и морской составляющих МТК «Север — Юг», проходящему через территорию Ирана в зону Персидского залива и Индийского океана.

Для полного ввода железнодорожной линии в эксплуатацию осталось строительство участка Астара — Решт. При этом Баку выделил Тегерану льготный кредит на 500 млн долл. Затягивание строительства моста Астара — Решт с иранской стороны, видимо, связано не столько с финансами, сколько с другими вопросами в частности, стабилизацией ситуации в армяно-азербайджанских отношениях.

Иран не заинтересован в усилении турецкого вектора влияния на Южном Кавказе. Россия и Иран рассмотрели и тему развития зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС включая правовое закрепление данного проекта посредством подписания соответствующего соглашения. Расконсервация же транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией позитивно повлияет и на данный проект. Следующей темой закавказского кейса российско-иранских переговоров, очевидно, стал Зангезурский коридор. Правда, здесь пока нет предметной ясности в части маршрутов и пересекаемых стран, ибо Иран ранее был категоричным противником открытия данного транспортного коридора через южную часть Армении приграничный район Мегри из опасений ущерба суверенитету Республики Армения и усиления туранского вектора связи Турции с остальным тюркским миром. Вместо армянского отрезка Зангезурского коридора Иран предложил Азербайджану дорогу через свою территорию вдоль приграничной р. Стороны уже начали строительство автомобильного моста длина 220 м, ширина 25 м через р.

Аракс на границе двух стран в районе Агбенд. Реализация данного проекта к концу 2024 г. Армянский транспортный проект «Мирный перекресток» через Зангезурский коридор, презентованный Ереваном в Европе, также остается в орбите внимания России и Ирана.

В ЕС назвали угрозой Европе развитие российско-иранского сотрудничества

Товарооборот между Россией и Ираном в 2022 году увеличился почти на 15 процентов и составил 4,6 миллиарда долларов. цитирует Аштиани РИА Новости. «Стороны подчеркнули приверженность основополагающим принципам российско-иранских отношений, включая безусловное уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга, что будет подтверждено в готовящемся к подписанию большом межгосударственном.

Путин провёл телефонный разговор с президентом Ирана

О чем свидетельствуют и просочившиеся в прессу данные, что лишь в период с 24 мая по 31 июля иранские транспортные самолеты совершили в РФ аж 18 загадочных рейсов. Что было на их борту и с чем они улетали обратно — неизвестно. Скажем, в США почти не сомневаются, что такая внезапная российско-иранская авиаактивность означает начало поставки нам из Тегерана «сотен ударных БПЛА в ускоренные сроки». Еще 16 июля в президентской администрации Штатов, ссылаясь на свою разведку, об этом заявили со всей определенностью. Читайте также Украинская ПВО напрочь проигрывает бой с русской «Тенью» Не самые громкие, но весьма эффективные — высокоточные ракеты Х-31ПМ Естественно, ни персы, ни мы этого не подтвердили. И было бы странно, если б случилось обратное. Поскольку совершенно понятно, что весьма совершенные иранские дроны нам нужны прежде всего для боевых действий на Украине. А скорое появление на любом фронте любого новейшего оружия — это всегда военная тайна.

Кроме того, резко интенсифицируется пассажирское авиасообщение между некоторыми российскими и иранскими городами. Скажем, регулярные авиарейсы в Тегеран вот-вот стартуют из аэропортов Астрахани и Уфы. И кто знает, что будут по этим новым маршрутам возить вполне мирные лайнеры кроме любопытствующих туристов и командированных? Впрочем, нынешнее сообщение ISW далеко выходит за рамки одного только российско-украинского военного противостояния. Как это будет выглядеть? И американцы, и израильтяне, совершенно не скрываясь, особенно интенсивно в последние месяцы готовятся к проведению воздушно-космической операции против ядерных объектов Ирана. Их многое подгоняет.

Например, такая недавняя фраза бывшего премьер-министра Израиля Эхуда Барака, опубликованная в штатовском журнале Time 26 июля: «Этим летом Иран де-факто превратится в пороговое ядерное государство».

В то же время в последние годы Москва и Тегеран развили сотрудничество по некоторым ключевым региональным и международным вопросам, включая взаимную политическую, дипломатическую и военную поддержку Дамаска в сирийской войне. Санкционное давление на Москву и Тегеран объективно подталкивает их к дальнейшему сближению, укреплению экономического сотрудничества, скорейшей реализации проекта Международного транспортного коридора «Север — Юг» и др. Стремясь обойти контроль США за финансовыми транзакциями, в попытке смягчить последствия западного эмбарго после отключения глобальной финансовой сети SWIFT, Тегеран и Москва интегрируют банковские системы. Дополнительные меры политики дедолларизации включают соглашение о проведении финансовых операций в иранском риале по отношению к российскому рублю и решение о торговле в двух национальных валютах на иранской валютной бирже. В 2021 году объём двусторонней торговли превысил 4 миллиарда долларов, тогда же президент Эбрахим Раиси объявил, что торговля его страны с Россией увеличится на 80 процентов. Россия и Иран также обсудили сотрудничество по инфраструктурным проектам, включая железные дороги, энергетику и системы связи. В сельскохозяйственной сфере, Россия экспортирует в Иран пшеницу и другие продукты питания, а взамен импортирует фрукты и овощи.

В 2022 году Россия, несмотря на трудности, предоставила Ирану кредит в размере 1,4 миллиарда долларов на строительство теплоэлектростанции Сирик в южной провинции Хормозган. В июне прошлого года «Газпром» и Национальная иранская нефтяная корпорация подписали меморандум о взаимопонимании стоимостью около 40 миллиардов долларов на разработку газовых месторождений Киш и Северный Парс, обсуждаются планы разработки шести нефтяных месторождений и создания экспортных газопроводов. В минувшем октябре Тегеран и Москва подписали соглашение о поставке Ираном около 40 газовых турбин для российских тепловых электростанций. По данным российских СМИ, эта сделка представляет собой крупнейший экспорт технологий Ирана в современной истории. Однако будущее отношений между Россией и Ираном неопределенно, и его трудно предсказать. Хотя их связи укрепились, потенциал всеобъемлющего альянса по-прежнему зависит от нескольких факторов.

НП РСМД не предоставляет право публикации на сторонних ресурсах фотографий и иллюстраций, размещенных на портале russiancouncil. Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте welcome russiancouncil.

Именно в 1960-х годах на основе американо-иранского договора США поставили в Тегеранский университет исследовательский ядерный реактор — небольшой, мощностью всего 5 мегаватт, но все равно это стало базой для подготовки специалистов-ядерщиков в Иране. В 1974 году шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви принял план развития ядерной энергетики. Масштабный план предусматривал строительство 23 ядерных реакторов общей мощностью свыше 20 гигаватт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла. Под этим подразумевается деятельность ядерного научно-производственного комплекса, которая начинается с добычи урановой руды, ее переработки, обогащения урана — в итоге создание ядерного топлива для атомных электростанций; причем грань между созданием топлива для атомных электростанций и созданием основ для боевого ядерного заряда очень расплывчата. И уже в 1975 году началось строительство АЭС в Бушере, которым занималась западногерманская фирма Kraftwerk Union, к 1977—1978 году была создана основа для этой электростанции: поставлено оборудование, построены здания. Семья последнего шаха: в центре Мохамед Реза Пехлеви и императрица Фарах с детьми К началу Исламской революции в Иране в 1979 году программа развития ядерной энергетики успешно развивалась.

В те шахские годы никто в мире особенно не волновался, что Иран станет создавать ядерное оружие, даже активно занимаясь этой проблемой. Дело в том, что шахский Иран в те времена был ближайшим союзником Штатов на Ближнем и Среднем Востоке и практически находился под «ядерным зонтиком» Вашингтона. Поэтому Тегерану не нужно было тратить усилия и средства для создания ядерного оружия. Многое для иранской ядерной программы изменилось после Исламской революции, которая завершилась в феврале 1979 года свержением шаха и приходом к власти исламских революционеров во главе с аятоллой Хомейни, который стал создателем Исламской Республики Иран ИРИ. Официально республика появилась 1 апреля 1979 года после общеиранского референдума. В соответствии с конституцией, которая была принята несколько позже, возглавлял и возглавляет ИРИ верховный лидер, который является и главой республики, и верховным главнокомандующим, и духовным лидером всех иранцев.

Президент, который избирается один раз в четыре года на всеобщих национальных выборах, выполняет функцию, которую в других странах выполняет премьер-министр. Он формирует и возглавляет правительство, ведет тактическую работу, выполняя стратегические предписания верховного лидера. После победы Исламской революции ее лидер аятолла Хомейни заявил, что никакие ядерные исследования не нужны, это идет вразрез с исламской традицией, и заморозил научно-исследовательские работы, прекратив сооружение АЭС в 1994—2011 годах Россия все же построила в Бушере АЭС. Все иностранные сотрудники, начиная с крупных ученых-ядерщиков и заканчивая рабочими и специалистами узкой направленности, были изгнаны из ИРИ. Вместе с ними уехала основная часть иранских физиков-ядерщиков. Таким образом, после Исламской революции ядерная программа была прекращена.

Однако история ставила свои задачи Ирану: в 1980 году началась кровопролитная девятилетняя война между Ираном и Ираком. Во время конфликта с обеих сторон погибли около 2 млн человек. При этом иракцы в нескольких боях применили химическое оружие, которое привело к большим жертвам со стороны иранцев. В ответ на это в Иране была принята секретная «ядерная директива», которая была подписана бывшим президентом Ирана Али Акбаром Хашеми Рафсанджани. Так, наличие ядерного оружия стало стратегической гарантией сохранения исламского режима в Иране. Был разработан план «Амад», целью которого являлось создание ядерной боеголовки для баллистической ракеты.

В конце 2011 года МАГАТЭ опубликовало подробный 12-страничный документ, который назывался «Возможные военные аспекты иранской ядерной программы» — там были и доказательства существования проекта «Амад». С 1986 года Иран возобновил свою ядерную деятельность, правда, без уведомления МАГАТЭ, что было нарушением всех требований, в том числе Договора о нераспространении ядерного оружия. Эта чрезвычайно секретная деятельность по созданию основ для возможного ядерного оружия продолжалась до 2002—2003 года. В 2003-м иранская ядерная тайна перестала быть тайной. Началось давление на Иран. Надо сказать, в то время президентом Ирана был, условно говоря, либерал-реформатор Мохаммад Хатами, а руководил иранской группой переговорщиков будущий президент Ирана, сторонник реформаторских сил Хасан Рухани, специалист в ядерной сфере, получивший образование в Великобритании.

Этот протокол требовал от страны-подписанта предоставить любой объект для внезапного контроля со стороны инспекторов МАГАТЭ. После этого Иран несколько притормозил развитие своей ядерной программы: на то время у него находилось всего 164 центрифуги для наработки низкообогащенного урана. В 2005 году в Иране прошли очередные выборы президента. Им стал Махмуд Ахмадинежад, человек, настроенный против Запада, против переговоров по ядерной программе, при этом большой популист. Он свернул все переговоры с европейцами и возобновил в прежних масштабах ядерную программу. С 2006 года началось активное развитие ядерной программы Ирана без должного контроля со стороны МАГАТЭ, что чрезвычайно обеспокоило весь мир.

Начиная с этого времени Совет Безопасности ООН стал принимать соответствующие резолюции, осуждающие ядерную деятельность Ирана. С 2006 по 2010 год было принято шесть антииранских резолюций, четыре из них содержали санкции против Ирана. Причем санкции международного плана — документально и юридически подтвержденные Советом Безопасности ООН. Однако международное сообщество так и не смогло в то время договориться с ИРИ по контролю и сокращению ее ядерной программы. Страны, которые ввели санкции, главный удар нанесли по нефтяному комплексу Ирана и по банковской системе — Иран был исключен из международной системы SWIFT, ему объявили эмбарго на поставки на международный рынок иранской нефти. В результате в 2012 году экономика Ирана буквально за полгода пошла в пике — резко увеличилась инфляция, возросли цены, ухудшилось социальное положение иранцев.

В Иране нарастало социально-политическое напряжение. Протестующие против шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. На плакате лидер Исламской революции аятолла Хомейни Нынешний верховный лидер аятолла Хаменеи, избранный на самый высокий пост в ИРИ 86 высшими духовными шиитскими иерархами после смерти аятоллы Хомейни в 1989-м, совсем не либерал, но он был вынужден сделать все возможное, чтобы спасти экономику, снять санкции с Ирана, найти договоренности с международным сообществом по ядерной сфере, и ради этого поддержал в 2013 году избрание президентом Хасана Рухани. Хотя Рухани и был представителем либерально-реформаторского крыла иранского истеблишмента и в определенном смысле оппонентом лидера, но он вел переговоры с европейцами в начале 2000-х годов и хорошо знал все тонкости работы с ними и саму ядерную проблему. Надо сказать, надежды аятоллы Хаменеи оправдались. Но, как всегда, все испортил американец.

Они были гораздо более жесткими, чем те, что действовали против Ирана в тот первый санкционный период с 2011 по 2016 год. Сегодня, по мнению некоторых специалистов, Иран может достичь возможности создать ядерное оружие уже через несколько месяцев. Это беспокоит мировое сообщество. Еще одна особенность: американская и иранская делегации не сидят за одним столом. Иранцы отказались от очного диалога с США. Все довольно сложно.

Но сейчас, на конец апреля, все участники переговоров в Вене говорят, что уже разработан документ на 20 страниц. Остались небольшие тонкости, а вместе с ними и сложности. Хотя обе стороны согласились на определенные компромиссы, поскольку и Тегеран, и Вашингтон в целом заинтересованы в совместном возвращении в СВПД. Так, Ирану необходимо снятие санкций, которые держат экономику на минусовой или нулевой точке экономического развития. Соединенным Штатам переговоры выгодны, особенно теперь, после объявления о сокращении или прекращении закупок у России энергоносителей со стороны Запада. США надеются, что иранская нефть, которая будет свободно уходить из страны, станет заменой российской нефти, прежде всего для Европы.

У иранцев сейчас много нереализованной нефти. По подсчетам специалистов, сейчас есть около 85 млн баррелей, которые Иран может выбросить на рынок сразу же после снятия санкций. Кроме того, по данным специалистов, к концу 2022 — началу 2023 года ИРИ способна восстановить досанкционные объемы добычи нефти около 4 млн баррелей в сутки и ее экспорт около 2—2,5 млн баррелей в сутки. Кроме того, восстановление СВПД — важный политический фактор для администрации Байдена во внутриполитических целях. Шансы на СВПД-2 хорошие. Несомненно одно — после этого важного акта внешняя политика Ирана претерпит определенную коррекцию в сторону активизации отношений с Западом ведь Ирану в первую очередь нужны огромные инвестиции и современные технологии практически во всех отраслях экономики.

Ирано-российские отношения, по всей вероятности, будут характеризоваться со стороны Ирана некоторой избирательностью в выборе конкретных направлений сотрудничества, которые не несут в себе угрозу «вторичных санкций» со стороны Запада. И не совсем обязательно Тегеран будет играть роль одного из российских путей обхода санкций. Скорее, наоборот.

Основная навигация

  • Общий взгляд на миропорядок: как прошла встреча Шойгу с главой Генштаба ВС Ирана
  • Hamshahri: президенты России и Ирана обсудили ситуацию вокруг Газы
  • Посол Армении в ЕС назвал самоубийственными попытки подорвать интересы РФ на Кавказе
  • Russian Embassy to Tehran – Telegram

Российско-иранские контакты на уровне руководства военных ведомств возросли

Затем были организованы визиты большого количества делегаций из разных сфер. Теперь в Иране ждут российского лидера. Почему России важно сотрудничать с Ираном Если посмотреть на карту, то можно заметить, что Иран занимает достаточно обширную территорию к югу от российских политических интересов. Кроме того, он является конкурентом Турции. Об этом «360» напомнил кандидат экономических наук Юрий Юденков. Это хорошо. В наших условиях любой покупатель, которому интересна наша продукция, важен. На каком-то этапе они были свернуты, но мы никогда не вступали в конфронтацию. Думаю, близкие торговые и политические отношения, которые были раньше, возродятся.

Тем более что мы все больше смотрим на восток и юг», — пояснил Юденков. Он отметил, что Иран — это страна с устоявшимися традициями и промышленным потенциалом.

В 1934 году в новооткрытом Тегеранском университете было введено преподавание русского языка [5].

Русский язык изучался не только в Тегеранском университете. В декабре 1936 года высший педагогический институт Тегерана организовал для всех желающих курсы русского языка [6]. В 1936 году было завершено строительство Араплярского моста через Аракс.

В 1940 году между Ираном и СССР было заключено соглашение о статусе Каспийского моря , по которому обе страны получили право свободного плавания по этому морю [10]. Иран закупал в СССР автомобили , оборудование для рисоперерабатывающих и хлопкоочистительных заводов [11]. Много построили советские специалисты на территории Ирана в 1930-е годы: элеваторы, мельничный комбинат в Тегеране, шерстомойки [12].

Советский Союз шёл Ирану на уступки. В сентябре 1936 года советская сторона возвратила Ирану скот два стада баранов и 80 верблюдов , который у водопоя перешёл на территорию СССР [13]. В ноябре 1937 года иранская пресса сообщала, что во внешней торговле Ирана по итогам 1936 года первое место занимал СССР 427,6 млн риалов , а второе место с большим отставанием заняла нацистская Германия 166,6 млн риалов [14].

Германия вышла на первое место во внешней торговле Ирана [16]. В 1939—40 гг. В 1930 году персы и иранские азербайджанцы работали на промыслах Азербайджанской ССР в том числе в Баку , а также на сборе хлопка в Средней Азии [17].

Значительная часть советских продовольственных поставок направлялась в Иранский Азербайджан. Так, с ввода советских войск в Иран и до конца 1941 года из Баку в Иранский Азербайджан 2,5 тыс. Шли поставки и в северо-восточные районы Ирана.

Так, с ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года из Советского Союза в Мешхед для местного населения поступило 889 382 кг муки [21].

Как следствие, в июне 2022-го ЦАХАЛ над Средиземным морем, включая территорию Кипра, провела серию очень масштабных военных учений под общим названием «Огненная колесница». В маневрах приняли участия все рода войск. Но основная роль отводилась ударной авиации.

Которая, по заявлению Армии обороны Израиля, опубликованному 1 июня, отрабатывала «дальний полет, дозаправку в воздухе и нанесение ударов по удалённым целям». Таким образом абсолютно открыто, на глазах всего мира, имитировался широкомасштабный удар по Ирану. В том числе по его ядерным объектам. Комментируя происходящее, местная газета The Times of Israel написала, что в случае осуществления подобных планов израильтянам в любом случае следует готовиться к мгновенному и жесткому возмездию по стороны Ирана.

Причем возмездию по всему ближневосточному региону. Однако понятно, что, даже осознавая все риски, Тель-Авив рассчитывает при теснейшей поддержке американцев одним массированным ударом с воздуха свести к минимуму боевые возможности, прежде всего, иранской армии. А уж потом начать разбираться с ливанцами, сирийцами и шиитскими партизанскими формированиями типа «Хезболлы», которые тоже, естественно, не замедлят вступить в круто замешанное на ядерном оружии сражение. Равного которому, похоже, не знал не только Ближний Восток, но, вероятно, и весь остальной мир.

Именно поэтому, кстати, по сообщению военных источников в Израиле, как указывает The Times of Israel, в ходе серии учений «Огненная колесница» два месяца назад отрабатывался порядок боевых действий ЦАХАЛ сразу на нескольких фронтах. Практически по всему периметру границ еврейского государства. При этом очевидно, что главное все же здесь — максимальная боевая результативность и совершеннейшая внезапность первого воздушно-космического удара по Ирану. Все расчеты Тель-Авива и Вашингтона на мгновенное обезоруживание персов совершенно точно строятся на всем давно известных слабостях очень устаревших ВВС Ирана.

Которые страна, десятилетиями находившаяся под разрушительными и почти глобальными санкциями, просто не имела возможностей обновлять.

Страны, которые ввели санкции, главный удар нанесли по нефтяному комплексу Ирана и по банковской системе — Иран был исключен из международной системы SWIFT, ему объявили эмбарго на поставки на международный рынок иранской нефти. В результате в 2012 году экономика Ирана буквально за полгода пошла в пике — резко увеличилась инфляция, возросли цены, ухудшилось социальное положение иранцев. В Иране нарастало социально-политическое напряжение. Протестующие против шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. На плакате лидер Исламской революции аятолла Хомейни Нынешний верховный лидер аятолла Хаменеи, избранный на самый высокий пост в ИРИ 86 высшими духовными шиитскими иерархами после смерти аятоллы Хомейни в 1989-м, совсем не либерал, но он был вынужден сделать все возможное, чтобы спасти экономику, снять санкции с Ирана, найти договоренности с международным сообществом по ядерной сфере, и ради этого поддержал в 2013 году избрание президентом Хасана Рухани. Хотя Рухани и был представителем либерально-реформаторского крыла иранского истеблишмента и в определенном смысле оппонентом лидера, но он вел переговоры с европейцами в начале 2000-х годов и хорошо знал все тонкости работы с ними и саму ядерную проблему. Надо сказать, надежды аятоллы Хаменеи оправдались. Но, как всегда, все испортил американец. Они были гораздо более жесткими, чем те, что действовали против Ирана в тот первый санкционный период с 2011 по 2016 год.

Сегодня, по мнению некоторых специалистов, Иран может достичь возможности создать ядерное оружие уже через несколько месяцев. Это беспокоит мировое сообщество. Еще одна особенность: американская и иранская делегации не сидят за одним столом. Иранцы отказались от очного диалога с США. Все довольно сложно. Но сейчас, на конец апреля, все участники переговоров в Вене говорят, что уже разработан документ на 20 страниц. Остались небольшие тонкости, а вместе с ними и сложности. Хотя обе стороны согласились на определенные компромиссы, поскольку и Тегеран, и Вашингтон в целом заинтересованы в совместном возвращении в СВПД. Так, Ирану необходимо снятие санкций, которые держат экономику на минусовой или нулевой точке экономического развития. Соединенным Штатам переговоры выгодны, особенно теперь, после объявления о сокращении или прекращении закупок у России энергоносителей со стороны Запада.

США надеются, что иранская нефть, которая будет свободно уходить из страны, станет заменой российской нефти, прежде всего для Европы. У иранцев сейчас много нереализованной нефти. По подсчетам специалистов, сейчас есть около 85 млн баррелей, которые Иран может выбросить на рынок сразу же после снятия санкций. Кроме того, по данным специалистов, к концу 2022 — началу 2023 года ИРИ способна восстановить досанкционные объемы добычи нефти около 4 млн баррелей в сутки и ее экспорт около 2—2,5 млн баррелей в сутки. Кроме того, восстановление СВПД — важный политический фактор для администрации Байдена во внутриполитических целях. Шансы на СВПД-2 хорошие. Несомненно одно — после этого важного акта внешняя политика Ирана претерпит определенную коррекцию в сторону активизации отношений с Западом ведь Ирану в первую очередь нужны огромные инвестиции и современные технологии практически во всех отраслях экономики. Ирано-российские отношения, по всей вероятности, будут характеризоваться со стороны Ирана некоторой избирательностью в выборе конкретных направлений сотрудничества, которые не несут в себе угрозу «вторичных санкций» со стороны Запада. И не совсем обязательно Тегеран будет играть роль одного из российских путей обхода санкций. Скорее, наоборот.

Олег Рещиков — востоковед, изучающий историю санкционной системы Ирана: Если ставить вопрос о релевантности сравнения санкционного опыта Ирана с текущей ситуацией вокруг России, то следует обратить внимание на некоторые моменты. Во-первых, необходимо учитывать, что Россия и Иран имеют различные показатели национальных экономик. Во-вторых, «конструкция из санкций» как в отношении Москвы, так и Тегерана строится Западом в течение длительного времени. Применительно к Ирану условный отсчет начинают с 1979 года. Говоря о России, можно вспомнить поправку Джексона—Вэника 1974 года поправка к закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека , так называемый закон Магнитского отменяющий поправку Джексона—Вэника и вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России 2012 года и санкции 2014 года. В-третьих, на иранском направлении Евросоюз и США пытались создавать санкционные шоки, например в 2012 году — тогда основной упор был сделан на эмбарго на импорт иранской нефти и отключение банков от SWIFT, а в 2018 году Вашингтон перешел к политике «максимального давления» на Тегеран. В отношении России американцы и европейцы предприняли «санкционный блицкриг» в текущем году, но масштабы иные. Наконец, Запад начал кампанию против России в сферах культуры и спорта. Важно и то, что как в Москве, так и в Тегеране односторонние санкции западных стран считают нелегитимными. Кстати, примечательно, что в США и Европе всерьез вели и ведут дискурс вокруг терминов «умные санкции» и «адресные санкции», которые, мол, должны быть высокоэтичными и не наносить ущерба простым гражданам стран, против которых вводятся рестрикции.

Однако эффект от таких санкций против Ирана показывает, что эти санкции такие «умные», видимо, только для их разработчиков. По архитектуре санкций в отношении Ирана: с 2006 по 2010 год Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, исходя из которого Тегеран подпадал под международные санкции в связи с иранской ядерной программой. В соответствии с заложенными в «ядерной сделке» параметрами санкции в отношении Тегерана отменены, однако с 2018-го, то есть с начала американской политики «максимального давления», Исламская Республика Иран сталкивается с новым витком санкционного прессинга со стороны США. Под удар попал экспорт иранской нефти, были заблокированы авуары Ирана за рубежом. Атомная электростанция в Бушере При этом американцы и европейцы сохраняют в действии другие свои рестрикции против Исламской Республики под предлогом нарушения Тегераном прав человека. Евросоюз оформляет рестрикции в виде постановлений также их называют регламентами и решений Совета ЕС. Что касается Вашингтона, то решения о введении санкций оформлены в виде указов президента и, например, таких законов Конгресса, как CISADA 2010 года о всеобъемлющих санкциях против Ирана и CAATSA 2017 года о противодействии противникам Америки посредством санкций; кстати, в том числе этот закон направлен против России. В 2019 году Соединенные Штаты и вовсе объявили иранский Корпус стражей Исламской революции КСИР террористической организацией, хотя Иран известен своими усилиями и успехами в борьбе с международным терроризмом, в том числе в Сирии. В исследованиях по тематике американских санкций обращает на себя внимание тот факт, что США помимо прочего применяют так называемые secondary sanctions санкции против третьих лиц. В рамках этого механизма в американские черные списки попадают физические и юридические лица других стран, которые не соблюдают режим американских санкций.

Минфин США часто выявляет таких «нарушителей». Так, за нарушение введенного в 2008 году запрета на операции по схеме U-turn штрафы были наложены в отношении крупных европейских банков. Что такое U-turn и запрет на него? Если кратко, то это случай, когда американцы запретили американским банкам взаимодействовать с иранскими и сами же допустили вариант, при котором можно проводить операции с этими иранскими банками из черных списков. U-turn предполагает, что операции в долларах США могут быть осуществлены с подпавшими под санкции банками, но через третьи страны, то есть через банки-посредники. Такой вариант, кстати, действовал не только для Ирана, но и, к примеру, для Кубы. Сейчас, к слову, эту схему минфин США разрешил для работы с российскими банками, которые уже внесены в американские санкционные списки. Возвращаясь к иранской тематике, после 2008 года, когда и схему U-turn запретили, Соединенные Штаты выявили, что некоторые крупные европейские банки все равно продолжали сотрудничество с Ираном и в итоге столкнулись со штрафами. Другой пример secondary sanctions: действует американское торговое эмбарго в отношении Ирана. Громкие дела в этой области были связаны с Китаем: так, американцы наложили штрафы на крупные китайские IT-гиганты, которые, несмотря на запреты, все же определенные товары в Иран поставили.

Исламская Республика за долгие годы действия разного рода рестрикций настроила экономику таким образом, что развитие страны продолжается и при внешнем санкционном давлении. На государственном уровне применяются сформулированные верховным лидером Ирана главой государства принципы «экономики сопротивления». Тегеран стремится развивать свои технологии, свою национальную платежную систему, производство внутри страны, причем как собственными силами, так и с привлечением иностранного капитала. Например, налажено отечественное производство целой линейки отечественной бытовой техники, а также медикаментов. Несмотря на санкционный режим, целый ряд транснациональных корпораций ТНК продолжает функционировать в Иране. В местных магазинах на прилавках можно увидеть известные бренды минеральной воды, газированных напитков, детского питания, бытовой химии, причем заводы, которые это производят, находятся на территории Ирана. Более того, ярким примером того, что санкции не помеха развитию, стало то, что Исламская Республика разработала собственные вакцины от COVID-19. Жители Тегерана на одной из центральных улиц Санкционный нажим западников не знает границ: если они ставят себе целью заниматься ущемлением экономики другого независимого государства, то применяется широкий инструментарий. Например, американская политика «максимального давления» предполагала сведение экспорта иранской нефти к нулю. Поначалу запрет на покупку энергоносителей из Ирана допускал некоторые изъятия, оформлялись так называемые вейверы временное освобождение от обязательств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий