В феврале 1991 года в казахстан впервые из монголии по трудовой квоте прибыло

61,5% переселенцев прибыли из Узбекистана, 14,3% являются выходцами из Китая, 9,3% — из Монголии, 6,8% — из Туркмении, 4,6% — из. 91%. С 1995 года в Казахстане началась тенденция в сторону снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращения отрицательного сальдо миграции.

Реферат: Социально-экономические реформы в Казахстане в начале становления

Отмечаются случаи, когда опустевали сёла, где проживали казахи. Массовой миграции способствовало: — Закрытие школ с казахским языком обучения к 2005 г. Казахи проживали преимущественно в сельской местности, где работы практически не было. При переезде имущество переселенцев не облагалось таможенными платежами. Все эти предпосылки способствовали массовому отъезду казахов.

Вместе с тем для расселения кандасов определены следующие трудодефицитные регионы: Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская области. Квота приема кандасов в регионах расселения на 2024 год составляет 2433 человека.

По состоянию на 1 февраля 2024 года в регионы расселения переселено 332 кандаса. Кандасам, расселяющимся в вышеуказанных регионах, предоставляются меры государственной поддержки в виде субсидии: на переезд — единовременно в размере 70 МРП 258,4 тыс.

Установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции; 4. Установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства; 5. Создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства; 6.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами; 7. Принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников; 8. Предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг. В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны - «Казахстан - 2030».

Важнейший момент, из которого исходит Стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил. Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года: 1. Национальная безопасность; 2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества; 3. Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций; 4.

Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана; 5. Развитие энергетических ресурсов, 6. Развитие инфраструктуры особенно транспорта и связи ; 7. Профессиональное государство; В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. Попыткой решить экономические проблемы стало решение легализовать теневые капиталы.

В апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. В течение 20 дней любой гражданин страны мог беспрепятственно легализовать свои ранее незадекларированные доходы независимо от того, находятся ли они сейчас в Казахстане или за его пределами, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Для этого были задействованы 16 коммерческих банков республики.

Такого рода акция проводилась впервые в СНГ.

Вместе с тем для расселения кандасов определены следующие трудодефицитные регионы: Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Восточно- и Северо-Казахстанская области. Квота приема кандасов в регионах расселения на 2024 год составляет 2 433 человек. По состоянию на 1 февраля 2024 года в регионы расселения переселено 332 кандаса.

Казахи в Туркменистане. Эмиграция в Казахстан

В мае 1991 года они в числе первых переселенцев прибыли на историческую родину из Монголии. Обосновались в Алматинской области, там же появились их дети и внуки. За период с 1991 по 2009 год в республику прибыло более 706 тысяч этнических репатриантов [42, с.30]. Всего с 1991 года в республику вернулись 1 млн 129,6 тыс. этнических казахов, передает По данным Минтруда РК, более половины кандасов (48,9%), прибывших в Казахстан с начала т.г., являются выходцами из КНР, 29,6% – из Узбекистана, 8,3.

Миграция в Казахстан и репатриация казахов

С 1991 года и по первое полугодие 2016 года в страну примерно мигрировало около 1 млн этнических казахов из-за рубежа, сообщил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Мурат Абенов в ходе первого заседания. В 1290 году вошёл в декабрь Мёрт. Граница монголии казахстан, казахи монголии 8 букв, в феврале 1991 года в казахстан впервые из монголии по трудовой квоте прибыло, кто в vll веке перекочевал из западной монголии в казахстан. С 1991 по 2015 годы в Казахстан репатриировались 953 908 казахов. Большинство оралманов — 61,5 % — прибыли из Узбекистана, 14,3 % являются выходцами из Китая, 9,3 % — из Монголии, 6,8. Во-первых — Арал. К 1991 году уровень воды в море понизился на 14 метров, береговая линия отошла на 50-80 метров, местами 100 метров, соленость воды возросла на 28-30 г на литр, из 70 видов млекопитающих и около 300 видов растений осталось соответственно 30 и 168.

За 24 года в Казахстан прибыло около миллиона репатриантов-оралманов

Таким образом, 13 декабря 1997 года был принят новый Закон «О миграции населения». Успешному решению вопросов этнической миграции способствовало также учреждение Агентства по миграции и демографии — центральный исполнительный орган, не входивший в состав Правительства и осуществлявший свою деятельность с декабря 1997 года по октябрь 2004-го, с ключевой миссией разработки и реализации государственной демографической и миграционной политики, обеспечивающей рост населения. Эта мера вкупе с принятием специальных программ в этой сфере, а также грамотно выстроенная политика этнической миграции позволили придать сальдо миграции положительную динамику. Если до 1995 года прибывших было меньше установленной квоты, то с конца 1990-х годов их количество стало расти, и тенденция сохранялась до 2010—2011 годов. Идея четко обозначила приоритеты и основные направления развития демографической ситуации в стране в начале 2000-х на уменьшение миграционных потерь населения и подписание межгосударственных соглашений со странами выезда казахов об упрощенном порядке выхода из гражданства.

В целом первый этап репатриации можно охарактеризовать как период формирования основы правовой базы. Свои плоды он начал давать уже с начала нулевых годов. Хотя для начала этапа, согласно официальным данным, характерен массовый исход населения из страны. В основном это были представители славянского населения и немцы, когда-то сосланные в Казахстан.

Так, за это время отрицательное сальдо миграции не только полностью поглотило естественный прирост населения этого периода, но и превысило его более чем в два раза. Заложенная на предыдущем этапе нормативно-правовая основа дала толчок увеличению численности переселения казахов. Это также поправки от 2001 года, внесенные в Закон РК «О миграции населения» 1997 года, которые определили оралманов как иностранцев или лиц казахской национальности без гражданства, постоянно проживавших на момент обретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывших с целью постоянного проживания. В соответствии с поправками они сами занимаются поиском потенциального продавца жилья, ведением переговоров, подписанием договора, открытием банковского счета.

Это расширяло возможности и пространство выбора жилья самими оралманами.

Наряду с этим каждому оралману компенсируются транспортные расходы в размере не более 10 месячных расчётных показателей, то есть порядка 14 130 тенге около ста долларов. Для сравнения, в среднем 250 тысяч тенге стоит квадратный метр в квартирах в больших городах. В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда , Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау. Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и — по желанию — русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Всем оралманам обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости.

Для оказания помощи оралманам при областных акиматах администрациях области созданы Советы оралманов, которые занимаются изучением и решением вопросов оралманов в новых условиях проживания. Создана и совершенствуется информационная база данных «Оралман», которая в дальнейшем будет интегрирована в создаваемую единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг. В настоящее время в Казахстане осуществляются проекты по решению жилищных вопросов этнических иммигрантов. Так, в городе Шымкенте Южно-Казахстанской области реализуется проект по переселению из Республики Узбекистан около 2 тыс. Для организации их компактного проживания на основе привлечения к строительству самих переселенцев и использования местных строительных материалов ведётся строительство 2 тыс. В городе Алматы реализуется проект «Байбесик» по возведению 185 домов; в Сарыаркинском районе г.

В мае 2020 года Казахстан принял закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции. Согласно поправкам, этнические казахи, переселившиеся на историческую родину из-за границы, называвшиеся оралманами, теперь называются кандасами "кандас" в переводе с казахского — соплеменник, единокровный. Новым законом кандасы имеют право на постоянное жительство вид на жительство в Казахстане в упрощенном порядке, одновременно они могут подать заявление на получение гражданства Казахстана.

Значительная часть этнических казахов после расселения в соответствии с квотой, перебирается туда, где теплее, то есть, в южные регионы Казахстана. Основная масса переселенцев прибыла в Жамбылскую, Южно-Казахстанскую область из Узбекистана. По данным областного управления миграции и демографии, с 1992 по 2005 год в область согласно квоте прибыло 3220 семей этнических казахов 19141 человек. Сверх квоты из стран дальнего и ближнего зарубежья приехали 5840 семей репатриантов [50]. Если прибавить к этому 983 семьи, прибывших в область в течение 2006 года, то получится 55 тысяч человек. Вторичная миграция, теперь уже по территории Казахстана приводили к большим нагрузкам на местные административные органы, миграционные службы и образовательные учреждения. Например, в Южных регионах Казахстана за период с 1996 по 2000 годы приходилось принимать и трудоустраивать до 1,8 тысяч переселенцев ежегодно. Процесс вторичного переселения внес элементы стихийности, усугубил нерегулируемость миграционных процессов в Казахстане. В 2002 году в городе Алматы было зарегистрировано около 3200 семей репатриантов, еще 1618 семей ожидали своей очереди, многие из них приезжают без допуска миграционных служб и расселялись самостоятельно. На деле, возможно, этнических мигрантов несколько больше. К примеру, трудно было контролировать поток переселенцев из республик Средней Азии, да и российские казахи редко вставали на учет в органах миграции. Действующим законодательством РК для этнических репатриантов, не попавшим в квоту, предусмотрен целый ряд льгот и компенсаций. Среди них — содействие в трудоустройстве, освоении новой профессии, повышении квалификации, изучения государственного казахского кириллица и русского языков. В соответствии установленным законодательством РК, этнические репатрианты освобождаются от военной службы в рядах Вооруженных Сил. Определяемым количеством Правительством РК выделяются квоты для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, предоставляется выплата пенсий и пособий, освобождаются от консульских налогов за выдачу визы при въезде в Казахстан. Этническим репатриантам государство гарантирует бесплатный объем медицинского обслуживания, адресной помощи. Но весь этот спектр помощи выполнялся не полностью в связи с кризисными явлениями в экономике РК в середине и во второй половине 90 — х. Именно в этот период наблюдался процесс эмиграции этнических мигрантов обратно в страны исхода. На втором этапе 2002 — 2005 гг. Замещение миграционной убыли в основном происходило за счет прибытия в республику этнических казахов. Если с 1991 по 2000 годы сюда вернулись 42 тыс. Таким образом, ежегодная динамика прибытия в 2000-е годы возросла почти в 1,5 раза. Кроме того, для них было предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства от 3 до 6 месяцев, а если этнические репатрианты прибывают из России, Украины, Беларуси и Кыргызстана, то в соответствии с межгосударственными договоренностями этот срок сокращен до 3 месяцев. В 2004 году квота на получения статуса «оралман» было увеличена до 10 тыс. Данное увеличение квоты было связанна с экономическим ростом Казахстана. Были внесены изменения в процедуру получения жилища. Вплоть до января 2004 года этнические мигранты обеспечивались жильем от государства. В связи с повышение цен на жилье и роста прибывших этнических мигрантов, государство было вынуждено внести изменения в закон, теперь вместо предоставления жилья семьям этнических казахов, государство фиксировало сумму на каждого члена семьи, на покупку жилья, которая составляет 100 МРП на одного члена семьи. Теперь этнические переселенцы должны сами обеспечить себя жильем, то есть государство не оказывает поддержки в этом процессе, а деньги переводятся на счет после предоставления нотариально заверенного договора купли-продажи недвижимости. Выделяемой суммы на приобретение жилья, как правило, не хватало. Те, у кого были личные сбережения, доплачивали недостающую сумму, у кого не было личных сбережений, занимали дополнительные средства у родственников и друзей. Этнические мигранты прибывшие вне квоты должны были самостоятельно найти себе жилье Акиматы могли лишь предоставить им материальную помощь, в результате чего в отдельных регионах Казахстана, начал происходить «самозахват» присвоение земель, и возведение домов не получив разрешение от местных властей, что привело к конфликтной ситуации в городе Алматы, в микрорайоне «Шанырак». Постоянное жилье или временное, это первая проблема, с которой сталкиваются этнические репатрианты по приезду. В соответствии с законом «О миграции» РК, после предоставления статуса «оралмана» должно быть предоставлено временное жилище, размещенное в адаптационных центрах, но большинство подобных центров не полностью выполняют свои функции, либо просто сами этнические мигранты не знают о существование таких центров. Так как южные регионы, Мангыстауская, Жамбыльская области Казахстана привлекают большое число этнических переселенцев, в данных регионах особо острое место занимает обеспечение жильем. Многочисленные социологические исследования показывают, что жилищные условия различаются в зависимости от области и конкретного их места нахождения. В городах размещались в собственных или арендованных квартирах, в сельской местности этническим мигрантам предоставлялось жилье, в так называемых «времянках», либо в брошенных домах, хозяева которых оставили жилье при переезде в другой город. Третий этап возвращения этнических казахов на историческую родину начинается с открытием третьего Всемирного курултая казахов, который состоялся в Астане 27 — 28 сентября 2005 года. На Курултае были обсуждены такие вопросы, как создание условий для обучения представителей казахской диаспоры, проживающей за рубежом, в вузах Казахстана, а также возможность размещения инвестиций на исторической родине. На 2005 год прибыло более 450 тысяч репатриантов, из них около 320 тысяч получили гражданство [56]. В 2006 году ожидалось возвращение на историческую родину около 15 тысяч семей[57], на эти цели из республиканского бюджета планировалось выделить 11 млрд. В целом, до 2007 года Казахстан планировал принять до 500 тысяч этнических казахов. Об этом говорится в проекте Концепции государственной программы оказания содействия казахским диаспорам за рубежом на 2003-2007 годы, распространенной Ассоциацией казахов в ходе работы всемирного курултая казахов в Туркестане. Ежегодная выделяемая квота предусматривает равномерное расселение этнических репатриантов по территории республики с учетом этнического состава и социальноэкономического положения региона, ситуации на рынке труда. Расселение репатриантов по регионам Казахстана достаточно специфично. В стране наблюдется вторичное переселение по территории Казахстана — из одних областей в другие, основной причиной, которой является схожесть климатических и иных условий. Подобные миграционные процессы привели к нерегулируемости миграционных процессов в Казахстане, которые в свою очередь осложнили работу мастных миграционных органов. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда эта внушительная сила находится на критической ступеньке социальной лестницы, пополняя беднейшие и маргинальные слои нашего общества. Это вызвано, прежде всего, противоречиями и трудностями, с которыми сталкивается практический каждый этнический мигрант при адаптации к казахстанским реалиям. Процесс адаптации осложняется различными факторами, которые, главным образом, лежат в социальноэкономической и социокультурной сферах. Говоря о социально-экономических факторах, необходимо остановиться на созданной государством системе поддержки репатриантов, так как именно она стала одним из определяющих факторов массового переселения этнических казахов. Прежде всего, государство упростило систему оформления документов для въезда в страну и для последующего получения гражданства, а также определило квоту для этнических переселенцев. Также по закону «О миграции населения» от 13. Однако в нынешних условиях выделенные правительством средства оказываются недостаточными для существования, вследствие чего большинство репатриантов еле сводят концы с концами. Ситуация осложняется и тем, что репатриант для получения предназначенных денег вынужден вращаться в нашей сложной бюрократической структуре, что способствует развитию коррупции. Поэтому, чтобы прокормить семью им приходится выполнять самую грязную и тяжелую работу, зарабатывая при этом гроши. Конечно, среди переселенцев встречаются люди удачливые, которые за короткий срок обустраивают свой быт и ведут вполне безбедную жизнь. Однако на сегодняшний день в поселениях южных областей республики, где сконцентрирована основная масса репатриантов, они чаще составляют наибеднейшую часть сельского населения. В этом случае материальное неблагополучие будет отрицательно сказываться на адаптации этнических мигрантов в целом. Но существует и второе обстоятельство, которое во многих случаях становится основным препятствием для репатриантов на пути приспособления к условиям казахстанского общества, а также главным фактором, провоцирующим противоречия между местным населением и этническими переселенцами. Культурно-ментальные различия репатрианта от рядового казахстанца проявляются во всех сферах социальной жизни начиная с основополагающих характеристик личности, таких, как приверженность к традициям, религиозные взгляды, мировоззрение, образование, и до таких мелочей, как быт, манера поведения, манера одеваться. Причем различия по некоторым категориям являются настолько глубокими, что с трудом верится в то, что мы являемся детьми одного народа. Особенно это касается этнических казахов, прибывших из стран зарубежья, таких как Китай, Монголия, Иран. Выходцы оттуда чаще всего испытывают затруднения при ассимиляции в казахстанское общество, чему свидетельством является наибольшая доля таких переселенцев, в общем числе вновь покинувших страну. Адаптация к казахстанским реалиям осложняется и тем фактом, что этнические переселенцы представляют собой довольно разобщенный социум, так как каждая группа репатриантов является носителем культурных особенностей той страны, откуда она прибыла. Еще один фактор, влияющий на усложнение адаптации репатриантов — это незнание русского языка. Как показывает практика, языковой фактор, а является одним из основных барьеров на пути общения с местным населением. Произношение русских слов со специфичным восточным акцентом, а также своеобразный казахский язык частенько делает этнических мигрантов объектом для насмешек. Немало случаев, когда именно на этой почве разгорались недоразумения, перерастающие в конфликтные ситуации между местными жителями и этническими переселенцами. В этом плане особенно сложно приходится репатриантам, проживающим в северных областях республики, где русский язык является доминирующим в межнациональном общении населения. Результат при таких противоречиях вполне предсказуем: этнические мигранты, вместо того, чтобы активно взаимодействовать с населением для перенимания новых стандартов, ведут отчужденный образ жизни, образуя при этом локализованные сообщества со своим обособленным мировоззрением. Есть два противоречивых мнения. Первое в целом отражает позицию государства, направленную на поддержку переселения этнических репатриантов в страну, и основывается на принципах терпимости и гостеприимства. Здесь основным аргументом является то, что переселенцы смогут восполнить ту демографическую ситуацию, которая образовалась в результате эмиграции немцев, русских и представителей других национальностей. Также положительным моментом возвращения репатриантов считается сохранение ими казахского языка и культуры, что, в свою очередь, может способствовать возрождению в стране национальной культуры. Предположительно среди населения такой позиции придерживаются в большинстве лица коренной национальности пожилого возраста, воспитанные в духе коллективизма и с высоким уровнем национального самосознания. Второе широко распространенное мнение сводится к тому, что необходимо ограничить либо совсем прекратить переселение репатриантов на территорию страны. Рассуждение строится примерно следующим образом: «убежали в трудные для страны годы, а теперь, когда у нас жить стало лучше, рвутся сюда…» При этом политика государства по отношению к этническим мигрантам вызывает непонимание: «Зачем помогать другим, когда немало своих проблем?! Также в последнее время наблюдается зачатки ксенофобии в общественном сознании, вызванные ростом во всем мире угрозы терроризма и экстремизма. Некоторыми экспертами высказывается мысль, что этнические репатрианты могут явиться той самой протестной группой, на которую экстремистские организации, стремящиеся раскачать стабильность, смогут сделать основной акцент. Негативное отношение к этническим репатриантам выражают в основном лица некоренных национальностей, которые опасаются радикализации национального вопроса в Казахстане по мере увеличения числа репатриантов. К этому же числу можно отнести молодежь, склонную рассматривать этнических переселенцев как иждивенцев. Это связано, прежде всего, с нарастающим прагматизмом молодого поколения. При таком разбросе мнений существует и группа населения равнодушная к этой проблеме. Как правило, это люди, не сталкивающиеся в ежедневной жизни с этническими репатриантами и мало интересующиеся общественнополитической жизнью страны.

2003 ГОД: МАРТ

За первую половину девяностых годов за пределы республики выехало около 2 млн. человек [8]. Миграционный поток в основном приходился на страны ближнего зарубежья, в том. С 1991 года по 1 января 2016 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 261 тысяч человек 104 семьи или 957 тысяч 772. По официальным данным, за 31 год (с 1991 года по 1 февраля 2022 года) в Казахстан переехали (репатриировались) 1 089 700 казахов[3]. По ее словам, в 1991 году, как только Казахстан провозгласил независимость, из Монголии переехало 11 тысяч человек. С 1991 года и по первое полугодие 2016 года в Казахстан мигрировало около 1 млн этнических казахов из-за рубежа, сообщил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Мурат Абенов в ходе первого заседания дискуссионного. Более половины кандасов (76,9%), прибывших в Казахстан с начала года, являются выходцами из Узбекистана, 10,7% – из КНР, 5,4% – из Туркменистана, 2,9% – из Монголии и 4% – из других стран.

Более миллиона кандасов вернулись в Казахстан

Новым законом кандасы имеют право на постоянное жительство вид на жительство в Казахстане в упрощенном порядке, одновременно они могут подать заявление на получение гражданства Казахстана. Принятие их в гражданство осуществляется в упрощенном порядке без получения вида на жительство. Этнические казахи, получившие статус кандаса, могут получить гражданство Казахстана по одному заявлению.

Этнические казахи в отличие от иностранных граждан смогут получить вид на жительство, обратившись в миграционную полицию, без подтверждения платежеспособности; - получение этническими казахами социального пакета в случае расселения в регионах, определенных Правительством с установлением квоты приема оралманов. При этом социальную поддержку может также получить оралман, если он переезжает из любого региона страны в регионы, определенные Правительством для расселения. Однако, в случае выбытия из таких регионов, ранее чем через пять лет, социальный пакет будет возвращаться в пользу государства; - упрощение процедуры получения гражданства до одного года после получения ими вида на жительство.

По состоянию на 1 февраля 2024 года в регионы расселения переселено 332 кандаса. Кандасам, расселяющимся в вышеуказанных регионах, предоставляются меры государственной поддержки в виде субсидии: на переезд — единовременно в размере 70 МРП 258,4 тыс. С начала года различные меры поддержки были оказаны 35 кандасам, также все они были трудоустроены на постоянную работу. Вместе с тем в целях повышения эффективности добровольного переселения приняты институциональные меры по поддержке работодателей, участвующих в переселении граждан в северные регионы.

Данные сети образуют для этнических репатриантов важный момент, с помощью которых они находят работу, получают жилье и полностью информированы о законодательстве миграционной политики принимающей стороны. Данная теория понимается миграцией как семейный процесс принятия решений.

Подобные перемещения репатриантов приводит к образованию специфических аулов, где расселяются компактно и при этом образуют культурную автономию. Подобное расселение вблизи друг друга обосновывается тем, что легче находить взаимопонимание, ощущать себя в своей комфортной среде, где нет проблем с языком повседневной жизни. Что касается «культурной автономии», то это общественная организация, главной целью которой является взаимопомощь поддержание культурных традиций и языка. Возвращаясь на историческую родину и вступая во взаимодействия с этнически родственным казахским населением принимающей территории Республики Казахстан, этнические репатрианты по началу осознают себя «другими» и испытывают так называемый, стресс аккультурации, в основе чего лежит, во-первых, этнокультурные различия, являющиеся следствием длительных межэтнических контактов и этнокультурных взаимодействий групп казахского населения, проживающих за пределами Республики Казахстан. Во-вторых — социокультурные различия связанные с различными формированиями социальной структурой казахского народа в современном казахстанском обществе и его локальных групп за ее пределами [48, с. Здесь следует отметить, что в процессе адаптации этнических репатриантов в современном казахстанском обществе не нужно осваивать казахские традиции и обычаи, но необходимо осваивать социокультурное окружение.

Наиболее приемлемый, путь мы считаем, что интеграция путем освоения ценностей, норм в иной социокультурной среде и сохранение своих традиционных казахских культурных традиций, которые в свою очередь являются регулятором норм и поведения. В связи, с чем и происходит психологическая, культурная дистанция между русскоговорящем местным населением и этническими возвращенцами, ориентированных на традиционных ценностях. Данный факт наличия такого культурно-психологического разрыва усугубляется его наложением в немалой степени на объективные социальные различия между двумя вышеуказанными группами населения. Этот «синдром разорванности» казахского культурно-духовного пространства на наш взгляд представляет собой фактический основное препятствие на пути к формированию единого гражданского самосознания казахстанцев [41, с. Как отмечают С. Бондырева, Д.

Колесов, компактные поселения могут быть двух типов открытого и закрытого [49,53]. Закрытые компактные поселения называются «гетто», а процесс их образования — геттоизацией. Для жителей гетто, характерно недоверчивое, недружелюбное, агрессивное отношение к посторонним. А открытый тип жителей — дружелюбных к посторонним и заинтересованным в общении. Подобные поселения образуются, в случае если местное население и репатрианты высокотерпимы друг к другу. При этом происходит культурный обмен и взаимодействие этнических репатриантов с местным населением.

Существенную роль здесь играют сходства и различия по каким-либо параметрам. Например, по религиозной принадлежности и других. Открытый тип компактного поселения приводит к частичной или полной ассимиляции. К частичной ассимиляции относятся все случаи, когда индивид живет как бы в двух сферах: вовне он полностью усваивает характер поведения окружающих, внутри же своей семьи он сохраняет традиционные обычаи. Появление культурно различающихся новообразований воспринимаются местным населением как оккупация. Если не предпринимать усилий об ассимиляции, аккультурации этнических репатриантов, то этническая нетолерантность будет только усиливаться и приводить к фундаментализации культурных ценностей.

Существование подобных поселений приводит к существенным нагрузкам на органы местного управления. Следовательно, необходимо принять меры по ограничению роста подобных поселений, потому, что это приводит этнических репатриантов вторичному переселению уже по территории Казахстана с Северных регионов в Южные и т. Правительству все труднее становится контролировать миграционные потоки, так как процесс формирования социальных сетей лежит в значительной степени вне его контроля. Более того, направления политики репатриации разрешают воссоединения семей, родственников, проживающих за границей, которые в свою очередь укрепляют и расширяют мигрирующей сети, так как гарантируют членам семьи, родственникам, льготные права въезда на историческую родину. Репатриация казахов на историческую родину является одним из приоритетных направлений миграционной политики. За годы независимости разработана и последовательно реализуется комплексная программа репатриации зарубежных соотечественников.

Для осуществления государственной политики в области миграции в стране создана и действует система соответствующих механизмов, включающая комплекс законов Республики Казахстан, программных документов и достаточно обширный комплекс правовых документов международного формата, а также систему государственных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность по контролю и надзору за исполнением требований законов Республики Казахстан в области миграции. Признавая несомненные успехи реализации казахстанской модели репатриации, следует отметить, что в этой сфере сохраняется достаточно большое количество проблемных моментов [40, с. Возвращение на историческую родину казахов из зарубежья активизировалось после объявления Казахстаном государственной независимости. За период с 1991 по 2009 год в республику прибыло более 706 тысяч этнических репатриантов [42, с. Почти половина из них переселилась из дальнего зарубежья. Основные потоки репатриантов сформировались за счет выходцев из Монголии, Ирана, Турции, Китая и Афганистана.

Репатриация соотечественников, проживающих за рубежом, является сегодня одним из способов решения демографических проблем, к которому прибегает по тем или иным причинам целый ряд государств. Под понятием «репатриация» следует понимать возвращение иммигрантов назад на свою историческую родину для постоянного проживания. Репатриацию таких мигрантов различают по двум показателям: первый — продолжительность пребывания за границей и второй — причины, из-за которой этнический репатриант возвращается домой. В каждой схеме основное различие было сделано между теми мигрантами, которые считают свою эмиграцию временным явлением и теми, кто переезжает на постоянное местожительство. Обычно иммигранты возвращаются в страну происхождения после достижения каких-либо целей, чаще всего связанных с накоплением денег. Второй тип характеризует эмигрантов, которые надеялись покинуть свою родину навсегда для получения различных бенефиций за границей, тем не менее, в силу разных серьезных причин, вынужденных или решивших вернуться на историческую родину.

При этом репатриация помимо демографической, как правило, ставит своей целью решить также задачу восстановления исторической справедливости. В Законе РК «О миграции населения» понятие «оралман» определяется как «иностранцы и лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживающие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Понятие «репатриант» определен как «гражданин Республики Казахстан добровольно или вынужденно возвращенный на свою родину». Термин «иммигрант» определен следующим образом, «иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания», а «мигрант» — это лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности» [1]. Понятия «репатриация» и «иммиграция» отражают процесс переселения людей из одного государства в другое. В данном случае репатриация в отличие от иммиграции понимается как возвращение этнических казахов на свою историческую родину.

Определяя свою миграционную политику, Казахстан создал систему привлечения своих соотечественников, при этом имеющую свою специфическую особенность, которая отличает ее от советского прошлого. Основное внимание здесь было уделено этническим репатриантам. Начиная с начала 1990-х гг. Квота 10 тыс. Общие сведения об этнических репатриантах, по итогам 2008 года, на историческую родину прибыло 184963 тысяч семей 727289 тыс. Согласно данным всемирной ассоциации казахов за пределами Казахстана в 43 странах мира проживает более 5 млн.

В Узбекистане — более 2 млн. Диаспоральная политика Казахстана ведет отсчет с начала 90-х гг. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своих визитах, поездках в зарубежные страны, всегда встречается с представителями казахской диаспоры. Слушает мнения, проблемы соотечественников, помогает в их решении. Для улучшения диаспоральной политики государства, была разработана «Государственная программа поддержки казахской диаспоры» [52], утвержденная Президентом Республики Казахстан от 31.

Все проблемы казахской диаспоры стали решаться более или менее успешно при содействии Агентства по миграциям и демографии при Кабинете министров Республики Казахстан и Всемирной ассоциации казахов, которые вплотную также занимаются непосредственными проблемами казахской диаспоры за рубежом и этнических репатриантов в Казахстане. Всемирная ассоциация казахов помогает издавать книги, труды известных ученых, писателей-соотечественников, которые живут за границей [30]. За основу этапов репатриации этнических казахов было взято три Всемирных курултая казахов 1992, 2002, 2005 гг. Назарбаевым определялись первоочередные задачи развития казахского этноса, укрепления казахской государственности, консолидации народа. При этом неизменно анализировался и корректировался процесс репатриации казахов, их адаптации на исторической родине. Процесс репатриации этнических казахов на историческую родину многогранен, имеет свои исторические корни и последствия, нуждающиеся в их усиленном изучении и разрешении.

Репатриация, которая регулируется на государственном или частном уровне, может вызвать массовый или индивидуальный характер. На начальный период становления независимости, перед Казахстаном стояла впервые данная проблема, которому необходимо было самостоятельно решать насущные проблемы репатриации. Перед правительством стояло 3 задачи: 1 организация возвращения этнических казахов на историческую родину, 2 обустройство, трудоустройство и адаптация, 3 предоставление гражданства РК. Каждый этап процесса репатриации этнических мигрантов на историческую родину характеризуется своими сложностями и особенностями. На 1 этапе 1992 — 2002 гг. Первый курултай казахов состоялся в 1992 году в городе Алматы.

В работе данного мероприятия приняло участие свыше 800 делегатов из 3 стран дальнего и ближнего зарубежья, также представители со всех областей Казахстана. Основными итогами Первого курултая стали создание Всемирной Ассоциации казахов, принятия Устава, избрание руководящего состава, где Нурсултан Назарбаев был избран председателем, где он призвал вернуться на историческую родину, оказавшись по не воле судьбы за пределами Казахстана этнических казахов Начался процесс репатриации в 1991 году, когда в Казахстан впервые по трудовым договорам переселилось 97 этнических казахов из Монголии, для регулирования иммиграционных процессов, с начала 1993 года, была установлена квота для этнических репатриантов, которая и в настоящее время остается регулирующим механизмом переселения и размещения этнических репатриантов в стране. Если в 1993 году квота составляла 10 тыс. Однако, начиная с 2001 года, верхний предел квоты этнических мигрантов резко возрос до 15 тыс. Пик репатриации пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыло 164 тысячи репатриантов. Параллельно шел процесс законодательного обеспечения процесса переселения этнических казахов.

В 1992 году был принят закон РК «Об иммиграции» [53], а в декабре 1997 года закон РК «О миграции населения» [1], в соответствии с которым под «оралманами» признаются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания. Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001 — 2010 гг. План предусматривает два этапа реализации: среднесрочный — с 2001 по 2005 год и долгосрочный — с 2006 по 2010 год. Программа миграционной политики определяет всемерное содействие обустройству этнических мигрантов, их адаптации в местах заселения и интеграции в локальную социальную среду, психологической реабилитации лиц, переживших вооруженный конфликт. Интеграция и адаптация репатриантов на новом месте предполагала: — создание необходимых условий и оказание помощи в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод; — разработку и осуществление мероприятий по социальной поддержке, создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства; — содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных; — поощрение предпринимательской инициативы; — обеспечение реального доступа к системе социальной защиты.

Сколько кандасов вернулись в Казахстан с 1991 года

Более миллиона кандасов вернулись в Казахстан Всего по квоте иммиграции и трудовому соглашению с Монголией, по которому в 1991-1993 годах прибыла основная часть репатриантов из этой страны, в Казахстан за период 1991-2000 годов репатриировалось 33887 семей (на 1 апреля 2001 г.) 1.
В Казахстан прибыли кандасы из Китая: по сколько денег им раздали Так, численность населения Казахстана с 16,5 млн человек в 1991 году сократилась до 14,8 млн человек в 2000 году.
В Казахстан прибыли кандасы из Китая: по сколько денег им раздали В период с 1991 по 1 октября 2011 года в Казахстан из-за рубежа вернулось свыше 860 тысяч этнических казахов-переселенцев (оралманов).

Более миллиона кандасов вернулись в Казахстан

Более половины кандасов (48,9%), прибывших в Казахстан с начала года, являются выходцами из КНР, 29,6% – из Узбекистана, 8,3% – из Монголии, 4,4% – из России, 7,3% – из Туркменистана и 1,5% – из других стран. По официальным данным, за 31 год (с 1991 года по 1 февраля 2022 года) в Казахстан переехали (репатриировались) 1 089 700 казахов[3]. 61,5% переселенцев прибыли из Узбекистана, 14,3% являются выходцами из Китая, 9,3% — из Монголии, 6,8% — из Туркмении, 4,6% — из. 2793. Әлемдегі соңғы оқиғалар туралы ең өзекті-ақпараттық-танымдық сайт - Казахстан признает четыре категории трудовых мигрантов: – иностранные рабочие-иммигранты, прибывшие в Казахстан для трудоустрой-ства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий