В начале февраля 1565 иван 4 учредил опричнину

Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Суть русской Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих — дворян и войска. В 1565 году в Русском государстве начался уникальный период с репрессиями по отношению к верхушке знати и церкви. Продолжался он до 1572 года, когда была объявлена отмена опричнины по желанию царя Ивана Грозного. мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).

Основные и главные события опричнины

К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля».

Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину».

Основные мероприятия опричнины Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры. Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной. В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему.

Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр. При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму — 100 тыс. Их родовые вотчины перешли в управление государя. Это не было наказанием, они остались на службе, получили поместья в Среднем Поволжье, материальную компенсацию за переезд.

Так была подорвана база десятков представителей знати, с их амбициями, связь со «своими» городами, уездами, селами. Царь в своём новом уделе сформировал новую систему управления: опричный двор, Думу, особую гвардию из тысячи воинов. В них старались отобрать надёжных людей. Делами «земщины» руководила старая Боярская Дума.

Бояре продолжали решать текущие общегосударственные дела, а по важнейшим из них делать доклады государю. В своё время «избранная рада» не смогла решить вопрос по учреждению гвардии, т. Теперь призвали боярских детей из Вязьмы, Суздаля и др. Проводилась тщательная проверка родственных связей, личных контактов, принимали лишь «чистых», не замеченных в связях с участниками прошлых заговоров.

Последнее собеседование проводил сам царь. Земли нашлись, с них сселяли других дворян, в другие уезды. Строгую проверку проводили и в отношении будущих чиновников опричного двора, проверяли даже слуг. Они были подсудны только суду самого государя, получали вдвое большие денежные и земельные оклады, чем обычные дети боярские.

Однако государь не хотел, чтобы «государевы люди» получив особые права, привилегии, возгордились. Он воспринимал свой пост, как службу Богу, государству и хотел, чтобы «опричники» стали своего рода военно-религиозным братством, служащим народу, Руси и Создателю. Для этого были отобраны 300 молодых людей. Их устав был близок монастырскому.

Царь для них был игуменом, Вяземский — келарем, Григорий Лукьянов-Бельский — пономарем. Члены братства одевались в чёрные рясы и скуфейки. Режим дня был очень жестким: в полночь молитва — полунощница, подъем — 4 утра и заутреня, затем Литургия. В целом церковная служба занимала около 9 часов в день.

Опоздание или неявка наказывались 8-дневной епитимьей. Царь лично показывал пример благочестия. Центром опричного двора стала Александровская слобода.

Стародуба В. За попытку уйти в Литву смоленский воевода князь Дмитрий Курлятев был отозван из Смоленска и сослан в отдалённый монастырь на Ладожском озере. В апреле 1564 года в Польшу перебежал в опасении опалы Андрей Курбский, как позднее указывает в своих сочинениях сам Грозный, прислав оттуда Ивану обвинительное письмо. В 1563 году дьяк Владимира Андреевича Старицкого Савлук Иванов, посаженный князем за что-то в тюрьму, подал донос о «великих изменных делах» последнего, что тотчас нашло живой отклик у Ивана. Дьяк утверждал, в частности, что Старицкий предупредил полоцких воевод о намерении царя осадить крепость. Царь простил брата, но лишил части удела, а княгиню Ефросинью Старицкую 5 августа 1563 года велел постричь в монахини Воскресенской обители на р.

При этом последней было позволено сохранить при себе прислугу, получившую несколько тысяч четвертей земли в окрестностях монастыря, и ближних боярынь-советниц, а также разрешены поездки на богомолье в соседние обители и вышивка. Веселовский и Хорошкевич выдвигают версию добровольного пострижения княгини в монахини. В 1564 году русское войско было разбито на р. Есть версия, что это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Считается, что Кашин был казнён за отказ плясать на пиру в скоморошьей маске, а Дмитрий Фёдорович Оболенский-Овчина — за то, что попрекнул Фёдора Басманова его гомосексуальной связью с царём, за ссору с Басмановым был казнён и известный воевода Никита Васильевич Шереметев. В начале декабря 1564, согласно известиям Г. Штадена, была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего.

Вступление в опричники снимало «ранговые» различия. Это усиливалось тем фактом, что вступая в опричнину, человек должен был отречься от родных и друзей, обязывался служить царю и искоренять крамолу, кусая врагов царя, подобно псам, и выметая измену из страны отсюда знак опричника — собачья голова и метла. Они потом не раз ещё явятся в русской истории. Гвардия Петра I, ЧК большевиков: «быль царей и явь большевиков», «бред разведок, ужас чрезвычаек» — так об этом напишет Максимилиан Волошин в стихотворении «Северовосток». Но первой стала опричнина, а изобретателем и генеральным конструктором был Иван Грозный, крупнейший из авторов русских властных инновационных проектов. По форме организации опричнина отчасти копировала церковную, точнее — монастырскую. Опричную «братию» возглавлял игумен сам царь , были в ней пономарь, келарь, рядовые монахи. Была общая трапеза. Верхние одежды были грубыми — нищенскими или монашескими, в руках опричника — посох. Но трапеза была не аскетической, а обильной, изысканной, под грубой верхней одеждой скрывалась одежда из тонкого сукна на собольем или как минимум куньем меху и шитая золотом; на поясе под одеждой висел длинный нож. Перед нами эдакий светский орден мече ноже носцев, имитирующий церковный; полтора века спустя в виде «всепьянейшего и всешутейшего собора» Пётр I доведёт до конца эту имитационную, «опускающую» церковь как институт, логику. Иван Грозный дал чёткое название придуманному им чрезвычайному органу — «опричнина». Обычно упоминают только одно значение этого слова: «опричь», значит — кроме. Однако есть ещё три значения, и все они работают на новую форму, то есть адекватно характеризует её содержание. Второе значение «опричнины» — так называли крестьян одной социальной категории, вместе записавшиеся в монастырь опричнина как — по форме — монастырская братия. Третье значение — вдовья доля: когда погибал или умирал боярин дворянин и некому было служить нет ни детей, ни племянников или есть только дочери , большая часть владений отписывалась в казну, а часть — «опричнина» — оставлялась вдове может поэтому у Пушкина вдова во втором смыслом ряду его произведений — символ государственности? Большой любитель поюродствовать и чёрного юмора царь со смаком применил «вдовью» интерпретацию к своему новому уделу. Наконец, четвёртое значение — «опричниной» называли изысканное, самое вкусное блюдо, которое подавалось для лакомства после того, как основная часть гостей отбывала и за столом оставались хозяин и самые дорогие гости — «лутчие люди». Это значение опричнины как нельзя лучше характеризует несоответствие скромной формы и разгульного содержания опричнины. ЧК под названием «опричнина», по мысли царя, должна была сломить сопротивление знати. Но сопротивление чему? Какое сопротивление стремился упредить царь? Сопротивление тому, что составляет главное по сути в опричнине — так называемый «земельный террор». Именно он был «основной операцией», которую должен был обеспечить и прикрыть физический террор, творимый опричниками. Последний был важен, особенно в самом начале, чтобы запугать, как говаривал уорреновский Вилли Старк, «чтобы их внуки в этот день описались, сами не зная почему». Но физический террор, масштабы которого сильно преувеличены, не был ни единственным, ни тем более главным в опричнине. Главным было «перебрать людишек» и их земли; иными словами, осуществить обещанный пересмотр княжеских сделок по земле, совершённых после 1533 г. Конкретно речь шла о том, чтобы снять князя или боярина с насиженных мест, даже если это его вотчина, и переселить в другое место, выделив ему там землю — практика вполне ордынская. Но дело было не столько в собственности, в подрыве экономических позиций, хотя и в этом тоже, а во власти: «земельный террор» рвал связь князей с их детьми боярскими, у них «переменялся двор», и их позиции слабели.

Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину». В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. На содержание опричнины были назначены около 20 городов в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие ; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, как московских, так и городских.

Что такое опричнина

В этот день, 458 лет назад, царь Всея Руси Иван IV Васильевич решил ввести особый режим управления государством, при котором его власть на отведённой внутри страны территории распространялась через специализированное военное подразделение. Опричнина в истории Российского государства началась 3 февраля 1565 года, по указу Ивана Грозного и продлилась до его смерти 28 марта 1584 года. Чрезвычайные меры в государстве сопровождались сильными репрессиями народа. Создана по указу, датируемому в историографии периодом не ранее 5 января и не позднее 15 февраля 1565 г. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части государства – земщины. 3 февраля 1565 года, ровно 450 лет назад царь Иван Васильевич, известный как Грозный, учредил Опричнину — особое войско, задачей которого было проведение царской политики, в том числе.

3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину

Иван Грозный учредил опричнину. medium Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь». Находясь в Александровской слободе, 03 января Иван Грозный отрекся от престола в пользу старшего сына Ивана. Спустя 2 дня к нему направилась делегация из Москвы с попыткой уговорить его вернуться на престол. Иван Грозный принимает решение о введении опричнины. 3 февраля 1565 года, ровно 450 лет назад царь Иван Васильевич, известный как Грозный, учредил Опричнину — особое войско, задачей которого было проведение царской политики, в том числе. 3 февраля, вернувшись из Александровской Слободы в Москву, царь Иван IV учреждает на Руси опричнину. Территория опричнины в 1565-1572 гг. "Москва с нетерпением ждала Царя, и долго; говорили, что он занимается тайным делом с людьми ближними; угадывали оное не.

3 февраля 1565 года Иван Грозный создал опричнину

Иван Грозный учредил опричнину 2024 Иван Грозный учредил опричнину в 2024 году: 3 февраля , суббота По оценке историков годы правления Ивана 4 Грозного 1547-1584 являются весьма сложным, противоречивым и неоднозначным временем. С одной стороны — это период становления и централизации единого Московского государства, с другой — время смуты, репрессий и тотального террора. Многие историки считают, что именно 3 февраля 1565 года, когда Иван Грозный учредил опричнину, роковой ошибкой царя, которая впоследствии и привела к падению династии Рюриковичей. Историческая справка Само понятие «опричнина» происходит от старорусского термина "опричь", обозначающего: особый, выделенный, отдельный. Идее формирования опричнины предшествовало мнимое отречения царя 1564 года, когда Иван Грозный вместе с домочадцами неожиданно покинул Москву и отправился в село Коломенское "замаливать грехи". Пробыв несколько недель в селе, не уведомляя двор о своих дальнейших поездках, царь проскитавшись по Подмосковью ещё пару недель, наконец осел в Александровской слободе.

Аллегория правления Ивана Грозного. Гравюра неизвестного художника. Территория опричнины в 1565-1572 гг.

Наконец, 2 Февраля, Иоанн торжественно въехал в столицу и на другой день созвал Духовенство, Бояр, знатнейших чиновников. Вид его изумил всех. Опишем здесь наружность Иоаннову. Он был велик ростом, строен; имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо некогда приятное. В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость; все черты исказились; взор угас; а на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса, от неизъяснимого действия ярости, которая кипела в душе его. Снова исчислив вины Бояр и подтвердив согласие остаться Царем, Иоанн много рассуждал о должности Венценосцев блюсти спокойствие Держав, брать все нужные для того меры - о кратковременности жизни, о необходимости видеть далее гроба, и предложил устав опричнины: имя, дотоле неизвестное!

Боярской думе и церковным иерархам ничего не оставалось, как отправить делегацию во главе с новгородским архиепископом Пименом и попросить Ивана вернуться. Царь возвратился в Москву и 3 февраля объявил, что вновь примет на себя правление, но только в том случае, если ему можно будет бесконтрольно казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве его личную «опричнину» — особый удел, в котором он будет властвовать совершенно бесконтрольно. В него поначалу вошли 20 городов с волостями, в основном на северо-востоке страны, а также часть Москвы.

Центром опричных земель стала Александровская слобода в нынешней Владимирской области. Остальные земли именовались земством и подчинялись как царю, так и Боярской думе. И Боярская дума, и Освященный собор согласились с введением опричнины; видимо, у них просто не было другого выхода. Репрессии начались практически сразу: уже в феврале 1565 года были казнены видный воевода, один из покорителей Казани, князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, а также ряд других бояр и дворян. Созданный царем опричный отряд численностью около тысячи человек потом количество возрастет до 5—6 тыс. Часто казни были публичными, причем умерщвляли весьма изощренно — поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками. Многие погибали под пытками. Фото: commons. Картина художника Аполлинария Васнецова, 1912 год От левитановских пейзажей до обсерватории РАН и мороженого из ламинарии Десятки попавших в опалу были отправлены в ссылку в далекий Казанский край.

Среди них было немало знатных «княжат» — представителей родов Оболенских, Ярославских, Ростовских и Стародубских князей. Высланные лишались своих старинных вотчин и поместий, а взамен должны были получить поместья то есть ненаследуемые земельные держания, в отличие от вотчин, которые передавались потомкам близ Казани.

Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной. В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите. Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти.

Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники — особые воины государя — и учреждена политика опричнины террора. Начало и развитие опричнины. Основные события. Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах.

В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). Изменилась система управления территорией страны, опричнина перешла под царское управление, а земщиной стали управлять бояре. Для реализации политики опричнины силовыми методами было создано опричное войско. Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). Все события 3 февраля. Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». В начале 1565 года Иван Грозный издал царский указ об опричнине, с которого началась темная страница истории русского государства. Изначально этим термином называлась лишь часть земель, подвластная государю, однако вскоре им окрестили и всю политическую.

История в лицах

Находясь в Александровской слободе, 03 января Иван Грозный отрекся от престола в пользу старшего сына Ивана. Спустя 2 дня к нему направилась делегация из Москвы с попыткой уговорить его вернуться на престол. Иван Грозный принимает решение о введении опричнины. Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. В течение семи лет политика царя была направлена на борьбу с изменниками и внутренними врагами. В историографии этот период называют "государственным террором", считают временем жестоких казней и репрессий.

Новые публикации

  • 15.Опричнина Ивана IV: цели, характер и последствия
  • 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину | Блог
  • Опричнина 1565–1572 гг
  • Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 гг кратко

3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину

Падение Избранной рады Приведение бояр к присяге во время болезни царя Ивана Грозного в 1553 г. Миниатюра Царственной книги XVI в. По мере укрепления личной власти Ивана IV менялось его отношение к Избранной раде. Решение о создании опричнины было принято 5 января 1565. 3 февраля царь принял правление Россией обратно при условии разрешения ему казнить изменщиков и налагать на них опалу без возражения духовенства и бояр, также он потребовал учредить опричнину. Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). После того как Анастасию Романовну,первую жену Ивана Грозного отравили начался его психологический 1560 года его отношения с боярской думой были и так натянуты,но после он начал подозревать в измене каждого поголовно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий