Часть выступления в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении

Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов. В лекции рассмтаривается хронологическое возникновение риторики как науки и искусства, представлены роды и виды риторики с точки зрения отечественного красноречия.

Тема урока: Части речи в доказательном высказывании

Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. 33. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. повествование. Задание. Порядковый номер задания Тип Вес. _. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. Краткий исторический обзор становления методики развития речи как науки в России. Можно выделить четыре основные педагогические функции лекции как формы и метода обучения: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Учебное пособие «Лекция о лекции» разработано в соответствии с требованиями высшей школы к проведению лекционных занятий. Настоящее учебное пособие состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Полезно помнить правило Леонардо да Винчи: по объёму начало и конец выступления должны составлять 1/3 часть всего текста, т. е. вступление – 1/6, ос-новная часть – 2/3, заключение – 1/6 общего объёма.

Риторический канон. (Лекция 3)

Описание, в котором дается систематическая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Части речи в доказательном высказывании Слайд 8 5. Содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, вещественные доказательства.

Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать.

Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика".

Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы.

Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П.

Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления.

К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать.

Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления.

Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления.

Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат?

Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.

Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т.

Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору. На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент.

Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления. Не затруднит контакт с аудиторией и конспект из ключевых слов и фраз.

Для того чтобы лучше запомнить материал и спокойно выступать без текста, Р. Хофф советует выписать основные положения в нужной последовательности, затем на другом листе каждое положение проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Хорошая идея для наделенных воображением людей! Лист с "маршрутом" речи с картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути.

Проговаривая текст, не забывайте делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основной части и основную часть от заключения. Должны быть паузы и между пунктами. Интонационные паузы обычно получаются естественно, если оратор переживает то, о чем он говорит.

А вот логическим паузам между смысловыми частями выступления нередко не придают значения, хотя они значительно облегчают слушателям восприятие материала. Завершает подготовку прогон материала, то есть воспроизведение выступления мысленно или вслух. Полезно будет составить по памяти конспект выступления. Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты.

Ответственное выступление советуем прорепетировать - рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снижает волнение перед выступлением. Тщательно следует отработать использование вспомогательного материала: проверьте, не забываете ли вы привести цифру или цитату в нужный момент, удобно ли вам пользоваться листками и карточками. Проконтролируйте качество наглядных пособий и работу технических средств диапроектора, кодоскопа, магнитофона , если собираетесь их применять.

Если предполагаете пользоваться доской, подготовьте хороший мел. Желательно побывать заранее в той аудитории, в которой предстоит выступать.

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов.

Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики.

Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой — учением о христианском церковном проповедничестве.

Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации.

Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х. Перельмана и Л. Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления.

Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В. Топоров и др. Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого. Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений.

Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики. Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта А. Авеличев ; наука об условиях и формах эффективной коммуникации С. Гиндин ; убеждающая коммуникация Й.

Коппершмидт ; наука речевых действий. Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой В. Подразделения риторики. Традиционно различаются общая и частная риторика.

Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение — одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж.

Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики». В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная склоняющая или отклоняющая , судебная обвинительная или защитительная и торжественная, церемониальная или показательная хвалебная или порицающая речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии.

Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная — на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу. В новое время статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся.

К традиционным видам красноречия — политическому, судебному, торжественному и богословскому добавились новые — академическое, деловое и публицистическое красноречие. Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев — и более мелких функциональных подразделений например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики. Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес.

В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая коммерческая риторика. Среди других подразделений риторики — деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике.

Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США. Части каноны риторической разработки речи. Части, или каноны, риторической разработки речи были определены еще в античности.

Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. Практически все неориторические исследования касаются аргументации один из подразделов канона dispositio и типов преобразований плана выражения и плана содержания один из подразделов канона elocutio. Всего же различаются пять канонов.

Нахождение или изобретение материала речи или текста inventio. Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Автору необходимо определить и уточнить тему если она не задана заранее , выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания. Основными критериями отбора материала являются авторское коммуникативное намерение интенция и характер аудитории, к которой автор собирается обратиться.

В видах красноречия, которые обслуживают открытое состязание различных точек зрения прежде всего, судебное и политическое , рекомендуется выделить основной спорный пункт и вокруг него строить речь. Этот основной пункт должен подвергаться проверке с помощью ряда так называемых статусов: статуса установления истец утверждает, что ответчик оскорбил его, а ответчик отрицает факт оскорбления — задача судей установить, имело ли оскорбление место ; статуса определения при одном определении оскорбления высказывание ответчика в адрес истца может считаться оскорблением, а при другом — не может , статуса квалификации например, судьи должны определить, были ли превышены пределы необходимой обороны и некоторых других. В старой риторике материал подразделялся по конкретным делам causa и общим вопросам quaestio. Выведение последних из первых осуществлялось путем отвлечения от конкретных обстоятельств дела.

Например, из конкретного дела «кандидат N во время последней избирательной кампании был дважды уличен во лжи» можно вывести общий вопрос «допустимо ли лгать во имя получения власти? Предлагается, в частности, различать материал энциклопедический, эмпирический, «опирающийся на данные, добытые самим автором», и компаративный, «приводящий в соответствие эмпирический и энциклопедический». В зависимости от роли материала в развитии темы и от отношения к нему слушателей, старая и новая риторика определяют степени правдоподобия, которым должен отвечать материал. Высокой степенью правдоподобия должен отличаться материал, важный для развития и объяснения темы.

Эта степень достигается отбором привычного материала, соответствующего ожиданиям слушателей или читателей. Наивысшей степенью правдоподобия должен обладать сам тезис и наиболее сильные доводы в его пользу. Наивысшая степень правдоподобия достигается с помощью парадокса или неожиданного вопроса, представляющих тезис как истину, а его противоположность — как ложь. Низкой степенью правдоподобия может отличаться материал, который не интересует слушателей или читателей, но который автор все же включает в текст для достижения содержательной полноты.

Неопределенная степень правдоподобия может отличать материал, предъявлять который перед данной аудиторией опасно, неудобно, неприлично и т. Автор должен сказать, что он в истинности данного материала не уверен. Наконец, скрытой степенью правдоподобия отличается материал, оценка которого выходит за пределы интеллектуальных возможностей данной аудитории. К способам раскрытия темы относится, в частности, будет ли тема подаваться в проблемном виде или описательно, в виде бесстрастного логического рассуждения или эмоционально.

Эти различные способы старая и новая риторика возводит к источникам или модусам убедительности. Таких модусов три: логос, этос и пафос. Логос — это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики. Этос — убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам.

Поскольку общие моральные принципы и ценности известны справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т. Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике. Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, гордость и др.

Риторика рекомендует в общем случае подбирать материал так, чтобы активизировать все три модуса убедительности. В тексте должна быть представлена логическая последовательность рассуждений, доводы должны опираться на моральные принципы и апеллировать к эмоциям аудитории. При этом модусы убеждения должны быть приведены в гармонию друг с другом и с темой. Возбуждаемые эмоции должны соответствовать теме.

Резкие скачки от рационального убеждения к эмоциональной речи недопустимы — нужны плавные переходы. Первый канон риторической разработки речи включает также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности, об источниках изобретения доводов и аргументов. Эти источники выстроены в иерархию — от наиболее абстрактных к наиболее конкретным. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов: Кто?

С помощью кого? При посредстве чего? Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами или топосами греч.

В современной вузовской риторике они именуются также «смысловыми моделями» или «схемами», а сам подраздел — топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом: 1 Условия: Кто?

Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение — сходства и различия и т.

Убежденность в непогрешимости собственного мнения в споре приводит к бесполезной перепалке, в результате которой предмет разногласий остается в стороне, а спорящие еще прочнее защищают свои позиции, считая неправым противника. Для реализации третьего принципа следует учиться слушать друг друга. Все это мешает взаимопониманию и адекватному восприятию сказанного. Укажем некоторые из них. Как видим, сомнения, выраженные в форме вопросов и замечаний, отражают большой спектр личностных мотивов. Кроме конструктивного и деструктивного подходов к дискуссии, существует еще третий: Laissez faire , laissez passer фр. Какие вопросы встречаются в спорах, дискуссиях, беседах? Вопроскапкан предполагает уловку.

Следует иметь в виду, как показывает практика, что ряд умело подобранных вопросов может довести любого собеседника до кипения. Каверзный вопрос. Если слушатель чувствует фальшь или ложь в рассуждении оратора, то его протест чаще выражается в каверзных вопросах. Как себя уберечь от этого? Будьте искренними. Доверительность нейтрализует желание некоторых людей задавать каверзные вопросы. Какой здесь выход? Риторический вопрос. Если необходимо или слушатели готовы к одобрению, то прибегайте к таким вопросам.

Формулируйте вопросы так, чтобы на них можно было дать однозначные ответы — да или нет, чтобы они звучали кратко, создавали ритм, закрепляя мысль. Ускоряющий вопрос. Ускоряющие вопросы вынуждают собеседника форсировать аргументацию своего мнения. Уточняющий вопрос. Они начинаются со слов что, кто, как, почему, сколько. Например: "Чего, по вашему мнению, недостает в аргументации этого предложения? В чем опасность увлечения уточняющими вопросами? Вы, конечно же, теряете инициативу, и беседа может перейти в русло интересов и проблем собеседника. И сделает это с большим вниманием и тактом.

А как мы реагируем на замечания. Становится ли это помехой в беседе, мешает ли достижению взаимопонимания? Конечно, мешает, но избежать их в споре невозможно. Какие могут встретиться замечания? Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылазили", — ответил Диоген. Впоследствии завистливый Кьярелли стал инквизитором, и по его воле тело Паганини даже после смерти долго "таскали" по всей Италии, а потом сорок лет не предавали земле. Тот ответил: "Но у нас же нет рабов". Обструкционистское громкий выкрик, истерический возглас, упрямое повторение. Необходимо убеждать" Антисфен.

Тактика подразделяется на четыре вида. Не противоречить. Если собеседник пытается навязать конфронтацию не по существу, вывести вас из равновесия, направить разговор по ложному пути, то следует промолчать, оставив без внимания его замечания. Если действительность не совпадает с нашим мнением, а противник заставляет признаться в неспособности обосновать свою позицию сейчас же, можно избежать прямого ответа. Не всегда наша аргументация при обосновании является безупречной. Прикрыть слабые места ее уважительными причинами тоже можно, хотя и неэффективно. Ответ может быть дан до и после высказывания оппонента. С некоторой задержкой отсрочкой ответы можно давать, если нет подходящего материала и если немедленный ответ поставит под угрозу нормальный ход дискуссии с психологической точки зрения, то есть может последовать эмоциональный взрыв с нежелательными последствиями. Далеко не всегда надо стремиться к исчерпывающим ответам и медленно реагировать на замечания, реплики, возражения собеседников.

Как правило, нейтрализация осуществляется в защиту своего тезиса и не затрагивает антитезиса оппонента. Но в ряде случаев эффект защиты проявляется в прямой критике позиции противника. Критика означает разбор, анализ рассуждений противника и состоит из двух этапов разрушения неверной аргументации его идеи. Оратор, проводя критический анализ, реализует вторую фазу — почему нет формулы конструктивной критики. Доказательство ложности или несостоятельности какоголибо тезиса называется опровержением. Факты, как говорят, упрямая вещь. Есть и другие способы опровержения. Подвергаются критике доводы, которые оппонентом выдвинуты в обоснование его тезиса. Задача заключается в том, чтобы доказать, что аргументы опровергаемого доказательства ложны или несостоятельны.

Если удается это сделать, то тезис оказывается недоказанным. Говоря о критике доводов оппонента, следует заметить, что нельзя отвергать чужих аргументов без доказательства их несостоятельности ложности или сомнительности. Дело в том, что тезис вашего оппонента может иметь и более точные аргументы, чем опровергнутые. Поэтому для окончательного опровержения чужого тезиса следует доказать несостоятельность не только представленных аргументов, но и содержания самого тезиса. Доказывается, что истинность опровергаемого тезиса не вытекает из доводов, приведенных в подтверждение тезиса. Самостоятельно доказывается новый тезис, который является противоположным или противоречащим суждением по отношению к опровергаемому тезису. Этот способ опровержения встречается довольно часто. Заключается он в следующем. Допустим, что один из участников биологического кружка выставил тезис "Ни одно глубоководное морское животное не может быть ракообразным".

Тезис ошибочный. Значит, действительно "некоторые глубоководные морские животные являются ракообразными". А если это истинно, то тезис "Ни одно глубоководное морское животное не может быть ракообразным" не является истинным. Затем из него выводятся следствия. Выражение reductio ad absurdum используется в тех случаях, когда оппонент сам настолько запутывается, что в результате приходит к абсурдным выводам. В общем виде опровержение может быть разделено на два этапа. Этап первый: критика несостоятельных аргументов. В дискуссии совсем необязательно предлагать острую критику. Если аргументация построена надежно, то вряд ли умный противник станет провоцировать активную защиту.

Как замечал французский писатель А. Моруа, "самое трудное — не защищать свое мнение, а знать его". Какой бы объективной, спокойной, товарищеской критике мы ни подвергались, удовольствия она нам не доставляет. Мы ведь все в той или иной степени, стремимся к престижу, признанию, уважению. Некорректная, злая, торжествующая защита всегда воспринимается соперником как унижение. Так что, может быть, прав Ларошфуко, советовавший: "Если вы хотите иметь врагов, старайтесь превзойти своих друзей. Но если вы хотите иметь друзей, дайте вашим друзьям превзойти вас". Выделяют три вида спора: аподиктический, эристический и софистический. Вид спора зависит от цели, которая определяет способ и средства ее достижения.

Вот лишь несколько вариантов. Первый стремится к истине аподиктический спор , второй — тоже аподиктический спор. Первый стремится к истине аподиктический спор , второй — убедить эристический спор. Оба стремятся убедить друг друга эристический спор. Оба стремятся победить друг друга софистический спор и т. Спор может быть символически представлен, как движения фигур на шахматной доске. Конь ходит посвоему, ферзь — посвоему, слон — тоже. В шахматной игре уже имеются точно просчитанные партии с названиями и возможными исходами. Их тысячи.

У шахматных фигур жесткие ограничения — у людей их нет.

Тема урока: Части речи в доказательном высказывании

Логика деловых отношений ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
31. План и композиция ораторской речи становление и развитие у студентов профессиональной компетентности, их.

Тема урока: Части речи в доказательном высказывании

В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение истории как школьного учебного предмета: история – это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. _. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. от личности говорящего, повествование == часть выступления, в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении.

Результат поиска

Русский язык и культура речи (СПО). Часть 1 Установите связь между термином и определением. называние == обозначение темы, обращение == аргумент от личности говорящего, повествование == часть выступления, в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении.
"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ" С антропологической точки зрения образование – всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека способного к самообразованию.
Общие места (топосы, источники изобретения) индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Риторика. Тема 2.. Краткая история риторики (Елена Костромина) Но «просвещаться беспредельно», то есть развиваться бесконечно, совершенствуя свой разум, человек может только при условии общения с другими людьми.
Филология как наука, её задачи и структура.: natalaypust — LiveJournal Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия. В становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов.

Результат поиска

Многомиллионный советский народ жадно тянется к культуре, образован ию. Нужно было научить массы людей не только писать и читать, но и хорошо, правильно высказывать свои мысл и. Калинин,— научиться говорить как следует. На первый взгляд кажется: что тут мудреного, ведь человек с двух лет начинает говорить! На самом деле это большое и трудное дело». В 20-е годы появляется целая серия книг и пособий по культуре речи. В дальнейшем внимание к речевой культуре, в частности, к устному монологу, слабеет. Но в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, особенно начиная с 60-х годов, интерес к этим вопросам вспыхивает с новой силой, однако уже на новом уровне, с новыми требованиями, соответствующими эпохе научно-технической революции. Теперь невозможно представить себе на трибуне оратора с театральными жестами, играющего обертонами своего голоса, рассказывающего притчи и ловко выруливающего от них к сути дела.

В условиях предельной насыщенности информацией «цветы ораторского красноречия» и «хитроумные словесные бои» ни у кого не вызывают интереса. Не популярны сейчас пафос и торжественная патетика. Деловые и напряженные будни выдвинули оратора немногословного, дорожащего своим и чужим временем, делового, но с чувством юмора, эмоционального, но с эмоциями, как бы зажатыми внутри, не выпускаемыми на простор. Убеждает он не эмоциями, а фактами, логикой. По сравнению с бурной эпохой революции, гражданской войны снизился накал страстей в митинговых и агитационных речах. Однако, как только, пришла на нашу землю беда — грянула Великая Отечественная война, опять митинговая и агитаторская речь зазвенела металлом в речах агитаторов, политруков, общественных деятелей. Так, лаконично, с громадным внутренним накалом звучат строки из «Памятки десантнику», подготовленной политотделом 18-й армии, когда в 1943 г. Ты должен в бой вступать первым, а выходить из боя последним.

Ты призван на фронт воспитывать красноармейскую массу. Но во всякую минуту ты должен уметь взять в руки винтовку и личным примером показать, что коммунист ум еет не только благородно жить, но и достойно ум ереть» Вспомним вступительное слово А. Толстого на антифашистском митинге работников искусств и литературы в ноябре 1942 года: «Дорогие товарищи! Славно великое прошлое нашего классического искусства, славен и двадцатипятилетний путь усилий советского искусства сказать новое слово о новом человеке в новых условиях его общественного бытия. Плохо ли, хорошо ли мы, советские художники, поэты, артисты, композиторы, живописцы, выполнили нашу задачу,— налицо явление огромного исторического значения: советское искусство стало народным искусством, многомиллионный народ внимает ему. Октябрь дал народу молот, чтобы ковать свое счастье, и серп, чтобы пожинать плоды его. Октябрь дал народу его искусство.

Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре. Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тексту, едины. Разной является лишь форма изложения. Логично вернуться к истокам, к тому, что было создано и эффективно функционировало на протяжении огромного количества времени. Риторическая модель построения текста помогает в творчестве, способствует тому, что текст соответствует стилю той сферы деятельности, в которой этот текст создается, позволяет найти отклик аудитории, которая будет воспринимать речевое произведение. Естественно, что для педагога, постоянно работающего со словом, освоить механизм создания текста с опорой на традиции классической риторики — и означает овладеть традиционной и проверенной схемой создания текста. Так что же представляет собой каждый из этапов? Чтобы выявить основное содержание каждого из них, рассмотрим последовательно три первых этапа риторического канона — те действия, которые непосредственно связаны с созданием текста любого жанра. Инвенция: что сказать? Первоочередной задачей построения речи текста является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы. Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи» Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех измерениях»: 1 о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей; 2 об эмоциях слушателей «о страстях», по Аристотелю ; 3 о доказательствах самой речи «о доводах». Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации: говорящий — информация речь — адресат. Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых: 1 нравы; 2 страсти, 3 аргументы. Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории. Аристотелем было определено также понятие о «топах» синонимы — топосы, «общие места» : «... Я говорю, что силлогизмы диалектические и риторические касаются того, о чем мы говорим «общими местами» — топами topoi , они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других, отличных один от другого предметах: таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему как относительно справедливости явлений природы, так и относительно какого бы то ни было предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по своей природе». То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных положений, которые и позволят оформить высказывание как рассуждение. Таким образом, топосы можно определить как смысловые структурные элементы, на основании которых создаются мини-тексты, служащие раскрытию темы высказывания.

Мы лучше поймём, что такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя на две составляющие: владеть и Восток, владеть Востоком. Оснащение лекции. Лекция проводится в режиме электронной презентации. Литература 1. Голуб И. Русская риторика и культура речи.. Аннушкин В. Вводный курс. Учебное пособие. Михальская А. Базовый уровень: учебник. Гринько Е. Учебная цель: Изучить особенности риторического текста и правила его создания. Воспитательная цель: Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности. Задачи лекции: Дать знания о сущности и специфических особенностях риторического текста, его функционально-смысловых типах, правилах его создания; формировать способность самостоятельно создавать тексты — описание, повествование и рассуждение. План лекции: 1. Понятие и специфические особенности риторического текста 2. Строение текста 4. Этапы и трудности создания текста 5. Отличие от современного текста Понятие и специфические особенности риторического текста. Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре. Риторический текст, по выражению Ю. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей. Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст. В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» М. Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью. Строение текста. Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение — это умелая организация всех его структурных составляющих.

Установите связь между термином и определением: Факт мысль или положение, которое используется для доказательства истинности или ложности тезиса Тавтология выражение, которое повторяет в иной словесной форме ранее сказанное Аргумент действительное, т. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, вещественные доказательства.

Вопрос 2. Понятийный компонент модели ораторской речи

Этосом (в переводе с греческого — «характер», «нрав», «душевный склад») принято называть те условия, в которых создаётся речь и которые тесно связаны с соблюдением общественной морали, а также уместность речи относительно ситуации общения в целом. предмет лекции развивается в его историческом становлении Установите связь между термином и определением судебное красноречие < род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию. Рассказ может начинаться с заявления о его исторической подлинности, действие может быть перенесено в реаль­ ный город в легко узнаваемую историческую эпоху; и, тем не менее, он будет восприниматься читателем как нечто выдуманное. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. Следующая часть речи — повествование. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. В середине XIX века Московский университет стал центром академического красноречия. В то время славу университету принес профессор всеобщей истории Т.Н. Грановский (1813-1855), лекции которого, по выражению А.И. Герцена, имели «историческое значение».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий