Почему 5 главных романов достоевского принято называть великим пятикнижием

В определении «великое пятикнижие Достоевского» просматривается связь с «Пятикнижием Моисея», то есть с пятью первыми книгами Библии евреев и христиан, лежащими в основе Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие).

Что такое пятикнижие Достоевского?

Но вместе с «бесами» из него выходит и жизнь, все его безмерные силы истощаются. При таком прочтении евангельский эпиграф оказывается не сопоставлен, а противопоставлен сюжетному целому романа. В «Идиоте» к теме «князя Христа» добавляется два новых мифологических сюжета — Рыцарь Бедный и Христос в гробу. При их наложении на образ Мышкина цепь ассоциаций приводит нас к обезумевшему Христу, несчастному визионеру, или Христу, умершему без воскресения, Христу, погубившему грешницу. В «Братьях Карамазовых», с одной стороны, выстраивается цепь героев, идущих спасительным «путем зерна». Однако есть и антисюжет: умирает не только отец Зосима, «принося много плода», но умирает и другой отец — Федор Павлович, убитый своими сыновьями. Получается, что благодаря его смерти Митя проникается высшей идеей «за всех пойти» пострадать и, таким образом, приносит «много плода». Мифологических сюжетов, помимо главного прасюжета, в романе может быть несколько как например, дополнительные линии Кириллова и Хромоножки в «Бесах», которые также мифологизируются.

Третий уровень сюжетообразования — уровень романной интриги: это традиционные для романа сюжетные схемы, в которые Достоевский пытается вместить главный мифологический прасюжет. Главная задача Достоевского на данном уровне — придать фантастическому сюжету по возможности реалистический характер, как того требовали литературная эпоха и критика. Пытаясь создать занимательную остросюжетную интригу, Достоевский активно прибегает к сюжетным ходам и схемам бульварного, авантюрного, любовного, детективного романов. Все эти жанровые разновидности характеризуются насыщенностью действия. На данном уровне появляются многочисленные побочные сюжетные линии, некоторые из которых остаются лишь намеченными любовная линия Аглаи и Гани в «Идиоте», Лебядкина и Лизы в «Бесах», плутовские линии Лебедева в «Идиоте», Тришатова в «Подростке». При этом многие герои в романах атрибутируются как принадлежащие различным жанрам Так, в «Бесах» Степан Верховенский как герой типичен из сатирического антинигилистического романа, Лебядкин — для комического авантюрного, Хромоножка — для фольклорной духовной повести, Федька Каторжный — для детектива или бульварного романа , а главные из них могут иметь множественную жанровую мотивацию как Ставрогин. Поэтому каждый герой таит в себе свернутую сюжетную возможность жанровой реализации.

Героям крайне трудно соединиться в одну цельную романную интригу, ибо каждый стремится стать самодовлеющим сюжетным центром. Когда столь различные герои сталкиваются, возникает скандал — психологический и жанровый. Следующий уровень — уровень психологизма «подполья». Под «подпольем» мы понимаем внутреннее уединение героя от людей в силу его мечтательности, отсутствия опыта «живой жизни», причудливого сочетания оскорбленной гордости и самоуничижения, болезненной саморефлексии и душевной хаотичности. Вспомним известное определение самого писателя: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону.

Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя возможно только через знакомство с его произведениями. Достоевского Изображение слайда Слайд 2 Преступление и наказание Одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Это проблемный, идеологический роман, подобно которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Достоевский, его роман — это психологический отчет одного преступления, которое совершил бедный студент Р о дион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе идет речь не об обычном уголовном преступлении, и Раскольников это не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, а убийца — преступник-мыслитель, убийца-философ. Изображение слайда Слайд 3 Идиот Роман « Идиот », опубликованный на страницах журнала «Русский вестник» в 1868 году. Роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к единственным оставшимся родственникам — семье Епанчиных. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего.

Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо. А ведь это было только начало! Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении "Идиота" - а это каждый раз очень тяжелый и полезный психологический и эмоциональный опыт. В "Униженных и оскорбленных" нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в "Идиоте", но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение. Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична - "Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского - настоящее сокровище. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества.

Где родился Достаевский? Москва, Россия Где проходила 4 летняя каторга Достоевского? Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию, когда у рассказчика «Записок из Мёртвого дома» Библию украл один из арестантов. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В каком городе происходит действие в романе преступление и наказание? Основное действие романа происходит в Петербурге, в кварталах, примыкающих к Сенной площади но не только в них. В каком известном здании располагалось Главное инженерное училище? Главное инженерное училище было основано в 1819 году великим князем Николаем Павловичем для подготовки инженеров и саперных офицеров. Училище расположилось в Михайловском замке, бывшей резиденции Павла I. Стоит почитать.

10 важных произведений Достоевского, не входящих в "пятикнижие"

Пятикнижие Достоевского — это неофициальное название цикла из пяти великих романов русского писателя и философа Ф.М. Достоевского, написанных в период с 1866 по 1880 годы. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора. 4. Подросток "Подросток" (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера. 5. Бесы Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. 4. Подросток "Подросток" (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера. 5. Бесы Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. Пять главных романов Достоевского – это «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1880). Их объединяет интерес к внутреннему миру героев, глубокий психологизм и поиск истинного пути.

Русская литература. 10 класс

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие»[211], в которое входят последние романы. Достоевского — это пять великих книг Ф. М. Достоевского. Исследователи включают в пятикнижие романы: “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Бесы”, “Подросток”, “Преступление и наказание”. Что характерно для творчества Достоевского? "Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте.

Ф.М. Достоевский. «Великое Пятикнижие»

А отсутствие понимания порой приводит к тому, что мы откладываем книгу с мыслью никогда к ней больше не возвращаться. Для чего нужно сегодня читать Достоевского? Для того, чтобы прикоснуться к тайнам бытия, понять, что происходит с тобой и с миром. Человек, который прошел «школу» Достоевского, прошел сквозь его романы, — абсолютно вооружен, он понимает про эту жизнь очень многое.

На Киево-Братской иконе Христос держит Богоматерь за руку одной рукой, другая поднята со сложенными для благословения перстами. Взгляд Его устремлен вверх, щека прижата к щеке Богородицы. Излагаю ее здесь по православному церковному календарю за 1979 год. В 1662 г. Рекою она доплыла до Киева-Подола и остановилась среди Днепра напротив Братского монастыря. Здесь ее с радостью приняли православные иноки и перенесли в свой монастырь с подобающей честью. Вот что сообщает об иконе Полный православный богословский энциклопедический словарь СПб.

Этим пожатием руки Матери Своей, Он как бы заверяет ее, что всегда будет внимать Ея мольбам за грешников. Откуда икона и когда написана — неизвестно, но с 1844 г. А вот что сказано о ней в Православном церковном календаре 1979, С. В Москве список с этой чудотворной иконы, поставленный в храме св. Николая в Хамовниках, в 1848 г. Еще одно добавление к описанию. Но и само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым,— также чудо над грешником, отвернувшимся от Бога т. Но вот что еще интересно. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело.

Она вскочила с Места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. И дальше, вся последняя страница романа как бы пронизана ощущением счастья, жизни, радости, изменившим все, даже отношение каторжников к Раскольникову. Здесь бы можно и закончить, но еще одна икона заставляет нас посмотреть на весь уже прочитанный текст под несколько иным углом. Это икона типа Одигитрия, на которой, что, кажется, не характерно для этого типа икон, Христос также изображен держащимся за руку Богоматери. Позы фигур на иконе вряд ли напоминают то, что прорисовывается в тексте романа: Богоматерь склонилась к Иисусу, а он, наклонясь к ней, отвернул головку и смотрит назад через левое плечо. Свое благодатное чудо святая икона эта явила впервые в Нижнем Новгороде, исцелив расслабленную крестьянку Евдокию; после чего икона Одигитрия была перенесена в село Палицы. В 1641 году она была перенесена в Москву, и на месте ее сретения, у Тверских ворот, был построен в 1654 году девичий монастырь, называемый от иконы страстным. Празднество святой иконе этой совершается 13 августа и в шестое воскресенье после Св. Что обращает на себя внимание в этом тексте, так это сообщение о праздновании в шестое воскресенье после Пасхи.

Вторая седмица Великого поста особо посвящена греху. Чтение в понедельник включает в себя повествование о первом и втором грехе человеков: о грехопадении и зависти Каина Авелю, жертву которого принял Бог. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно — жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по путям злых; Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо; Потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения; Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся. Сын мой!

В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Высшие способности... Первым из таких героев стал «идиот» - князь Лев Николаевич Мышкин. Но во всем, «к чему он ни прикоснулся, он оставил неисследимую черту» - напомнил об идеале человека, о том, что он существует. На протяжении семидесятых годов Достоевский был занят еще одним важным делом - созданием и изданием «Дневника писателя».

Потому что слово Достоевского — это, прежде всего, слово духовное, и одной душевной чуткости для его понимания недостаточно. Бог и Россия — два полноводных потока, образующих океан творчества Достоевского. Без любви к Богу никогда не понять Россию, без любви к России не понять Достоевского. Не понять и не полюбить Достоевского — значит, навсегда остаться на пороге тайны по имени «русская идея». Подробно он был изложен в нашей работе «Особенности воплощения русской идеи в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»» 2011. Кратко изложим основные методологические подходы, представленные в этой работе. Под идеей литературного произведения ИЛП мы понимаем единство замысла, объективного содержания произведения и его авторской оценки. Рассматривая ИЛП через соотношение общегносеологических категорий формы и содержания, мы представляем её как сложное диалектическое единство главной, внешней и внутренней идеи. Под главной идеей мы понимаем часть мировоззрения автора, стремящуюся к самовыражению, в результате которого, рационализуясь как замысел, она воплощается в художественном материале и становится идеей произведения. Формой ИЛП является внешняя идея, включающая в себя тему, сюжет, образную систему, конфликт, проблему и первичную композицию, а содержанием — внутренняя идея, представляющая собой решение проблемы, всегда обусловленное мировоззрением писателя, частью которого является главная идея. При этом если внешняя идея всегда наличествует в произведении как его объективное содержание, то содержание внутренней идеи возникает только в результате идейного синтеза содержания внешней и формы внутренней идеи авторского варианта разрешения проблемы. Подобное представление о внутренней структуре ИЛП определяет метод её изучения, который объективно сопрягается с методологическими средствами, применяемым самим Ф. Достоевским для раскрытия содержания русской идеи. Прежде всего, речь идёт о корректной экстраполяции идеи одного образа на идею какой-либо значимой социальной группы российского общества последней трети XIX века интеллигенции, молодёжи, студенчества и пр. Правомерность подобного действия обосновывает сам Достоевский в предисловии к русскому изданию романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» 1862 , говоря, что «основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия» есть «мысль христианская и высоконравственная; формула её — восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль — оправдание униженных и всеми отринутых парий общества. Виктор Гюго чуть ли не главный провозвестник этой идеи «восстановления» в литературе нашего века. По крайней мере он первый заявил эту идею с такой художественной силой в искусстве» [20; 28—29] [2]. Говоря об этом, Г. Фридлендер обращается к мысли Л. Фридлендер напоминает известное обращение Н. Гоголя к современникам: «Будьте не мёртвые, а живые души» [4]. По мысли исследователя, каждый из великих русских писателей по-своему «развил этот завет Гоголя, сделав идею нравственного восстановления и «воскресения» своих героев к новой жизни главной идеей курсив наш. Мы полагаем, что эффективность любой методологии определяется её изоморфностью объекту исследования. Современное достоеведение исходит из представления о том, что Достоевский был православным христианином, глубоко знавшим учение Православной церкви и отлично владевшим её языком. Мы разделяем мнение многих достоеведов С. Белова, В. Ветловской, В. Викторовича, В. Захарова, И. Кирилловой, Л. Сараскиной, К. Сте паняна, Б. Тихомирова и др.

Пятикнижие достоевского: основная идея и структура произведения

Первый роман великого пятикнижия, «Преступление и наказание», был создан в период 1865–1866 годов. Кратко о книгах входящих в пятикнижие: “Преступление и наказание” — первое и главное произведение в пятикнижии Достоевского. Сюжет данного романа закрался Достоевскому в голову, когда он отбывал срок на каторге. Любовь к Богу и России составляют основу мировоззрения Достоевского и определяют идейное содержание, образную систему и особенности композиции пяти романов, созданных им в период 1865–1880 гг. и получивших название «великого пятикнижия».

Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма

Его произведения влияют на развитие литературы, философии, психологии, театра, кино и многих других областей. Многие авторы и художники находят в Достоевском источник вдохновения и находятся под влиянием его произведений. Также его работы активно исследуются и интерпретируются в рамках литературных кругов и научных исследований. Великое пятикнижие Достоевского — это не только литературное произведение, но и философская дискуссия о смысле жизни, природе человека и души.

Оно остается актуальным и сегодня, открывая новые смыслы и истины для каждого нового поколения читателей. Оцените статью.

В отличие от Толстого, Достоевский открыто, ясно и убеждённо провозглашал: «В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Такая художественность нелепа…». После этих слов утверждать, что голос писателя — лишь один из множества голосов разных образов, как это делал Бахтин, по меньшей мере странно. Столь же нелепо выглядит и миф об экзистенциальности творчества Достоевского, который никогда не был художником «для себя» или «про себя». Напротив, следуя профетическому импульсу, приданному русской литературе Пушкиным «Пророк», 1826 , писатель стремился открыть современникам замысел Бога о мире и человеке. И он передал нам свой личный опыт богообщения так же, как это делали первые апостолы Христа в своих евангелиях и посланиях. Поэтому без веры в Бога, без движения к Нему по пути, хранимом Православной церковью, читать Достоевского нельзя. Точнее, можно именно читать, не понимая и не принимая.

Взгляд и ведомая им мысль будут вечно скользить по поверхности слова, иногда созвучно двигаясь с ним, иногда расходясь, но никогда не соединяясь живой духовной связью. Потому что слово Достоевского — это, прежде всего, слово духовное, и одной душевной чуткости для его понимания недостаточно. Бог и Россия — два полноводных потока, образующих океан творчества Достоевского. Без любви к Богу никогда не понять Россию, без любви к России не понять Достоевского. Не понять и не полюбить Достоевского — значит, навсегда остаться на пороге тайны по имени «русская идея». Подробно он был изложен в нашей работе «Особенности воплощения русской идеи в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»» 2011. Кратко изложим основные методологические подходы, представленные в этой работе. Под идеей литературного произведения ИЛП мы понимаем единство замысла, объективного содержания произведения и его авторской оценки. Рассматривая ИЛП через соотношение общегносеологических категорий формы и содержания, мы представляем её как сложное диалектическое единство главной, внешней и внутренней идеи.

Под главной идеей мы понимаем часть мировоззрения автора, стремящуюся к самовыражению, в результате которого, рационализуясь как замысел, она воплощается в художественном материале и становится идеей произведения. Формой ИЛП является внешняя идея, включающая в себя тему, сюжет, образную систему, конфликт, проблему и первичную композицию, а содержанием — внутренняя идея, представляющая собой решение проблемы, всегда обусловленное мировоззрением писателя, частью которого является главная идея. При этом если внешняя идея всегда наличествует в произведении как его объективное содержание, то содержание внутренней идеи возникает только в результате идейного синтеза содержания внешней и формы внутренней идеи авторского варианта разрешения проблемы. Подобное представление о внутренней структуре ИЛП определяет метод её изучения, который объективно сопрягается с методологическими средствами, применяемым самим Ф. Достоевским для раскрытия содержания русской идеи. Прежде всего, речь идёт о корректной экстраполяции идеи одного образа на идею какой-либо значимой социальной группы российского общества последней трети XIX века интеллигенции, молодёжи, студенчества и пр. Правомерность подобного действия обосновывает сам Достоевский в предисловии к русскому изданию романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» 1862 , говоря, что «основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия» есть «мысль христианская и высоконравственная; формула её — восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль — оправдание униженных и всеми отринутых парий общества. Виктор Гюго чуть ли не главный провозвестник этой идеи «восстановления» в литературе нашего века.

По крайней мере он первый заявил эту идею с такой художественной силой в искусстве» [20; 28—29] [2]. Говоря об этом, Г. Фридлендер обращается к мысли Л. Фридлендер напоминает известное обращение Н. Гоголя к современникам: «Будьте не мёртвые, а живые души» [4]. По мысли исследователя, каждый из великих русских писателей по-своему «развил этот завет Гоголя, сделав идею нравственного восстановления и «воскресения» своих героев к новой жизни главной идеей курсив наш. Мы полагаем, что эффективность любой методологии определяется её изоморфностью объекту исследования. Современное достоеведение исходит из представления о том, что Достоевский был православным христианином, глубоко знавшим учение Православной церкви и отлично владевшим её языком.

Достоевского 1821—1881. Интерес к писателю не иссякает многие годы — как в России, так и за рубежом. Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Все его произведения получили признание читателей и должную оценку критиков. Однако наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя, считаются его поздние романы «великого пятикнижия »: Преступление и наказание - 1866 Идиот - 1866 Бесы - 1872 Подросток - 1875 Братья Карамазовы - 1880. Предметом познания автора становится внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаённые уголки человеческой души и подсознания, поэтому и сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора столетия назад. Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя возможно только через знакомство с его произведениями. Достоевского Изображение слайда Слайд 2 Преступление и наказание Одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Это проблемный, идеологический роман, подобно которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских.

Николая в Хамовниках, в 1848 г. Еще одно добавление к описанию. Но и само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым,— также чудо над грешником, отвернувшимся от Бога т. Но вот что еще интересно. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с Места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. И дальше, вся последняя страница романа как бы пронизана ощущением счастья, жизни, радости, изменившим все, даже отношение каторжников к Раскольникову. Здесь бы можно и закончить, но еще одна икона заставляет нас посмотреть на весь уже прочитанный текст под несколько иным углом. Это икона типа Одигитрия, на которой, что, кажется, не характерно для этого типа икон, Христос также изображен держащимся за руку Богоматери. Позы фигур на иконе вряд ли напоминают то, что прорисовывается в тексте романа: Богоматерь склонилась к Иисусу, а он, наклонясь к ней, отвернул головку и смотрит назад через левое плечо. Свое благодатное чудо святая икона эта явила впервые в Нижнем Новгороде, исцелив расслабленную крестьянку Евдокию; после чего икона Одигитрия была перенесена в село Палицы. В 1641 году она была перенесена в Москву, и на месте ее сретения, у Тверских ворот, был построен в 1654 году девичий монастырь, называемый от иконы страстным. Празднество святой иконе этой совершается 13 августа и в шестое воскресенье после Св. Что обращает на себя внимание в этом тексте, так это сообщение о праздновании в шестое воскресенье после Пасхи. Вторая седмица Великого поста особо посвящена греху. Чтение в понедельник включает в себя повествование о первом и втором грехе человеков: о грехопадении и зависти Каина Авелю, жертву которого принял Бог. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно — жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по путям злых; Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо; Потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения; Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся. Сын мой! Здесь прямо указано, как найти ему вновь утерянную жизнь. В сущности, прежде чем увидеть, Раскольникову дано было — услышать. Это отступление от Бога живого и животворящего. Это измена, нарушение присяги, данной Богу при крещении. Это разорение святого, праведного и вечного Божиего закона, сопротивление святой и благой воле благого Бога. И слова сделали свое дело. Но они мертвы еще в душе его до откровения, до видения, до встречи с Богом. Поэтому он молчит и не возражает каторжникам, которые хотят убить его как безбожника. Но он услышал, что грех его — болезнь, уклонение от жизни и здоровья — и его последующая болезнь, физическая, как бы знаменует кризис. Болезнь вышла наружу. Если слову неделя придается церковный смысл, и оно означает — день недели, воскресенье, то вторая неделя по Пасхе Святом Воскресении Христовом — неделя ап.

«Преступление и наказание» – первая попытка выражения русской идеи в великом пятикнижии

По-другому называется "Моисеев закон". Таким образом, Федора Михайловича фактически сравнивают с Моисеем и считают этаким литературным пророком, автором новой Библии. Давайте лучше расскажем, какие произведения входят в пятикнижие Достоевского.

В честь 200-летнего юбилея Ф М. Достоевского, день рождения которого отмечается 11 ноября, подготовлена виртуальная книжная выставка «Великое Пятикнижие Достоевского», где представлены наиболее значительные романы писателя, оказавшие огромное влияние на русскую и мировую литературу и вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Всё, о чем писал Достоевский, современно и злободневно.

В отличие от большинства книг, у которых названия обычно отражают основные сюжетные линии или ключевые темы, название «Великое пятикнижие» обладает более глубоким символическим смыслом. Русская литература богата разнообразием названий произведений. В некоторых случаях названия основаны на именах главных героев, как, например, в романе Л.

Толстого «Анна Каренина». Другие произведения получают названия на основе ключевых событий или общего настроения текста, например, «Война и мир» или «Преступление и наказание». Такое название книги Ф. Достоевского подразумевает, что эти произведения являются своего рода «основополагающими» для всего его творчества. Они содержат в себе ключевые идеи и мотивы, которые повторяются и развиваются во многих других произведениях автора. Таким образом, название «Великое пятикнижие» отражает важность и значимость этих пяти произведений в творчестве Достоевского, а также подчеркивает их особый статус среди других произведений русской литературы. Отзвук на других языках и культурах — интерпретации и переводы названия Название «Великое пятикнижие» имеет особую символическую значимость для русской культуры и литературы. Однако, при переводе и интерпретации на другие языки и в различные культурные контексты, название произведений Достоевского может претерпевать изменения и варьироваться.

Такие варианты сохраняют символическое значение и отражают величие и значимость произведений Достоевского. В некоторых других языках и культурах может возникать трудность в точном переводе названия, особенно в случае с использованием символического значения. Интерпретации и переводы названия «Великое пятикнижие» в различных языках и культурах могут различаться, но они позволяют передать важность и грандиозность произведений Достоевского, а также отражают сложность искусства перевода литературных произведений. Почему название «Великое пятикнижие» стало популярным и прижилось в сознании читателей Название «Великое пятикнижие» стало популярным и прижилось в сознании читателей из-за нескольких ключевых факторов. Первым и наиболее очевидным фактором является мощная эмоциональная сила произведений Федора Достоевского. Романы автора пронизаны глубокими философскими и этическими вопросами, а также живыми и реалистичными описаниями человеческой природы. Эти произведения заставляют читателей задуматься о смысле жизни, морали и человеческой душе. Название «Великое пятикнижие» быстро стало ассоциироваться с исключительной глубиной и художественной ценностью произведений Достоевского.

Вторым фактором является удивительная актуальность и релевантность тем, затронутых в романах Достоевского. Несмотря на написание произведений более ста лет назад, их основные темы, такие как мораль, свобода, ответственность, религия и справедливость, по-прежнему остаются актуальными в нашем современном обществе. Название «Великое пятикнижие» помогает подчеркнуть читателям важность и значимость этих тем, что делает произведения Достоевского всегда актуальными. Третий фактор — широкое признание и уважение к творчеству Достоевского в литературном мире.

Более того, все эти люди, несмотря на тяжкие преступления, совершённые ими, одинаково ненавидели Раскольникова, ощущая совершенно чужим себе.

Открылась и причина этой ненависти: «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! Но, ненавидя его, они с необычайной нежностью относились к Соне: «Матушка, Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная! В конце концов Раскольников понял, что единственное, что отделяет его от мира людей, это вера в Бога, дающая жизни смысл и надежду. Он понял, что никогда не сможет вернуться к людям, если не примет их веру как свою, и первые в жизни сознательно взял в руки Евангелие, принесённое Соней: «Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря.

В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он её и не раскрывал. Он не раскрыл её и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: «Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?

Её чувства, её стремления, по крайней мере…»» [6; 422]. Последний оплот гордыни рухнул, и сердце Раскольникова открылось навстречу любви: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него.

Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её и что настала же, наконец, эта минута…» [6; 421]. Раскольников «воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…» [6; 421], «вместо диалектики наступила жизнь» [6; 422]. Начало этой жизни Достоевский знаменует духовным пейзажем, восходящим к первоначальной истории человечества: «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.

Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» [6; 421]. Писатель ясно указывает на главную причину происшедшего: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» [6; 421]. Эти слова фактически завершают роман, однако Достоевский планировал закончить его иначе. Оканчивая работу над последней редакцией романа, он записывает: «NB.

Архитектоника текста здесь почти такая же, как и при определении внутренней идеи романа в кульминационный момент идейного синтеза [7; 75], что указывает на особую важность этой записи. Завершая третью редакцию романа, Достоевский записывает в тетради фрагмент разговора Сони и Раскольникова, относящийся, вероятно, к «сцене с крестами»: «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня» [7; 192]. Соня прямо ставит себя рядом с Раскольниковым, как бы говоря ему: верь, и тебе Господь поможет. Принеся себя в жертву ради спасения близких, она нуждалась в помощнике и защитнике, которым не мог быть ни один человек на земле, но только Бог. Броситься в канаву[47], попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, дурманящий ум и окаменяющий сердце» [6; 247].

Конец этих дорог один — смерть. Но Достоевский стремится каждому падающему и падшему человеку указать путь ко спасению. Он напоминает современникам, что этот путь уже указан Христом: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек…» Ин. Бог является жизнью и источником всякой жизни, потому что Он «есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» 1 Ин.

Прямолинейное до тенденциозности: «Их воскресил Бог» — претит Достоевскому-художнику. Поэтому он указывает лишь на сущность отношения Бога к миру — любовь, напоминая, что единственной её целью и результатом является созидание жизни, ибо сам Спаситель говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» Ин. В этих словах любовь предстаёт как главный, универсальный закон бытия, не имеющий ни пространственных, ни временных границ. Эта любовь вечна, как Сам Бог, и Достоевский не случайно переносит это качество на Соню — «вечная Сонечка, пока мир стоит! Мир будет жить, пока в нём будет жить любовь, «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» 1 Кор.

Воплощённая в образе Сони «Божия правда» принесла Раскольникову любовь, очистившую его душу и ставшую залогом его воскресения к новой жизни. Но это воскресение надолго бы затянулось или вовсе не состоялось, если бы одновременно с очищением души от гордыни не шёл процесс разрушения веры Раскольникова в силу разума, способного обеспечить человеку достижение земного рая без помощи Божией. Основанием этого процесса стало действие «земного закона», олицетворяемого образом пристава следственных дел Порфирия Петровича. Первоначально идея этого образа не выходила за границы детективного жанра — следователь должен был найти и изобличить преступника. Но после идейного синтеза образ следователя значительно усложнился и приобрёл ряд черт, связанных с содержанием внутренней идеи романа.

Главной из них явилось подчёркнутое противоречие между внешним обликом и внутренним содержанием. Лицо следователя «было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Отмечая эту особенность, С. Белов обращается к интересному наблюдению Д.

Брещинского над этимологией имени следователя: «В имени и отчестве, возможно, есть намёк на монаршую власть — порфира пурпурная мантия монарха и Пётр первый русский император »[48]. Имя следователя возникает уже в самом начале работы над романом и не меняется до его окончания. При этом он, являясь важнейшим героем романа, не имеет фамилии. Очевидно, она ему просто не нужна, потому что всё говорит имя, обозначающее официальную власть, «земной закон». Но называть следователя постоянно только по имени было нельзя, это придало бы его образу излишнюю лёгкость и несерьёзность, и Достоевский «примеривает» к его имени разные отчества: «Степанович», «Иванович», «Филипьич», «Семёныч».

И только после идейного синтеза он окончательно определяется: «Петрович», конкретизируя принадлежность власти — «царство Петра». Сама речь следователя подчёркивает его самоотождествление с некой силой: «В наших краях» [6; 255], «Без нас вам нельзя обойтись» [6; 352], «у нас», «к нам» и пр. При этом сила Порфирия обнаруживается лишь при «официальном» или «полуофициальном» взаимодействии с другими персонажами: ей подчиняется Разумихин [6; 225—226] и даже сам Раскольников [6; 269]. После идейного синтеза внутренний смысл «земной» власти проявляется в особом отношении следователя к преступнику. Он не стремится во что бы то ни стало изобличить его, а, напротив, старается помочь: «А я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная.

Всю эту психологию мы совсем уничтожим, все подозрения на вас в ничто обращу…» [6; 350]. Следователь объясняет это некоей «привязанностью» к преступнику [6; 344], являющейся следствием понимания мотивов его поступка. За неполные два дня знакомства следователь встречается с преступником трижды, причём, хотя две первые встречи происходят как будто по инициативе Раскольникова, неизбежность этих встреч предопределена волей Порфирия. Кроме того, что он должен встретиться с Раскольниковым как следователь, он уже знает о нём по рассказам Разумихина и своих сослуживцев, а также по его статье в газете. Уже первая встреча следователя и преступника имеет для обоих решающее значение, хотя Раскольников этого и не сознаёт.

Порфирий убеждается в его виновности и подтверждает своё предположение, что главной причиной преступления стала «теория», обосновывающая право и даже обязанность «необыкновенных» людей преступать закон. Он понимает, что Раскольников не обычный преступник: «Вышло-то подло, это правда, да вы-то всё-таки не безнадёжный подлец» [6; 351], и даже убеждается, что Раскольников — честный, «наиблагороднейший» человек: «По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошёл» [6; 351], и потому его слова о вере в Бога и в воскресение Лазаря[50] Порфирий воспринимает всерьёз. Это обстоятельство имеет для следователя наибольшее значение, так как он понимает, что «теория» не была для Раскольникова ни целью, ни средством для доказательства собственной исключительности, а лишь показалась ему, «нетерпеливому и раздражительному от природы», кратчайшим путём к Новому Иерусалиму — счастливой жизни для всех людей. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочёл как знакомую. В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным.

А опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодёжи! Дым, туман, струна звенит в тумане. Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния…» [6; 345]. Очевидно, что он и сам не раз представлял себе, как «возьмёт, да и стряхнёт всё к чёрту», но всё же так и не переступил ту черту, о которой Раскольников говорил сестре: «Не перешагнёшь её — несчастна будешь, а перешагнёшь — может, ещё несчастнее будешь» [6; 174]. Порфирий не «перешагнул» и стал несчастен от осознания того, что вся жизнь могла бы сложиться совсем иначе: «Я поконченный человек, больше ничего.

Человек, пожалуй, кой-что и знающий, но уж совершенно поконченный» [6; 352]. Сам он уже не может изменить мир, став его неотъемлемой частью, но хочет помочь тому, кто ещё способен на это: «А вы — другая статья: вам Бог жизнь приготовил…» [6; 352]; «Ещё Бога, может, надо благодарить; почём вы знаете: может, вас Бог для чего и бережёт» [6; 351]. Чтобы помочь Раскольникову, Порфирию необходимо поколебать его веру во всемогущество разума. В результате Раскольников, ещё не веря «ни единому слову Порфирия», стал ощущать «какую-то странную наклонность поверить» ему [6; 265]. Нечто подобное произошло и тогда, когда он пришёл к Соне, чтобы сразить её величием собственного страдания, но сам оказался покорён явленной ему силой Божественной Премудрости.

И так же, как кроткая Сонечка преобразилась в величественную Софию, сейчас преображается Порфирий, являя собой силу «земного закона»: «Серьёзно предупреждаю: поберегите себя. Я не шучу-с! Но это было только на мгновение. Озадаченный было Раскольников вдруг впал в настоящее исступление; но странно: он опять послушался приказания говорить тише» [6; 268—269]. Как и Соня, Порфирий возвращает Раскольникова, уже почти отчаявшегося и близкого к самоубийству, в некую точку до преступления.

Он напоминает герою об его действительной необыкновенности «Я вас почитаю за одного из тех…» и о том, что его «великое предстоящее исполнение…» ещё не осуществлено. Он указывает, что необходимым условием этого «исполнения» должно стать обретение «веры иль Бога» [6; 351]. Порфирий обнаруживает и главную причину произошедшего с Раскольниковым: «Изверились…», а потому и «здравый взгляд потеряли, да и не видите ничего…» [6; 268], что полностью повторяет мысль Сони: «От Бога вы отошли…». Действительно, «ослеплённый и неверующий» Раскольников изверился в возможности жить в мире Божьем, видя в нём слишком много зла и несправедливости, и попытался изменить его, руководствуясь собственными представлениями о добре, истине и справедливости. И так же, как Соня, Порфирий говорит герою о предстоящем ему впереди: «Да много ль вы ещё и жили-то?

И оказывается, что предназначение Раскольникова важно и кротким «вечным сонечкам», и всесильным порфироносцам. В деле спасения Раскольникова «Божия правда» и «земной закон» выступают как единая сила, поэтому на вопрос Сони: «Ну как же, как же без человека-то прожить! Соня «Божия правда» пробуждает в Раскольникове живую часть души, очищая её от наслоений цинизма, жестокости и неверия, а Порфирий «земной закон» разрушает веру во всемогущество разума. Он призывает смириться и довериться воле Творца: «А вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит» [6; 351][51]. И теперь, чтобы воскреснуть к новой жизни, Раскольников должен подчиниться Божией правде и земному человеческому закону и искупить страданием зло, причинённое людям: «Тут уж справедливость.

Вот исполните-ка, что требует справедливость. В страдании есть идея» [6; 351—352]. Действуя в единстве, «Божия правда» и «земной закон» предстают как выражение единой Божьей воли, необоримость силы которой подчёркивается быстротой изменений, происходящих в душе Раскольникова: на шестой день после преступления он влюбляется в Соню и впервые встречается с Порфирием. На седьмой день утром он подчиняется воле Порфирия, а вечером признаётся Соне в преступлении. Ещё через три дня Порфирий приходит к Раскольникову, предлагая явку с повинной, и на следующий день Раскольников идёт к Соне «за крестами» и сознаётся в содеянном.

Это единство функций образов Порфирия и Сони Достоевский подчёркивает особым поэтическим средством. В романе рефреном звучит мысль об «удушающем» воздухе Петербурга. Слово «воздух» помимо обычной семантики имеет в поэтике Достоевского и значение символа, указывающего на духовно-нравственный смысл происходящего. Примером может служить описание действующих лиц в рассказе «Бобок» 1873 : «Тут вонь слышится, так сказать, нравственная… Вонь будто бы души, а не тела» [21; 51]. Так и атмосфера, в которой оказался провинциал Раскольников, образована духовными миазмами Петербурга, тяжело больного недугами безверия, гордыни и эгоизма.

Человек может противостоять этой духовной заразе, если найдёт постоянный и надёжный источник живой жизни, которым является любовь. И как только Раскольников обращается к этому источнику, ему становится легче: «Он подумал о Соне. Из окна повеяло свежестью» [6; 327]. Особенно сильно эта особенность проявляется в момент принятия окончательного решения, когда герой отказывается от самоубийства и решает «принять страдание». На него обрушивается ливень, который действует как очистительное омовение и даёт возможность попросить у матери благословения на новый путь[52].

Раскольников словно родился заново и стал «такой же, как был маленький», а когда вновь вышел на улицу, «вечер был свежий, тёплый и ясный…» [6; 398], и он почувствовал веяние нового, чистого, живого воздуха — воздуха любви и надежды, воздуха будущего. Поэтому Раскольникова особо резко поражает удушливая атмосфера прошлого, когда он входит в полицейскую контору: «Опять тот же сор, те же скорлупы на винтообразной лестнице, опять двери квартир отворены настежь, опять курсив наш. Единство образов Сони и Порфирия по отношению к главному герою подчёркивается и идеей страдания. Они оба, каждый по-своему, заставляют преступника осознать необходимость страдания как единственного способа очищения души от поразившей её скверны. Заметим, что Достоевский на своём личном опыте знал, что если человек, принёсший в мир зло, воспринимает своё последующее страдание как справедливое наказание за это зло и принимает его, то это страдание обладает очистительной силой: «Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой.

Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна» [20; 175]. Страдание даёт осознание прошлого и настоящего и причиняет боль от невозможности исправить сделанное ранее, но в этом нет «никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание т. Таков и путь Раскольникова ко спасению: «NB. С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде бы не было.

В последней главе, в каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрёл в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития» [7; 140]. Так Господь обращает зло, порождённое гордыней человека, ему же во благо, и преступление становится наказанием за отказ от исполнения воли Бога, и в конце концов приводит к осознанию глубины своего падения и очистительному страданию. Поэтому, как это ни парадоксально, конкретные мотивы преступления оказываются не важны для Достоевского: «Так или этак объяснить всё убийство…» [7; 141]. В поэтике Достоевского страдание предстаёт как гносеологический принцип, направленный на постижение смысла бытия человека. Оно свидетельствует о том, что его душа жива, что она способна расти и быть созвучной миру, откликаясь на все его проявления.

Поэтому страдание никогда не было и не могло быть самоценным объектом художественного творчества Достоевского, как это пытались представить некоторые интерпретаторы его творчества[53]. По справедливому замечанию Ю. Более того, страдание свидетельствует об осознании человеком содеянного им зла и потому, замечает Н. Бердяев, «Достоевский верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Для него жизнь есть прежде всего искупление вины через страдание»[55].

Идея страдания звучит ещё и как императив, обращённый к главному герою: «Страданием искупи грех, который ты совершил» Соня , «Пострадайте, в страдании есть идея» Порфирий Петрович , «Разве ты, идучи на страдание, не смываешь уже наполовину своё преступление? Благодаря Порфирию Раскольников узнаёт идею страдания и как бы со стороны: Миколка берёт на себя его преступление, чтобы «страдание принять» и тем самым искупить грехи, которые он успел совершить за время своей жизни в Петербурге. Полагаем, что этим образом Достоевский показывает универсальность действия духовного закона, о котором говорит православие: «Каждый искушается, увлекаясь и искушаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» Иак. Как и Раскольников, Миколка молод, так же приехал из провинции и так же поддался развращающему влиянию города. И, как всегда у Достоевского, по «закону отражения идей», близость персонажей только подчёркивает их разность.

Различия культурно-образовательного уровня привели к тому, что разврат Раскольникова оказался намного глубже, а его последствия — намного опасней, чем у Миколки. И по той же причине у Раскольникова нет нравственного авторитета, который указал бы единственно верный путь преодоления «разомкнутости и разъединённости» с человечеством. Не имея ни наставника, ни идеала, Раскольников не имеет и ясной цели жизни, лишь чувствуя, что эта цель должна же быть где-то. Заметим, что страдание от осознания себя причиной умножения зла в мире является необходимым условием очищения души человека и высветления в ней образа Божия[56], который представляет собой заложенные в природу человека свойства личности Самого Бога любовь, знание добра, истины и красоты, способность к творчеству и др. Способность видеть эти свойства в любом человеке — неотъемлемая черта христианина, в полноте представленная в поэтике писателя.

Это понятие означает краткое, но полное и точное изложение «главных догматов веры, без доказательств, как предмета восприятия верой» 104;57 каким-либо человеком или сообществом людей. Сам Достоевский писал об этом так: «Я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [28, 1; 176][58]. Как замечает К. Степанян, «с этим зримым, реальным ощущением Христа Достоевский прожил всю жизнь…»[59].

Православие учит, что одной из открытых человеку целей Боговоплощения было желание Бога-Любви стать ближе к людям. Природа Бога, проявляющаяся в энергиях любви, истины, добра и красоты, с приходом в мир Христа стала видимой, слышимой и осязаемой[60]. Евангелие говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» 1 Тим. Путь спасения от смерти был указан Богом от сотворения человека, но лишь у немногих людей хватало сил идти им в одиночку. И тогда, ради спасения всех, Бог стал человеком и «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы могли идти по следам Его» 1 Петр.

Черновики романа отражают процесс формирования ядра содержания внутренней идеи романа: «Капитальное. Всё замутилось! Где же обетование, что пребудет «Дух во веки», что пребудет до скончания мира Христос и что, стало быть, уже не уклонится в своём развитии с пути человечество? Стало быть, непременно есть где-нибудь! Отвечая на этот вопрос, писатель долгое время обдумывал варианты непосредственного включения в повествование образа Христа, с явления Которого должно было начаться возрождение главного героя к жизни.

В первой редакции: «Христос, баррикада» [7; 77]. Во второй: «Видение Христа. Прощение просит у народа» [7; 135]; «Ходьба, видение» [7; 137]; «Видение Христа» [7; 139]. В третьей: «Вихрь, Христос…» [7; 148]. Явление Христа должно было открыть преступнику его неправоту, подвигнуть к совершению какого-нибудь подвига во имя людей например, спасти кого-нибудь на каком-нибудь пожаре , заставить сознаться в преступлении, «принять страдание» и в конце концов возродиться к новой жизни[61].

Обдумывая сцену явления Христа главному герою, писатель представлял, как Он будет выглядеть, что и как будет говорить и делать. Но в окончательном тексте романа этой сцены нет. Писатель пошёл иным путём — постарался увидеть и показать образ Бога в душах своих героев. Поэтому ответ на вопрос о том, насколько Раскольников сохранил в себе этот образ, должен одновременно стать ответом на вопрос о возможности его спасения. Полагаем, что поэтические средства, использованные писателем для решения этой задачи, в разных романах великого пятикнижия не могут быть принципиально разными, и поэтому обращаемся к интересным наблюдениям И.

Кирилловой над образом главного героя в «Идиоте». Христоподобный образ Мышкина должен быть «поставлен» посредством приёмов, обособляющих и преображающих образ, не нарушая при этом его органической связи с окружающими «земными» образами»[62]. При этом «выделяемые детали фигура, глаза, светлые волосы, борода, одежда с её скудостью и непригодностью к суровым условиям отражают иконописно и духовно значимые черты: душевную чистоту, бедность в миру, отрешённость от чувственного»[63]. Для создания образа Раскольникова писатель использовал те же средства. Особо подчёркнута его «бедность в миру» — уже после переодевания в новый костюм «от Разумихина» Раскольникова выглядит так, что Пульхерия Александровна замечает: «Но, Боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет!

У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет! Также в полной мере проявляется его «отрешённость от чувственного» — Раскольников много дней может не есть, не выходить из дома и вообще не замечать отсутствия минимального комфорта. При этом в его образе совершенно отсутствует плотское начало, и даже встреча с уличной проституткой не пробуждает в нём ни капли сладострастия [6; 123]. Не оставляет сомнения и «душевная чистота» героя, лежащая в основе всех его добрых поступков: помощи близким, семейству Мармеладовых, девочке на бульваре, университетскому товарищу и его отцу, спасения детей на пожаре и пр. Портрет Раскольникова, очень лаконичный, дан Достоевским в самом начале романа: герой «был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» [6; 6].

В дальнейшем этот портрет не дополняется, а весь акцент переносится на «выделение лика, взора» — глаза героя «сверкают», «горят» и т. Причём красота Раскольникова оказывается изначально имманентна его образу, ибо сохраняется и после преступления. Об этом говорят оценки как случайно встретившихся «Вы и сами прехорошенькие» [6; 123] , так и близких герою людей: «И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки…» [6; 173]. Красота Раскольникова, отражающая его богоданную природу, особенно явна тогда, когда он живёт сердцем, в глубине своей ещё сохраняющем память о «живой жизни».

Тогда же, когда он вспоминает о своей «идее» и рассудок вступает в свои права, его лицо искажается злобными гримасами, дрожат губы, меняется голос. Обращает на себя внимание и самохарактеристика Раскольникова: «Я бедный и больной студент, удручённый он так и сказал: «удручённый» бедностью» [6; 80]. Это подчёркивание, замечает Е. Трофимов, не может быть случайным: «Достоевский-то хорошо знал смысл «удручённости»: в сознании ожили строки тютчевского стихотворения «Эти бедные селенья…»: «Удручённый ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя»»[64]. Исследователь продолжает: «Интересно в словах Раскольникова и упоминание о Голгофе [6:35]: человек обязан курсив наш.

Однако Раскольников не только не захотел Ему следовать, но «поступок героя — ещё и вызов Богочеловеку»[66]. Он горделиво отвергает выбор Христа и требует указать себе иной путь: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей! Это обращение к Богу лишь внешне напоминает гефсиманское моление Христа, в Котором восстаёт Его человеческая природа, естественно боящаяся страданий и смерти: «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! Минута слабости уступает место сыновней любви: «Но не чего Я хочу, а чего Ты» Мк.

ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ ЭПИЛОГОВ ПЯТИ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО

Многие литературоведы говорят, что именно этот роман Федора Достоевского подходит для изучения в школьном возрасте, в отличие от «Преступления и наказания». Писатель умер через два месяца после его окончания. В центре романа — семья Карамазовых, не похожие друг на друга братья Дмитрий, Иван и Алексей. История начинается с убийства их отца и может читаться как детектив. На самом деле это книга о поиске смысла жизни, сомнениях, вере, выборе и о том, как сложно и страшно быть человеком. Из жизни гения Есть мнение, что великие русские писатели стали великими не только из-за таланта, но и от избытка времени, так как все они были людьми знатными и богатыми. Федор Михайлович, действительно, рос дворянином — его отец, врач, получил право на потомственное дворянство, когда будущему писателю было шесть лет. Однако богатым его назвать сложно. Поместье не приносило большого дохода, и Федор Достоевский зарабатывал литературным трудом. Из-за пристрастия к азартным играм он часто брал в долг, так что даже приходилось скрываться от кредиторов за границей. Например, первые главы «Преступления и наказания» он писал в Висбадене Германия без еды, отопления и света, при огарке свечи, потому что проиграл в карты полученный от издателя аванс и даже собственные часы.

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, 1847 , ГЛМ Роман «Игрок», следующий после знаменитого «Преступления и наказания», Достоевский создал за 26 дней. В такие условия его поставило издательство, в противном случае грозясь присвоить все его гонорары на будущие девять лет. Справиться с непосильной задачей Федору Михайловичу помогла молодая стенографистка Анна Сниткина. Анна — вторая его жена, мать его детей, распорядитель финансов и популяризатор творчества. В молодости Федор Достоевский увлекался либеральными идеями. Он посещал собрания радикального кружка петрашевцев, которые собирались создать нелегальную типографию и устроить в России политический переворот. Писатель был арестован, восемь месяцев провел в Петропавловской крепости, а после пережил страшный момент встречи со смертью. Его с группой молодых политических активистов должны были расстрелять. Казнь заменили каторгой, но приговоренным не сообщили об этом.

Их вывели на плац, прочитали приговор и преломили шпагу над головой предварительный ритуал.

Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Было совершено политическое убийство, убит студент Иван Иванов революционером Сергеем Нечаевым, впоследствии чего зародилось движение «нечаевцы». Об этом Достоевскому поведал, приехавший к нему брат Сниткиной в Дрезден. Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации.

Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка. Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган. В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий.

Что объединяет эти романы? Прежде всего, они были написаны один за другим в последний период жизни писателя с 1866 по 1880 год.

Далее и самое важное — в основе их лежат две идеи — Бог и Россия. Нельзя сказать, что Фёдор Михайлович не обращался к этим вопросам прежде. Наоборот, он долго вынашивал их, «перерывал», искал идеальную форму для их выражения, пока, наконец, не появилось «Преступление и наказание» — первая книга серии «Великое пятикнижие Достоевского» список следует далее. Но на этом искания не прекратились. Великий писатель разворачивается и идёт в другом направлении. Как результат, в свет выходит новый роман — «Идиот».

Сам Достоевский говорил о том, что романом своим недоволен, так как он не выразил и десятой доли того, что накопилось в душе его. Но вместе с тем он и не отрицал, и любил его, и продолжал поиск совершенства… Новый поход Продолжаем список книг, вошедших в пятикнижие Достоевского, по порядку. В 1872 году появляется роман «Бесы», на который писатель возлагал большие надежды.

Майкову Достоевский рассказал о замысле этого романа: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Стремления князя Льва Мышкина, главного героя, направлены на то, чтобы сделать других счастливыми. Однако, вмешиваясь в судьбы людей, оказываясь втянутым в их жизни, в их страсти, он становится жертвой и в финале сходит с ума. Князь Мышкин — это нравственный камертон, а главная его заповедь — сострадание. И, может, главная трагедия героя, который подобно Дон Кихоту идёт на схватку, но со страстями человечества, в том, что мы зовём его идиотом.

Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» описывает новый приём организации романа в произведениях Достоевского — полифонизм. Внутри произведения герои и автор автономны в своих мнениях, идеях, взглядах. Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий