Причины и последствия терроризма в городе беслане

С момента нападения на школу №1 в Беслане прошло 15 лет. Боевики взяли в заложники 1128 детей, родителей и учителей. На протяжении трех дней 34 захватчика издевались над мирными гражданами, запрещая им пить и есть. Террористический акт по захвату школы стал самым жестоким и дерзким из всех террористических актов, совершенных в нашей стране. Произошёл он 1 сентября 2004 года в школе №1 маленького города Беслан республики Северная Осетия. Также было предположение, что террористы изначально планировали выбрать школу в более крупном городе, но организовать теракт там было сложнее. Известно, что боевики приехали со стороны селения Хурикау, расположенного в 30 километрах от ингушской границы. Родственники погибших на городском кладбище-мемориале "Город ангелов" в 2008 г. Фото: Михаил Ковалев. Наконец звонят из села. Артура привезли. Ворота распахнули. В воскресенье утром в селе Чикола, так же как и во многих домах Беслана, первые похороны. Идея 1: Возможная причина террористического акта в Беслане — негативное влияние сепаратистских движений и религиозного экстремизма на подростковую группу, которая стала основной целью нападения.

«Это моя вторая семья»: кем стали дети, пережившие захват школы в Беслане

Каким образом боевики попали в Беслан — также до сих пор не известно. Одна заложница рассказала спустя какое-то время, что они и сами поначалу не знали, в каком городе оказались. Отметили, что гаишники в стране продажные, и им заплатили очень мало денег, чтобы проехать в город. Однако есть информация, что захватчики выбирали школу именно в Северной Осетии, и на первую школу выбор их пал потому, что там учились «элитные» дети, в том числе, сыновья и дочки высокопоставленных чиновников республики. До Беслана они добрались в объездную — по дорогам, на которых практически не было постов, мимо заброшенных зданий. Вооружившись крупнокалиберным пулеметом Калашникова, автоматами с подствольными гранатометами, пистолетами, ручным противотанковым гранатометом, гранатометами «Муха», ручными гранатами, взрывчатками и боеприпасами, которые привезли на двух больших машинах. Существует также версия, что боевики заранее спрятали часть оружия в подвале школы, где летом под видом рабочих делали ремонт. По словам экспертов, взрывчатки было настолько много, что ее хватило бы заминировать каждый уголок здания. И оружия, и патронов было предостаточно. Ведь трое суток террористы вели огонь по окрестностям школы. Как только стало известно о захвате школы, на место прибыли бойцы антитеррористического спецподразделения ФСБ — группы «А» — «Альфы».

Три дня ада Боевики удерживали заложников, создав им нечеловеческие условия. Отобрали телефоны. Всех подряд избивали, не давали ни капли еды и воды. В здании стояла ужасная жара. Дети до такой степени страдали от жажды, что пили собственную мочу. Людей не пускали в туалет — они «ходили» по углам или в яму под сорванными полами. Заложников согнали в спортзал, где их охраняли как мужчины-террористы, так и шахидки с поясами со взрывчаткой. По словам бывшей заложницы Риты Гаджиновой, террористы буквально за десять минут заминировали весь спортзал — большие взрывчатки разместили в баскетбольных кольцах, несколько десятков чуть поменьше — развешали в виде гирлянд через весь зал. Всеми бомбами управляли одной лишь педалью на полу, над которой дежурили боевики, периодически сменяя друг друга. Женщин и маленьких детей удерживали в школьной столовой.

От мужчин избавились — несколько десятков человек расстреляли и выбросили в окна. Больше тысячи человек находились в плену. Они сидели практически друг на друге.

Она проработала в школе 51 год.

Ее сестра тоже учительствовала там. Казалось, никто из обвинителей не сознает, что семья Цалиевой тоже была в заложниках. Там были двое ее внуков, сестра и внук сестры. Ее сестру тоже ранили, у нее был перелом руки, и она ослепла на один глаз.

Вскоре после возвращения Цалиеву пригласили на собрание в дом культуры, которое вел глава местной администрации Владимир Ходов, потерявший внука. Ожидалось присутствие и других официальных лиц, и Цалиева была рада возможности озвучить споры, которые шли вокруг нее, была уверена, что сможет ответить на все обвинения, что у нее по-прежнему много друзей в Беслане. Ходов не был в этом уверен. На встречах в его кабинете в здании местной администрации он непрерывно курил, он считал, что Цалиевой лучше никуда не ходить.

В начале той недели он встретился с представительницами матерей, чьи дети погибли в школе, требовавшими открытого собрания, требовавшими присутствия Цалиевой, жаловавшимися, что власти мешают им провести такое собрание. Матери были в гневе, и Ходов делал все возможное, чтобы снять напряжение. Он сказал, что никто не запрещает собрания, и разрешил им действовать. В отличие от Цалиевой, Ходов после осады оставался в Беслане.

Ему казалось, что люди настроены против нее, и он боялся за нее. Но гнев был очень силен и не всегда направлен против Цалиевой. Молодежь тоже сердилась и провела несколько собственных собраний, где раздавались голоса, требовавшие взяться за оружие и отправиться в Ингушетию мстить. В Северной Осетии обладание оружием - это и традиция, и необходимость.

Последняя война между Северной Осетией и Ингушетией кончилась всего 12 лет назад. С тех пор произошло несколько терактов, хотя и не в Беслане, как будто кому-то нужно было напоминать о беспокойном соседстве. Технически на владение оружием надо иметь лицензию, но оружие есть у многих мужчин, а лицензии - у немногих. То, что во время осады у школы находились ополченцы, приводило в ярость профессионалов - милицию, армию, спецназ.

Конечно, в Беслане я встречался с людьми, которые являются сторонниками мести, хотя и не говорят это открыто. Один из них, милиционер, нашедший в спортзале останки жены и ребенка, на мой вопрос, думает ли он об отмщении, ответил: "Без комментариев". Гнев поглощает его целиком, как часто бывает, когда гнев оказывается заменой печали. Известны истории о мужчинах, которые поклялись отомстить на могилах своих жен и детей.

Даже Ходов считал месть естественной, предпринимая при этом все возможное, чтобы предотвратить ее. Ничего хорошего из нападений на ингушей не получится, сказал он, только эскалация насилия, только новая война. Возможно, некоторые милиционеры в гневе, но людей, сердитых на местную милицию, гораздо больше. Во время осады погиб только один милиционер, и многие считают милицию трусливой.

Как и Цалиеву, винят многих учителей. Матери погибших детей говорили о поведении учителей и начали воссоздавать картину, которая им не понравилась. Внимание сосредоточилось на тех, кто создал учительский комитет, первую группу взаимопомощи, которая появилась в городе после осады. Комитет возглавила заместитель директора школы Лена Касумова.

Торопясь начать сбор пожертвований, считая, что ее и ее мужа Ахмеда в городе знают и доверяют им, они открыли банковский счет для пожертвований на имя Ахмеда. Они также позаботились об открытии счетов для уцелевших почти ни у кого в Беслане до осады не было банковского счета и публикации данных об этих счетах в СМИ и на сайтах, чтобы пожертвования могли поступать непосредственно тем, кто нуждался в помощи. Впоследствии о Лене и ее коллегах по комитету писала пресса, и люди начали говорить, что они действовали в своих интересах, открывали счета на свои имена и, как мне иногда говорили, хотели прославиться. Ходову тоже жаловались на Касумову, которую он знает с детства.

Он зашел к ней и попросил поработать в общественной комиссии, члены которой распределяли средства, поступающие в Беслан итоговая сумма достигла почти 20 млн фунтов. По словам Маирбека Туаева, председателя общественной комиссии, дочь которого погибла в школе, учителя отказались работать с ним. Комиссия не одобрила подход учительского комитета к распределению денег поровну между всеми жертвами. В частности, отметил Туаев, нельзя было позволять отдельным семьям получать помощь напрямую.

Это вызвало зависть соседей, которые могли не получить ничего. У Туаева в этом смысле есть свои проблемы: надо решить, что делать с 10 подаренными холодильниками. Холодильники нужны 80 бедным семьям. Комиссия решила использовать при распределении средств многослойный механизм, и несколько недель промучилась над тем, кто сколько должен получить, в зависимости от тяжести потери или страданий.

В конце концов было решено, что на каждые 100 рублей, выплаченных семье погибшего, должно приходиться 80 рублей за тяжелое ранение, 60 за ранение средней тяжести и 35 за пребывание в заложниках. Туаев сказал мне, что это предложение получило широкую поддержку. Другие не были уверены в том, что простые заложники должны что-то получить. Хотя некоторые из простых заложников, конечно, перенесли психологическую травму.

Кроме того, у многих заложников проявился синдром, называемый "вина уцелевших". Была еще Лариса Седакова, мать Аиды, история которой стала широко известна после публикации фотографии Аиды, пробирающейся в школу искать мать после окончания осады. По словам Ларисы, ей часто кажется, что на нее собираются напасть, когда она выходит в город. Учительский комитет, состоящий, конечно, из выживших, подчеркнул, что в смысле поддержки ко всем будут относиться одинаково.

На самом деле они получили около 30 тыс. Лена Касумова рассказала о неприятном инциденте с членами комиссии и представителями местной администрации, когда на нее кричали: "Кто дал вам право создать этот комитет? После этого Лена хотела закрыть счет на имя Ахмеда, но другие сказали, что это означало бы признать свою неправоту, и они сохранили счет и продолжили работать по 12 часов в сутки, помогая советом и деньгами. Тем временем матери погибших детей которые намеревались создать собственный комитет, но не придумали названия все больше и больше сердились на некоторых учителей.

Они обсуждали письмо с обвинениями в их адрес, которое они намеревались послать Александру Торшину, получившему от Путина поручение расследовать трагедию. Они ни в чем не винили 19 погибших учителей, которых считают героями, но винят многих из оставшихся 63, таких, как Лена Касумова - в особенности Касумову, - которые, как считают матери, заботились только о себе, покинули школу, как только смогли, бросив детей. Касумову сфотографировали, когда она бежала со своим девятилетним сыном, впавшим в шоковое состояние после взрывов, возвестивших об окончании осады.

Возможности различных отрядов отличались, и это не учитывалось при разработке плана операции. Некоторые силовики были недостаточно подготовлены и отсутствовала необходимая координация действий с другими подразделениями. В результате такого неравномерного использования силовых методов, террористы имели преимущество и смогли усилить свое сопротивление. Это привело к большому количеству жертв среди заложников, включая множество детей. Недостаточная координация и несогласованность действий спецслужб создали непреодолимые преграды в высвобождении заложников. Последствия неравномерного использования силовых методов: 1. Множественные жертвы среди заложников, включая детей.

Создание хаоса и путаницы во время спецоперации. Укрепление позиций террористов и усиление их сопротивления. Отсутствие эффективной координации и согласования действий между различными подразделениями. Возможность проникновения террористов в школу и взятие заложников. Читайте также: Правда пословицы где справедливость там и смысл Социально-экономические причины эскалации конфликта Социально-экономические факторы, являющиеся одной из причин эскалации конфликта в Беслане, играли важную роль в событиях, приведших к теракту. Во-первых, одной из главных проблем была безработица. Высокий уровень безработицы в регионе стал следствием сложной экономической ситуации, отсутствия инвестиций и развития сферы предпринимательства.

Начинаются прямые переговоры с боевиками. Он договаривается об освобождении 26 человек — женщин и грудных детей. В конце дня, примерно в 20. Третий день Переговоры с террористами о доставке еды и воды ни к чему не приводят. Но в 11. Спустя 12 минут из здания выбегают 30 освобожденных женщин и детей. Террористы открывают огонь в спины заложникам. Силовики вынуждены прикрывать бегущих и ответить на огонь боевиков. Начинается эвакуация. Детей выносят на руках. Уцелевшие пытаются выбраться через окна и другие проемы. Над школой кружат четыре боевых вертолета, но не могу начать огонь из-за опасности задеть пострадавших. Минздрав Северной Осетии подтверждает гибель 63 человек — 12 из них дети. Но в 21. Отклик в обществе Уже 3 сентября в город начала поступать гуманитарная помощь со всей России и из зарубежных стран.

2 террористический акт в школе г беслан последствия

Террористический акт в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания 1 – 3 сентября 2004 года стал самым трагическим событием новейшей истории России, которое потребовало от власти и общества непредвзятого и объективного расследования. один из самых страшных терактов в истории человечества. и власть решила создать у народа впечатление, будто существует угроза терроризма. С этой целью они вооружили боевиков в Чечне, внушив им, через своих наймитов, будто вне России они будут жить лучше. 1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в североосетинском городе Беслане. В этот день отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватил здание средней общеобразоват. Первое – это причины теракта в Беслане. Целый номер «Российской Федерации сегодня» был посвящен анализу того, что происходило в Беслане. Это комплекс статей и высказываний о теракте, его причинах и последствиях. 3 сентября стал Днем Памяти жертв террористического акта в городе Беслане. В России эту дату объявили Днем солидарности в борьбе с терроризмом.

Трагедия в Беслане: малоизвестные факты о теракте 2004 года

Первого сентября исполняется пятнадцать лет со дня теракта в школе № 1 в Беслане, который унес жизни, по официальным данным 334 человек — в основном, детей. 3 сентября в нашей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Дата установлена в память о трагических событиях в Беслане 2004 года. 19 лет назад в первый день сентября 2004-го года в Беслане в среднюю школу №1 пришли сотни детей, родителей и учителей. Все собрались на школьную линейку в честь традиционного Дня знаний. Трагедия унесла жизни 333 человек, а в плену террористов около 62 часов провели 1128 мирных жителей. Кровавый сентябрь: 15 лет назад произошел теракт в Беслане. Террористический акт в Беслане. Введение. Проблема терроризма – одна из самых острых проблем современного мира. Для решения этой проблемы многие страны объединяются в антитеррористические коалиции. Аслаханов тоже будет утверждать, что он вылетел в Беслан, как только получил соответствующее разрешение (было, правда, уже слишком поздно — Аслаханов прибыл в Беслан около 17.00 3 сентября, то есть после штурма).

В России, где никто никому не нужен

  • Правда Беслана
  • Содержание
  • Документальные фильмы о Бесланских событиях
  • Теракт в Беслане 1 сентября. Досье
  • Бесланская трагедия

День второй

  • История противостояния и конфликтов в регионе
  • Реферат - Теракт в Беслане версии и оценки периодической печати - Журналистика
  • Трагедия в Беслане: малоизвестные факты о теракте 2004 года
  • Последствия для России
  • Теракт в Беслане: независимость в обмен на безопасность
  • Что еще почитать

2 сентября 2004 года

  • Решающий день: поминутная хроника бесланской трагедии
  • Сочинение на тему: «Трагедия Беслана в наших сердцах» | Образовательная социальная сеть
  • Беслан 2004: вспоминаем о самом страшном теракте в истории современной России
  • 2 сентября 2004 года

Теракт в Беслане - кошмар, который не забудется никогда.

Алексей Филатов назвал и другие особенности проведения операции — это и огромное количество заложников, и большое число очень хорошо вооруженных и имеющих боевой опыт террористов, и постоянный контакт спецназа с местными жителями во время подготовки операции. Они очень переживали за судьбу захваченных детей и были готовы стрелять по спецназу в случае начала штурма», — уточнил он. Даже если нет уверенности в том, что они приведут к каким-то результатам. Прежде всего, это нужно для проведения разведки и принятия дальнейшего решения либо по штурму, либо по каким-либо другим мероприятиям. Это всегда выигрыш времени, который дает возможность принять правильное решение. В ситуации в Беслане было понятно, что договориться с террористами будет практически невозможно, что было, прежде всего обусловлено тем, что в заложниках находились маленькие дети в нечеловеческих условиях.

Поэтому время для переговоров было очень ограничено», — ответил Филатов. Как он считает, в планы террористов мирное решение ситуации не входило. В конечном итоге, как мы помним, это Хасавюртовское соглашение окрылило террористов, и все это привело ко второй чеченской войне. В той войне погибли десятки тысяч как мирных жителей, так и военнослужащих российской армии. Это были огромные жертвы.

Поэтому нахождение консенсуса в переговорах с террористами в Беслане по уже известному сценарию могло привести к еще большим жертвам. Таким образом, с учетом того, что в истории России такая ситуация уже была, я считаю, что найти решение переговорным путем в Беслане не представлялось возможным», — сказал он.

Это были огромные жертвы. Поэтому нахождение консенсуса в переговорах с террористами в Беслане по уже известному сценарию могло привести к еще большим жертвам. Таким образом, с учетом того, что в истории России такая ситуация уже была, я считаю, что найти решение переговорным путем в Беслане не представлялось возможным», — сказал он. Он напомнил, что, хотя намерения людей были благими, иногда они создавали помехи спецназу. К сожалению, можно понять состояние отцов, старших братьев, чьи дети и родственники находились в это время в заложниках. Были даже такие случаи до начала проведения мероприятий по спасению заложников, когда к спецназовцам подходили мирные жители и говорили, что если вы пойдете на штурм, то мы будем стрелять вам в спину, поскольку во время штурма могут погибнуть наши дети. То есть, эмоциональный фон при подготовке данной операции был очень тяжелый, сложный.

Хотя, конечно, это вносило огромную сумятицу. Понятно, что спецназу невозможно было осуществлять согласованные действия по ведению огня с местными жителями. Кроме того, вооруженных мирных местных жителей было сложно отличать от тех людей, которые могли быть террористами. Но местное население очень здорово помогло при оказании первой помощи, при эвакуации заложников, пострадавших с места трагедии», — поделился он. Были сделаны достаточно серьезные выводы. И подтверждением тому является тот факт, что после упомянутых событий 2004 года такого страшного и масштабного теракта на территории страны больше не было.

Через двадцать две секунды раздался второй взрыв. Их последствия были чудовищны. Пластиковые окна вышибло, в стены впились осколки, пол был усеян трупами и частями тел. В кирпичной стене толщиной более полуметра образовалась двухметровая пробоина; кирпичи и штукатурка полетели на траву во дворе.

Часть крыши и балки над дырой вздыбились, с одного угла здание приоткрылось, как раковина, и затем крыша рухнула вниз под собственной тяжестью. Куски потолка полетели на заложников. Останки лежали грудой около пробоины, были разбросаны по полу зала. Но большинство осталось в живых, хотя сотни получили ранения разной степени тяжести. Сначала почти никто не двигался. Многие были контужены и потеряли сознание. Других парализовал ужас. Третьи, опасаясь очередного взрыва, припали к полу. Наконец люди зашевелились и начали убегать. Первоклассница Дзера Кудзаева, которой на празднике было поручено звенеть в колокольчик, находилась рядом с центром взрыва, пробившего стену.

Она спала рядом со своей бабушкой, Тиной Дудиевой, тело которой взрывной волной подбросило вверх. Девочка встала на ноги и, увидев сквозь дыру солнечный свет, бросилась наружу, пролезла через пролом, выскочила на газон и побежала. В среду на ней было платье с фартуком, на голове — банты, а сейчас она в одних трусиках бежала по улице, перепачканная грязью и кровью. Она пересекла школьный двор, автостоянку и подбежала к цепи солдат. Она была свободна. Раздались автоматные очереди. Пролом оказался не единственным выходом из спортзала. Взрывной волной выбило окна, и в зал хлынули воздух и свет. Реакция заложников была инстинктивной. Началось отчаянное и суетливое бегство.

От пола до окон было метра полтора, и все, кто не был тяжело ранен, бросились к ним, стали забираться на подоконники и спрыгивать вниз. Карен Мдинарадзе лежал без сознания на полу, осколки в него не попали. Он очнулся, услышал стоны и увидел вокруг кровавое месиво. На двух девочках рядом с Кареном лежали чьи-то внутренности. Он увидел, что люди прыгают в окна, собрал последние силы, подковылял к окну и перевалился наружу. Он оказался в школьном дворе в толпе панически бегущих людей. Впереди бежала женщина, таща за руку маленького сына. Над головой свистели пули. Все побежали к углу двора, туда, где зияла дыра в заборе. Бежавшая впереди него женщина упала.

Ее сын остановился и, продолжая держать ее за руку, закричал: «Мама! Они миновали дыру и оказались вне линии огня. Рядом был металлический гараж. Карен занес мальчика внутрь. Вскоре туда же вбежала мать. В нее не попали, она просто споткнулась. Она накрыла мальчика всем телом, сотрясаясь от рыданий. Солдаты, милиция, местные жители, пригнувшись, бежали к ним. Карен побрел дальше, видя только одним глазом, весь в крови. Наконец какой-то мужчина обнял его за плечи и повел к машине скорой помощи, которая увезла его.

Первая волна бегства схлынула. Аида Арчегова сидела в спортзале, прислонившись к стене напротив большой бомбы, ее контузило взрывами, потом на нее рухнул кусок потолка. Очнувшись, она увидела своего старшего сына, одиннадцатилетнего Арсена, вылезающего из зала через окно. Она узнала его по синим шортам, которые она столько раз стирала, складывала, гладила. Но она не видела младшего. Она сбросила с себя обломки и оглядела спортзал. Где Сослан? Грохотала стрельба. В дверях стоял террорист и кричал: «Кто еще живой? Если хотите жить, идите сюда!

Перешагивая через мертвых и умирающих, Аида принялась искать Сослана. Среди лежащих на полу его не было. Мальчик лет четырех сказал ей, что ищет брата. Она схватила его за руку, отвела к двери и велела подождать. К ней подошли еще один мальчик и девочка лет двенадцати, которая сказала, что ее сестра умирает. Пули били в стены, трассеры прошивали воздух, вычерчивая красные линии. Террористы собрались в коридоре. Оттуда вышел Абдулла и приказал заложникам следовать за ним. Они выстроились колонной, и он повел их в столовую — зал с голубыми стенами, где уже сидело и лежало на полу человек сорок заложников. Террористы прятались за баррикадами у окон, время от времени стреляя.

На столе были ведра с водой, печенье, квашеная капуста. Дети взяли миски и стали зачерпывать воду. Некоторые выпили по шесть-семь мисок — так их мучила жажда — а потом стали есть руками. Абдулла приказал женщинам подойти к окнам: «И поставьте на окна детей». Аида застыла на месте. Пули свистели, они вонзались в кирпичный фасад здания. Во двор выходило шесть больших окон, каждое — со стальной решеткой, так что убежать было невозможно. Аида шагнула к среднему окну, подняла мальчика лет семи и посадила его на подоконник. Сама она встала рядом. В своей красной блузке она представляла собой отличную мишень.

Под ногами она чувствовала осколки стекла. Русские части наступали. Абдулла приказал кричать им. Аида нашла кусок занавески, выставила через решетку и стала размахивать им. Других матерей использовали так же. Рядом с Аидой стояла Лора Каркузашвили, официантка из местного ресторана, исступленно размахивавшая белой тряпкой. Они были живыми щитами. Тренажерный зал и спортзал Сармат Боллоев, 8 лет Ацамаз стоял над отцом, лежавшим без сознания. Казбека Мисикова контузило взрывом. В голове стоял туман, сквозь который он слышал крики сына.

Наконец, он вспомнил о своем уговоре с женой. Он должен вывести отсюда Ацамаза. Он открыл глаза. Бомба, висевшая над ними, так и не взорвалась. Она была на прежнем месте. Казбек увидел Ацамаза, потом поискал взглядом Ирину. Она уже ползла к их старшему сыну Батразу, который, скорчившись, неподвижно лежал на полу. Ирина перевернула сына на спину. От взрыва у Ирины лопнули обе барабанные перепонки, поэтому даже собственный голос звучал для нее приглушенно. Мальчик не двигался.

Его левое колено кровоточило. Ирина стала тормошить его, стараясь привести в чувство. Выжившие заложники были в движении. Дети выпрыгивали через окно в стене, используя в качестве ступеньки тело пожилой полной женщины. Один за другим они вставали на труп, превращались в силуэты в оконном проеме и исчезали. Вокруг летали трассирующие пули, и Казбек боялся, что они могут попасть в его родных. Он прижал к себе Ацамаза и, шатаясь, побрел в тренажерный зал. Опустив мальчика на пол, он обнаружил, что тот измазан чужой кровью. Казбек осмотрел себя. Из левого предплечья был вырван кусок мяса, как будто его вырезали острым совком.

Из раны хлестала кровь. Правая рука тоже пострадала. Казбек ощущал слабость. Ему было ясно, что, если кровотечение не остановить, долго он не протянет. Он сорвал ярко-оранжевую занавеску, сделал из нее бинты и попытался остановить кровь. Голове его тоже досталось, она вся была в ссадинах и ожогах. Перебинтовав руки, он повязал кусок тряпки на голову — получился залихватский тюрбан — и сел на пол. В зале было три окна, все с решетками. Они оказались в ловушке. Здесь находилось еще около дюжины заложников, в том числе Лариса Кудзиева с детьми и Сармат, маленький сын Вадима Боллоева.

В момент первого взрыва Лариса была у входа в тренажерный зал, она стояла рядом с одним из террористов по имени Ибрагим. От взрыва они вместе упали на пол, их ноги переплелись. На лице Ибрагима было написано удивление. После взрыва он откатился от Ларисы и встал. Ибрагим отсоединил бомбу, висевшую в дверном проеме, и положил ее на пол. Снаряжение террористов было сложено в тренажерном зале. Лариса нашла в их рюкзаках конфеты, изюм, курагу, печенье. Она стала раздавать еду заложникам. Вокруг шел бой, а они уничтожали бандитский провиант. К Ларисе подошел мальчик.

Сейчас я тебе за маму, — сказала она. Казбек лежал на борцовском мате, стараясь не потерять сознание. Его повязки уже промокли насквозь. За окнами грохотала пальба. Он знал, что российские солдаты приближаются. Его жена была рядом. У нее текла кровь из ушей, была сломана ключица. Cпортзал Ирина Налдикоева не меньше двадцати минут пролежала среди трупов, закрывая собой своего сына Казбека. Рядом, обнимая Алину, лежала племянница Ирины, пятнадцатилетняя Вика Дзуцева. Огонь распространялся по потолку зала.

На обоих детях были только трусы, ставшие уже почти черными. В момент первого взрыва дети спали на полу, и это спасло их. Но осколки от первого взрыва ранили Ирину в ногу, осколки от второго попали ей в челюсть и шею. У нее кружилась голова, она не знала, что делать. Над школой кружились вертолеты. Она опасалась, что один из них могут подбить, и он рухнет на зал. Она помнила, как из зала уводили заложников, и теперь боялась идти за террористами, но выбора не было. Спортзал был охвачен огнем. Появился Абдулла, он искал выживших. Потом добавил по-осетински: — Быстрее, быстрее!

Они встретились взглядом с Ириной. Ирина взяла за руку Казбека, велела Вике вести Алину, и они пошли. Тела разметало взрывом по широкой дуге вокруг дыры в стене; их было так много, что Ирина и Вика с трудом находили, куда ставить ноги. Несколько раз малышей приходилось поднимать над кровавыми останками. В центральном коридоре Вика с Алиной упали, но террорист погнал Ирину к столовой.

Пока мне надо набираться опыта, а что будет дальше — будет видно», — заключает он. На момент теракта ей было 11, она переходила в шестой класс, а её сестра Кристина — в восьмой. И только потом увидели людей в масках и военной форме, которые очень быстро начали загонять нас в здание школы», — вспоминает она. Первый час у всех была жуткая растерянность — и у взрослых, и тем более у детей, вспоминает девушка: «Когда нас, около 1,3 тыс. Первый день Анастасия и Кристина провели порознь: младшая сестра даже не могла разглядеть в зале старшую. Кристина была мне настоящей опорой, я думаю, что без неё я бы не справилась», — делится девушка. Второй день был невозможно долгим, продолжает Анастасия: «Стояла невыносимая жара, духота, мы сидели, прижавшись друг к другу в тесноте, периодически террористы начинали стрелять и заставляли нас поднимать руки за голову. Казалось бы, что такого — просто поднять руки, но в тех условиях, когда ты не пил воды сутки, это было очень тяжело. Тогда же я помню первые смерти: у мальчика-первоклассника остановилось сердце, девочка из параллельного класса умерла у мамы на руках, у неё был сахарный диабет, наступила кома. Некоторые дети были в таком состоянии, что им приходилось пить свою мочу». Вечер второго сентября Анастасия Туаева вспоминает как самый страшный и сложный в её жизни. От обезвоживания девочка не могла ни плакать, ни говорить, ни спать, просто потеряла сознание на несколько часов: «Наверное, это была защитная реакция организма». Третий день захвата школы тоже показался школьнице бесконечным. В 13:05 произошёл первый взрыв. Когда пыль чуть рассеялась, то я увидела, что люди стали вылезать в выбитое окно. Я попыталась пробраться туда же, но прогремел второй взрыв, и меня волной откинуло обратно на пол», — рассказывает она. Когда Анастасия пришла в себя, то встала, вылезла в окно и двинулась в сторону спецназа: «Помню, как военные махали руками и показывали: беги. Но я была контужена, обессилена, не ориентировалась и просто шагала». В тот момент, рассказывает Туаева, она поняла, что значит выражение «пули свистят над головой». Кристина после взрыва выбежала в другую сторону и нашла младшую сестру уже в лагере, который разбили рядом со школой. Как и у Анастасии, у школьницы были мелкие ожоги и лёгкие осколочные ранения. В больнице девочек увидела соседка и привезла домой, им удалось связаться с родителями и сказать, что они живы. Там ещё оставались брошенные вещи, я нашла свою кофту», — вспоминает Анастасия. Конечно, они тебя ни в чём не винят, но ты всё равно чувствуешь какую-то ответственность, — говорит Туаева. Это потрясающие люди, которые нашли в себе силы не просто жить дальше, но и с невероятной теплотой относиться к нам, хотя я понимаю, насколько им, наверное, больно. Я им благодарна, очень их люблю и надеюсь, что если когда-нибудь смогу быть для них опорой, то буду в силах быть рядом». К учёбе Анастасия вернулась в ноябре. Через семь месяцев в Беслане построили две новые школы, и учеников распределили по ним. Туаева окончила школу на ул. Коминтерна — между собой дети называют её «первая». После выпуска девушка поступила в Государственный университет управления в Москве, получила специальность менеджера в индустрии туризма, но потом вернулась домой. Поэтому, когда я переехала в Беслан, мне предложили выйти работать преподавателем фортепиано в детской музыкальной школе. Я всегда любила работать с детьми, так что эта должность была по мне», — говорит она. Впрочем, через три года Анастасия захотела сменить род деятельности и ненадолго вернулась в Москву, где проработала в сфере организации мероприятий. Два года назад она вернулась в Осетию на должность арт-директора большой сети отелей и ресторанов, а сейчас перешла на позицию пиар-менеджера в мебельном производстве. Мне в этом плане по жизни везёт», — улыбается она. Музыка до сих пор присутствует в жизни Анастасии Туаевой, но уже не профессионально: «Ещё в школе я написала песню про теракт, есть песня про спецназ, есть «Моя Осетия», она довольно популярна в республике, меня иногда даже на улицах узнают. На написание стихов и музыки меня вдохновляют большие потрясения, поэтому песен не очень много и все они грустные. Но что поделать, это моя жизнь, и я о ней пою».

Кровавый сентябрь: 15 лет назад произошел теракт в Беслане

Также, террористы получили финансирование и поддержку от иностранных экстремистских организаций. Они имели доступ к современному оружию, включая автоматы, гранаты, взрывчатку и другое секретное оборудование. Их целью было причинить максимальный ущерб и страх, чтобы привлечь внимание СМИ и добиться своих политических и религиозных целей. К сожалению, несмотря на долгую и тщательную подготовку к террористическому акту, его последствия были катастрофическими. Эта трагедия остается одной из самых болезненных и памятных страниц в истории современной России. Как разворачивалась ситуация во время опасного заложничества? Террористы, вооруженные автоматами и гранатами, проникли внутрь школы и захватили около 1 200 человек в заложники, большинство из которых были дети. Для этих людей начался кошмарный трехдневный заложнический кризис, который взбудоражил всю Россию и весь мир. Во время заложничества условия были ужасными: люди были закрыты в тесных и замурованных кабинетах без воды и пищи, а террористы не колебались применять насилие и угрожать жизни заложников. Факты показывают, что несколько заложников погибли уже в первые часы после захвата. Весь этот кошмарный период заложники и их родственники жили в условиях постоянного страха и тревоги.

Несмотря на это, они продолжали бороться за свои жизни, оказывая друг другу поддержку и помощь, а также пробовали передавать информацию о ситуации наружу через телефоны и другие средства связи. Силы безопасности пытались установить контакт с террористами, чтобы разрешить кризис мирным путем, но все их попытки были безуспешными. После того, как один из родителей заложника уговорил одного из террористов выпустить несколько маленьких детей, часть заложников смогла бежать, но большинство осталось внутри здания. Во время штурма произошло множество взрывов, включая самовзрывы одного из террористов. В итоге, более 300 человек погибли, включая около 186 детей. События в Беслане 2004 года оставили неизгладимый след в памяти людей. Они показали, насколько безжалостными и жестокими могут быть террористы, и как важно сделать все возможное, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем. Атака на школу в Беслане События, произошедшие в городе Беслане в 2004 году, остались одной из самых жестоких и трагических террористических атак в истории России. Около 1 100 человек, преимущественно дети и их родители, стали заложниками в этом кошмаре. Террористы требовали политический статус Чечни и немедленное прекращение военных действий в регионе.

В течение трех долгих дней заложники были подвергнуты невероятным страданиям, находясь в заложниках у боевиков.

Причины гибели остальных 298 человек остаются предметом споров до сих пор. Как известно, многие заложники к середине дня 3 сентября были настолько измучены, что находились без сознания. После взрывов и полученных ранений они не смогли выбраться из горящего спортзала и сгорели заживо". Следствие, располагающее справкой экспертов, предлагает другую статистику: сгорели живыми 11 человек, 106 тел обгорели после смерти, еще у 66 тел момент термического воздействия установить не удалось. Остальные погибшие ожогов не получили, они скончались от осколочно-фугасных и иных ранений. Если допустить, что в числе неустановленных 66 трупов тоже были заживо сожженные, напрашивается вывод о десятках сгоревших, которых можно было спасти при эффективно организованном пожаротушении. Но пожарные к этому были абсолютно не готовы. Причиной явилось то, что пожарные расчеты не были экипированы должным образом и могли погибнуть".

Часть заложников погибли в столовой, где боевики выставляли их живым щитом в оконные проемы. По зданию в это время велся интенсивный огонь. Стреляли, к примеру, из автоматов солдаты на улице Коминтерна, рядом с которыми оказался корреспондент "Известий". На шестерых у них был один бинокль. Я его останавливаю, а он: "Там же боевики! Был ли спланирован штурм 3 сентября? Члены комитета "Матери Беслана" уверены, что был. Но согласно материалам расследования, приказа о штурме школы никто не отдавал. Имеющиеся в распоряжении "Известий" копии документов содержат категоричное утверждение руководителя оперативного штаба Валерия Андреева: "Решений о проведении штурма оперативный штаб не принимал".

Вместо штурма Андреев отдал приказ на "проведение боевой операции по спасению заложников и нейтрализации террористов". Этот приказ можно назвать вынужденным, поскольку он был отдан после того, как в спортзале взорвались бомбы. Судя по тем же документам, решение Андреев принимал единолично. При этом боевая операция началась, когда значительные силы "Альфы" находились за городом, отрабатывая элементы штурма на похожем здании. Возможен ли был "мирный" уход террористов? Пострадавшие отвечают положительно. Для них остается только вопрос: на каких условиях? Однако прокурор Николай Шепель убежден: "Акция планировалась по принципу "в один конец". Такие показания дал один из арестованных нами эмиров ваххабитского джамаата в Ингушетии.

В распоряжении следствия есть видеозапись, на которой Абу-Дзейт, один из организаторов теракта, спрашивает Руслана Хучбарова, Полковника: "Ты готов к встрече в Аллахом? Съемка велась накануне теракта в Беслане. О том, что террористы пришли умереть, заложники не раз слышали в первые три дня сентября. На видеозаписи посещения школы Русланом Аушевым большинство боевиков без масок. Они уже не боялись кровной мести. К тому же система минирования спортзала предполагала дублирование подрыва всей сети взрывных устройств. В пользу версии "в один конец" говорит, по мнению замгенпрокурора, фактическое отсутствие у боевиков условий освобождения заложников. В первый день они вызвали на переговоры президентов Осетии и Ингушетии и детского врача Рошаля. С Аушевым 2 сентября передали исполненное в пренебрежительном тоне двухстраничное письмо Шамиля Басаева, датированное 30 августа.

Оно начинается так: "Владимир Путин, эту войну начал не ты, но ты можешь ее закончить, если тебе хватит мужества и решимости де Голля". Далее - о выводе федеральных войск из Чечни, превращении ее в суверенное государство в составе СНГ. О заложниках ни слова. Впрочем, в суде Кулаев сказал, что Полковник не собирался задерживаться в школе. Уезжая в Беслан, террористы оставили в лагере двух человек. Разумеется, Хучбаров перед походом на Беслан готовился к встрече с Аллахом. Как и его учитель Басаев перед походом на Буденновск.

В течение двух дней террористы удерживали заложников в спортзале школы. Его заминировали — поставили не менее 15 самодельных взрывных устройств. Школа, захваченная терористами 2 Кто оказался в заложниках? В заложниках оказались более 1,1 тыс. Большинство из них — школьники. Вместе с ними оказались учителя и родители. В первыйдень террористы убили 10 человек — для устрашения. Позже расстреляли почти всех мужчин. Людей удерживали в течение 2,5 дней.

Отряд был уничтожен. В живых остался только один ингушский боевик — Нурпаша Кулаев. Он предстал перед судом и был приговорён к пожизненному заключению, сейчас содержится в колонии особого режима «Полярная Сова». Нурпаша Кулаев, единственный уцелевший ингушский боевик Нурпаша Кулаев, единственный уцелевший ингушский боевик Количество погибших не смогли подсчитать сразу — почти две сотни людей считались пропавшими без вести из-за того, что некоторых просто не могли опознать. По окончательным данным, жертвами трагедии стали 333 человека. Теракт оставил круглыми сиротами 17 подростков. В статистические данные не вошли близкие заложников, которые не смогли перенести горе и напряжение — они умерли из-за тяжелой психологической травмы. Северная Осетия за 3 дня потеряла почти столько же людей, сколько за 4 года Великой Отечественной войны — тогда на фронте погибли 357 мужчин. Рядом со зданием, которое стало местом гибели детей и невинных жителей, возведен храм. Сегодня нет ничего удивительного в том, что в городах республики Северная Осетия с такой яростью ненавидят исламистских боевиков, принесших беду в дома жителей мирного Беслана. Когда вы спросите здесь людей, кого они на самом деле винят в бесланской трагедии, вы услышите нечто неожиданное: вместо того, чтобы рассматривать войну как боевое противостояние мятежников и сил безопасности, от которого в том числе страдают гражданские лица, осетины видят ее через призму застарелого этнического конфликта. Реальный враг, говорят они, живет сразу за близлежащей границей, не более чем в 20 минутах езды — в республике Ингушетия. Это убеждение отчасти коренится в истории, а отчасти вызвано серией фатально ошибочных решений Москвы по поводу того, как лучше всего бороться с насилием, от которого страдают южные районы страны на протяжении десятилетий. Осетины, проживающие в центре горного хребта Большого Кавказа, в основном православного вероисповедования. Владикавказ находится всего в 15 километрах от Назрани, крупнейшего населенного пункта Ингушетии, которая является преимущественно мусульманской. Напряженность в отношениях между двумя народами уходит корнями в глубь веков. В 19-м веке осетины были ключевыми региональными союзниками России в войне за покорение окружающих их мусульманских горцев, в том числе ингушей, чеченцев и черкесов. Затем в конце Второй мировой войны Иосиф Сталин депортировал в массовом порядке некоторые северокавказские народы в Казахстан и Сибирь по обвинению в пособничестве немецким захватчикам на самом деле, это делали лишь немногие. Среди высланных были 92 тысячи ингушей. Когда в 1957 году их реабилитировали и разрешили вернуться домой, по возвращении они обнаружили, что часть их территории — Пригородный район до 1922 года на территории района не проживало ни одного ингуша- прим. В поздний советский период ингуши добивались возвращения Пригородного района в их совместную с Чечней республику. В 1991 году после падения СССР крышка кипящего котла была сорвана. Год спустя начались боевые действия в Пригородном. Российская армия поддержала осетин. По меньшей мере, 600 человек погибли в боевых действиях, а также от 30 до 60 тысяч ингушей покинули свои дома. Конфликт официально закончился постановлением Бориса Ельцина, по которому район должен оставаться в составе Северной Осетии. Но боль и гнев, порожденные этой мини-войной почти два десятилетия назад, и отсутствие каких-либо согласованных усилий Кремля по преодолению ее последствий, продолжают до сих пор отравлять отношения между Северной Осетией и Ингушетией. Более поздние события только усугубили ситуацию. Многие наблюдатели тогда посчитали, что Беслан вновь разожжет вооруженный конфликт между осетинами и ингушами. Им лучше пытать детей или прятаться, как крысы в норе, чем сразиться в бою с настоящими мужчинами. Шакалы, а не люди»- мнение о террористах одного из жителей Беслана, осетина. Эта глубокая ненависть никуда не делась и сейчас. Один из моих знакомых, служивший тогда в 2004 году в североосетинском ОМОНе, сказал мне: «Боевики были в основном ингуши, перед нападением они собрались на базе в лесу в Ингушетии. Это позор, что мы не захватили их живыми. Тогда мы могли бы отдать их осиротевшим матерям, чтобы они могли порвать этих ублюдков на куски». Ингушских боевиков также упоминали в нападениях террористов-смертников. В 2008 году женщина взорвалась в микроавтобусе около центрального рынка во Владикавказе, в результате чего погибли 13 человек. Свидетели говорили, что женщина была 40-летней ингушкой, хотя ее личность не установили. Затем в сентябре 2010 года террорист-смертник взорвал себя в автомобиле рядом с тем же рынком, убив 17 и ранив более 160 человек. Позже милиция сообщила, что это сделал Магомет Мальсагов, 24-летний житель Назрани. Он, вероятно, провез взрывчатку через контрольно-пропускной пункт между двумя республиками в баллоне для газа, который многие водители здесь используют в качестве топлива. Террорист-смертник, убивший в январе около 40 человек в московском аэропорту Домодедово, был также из Ингушетии. Сусанна Дудиева, председатель комитета «Матери Беслана», высказала общее мнение лаконично: «Ингуши говорят, что не все ингуши террористы. Но мы не можем не заметить, что все террористы — ингуши». Обе стороны в войне последнего десятилетия между исламистскими повстанцами и российскими войсками на Северном Кавказе, как правило, пытаются преуменьшить роль этнической принадлежности. В 1990-х годах чеченские сепаратисты обосновывали свою борьбу национальным вопросом, ссылаясь на борьбу против царской России полтора столетия назад. Сегодня боевики являются частью «Имарата Кавказ» — общерегиональной коалиции исламистов, для которых вера и товарищество превыше национальных и этнических связей. В свою очередь, Кремль настаивает на том, что повстанцы получают финансирование из-за рубежа и являются частью глобальной сети джихада: справедливое обвинение, но оно игнорирует решающую роль местных факторов. По правде говоря, этнические расколы остаются мощным усилителем конфликтов в этом анклаве степи и гор, напоминающем лоскутное одеяло из многих малых народов.

Предновогодняя пресс-конференция президента РФ

Осада школы в Беслане. Роль терроризма в России и чечено–российский конфликт. А для высшего начальства теракт 2004 года оказался головной болью еще и потому, что «Матери Беслана» де-факто стали в результате оппозиционной организацией. Точнее, в таковую ее превратил вполне очевидный курс на забвение обстоятельств этого события. 19 лет назад, в 2004 году, террористический отряд захватил среднюю школу №1 в Беслане в республике Северная Осетия. В заложниках оказались более тысячи человек. В результате теракта погибли 333 человека, среди которых 186 детей от года до 17 лет. Родственники погибших на городском кладбище-мемориале "Город ангелов" в 2008 г. Фото: Михаил Ковалев. Наконец звонят из села. Артура привезли. Ворота распахнули. В воскресенье утром в селе Чикола, так же как и во многих домах Беслана, первые похороны. результате теракта погибли 333 человека, из них 186 детей. Не менее 783 человек получили ранения разной степени ия, которая никогда не должна п.

Реферат: Теракт в Беслане версии и оценки периодической печати

Первого сентября исполняется пятнадцать лет со дня теракта в школе № 1 в Беслане, который унес жизни, по официальным данным 334 человек — в основном, детей. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Каждый год в первый осенний день Россия вспоминает эту трагедию. Первое сентября в Беслане объявлено траурным днем, люди несут цветы на руины школы. С момента нападения на школу №1 в Беслане прошло 15 лет. Боевики взяли в заложники 1128 детей, родителей и учителей. На протяжении трех дней 34 захватчика издевались над мирными гражданами, запрещая им пить и есть. 21-22 июня – нападение боевиков под предводительством Шамиля Басаева на город Назрань. Убив 95 человек, в том числе 25 мирных жителей, террористы захватили оружие и боеприпасы, которые впоследствии, скорее всего, применялись во время теракта в Беслане. Вот, что говорил в интервью журналистам первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, возглавлявший Комиссию Совета Федерации и Государственной Думы по расследованию причин теракта в Беслане.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий