Отличие православия от протестантизма и католицизма
Главные различия между православием и католицизмом
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой.
В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др.Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему.
В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства).
Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.
При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.
Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево.
Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12.
В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16.
В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.
Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.
5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди).
В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Источник
https://zen.yandex.ru/media/id/59eebc107ddde8c43d0151f0/glavnye-razlichiia-pravoslaviia-ot-katolicizma-5a0855678c8be3acf94b6c7c?
Источник: https://religiya.temaretik.com/1297965086827874560/glavnye-razlichiya-mezhdu-pravoslaviem-i-katolitsizmom/
Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.
История раскола христианской церкви
В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:
- православие;
- католицизм;
- протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.
Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.
В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.
Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.
Святая Троица
Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.
Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:
- Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
- Александрийская;
- Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
- Антиохская.
Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.
Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.
После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.
Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.
Святой Пётр
Филиокве
Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.
Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.
Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.
По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.
Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.
Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.
Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.
Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.
Отличия православия от католицизма
- В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
- Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его может только Святая Кровь Иисуса Христа в Таинстве исповедания при жизни грешника.
- Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф.
8:2-9)
Православие и католицизм: сходства и различия
- В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
- Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
- Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха.
Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский.
- Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
- Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.
Папа римский
- Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
- По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
- Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.
Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.
Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.
Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.
Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.
Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.
Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.
Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.
Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не признает католиков христианами, они внесены в списки, как еретики.
Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.
Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.
По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.
- Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
- В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
- Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов. Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
- Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
- В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
- Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
- В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.
Исповедальня в католической церкви
- В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
- Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.
Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.
Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться.
По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех.Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.
Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.
Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.
Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)
Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.
о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-katolicizm.html
Отличие православия от протестантизма и католицизма
Из школьного курса истории мы знаем, что на Русь неоднократно нападали захватчики из католических стран под знаменами Христа. Как такое могло случиться, не все ли веруют в одного Спасителя? Это вопрос встал особенно остро после возвращения русских людей к православной вере.
Моя подруга посещает евангельскую церковь и активно приглашает меня на богослужения. Я решила выяснить основное отличие православия от протестантизма и католицизма, обратившись с этим вопросом к священнику и достоверным источникам.
В статье мы коснемся основных отличий данных конфессий, чтобы получить представление о правде и вымыслах.
Раскол единой церкви
Чтобы понять отличия православия от католицизма и протестантизма, нужно совершить мысленное путешествие в глубину веков.
На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году произошел раскол единой церкви, который окончательно утвердился в 1054 году. С того момента христианский мир распался на две независимые ветви — православие и католицизм.
Главой католической церкви остался Папа Римский, а главой православия — Константинопольский Патриарх.
Основой символа веры остался воскресший Иисус Христос, а разногласия касались только обрядовости и некоторых убеждений.
Все христиане (католики или православные) верят в триединство божественной ипостаси, в наследование царства божьего по заветам Иисуса, и в его искупительную жертву.
Несмотря на взаимные анафемы католической и православной церкви, основа веры осталась единой у всех. А крестовые походы на Русь явились следствием анафем. В 1965 году обе конфессии примирились и не враждуют.
А кто такие протестанты, откуда они появились? Это были католики, которые выразили протест против догматов римско-католической церкви. К православию протестанты не имеют никакого отношения. Если рассматривать раскольничество в лоне православной церкви, то нашими «протестантами» можно назвать староверов, не подчинившихся реформе Никона (1650-1660 гг).
Принципы католицизма
Чем отличаются догматы католической церкви от других? Принципиальным отличием являются догматы о:
- непорочном зачатии богородицы;
- посмертном чистилище;
- значимости индульгенций для души человека;
- непогрешимости Папы Римского в своих деяниях;
- преемственности Папы Римского от апостола Павла;
- нерасторжимости священных брачных уз;
- особенностях почитания святых мучеников.
К другим отличиям относится учение о нисхождении Святого Духа от Отца и Сына, запрет на брак принявшего сан священника, крещение возлиянием воды на голову и правило наложения крестного знамения.
Католика можно сразу отличить от православного по способу наложения крестного знамения: он касается рукой сначала левого плеча, а потом правого. Также крестятся католики не щепоткой, а всей ладонью.
Православие
После вселенского раскола православная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независимых) православных церквей, которые решают свои вопросы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.
Православные священники могут заключать брак. Запрет на брачные узы существует только у монахов. Также и по остальным пунктам, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны отличаются от католических. В частности, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.
Православного человека можно сразу отличить от католика по осенению себя крестом: справа налево тремя перстами (щепоткой). А старообрядцы отличаются от православных двоеперстным осенением.
Протестантизм
Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение возникло на европейском континенте в 16 веке как протест против всеобъемлющего господства римско-католической церкви. Единого центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится множество церквей с разными названиями. Первыми протестантскими церквями были:
- англиканская церковь;
- лютеранская церковь;
- кальвинизм.
Позже выделились и другие течения:
Некоторые протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически отрицают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасителем, поэтому человеку не нужны посредники между ним и богом.
У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечи, а на молитвенных служениях поют песни в честь Иисуса Христа. В некоторых протестантских церквях принято танцевать под славословия.
Особенно этим отличаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу.
Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается простой смертной женщиной.Протестантское движение отличается активной миссионерской деятельностью, особенным (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство между всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь придерживается консерватизма в своих воззрениях, и сейчас уже ведутся разговоры о признании ею верховенства Папы Римского.
В протестантских церквях монашество отсутствует как вообще подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обычный образ жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается образцом для подражания.
Отличия между конфессиями
Рассмотрим принципиальные отличия конфессий на сравнительных примерах.
Внутренняя организация церквей
В православии существует немало автокефальных поместных церквей, которые отличаются некоторыми нюансами в обрядах и каноническими формами.
В России все церкви подчиняются Московскому патриархату.
В католицизме всё держится на авторитете Папы Римского. Некоторой свободой наделены монашеские ордена. Непогрешимость Папы признается почти всеми церквями, за исключением традиционалистов и старокатоликов.
В протестантском движении нет единого организующего центра. Каждая община существует независимо от другой, признавая авторитет Иисуса Христа.
Брак и монашество
В православии развито монашеское движение, отличительной чертой которого является обет безбрачия. Белое духовенство (священники) могут вступать в брак (только раз).
В католической церкви все священнослужители дают обет безбрачия, независимо от монашеского пострига.
Протестантизм полностью отрицает монашество и признает институт брака. Члены общины могут жениться и разводиться. Расторжение брака допустимо, но не везде приветствуются. В некоторых церквях запрещены повторные браки.
Авторитеты
В православной вере высшим авторитетом почитается Иисус Христос и святое евангелие. Насущные вопросы православия решаются на Вселенском Соборе большинством .В католицизме высшим авторитетом считается мнение Папы Римского и его позиция относительно духовных вопросов. Также признается и авторитет святого писания как основа вероисповедания. Вопросы общины католики решают на своих Вселенских Соборах.
В протестантизме высшим авторитетом считается евангелие. Однако способов толкования евангелия столько много, что сойтись в едином мнении верующим не удается. В каждой общине существует свой взгляд на послания апостолов, который считается единственно верным.
Учение о святой Марии
В православной церкви Богоматерь считается полностью безгрешной, так как не имела первородного греха. Также православные уверяют, что после успения Богородица была взята на небеса.
Католики поддерживают веру православных в непорочность Девы Марии. На ней не было никакого греха.
В протестантских церквях Мать Христа считается обычной женщиной, образцом святости и праведного поведения.
Догмат о посмертном чистилище
В православной церкви существует догмат о мытарствах, то есть, посмертных испытаниях души.
В католической церкви говорят о чистилище, которое проходит каждая душа для очищения от грехов.
В протестантских церквях отвергают как мытарство души, так и чистилище.
Церковные Таинства
В православной и католической церкви признают 7 церковных Таинств:
- крещение;
- покаяние;
- евхаристия;
- брак;
- миропомазание;
- соборование;
- священство.
В протестантских церквях признают только два Таинства — крещение и причастие (евхаристия).
Таинство крещения
В православной и католической церкви крестят новорожденных детей. В протестантской церкви крещение принимают, как правило, в сознательном возрасте. Погружение в воду в протестантских общинах не обязательно. Если проводят крещение водой, то в реке.
Таинство причастия
В православных храмах причащаются дрожжевым хлебом и вином. Это касается как духовенства, так и паствы.
В католических костелах причащаются безжрожжевым хлебом. Духовенство причащается хлебом и вином, паства — только хлебом.В протестантских церквях нет единого обычая причащения, все зависит от устава общины.
Тайна исповеди
В православной церкви исповедуют грехи перед каждым причастием, исповедь принимает священник. Покаяние может быть произведено и без причастия.
В католической вере исповедь может быть и без присутствия священника, а также и с его присутствием — по желанию.
В протестантских церквях не признается никакое посредничество между богом и человеком, поэтому каяться в грехах можно без свидетелей.
Форма богослужений
В православных храмах обрядовое служение проводят по восточному (византийскому) образцу. Музыкального сопровождения во время службы нет, в хоре принимают участие женщины и мужчины.
В католических храмах богослужения (мессы) проводят по латинскому либо восточному образцу. На мессах играет органная музыка, в хоре участвуют только мальчики (мужчины).
В современных протестантских церквях богослужения проходят без обрядовой части, в основном, это проповеди и прославление бога. Присутствует хоровое пение и сопровождение на различных музыкальных инструментах, вплоть до современной ударной установки. Во время прославления верующие могут танцевать и хлопать в ладоши.
Почитание икон
В православной церкви развито поклонение иконам и почитание креста (распятия). Верующие обращаются непосредственно к иконе с молитвой веры.В католической церкви почитают распятие и иконы. Но во время молитвы к иконе не обращаются, а только лишь стоят перед ней.
В протестантских церквях признают только крест без распятия. Нет никаких икон и скульптур, это считается идолопоклонством.
Почитание святых и умерших
В православной и католической церкви принято почитание святых угодников. Также принято молиться за умерших.
В протестантских церквях культ умерших отвергается, святых угодников не почитают.
Примирение церквей
Раскол и последующая вражда между христианскими конфессиями были ликвидированы на Втором Ватиканском Соборе в 1965 году.
С этого момента римская католическая церковь признала в православии свою возлюбленную сестру, а протестантские движения назвала христианскими объединениями.
Это был большой прогресс среди христиан мира, так как официально были признаны все конфессии и движения истинными и допустимыми.
Многовековая вражда закончилась, анафемы были сняты, и весь христианский мир с облегчение вздохнул на зависть врагам.
Несмотря на то, что православие и католицизм продолжают считать свои учения единственно правильными, открытой вражды между ними нет.
Сегодня никто не преследует протестантов и старообрядцев, считая их раскольниками и сектантами. В мире воцарились любовь и согласие, как и заповедовал всем своим последователям Иисус Христос.
Источник: https://calypsocompany.ru/magija/otlichie-pravoslavija-ot-protestantizma-i
В чем отличие православия от католицизма?
Вы здесь
Христианство – самая распространенная религия мира,обладающая огромных количеством последователей. Между тем, не все приверженцыхристианства находят между собой общий язык.
На протяжении веков формировались определенныетрадиции христианства, которые разнились в зависимости от географии. Насегодняшний день известно три основных направления христианства, которые, всвою очередь, имеют отдельные ответвления.
В славянских государствахзакрепилось православие, однако, крупнейшим направлением христианства являетсякатолицизм. Антикатолической ветвью можно назвать протестантизм.
Борьба католицизма и православия
По сути, католицизм – первоначальная и наиболее древняяформа христианства. Политизация церковной власти и возникновение еретическихтечений привели к расколу Церкви в начале XI в. Разногласия между католиками и православными появилисьзадолго до официального раскола и не разрешены до сих пор, несмотря наофициальное признание друг друга.
Противоречия западных и восточных традиций наложилиотпечаток на догматические и обрядовые религиозные формы, что усугубилоконфликт между течениями.
Одним из предвестников раскола можно назвать появлениеислама в VIIв., который привел к уменьшению влияния католическихсвященников и подрыву доверия к церковной власти.
Это привело к укреплениюправославия в Турции, откуда потом распространилось на Восточную Европу. Возмущениекатолического мира вызвало появление новых христиан среди славянских народов.
Когдана Руси приняли христианство, славяне навсегда отказались от возможностиразвиваться в «истинно верном», по мнению католиков, направлении духовногоразвития.
Если оба этих религиозных направления проповедуют христианство, то в чемпринципиальное отличие православия от католицизма? В контексте историиправославными выдвигались следующие претензии к католикам:
- участие в военных действиях, осквернение кровьюповерженных;
- несоблюдение Великого поста, в том числе употреблениемяса, сала и плоти убитых животных вне поста;
- попирание святынь, а именно: хождение ногами по плитам сизображением святых;
- нежелание католических епископов отказываться от роскоши:богатых убранств, дорогих ювелирных украшений, в том числе перстней, являющихсясимволом власти.
Раскол Церкви привел к окончательному разрыву в традициях,вероучении и обрядовости. Можно сказать, что отличие католиков от православныхзаключается в особенностях богослужения и внутреннем отношении к духовнойжизни.
Догматические различия православия от католицизма
Символом Веры в обоих течениях является Бог Отец, однакокатолическая Церковь не мыслит Бога Отца без Бога Сына и считает, что СвятойДух не может существовать без двух других божественных проявлений.
об отличиях православия от католицизма
Отличие православия от католицизма заключается и вцерковной организации. В католицизме главным и единственным институтомцерковной власти является Вселенская Церковь. В православной среде существуютавтономные церковные образования, которые нередко исключают или не признаютдруг друга.
По-разному воспринимается и образ Богородицы. У католиков– это священная Дева Мария, зачатая без первородного греха, у православных –Божья Матерь, жившая хоть и праведной, но смертной жизнью.
Католическая Церковь признает существование Чистилища,которое отвергают православные. Считается, что именно там обитают души умерших,ожидая Страшного Суда.
Также имеют место различия в крестном знамении,таинствах, обрядах, написании икон.
Одним из важнейших различий в вероучении являетсяпонимание Святого Духа. В католицизме Он олицетворяет Любовь и являетсясвязующим звеном между Отцом и Сыном. Православная Церковь отождествляет Любовьсо всеми тремя богоформами.
Канонические различия между католиками и православными
Обряд крещения у православных включает трехкратноепогружение в воду. Католическая Церковь предлагает однократное погружение, внекоторых случаях достаточно и окропления святой водой. Кроме того, существуютразличия в крестильной формуле.
Восточныйобряд предусматривает причащение детей сызмальства, латинская Церковьпривлекает к первому причастию детей старше 7 лет.
То же относится и кмиропомазанию, которое у православных осуществляется после таинства крещения, ау латинян – со вступлением ребенка в сознательный возраст.
Среди других отличий:
- Христианское богослужение: у католиков – месса, во времякоторой принято сидеть, у православных – литургия, где важно стоять пред лицомБога.
- Отношение к браку – православные допускают расторжениебрака, если одна из сторон ведет нечестивый образ жизни. Католическая Церковьне приемлет развод как таковой.
Что касается супружества в священническойсреде, то все католики дают обет безбрачия, у православных возможны двавариант: монахи не имеют права жениться, священники должны вступать в брак ииметь потомство.
- Внешний вид – одежда священников значительно отличается,кроме того, латиняне не носят бороды, в то время как православные священники немогут быть безбородыми.
- Поминание усопших – в восточной Церкви это третий,девятый и сороковой дни, в латинской – третий, седьмой и тридцатый.
- Грех оскорбления – католики полагают, что оскорблениеБога – один из тяжких грехов, православные утверждают, что обидеть Боганевозможно, а его оскорбление наносит вред самому грешнику.
- Использование скульптуры – в православии святыеизображаются на иконах, в католицизме допустимо использование скульптурныхкомпозиций.
Взаимное влияние религий друг на друга
На протяжении практически целого тысячелетия православнаяи католическая Церкви находились в оппозиции. Взаимные претензии вылились вобоюдное предание анафеме, которая была снята только в 1965 г.
Однако взаимноепрощение не дало практического результата. Церковные власти так и не смоглиприйти к общему решению.
Главной претензией Православной Церкви остается«непогрешимость суждений Папы Римского» и иные вопросы догматическогосодержания.
о том, в чем принципиальное отличие православия от католицизма
Между тем, невозможно отрицать взаимного влияниярелигиозных течений друг на друга. Самилатиняне признают, что Восточная Церковь обладает великими богословскимитрадициями и духовными преданиями, из которых можно почерпнуть много полезного.
В частности, православные сумели поднять интерес клитургии среди католиков. Реформирование римской мессы в 1965 году привело клитургическому возрождению.Не остаются незамеченными в латинской среде работыправославных богословов, которые нередко получают одобрительные отзывы. Вчастности, особый интерес вызывают работы архиепископа Солунского НиколаяКавасилы и протоирея Александра Меня. Правда, либерально-модернистскиевоззрения последнего были причиной его осуждения в православной среде.
Возрастает интерес к православной иконе, техниканаписания которой значительно отличается от западной. Католиками особопочитаются иконы Казанской Божьей Матери, «Восточная Богородица», Ченстоховскаяикона Божией Матери. Последней отводится особая роль в объединении Церквей –православной и католической. Данная икона находится в Польше и считаетсяглавной святыней страны.
Что касается влияния католической Церкви на православную,то здесь можно обнаружить следующие моменты:
- Таинства – 7 основополагающих таинств, признанных обеимиЦерквами, изначально были сформулированы католиками. К ним относятся: крещение,миропомазание, причащение, исповедь, венчание, соборование, рукоположение.
- Символические книги – официально они отрицаютсяправославной Церковью, однако, в дореволюционном богословии такимипроизведениями были «Православное исповедание Кафолической и АпостольскойЦеркви Восточной» и «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви оправославной вере». Сегодня они не считаются обязательными к изучению именноиз-за католического влияния.
- Схоластика – долгое время имела место в православномбогословии. По сути, это европейская категория, сосредоточенная на философии Аристотеля и католическомбогословии. На сегодняшний день Православная Церковь практически полностьюотказалась от схоластики.
- Западный обряд – появление западнообрядных православныхобщин стало серьёзным вызовом для Восточной Церкви. Широкое распространениеподобные ответвления получили в Европе и Северной Америке, где сильно влияниекатолицизма. В составе РПЦ существует несколько десятков приходов, применяющихзападные обряды.
Источник: https://www.rutvet.ru/in-v-chem-otlichie-pravoslaviya-ot-katolicizma-8000.html