Какова фундаментальная религиозная идея ислама

ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными. Ваххабизм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. 6. Какова фундаментальная религиозная идея ислама? ые идеи и зарождение ислама. Ислам -монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» -«покорность», «подчинение» (законам Аллаха). ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Ислам. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия

Андрэ Макура Правильный ответ Ислам является самой молодой мировой религией. Главное учение ислама состоит в том, что Бог только один монотеистическая религия.

Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо — пророк Мухаммед 570 год — 8 июня 632 года.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в г. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу». Последователи ислама — мусульмане — «покорные».

Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности. Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки.

Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г. Ясриб и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину город пророка. С этого события арабское «Хиджра» — переселение и начинается мусульманское летоисчисление.

В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину умму , в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем. Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война.

В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и после этого Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат.

Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства. В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата.

Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства. Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов.

В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр.

А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию. Глава 2.

Особенности вероучения и культа ислама. Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» — Коран араб. Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения.

По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана Сухуф был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст Мусхаф , который был объявлен каноническим.

Текст Корана содержит 114 сур глав , имеющих различное количество аятов стихов от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов по разным вариантам счета. Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование.

Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны.

Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах. Однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику Аллаха» — Мухаммеду.

Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

В целом культурой Ислама можно назвать культуру и традиции любого народа, не противоречащие шариату. Интересные факты об Исламе Мусульмане проживают в 125 странах по всему миру, и в 28 странах ислам является официальной государственной религией. Заключительное Божье писание Господь защитил от искажения в процессе перевода или умышленно. Во всех странах Коран исключительно на арабском языке.

Есть с переводом и толкованием, но не без оригинала. Если взять Коран например в России, Америке, Саудовской Аравии или любой другой стране, в каждом Коране будет совпадение буква в букву. Более того, на сегодняшний день более миллиона мусульман в мире знает Коран наизусть на арабском. Таких знатоков Корана называют хафиз. Они учатся в специальных школах хафизов.

Хочешь помочь сайту?

Шииты признают Коран словом божьим, но подвергают его произвольному иносказат. Суфии, появившиеся в 8 в. Нек-рые из них, будучи чтецами Корана и проповедниками, осуждали произвол властей, чревоугодие и сластолюбие феодалов и духовенства. Этим они быстро приобрели популярность в угнетенных нар. Усиление эксплуатации трудящихся, подвергавшихся закрепощению, в 9—10 вв. Его идеология восприняла элементы учения и практики вост. Отвергая ортодокс.

Развитие мистич. Один из столпов суннизма — Газали 1059—1111 , непримиримый враг философии, ввел суфизм в систему ортодокс. Он определил три последоват. Суфии-дервиши превратились в паразитич. С суфизмом связано развитие культа святых в И. В крупных феодальных государствах Востока И. Великих Моголов в 16—17 вв. Становление капиталистич. Его приспособление к этим отношениям приняло форму мусульм.

В интересах капиталистич. Они опирались на соч. Спенсера, Конта и нек-рых др. Проникновение иностр. Под пуританскими лозунгами "очищения ислама" вели борьбу против колониального порабощения в 19 в. В период империализма мусульм. Служение компрадоров империалистам получило яркое выражение в бехаизме с характерным для него космополитизмом и пацифизмом, благодаря чему это учение стало распространяться не только на Востоке, но и в Зап. Европе и США. Гораздо сложнее учение панисламизма, к-рый, по определению Ленина, пытался соединить освободит.

Основоположник панисламизма Джемаль-ад-дин аль-Афгани 1839—97 ложно изображал колониальное закабаление Востока как наступление христ. Запада на мусульм. Поэтому он предлагал гос. После Октябрьской революции, в период развития нац. В эпоху распада колониальной системы они выступали с проимпериалистич. С этими представителями мусульм. Мусульманские руководящие круги напр. Они выступают защитниками частной собственности, частной инициативы и конкуренции. Но мелкобурж.

Вероучение и право И. После 2-й мировой войны политич. Энгельсу, 2 июня 1853, Маркс К. Очерк истории, пер. Очерки, М. Хрестоматия, ч. Исторические очерки , М. Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Под редакцией Ф. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где как и во всей Аравии господствовало язычество. Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад ок. Здесь в последующие десять лет Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и большинство племен Аравийского полуострова. В мусульманской империи — халифате складывалась новая мировая культура , ассимилировавшая различные культурные традиции включая философско-научное наследие античности и достигшая наибольшего развития в 9—12 вв. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов — собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. На основе хадисов были составлены различные жизнеописания араб. Вместе с тем и в суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков включая Моисея и Иисуса , Писания в их числе — Тора и Евангелие , Судный день порой к ним присоединяют и веру в предопределение.

Разделяя иудейско-христианское единобожие, ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монотеизма. Как в иудаизме, Основа31 нем для антифигуризма ислама служило и опасение перед идолопоклонством. Коранпческая картина мира , подобно библейской, теоцентрпчна и в определенном смысле антропоцентрична. Но мусульманская антропология как и иудейская , в отличие от христианской, не придает особого значения первородному греху.

Тема 10. Ислам

Мы - биржа профессиональных авторов преподавателей и доцентов вузов. Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Происхождение ислама связано с жизнью и учением Мухаммеда, который считается последним пророком Аллаха Бога в исламе. Мухаммед родился в Мекке в 570 году. В юности он был купцом и проводил много времени в размышлениях и молитвах. В 610 году, в возрасте 40 лет, Мухаммед получил первое откровение от Аллаха через архангела Гавриила.

Он стал проповедовать единство Бога и призывать людей к поклонению только Аллаху. Однако, его проповеди вызывали сопротивление у местных племен и властей, которые были приверженцами язычества и торговли идолами в Каабе — священном месте в Мекке. В 622 году Мухаммед и его последователи были вынуждены покинуть Мекку и отправиться в Медину. Это событие, известное как хиджра, стало началом исламского календаря. В Медине Мухаммед стал политическим и религиозным лидером, объединив мусульманские и арабские племена под исламским правлением. В течение следующих лет Мухаммед и его последователи вели войны с мекканскими племенами и расширяли свою власть.

В 630 году Мекка была захвачена мусульманами, и Мухаммед вернулся в свой родной город. Он уничтожил идолы в Каабе и превратил ее в святое место ислама. Мухаммед умер в 632 году, но его учение ислама продолжило распространяться под руководством его последователей, называемых халифами. Ислам стал одной из величайших мировых религий, с миллиардами последователей по всему миру. Основные принципы ислама Ислам — это монотеистическая религия, основанная на учении пророка Мухаммеда. Мусульмане верят, что Аллах — всемогущий, всеведущий и всемилостивый.

Они признают его единственным источником власти и поклоняются только ему. Пророк Мухаммед и священные тексты Мусульмане верят, что Мухаммед был последним пророком, посланным Аллахом, чтобы принести ислам миру. Они считают Коран, священную книгу ислама, откровением от Аллаха, записанным через Мухаммеда. Коран содержит руководство по вере, морали и поведению мусульман. Пять столпов ислама Ислам имеет пять основных обязательств, называемых столпами ислама: Шахада: Вера в единого Бога и признание Мухаммеда его пророком. Салаат: Ежедневная молитва, которую мусульмане должны совершать пять раз в день.

Закаат: Обязательное пожертвование на благотворительность для помощи нуждающимся. Саум: Пост в течение месяца Рамадана, совершаемый с рассвета до заката солнца. Хадж: Паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы один раз в жизни, если у него есть физическая и финансовая возможность. Моральные принципы Ислам призывает к соблюдению высоких моральных принципов. Мусульмане должны быть честными, справедливыми, сострадательными и добрыми к другим людям. Они также должны избегать грехов и злоупотребления.

Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на антинаучных представлениях о сотворении мира, о движущих силах природы и общества. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются все основные принципы ислама. Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов. Вера в аллаха Вера в аллаха является первым и основным догматом веры в исламе. Аллах един, всемогущ. Он создатель вселенной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, "у него нет подруги".

Аллах управляет миром единолично, без его ведома не совершается ничего "Бог творит, как хочет", "он совершитель того, что захочет" -85:16. За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может покарать человека как при жизни, так и после смерти. За действиями и поступками людей следят специально поставленные для этой цели ангелы. Мусульмане верят, будто бог в состоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому как одним повелением, выраженным словом "будь! Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе аллаха. Иначе он совершает тяжкий грех, искупить который можно лишь дарами в пользу духовенства или совершением хаджа -паломничества в Мекку и другие "святые" места. Бессмертие души Составной частью исламской догматики является антинаучное представление о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти иногда говорят о различных ее воплощениях.

С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание их из могил "кыяма" в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т. Вместе с тем в более позднее время возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелесной души, наслаждения которой не поддаются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и привыкших к чисто чувственной форме наслаждений. Страшный суд Представление о страшном суде возникло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероучения. Точного описания картины страшного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется. Обычно духовенство в своих проповедях или беседах с верующими приводит вымыслы о страшном суде в соответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непосредственного или косвенного воздействия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповедуют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовенству и т. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма.

Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопровождаться также, по словам мусульманских проповедников, грозными явлениями природы, знамениями и чудесами. Сказки о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугивает верующих, являются одним из действенных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии. Рай и ад Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех. На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие "священные" книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Таким рисуют рай проповедники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.

Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго. Над адом переброшен мост, Сират.

Помимо этого к источникам шариатского права относят мнение сподвижников Пророка, местные обычаи урф , адат и т. Запрещены азартные игры, расточительство и ростовщичество. Коран запрещает распространённый в доисламской Аравии обычай заживо хоронить новорождённых девочек, ограничивает кровомщение , запрещает самоубийство и убийство людей не по праву [14]. Социальная доктрина Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом. Пророк Мухаммед говорил: «Лучший из вас, не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берёт от обоих».

Следуя этой установке, мусульманская этика благословляет труд и богатство, отвергает безбрачие. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Большинство мусульманских богословов призывало прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Бога, а что окажется неподвластным человеку, то и следует стоически принимать как предопределённое. Со временем божественный детерминизм, в религиозном сознании мусульман, воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма [6]. Политика См. Политический идеал халифата не является безусловно теократическим, из-за чего некоторые исследователи если и допускают использование эпитета «теократия», то обязательно с уточнениями типа «исполнительная», «охранительная» и даже «светская» теократия. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, так как ислам не знает «духовной», священнической власти. В строгом смысле теократическая а точнее, иерократическая идея свойственна шиитам [6]. Направления и ветви Основная статья: Исламские течения Первый религиозно-политический раскол в исламе возник во второй половине VII века. Расхождения по вопросу о характере и преемственности власти в халифате привели к разделению мусульман на суннитов , шиитов араб.

Сунниты признавали законность власти первых четырёх Праведных халифов , а шииты считали единственным законным главой мусульманской общины четвёртого Праведного халифа и первого шиитского имама Али ум. Следствием этого раскола была гражданская война в Арабском халифате [8]. Начиная с VII века в исламском богословии возникает интерес к таким теоретическим проблемам, как: проблема веры , статуса человека, совершившего тяжкий грех , предопределения , соотношении божественной сущности и атрибутов , «сотворённости» Корана и т. Расхождения по этим вопросам привели к возникновению ряда направлений, среди которых выделяются сунниты, шииты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. В результате в исламе не было выработано официальной ортодоксии, а богословская полемика оставалась на протяжении многих веков неотъемлемой частью исламской религиозной жизни. Сформировавшийся более или менее стихийным образом некий баланс взглядов и интересов, одной из характерных черт которого является существование множества локальных региональных и этнических интерпретаций ислама при сохранении общего духовного и цивилизационного единства мусульман [8]. Он выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины. Для суннизма характерна ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями, а также конформизм или прагматизм , установка на легитимизацию статус-кво, на узаконивание утвердившихся обрядов, верований и институтов. Суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской , также развивалась как «срединная». В VIII—XI веках в суннизме возникли юридические школы мазхабы : ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский мазхаб.

Несмотря на то, что по некоторым вопросам среди мазхабов есть разночтения, все суннитские мазхабы считаются легитимными и равнозначными.

Отдельно стоит сверхъестественное существо — Бурак «Молниеносный» [араб. Он, вместе с ангелом Джабраилом, явился к Мухаммаду и перенес его с быстротой молнии из Мекки в Иерусалим. Там пророк поднялся по лестнице на небо и беседовал с Аллахом.

Аль Бурак Учение и основы ислама В традиционном исламе душа является целостной сверхъестественной частью человека, способной жить отдельно от тела. Учение гласит, что все души созданы Аллахом и бессмертны. Согласно исламскому вероучению, в загробном мире имеется два отделения: джанна рай , в которое направляются праведники, и джаханнам ад — для грешников. Деление людей на праведников и грешников производится согласно совершенным ими жизненным деяниям — если в них преобладают праведные поступки, то человек признается праведником, и наоборот.

Праведные души в джанне пребывают вечно, а вот грешные в джаханнаме пребывают лишь временно, искупая свою вину, и рано или поздно Аллах переводит их в джанну. Души без тела будут пребывать в загробном мире до Судного дня, когда звук трубы ангела Исрафила вначале убьет всех живых, а потом воскресит всех мертвых. Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как лезвие, мосту Сират, протянутому на пути из джанны в джаханнам. Все праведники пройдут по мосту и будут наслаждаться райской жизнью, а грешники упадут в адскую бездну.

Ислам как мировая религия

Следующая особенность интересующей нас религии это почитание Корана. В священном писании говорится о том, как был сотворен этот мир, о страшном суде, представлены мифы, заклинания, сказания о пророках, древнеарабский фольклор, указания, регулирующие семейные и общественные отношения. Эта книга создавалась на протяжении ста лет и была окончательно завершена в 8 веке. Описывая основные идеи ислама кратко, отметим, что другой его особенностью является почитание Сунны - еще одного священного писания, в котором представлен свод рассказов о поступках Мухаммеда, его автобиография, высказывания на различные темы.

Сунна эта основа мусульманского правоведения фикха , а также свода мусульман шариата. Намаз Для приверженцев ислама очень важен намаз. Это ежедневная молитва, которая совершается 5 раз в день: утром, в обед, в 15 часов, на закате и перед самым наступлением ночи.

Сегодня в исламе существуют двух- и одноразовые молитвы. Перед ними осуществляется ритуальное омовение либо водой, либо песком. Уразу Уразу это особый пост, соблюдение которого важно для каждого мусульманина.

В течение месяца рамазан девятого по лунному календарю приверженец этой религии не ест и не пьет с рассвета до наступления темноты. Однако он может это делать ночью, до самого рассвета. В наши дни это требование несколько упрощено.

Современное духовенство не требует такого ограничения в питании от людей, работающих в сельском хозяйстве, на производстве, от беременных женщин, а также от некоторых иных категорий мусульман. Хадж Многим из нас знакомы основные идеи ислама. Кратко расскажем и о такой известной его составляющей, как хадж.

Так называется хождение в Мекку для совершения молитв. Хадж осуществляется для того, чтобы приобщиться к святым, покаяться в грехах. Джихад Ислам, основные идеи которого часто использовали в своих целях власть имеющие, известен тем, что это воинственная религия.

Газават, или джихад так называется священная война, которую ведут его приверженцы против неверных. Этот элемент веры с давних времен насаждал вражду и ненависть среди сторонников разных религий. В наше время этот догмат умалчивается, не выдвигается, однако духовенство порой обращается к нему, что зависит от политической ситуации.

Рамазан Большую роль в исламе играет также религиозная обрядность, которая достаточно сложна. Как мы уже говорили, мусульмане совершают молитву 5 раз в день, а также соблюдают посты, религиозные праздники, обычаи, различные обряды, совершают паломничество. Вероятно, в то время люди постились в жаркий летний месяц.

Скорее всего, именно отсюда происходит название месяца "рамазан", который звучит по-арабски как "рамадан". Это слово, в свою очередь, происходит от арабского "рамадхар", означающего в переводе "изнурительное время", "жара". В Аравии лето, в особенности его конец, - это самый сложный для хозяйства период.

В это время заканчивались запасы продуктов, а солнце беспощадно палило, выжигая подножный корм, из-за чего скот голодал. Из-за этого древние арабы вынуждены были ограничивать себя в пище, а также переносить основную часть хозяйственных дел на вечер и ночь, когда было не так жарко. Тогда же люди, верившие в богов и духов, молились о ниспослании дождя.

Они не спали первую часть ночи, проводя ее в молитвах духам и богам. Люди верили в то, что это принесет им долгожданный дождь. Кроме того, древние арабы с этой же целью объявляли запрет на питье и еду в течение дня.

Таким образом, требование поститься во время рамазана в основных чертах повторяет обычаи, существовавшие еще до ислама, которые определяли главным образом особенности хозяйственной жизни людей. Окончание поста Месяц, который следует за рамазаном, называется шавалль. В его первый день празднуется окончание поста.

Этот праздник называется ураза-байрам. Он длится 3 дня, в течение которых верующий должен отчитаться за то, как он соблюдал пост. В случае нарушения на мусульманина накладывается наказание.

В Коране подчеркивается, что Аллах сотворил мир легко, и его «ничуть не коснулась усталость» L 38. Исследователи считают, что этот текст связан с антииудейской полемикой Мухаммада: Аллах не нуждается в отдыхе, поэтому пятница для мусульман - день общей молитвы, и труд в этот день не запрещен. Особое значение в Коране приобретает и Трон, к-рый связывает сотворение мира и дальнейшее управление им. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает.

Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий» II 255. Описание сотворения мира и человека, не вызывавшее у арабов особых возражений, использовалось Мухаммадом для доказательства возможности воскресения человека и божественного суда над ним, т. В сотворенном мире на небесах жили помощники Аллаха - ангелы малаика; ед. Однажды Аллах захотел создать себе «заместителя» на земле - человека. Он создал его из праха и «звучащей глины» XV 26 , «сотворил его лучшим сложением» XCV 4 , вдохнул в него душу и решил сделать своим наместником на земле. Адам был создан из земли и должен в нее вернуться, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из нее будете выведены» VII 25. Из плоти Адама была сотворена его жена, имени которой Коран не называет.

Позднее в хадисах она получила имя Хавва. В мединских сурах образ Адама становится скорее моделью истории отдельных народов и человечества - творение, дарование благ, отступничество, наказание, прощение Пиотровский. Аллах сделал Адама своим наместником на земле, чтобы он благоустроил ее и установил на ней мир и справедливость. С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» II 29. Человек был создан совершенным, наделен прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями. Цель сотворения человека раскрывается в Коране следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» LI 56. В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворенного для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» XXX 72. После сотворения Адама Аллах потребовал, чтобы ангелы поклонились ему.

Ангелы возмутились тому, что существа, созданные из света, должны поклониться существу, созданному из глины. Тогда Аллах сообщил Адаму имена всех вещей и предложил ангелам также назвать эти имена. Ангелы не смогли этого сделать, Адам же назвал все имена, и ангелы поклонились ему. Аллах поселил Адама с женой в раю, где они питались плодами из райского сада. Плоды с одного дерева Аллах им есть запретил. Однако Иблис Шайтан убедил первых людей, что, попробовав эти плоды, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха и были изгнаны из рая на землю. Адам раскаялся в содеянном и упросил Аллаха не оставлять его своим покровительством.

Аллах смягчился, заключенный прежде договор с Адамом был сохранен, поэтому, несмотря на совершенный грех, Адам считается не только первым человеком, но и первым праведником и пророком. Послекоранические предания сообщают, что, когда Адама и Хавву низвергли с небес, он оказался на о-ве Шри-Ланка, а она - в Джидде Хиджаз. В Мекке Адам построил 1-е здание Каабы. С неба ему был послан прозрачный камень, на к-ром он сидел. Позднее камень этот почернел из-за человеческих грехов и стал главной мекканской святыней Там же. По преданию, Адам говорил в раю на арабском языке, после смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перенесено в Иерусалим. Дискуссии о природе Аллаха. Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в тафсирах, в специальных богословских сочинениях см.

Две главные проблемы из обсуждавшихся - сущность природы Аллаха и природы его деяний. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений аль-хашвийя. В IX-X вв. В связи с божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества имена аль-асма аль-хусна и списки качеств Аллаха, подразделявшие их на разные категории ас-сифат. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю и «речь». Одной из форм дискуссий о качествах Аллаха было обсуждение возможных толкований или отказ от толкований «антропоморфических» выражений в Коране. Проблема «деяний» Аллаха - это прежде всего решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния Аллаха людям за их поступки с его всемогуществом и творением им всех человеческих поступков. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из тестов Корана и хадисов.

Некоторые богословские школы допускали для человека возможность совершать независимые поступки мутазилиты. В X-XII вв. В суфизме проблема связи между Аллахом и людьми стала рассматриваться как проблема пути познания божества, постижения его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию таухида в сердце человека посредством любви, упования во всем на Аллаха и аскетизм. Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и Аллаха предполагают нисхождение Аллаха в сердце мистика и растворение человека в божественной сущности. Дискуссии о предопределении и свободе воли. Джабариты джахмиты считают, что человек полностью лишен свободы воли и вынужден совершать действия, к-рые для него предопределил Аллах. В качестве аргумента они приводят, напр. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» VII 178.

Мутазилиты, наоборот, полагают, что человек обладает полной свободой воли. Люди совершают поступки в соответствии со своими желаниями и представлениями о том, как надо поступать. Мутазилиты опираются, напр. Ашариты занимают среднее положение между джабаритами и мутазилитами. Создание осуществляется без использования к. Поэтому Аллах - созидающий, а человек - приобретающий, т. Матуридиты полагают, что единственным создателем является Аллах, а человек есть лицо приобретающее. Тем не менее в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью к-рых он совершает возможные действия.

Аллах дает возможность человеку действовать сообразно его воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому «воля Аллаха соблюдает волю человека». Вера в пророков Пророк сообщает людям необходимые религиозные предписания и запреты и показывает пример высоконравственной жизни. Пророческая миссия является даром Аллаха, самостоятельно стать пророком нельзя. Мусульмане должны верить во всех пророков, не делая между ними различий: «Скажите: «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и Исе, в то, что было даровано Пророкам от их Господа. Мы не делаем между ними никакого различия» II 285. Человек, к-рый одних пророков признает, а других - нет, не может считаться правоверным. Аллах посылал пророков на протяжении всей истории человечества, призывая людей к истинной вере и праведной жизни: «Клянемся Аллахом в том, что Мы посылали пророков в общины и до тебя» XVI 63; cм. Пророки должны были объяснить людям, как правильно поклоняться Аллаху, рассказать им о буд.

Ниспослание пророков не дает людям возможности сказать, что они не знали, как правильно себя вести, и попытаться избежать мук ада: «[Мы послали] Пророков, благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] Посланники. Пророки обладают особыми качествами - правдивостью сидк , надежностью аманат , безгрешностью исмят , проницательностью фатанат и призывом на молитву таблиг. Безгрешность пророков означает, что они не совершали грехов ни до пророчества, ни во время его. При этом пророки остаются людьми, а значит, совершают ошибки, к-рые обязательно исправляют, но не грехи. Слово «таблиг» араб. Каждый пророк донес до своей общины полученные им сведения дословно, без к. Последователи школы ашария и течения захирия полагают, что женщины также могут быть пророками, т. Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом.

Часть пророков 25 упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср.

Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср.

Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йacaa [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср.

Всех их Мы превознесли над мирами» VI 83-86. Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» II 253. Пророк Мухаммад, с т. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем.

Посланники расуль; мн. Пророк набий; мн. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. Пророческая миссия должна быть доказана. Главным доказательством является чудо муаджиза - сверхъестественное явление, совершаемое пророками по воле Аллаха для подтверждения их пророческого статуса. Чудеса, доказывающие пророческую миссию Мухаммада, разделяются на 3 типа. Духовным чудом является Коран; к чудесам, воспринимаемым органами чувств, относятся разделение луны на 2 части Муслим.

К 3-му типу относятся т. Божественное откровение Мухаммад, согласно хадисам, получал через вещие сны, через «вдохновение» - ангел Джибрил «вдыхал» знание в сердце пророка, через Джибрила, к-рый принимал человеческий облик или через Джибрила в его истинном обличье на горе Хира. Мухаммад получал также откровения непосредственно от Аллаха в т. Вера в Писание Божественное откровение пророкам дается в виде Писаний. Все оригиналы этих Писаний собраны и хранятся в небесной скрижали «Хранимой скрижали». Согласно Корану, сначала люди были «одной религиозной общиной», но со временем нек-рые отпали от истинной веры. Тогда Аллах стал посылать пророков с истинным Писанием, «чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» II 213. Часть Божественных Писаний была полностью утеряна напр.

К таким, с т. Между Писаниями нет различия в происхождении - все они исходят от Аллаха, но лишь Коран сохранил чистоту и неизменность. Мусульманин должен верить во все Писания, но только в их изначальном виде. Из священных текстов христиан и иудеев он должен принимать на веру только те сведения, к-рые не противоречат содержанию Корана и достоверных хадисов. Сведения, которые не имеют подтверждения в Коране и в хадисах, но не противоречат вероучению И. Вера в ангелов Ангелы - невидимые глазу, не воспринимаемые органами чувств духовные метафизические существа, сотворенные из света нур и беспрекословно подчиняющиеся Аллаху. Они способны принимать любой образ. Ангелы не имеют пола, они не едят, не пьют и не знают усталости.

Ангелы служат Аллаху на небесах, на земле и у Трона аль-Арш. Среди ангелов существует иерархия. Особо приближенные ангелы получили наименование макаррабун, или приближенные. Джибрил Джабраил - первый из главных ангелов, особо приближенный к Аллаху Господин ангелов. Его миссия заключается в передаче откровения Аллаха его пророкам. Микал Микаил отвечает за природные явления, напр. Исрафил Рафаил протрубит в рог сур , оповещая о наступлении Судного дня и о воскресении мертвых. Среди ангелов известны также Кираман Кятибин благородные писари , которые располагаются по правую и левую руку от человека и записывают все его деяния, по правую - добрые дела, а по левую - злые.

В Судный день они будут свидетелями человеческих деяний L 20-21. Мункар и Накир допрашивают человека в могиле и в зависимости от ответов обращаются с ним хорошо или плохо. Ангелы, к-рые держат, а затем понесут Трон Аллаха, называются Хамаля-и Арш. Вокруг трона очень много ангелов, точное их число известно только Аллаху. Ангелы, отвечающие за происходящее в раю и в аду, называются Хазана-и Джаннат ва Джаханнам. Главного ангела - хранителя рая зовут Ридван. Ангелы рая заботятся о душах правоверных мусульман. Аллах назвал человека халифом, показав, т.

Кроме ангелов и людей Аллах сотворил также и др. Согласно Корану, они были созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела и способны менять облик. В отличие от ангелов джинны могут быть муж. Проповедь Мухаммада была обращена не только к людям, но и к джиннам. Нек-рые ученые относят к джиннам и шайтанов, полагая, что шайтанами являются джинны, вставшие на сторону Иблиса Шайтана ,- неуверовавшие и продолжавшие творить злые дела. Самый распространенный в Коране эпитет для Шайтана шайтанов - «раджим» побиваемый камнями ; для защиты от их козней читаются последние суры Корана напр. Предводитель шайтанов Иблис от греч. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» VII 12.

За неподчинение он был низринут с небес и обречен на пребывание в аду. Однако Иблис получил от Аллаха отсрочку до Судного дня и поклялся сбивать людей с пути истинного и отвращать их от веры «совращать». В коранических сюжетах, рассказывающих об историях «совращения», Иблис обычно называется Шайтаном. Первой его жертвой стали Адам и его жена, которых он уговорил ослушаться Аллаха и вкусить плод запретного дерева VII 20-25. Из-за него остались неверующими адиты и самудяне. Он постоянно вредил пророкам: напр. Авторы послекоранических сочинений старались сгладить противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса,- часть авторов объявила его орудием Аллаха, созданным для испытания людей, а другая объяснила его поведение тем, что он был джинном, а не ангелом, сославшись на суру «Пещера», где говорится о том, что Иблис был одним из джиннов XVIII 50. Позднее суфии, в частности аль-Халадж, писали о том, что Иблис, отказавшись поклониться Адаму, показал пример истинного единобожия, но не выдержал испытания повиновением.

Вера в Конец света, Судный день, Воскресение, рай и ад описываются обычно в рамках одного догмата. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила. Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др. Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «... Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы. В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т.

Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» Кылавуз. В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» XLV 21-22. Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» жизнь после погребения. После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т.

В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям! В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» Тирмизи. Киямат, 26; цит. Конец света киямат охватывает период от уничтожения вселенной и всех ее обитателей до ее воссоздания и «воскрешения всех творений Аллаха». В этот период, согласно Корану, произойдет землетрясение, люди будут выглядеть как пьяные XXII 1-2 , небо станет «подобно расплавленному металлу», а горы - «взбитой шерсти» LXX 8-10 ; небо расколется, звезды рассыплются, моря соединятся друг с другом, могилы перевернутся LXXXII 1-5 , люди ослепнут, солнце и луна объединятся т. В «хадисе Джибрила» пророк Мухаммад на вопрос о наступлении Конца света ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего» Аль-Бухари. Хадис 47 50 ; Муслим.

Хадис 1. В то же время в некоторых хадисах можно обнаружить признаки приближения Конца света, которые подразделяются на малые и большие. Малые признаки появляются задолго до наступления Конца света. К ним относятся: ниспослание пророка Мухаммада и завершение им миссий всех пророков; исчезновение истинных религ. Хадис 1; Абу Дауд. Хадис 4695 ; столкновение 2 огромных армий единоверцев, к-рые понесут большие потери; появление лжепророков всего ок. Хадис 2103 7121 ; Муслим. Хадис 531.

Муслим в разд. К 10 признакам относятся: распространение дыма духан ; появление лжемессии - Даджала Даджжаля ; появление из земли животного, которое будет передвигаться на 2 ногах и грызть изнутри людей, не повинующихся Аллаху; восход солнца на западе; нашествие племен Яджуд и Маджуд; нисхождение с небес Исы, сына Марьям; гигантские провалы земли на Аравийском п-ове, а также на востоке и на западе; появление огня со стороны Йемена. Незадолго до Конца света пророк Иса сойдет с небес и убьет Даджала. Затем он будет править миром согласно шариату пророка Мухаммада: «…с небес сойдет сын Марьям, чтобы быть среди вас справедливым судьей. Он сломает крест, убьет свинью и устранит джизью. Количество товара настолько увеличится, что никто не захочет его принимать. Молитвенный коврик станет самым благословенным из вещей» Аль-Бухари. Хадис 993 2222.

После уничтожения Даджала люди будут жить в мире 7 лет, а затем на них обрушится сильный ветер со стороны Сирии. Ветер будет «забирать душу», т. К ним явится шайтан и скажет: «Будете ли вы послушны? И он прикажет им поклоняться идолам. И у них при этом будет изобилие и роскошная жизнь. Затем протрубит сур» Муслим. Хадис 2073. Ангел Исрафил протрубит в сур дважды.

Первый трубный глас будет означать Конец света, второй - начало Судного дня: воскрешение людей и сбор их для суда: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание [или умрут] те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Сколько времени пройдет между 2 гласами неизвестно. Чаще всего в хадисах приводятся слова пророка Мухаммада о том, что «истлеют все части тела человека, кроме копчика, из которого Аллах создаст его заново» Аль-Бухари. Хадис 1691 4814 ; Абу Дауд. Хадис 4743. Сунниты считают, что повторное воскрешение будет как телесным, так и духовным. Сбор на Суд Хашр и место сбора Махшар. Людей после их воскрешения соберут для призвания к ответу за дела, совершенные в земной жизни.

Согласно хадисам, люди воскреснут и придут на место сбора босыми, необрезанными и нагими, т. Хадис 2029 6527. В зависимости от совершенных поступков люди будут воскрешаться в разном виде: «В тот день одни лица будут сиять, смеяться и ликовать. На других же лицах в тот день будет прах, который покроет их мраком. Это будут неверующие грешники» LXXX 34-42. Затем каждый человек получит т. Книгу деяний - список добрых и злых дел, совершенных ими во время земной жизни XVII 13-14. После того как люди получат эти книги, Аллах призовет их к ответу.

Каждому будут заданы 5 вопросов: как он использовал данную ему жизнь, как провел свою молодость, как заработал свое имущество, как использовал свое имущество, как применял свои религ. О делах человека будет свидетельствовать также земля, «их людей слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали» XLI 20; XXIV 24-25. Добрые и злые дела будут взвешены на весах мизан : «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. При описании Судного дня в хадисах говорится также о том, что у каждого пророка будет свой водоем хауд , из к-рого будут пить и его сподвижники напр. Выпивший эту воду никогда не испытает жажду. После взвешивания все люди должны буду пройти по мосту «сырат» - «мост над адом». Строго говоря, никто из людей не минует ада, но верующий увидит его и пройдет мимо, а грешник войдет в него: «Каждый из вас войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа.

Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» XIX 71-72. В Судный день пророки и избранные праведники получат от Аллаха разрешение на заступничество шафаат , но они смогут заступиться только за тех, за кого Аллах позволит X 3. В хадисах говорится, что пророк Мухаммад будет ходатайствовать даже за тех членов своей общины, кто совершили большие грехи см. Мухаммад, единственный из пророков, получит также право на «великое заступничество» шафаат узма. Однако пророк предупреждает, что мусульмане должны выполнять религиозные предписания, а не просто надеяться на его заступничество. Ад джаханнам - место, где в последующей вечной жизни будут пребывать неверующие, многобожники и лицемеры. Мусульмане-грешники также попадут в ад и будут наказаны, но в отличие от остальных не останутся в нем навечно см. Хадисы 21 22 , 2035 6559 , 2133 7510.

В Коране используется неск. Описания ада и мучений разбросаны по всему тексту Корана Кылавуз. Ад встречает своих буд.

Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской. Многие исследователи выделяют как «мусульманскую реформацию» процесс обновления ислама, начавшийся в середине 19 в. Традиционная для ислама тесная связь с государством сохраняется и в современных условиях.

В ряде стран ислам признан государственной или официальной религией. Под лозунгами ислама действуют многие политические партии и организации. Литература: 1. Гольдциер И. Лекции об исламе. Бартольд В.

Работы по истории ислама и арабского халифата. Петрушевский И. Ислам в Иране в 7—15 вв. Грюнебаум фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Массэ А.

Ислам, пер. Саидбаев Т. Ислам и общество. Историографические очерки, под ред. Ислам на территории бывшей Российской империи.

С точки зрения ряда европейских и американских учёных в момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм , христианство и маздеизм [11]. В IV - V веках в Южной Аравии Йемен , где местные племена поклонялись единому и единственному божеству, которого они называли просто Богом, Милостивым, Владыкой неба и земли, возникло такое явление, как «йеменский монотеизм».

Также известно, что на юге Аравии бывали торговцы-иудеи благодаря которым VI веке при царе Йусуфе Зу-Нувасе иудаизм стал государственной религией в Йемене. Христианство получило своё распространение среди арабов посредством миссионерской деятельности византийских послов и купцов. В том же Йемене обратилась в христианство часть родовой знати. Также в Мекке существовала влиятельная эфиопская колония, а в государстве Лахмидов проходила миссионерская деятельность несториан и монофизитов [10]. Проповедь Мухаммеда[ ] Согласно сборнику хадисов аль-Бухари [12] имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира во сне к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот 610-й год можно считать годом возникновения ислама. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк.

Иудеи обязались не помогать врагам мусульман. В 30-х годах VII века халифат имел успех в борьбе со своими главными противниками: Византией и персидским государством Сасанидов.

Религия Ислам: история, основа, культура

Ислам, его возникновение, особенности вероучения Сюда входят такие теоретические положения Ислама как вера в Бога, в ангелов, в пророков, в писания. доктрину об абсолютном Единобожии и т.д. Все эти положения являются основным теоретическим фундаментом Исламской религии.
Ислам. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия | halalife@ | Дзен Ислам считается самой молодой из мировых религий. Появление ислама относят к началу VII века. Община, созданная Мухаммедом (570—632 гг.) на юго-западе Аравийского полуострова в Хиджазе, считается основой государственного образования — Арабского халифата[2].
Ислам: религия единства или конгломерат сект? Каждый кто твердо убежден в основных принципах религии, будет, выполнят ее практические заповеди а также иметь высокую нравственность – является праведником в обоих мирах. Глава первая. Основные принципы Ислама.
Тема 10. Ислам Пособие определяет содержательную часть и структуру учебной дисциплины «Мусульманская религиозная философия». Основной формой проведения занятий по дисциплине «Мусульманская религиозная философия» является комментированное чтение и дискуссия.
Фундаментальный Ислам: благо и опасности - Дом Солнца Религией Ангелов также является Ислам. Эта религия совершенна, она лишена каких-либо недостатков и обеспечивает все условия для полноценной жизни человека, как материальной, так и духовной. Каковы источники наших знаний о религии Ислам?

Фундаментальная идея ислама: целостность вероучения в Коране и Сунне

19. Ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата Троицы, считая его уступкой многобожию. Ислам — подчинение всем повелениям и запретам Аллаха. Ихсан — соответствие друг другу языка, сердца и деяний во всех требованиях религии Ислам, то есть поклонение Творцу искренне и в совершенстве. Истинная религия – это Божественный Закон, приводящий здравомыслящего человека по его желанию к счастью в этой и в будущей жизни. Ислам Среди других и Ислама. Религия Ислам – это комплекс правил, рассматривающих государственное и социальное устройство, юридическую систему, этические нормы. Т.е. Ислам охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Что такое Ислам? Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам.

Фундаментальная религиозная идея Ислама: ответ на вопрос

Поэтому Аллах ниспослал последнего Пророка Мухаммада сас. Через Пророка Мухаммада сас вновь была передана всем людям истинная и совершенная религия — Ислам, религия всех Пророков. В настоящее время на земле истинная религия — это Ислам. Неправильные религии не имеют никакой ценности перед Всевышним. Ислам — единственная религия, одобряемая Аллахом.

Целью религии Ислам является сделать людей счастливыми. Люди, придерживающиеся Законов Ислама, приобретут счастье в этой и в будущей жизни. Исламская религия включает в себя три основы: 1. Иман — вера.

Уверовавший человек получит духовную пищу, очистит свое сердце от неправильных вероубеждений, наполнив его правильной верой, познает истину. Это то, что совершает человек. Обязанности связанные с действиями, делятся на два вида: a обязанности человека перед Создателем ибада10 ; б обязанности людей друг перед другом; 3.

Аллах дал человеку власть и свободу внутри некоторых пределов, что позволяет ему делать выбор. Согласно Корану, Аллах создал человека наместником халифом на земле. Он наделил его многими из качеств, подобных тем, которым обладает Он Сам. Конечно же, у человеческих качеств существуют пределы. Все на земле было создано для человека, и его задача — использовать во благо все то, что даровал Аллах. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает свободой в определенных рамках , разумом и воображением.

Даровав человеку все эти качества, Аллах хочет его испытать. Аллах знает будущее и знает предстоящий результат такого испытания, однако, тем не менее, для человека это остается экзаменом, который ему предстоит пройти. О рае и аде Рай и Ад относятся к области того, что в арабском языке называется словом «гайб» «невидимое», «тайное». Информацию об этом нельзя получить ни с помощью органов чувств, ни с помощью даже самых новейших приборов. При попытке понять, что ждет праведников в Раю, нельзя рассчитывать и на ограниченный человеческий разум. Человек не может представить себе Рай, точно так же как зародыш, находящийся в утробе матери, не может представить себе, что ждет его после появления на свет. Единственным источником, на котором можно основывать суждения о загробной жизни, являются божественные Откровения. Среди них Коран — Священная Книга, сохранившаяся в неизменном виде. Кроме того, помочь может и Сунна Пророка, позволяющая толковать некоторые из коранических аятов.

Из того понятия о Рае, которое дают Коран и Сунна, можно заключить, что там будут удовлетворены все потребности человека: физические, интеллектуальные и духовные. Рай — то место, где все это будет реализовано, он бесконечно совершенен. В то время как все земные блага преходящи, то, что будет в Раю, существует вечно. В то время как за всеми удовольствиями этого мира следуют боль и страдание, удовольствия Рая чисты. Они дают человеку неописуемое блаженство. Все знают о неизбежности смерти. Можно только просить Аллаха открыть глаза, чтобы увидеть Божью истину, и осветить взор, чтобы видеть путь, приводящий к Нему. В исламе люди поклоняются Ему, чтобы Он защитил их от всяких соблазнов, явных или скрытых и одарил их Своей благосклонностью и Раем, и защитил от Своего гнева и огня. Ад и огонь принадлежат к огненной природе, однако, их нельзя сравнивать.

Ад имеет совершенно другую природу. Если бы он был таким, как известный нам земной огонь, он сжег бы всякую вещь и обратил бы ее в пепел. Если человек попадет в огонь в этом мире, он тут же умрет, и таким образом, будет спасен от мук и страданий. А тот, кто войдет в Ад, встретит вечное мучение: "Не будет предрешенья срока им, ни на кончину, ни смягченье мук" 35:36. Аллах, согласно исламу, предоставил человеку длинный срок жизни в этом мире, даровал ему умственные способности, чтобы выбрать, по какому пути следовать, и силу воли, чтобы привести в действие свой выбор. Одни люди выбрали путь Ада и совершили то, что приводит к нему, и если, достигнув его, они начнут пролагать свои усилия, чтобы выйти из него обещая, что, если они будут возвращены в этот мир, то будут верить и творить благое , то ослам говорит, что тот, кто вышел из этого мира не вернется к нему, а кто вошел в огонь, не выйдет из него. Доступ к Раю не зависит от воли или желания, а достигается только верой и повиновением, как говорится в Коране: "Ни по вашим притязаниям, ни по притязаниям обладателей писания. Кто зло творит, тому воздается тем же" 4:123. Верующий, допущенный в Рай, является совершающим благое, призывающим к Аллаху, прилагающим усилия для возвышения Божьего слова, жертвующим собою и своим имуществом.

Тогда он становится в числе усердствующих на пути Аллаха. А если ему это не под силу, то он должен избегать дел, вредящих его духовному развитию, сохранять себя и свою семью от заблуждений, удерживаться от злого, и с терпеливой стойкостью встречать все трудности, встречающиеся на его пути, и тогда он будет в числе удачливых. Судный день Вера в Грядущее - Судный День, телесное воскресение, существование Рая и Ада - еще одно из основных положений веры в Исламе. Ислам утверждает, что нынешняя жизнь есть лишь небольшая часть общего бытия. Коран сообщает человеку о том, что есть и иная жизнь, совершенно отличная от жизни в этом мире, длящаяся бесконечно. Ибо Бог, Всемудрый, Всемогущий Создатель, способен сделать все, что пожелает, и Ему ничего не стоит перевести свои творения из одного состояния существования в другое. Ислам всячески подчеркивает ответственность человека перед Богом. Жизнь человека в этом мире представляет собой испытательный период, в течение которого он готовит себя к хорошему или же к плохому в последующей бесконечной Жизни. Расплату Судного Дня можно сравнить с окончанием экзамена, когда учитель спросит каждого из своих учеников: "Что делал ты во время экзамена?

Хотя человеческое тело умирает, его душа, его индивидуальность существует за пределами нынешней жизни; это непрерывная сущность, чье внутреннее состояние будет сохранено до Грядущего. Именно это состояние наряду с делами человека определит окончательную судьбу человека. Очевидно, что человек, проживший с правильным пониманием Бытия и отношением к нему, подчиняясь Всевышнему Богу, пребывает в совершенно ином внутреннем состоянии, нежели тот, у кого в течение всей его жизни это понимание было неправильным и искаженным, кто всю жизнь не почитал Бога, восставал против Него, забыл Его и умер в этом состоянии. Кроме того, хотя многие поступки тех и других кажутся похожими, они обусловлены совершенно разными намерениями: один стремился подчиниться и угодить Богу, другой же - к чему угодно, только не к этому, поскольку не признавал Его Бытия. Коран обрисовывает события Последнего Дня следующим образом - В день, известный лишь Богу, когда Он посчитает нужным, этому миру придет конец в результате ужасающего, невообразимого космического катаклизма. И в этот ужасный Судный День тела мертвых будут подняты из своих могил и вновь соединятся со своими душами, тогда как те, кто был жив, умрут и будут собраны воедино с первыми. Все люди из прошлого и настоящего предстанут тогда перед Богом, где каждый будет одинок и беспомощен, как и тогда, когда он пришел в этот мир, чтобы отчитаться перед Ним за содеянное. Оба этих состояния - Рай и Ад - будут испытаны физически обновленными телами, с которыми Бог подымет людей из могил; это не просто духовные или психические состояния. Коран говорит, что обитатели Рая испытают кое-что из того, что напомнит им об их земной жизни, что счастье и прелесть Рая лежат далеко за пределами человеческого воображения и что главным источником радости и блаженства для тех, кто обрел Рай, будет их близость к их Господу.

Что же касается тех, кто заслужил Ад, они пребудут во временных либо же в вечных муках, в зависимости от их внутреннего состояния, а также от характера и степени тяжести их грехов. Коран описывает Ад как пребывание в непрерывном, страшном огне среди отвратительной обстановки и таких же друзей по несчастью. Но самой страшной частью страданий обитателей Ада будет ужасное и неизбежное осознание того, что эту участь они заслужили и сами навлекли на себя, отвергая Бога и игнорируя учение, донесенное им через Его посланников. Искренние мусульмане всегда четко осознают эту очевидную реальность будущей жизни. Это во всех радостях и горестях нынешней жизни дает им понимание бренности, временности того пристанища, в которое они помещены Богом для испытания с целью оценки и подготовки себя к их будущему Дому. Это понимание необходимо для поддержания душевного равновесия и стойкости на трудном жизненном пути. Однако никто из мусульман, даже лучшие из них, и не думает, что непременно попадет в Рай; наоборот, чем убежденнее и богобоязненнее мусульманин, тем лучше он осознает свои недостатки и слабости. Поэтому мусульманин, зная, что лишь Бог управляет жизнью и смертью и что смерть может прийти к нему когда угодно, старается еще до перехода к новому существованию совершить поступки, угодные своему Богу, чтобы иметь достаточно оснований ожидать Его милости и снисходительности. Ангелы и Джинны Вера в существование тех, кого называют ангелами является также одним из основных положений веры в Исламе.

Бог, Всемогущий, Всезнающий, способен создать любые существа, какие пожелает. Он действительно создал огромное разнообразие существ различных по своим характеру, функциям и виду, среди которых некоторые обладают способностью мыслить. Священный Коран разъясняет, что люди не единственные мыслящие существа, созданные Богом. Другими мыслящими существами являются ангелы, являющиеся посланцами Бога и служащие Ему множеством способов. Они сотворены из света и в отличие от людей и джиннов не наделены свободной волей. Таким образом, они абсолютно подчинены воле Бога и заняты лишь поклонением и служением Ему. Люди, как правило, не могут ни видеть, ни слышать ангелов в их настоящем облике, но они, тем не менее, присутствуют в нашем мире, исполняя различные обязанности, возложенные на них их Создателем. Каждого человека сопровождают два ангела, вносящих все его дела до самой его смерти в список, который будет представлен ему в Судный день; подлинность занесенного в этот список он не сможет отрицать. Бог передавал Свое откровение пророкам, включая Мухаммада, через ангела.

Еще один вид разумных существ — джинны, которые, как говорит Коран, сотворены из огня. Подобно человеку, они обладают свободой выбора; некоторые из них добрые, другие же — злые. Согласно Исламу, сатана иблис или шайтан и его род — это джинны, которым Бог позволил попробовать соблазнить человека к отказу от подчинения и покорности Ему. Коран разъясняет, что тот, чья жизнь сосредоточена на Боге, может легко отвергнуть сатану, чьи козни слабы, в то время как тот, кто отвергает Бога или восстает против Него, наверняка окажется во власти сатаны и станет жертвой зла источник. Коран, в соответствии с учением Ислама, завершает и заменяет собой два более ранних откровения - Тору и Евангелие. В Таурате и Инджиле - так они зовутся по-арабски - есть много такого, что сходится с Кораном. А в Коране есть упоминания о ветхозаветных пророках и новозаветном Иисусе мир им всем. Коран - это не повествование о Боге, а Слово Божье, непосредственно ниспосланное всему человечеству через Божьего посланника Мухаммада. Изначальный текст Корана сохранен на том языке, на котором он был ниспослан, а в последующие времена в Коран не было внесено ни одной текстовой вставки или правки; никто его не редактировал и не писал к нему «комментариев на полях», которые - случайно или нет - могли «войти» в текст самого Писания.

Именно этим объясняется ключевая роль Корана в жизни мусульман - это краеугольный камень исламского общества, основа его государственно-правового и социально-экономического устройства. Стараться жить по Корану - значит исполнять Божью волю, а идеальное общество - это такое общество, где соблюдают все Его предписания. Имя собственное Всемогущего Господа звучит как «Аллах». Другого такого нет, и связывать что-то с Богом - значит умалять Его уникальность, то есть склоняться в ширк - политеизм. И не был Ему равным ни один! Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые записывали откровения на всем, что было под рукой, - каменных дощечках, пергаменте, кусках кожи. Однако более надежным средством представлялась устная передача сведений профессиональными чтецами, которые могли безошибочно воспроизводить большое количество длинных и сложных аятов Корана. Таких людей называют хафизами.

Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.

Закон Шариата: руководство для жизни исламской общины Основной принцип Шариата заключается в том, что Бог является верховным законодателем, а его воле подчиняется исламский общину. Шариат регулирует все сферы жизни мусульман, включая религиозные обряды, семейное и наследственное право, уголовное и гражданское право, экономику и политику. Основные принципы Шариата включают следующие: Монотеизм: исповедование единого Бога Аллаха. Адаб: соблюдение норм поведения и приличий. Смышленость и справедливость во всех делах. Соблюдение благопристойности и скромности в одежде и поведении. Шариат также предусматривает правила для семейной жизни, такие как моногамия, запрет на прелюбодеяние и насилие в отношении супругов.

Все эти принципы и нормы являются основополагающими для мусульманской общины и играют важную роль в формировании исламского общества. Необходимо отметить, что толкование и применение Шариата может различаться в разных мусульманских странах и культурах. Однако, в целом, закон Шариата остается ключевым руководством для верующих, помогая им жить по принципам ислама и поддерживает их в постижении духовных и нравственных ценностей. Учения ислама о морали и этике Одним из основных принципов ислама является справедливость. Вера в бога Аллаха предполагает соблюдение правильного отношения к своим собратьям и всему окружающему миру. Ислам призывает к посильной помощи нуждающимся, к уважению к старшим, к равноправию между мужчинами и женщинами. Еще одним важным принципом ислама является честность. Человек, исповедующий ислам, должен быть честным и справедливым во всех делах, ни в коем случае не делая фальшивых обещаний или обманывая других людей.

Ложь и обман считаются грехом перед Аллахом. Ислам также подчеркивает значимость скромности и сдержанности. Умеренность во всех видах поведения — одна из важнейших ценностей в исламе. Излишняя гордость или жажда материального обладания рассматриваются как показатель неправильных взглядов на жизнь. Основой исламской этики является терпимость и уважение к другим верованиям и мировоззрениям. Ислам запрещает преследование или насилие по религиозной или этнической основе и выступает за мирное сосуществование всех людей. Ислам призывает своих последователей к контролю над своими эмоциями и чувствами. В гневе или раздражении, верующий должен сохранять спокойствие и не проявлять агрессию.

Он должен стремиться к внутреннему миру и гармонии. Таким образом, ислам побуждает своих прихожан к соблюдению морали и этики во всех сферах жизни. Он предлагает четкие и универсальные принципы, которые помогают людям строить гармоничные и справедливые отношения в обществе. Вопрос-ответ: Что такое ислам? Ислам — это мировая религия, основанная на пророке Мухаммеде, которая верит в единого Бога и призывает своих последователей жить по указаниям Корана.

При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, - что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе". Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе — единственным учебным заведением, а Коран — единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд.

Численность мусульман Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии без стран бывшего СССР жило 778 млн. В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии 150 млн. Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне ок. Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте 46 млн. Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс.

Ислам. Основные религиозные направления.

Фундаментальный Ислам: благо и опасности Основное положение ислама о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев.
Ислам — религия лёгкости этот термин обозначает приверженцев религии ислам, и это определение дает ответ на вопрос, в чём отличие ислама от мусульманства.
Тема 10. Ислам мировая религия. Ислам явился закономерным развитием аравийского общества и эволюции религиозного сознания народов Аравии. Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама характеризовалась доисламскими религиозными.
Ислам: религия единства или конгломерат сект? Известно ли вам, что Фундаментальный Ислам, от которого сегодня исходит угроза Мирового терроризма, это тот самый Ислам, который наиболее последовательно опирается на букву Корана, и который, как «устав» военного времени, призывает, отнюдь.

17.Основные идеи и зарождение ислама

О сущности Ислама. В 1936 году Ахмед Али написал об исламе, что позволяет немного понять саму суть исламской религии: Слово «ислам» происходит от корня «слам», означающего самоотречение, безопасность, мир и спасение. Нацистская территориальная агрессия: аншлюс. Какова фундаментальная религиозная идея Ислама? Какой курс рубля правильный? — Форекс аналитика на. Подрубрики. Проповеди это что?[Есть ответ]. ИнтернетИслам Ислам — одна из трех основных мировых религий. Ислам как особая религия арабов постепенно организовывается – политико-религиозная идеология с этническим характером, то есть типичным для арабов. Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными. Ваххабизм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Что же такое ислам? Само понятие ислам в арабском языке озна-чает «вверение себя Богу», т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения сложились основные характеристики ислама, раскрывающие его сущность.

Ислам: основные принципы и учения

Осн. положений исламского вероучения (см. Акида) пять: вера в Бога, ангелов, в божественные Писания, пророков и Судный день (Коран, 1:3/4; 2:285; 4:135/136). Сунниты присоединяют к ним веру в божественное предопределение (см. Бог в исламе). Главные идеи ислама. Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым является Аллах. ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Прежние священнослужители других верований нуждались в исламе, т.к. после прихода ислама, остальные религии потеряли силу. По существу, представители других религии должны принять ислам. Еще при жизни Мухаммеда было образовано полностью исламское государство – Арабский халифат. Главные идеи ислама. Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым является Аллах.

Ислам: вероучения и основные направления

В целом «дин» — это часть более общего понятия «ислам», который представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, гос.-правовых установлений и опре-дел. форм культуры. Ислам начал быстро распространяться по Аравийскому полуострову. В 630 г. произошло еще одно очень важное событие: приверженцы ислама смогли взять Мекку, которая с тех пор стала главным религиозным центром ислама. Ислам становится религией всех арабов. источники вероучения и основные идеи ислама рождение ислама исламизация востока источники вероучения основные идеи ислама Мухамед возникновение первой мусульманской общины завоевание Мекки возникновение ислама. ат-Таухид, то есть единобожие. От этой основы вытекают все остальные столпы Ислама и веры, убеждения и действия. Основные принципы ислама. Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников (например колдовство), мусульмане понимают как преступление.

Какова фундаментальная религиозная идея ислама?

великий пророк Мухаммад. Основные принципы исламского вероисповедания. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов. Основа и полный текст Корана. Основные статьи: Ислам по странам, Исламский мир. См. также: Численность последователей основных религий. Ислам — одна из трёх мировых религий, являющаяся второй по численности религией в мире (после христианства). ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. 2. Мусульманская религия имеет две части: 1. Аль-Иман (вера) – религиозно философское учение 2. Ад – Дин (религиозная обязанность) – религиозный культ, обряды. Основные положения вероучения ислама: Вера в Аллаха – основной догмат.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий