Суфийская практика зикр: что это такое

Содержание

Суфизм и суфийские практики для женщин и женской силы

Суфийская практика зикр: что это такое

Существуют разные направления духовного совершенствования и к ним относят суфизм. Его используют для того, чтобы справиться с проблемами, раскрыть потенциал и лучше понять себя. Есть разные практики, которые помогают преобразиться не только внутренне, но и внешне.

Что это суфизм?

Мистическое направление в исламе, которое проповедует аскетизм и повышенную духовность, называется суфизмом. Его используют для очищения души от негатива и приобретения правильных душевных качеств. Суфизм – это сложное для понимания направление, поэтому без помощи духовного наставника (муршида) на первых этапах не обойтись. Все, что противоречит шариату, не может считаться суфизмом.

Философия суфизма

Название этого направления в персидском языке означает, что нет отличий между человеком и окружающим миром. Современный суфизм базируется на философии, заложенной с самого начала создания.

  1. Чтобы жить настоящим, не нужно вспоминать о прошлом и заглядывать в будущее, главное, ценить моменты и не беспокоиться о том, что будет через час или день.
  2. Суфии существуют везде и чем человек ближе к Богу, тем больше он растворяется в нем и становится Всем.
  3. Суфизм передается от сердца к сердцу, как что-то магическое.
  4. Бог не является личностью, и он существует повсюду.

Психология суфизма

На первых стадиях формирования этого течения одной из главных идей было очищение души через практику бедности и покаяния, так суфии хотели приблизиться к Всевышнему.

Принципы суфизма основаны на создании совершенного человека, который свободен от своего Эго, и слиянии с Божественной истиной. Основные направления этой практики помогают совершенствовать духовный мир, избавляться от материальной зависимости и служить Богу.

Обязательно принципы этого течения полагаются на учение Корана и следуют идеям пророка Мухаммеда.

Эзотерический суфизм

Люди, принявшие решение стать на путь познания Бога, не должны вести отрешенный и аскетический образ жизни, поскольку суфии считают, что мирская жизнь как нельзя лучше дает шанс познавать и изменять себя.

В основе представленного течения находится божественная любовь, которая рассматривается, как единственная энергия и сила, способная привести к Богу. Мистика суфизма включает несколько этапов для ее познания.

  1. Сначала проводится развитие эмоциональной и сердечной любви, ко всему светлому на земле.
  2. Следующий этап подразумевает жертвенную службу людям, то есть нужно заниматься благотворительностью, помогая людям не требуя ничего взамен.
  3. Происходит понимание того, что Бог есть во всем, причем не только в хороших, но и в плохих вещах. На этом этапе человек должен перестать делить мир на черное и белое.
  4. В завершении становления эзотерический суфизм подразумевает направление всей существующей любви к Богу.

Суфизм – за и против

Уже не один десяток лет с таким понятием как «суфизм» связано много споров. Многие считают, что подобное направление является сектой и люди, вступающие в нее, находятся в опасности.

Мнение против возникло и из-за того, что в это религиозное направление вошли многие безбожники и шарлатаны, которые искажают информацию. Правда о суфизме – тема, которая интересует многих ученых, что привело к возникновению многих теорий и книг.

Например, есть известная книга «Правда о суфизме», в которой можно найти ответы на важные вопросы и узнать о существующих мифах.

С чего начать изучение суфизма?

Чтобы разобраться в основах этого течения и получить первые знания, необходимо найти учителя, который будет являться связующим звеном. Его могут назвать лидером, пиром, муршидом или арифом.

Суфизм новичков (последователей) называет мюрид. Одна из важных стадий является исчезновение в мастере, которое подразумевает совершенствование преданности.

В результате ученик обнаруживает, что во всем окружающем он видит только своего наставника.

На начальных этапах учитель предлагает мюридам разные практики для развития концентрации, остановок мыслей и так далее. Выясняя, с чего начать суфизм, следует заметить, что обучение непосредственно зависит от индивидуальных особенностей каждого новичка. В разных братствах количество этапов для вхождения в религию отличается, но среди них можно выделить четыре основных:

  1. Шариат. Подразумевается буквальное выполнение законов, описанных в Коране и Сунне.
  2. Тарикат. Основан этап на освоении ряда ступеней, которые называются макам. К основным относят: покаяние, осмотрительность, воздержанность, нищету, терпение, упование на Бога и покорность. Тарикат применяет метод размышления о смерти и интенсивную интеллектуальную работу. В завершение мюрид испытывает необъяснимое и сильное желание достичь единения с Богом.
  3. Марефат. Происходит дальнейшее обучение и совершенствование знаний и любви к Богу. Дойдя до этого этапа, суфий уже понимает многомерность пространства, ничтожность материальных ценностей и имеет опыт общения с Всевышним.
  4. Хакикат. Высший этап духовного восхождения, когда человек поклоняется Богу, будто он находится перед ним. Происходит сосредоточение на взоре и наблюдении за Создателем.

Суфийские практики для женщин и женской силы

Техники, используемые в суфизме, самобытные и оригинальные, дают шанс очистить и раскрыть сердце, почувствовать радость от общения с миром, Богом и самой собой. Кроме этого, человек обретает спокойствие, уверенность и гармонию.

Суфийские практики женской силы являются древними, и заниматься ими рекомендуется под руководством опытного наставника, поскольку нужно знать и понимать их суть. Кроме этого, определенные действия должны совершаться в определенное время.

Медитации, разные движения тела, дыхательные упражнения, все это помогает оздоровиться, избавиться от лишнего веса и негатива. Суфийские практики представляют целые системы, поэтому выполнения пары упражнений будет недостаточно. Не менее важно учитывать возрастные ограничения. Древние суфийские практики не только пробуждают божественную энергию, но и учат самостоятельно ею пользоваться.

Суфийские практики Даши

Победитель 17 сезона известного шоу «Битва экстрасенсов» Свами Даши практикует суфизм. Он проводит разные семинары и семинары, где помогает людям избавиться от негатива и изменить свою жизнь.

Свои практики он основывает на звуке, дыхании и движении. Предложенные им суфийские упражнения помогают снять эмоциональные, ментальные и физические блоки.

Известные некоторые практики, используемые Даши:

  1. Динамические медитации. Активные и напряженные монотонные движения помогают добиться расслабления и единства души, тела и духа.
  2. Суфийские кружения и зикры используются для того, чтобы войти в транс.
  3. Беззаботная ходьба с медитацией и бег на месте помогает выйти за пределы возможного.

Суфийская практика зикра

Многократное повторение священного текста, глубокая медитация называется зикра. Такая практика имеет свои особенности и для нее используются разные движения: молитвенные позы, кружения, покачивания, вибрация и так далее. Основой зикр является Коран.

Суфийская энергетическая практика помогает справиться с негативом и получить положительный заряд. Используется техника дыхания, пение и безмолвие. Варианты и модификации зикра разные в зависимости от братства или ордена, где они проводятся.

В группах зикр проводится так:

  1. Участники становятся или садятся в круг.
  2. Руководитель надает медитативную настройку.
  3. По его указаниям все выполняют определенные упражнения, которые сменяются друг за другом. Они представляют собой ритмичные движения, выполняющие в убыстряющемся темпе.
  4. Во время этого участники произносят молитвенные формулы.

Суфийские танцы

Одной из самых известных практик суфизма – танцы с юбкой, которые помогают приблизиться к Богу. Их исполняют дервиши под аккомпанемент барабанов и флейты.

Юбки, надетые одна на другую, работают по принципу мандалы и во время раскручивания они усиливают воздействие энергии на танцующих людей и смотрящих. Стоит сказать, что для исполнения танца монах должен три года вести строгий образ жизни и находиться в монастыре.

Подобные суфийские практики можно проводить и самостоятельно, но тогда кружиться необходимо с открытыми глазами. Есть особенности таких практик.

  1. Перед началом кружения дервиши делает хлопок и топает ногой, что нужно для отпугивания шайтана.
  2. Большое значение имеет поклон, а также прикладывание руки у груди, что является приветствием.
  3. Среди всех танцующих есть главный дервиши, символизирующий Солнце.
  4. Во время танца одна рука должна быть непременно поднятой, а другая опущенной. Благодаря этому происходит соединение с Космосом и землей.
  5. Кружение происходит в течение длительного времени, благодаря чему дервиши входят в транс, соединяясь тем самым с Богом.
  6. Во время танца дервиши проявляют свое отношение к жизни.

Суфийские практики для похудения

Приверженцы представленного религиозного течения утверждают, что все проблемы людей, будто болезни или лишний вес, связаны с негативными эмоциями и непониманием своего предназначения в жизни.

Суфийские практики для женщин, включающие разные упражнения, учат управлять жизненной энергией. К тому же это течение учит, как правильно принимать пищу, думать и действовать. Справиться с лишним весом в результате очищения своей души и становления на правильный путь.

Все медитации, суфийские практики дыхания, танцы и другие варианты будут уместны для похудения.

Суфизм и христианство

Многих интересует вопрос, касающийся того, как относится церковь к подобным религиозным направлениям.

Такого понятия, как христианский суфизм не существует, но между этими понятиями много общего, например, идея очищения души через практику покаяния и первичность духовной составляющей.

Церковь утверждает, что христианство не приемлет мистику, будто языческие ритуалы или религиозные течения, поэтому по их мнению суфийские практики от дьявола и использовать их нельзя.

Древо жизни – что это значит и как оно выглядит? Символ древо жизни – олицетворение мудрости, связи с Богом и вечной жизнью. Его представление, место в религии и мифологии разных народов вызывают живой интерес. Существуют отличительные особенности этого символа в христианстве, исламе и каббалистике, которые наделяют его особым смыслом.Мистицизм – особое мировоззрение, опирающееся на иррациональное мышление. Все религии мира в основе содержат трансцендентный опыт сопричастности к Божественному. Мистик – человек, выбравший мистический путь познания себя и Вселенной.
Мифические существа народов мира – добрые и не очень Известны разные мифические существа, которые являются главными героями многочисленных легенд, а их за годы существования человечества накопилось немало. На их формирование влияло географическое положение, местные традиции и многие другие факторы. Богиня Кали – культ богини смерти Многими поэтами разных времен и народов воспевалась индийская богиня Кали – символ смерти и вечной жизни. Но не всем известно, что она символизирует еще и материнство, Солнце, Луну и огонь. Ей даже в 21 веке приносят кровавые жертвы в храме Дакшинкали, в чем не раз могли убедиться туристы.

Источник: https://womanadvice.ru/sufizm-i-sufiyskie-praktiki-dlya-zhenshchin-i-zhenskoy-sily

Пять суфийских практик для изменения психоэнергетического состояния

Суфийская практика зикр: что это такое

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик — в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания — получает от наставника особые задания и упражнения. В то же время наставник проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики наставник предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения «ментальной паузы», проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма.

Некоторые из этих упражнений вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь. Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб — ощущение близости Бога, махабба — ощущение горячей любви к Богу, хауф — глубокое раскаяние, шаук — страстный порыв к Богу и т.д.

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей, например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной «ментальной паузы». На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца возникают гармоничные «спонтанные» движения.

Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов.

Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Ещё одна интересная техника — суфийское кружение. Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники.

Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма.

В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию.

Общие правила выполнения упражнения таковы:

  • 1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;
  • 2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;
  • 3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;
  • 4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;
  • 5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;
  • 6) после выполнения упражнения необходима релаксация;
  • 7) также требуется полное «доверие к технике», полная «раскрытость» во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

На «зрелых» ступенях проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной «сердечной» любви.

Одна из техник такого рода — медитация смеха. Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую — на область муладхары, активируя эти чакры.

Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха от муладхары к головным чакрам.

Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр. Варианты, модификации зикра весьма разнообразны — в соответствии с традициями того или иного братства или школы, мастерством наставника.

Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Наставник даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела).

В некоторых школах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка — пища души (гиза-и-рух) — одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу.

Широко применяется музыка, побуждающая тело к «спонтанным» движениям (тараб), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут) и т.д.

В ряде школ введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама), экстатические танцы под музыку и т.п.

Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких «центров» организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального.

Слаженная, сгармонизированная работа «центров» открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния.

Кроме обычных методов в суфизме существуют и «скоростные» техники духовного развития. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.

Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии — Самадхи), и техники для достижения правильной «кристаллизации» сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).

В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых школ и направлений — сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном.

О том, что в основе суфизма и исихазма, даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса, а также некоторых других направлений — лежат одни и те же закономерности духовного развития.

Они лишь по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях.

Поэтому всегда находятся люди — вне зависимости от их принадлежности к той или иной духовной традиции — которые с успехом следуют по суфийскому пути

Источник: http://dervish-city.ru/articles-five-sufi-practices-for-chang-in-psychoenergetic-condition.html

Суфийская техника – Зикр

Суфийская практика зикр: что это такое

Слово Зикр означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием.

Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека.

Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.

Зикр– исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма.

Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание.

Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Практика Зикра

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая

ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров – «Ишк Алла – Мабут Алла» – Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований – «Лаа илааха илль Аллаа» – Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас».

  Такая связь и искренняя, личная  осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Божественные имена

Повторение божественных имен – зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,

Милосердный,

Милостивый,

Царь,

Святой,

12) Творец

13) Создатель

29) Судия

30) Правосудный

31) Милующий

47) Мудрый

48) Любящий

49) Славный

52) Истина

53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”.

Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной.

Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза.

Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” – для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев.

Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами.

Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Виды зикра

Зикр джахри (джали) – поминание вслух; зикр хафи – мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.

) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути».

Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников.

Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Подготовка к зикру

Помимо вводной части – произнесения формул хизба и вирда – участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины.

Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику».

Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры

  Кружащиеся дервиши в Стамбуле

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.

Варианты, модификации зикра весьма разнообразны

В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений.

Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул.

На фоне их могут даваться и дыхательные техники.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху).

Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад.

Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия».

Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д.

Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной – 101, 1001 и т. п.

Стадии зикра

Согласно Ибн “Ата” Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания.

Первая – это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной.

На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце».

Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия.

Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца.

Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его ых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире.

Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания».

Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея.

Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма.

Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана “ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями.

Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам».

Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн “Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар».

Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Источник: https://osoznanie.org/1957-sufiyskaya-tehnika-zikr-meditacii-i-penie.html

Суфийские практики: кружение, зикры, дыхание, танцы

Суфийская практика зикр: что это такое

Требования к женщине со стороны мужчин и общества увеличиваются с каждым годом. Она должна быть красива, умна, родить и воспитать здоровое потомство, при этом зарабатывать деньги, быть интересной собеседницей, а также создавать семейный уют. И это только некоторые критерии.

Как же слабому по своей природе полу соответствовать поставленной планке и не потерять свою индивидуальность, а наоборот, расширить свой внутренний мир и приумножить свою привлекательность? Ответ на эти и многие другие вопросы можно найти, обратившись к суфийским практикам для женщин, которые представляют собой целый комплекс философских знаний и практических советов по самосовершенствованию. Если с головой окунуться в эту систему, с ее помощью можно постичь и совершенствовать себя физически и духовно, а также понять свое место и предназначение во Вселенной.

Ежедневные молитвы

Неотъемлемой частью духовных практик являются ежедневные молитвы, которые подбирает для женщин духовный наставник. Это могут быть как отрывки из Корана, так и расширенные молитвы, каждая из которых имеет свое предназначение.

Для того чтобы добиться единения с Богом, суфисты каждый день читают молитвы не менее 5 раз.

Считается, что с помощью такого чтения можно избавиться от болезней и проблем, главное — делать это осознанно и вникая в суть вопроса, который вас беспокоит, и при правильном выполнении этой задачи ответы и решения не заставят себя долго ждать.

Танцы дервишей (сакральные движения)

Для того чтобы приступить к этому упражнению, необходимо достичь «ментальной паузы», а значит, полностью абстрагироваться от своих мыслей, то есть вовсе ни о чем не думать, а просто слушать медитативную музыку или напевы. Дело в том что у суфийских танцев нет никаких специальных движений, они получаются непроизвольно и спонтанно, при полном расслаблении тела и разума.

Суфийское кружение

Одни из мощных упражнений, которые помогают привести в порядок мысли и добиться гармонии со своим телом, — это суфийские кружения.

Для того чтобы приступить к их выполнению, необходимо надеть удобную одежду, которая не будет сковывать движения, и снять обувь, а дальше поднимите правую руку вверх, а левую опустите вниз и начинайте кружиться по часовой стрелке. Для того чтобы почувствовать результат, нужно делать это не менее часа.

Тело будет постепенно становиться неподвижным, а затем наступит естественное падение, которого не стоит и бояться. После падения следует лечь на живот и пребывать в спокойном расслабленном состоянии 15-30 минут, желательно в это время сосредоточиться на медитации.

Важно!Выполнять такое упражнение необходимо как минимум через 2-2,5 часа после еды.

Медитация смеха

Для того чтобы очистить разум от насущных проблем и переживаний, существует такая суфийская практика, как медитация смеха. При правильном выполнении можно совершенствовать и развивать чакры, а тем самым приумножать женскую силу.

Для начала необходимо расслабиться и лечь на спину. Постепенно настроиться на медитацию, избавляясь от мыслей и очищая свой разум.

Затем нужно положить одну руку между ключицами и «солнечным» сплетением, именно там располагается чакра Анахата, которая отвечает за любовь, причем любовь сердцем, а не разумом.

А вторую руку размещаем между лобковой частью и копчиком на уровне чакры Муладхара, которая отвечает за психоэмоциональное состояние и привлекательность женщины. После этого необходимо пропустить через себя волну смеха, которая будет плавно подниматься от Муладхары к голове.

Зикры

Еще один способ очистить свое сознание и научиться воспринимать себя и окружающих спокойно — избавиться от злости и раздражения. Упражнение можно выполнять только в хорошем расположении духа, а если вы плохо себя чувствуете, гневаетесь или раздражены, лучше отложить практику на некоторое время. Суфийские зикры выполняются следующим образом.

Сядьте и выпрямите спину, закройте глаза и сконцентрируйтесь на том, что находится у вас внутри. Ваше внутреннее зрение должно подключиться в этот момент. Необходимо добиться ощущения света в районе «солнечного сплетения», а затем сделать так, чтобы он поднялся в лобную часть и задержался между бровей, а потом опустился в область печени.

Повторить зикры нужно 99 раз.

Важно!В промежутках между упражнениями рекомендуется выполнять медитацию «Суфийское дыхание», которая предусматривает подъем энергетического шара из нижней чакры в самую верхнюю.

Духовные стоянки

Более продвинутые ученицы могут осваивать духовные стоянки, которые заключаются в воздержании от некоторых благ, а также в тренировке силы воли и программировании на достижение поставленных целей.

Суть вопроса в том, чтобы сконцентрироваться на чем-то очень важном для вас в данный период времени. Например, побороть свою ревность, обрести надежду или уверенность в себе, сконцентрироваться на знаниях и мудрости.

Свои чувства и эмоции необходимо постоянно контролировать и обращать внимание на свою реакцию на происходящее. Такая работа над собой и своими ошибками, ее анализ, помогают женщине преобразиться духовно и физически.

Суфийские практики, направленные на самопознание и самосовершенствование помогают женщинам обрести себя, расширить и очистить от ненужной информации свой разум, а также избавиться от многих болезней и стать более привлекательными.

Эта философия не терпит поверхностного отношения, перед тем как приступить к упражнениям, нужно вникнуть в суть, а еще лучше — обратиться за помощью к духовному наставнику, который направит вас в нужное русло и поможет избавиться от наболевших проблем и правильно расставить жизненные приоритеты.

Источник: https://lifegid.com/bok/1884-nastraivaem-telo-um-i-soznanie-ili-chto-takoe-sufiyskie-praktiki.html

Зикр: что это и как правильно применять, стадии и этапы суфийской практики

Суфийская практика зикр: что это такое

Зикр: что это такое и для чего используется? Это понятие дословно переводится, как «воспоминание о божественном». Считается, что эта практика развивает осознанность и помогает очиститься от негатива, выйти на более высокие энергетические вибрации. Поговорим об особенностях зикра.

  • 1 Что такое зикр?
  • 2 Практика зикра
  • 3 Разновидности зикра
  • 4 Стадии

Что такое зикр?

Зикр — это суфийская практика, песнопения в определенном ритме, которые сопровождаются движениями и правильной техникой дыхания.

Считается, что разные эмоции человека выводят его энергетический потенциал на определенную частоту вибраций. Негативные чувства: гнев, зависть, обида, раздражение, страх и другие понижают энергетические вибрации, позитивные — любовь, благодарность, принятие — повышают.

Поэтому цель исламской духовной практики — исцелить сознание человека от травм и негатива, заставить его перейти на более высокие энергетические вибрации, очистившись от всего, что этому мешает.

В исламе зикр очень распространен. Практика заключается во входе в медитативное состояние при помощи особых техник дыхания и телодвижений, сопровождающихся многократным напевом молитв.

Практика зикра

Эффективность зикра заключается в том, что во время практики человек выполняет совокупность действий. Он и читает молитвы, и работает с телом, и следит за правильной техникой дыхания. Всё это вместе позволяет достичь хорошего результата в работе с подсознанием.

Важные моменты и особенности практики:

  1. Самый известный и наиболее часто используемый зикр — молитва «Ишк Алла — Мабут Алла», что дословно переводится как «Бог есть любовь». Есть и другие тексты, которые подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую человек хочет решить.
  2. Чаще всего у суфиев практикуют групповые медитации. Люди становятся или садятся в круг, действуют синхронно. Это значительно усиливает эффективность практики, потому что создается мощный энергетический потенциал.
  3. Очень важно следить за дыханием. Считается, что вдох и выдох символизируют жизнь и смерть соответственно. Поэтому к дыхательным практикам суфийцы относились очень трепетно и внимательно.
  4. При помощи зикра можно раскрыть свой творческий потенциал, окунуться в собственный внутренний мир и лучше познать себя, найти Бога в себе и обрести с ним связь.
  5. Тексты молитв для суфийских практик берутся только из Корана. Поэтому чаще всего они применяются именно мусульманами. Если вы относите себя к другой религии, лучше читать свои молитвы, потому что для результата требуется искренняя вера в того Бога, которому вы поклоняетесь.

цель зикра — помочь человеку обрести связь с Богом, ощутить божественное внутри себя, впустить веру в свое сердце. Если это получается, вы обретаете мощную энергетическую поддержку, убиваете негативные эмоции и дарите себе постоянное чувство безопасности.

Разновидности зикра

Есть несколько видов суфийских практик, которые различают по способу взаимодействия с Богом.

Они следующие:

  1. Джали — поминание вслух. В этом случае человек произносит молитвы громко и четко, концентрируясь на звуковых вибрациях, которые выходят из его гортани.
  2. Хави — поминание в мыслях. В этом случае молитвы произносят мысленно, полностью концентрируясь на ощущениях тела, погружаясь вглубь собственного подсознания.
  3. Коллективные зикры — работа в группе. Важно при этом, чтобы все участники практики соблюдали определенные позы и следили за дыханием, оно должно происходить в унисон.

При работе в группе обязательно нужен наставник, который будет контролировать процесс и помогать участникам глубже погрузиться в медитацию. Руководитель (шейх) следит и за тем, чтобы люди не симулировали, а полностью соблюдали технику.

Перед практиками рекомендуется очистить тело: принять душ или ванную, сходить в баню, надеть чистую одежду, а тело умаслить ароматическими масляными смесями.

Что касается позы для медитации, то рекомендуется усаживаться на молитвенные коврики, скрещивать ноги, а ладони свободно положить вдоль тела. Поза должна быть открытой. Она напоминает йоговского лотоса.

Посмотрите видео по теме:

Стадии

Зикр делят на три стадии поминания. Рассмотрим каждую из них.

Стадии суфиской практики:

  1. Зикр языка. Это первая стадия поминания. В начале человек должен поставить цель и заручиться намерением почувствовать Бога в своем сердце и постараться максимально сконцентрироваться на процессе. На этом этапе происходит обращение к Богу, искреннее и честное и буквально «раскрываются врата», чтобы божественное вошло в душу.
  2. Вторая стадия — «зикр сердца». На этом этапе молитвы уже не произносят вслух, а стараются сделать это мысленно, прочувствовать все свои ощущения, осознать Бога внутри себя. Очень важно, чтобы слова молитвы исходили именно из сердца. Человек может ощутить тепло в этой области либо пульсацию. На первых сеансах это получается с трудом, но со временем не приходится прилагать никаких усилий, потому что развивается чувственность.
  3. Третья стадия «сирр» — это тот самый «дзен», к которому стремятся все, кто занимается духовными практиками. Это абсолютно умиротворенное и спокойное состояние, которое в дальнейшем человек испытывает не только во время медитации, но и в обычной жизни.

Что может происходить с человеком во время практики:

  • При входе в медитативное состояние человек может увидеть то, что скрыто в его подсознании, поэтому процесс сопровождается разнообразными видениями.
  • Усиливаются звуковые, осязательные и зрительные, а также цветовые ощущения. Мир становится невероятно ярким и громким. Некоторые люди отзываются о том, что видели яркие молнии, вспышки света, проносящиеся перед глазами один за другим.

Суфийские практики позволяют отлично проработать проблемы человеческого подсознания. Вы наполняетесь энергией, переходите на более высокие энергетические вибрации, что в итоге помогает быстро решать проблемы в любых жизненных сферах.

Источник: https://TayniyMir.com/meditatsiya/zikr-chto-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.