Тибетская мандала медитация монахов

Содержание

Тибетская мандала: мастер-класс по созданию, советы и особенности

Тибетская мандала  медитация монахов

Тибетская мандала — разновидность популярной ныне арт-терапии. Такие изображения изготавливаются в ручную и заряжены энергетически. На протяжении нескольких тысячелетий тибетские монахи рисовали мандалы с благими целями.

Для чего нужны мандалы тибетских монахов?

Загадочные мандалы — это не просто рисунок. В изображении заложен колоссальный энергетический потенциал. Цели применения тибетских мандал следующие:

  • Используются, когда необходимо повысить ясность ума и научиться максимальной концентрации внимания. Также мандалы развивают осознанность
  • Для успокоения гиперактивного сознания, прекращения бесконечного внутреннего диалога и самокопания. Мандалы успокаивают ваш мозг и нервы, когда вы чрезмерно обеспокоены или возбуждены, тревожитесь
  • Это грандиозная работа с собственным подсознанием. Рисование цветных кругов помогает выйти за рамки, научиться управлять своим бессознательным. Это своеобразный вид медитации, творческий, йога для мозга
  • Применяются для подготовки к медитациям. Чтобы заняться духовными практиками, необходимо абстрагироваться от посторонних мыслей и максимально сосредоточиться на процессе. Именно мандалы помогают подготовить сознание к медитации — расслабляют, успокаивают, открывают бессознательное
  • Считается, что мандалы наполняют человека энергией — наполняют тонкое тело высокими вибрациями
  • Мандалы — это способ глубокой проработки собственной психики. Рисуя их регулярно, можно забыть о комплексах и негативных установках и колоссально трансформировать собственную личность через гармонизацию сознания
  • Во время творчества проще приходит ответ, как поступить в сложной, на первый взгляд, тупиковой ситуации. Сознание становится ясным, и нужное решение возникает в мыслях само собой
  • Рисование помогает освободить сознание от груза страхов, фобий, эмоциональных зажимов и даже детских психологических травм. Но требуется несколько сеансов, чтобы эффект закрепился
  • Мандалы устанавливают энергетический барьер между вами и окружающим миром. Сквозь эту невидимую стену не проникает негатив и плохая энергетика
  • И совсем эзотерическая цель — очистка и структуризация окружающего пространства

Вне зависимости от того, есть ли у вас конкретная цель, мандалы точно будут полезными. Это своеобразный, творческий способ расслабиться и уйти на время в себя, абстрагироваться от всего земного, забыть о насущных проблемах.

Зачем нужны были мандалы в Тибете?

Тибетские мандалы использовались на своей Родине с древних времен. Они являлись незаменимым атрибутом мистических ритуалов и были частью старинных традиций. Но много веков назад рисование мандал находилось в строжайшей тайне. Это был тайный обряд, который проходил только в монастырях.

Далай-Лама пожелал сохранить древние традиции и велел возвести мандалы в различных точках земного шара. Он считал, что этим принесет пользу всем живущим на нашей планете, ведь достаточно просто посмотреть на мандалу, чтобы исцелиться от всего негативного, встать на путь духовного развития и роста.

Также тибетские мандалы — неотъемлемый атрибут тантрических духовных практик. Важно соблюдать все детали: последовательность изображения, цвета, структура. Особенности создания мандал четко описаны в специальных тибетских текстах.

Особенности тибетских мандал следующие:

  1. Структура представляет собой изображение царственного дворца, двери которого обращены к четырем разным сторонам света
  2. Создание рисунка начинается от центра к периферии. Это особенно важно соблюдать
  3. Процесс создания мандалы всегда сопровождается пением священных текстов. Считается, что таким образом рисунок заряжается позитивной и очень мощной энергетикой
  4. Важно, чтобы создатель мандалы находился в состоянии, приближенном к медитативному, был сосредочен
  5. Также немаловажно выбрать правильное место для творчество — это должно быть помещение с позитивной энергетикой, наполненное гармонией и счастьем

Наверное, именно поэтому в древние времена мандалы рисовали только в храмах — ведь это место, где позитивная энергия сконцентрирована до предела.

В Тибете считается, что чем гармоничнее человек, создающий мандалу, тем более сильное влияние она окажет на окружающих. Если изображение создал просветленный, монах, то такой рисунок — благословение Будды, которое получит каждый, увидевший мандалу.

Смотрите видео о том, как создать тибетскую мандалу самостоятельно:

Способы создания тибетских мандал

Создать самостоятельно тибетскую мандалу не очень просто — это долгий и кропотливый процесс. В древности для изготовления священного артефакта использовали мелкие полудрагоценные камки, сейчас — пользуются мраморной крошкой.

Если просеивают и окрашивают в разные оттенки, сортируют по размеру и цвету. А уже затем приступают к созданию изображения.

Вы можете воспользоваться другими материалами — например, цветным песком. Для начала выложите фон будущей мандалы из наиболее крупных частиц. Затем можно наносить узоры и символы.

Для облегчения работы можно словно «вдувать» песок в рисунок при помощи специальных конусообразных трубочек.

Важно: после того, как мандала будет полностью готова, ее нужно разрушить. Зачем:

  • В процессе творчества человек выплескивает в мандалу весь свой негатив — его и нужно разрушить окончательно
  • Это действие символизирует непостоянство всего, что существует

Для завершения духовной практики необходимо «смести» получившийся рисунок к центру, а использованный песок переместить в металлическую чашу и прогреть на огне. Это уничтожит негативную энергию, но оставит позитивную.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/tibetskaya-mandala.html

Тибетские монахи построили в Москве мандалу Будды сострадания

Тибетская мандала  медитация монахов

Тибетские монахи из монастыря Дрепунг Гоманг посещают Россию уже шестой год подряд, и в ходе каждого визита в разных городах они строят мандалы из цветного песка. На этот раз ее построили в московском музее Рериха.

МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. Тибетские монахи одного из крупнейших буддийских монастырей-университетов Дрепунг Гоманг в ходе шестого визита в Россию построили в московском музее Рериха мандалу Авалокитешвары (Будды сострадания).

Дрепунг Гоманг и Россия

Палден Таши Дрепунг Гоманг дацан — философский факультет старейшего монастырского комплекса Палден Дрепунг, который был основан в Тибете в 1416 году. В конце 1950-х годов монастырь был разрушен, а в 1960-х восстановлен уже на территории Индии.

Монастырь получил известность благодаря многим великим ламам, ученым-философам и практикам, достигшим высоких духовных реализаций.

Сегодня Гоманг дацан располагается в южноиндийском штате Карнатака и насчитывает около 2000 монахов, в том числе из России, Монголии, Непала, Бутана и некоторых гималайских регионов Индии.

Тибетские монахи из монастыря Дрепунг Гоманг посещают Россию уже шестой год подряд. И в ходе каждого визита в разных городах они строят мандалы из цветного песка, которые вскоре сами же и разрушают. Это действо наглядно иллюстрирует проповедуемое буддистами учение об обусловленности и непостоянстве всего в мире.

“Я испытываю большую радость всякий раз, когда вижу, как монахи строят песочную мандалу. Она дает нам колоссальную возможность поразмышлять о законах причинно-следственной связи и одновременно о непостоянстве”, — сказал почетный представитель Далай-ламы в России и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, обращаясь к российским буддистам в музее Рериха.

По его словам, тибетский народ и российские буддисты перенесли много страданий и гонений в двадцатом веке. Поэтому духовный лидер буддистов призвал верующих “помолиться о том, чтобы страдания всех живых существ, не только тибетцев, были устранены”. “Я прошу всех вас никогда не сдаваться, потому что трудные времена приходят и уходят. Такова наша жизнь”, — отметил Тэло Тулку Ринпоче.

Построение мандалы именно Авалокитешвары символично: в этом году Далай-лама XIV Тензин Гьяцо, который считается его воплощением, отмечает свой 80-летний юбилей.

Построение и разрушение мандалы

Слово “мандала” в переводе с санскрита означает “круг”, “единство”. Это графическое изображение дворца того или иного божества тантрического учения, передающее его суть на языке символов. Ее можно “читать” как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Как правило, мандалы создают в двумерной форме из мелкого песка, окрашенного в традиционные цвета.

Ритуал построения буддистскими монахами мандалы длится несколько дней. На первом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, а затем приступают к разметке платформы.

При построении мандалы каждый монах сидит на месте, соответствующем определенной стороне света, и отвечает за определенную часть изображения. Нанесение песка идет от центра к периферии, причем, если один монах успевает закончить свой фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждет остальных, либо помогает им — сооружение мандалы должно вестись равномерно.

Мандала живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Как только медитационная практика завершена, мандала должна быть разрушена. Ее разрушение — тоже особый ритуал. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить божество покинуть песочный дворец.

Затем мастер ритуала надрезает ее с “восточного входа” с помощью ваджры — ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума, а потом повторяет эту процедуру со всеми остальными “входами”, двигаясь по часовой стрелке, и наконец, надрезает мандалу по диагоналям.

После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.

Священный песок

Считается, что песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает очистительной силой. По традиции монахи красивой процессией с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану и преподносят благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.

Мандала в музее Рериха будет торжественно разрушена в грядущее воскресенье 15 марта. Священный песок, “наполненный состраданием”, по традиции раздадут всем присутствующим на ритуале, а некоторую его часть опустят в Москву-реку, рассказала РИА Новости председатель фонда “Дрепунг Гоманг центр” Наталья Беспалова.

“Буддисты верят, что в реке живут хозяева местности — наги. В мегаполисах они страдают из-за плохой экологии, и священный песок должен им помочь”, — пояснила собеседница агентства.

После Москвы делегация из шести монахов и тибетского доктора посетит Краснодар, Калмыкию, Бурятию, Санкт-Петербург. Во всех городах буддийские монахи тоже будут строить мандалы из песка. В мае делегация снова вернется в российскую столицу, а затем в Индию.

Источник: https://ria.ru/religion/20150313/1052452456.html

Значения тибетских мандал – тайны буддийских ритуалов

Тибетская мандала  медитация монахов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В  этой статье мы детально рассмотрим священный восточный объект поклонения – мандалы. Более всего в современном мире их связывают с ламаизмом, хотя в разном виде прообразы мандал встречались по всему свету с давних времён.

Что это такое
Как это выглядит
История появления
Из чего делают мандалы
Особенности процесса изготовления

Что это такое

Рассмотрим значения тибетских мандал.

Термин «мандала» в  санскрите значит «круг», «диск», кроме того – «нечто, окружающее центр». Чаще всего под этим подразумевают:

  • сакральный предмет
  • ритуальное строение
  • определённое положение физического или тонкого энергетического тела, того, кто медитирует
  • нематериальный образ, возникающий путём визуализации в сознании стремящегося обрести просветление

Как это выглядит

Мандала представляет собой символическую схему – модель Вселенной. По конфигурации это круг, внутри которого находится квадрат со вписанным в него вторым кругом.

Внешняя окружность очерчивает границы Вселенной и указывает на её временную структуру, часто в виде  двенадцати нидан. Нидана – это знак составляющей в ряду перерождений человека, которая определяет цикличность времени и его бесконечность.

Каждая нидана обуславливается предыдущей и является причиной возникновения следующей, что и  выражает сущность одной из самых известных мандал – Калачакры, именуемой колесом времени.

Цепи нидан удерживают человека в мире страдания, в колесе сансары – бхавачакре, что в свою очередь находит отражение во внешнем круге мандалы. Это колесо до сих пор отображено на флаге Индии.

Стороны квадрата имеют ворота или двери, это символы входа в наш населённый мир, и они соответствуют сторонам света и цветам, которые с ними соотносятся в буддизме. Как известно, в ламаизме северу определён зелёный цвет, востоку – белый, юг – это желтый, запад – красный цвет. Если изображение центра не предполагает иного, то он выполняется в голубом цвете.

Внутренний круг нередко разделён на части или имеет вид цветка лотоса с восемью лепестками, который в буддизме служит троном Будде. Кроме этого лотос символизирует детородность, женское лоно, в него иногда помещается ваджра, как символ мужского начала.

В центре окружности могут изображаться избранное божество – йидам, или его атрибуты, или геометрические формы: кружок, четырёхугольник, треугольник.

История появления

По легенде, первую мандалу сделал в восьмом веке Падмасамбхава, основоположник тантрического учения в этой религии, которому нужна была помощь богов, и который семь дней молился, ожидая её. Затем призываемое божество спустилось в центр мандалы и помогло гуру в том, о чём он просил.

По факту, символика мандалы встречается в буддизме гораздо раньше указанного времени. Достаточно взглянуть на мандалы, изготовленные в традициях древней религии «бон».

При всестороннем анализе можно обнаружить наличие чего-то подобной формы у народов разных культур с древности: календарей древних египтян и майя, изображения знаков зодиака у жителей Европы, сур в Коране и китайских гексаграмм «Книги перемен», готических витражных круглых окошек из разноцветного стекла, узоров на персидских коврах и других примеров.

Из чего делают мандалы

Эти изделия могут быть плоскими и объёмными. Изображения их могут находиться в любой части храмов, как на потолке или полу, так и на стенах.

Материал для изготовления самый разнообразный: драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, камень, металл, цветы, окрашенный песок, мраморная крошка, рис, масло.  Это могут быть и вышивки из ниток.

Бывают и плетёные мандалы, которые не так широко распространены. Самая известная такая модель – это «Бесконечный узел». Из её названия можно понять, что это выражение безграничной любви, сострадания, мудрости, взаимосвязи всех событий и живых существ на Земле.

Существует интересная традиция в Индии, где девушки, созревшие для замужества, рисуют разноцветной мукой мандалы на земле у своего дома каждое утро. Это сигнализирует возможным женихам, что тут живёт молодая особа на выданье.

Сваты приходят в дом поглядеть на будущую избранницу, и если дело не выгорает, то мандала к вечеру уничтожается ногами гостей. С утра потенциальная невеста выполняет первоначальные действия заново, столько дней, пока её желание не осуществится.

Во время медитаций мандалы представляются в трехмерной форме, для облегчения созерцания. Для этого во многих монастырях хранятся искусно вырезанные руками монахов из дерева сложные по архитектуре дворцы, где каждый символичный элемент является как бы ступенькой к достижению просветления.

Также Далай-лама XIV разрешил монахам-странникам строить мандалы для светских людей по всему миру. Основная цель этого – принцип бодхисаттв: помочь максимальному количеству живых созданий.

Созерцая мандалы, можно избавиться от внутреннего негатива и болезней, достичь богатства и процветания, увеличить свои «заслуги», нравственный потенциал, с тем, чтобы продвигаться дальше на пути духовного роста.

Особенности процесса изготовления

Ритуалы по созданию песочных мандал доверяется выполнить  специально обученным монахам. Их помыслы должны быть чисты, старание усердным и искренним, ведь от результата их труда зависит, какую помощь получат пожелавшие взглянуть на готовое творение. При этом произносятся мантры, которые наполняют изделие силой и призывают выбранные божества занять предназначенное им место в  узоре.

Пространство перед началом работы очищается при помощи особой церемонии, наносятся очертания, и затем каждая раскрашенная песчинка тщательно укладывается в схему, что занимает несколько дней.

По завершении это рукотворное чудо разрушается. И это не случайно, так как одним из основных положений буддизма является непривязанность к чему-либо (вайрагья), и непостоянство всего существующего. Таким образом каждый участник этого действа получает шанс задуматься об эфемерности бытия и необходимости стремиться к подлинно истинному.

Заключение

Всё это приводит некоторых изыскателей к  мысли, что некогда жителям Земли была передана представителями других цивилизаций некая важная информация об устройстве нашего мира, математически зашифрованная в виде мандал.

Люди были не подготовлены к её восприятию, но осознавали её важность. И потому они сохранили её до сих пор и неосознанно воспроизводят в религиозных традициях и ритуалах снова и снова, пытаясь постигнуть истину.

На этом мы прощаемся с вами, и если вам понравилась статья, рекомендуйте её к прочтению в социальных сетях.

Источник: http://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/znacheniya-tibetskikh-mandal

Зачем нужны были мандалы в Тибете?

Тибетские мандалы использовались на своей Родине с древних времен. Они являлись незаменимым атрибутом мистических ритуалов и были частью старинных традиций. Но много веков назад рисование мандал находилось в строжайшей тайне. Это был тайный обряд, который проходил только в монастырях.

Далай-Лама пожелал сохранить древние традиции и велел возвести мандалы в различных точках земного шара. Он считал, что этим принесет пользу всем живущим на нашей планете, ведь достаточно просто посмотреть на мандалу, чтобы исцелиться от всего негативного, встать на путь духовного развития и роста.

Также тибетские мандалы — неотъемлемый атрибут тантрических духовных практик. Важно соблюдать все детали: последовательность изображения, цвета, структура. Особенности создания мандал четко описаны в специальных тибетских текстах.

Особенности тибетских мандал следующие:

  1. Структура представляет собой изображение царственного дворца, двери которого обращены к четырем разным сторонам света
  2. Создание рисунка начинается от центра к периферии. Это особенно важно соблюдать
  3. Процесс создания мандалы всегда сопровождается пением священных текстов. Считается, что таким образом рисунок заряжается позитивной и очень мощной энергетикой
  4. Важно, чтобы создатель мандалы находился в состоянии, приближенном к медитативному, был сосредочен
  5. Также немаловажно выбрать правильное место для творчество — это должно быть помещение с позитивной энергетикой, наполненное гармонией и счастьем

Наверное, именно поэтому в древние времена мандалы рисовали только в храмах — ведь это место, где позитивная энергия сконцентрирована до предела.

В Тибете считается, что чем гармоничнее человек, создающий мандалу, тем более сильное влияние она окажет на окружающих. Если изображение создал просветленный, монах, то такой рисунок — благословение Будды, которое получит каждый, увидевший мандалу.

Смотрите видео о том, как создать тибетскую мандалу самостоятельно:

Символ буддизма. Мандала — рисунок из цветного песка тибетских монахов

Тибетская мандала  медитация монахов

Мандала в буддизме — это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений.

Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.

Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни.

Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала —геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром.

Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — изображение божеств, бодхисаттв, Будд.

Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

Буддизм, картина мира

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части.

Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу.

Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.

В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого «бытия», заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета.

Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров.

Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.

Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916 г.

он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».

В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.

В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти.

Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов.

Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями.

Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.
Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи.

Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы

— как создается мандала тебетскими монахами

Ритуал перед началом создания рисунка мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением.Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы.

Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной.Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе. Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.

Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.

Инструменты для создания песочной манадалы

Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.

Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть.Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном отличается центр мандалы, где изображены божества.

Боковые части, периферия остается неизменной.

Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.

Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.

Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды. В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.

Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации.

Платформа для мандалы затем благословляется.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков. Используется не только песок, но и частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется.

Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий — для прорисовки мелких деталей и узоров.Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить опускается в белый песок мелкого помола, натягивается над поверхностью мандалы и отпускают.

На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки.Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Они заранее планируют работу на день, помогают друг другу в работе.

Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ.Каждый день монахи начинают работу с пения. Они обращаются к центральному божеству мандалы и разжигают в своем сердце желание трудиться на благо всего живого.

Создавая мандалу, монахи воссоздают в своем уме объемный дворец божества.

Мандалу нельзя оставлять в музее, как экспонат. Она служит основой для медитации.

Разрушение мандалы — подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения — это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.
Руководитель ритуала надрезает мандалу с помощью ваджры.

В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») — символ прочности и неуничтожимости.

Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме — от Ваджры), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр.

Ваджра — атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), пассивность.

Мандала надрезается в местах входов, по диагональным линиям. После этого монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу.Считается, что песок, очищенный в процессе ритуала, обладает очистительной силой. Эта сила преподносится всем живым существам.

Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести чудодейственный песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру.Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале.

Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы были обильными урожаи. Песком посыпают макушку умирающего, что поможет перерождению в высших мирах.

Странно наблюдать, как разрушается удивительно творение, в которое вложено столько труда.

Европейскому человеку приходится наблюдать воочию буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

С сайта http://www.liveinternet.ru

Источник: https://zengarden.in/blogi/simvolika-buddizma-mandala.html

Что такое тибетская мандала, значение и применение

Тибетская мандала  медитация монахов

Мандалы встречаются во многих буддийских традициях, но они наиболее распространены в тибетских общинах, где они могут быть огромными. Иногда они достигают несколько метров в поперечнике, вышитые на ткани и свисающими у стены в храме, в ресторане или в доме.

Мандала — это санскритское слово, означающее «круг» украшенный геометрическими узорами и буддистскими фигурами или сценами. Помимо своей эстетической ценности мандалы также имеют значительный ритуальный и символический смысл в традиции тибетского буддизма.

Несколько слов о буддийских убеждениях и мандалах

В качестве визуального представления священного пространства мандалы выполняют несколько функций в тибетском буддизме:

  • Мандалы используются в ритуалах, чтобы инициировать монахов
  • Мандалы — инструменты медитации, чтобы сосредоточить ум
  • Мандалы создаются и уничтожаются, чтобы представлять непостоянство
  • Мандалы продаются для распространения знаний о буддизме и буддийской философии

В буддизме все существа способны достичь просветления или «Будды». Таким образом, большинство буддистов полагают, что Будда не был божественным существом таким же образом, что Иисус Христос обычно считается физическим воплощением Бога. Скорее, Будда был обычным человеком, который достиг особого трансцендентного состояния под названием «нирвана» или просветления.

Крайне важно в изучении буддийской мысли понять, что мы все способны достичь просветления так же, как человек, которого мы называем Буддой. Фактически, в истории мультивселенной было много Будд. Бесчисленные Будды. Бесчисленные Будды в бесчисленных мирах в бесчисленных царствах.

Достигая просветления, каждый Будда создает особое влияние на мир, в котором он находится. Некоторые Будды известны для установления отдельных царств, чистых и священных пространств, называемых «Поля Будды». Одна из интерпретаций мандал состоит в том, что они представляют эти Поля Будды.

Тибетская мандала сегодня

В тибетской традиции правильные мандалы обычно сделаны из песка или окрашены на тяжелую бумагу. Они являются обычными сувенирами для иностранцев, путешествующих в Тибете, Непале, Северной Индии и других районах с большим тибетским буддистским населением. Они увлекательные произведения искусства, и вы, возможно, столкнулись с одним в доме друга или в гималайском ресторане.

Изящные золотые и янтарные оттенки картин тангены часто образуют декоративные мандалы. Для большинства тибетцев это вполне подходящие способы взглянуть на мандалу, и нет никакого святотатства в размещении такого священного искусства в светских пространствах.

Традиционные мандалы и посвящения

В тибетских тантрических ритуалах посвящения духовный учитель, называемый ламой или гуру, разрабатывает мандалу в освященном пространстве. Мандала представляет собой совершенный мир, в который вступят вышестоящие, и скрывается от них до соответствующего времени. Лама выполняет роль Будды мира, представленного этой мандалой, и посвященные должны поклоняться ему соответственно.

Конкретные действия, которые следуют выполнять, варьируются от места к месту и зависят от обстоятельств, но цель посвященного состоит в том, чтобы «войти в мандалу» и стать Буддой этого мира.

Инструмент медитации

Духовно, мандала представляет собой чистое и священное царство, которое монах может вызывать путем длительной медитации.

В качестве медитативной помощи монахи иногда вкладывают большие усилия в созерцание образа мандалы. Работа состоит в том, чтобы изучить тонкости мандалы, чтобы монах мог вспомнить их из памяти. Практически, огромная концентрация, вовлеченная в этот процесс, успокаивает ум.

Размышление о непостоянстве

В специальном ритуале тибетские монахи создают огромную песчаную мандалу из цветных зерен песка, расположенных на плоской поверхности.

После совершения всех необходимых обрядов, мандала ритуально разбирается в точном порядке. Иногда половина песка из мандалы будет отдана зрителям.

 Остальное должно быть вылито в близлежащую реку с проточной водой, проносящей мирную энергию ритуала вдоль её пути и, в конечном счете, к открытому океану и всему миру.

Поворот колеса

Благочестивые буддисты считают своим идеалом «путь Бодхисаттвы». Бодхисаттвы — это существа, которые, подобно Буддам, достигли просветления. В отличие от Будд, бодхисаттвы предпочитают оставаться в царстве, где они родились, ни переходящие в другую чистую землю, ни исчезновение в просвещенное блаженство.

Когда мы распространяем знания о Дхарме, буддийских учениях, мы называем это «поворот колеса» Дхармы. Тибетская мандала  удерживает взгляд  и захватывайте сердце зрителя, поворачивая колесо и приглашая всех нас войти в эти уникальные и священные места.

Плетение тибетской мандалы, видео

В видео показана как создать тибетскую квадратную мандалу в технике «интуитивное плетение».

Шаблоны тибетской мандалы для чакр

Выбирайте мандалу для проработки необходимой чакры и тех аспектов жизни за которые она отвечает. Скачивайте и распечатывайте шаблон, кликнув по картинке можно ее увеличить.

Перед раскрашиванием хорошенько подумайте чтобы вы хотели изменить в своей жизни, визуализируйте уже готовый результат, прочувствуйте на эмоциональном уровне ваш успех.

После раскрашивания поработайте, помедетируйте с мандалой до появления «отклика», после чего ее можно разместить на видном месте чтобы усилить эффект.

Сахасрара считается основной, имеет форму короны, наполнив её чистой энергией, человек достигает самадхи, просветления.

Чакра Аджна контролирует зрение, логическое мышление и память. От ее функционирования зависит сбалансированная работа левого и правого полушарий.

Вишудха чакра. Она имеет голубой цвет и отвечает за слух, творческие способности и саморазвитие человека.

Анахата, чувств и эмоций. Эта воплощение человечности, отвечает за дыхание, сердечную деятельность.

Манипура, пупочная, средоточие жизненной силы, воли и характера.

Чакра Свадхистана отвечает за то, на сколько вы удовлетворены в жизни.

Первая чакра называется Муладхара (иногда её также называют корневая чакра либо нижняя чакра). Она связывает тело человека с Землей.

Еще больше шаблонов тибетской мандалы можно скачать и распечатать здесь 

Статью прочитали: 928

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/mandala/chto-takoe-tibetskaya-mandala-znachenie-i-primenenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.