Троица праздник основания христианской церкви

Содержание

Святая Троица

Троица  праздник основания христианской церкви

В чем смысл и значение Святой Троицы? Каково православное учение о Троице?

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама.

Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.

Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов.

Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс.

Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний.

И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма.

Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее.

Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».

неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е.

лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический.

Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой.

Естественно встает вопрос, каким образом их различать?Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут.

Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа.

Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог.

Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так.

В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня.

Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”.

– И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.

Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.

Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

День Святой Троицы

Источник: https://www.pravmir.ru/svyataya-troica/

Церковный праздник Троица 2018: суть, приметы, традиции

Троица  праздник основания христианской церкви

Ученики Спасителя ежегодно сами праздновали день сошествия Святого Духа и завещали его всем христианам

Церковный праздник День Святой Троицы весь христианский мир в 2018 году отпразднует на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова, поэтому его еще называют Пятидесятницей.

Это один из 12 главных церковных праздников, который посвящен событию из Евангелия — сошествию Святого Духа на апостолов и прославлению Святой Троицы.

Суть церковного праздника

Церковный праздник установлен апостолами в честь Святой Троицы. Ежегодно ученики Спасителя сами праздновали день сошествия Святого Духа и завещали его всем христианам.

Первым христианским храмом стала сионская горница, в которой Святой Дух сошел в виде огненных языков на апостолов.

Издревле Троица считается днем основания Новозаветной Церкви на земле, поскольку Святой Дух наделил особой силой апостолов, чтобы они могли проповедовать Евангелие во всем мире и донести весть об Иисусе до каждого, как о Спасителе всего человечества.

Праздник в честь сошествия Святого Духа обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

В Постановлениях Апостольских есть указание на это, хотя официально установили церковный праздник Троица в конце IV века, после того как приняли догмат о Божественном триединстве.

Корни праздника на Руси восходят к языческим временам, поэтому, помимо церковных, появилось множество народных обычаев и традиций, которые стали неотъемлемой частью Дня Святой Троицы.

Традиции церковного праздника

К Дню Святой Троицы готовились заранее – хозяйки начинали генеральную уборку в доме и во дворе за день-два до праздника. По традиции, люди освобождали дом от неиспользуемых вещей, особенно от тех, которые напоминали неприятные моменты в жизни.

Очищали свой огород и сад от сорняков. По традиции, вырывали сорняки с корнями и втыкали в землю верхушкой. Такая примета указывала на то, что эти растения больше не будут засорять земельные участки.

Дома и храмы, по традиции, к церковному празднику Троица украшали цветами, травой и ветками различных деревьев, так как молодые растения символизируют богатство, процветание и продолжение жизни.

Всей семьей на церковный праздник Троица с утра отправлялись в храм, где проводилась праздничная служба. По приметам, у Святого Духа в этот день ничего нельзя просить — важно лишь его благодарить за то, что он является спасителем и верным защитником людских душ.

После храма возвращались домой и устраивали богатое праздничное застолье. Церковный праздник не являлся постным днем, поэтому на стол подавались любые блюда — блины, каши, всевозможные пироги, кисели и отвары. На Троицу, по традиции, ходили в гости и дарили подарки.

К числу старых традиций относится и посещение в этот день кладбища – люди поминали почивших родных и оставляли им угощение.

В деревнях настоящее гулянье начиналось ближе к вечеру — устраивали хороводы, танцевали, пели песни, проводили ритуальные обряды. Устраивали ярмарки, с различными развлечениями, которые длились аж целую неделю.

Троицу, по традиции, отмечали также в лесах, полях, садах — пели песни, играли в веселые игры. В этот день незамужние девушки гадали на венках, собственноручно плетеных. Венки бросали в воду и пели песни, и если веночки сходились – эта была верная примета, что девице быть сосватанной уже в этом году.

По берегам рек и озер, по традиции, несколько ночей подряд жгли костры, чтобы защититься от нечистой силы, которую отпугивал огонь. В старину люди верили, что русалки в эти дни выходили на берег и заманивали парней.

Приметы на Троицу

Сватанье в праздник считалось хорошей приметой. Люди в старину верили, если посватаются на Троицу, а на Покров поженятся, значит супруги будут жить долго в любви и согласии.

Цветы и травы, сорванные на Троицу, по приметам, считались целебными и способными вылечить любой недуг, а роса, собранная на рассвете, обладала особенной силой – она могла исцелить и придать сил.

Илия II провел молебен в день поминовения Иверской иконы Божьей матери>>

Дождь на Троицу – хорошая примета, которая указывала, что год будет урожайным и теплым.

Плохой приметой считалась жаркая погода на Троицу — это означало, что все лето будет засушливым.

После Троицы, по приметам, погода устанавливалась и наступали солнечные дни.

Раздавать мелочь нищим в церковный праздник Троица – хорошая примета, которая поможет оградить себя от болезней и невзгод.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20180526/240622724/Cerkovnyj-prazdnik-Troica-2018-sut-primety-tradicii.html

Троица — праздник основания христианской церкви

Троица  праздник основания христианской церкви

Троица является третьим Великим Праздником в православии наряду с Рождеством и Пасхой. Именно в этот день была основана первая христианская церковь, когда Дух Святой почил на апостолах. Так что, Троица — праздник основания церкви.

В статье мы рассмотрим вопрос, что рассказывает православная церковь об этом знаменательном дне, как его правильно отмечать, и что обозначает триединство? Узнаем, кто установил празднование Троицы, а так же рассмотрим народные традиции, связанные с троицыным днем, и иконографию.

В конце статьи вы послушаете рассказ о празднике Троицы протоиерея Андрея Ткачева.

Символизм Триединства

Православная вера основывается на почитании триединого бога — Отца, Сына и Духа Святого. Это триединая сущность Бога, которая неразрывна в своем единстве. Человеческий разум не в состоянии постичь духовные тайны, поэтому нам необходима вера. Только верой можно постичь духовные откровения, невыразимые словами.

Единосущный в триединстве бог обитает в трех Личностях, которые обладают своей индивидуальностью. Противники христианства пытаются убедить последних в идолопоклонстве, потому что не могут понять земным разумом, как трое могут быть единым целым.

Среди трех Личностей Троицы нет главного и второстепенного — они все движимы единой целью и связаны общей мыслью.

Поэтому Дух Святой тоже является Личностью, которая может обладать собственными характеристиками. Эта Личность настолько ценна в Троице, что хула на нее приравнивается к смертному греху. Итак, через 50 дней после воскресения Иисуса на землю снизошел Святой Дух — третья ипостась единосущной Троицы.

День основания церкви

Почему Троица является днем основания церкви? Потому что именно через 49 дней после воскресения Христа в мир снизошел Дух Святой, который почил на апостолах в образе языков пламени. Это был особый огонь — духовный: он не обжигал человеческую плоть.

Об этом событии возвестил Спаситель перед вознесением на небеса, за 10 дней до сошествия. Он сказал, что на учеников снизойдет особенная сила, которая позволит нести благую весть по всей земле.

В это время в Иерусалиме праздновали Шавуот (день дарования Торы на горе Синай), и многие  увидели чудо явления Духа Святого ученикам Иисуса и их умение разговаривать на других языках.

Некоторые посчитали апостолов пьяными, однако, иностранцы сразу же узнали свою родную речь, когда апостолы говорили на их языке. Поэтому профанация была исключена.

О чем говорили апостолы на другом языке? Они возвеличивали силу бога и провозглашали евангелие.

Тогда люди спросили апостолов, что им нужно делать? На что последние ответили — принять Иисуса спасителем и креститься. В тот день приняло веру более 3000 человек, что и ознаменовало собой рождение церкви.

Чудо снисхождения Святого Духа на землю почитается как особенный день для всех христиан мира. Иисус сказал: «Идите и проповедуйте царство божие на земле». Он дал прямое указание апостолам нести благую весть (евангелие) всем народам мира, говорящим на разных языках.

Робкие и несмелые апостолы получили великую силу и с дерзновением отправились проповедовать евангелие всем людям.

Они установили время почитания Духа Святого — Троицу — и заповедовали отмечать праздник ежегодно (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). На Втором Вселенском Соборе Триединство закрепили законодательно.

В этом церковном догмате установлено равенство и единосущие трех Ликов — Отца, Сына и Духа Святого.

Троицын день в православии

Православная традиция свято чтит день сошествия благодати на землю. Этот день относится к двунадесятым подвижным церковным праздникам и отмечается через 49 дней после Пасхи Христовой. Следующий за Троицей понедельник называется Духов день.

В православии Троица венчает пасхальный цикл богослужений, поэтому все следующие за ней недели литургий нумеруются и именуются «неделями по Пятидесятнице». После Троицы начинают читать молитвы Святому Духу вплоть до следующей Пасхи. После Пасхи молитва Святому Духу не произносится ни на богослужениях, ни в домашнем чтении.

Соборы и храмы украшены зеленью, верующие приносят на богослужение букеты цветов и луговых трав. В этот день священнослужитель произносит молитвы коленопреклоненно, а паства молится в земном поклоне.

Народные традиции

Люди именуют Троицу зелеными святками. В этот день принято освящать букеты луговых трав и цветов в храме. Затем их приносили домой и располагали за иконами. Считалось, что освященные на Троицу травы могут спасти от пожара и нашествия грызунов. Букеты раскладывали на чердаке и в житницы.

Также на Троицу церковные полы устилали травами, которые разбирали после службы люди. Эти травы кипятили в воде и пили отвар для исцеления от болезней, а также примешивали к сену. Из ветвей берез, стоявших на службе в церкви, плели венки, которые потом использовали при посадке рассады капусты.

Праздник Троицы отмечали два дня — в воскресенье и понедельник. Работать было запрещено, так как земля почиталась как именинница. Всю неделю до следующего воскресенья можно было кушать скоромную пищу, а в следующий после Духова дня понедельник уже начинался Петров пост. Этот пост заканчивался почитанием Петра и Павла.

Иконы Троицы

В иконографии есть два сюжета изображения Троицы. Первым из них считается изображение трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Это были три таинственных странника, которые явились праотцу в дубраве Мамре.

Путники сообщили Аврааму о долгожданном рождении сына.

Изображение странников и четы Авраама можно увидеть в Троице-Герасимовской церкви в Вологде, на иконе Святая Троица в бытии и Троица Зырянская, на триумфальной арке базилики в Риме.

Следующей иконой о Троице является знаменитая живопись преподобного Андрея Рублева. Это уже завершенное символичное изображение троичности бога.

По сравнению с явлением ангелов Аврааму, которое было предтечей и пророчеством о Троице, мы видим воплощенный в своем совершенстве триединый образ бога. На иконе изображены три святых Лика, жертвенная чаша на трапезном столе.

Единосущная Троица многократно изображалась иконописцами, но икона Андрея Рублева является классическим образцом иконографии.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому — еще один пример канонической иконописи. Существуют и неканонизированные изображения Святой Троицы, к которым нужно относиться осторожно. В католической церкви можно встретить икону «Коронование Богородицы», где тоже изображена Святая Троица в образе Отца, Сына и Духа Святого.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/prazdnik-troitsyi.html

Пятидесятница – что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем?

Троица  праздник основания христианской церкви

В этот день более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества.

В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой.

Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему ― Пятидесятница. Что это такое?

Дни, проведённые с учениками

Святое Евангелие повествует о том, что по воскресении Своём из мёртвых Иисус Христос в течение сорока дней оставался среди своих учеников.

Он многократно являлся им, пребывая в новом, не вещественном теле — том, которое в будущем обретут все стяжавшие вечную жизнь. По истечении сорока дней Спаситель вознёсся на небо, совершив это на глазах своих учеников.

Он сделал их свидетелями чуда для того, чтобы ещё сильнее возжечь веру в их сердцах.

Оставляя их до времени одних, Христос повелел своим ученикам неотлучно пребывать в Иерусалиме, молиться и ждать Его посланника, утешителя — Святого Духа. Апостолы, со всем жаром принимая в сердца свои слова Учителя, тем не менее не могли достаточно ясно уразуметь, что такое Святой Дух. Тем не менее все последующие дни их переполняло чувство приближающейся радости.

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет.

Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии.

С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус.

В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена сошествия на апостолов Святого Духа. Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения.

Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня.

Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь.

Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Рождение Христианской Церкви

Действие Благодати, сошедшей на них вместе со Святым Духом, сразу же дало себя знать. Апостолы ощутили невероятный прилив сил и энергии.

Их переполнило чувство любви к Богу и людям, и готовность отдать всего себя апостольскому служению.

Для исполнения этого каждый из них чудесным образом сподобился дара говорить на языках, доселе ему не ведомых, что давало возможность нести слово Божие разным народам и странам.

Соединённые опочившей на них Благодатью Божией апостолы явили собой новую единую церковь. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днём рождения Христианской Церкви. С этого дня нескончаемым потоком потекли души людские в её материнские объятия. И именно с этого дня начали апостолы своё служение, неся людям свет Божественной истины.

Значение праздника Святой Троицы – Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы является одним из важнейших в православии. Он по своему значению близок к таким торжественным дням, как Пасха и Рождество. Это не случайно, ведь понятие Святой Троицы составляет основу христианской веры.

В 381 году церковный Собор, проходивший в Константинополе, принял догму о трех Божественных ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. С этих дней и был установлен праздник, который мы теперь называем Троица – Пятидесятница.

Что это такое, было чётко и ясно сформулировано в документах Собора, и именно ими мы руководствуемся до настоящего времени.

Поскольку праздник этот является днём рождения нашей церкви, то празднуется он всегда с особым весельем. Вошло в традицию в этот день готовить угощения и приглашать к столу родных и друзей.

Всем известен обычай украшать в день Пятидесятницы дома и внутренние помещения храмов цветами и берёзовыми ветками. Кстати, не обязательно берёзовыми. В некоторых местах используются пучки пахучих трав, таких как шалфей или любисток. Это древний обычай.

Он основан на том, что Бог в Своём триединстве принёс жизнь, которую в данном случае и символизируют зелёные ветви деревьев и пучки травы.

Церковная служба в этот праздничный день

Служба Пятидесятницы всегда проходит в церквях торжественно, и в то же время радостно. В этот день весь клир предстаёт в облачениях зелёного цвета.

Это необычайно органично сочетается с зеленью берёз, украшающих помещение.

Прихожане стоят, держа в руках цветы и букеты из тех же берёзовых веток, и когда в конце службы для окропления их поднимают над головами, то храм превращается в живую весеннюю рощу.

Празднование Преполовение Пятидесятницы

С этим праздником связана и ещё одна интересная традиция. В Православной Церкви принято отмечать день, который называется Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, что отделяют Светлое Воскресение от дня Святой Троицы. Название праздника восходит к евангельским временам.

В Новом Завете мы читаем, как Господь в последний год Своей земной жизни, вошёл в церковь и учил там в день преполовения Ветхозаветного праздника Кущей. Евангелие свидетельствует, что все присутствующие поражались глубиной и мудростью его слов. В честь этого учения и установлен праздник Преполовения Пятидесятницы.

Он готовит нас ко дню сошествия Святого Духа.

Древнееврейские корни праздника

Интересно отметить, что существует иудейский праздник — Ветхозаветная Пятидесятница.

Что это такое? Дело в том, что у древних евреев существовал обычай на пятидесятый день после их исхода из Египта (Еврейской Пасхи) отмечать праздник начатков жатвы пшеницы. Упоминания о нём встречаются у многих древних авторов.

Например, Иосиф Флавий, в своих трудах называет его именно Пятидесятницей. Под этим же названием он фигурирует и в трудах многих иных греческих и византийских авторов.

Праздник этот был установлен в честь того, что в этот день освобождения из египетского рабства еврейский народ получил на горе Синай каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями.

Они стали именоваться Сионским законом, и явились отправной точкой для создания религиозной и правовой основы будущего государства.

Из всех ныне отмечаемых православных праздников только два имеют Ветхозаветные корни, это Пасха и Святая Пятидесятница.

Празднование в первые века христианства

До наших дней дошло много свидетельств о том, как отмечался этот день в первые века христианства. Особый интерес представляют записи одной паломницы из Западной Европы, написанные в IV веке.

В них она рассказывает о том, как в пятницу, предшествующую празднику, совершалось всенощное бдение в храме Воскресения в Иерусалиме, как читал епископ Евангелие, а когда занялся рассвет, все перешли в другую — главную церковь, в которой проповедь длилась до третьего часа дня.

Но и это ещё не было концом службы, так как после короткого отдыха все во главе с епископом отправились на Сион, где читались выдержки из «Деяний апостолов», повествующие о сошествии Святого Духа на апостолов.

Закончился же тот день службой на Елионской горе, на месте, откуда вознёсся Спаситель.

Столь продолжительная служба, участниками которой были не только христиане, проживавшие в Палестине, но и паломники из дальних стран, говорит о высоком статусе этого праздника и о понимании присутствовавшими всей значимости происходившего события.

Источник: http://fb.ru/article/192757/pyatidesyatnitsa---chto-eto-takoe-prazdnik-pyatidesyatnitsyi-chto-myi-prazdnuem

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах –

Троица  праздник основания христианской церкви

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) – величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник.

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

«Я умолю Отца, – говорит Господь апостолам, – и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14:16-17).

Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

Излияние Духа Святого на учеников

Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все 12 апостолов собрались вместе. Готовясь к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице».

Сионская горница

Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю.

Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49).

Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них.

Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали.

Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.

Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).

И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне (т.е.

евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны».

Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших.

Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа».

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой – этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

История праздника Дня Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя – Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых.

Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в ее святых таинствах, через преемников-апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Догмат о Пресвятой Троице – основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта».

Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит…

войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры, составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.

14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8).

Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Икона Троицы Андрея Рублева

Празднование Дня святой Троицы

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е.

воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е.

понедельник – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 1:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим

Молитва на День Святой Троицы:
Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (из цикла «Мульткалендарь»)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1125940

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.